Научная статья на тему 'Историк: миссия и профессия'

Историк: миссия и профессия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6615
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ / HISTORICAL KNOWLEDGE / HISTORIOGRAPHY / METHODOLOGY OF HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукьянов Михаил Николаевич

Рецензируется сборник «История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII – XXI веков» (Челябинск, 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лукьянов Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HISTORIAN: MISSION AND PROFESSION

The author presents the review of the collection of articles "History and Historians in the Area of National and World Culture of XVIII XXI Centuries" (Chelyabinsk, 2011).

Текст научной работы на тему «Историк: миссия и профессия»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 История Выпуск 3 (20)

УДК 94-051

ИСТОРИК: МИССИЯ И ПРОФЕССИЯ

М. Н.Лукьянов

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 mloukianov@gmail.com

Рецензируется сборник «История и историки в пространстве национальной и мировой

культуры XVIII - XXI веков» (Челябинск, 2011).

Ключевые слова: историческое знание, историография, методология истории.

В сборнике представлены материалы международной научной конференции Российского общества интеллектуальной истории «История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII - XXI веков», состоявшейся в Челябинском государственном университете 17 - 19 ноября 2011 г.. В изданиях такого типа обычно собираются весьма разнородные материалы, и редакторам бывает крайне трудно их организовать и придать им хотя бы относительную цельность. Впрочем, можно констатировать, что в данном случае эту задачу удалось решить вполне успешно.

В материалах сборника представлены две основные темы: во-первых, методология, социальные функции и предназначение исторического знания и, во-вторых, история исторической профессии, институты, формы и результаты профессиональной деятельности историков. Наиболее объемный материал в рамках первой темы - статья председателя правления Российского общества интеллектуальной истории Л.П. Репиной «Историко-историографическое исследование в контексте современной интеллектуальной культуры». Предметом историографии автор ее считает развитие исторического сознания. Его изучение рассматривается как составная часть интеллектуальной истории, исследующая представления людей о своем прошлом. Репина справедливо указывает, что эпоха постмодерна способствовала релятивизации истории, акцентированию роли субъективных обстоятельств в формировании исторической информации. Однако из признания субъективности мнений о прошлом едва ли стоит делать вывод об их заведомой недостоверности. Как справедливо указывает автор, «текст, который “искажает информацию о действительности”, не перестает быть историческим источником, даже когда проблема интерпретации источников осознается как проблема интерпретации интерпретаций» (с. 25-26).

О важности историографии как хранителя национальной памяти и, шире, национальной идентичности свидетельствует статья А.Г.Васильева, посвященная польской историографии конца XVIII - начала ХХ в. Предлагая различные, иногда диаметрально противоположные, объяснения упадка Польши, историки поддерживали общественный интерес к теме (с. 105). В результате, несмотря на отсутствие польской государственности, польское национальное историческое сознание сохранялось и стало важнейшей предпосылкой ее возрождения после Первой мировой войны.

Значение субъективного момента для исторического исследования, «лирической историографии», подчеркивает И.В. Нарский. Если в профессиональной деятельности историка в принципе невозможно избавиться от субъективного налета и к субъективности академической с неизбежностью добавляется чисто человеческая субъективность, то, может быть, стоит покончить с претензиями на объективность и заменить их откровенным признанием собственных пристрастий? Такой путь, по мысли Нарского, избавляет читателя от диктата автора и расширяет возможности диалога, дискуссии с ним, в то же время позволяя сосредоточить внимание на тех вещах, которые другой исследователь может не заметить (с. 50-51). Полностью соглашаясь с этой посылкой, все же указ-жем на очевидную опасность абсолютизации субъективности и превращения формулы «А я так вижу!» в основное доказательство.

Из других материалов, посвященных вопросам методологии, следует отметить статью М.П. Лаптевой о влиянии новых методологических парадигм на историографию. В процессе размышлений она приходит к выводу о том, что «наиболее важные последствия для исторического познания имеют антропологический и культурный повороты, принципиально меняющие характер работы историка» (с. 18-19).

Работы, опубликованные в сборнике, поднимают важную проблему взаимодействия отече-

© М. Н. Лукьянов, 2012

Историк: миссия и профессия

ственной историографии и зарубежной. В.В. Согрин подчеркивает необходимость диалога между американскими и российскими историками. Главный довод в его пользу - полезность «взгляда со стороны» в условиях политизации исторического знания в национальных историографиях и присутствия в них противоположных версий и подходов. Автор отмечает большую готовность к такому диалогу российских ученых, чем американских, которые видят в себе скорее учителей, чем участников равноправного диалога (с. 71). Нельзя не согласиться с тем, что различие российской и американской историографии не должно возводиться в абсолют, а противоборство, как игра с нулевой суммой, заведомо менее продуктивно, чем диалог, дающий возможность взаимного обогащения. С этой точки зрения весьма поучителен опыт отечественных историков, сумевших преодолеть методологический монизм советского времени и взять на вооружение достижения американской русистики, о которых пишет в своей статье В.И. Меньковский (с. 66).

