Научная статья на тему 'Историк Н. Н. Любович (к 160-летию со дня рождения)'

Историк Н. Н. Любович (к 160-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / HISTORICAL SCIENCE / ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ / HISTORY OF THE MIDDLE AGES / ИСТОРИК / HISTORIAN / РЕФОРМАЦИЯ / REFORMATION / ВАРШАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / WARSAW UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казарова Нина Акоповна

На основе материалов Государственного архива Ростовской области и дореволюционных изданий рассматриваются основные направления научно-педагогической деятельности профессора Варшавского университета, историка Н.Н. Любовича, почти полвека проработавшего в университете. Показана судьба ученого на переломе эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historian Lubovich N.N. (160 Anniversary)

On the basis of materials of the State archive of the Rostov region and pre-revolutionary editions the main directions of scientific and pedagogical activity of professor of the Warsaw university, the historian N. N. Lyubovich, who worked at the university nearly half a century are considered. The destiny of the scientist on a change of eras is shown.

Текст научной работы на тему «Историк Н. Н. Любович (к 160-летию со дня рождения)»

УДК 930.1 (091)

ИСТОРИК Н.Н. ЛЮБОВИЧ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

© 2015 г. Н.А. Казарова

Казарова Нина Акоповна -

доктор исторических наук, профессор,

заведующая кафедрой истории России,

Южный федеральный университет,

ул. Б.Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082.

E-mail: nin-k@yandex.ru

Kazarova Nina Akopovna -

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Head of the Department of History of Russia,

Southern Federal University,

B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia.

E-mail: nin-k@yandex.ru

На основе материалов Государственного архива Ростовской области и дореволюционных изданий рассматриваются основные направления научно-педагогической деятельности профессора Варшавского университета, историка Н.Н. Любовича, почти полвека проработавшего в университете. Показана судьба ученого на переломе эпох.

Ключевые слова: историческая наука, история средних веков, историк, реформация, Варшавский университет.

On the basis of materials of the State archive of the Rostov region and pre-revolutionary editions the main directions of scientific and pedagogical activity of professor of the Warsaw university, the historian N. N. Lyubovich, who worked at the university nearly half a century are considered. The destiny of the scientist on a change of eras is shown.

Keywords: historical science, history of the Middle Ages, historian, reformation, Warsaw university.

В 1915 г. в Ростов-на-Дону был эвакуирован Варшавский университет. В числе профессоров, прибывших из Варшавы на Дон, был один из крупных историков-медиевистов Николай Николаевич Любович. Как и другие преподаватели университета, он не мог предположить тогда, что вся его дальнейшая жизнь и деятельность пройдут в Ростове-на-Дону, как и того, что его имя на долгие годы будет предано забвению. Биография и научное наследие Н.Н. Любовича изучены совершенно недостаточно. Неизвестна даже точная дата его смерти. Биографические справки представлены в дореволюционных энциклопедиях и словарях, научное наследие - в «Записке об ученых трудах Н.Н. Любовича» [1], в книге В.П. Бузескула [2] и в статье Ю.Ф. Иванова [3]. Почти не привлекались для изучения его биографии архивные материалы. Данная статья является одним из первых шагов в реконструкции биографии забытого ученого.

Николай Николаевич Любович родился 16 (28) марта 1855 г. в м. Тульчино Броцлавского уезда Подольской губернии в семье офицера. Он был первенцем в семье Николая Степановича и Феодосии Константиновны Любовичей [4, л. 12]. Двумя годами позже родилась его сестра Екатерина [4, л. 7]. Воспитывался Николай в Киевской первой гимназии, окончил ее в 1873 г. [4, л. 6] и 28 июня получил аттестат зрелости, выданный «обучавшемуся 7 лет в Киевской гимназии и пробывшему в VII классе 2 года в том, во-первых, что на основании наблюдений за все время обучения его в Киевской

первой гимназии поведение его было вообще отличное, исправность в посещении и приготовлении уроков, а также в исполнении письменных работ отличная, прилежание отличное, и, во-вторых, что он обнаружил следующие познания: Закон Божий, латынь, физика и математическая география, немецкий, французский - отличные; русский и словесность, математика, естествознание, история, география - хорошие» [4, л. 17].

