РЕЦЕНЗИИ И АННОТАЦИИ
Б01 10.24412/2076-8176-2023-3-178-182
Историко-ботаническая трилогия1
М.В. Винарский
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники РАН, Санкт-Петербург, Россия; [email protected]
Историография отечественной ботаники богата изданиями, посвященными отдельным этапам развития этой науки в нашей стране и созданными в различных жанрах научной литературы. Среди них есть как «классические» монографии, где специально рассматривается какой-либо исторический период2, так и энциклопедические справочники, из которых нельзя не упомянуть многотомный и оборвавшийся буквально «на полуслове» биографо-библиографический словарь «Русские ботаники», составленный С.Ю. Липшицем3. Есть исследования, в которых сугубо ботанический материал анализируется в контексте более общих биологических проблем, в частности, эволюционных4. Несмотря на это, рецензирумое троекнижие следует признать явлением в нашей историографии науки уникаль-
1 Рецензия на книги: Травопознание Абрахама Энса, доктора медицины / Сост. А.К. Сытин, Д.Д. Сластунов. СПб.: Любавич, 2020. 272 с. Гербарий Роберта Арескина, лейб-медика Петра Великого, архиатра / Сост. А.К. Сытин, Д.Д. Сластунов. СПб.: Любавич, 2022. 376 с. От кунсткамеры к травопознанию. Развитие ботаники в России в первой половине XVIII века / Сост. А.К. Сытин, Д.Д. Сластунов. СПб.: Келлер, 2022. 408 с.
2 Например: Щербакова А.А. История ботаники в России до 60-х гг. XIX в. (додарви-новский период). Новосибирск: Наука, 1979. 368 с. Щербакова А.А., Базилевская Н.А., Калмыков К.Ф. История ботаники в России (дарвиновский период, 1861—1917 гг.). Новосибирск: Наука, 1979. 258 с.
3 См. Федотова А.А. История неоконченного словаря С.Ю. Липшица «Русские ботаники» // Ботанический журнал. 2012. Т. 97, № 3. С. 381-398.
4 Например: Старостин Б.А. Филогенетика растений и ее развитие: системы покрытосеменных растений в СССР. М.: Наука, 1970. 187 с. Галл Я.М. Борьба за существование как
© Винарский М.В., 2023
ным. Авторскому коллективу, в состав которого вошли сотрудники нескольких научных учреждений (Ботанический институт РАН, Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Библиотека АН и др.) и вузов (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова) России, а также Германии (Геттингенская академия наук), удалось создать научно-историческое сочинение нового для нашей литературы типа. Я бы назвал его сложносочиненным гибридом сразу нескольких жанров — историко-на-учной монографии, ботанического атласа, таксономико-номенклатурного справочника и публикации первоисточников — документов по истории естественной истории в России в первой половине XVIII в. Этим объясняется и некоторая эклектичность содержания, заметная преимущественно в последнем выпуске серии, но термин «эклектика» в данном случае не является порицанием или упреком авторам, а скорее предупреждением будущим читателям о том, что книги, которым посвящена моя рецензия, содержат в себе самый разнообразный по тематике материал, который может вызвать интерес не только у профессионального ботаника, но также у историка науки, библиографа, искусствоведа, филолога, даже, возможно, специалиста по палеографии (поскольку в трилогии обильно воспроизведены факсимильные копии рукописей ботаников начала XVIII столетия). Не сомневаюсь, что любой просвещенный и любознательный читатель, интересующийся петровской эпохой и становлением в нашей стране наук и искусств, с пользой для себя прочтет общие разделы трехтомника, посвященные истории ботаники в рассматриваемый период, биографиям важнейших ее деятелей, роли Петербургской академии наук в становлении отечественной науки о растениях. Немаловажно, что все эти разделы написаны ясным и простым языком, сочетая доходчивость с принятыми в научных публикациях стандартами точности и доказательности (я имею в виду наличие обширного справочного и вспомогательного аппарата, а также ссылки на любой упоминаемый в тексте факт или первоисточник).
Вышесказанное является попыткой коротко охарактеризовать все три тома, если рассматривать их как единое целое, порождение общего замысла, который, как можно предполагать, принадлежит двум авторам-составителям трилогии: А. К. Сытину и Д. Д. Сластунову из Ботанического института РАН. Надо отдать должное энтузиазму и трудолюбию авторов-составителей, сумевших всего за три года (2020—2022) издать при финансовой поддержке грантов РФФИ три объемных, сложных по композиции и очень щедро иллюстрированных выпуска серии5.