Эти общие посылки, основанные на идее профессиональной общности историков и наличия сильных и слабых сторон в разных историографических школах, логичны, однако применительно к обсуждаемой проблематике все же нуждаются в уточнении. Безусловно, современная американская историография далеко не идеальна, но все же ее «удельный вес» в мировой науке заметно выше, чем российской. Во всяком случае, вклад американских русистов в изучение истории России более заметен, чем вклад российских американистов в изучение истории США. Причины этой ситуации представляются очевидными и носят объективный характер: большие материальные возможности и отсутствие такого жесткого идеологического пресса в США, как в СССР. И если последний ныне в России отсутствует, то ограниченность ресурсов постоянно дает о себе знать. Ее следствием, в частности, является совершенно неудовлетворительное пополнение отечественных библиотечных фондов исторической литературой, особенно зарубежной. В результате отечественные историки оказываются перед угрозой оказаться на задворках мировой науки.

О реальности такой угрозы свидетельствует статья С.А. Баканова, попытавшегося с помощью контент-анализа выделить основные тренды в мировой экономической истории. Главный вывод сводится к тому, что «в российской историографической традиции большинство из выявленных тематических кластеров либо отсутствуют полностью, либо представлены незначительным числом работ» (с. 126). Можно предположить, что в иных областях исторических штудий ситуация едва ли благоприятнее, и задача занять достойное место в мировом историческом сообществе остается для отечественной историографии весьма актуальной.

Очевидно, серьезный вклад в решение задачи обеспечить полноценное «присутствие» российских историков в мировой исторической науке могут внести историографические исследования, призванные аккумулировать профессиональный и социальный опыт ученых-гуманитариев. С этой точки зрения значительный интерес представляют публикации сборника, посвященные «исторической повседневности», профессиональным и социально-бытовым сторонам жизни историков. Так, Н.Н. Алеврас рассматривает диссертационный диспут рубежа XIX и XX вв., тональность и содержание отзывов оппонентов на диссертации, реакции диссертантов на критику в ходе защиты. А.В. Свешников подробно остановился на социальном статусе и стратегиях поведения дореволюционных аспирантов, а Н.В. Гришина - на разрушении диссертационной системы на рубеже 1910 и 1920-х гг. К этим работам примыкает и статья И.П. Кулаковой о визуальном образе человека науки в российской традиции.

Упомянутые работы наглядно демонстрируют преемственность в формах, содержании и общественном восприятии профессиональной деятельности историков с конца ХІХ по начало XXI в. В этот период историки, особенно начинающие, были озабочены поиском средств для существования: лишь около половины оставленных при кафедрах Петербургского университета в начале ХХ в. получали стипендию, к тому же довольно скромную. Значительное число начинающих исследователей оказывалось не в состоянии сдать магистерские экзамены и защитить диссертацию (с. 166-167). Да и сами возможности для проведения исследований, особенно по всеобщей истории, чаще всего вызывали неудовольствие и сожаление историков. Н.В. Гришина приводит в своей статье пассаж из диссертационного выступления О. А. Добиаш-Рождественской, заявившей о печальной необходимости вести исследование «о Франции без Франции» (с. 177). Под этой фразой с многочисленными вариациями относительно страны, историю которой приходилось изучать, не имея возможности поработать в ее библиотеках и архивах, могло бы подписаться не одно поколение отечественных специалистов по всеобщей истории, особенно из регионов.

М. Н. Лукьянов

Рубеж 1980 и 1990-х гг. знаменовался в этом отношении значительными позитивными сдвигами, однако и по сей день создание надлежащей исследовательской инфраструктуры (возможности финансирования командировок, закупок литературы и т.п.) остается актуальной задачей для исследователей не только всеобщей, но и отечественной истории. Очевидно, ее решение сопряжено с определенными расходами и, главное, с формированием представления об историческом знании как об интегральном элементе научного знания. Между тем готовность государственных и общественных институтов согласиться с этим вызывает большие сомнения. Вывод И.П. Кулаковой: «... стало ясно, что падение внимания к науке просто опасно, что в обществе реально существует спрос на знания и он опирается на достаточно сознательное отношение публики к общественным проблемам» (с. 186) - выглядит излишне оптимистичным. Во всяком случае даже на уровне общих деклараций понятие «наука» ныне прочно ассоциируется с исследованиями в области математики, естественных наук, медицины, но никак не гуманитарных дисциплин. Этот подход находит выражение и в политике в области высшего образования, в постоянном сокращении бюджетного финансирования гуманитарных специальностей. Похоже, выход из ситуации откровенной недооценки гуманитарного научного знания невозможен без активных действий самих историков, без осознания и защиты ими собственных корпоративных интересов.

Более половины объема сборника составили публикации на традиционные для отечественной историографии темы. Это исследования, посвященные классикам исторической науки и рецепции их трудов (Полибию, Э. Гиббону, Т.Н. Грановскому, В.О. Ключевскому, П.Г. Виноградову, А.А. Зимину и др.), образам прошлого в отечественной культуре, взаимодействию истории и политики (на примере нацистской историографии и русских историков-либералов).

Большой объем сборника и разноплановость помещенных в нем публикаций делает практически невозможной не только подробную его характеристику в журнальной рецензии, но и простое упоминание о всех материалах, этого достойных. Тем не менее уже сказанное свидетельствует о больших возможностях такой вполне традиционной, если не архаичной, формы, как сборник материалов научной конференции. Нельзя не отметить и традиционный для изданий историков Челябинского госуниверситета высокий полиграфический уровень сборника.

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.10.2012

A HISTORIAN: MISSION AND PROFESSION

M. N. Loukjanov

Perm State University, Bukireva st., 15, 614990, Perm, Russia mloukianov@gmail.com

The author presents the review of the collection of articles "History and Historians in the Area of National and World Culture of XVIII - XXI Centuries" (Chelyabinsk, 2011).

Key words: historical knowledge, historiography, methodology of history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.