В том же году Николай поступил в университет св. Владимира на отделение исторических наук историко-филологического факультета, где главным образом занимался всеобщей историей у профессора И.В. Лучицкого, известного исследователя истории реформации в Европе.

Иван Васильевич Лучицкий воспитал плеяду выдающихся историков-медиевистов. Среди них Д.М. Петрушевский, В.К. Пискорский, Н.В. Мол-чановский, Е.В. Тарле. Николай Любович был первым из них. Кроме профессиональных знаний, основ методологии, историософии, научного анализа в области всеобщей истории, Лучицкий привил своим ученикам интерес к истории Юго-Западной Руси. Они выступали с докладами на заседаниях Исторического общества Нестора Летописца, печатались в «Киевской Старине», знакомились с памятными местами, ездили в Субботов, Качановку, Китаев, Канев - на могилу Тараса Шевченко. Дружеские связи сохранились на всю жизнь. У профессора был сложный характер, он был строг со студентами, требуя завершить дис-

сертацию в срок, не раз грозился им всыпать «березовой каши» в случае опоздания.

Дипломное сочинение Николая Любовича «Марникс де Сент-Альдегонд, как политический деятель» было удостоено золотой медали и напечатано. Студенческий очерк Любовича базировался на тщательном изучении источников, прежде всего работ самого Марникса де Сент-Альдегонда. Это обстоятельство наряду с большим объемом сочинения и самостоятельностью выводов позволило Лю-бовичу получить за него золотую медаль. «Его сочинение, - отмечал в рецензии Лучицкий, - представляет научную работу, веденную самостоятельно и с талантом» [5, с. 54].....«Способ обращения с

источниками показывает, что автор обещает сделаться полезным деятелем в науке» [5, с. 60]. Отзыв Лучицкого не был завышенным. В этом убеждает работа Любовича. История кальвинизма рассматривается им на примере Нидерландов и Швейцарии. Доктрина Кальвина, политическое устройство Женевы, причины быстрого распространения кальвинизма в Нидерландах и роль Марникса де Сент-Альдегонда в борьбе восставших Нидерландов против тирании католической церкви и испанской монархии - таким было содержание работы Любови-ча. Автор показал влияние идей Жана Кальвина на всю последующую политическую и литературную деятельность Марникса и социально-политический характер кальвинистской реформации в Нидерландах. В этой первой, еще студенческой работе, автор высказал ряд соображений, имеющих принципиальное значение для понимания его взглядов. Он подчеркнул национальную и социальную стороны движения: жители Нидерландов принимали реформаторство, инстинктивно чувствуя, что этим они выражают оппозицию гнету, которому их подвергли испанцы. Религия была руководящей нитью в достижении политических целей. Причем наиболее решительно действовали низы, в то время как дворяне дали себя подкупить, а духовенство не смогло стать опорой в борьбе с испанским королем. Таким образом, он выдвинул передовую концепцию борьбы Нидерландов с Испанией в XVI в.

В те годы сочинение Н.Н. Любовича было единственным русским исследованием по истории Нидерландской революции, в котором религиозная борьба в Нидерландах показана как форма социально-политической борьбы.

По окончании университета в 1877 г. Н.Н. Любо-вич в течение года работал учителем истории и географии в Каменец-Подольской гимназии (1877-1878) [4, л. 23]. В это время было напечатано другое его сочинение «Иван Подкова» [6]. В мае 1878 г. он был

выбран стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории при Киевском университете [4, л. 48]. Соискатель готовился к сдаче магистерских экзаменов и собирал материал для диссертации «Рационалисты в Польше и в Литве в XVI веке. Антитринитарии». С этой целью он был командирован в феврале 1879 г. на 4 месяца в Варшаву и Петербург для работы в архивах. Отчет об этих занятиях был напечатан в Киевских университетских известиях в ноябре 1879 г. [7]. Любович изучил сочинения польских и литовских антитрини-тариев, синодальные акты реформаторских и анти-тринитарских церквей, переписку западноевропейских реформаторов с польскими протестантами. Он был убежден, что без этой переписки невозможно выяснить полную картину реформационного движения в Польше. В частности, ответить на вопрос, почему в одной части страны получило распространение лютеранство, а в другой - кальвинизм. Или почему в целом пропаганда кальвинизма в Польше была успешней, чем пропаганда лютеранства. Переписка позволяла восстановить историю закулисной борьбы на Западе между кальвинизмом и лютеранством за упрочение своего влияния в Польше, давала возможность выяснить отношение польского рефор-мационного движения к западноевропейскому. Она же давала материал для понимания причин быстрого развития польской реформации и такого же быстрого ее упадка [7, с. 51-52].