Первый из них, увидевший свет в 2020 г., носит название «Травопознание Абрахама Энса, доктора медицины». Абрахам Энс (1713—1770), потомок выходцев из Германии, был одним из наиболее выдающихся отечественных знатоков растений рассматриваемой эпохи. Широко образованный, имевший возможность путешествовать по Западной Европе, этот петербургский врач, лично знакомый с Карлом Линнеем и другими светилами натуральной истории эпохи Просвещения,
фактор эволюции (историко-критический анализ отечественных ботанических исследований). Л.: Наука, 1976. 156 с.
5 Насколько могу судить, формально эти три тома не составляют единой серии. Однако по единому стилю оформления, подходу к составлению книг и единству «времени и места действия» они могут рассматриваться именно как трилогия. Общий объем всех трех книг составляет 1 056 печатных страниц, из которых значительно более половины приходится на иллюстративный материал.
оставил после себя драгоценное наследство в виде приватным образом собранного гербария. Не будучи ботаником первого ранга6, Энс всю свою жизнь трудился в области естествознания с тщанием и усердием, на что указывает и географическое расположение местонахождений растений, находившихся в его гербарии — от Британии на западе до Поволжья на востоке. В 1914 г. дальние потомки Энса передали его собрание в Ботанический музей Императорской Академии наук, где он и пережил благополучно бурные и трагические события прошлого века (в то время как многие современные ему гербарии, хранившиеся в западноевропейских музеях, погибли). В настоящее время этот гербарий активно изучается. Он оцифрован, и его содержание также доступно в виде базы данных.
Биография Энса известна плохо и, возможно, в ней было сравнительно мало ярких событий. Однако история его гербария в книге изложена со всей возможной детальностью, причем помещена она в контекст развития европейского гербарного дела в целом. Во вводном разделе подробно описаны научные связи Энса с ведущими ботаниками того времени, охарактеризованы ботанические сады и музеи натура-лий, которые он посещал во время своих поездок по Европе. Основное же содержание книги составляют оцифрованные изображения гербарных образцов из собрания Энса. Каждому листу посвящен отдельный разворот книги: справа — качественная фотография гербарного листа (включая декоративные изображения вазы или урны, в которых были «посажены» высушенные растения). Авторы справедливо замечают по поводу этих украшений, что представленный гербарий является памятником не только науки, но и «культуры и быта Европы первой половины XVIII века». Левая сторона разворота содержит ботанический комментарий к гербарному образцу — научное описание растения (часто воспроизводится его латинский диагноз из какого-нибудь старинного издания), заметки о его распространении, экологии, практическом применении. Оцифрованные гербарные листы хранят и рукописные пометки самого Энса, к которым при необходимости сделаны примечания. Завершают издание два небольших приложения — «Ботаническая библиотека Абрахама Энса» и «Графика в гербарии Абрахама Энса».
Высококачественные фотоизображения гербарных листов, безусловно, будут иметь определенное значение для нынешних ботаников — специалистов по систематике и биогеографии растений. Вероятно, некоторые из них имеют и номенклатурный интерес.
Почти по такому же плану составлена и вторая часть трилогии, посвященная гербарию Роберта Арескина, или Эрскина (1677-1718), — придворного медика Петра Первого и одного из ранних предшественников Энса в плеяде российских ботаников XVIII в. В этой книге также представлен исчерпывающий биографический материал, включенный в самый широкий историко-научный и общеисторический контекст. Среди персоналий, упомянутых во вводной части, читатель найдет множество исторических деятелей разного масштаба и разных сфер деятельности — от светлейшего князя Александра Меншикова до художницы-натуралиста Марии Сибиллы Мериан и от шотландского короля Брюса Первого до секретаря Петербургской Академии наук Иоганна-Даниэля Шумахера. Особая глава посвящена истории Аптекарского приказа в период деятельности Роберта Арескина.
6 Сам Линней в своей известной «табели о рангах» современных ему ботаников удостоил Энса чином фендрика (т. е. «прапорщика»).
Написана она с привлечением большого числа архивных документов. Само описание гербария Арескина богато иллюстрировано и снабжено, как и в первой книге серии, ботаническими и историко-научными аннотациями. В отличие от гербария Энса, в котором сохранились растения, собранные почти по всей Европе, собрание растений Арескина имеет узкую географическую локализацию. Входящие в него гербарные образцы (185 видов) были собраны в окрестностях тогдашней Москвы. Это представляет совершенно конкретный интерес для сегодняшних исследований флоры Москвы и Подмосковья, так как позволяет до некоторой степени представить масштаб произошедших за истекшие триста лет изменений в видовом составе и распространении растительности. Поэтому в книге имеется особая глава о современном состоянии флоры музея-заповедника «Коломенское» в Москве, где экскур-сировал Арескин. В книге также охарактеризованы состав его библиотеки, а также таксономическое положение представленных в гербарии образцов с точки зрения современной систематики.
Описать содержание третьей книги серии даже вкратце — задача для рецензента практически непосильная. Книгу «От кунсткамеры к травопознанию» можно назвать настоящей энциклопедией русской ботаники первой половины XVIII в., в которой, кажется, собрано все, что имеет отношение к данной исследовательской теме. Как и первые два выпуска серии, третий отличается изобилием, если не сказать роскошью, иллюстраций, а также полнотой справочного материала. В качестве приложений к тому опубликованы несколько документов эпохи, включая письма ученых-ботаников и факсимильные воспроизведения образцов их рукописей. Значительная часть представленных в трех выпусках трилогии материалов впервые вводится в научный оборот.
Таким образом, авторскому коллективу удалось за несколько лет выпустить три объемистых тома, не только описывающих и иллюстрирующих историю ботанических исследований в России в первой половине XVIII в., но и представляющих большую ценность как источник справочного материала для всех, кто так или иначе касается вопросов систематики и географии растений отечественной флоры. Благодаря современным полиграфическим возможностям, а также цифровым технологиям всем заинтересованным лицам, как профессиональным ученым, так и любителям, предоставляется шанс практически воочию ознакомиться с драгоценнейшими памятниками раннего периода отечественной ботаники. Учитывая же хорошо известный факт, что публикации по вопросам систематики и номенклатуры не устаревают со временем, а естественноисторические коллекции, включая гербарии, представляют актуальный источник информации для современных исследователей биологического разнообразия, значение рецензируемого трехтомника трудно переоценить.
По количеству приведенных иллюстраций, их разнообразию и высокому качеству воспроизводства «в бумаге» издание, пожалуй, не имеет себе равных в отечественной историографии ботаники (да и зоологии также). Важно, что все рецензируемые книги находятся в открытом доступе по адресу7 https://bh.botdb.
7 См. https://bh.botdb.ru/?t=published&id=3&rid=pdf_0000003 («Травопознание Абрахама Энса, доктора медицины»), https://bh.botdb.ru/?t=published&id=6&rid=pdf_0004307 («Гербарий Роберта Арескина, лейб-медика Петра Великого, архиатра») и https://bh.botdb.ru /?t=published&id=7&rid=pdf_0004308 («От кунсткамеры к травопознанию»).
ru/?t=published, что делает их читательскую аудиторию значительно шире, чем «физический» тираж издания, составляющий менее 400 экземпляров.
Trilogy on the history of botany
Maxim V. Vinarski
Saint-Petersburg Branch of the S.I. Vavilov Institute of the History of Science and Technology, Saint-Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
This is a review of a three-volume series of books published between 2020 and 2022 and devoted to the development of botanical science in Russia in the first half of the eighteenth cen-tury (editorscompilers Andrei K. Sytin and Dmitry D. Slastunov). The three books are rich in factual information and are abundantly illustrated. In fact, this trilogy represents a comprehensive history of the first years of the science of plants in Russia. It is especially impornant for profes-sional botanists since it contains high-quality images of herbarial sheets of the first Russian her-bariums, with remarks on species' identity and their current distribution. On the other hands, his-torians of science and arts, philologists and civil historians will find there plentiful information on the historical context of botanical studies in Russia under the rule of Peter the Great and the sub-sequent rulers. Both in terms of the richness and variety of its content, and in terms of polygraph-ic execution, this edition has no equal in the Russian literature on the history of botanical re-search. All these books are freely available from a web-site https://bh.botdb.ru/?t=published.
Keywords: review, botany, history of botany.