В следующем 1880 г. Н.Н. Любович выдержал магистерский экзамен (всеобщая история, русская история, политэкономия - все «весьма удовлетворительно») [4, л. 15], начал работать над магистерской диссертацией и получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Варшавском университете в качестве исполняющего должность доцента. С этого времени вся его жизнь была связана с Варшавским (Донским) университетом. Здесь он продолжал научные исследования, совмещая эту работу с чтением курсов по истории Реформации, спецкурсов по истории Англии и Франции XVI-XVII вв., истории Вселенских Соборов XVI в., истории Греции, латинской палеографии и др. [4, л. 20]. Во вступительной лекции к истории Реформации Любович подчеркивал, что кальвинизм был лишь средством выражения социальной борьбы [8]. Позже этот вывод был подтвержден на большом фактическом материале в магистерской диссертации.

Для завершения работы над диссертацией он просит командировать его в июле 1881 г. в архивы Кракова и Вены и, получив командировку, с головой погружается в работу [4, л. 48]. В ноябре он

пишет из Кракова: «Я совершенно зарылся в рукописях и не знаю, когда я успею совладать с массой рукописного материала, который мне приходится просматривать... Остается только жалеть, что день чрезвычайно короток» [4, л. 108].

В 1883 г. выходит монография «История реформации в Польше» и в том же году Н.Н. Любо-вич защищает в Киеве магистерскую диссертацию [4, л. 14]. Основную идею своей монографии ученый сформулировал следующим образом: «Обыкновенно с религиозно-реформационным движением идет неразлучно целый ряд попыток реформировать и политические, и общественные, и экономические отношения, и при том, стремление к таким реформам не навеяны религиозными идеалами реформационного движения, а появляются еще задолго до него» [9, с. 36-37]. Главную причину польской Реформации Любович усматривал в борьбе шляхты против духовенства. В основе этой борьбы лежали противоречия из-за земельной собственности, обязанности шляхты платить церкви десятину и право привлекать к церковному суду светских лиц. При этом первые попытки шляхты ограничить права и привилегии духовенства автор относил еще к концу XIV в. [9, с. 37]. Ученый показал, как в течение полутора столетий эта борьба нарастала, приобретая характер открытого антагонизма. Когда началась в Европе Реформациия, польская шляхта ее сразу приняла, «используя как оружие для победоносного выхода из борьбы с духовенством» [9, с. 42].

Таким образом, Любович выдвинул концепцию, что польская реформация была продолжением полуторавековой борьбы шляхты против духовенства, в основе которой лежали социально-экономические причины, а именно стремление шляхты захватить церковные земли. В концепцию Любовича удачно вписывалась трактовка движущих сил Реформации. Он называл ее шляхетской, подчеркивая узость социальной базы. Она почти не проникла в среду горожан и крестьян. Наибольшего распространения кальвинизм достиг в Краковской епархии. Выводы Любовича о движущих силах польской Реформации со временем утвердились в историографии, и попытки изобразить ее как широкое народное движение были относительно редкими.

В магистерской диссертации был также затронут вопрос о внутреннем кризисе кальвинизма, появлении в нем различных сект. Поворотным пунктом в истории польской Реформации ученый считал отделение от кальвинистов приверженцев секты антитринитариев [9, с. 347].

Следует отметить, что до Любовича в русской историографии серьезных работ по истории Реформации в Польше не было. Диссертация получила высокую оценку И.В. Лучицкого, Ф.Я. Фортинского, Н.И. Кареева. В диссертации раскрывались социальные мотивы реформационного движения, причины слабости реформации в Польше, обусловленные глубокими противоречиями между различными социальными слоями ее участников. Одобряя основные выводы диссертанта, Н.И. Кареев считал, что все-таки Любович слишком выдвигает вперед общественно-экономические отношения, когда дело в явлении, имеющим прежде всего культурный характер [10, с. 108].

В течение ряда лет Н.Н. Любович продолжал тщательно изучать историю Реформации в разных странах, деятельность папских нунциев в Польше, иезуитов в литовско-русских землях, используя вакационное время для работы в архивах Москвы, Петербурга, Вильно, Варшавы, Кракова, Берлина, Кенигсберга, Данцига, Цюриха, Женевы, Берна, Венеции, Ватикана, Парижа [4, л. 54, 213, 217, 218, 219; 11].

Отчеты об этой работе в отечественных и зарубежных архивах были опубликованы в Варшавских университетских известиях. Так, например, работа в итальянских архивах и библиотеках нашла отражение в одноименной статье [12]. О ватиканском архиве ученый написал отдельную статью. Автор подчеркивал особую важность ватиканского архива для изучения истории южно-русской истории: «По многим вопросам прошлой жизни этого края приходится до сих пор пользоваться сочинениями и документами, изданными лицами далеко не беспристрастными: католиками и в частности иезуитами. Как многие факты и явления тенденциозно извращались этими писателями, легко может убедиться каждый, кто только захочет несколько ознакомиться с самими источниками; они находятся в замечательном изобилии в ватиканском архиве, в библиотеке Боргезе и в других. И это понятно! Рим не только интересовался всем, что происходило в русских землях, входивших в состав прежнего польского королевства, но во многих случаях сам вмешивался в религиозные дела этих областей и руководил ими. Поэтому не на одну страницу западнорусской истории могут пролить яркий свет архивы Рима» [12].

Результатом упорной работы стала монография «Начало католической реакции и упадок Реформации в Польше», удостоенная премии Академии наук [13]. Она хронологически примыкала к изданной несколькими годами раньше книге «История реформации в Польше. Кальвинисты и анти-

тринитарии». В научной исторической литературе это был первый труд, посвященный всестороннему изучению причин появления и быстрого развития в Польше католической реакции, полностью основанный на архивных источниках. Чтобы выяснить роль Рима в истории возрождения католицизма в Польше, ученый работал в тайном ватиканском архиве, в библиотеках: ватиканской, Боргезе и многих других римских, а также в венецианском государственном архиве. Чтобы собрать материалы о реформационном движении в Польше, он обратился к переписке польских нововерцев, хранившейся в библиотеках Швейцарии, в частности Цюриха. Чтобы изучить движение, происходившее в самой польской католической церкви, ему пришлось делать разыскания в различных русских, австрийских и прусских архивах [13, с. 1-11]. Вторая глава книги была напечатана первоначально в Журнале Министерства народного просвещения, но в монографии она была значительно дополнена и переработана [13, с. 26-105].

В том же году Н.Н. Любович защитил докторскую диссертацию и был утвержден в звании ординарного профессора Варшавского университета по кафедре всеобщей истории [4, л. 2]. Труды ученого по истории Реформации и католической реакции были высоко оценены научной критикой. Его предшественник на кафедре всеобщей истории Н. И. Кареев (Любович был переведен на штатный оклад экстраординарного профессора после перехода Кареева на службу в императорский Александровский лицей в 1885 г.) [4, л. 50] отмечал большое значение работ Любовича, по массе нового материала, извлеченного из иностранных архивов, тщательности и детальности анализа и по новому освещению, в каком выступают наиболее интересные стороны реформационного движения в Польше во второй половине XVI в. [14].

Заслугой Любовича в изучении истории Реформации было не только вовлечение в научный оборот огромного массива источников, но и обращение к социальной истории. Он подчеркивал, что причины Реформации коренились в изменениях общественных отношений, начавшихся намного раньше ее самой, в частности нарастание недовольства низших городских слоев и крестьян князьями и рыцарями в Германии.

В польском реформационном движении он видел не столкновение религиозных течений, а борьбу шляхты с католическим духовенством за политическое и экономическое преобладание. Историк отмечал, что Реформация в Польше, захватив лишь высшие слои общества, не имела глубоких

корней в народе. Вопреки распространенному мнению Н.Н. Любович показал, что возникновение католической реакции в Польше было вызвано не внешними факторами, а внутренним развитием страны.

В 1893-1894 гг. ученый работал в немецких и французских архивах, собирал материалы по социально-экономической истории городов Западной Европы. Результатом этой работы стали брошюры о налоговом обращении немецких мещан [15] и о статистическом методе в истории [16]. Исследуя средневековую городскую общину, он увидел в ней серьезные социальные конфликты и попытался раскрыть их природу, используя статистический метод, применение которого «делает знакомство с теми или иными сторонами жизни средневекового города более обстоятельным и полным [15, с. 17]. В частности, ученый показал, что ряд городских восстаний XIV-XV вв. был вызван политикой городской верхушки, желающей свалить всю тяжесть городских налогов главным образом на плечи низших классов [16, с. 3]. Он подчеркивал, что «ничто не может так ярко осветить причину борьбы между теми или другими общественными классами, как точные цифры, свидетельствующие об их материальном, имущественном положении [16, с. 3].

Прекрасное знание европейских языков позволяло ученому быть в курсе новейшей литературы по всем интересовавшим его вопросам. Он часто публиковал обзоры польской, немецкой и французской литературы по истории Х'^-Х'УП вв. Дал интересный обзор деятельности иностранных институтов в Риме, занимавшихся розыском и публикацией документов, найденных в архиве Ватикана [12]. Обширный материал, извлеченный из европейских и отечественных архивов, а также знание новейшей европейской историографии позволяли Н.Н. Любовичу читать в университете, помимо общих курсов, целый ряд специальных курсов: историю католической реакции в Х^-ХУП вв., историю Пруссии XVIII в., реформационное движение в Польше, историю Востока, историю культуры диких и вымерших народов и др. [4, л. 20]. Он никогда не записывал своих лекций, читал их по памяти. Однако о содержании их можно судить по изданным литографическим способом курсам его лекций по истории Древней Греции, по Новой всеобщей истории и по истории XIX века [17-19]. Лекционные курсы профессора Любовича отличает замечательный подбор фактов, оригинальность взглядов, историографическая критика.

Этим не исчерпывалась его научная и педагогическая деятельность. Николай Николаевич препода-

вал также на Высших женских курсах, состоял членом исторических обществ при Киевском и Петербургском университетах [4, л. 20], был одним из учредителей Общества истории, филологии и права при Варшавском университете, созданного в 1901 г., а с 1908 г. - председателем Общества [20]. В обсуждении наиболее актуальных и дискуссионных проблем в исторической науке Любович принимал живейшее участие. В частности, с большим вниманием он отнесся к исследованию Н.П. Павлова-Сильванского, обсуждению которого было посвящено заседание Общества в марте 1902 г. Любович считал, что сравнительный метод исследования правомерен, но он не может быть основным и исчерпывающим, поэтому нельзя на основании сходства отдельных институтов делать заключение о сходстве политического строя в его целом.

На другом заседании Общества в том же 1902 г. Любович сделал доклад «Люблинские вольнодумцы XVI века», составленный на основании новых источников, собранных в архивах Польши, Италии и Австрии [20, вып. 1].

Представляет интерес сообщение ученого о Международном историческом конгрессе в Риме, участником которого он был [20, вып. 2]. Особое внимание Любовича привлекли на этом конгрессе доклады о преподавании истории, главным образом в высшей школе государств Европы и Северной Америки, обсуждение которых он считал одним из самых интересных и важных. Заслугой Любовича была постановка вопроса о равноправности русского языка с другими европейскими языками на международных научных конгрессах: «Мы, русские, являлись до сих пор как бы неполноправными членами в ученом мире, будучи вынуждены прибегать к чужим языкам. Между тем русская наука в наше время достигла такого расцвета, что русскому языку, несомненно, подобает занять место среди языков.. .признанных наиболее распространенными в ученом мире» [20, вып. 2]. Участники конгресса говорили о необходимости возбудить вопрос о том, чтобы на следующих конгрессах русский язык был включен в число тех, на которых представлялись доклады. Но очередной Международный исторический конгресс не состоялся, так как началась Первая мировая война.

Ученый разносторонних интересов и большой эрудиции, Н.Н. Любович был участником многих археологических съездов (в Киеве, Харькове, Ека-теринославе), участником съезда филологов и историков в Петербурге в 1904 г. [4, л. 54], представлял Варшавский университет на съезде русских художников и любителей художеств [4, л. 3], являлся членом Таврической Ученой Архивной комиссии [21,

с. 76]. Для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона им было подготовлено 38 статей.

Помимо научной, просветительской и педагогической деятельности Н.Н. Любович был загружен и административными обязанностями, которые он исправно исполнял, но явно ими тяготился. В 1892 г. он был утвержден в должности декана историко-филологического факультета Варшавского университета сроком на 3 года [4, л. 54]. Отслужив в этой должности до января 1896 г., он впоследствии на просьбы ректора взять на себя снова обязанности декана неизменно отвечал отказом, ссылаясь на плохое состояние здоровья или загруженность другими служебными обязанностями [4, л. 220, 221, 224-227]. Он часто возглавлял различные факультетские и университетские комиссии, был председателем испытательной комиссии при Варшавских женских курсах [4, л. 224, 236].

Война изменила привычный образ жизни ученого. После эвакуации университета в Ростов-на-Дону научные занятия стали весьма затруднительными. Любович не смог вывезти в Ростов из Варшавы свою личную библиотеку и архив, большая часть университетской библиотеки также была утрачена при эвакуации, а в Ростове вообще не было иностранной литературы по его специальности [4, л. 248]. Тем не менее он продолжал исследования. В 1915-1917 гг. историк опубликовал ряд статей в «Историческом вестнике», разработал и стал читать новые учебные курсы, активно участвовал в восстановлении университета, потерявшего при переезде значительную часть оборудования. Был председателем библиотечной комиссии, которая обратилась в другие университеты с просьбой оказать помощь в комплектовании академической библиотеки. Пережив годы войны и революции, ученый вынужден был приспосабливаться к новым условиям жизни в Советской России. В августе 1920 г. он был избран членом президиума историко-филологического факультета, затем членом совета факультета общественных наук (ФОН), а после закрытия ФОНа - членом совета педагогического факультета. Он принимал активное участие в создании новых планов и программ преподавания, в постановке учебного процесса. Им были подготовлены и изданы программы по истории Западной Европы периода капитализма и периода империализма. Полная перестройка научно-педагогической деятельности на основе марксистской методологии была для него делом нелегким. При разработке новых курсов, таких как, например, история торговли и колониальной политики, который ученый читал на экономическом отделении ФОНа, он вынужден был обра-

титься к теоретическим работам К. Маркса и В. Ленина. О том, что Любович пытался овладеть марксистской методологией, свидетельствует его работа «Нарождение капиталистического хозяйства в Западной Европе (Обзор трудов по экономической истории XШ-XV вв.) [22].

Не способствовали творческой активности немолодого ученого и тяжелые бытовые условия. Нередко в архивных материалах встречаются его просьбы об улучшении жилищных условий: «Квартирные условия, в которых мне приходится работать, ужасны, - писал Любович в Правление университета. - В последнее время эти условия еще больше ухудшились. Между тем, к защите моих законных прав на дополнительную комнату, Правлением не были приняты сколько-нибудь действенные меры. Кроме того, ничего не сделано для того, чтобы довести до конца, начатые мною научные труды» [4, л. 22].

Н.Н. Любович принимал участие в становлении краеведения на Дону, активно работал в Обществе истории, этнографии и археологии при Донском университете, был действительным членом Северо-Кавказской ассоциации научно-исследовательских институтов (СКАНИИ), принимал участие в работе Танаисской комиссии, созданной для разработки вопросов, связанных с изучением Танаиса.

В 1924 г. Николай Николаевич Любович был избран членом-корреспондентом Академии наук. К этому времени им было опубликовано свыше 100 научных трудов. Оценка его вклада в развитие исторической науки была дана известными историками В.П.Бузескулом, Ф.И.Успенским и С.Ф. Платоновым [1]. В «Записке об ученых трудах Н.Н. Любовича» было сказано, что избрание его членом-корреспондентом Академии наук явилось выражением уважения по отношению к маститому русскому ученому, которому наука обязана разработкой такого важного вопроса, как история реформации и католической реакции в Польше» [1, с. 542]. В 1925 г. Лю-бович был избран делегатом для приветствия Академии наук от имени Донского университета в связи с 200-летним юбилеем Академии. Однако по состоянию здоровья он не смог поехать в Ленинград [4, л. 260, 263].

В апреле 1929 г. профессор Любович ушел на пенсию [4, л. 314]. Дальнейшая его судьба неизвестна. В справочной литературе называются разные даты его смерти. Встречается и указание на то, что он был репрессирован [23, с. 19], однако документы, подтверждающие эти данные, пока не найдены.

Литература

1. Бузескул В., Успенский Ф., Платонов С. Записка об ученых трудах Н.Н. Любовича // Известия Российской академии наук. Сер. VI, т. XVIII. Л., 1924. № 12-18. С. 539542.

2. Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. М., 2008.

3. Иванов Ю.Ф. Научная деятельность Н.Н. Любовича // Советское славяноведение. 1980. № 4. С. 82-93.

4. Государственный архив Ростовской области (далее ГАРО). Ф. Р-46. Оп. 3. Д. 460.

5. Лучицкий И.В. Рецензия на кн. Любовича Н.Н. // Университетские известия. Киев, 1877. № 4.

6. Любович Н. Иван Подкова. Каменец-Подольский, 1879.

7. Отчет о занятиях стипендиата для приготовления к профессорскому званию Н. Любовича в архивах и библиотеках Варшавы, Петербурга, Вильны и Слуцка // Киевские университетские известия. 1879. № 11.

8. Любович Н.Н. Общественная роль религиозных движений. Варшава, 1880.

9. Любович Н.Н. История Реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии. Варшава, 1883.

10. Кареев Н.И. Политическая экономия и теория исторического процесса // Историческое обозрение. СПб., 1891. Т. 2.

11. Отчет Н.Н. Любовича о заграничной командировке на летнее вакационное время 1886 году // Варшавские университетские известия. 1887. № 8.

12. Итальянские архивы и библиотеки. Отчет экстраординарного профессора Н.Н. Любовича о заграничной поездке в 1887 году // Варшавские университетские известия. 1888. № 7.

13. Любович Н. Начало католической реакции и упадок Реформации в Польше. Варшава, 1890.

14. Кареев Н.И. Отзыв о сочинении профессора Любовича под заглавием «Начало католической реакции и упадок Реформации в Польше». Варшава, 1890.

15. Любович Н. Хозяйство и финансы немецких городов XIV-XV вв. Варшава, 1904.

16. Любович Н. Статистический метод в приложении к истории. Варшава, 1901.

17. Любович Н.Н. История Греции. Варшава, 1913.

18. Любович Н.Н. История XIX века. Ростов н/Д., 1916.

19. Любович Н.Н. Лекции по новой всеобщей истории. Ростов н/Д., 1916.

20. Записки Общества Истории, Филологии и Права при императорском Варшавском университете. Варшава, 1902-1914. Вып. 1-7.

21. Известия Таврической Ученой Архивной комиссии. Вып. 57. Симферополь, 1920.

22. Любович Н.Н. Нарождение капиталистического хозяйства в Западной Европе (Обзор трудов по экономической истории XIII-XV вв.) // Труды СевероКавказской Ассоциации НИИ. № 43. Институт местной экономики и культуры при СКГУ, 1928. Вып. 4.

23. Донской временник. Год 2015-й. Вып. 23. Ростов н/Д., 2014.

References

1. Buzeskul V., Uspenskii F., Platonov S. Zapiska ob uchenykh trudakh N.N. Lyubovicha [Note on the Scientific Works of N.N. Lyubovich]. Izvestiya Rossiiskoi akademii nauk. Ser.VI, v. XVIII. Leningrad, 1924, no 12-18, pp. 539-542.

2. Buzeskul V.P. Vseobshchaya istoriya i ee predstavite-li v Rossii v XIX i nachale XX veka [Universal History and its Representatives in Russia in XIX and Early XX Century]. Moscow, 2008.

3. Ivanov Yu.F. Nauchnaya deyatel'nost' N.N. Lyubovicha [Scientific Activity of N.N. Lubovich]. Sovetskoe sla-vyanovedenie. 1980, no 4, pp. 82-93.

4. Gosudarstvennyi arkhiv Rostovskoi oblasti [State Archive of Rostov Region]. F.R-46. Op. 3. D. 460.

5. Luchitskii I.V. Retsenziya na kn. Lyubovich N.N. [Review of a Book of Lubovich]. Universitetskie izvestiya. Kiev, 1877, no 4.

6. Lyubovich N. Ivan Podkova [Ivan Podkova]. Kame-nets-Podol'skii, 1879.

7. Otchet o zanyatiyakh stipendiata dlya prigotovleniya k professorskomu zvaniyu N. Lyubovicha v arkhivakh i bibliote-kakh Varshavy, Peterburga, Vil'ny i Slutska [Report on Classes of Postgraduate to Prepare for a Professorship N. Lubovich in Archives and Libraries in Warsaw, St. Petersburg, Vilna and Slutsk]. Kievskie universitetskie izvestiya. 1879, no 11.

8. Lyubovich N.N. Obshchestvennaya rol' religioznykh dvizhenii. [Social Role of Religious Movements]. Warsaw, 1880.

9. Lyubovich N.N. Istoriya Reformatsii v Pol'she. Kal'vinisty i antitrinitarii [History of the Reformation in Poland. Calvinists and anti-Trinitarians]. Warsaw, 1883.

10. Kareev N.I. Politicheskaya ekonomiya i teoriya isto-richeskogo protsessa [Political Economy and Theory of Historical Process]. Istoricheskoe obozrenie. Saint Petersburg, 1891, vol. 2.

Поступила в редакцию

11. Otchet N.N. Lyubovicha o zagranichnoi komandi-rovke na letnee vakatsionnoe vremya 1886 godu [Report of N.N. Lubovich on foreign travel at the time of Summer Vocations in 1886]. Varshavskie universitetskie izvestiya. 1887, no 8.

12. Ital'yanskie arkhivy i biblioteki. Otchet ekstraordinar-nogo professora N.N. Lyubovicha o zagranichnoi poezdke v 1887 godu [Italian Archives andLlibraries. Report of Extraordinary Professor N.N. Lubovich for Travel Abroad in 1887]. Varshavskie universitetskie izvestiya. 1888, no 7.

13. Lyubovich N. Nachalo katolicheskoi reaktsii i upadok reformatsii v Pol'she [The Beginning of the Catholic Reaction and the Decline of the Reformation in Poland]. Warsaw, 1890.

14. Kareev N.I. Otzyv o sochineniiprofessora Lyubovicha pod zaglaviem «Nachalo katolicheskoi reaktsii i upadok Reformatsii v Pol'she» [Review on the Work of Professor Lubovich entitled "The Beginning of the Catholic Reaction and the Decline of the Reformation in Poland"]. Warsaw, 1890.

15. Lyubovich N. Khozyaistvo i finansy nemetskikh go-rodov XIV-XV [Economy and Finance of German cities XIV-XV]. Warsaw, 1904.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Lyubovich N. Statisticheskii metod v prilozhenii k is-torii [Statistical Methods in Application to History]. Warsaw, 1901.

17. Lyubovich N.N. Istoriya Gretsii [History of Greece]. Warsaw, 1913.

18. Lyubovich N.N. Istoriya XIX veka [History of XIX Century]. Rostov-on-Don, 1916.

19. Lyubovich N.N. Lektsii po novoi vseobshchei istorii [Lectures on Modern Universal History]. Rostov-on-Don, 1916.

20. Zapiski Obshchestva Istorii, Filologii i Prava pri imperatorskom Varshavskom universitete [Notes of the Society of History, Philology and Law at the Imperial University of Warsaw]. Warsaw, 1902-1914, no 1-7.

21. Izvestiya Tavricheskoi Uchenoi Arkhivnoi komissii [Proceedings of the Taurian Scientific Archival Commission]. 1920, no 57.

22. Lyubovich N.N. Narozhdenie kapitalisticheskogo kho-zyaistva v Zapadnoi Evrope (Obzor trudov po ekonomicheskoi istorii. XIII-XV vv.) [The Origin of the Capitalist Economy in Western Europe (Overview works on economic history. XIII-XV Centuries)] Trudy Severo-Kavkazskoi Assotsiatsii NII. No 43. Institut mestnoi ekonomiki i kul'tury pri SKGU, 1928. Vol. 4.

23. Donskoi vremennik. God 2015. No 23. Rostov-on-Don, 2014.

11 марта 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.