Научная статья на тему 'Историк. Этнограф. Кавказовед. К столетию со дня рождения Л. И. Лаврова'

Историк. Этнограф. Кавказовед. К столетию со дня рождения Л. И. Лаврова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
874
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ETHNOGRAPHY / АБАЗИНЫ / УБЫХИ / БАЛКАРЦЫ / АГРАРНАЯ ИСТОРИЯ / AGRARIAN HISTORY / КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА / CAUCASIAN WAR / ABAZIN / UBIH / BALKAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпов Юрий Юрьевич

Статья посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося советского кавказоведа Л.И. Лаврова. Раскрываются этапы становления ученого, его вклад в изучение проблем происхождения, этнической истории и культуры народов Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historian. Ethnographer. Caucasus Researcher. To a 100-Anniversary from L.I. Lavrovs Birthday

The article is devoted to the centenary of the outstanding soviet Caucasian scholar L.I. Lavrov. The article demonstrates the main stages of his career, his contribution to the studying the problems of origin ethnic history and culture of the people from the Northern Caucasus.

Текст научной работы на тему «Историк. Этнограф. Кавказовед. К столетию со дня рождения Л. И. Лаврова»

НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ББК Т5(2)6(Лавров)

ИСТОРИК. ЭТНОГРАФ. КАВКАЗОВЕД. К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.И. ЛАВРОВА

Ю.Ю. Карпов

В отечественном кавказоведении XX столетия есть несколько знаковых фигур. Одна из них - Леонид Иванович Лавров, чей столетний юбилей его ученики и коллеги отмечают в 2009 г. Этот человек создал себе репутацию ученого, который во главу собственной деятельности ставил искренность, человеческую, гражданскую и историческую справедливость и вдохновение поиска, без которых научная работа не представляла для него интереса. На могильной плите Лаврова, похороненного в Краснодаре, точнее на кладбище вошедшей в черту города станицы Пашковской, написано "Леонид Иванович Лавров. 1909-1982 гг. Историк, этнограф, кавказовед". Непривычное для простого человека (работника кладбища) слово "кавказовед" помогло мне без малого десять лет назад отыскать его могилу. Очевидно, оно знаковое в фигуре ученого, и появилось на плите не только по воле вдовы, но по велению судьбы.

Л.И. Лавров работал в Ленинграде в Институте этнографии АН СССР с 1936 по 1982 годы, что с перерывом, пришедшимся на годы Великой Отечественной войны, составило более 40 лет. Творческое наследие Л.И. Лаврова солидно: более 150 работ, разных по объему и масштабности поставленных задач.

Леонид Иванович родился 4 мая 1909 г. на кавказской земле, в станице Медведовской Азово-Черноморского края, в семье священника. Его предки вели происхождение от запорожских казаков, переселенных на Кубань Екатериной II. Через семь лет семья переехала в ст. Пашковскую, которая находилась поблизости от Екатеринодара (ныне Краснодар), но

Карпов Юрий Юрьевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом этнографии Кавказа, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 199034, г. Санкт-Петербург, В-164, Университетская набережная, 3, e-mail; ukarp@ kunstkamera.ru, т. 8(812)3284181.

сохраняла характерные черты казачьего быта. Первые впечатления мальчика формировались под влиянием колоритного быта казачьих станиц. Через много лет Леонид Иванович писал: "Разгульные свадьбы, казацкие джигитовки, чарующие украинские песни, хватавшие за душу рассказы о ведьмах, русалках и, особенно, величественные повести о войнах с черкесами, турками, японцами - вот первые впечатления моего золотого детства" [1, с. 118].

По признанию Лаврова, родители не оказали влияния на формирование его взглядов и вкусов. Это удалось сделать учителю литературы пашковской школы-семилетки Ивану Ивановичу Адамовичу. Именно он пробудил в подростке интерес к этнографии, увлек историей. В 14 лет Лавров написал "Историю станицы Пашковской", используя труд известного историка Ф. Щербины "История Кубанского казачьего войска" [2], рассказы стариков, а также найденную им в архиве местной церкви станичную летопись. Зачитанное на литературном кружке в школе, это сочинение заслужило высокую оценку И.И. Адамовича и станичной интеллигенции. "Это, пожалуй, - признавался в последующем Л.И. Лавров, - и определило в дальнейшем мою специальность" [1, с. 120].

Жизнь в Пашковской имела и ту примечательную особенность, что в трех верстах от станицы находился адыгейский аул Тлюстен-хабль, и туда Л.И. Лавров "почему-то постоянно тянуло". "Хаты с очагами, конские черепа на заборе, деревянная мечеть с полумесяцем, старухи в шароварах и рев буйволов вызывали любопытство". Черкесы бывали и в станице, в том числе заходили к отцу подростка. В эти годы Леонид неоднократно

Karpov Yuriy - doctor of history, professor, head of Caucasus department of Peter the Great Museum of Antropology and Ethnography RAS (Kunstkamera), 3 University Emb., St. Petersburg, e-mail: [email protected], ph. +7(812)3284181.

посещал черкесские аулы, познакомился с "простыми по форме и величавыми по содержанию" преданиями горцев, "и полученные тогда впечатления пригодились будущему кавказоведу" [1, с. 153].

Закончив в 1924 г. пашковскую семилетку, Лавров поступил в украинскую девятилетнюю школу в Краснодаре.

В 1927 г. Лавров поехал в Ленинград с целью поступить в университет. В тот год достичь этого не удалось. Устроившись чернорабочим на поденную работу на Металлический завод, Леонид Иванович вечерами просиживал в Публичной библиотеке, собирая материал по интересовавшим его темам. Тогда же им была написана статья о влиянии культуры народов Кавказа на быт населения Кубани. Он отправил ее в киевский журнал "Етнограф1чний вюник", из редакции которой ему сообщили, что ее опубликуют. Это окрылило молодого человека, он набрался смелости и познакомился с этнографом профессором Е.Г. Кагаровым, а тот свел его с Д.К. Зелениным, который предложил Лаврову выступить с материалами статьи перед студентами последнего курса Этнографического отделения географического факультета университета. Выступление, и при том удачное, состоялось. Зеленин похвалил Лаврова.

В 1928 г. с третьей попытки Л.И. Лавров поступил в Ленинградский университет на Этнографическое отделение географического факультета. Мечта сбылась, но для этого пришлось скрыть свое социальное происхождение. Годы учебы в университете совпали с перестройкой учебных заведений, и исторические дисциплины оказались практически полностью исключенными из учебной программы. Но в это же время Лаврову посчастливилось познакомиться и достаточно близко сойтись с видным историком Н.И. Кареевым. Патриарх отечественной науки научил начинающего ученого методике исторических исследований. В годы студенчества Лаврову довелось слушать выступления и лекции Н.Я. Марра, языковеда академика Л.В. Щербы, историка академика Е.В. Тарле, востоковеда академика В.В. Бартольда, этнографа. В.Г. Богораз-Тана и др. Кавказоведческие дисциплины читали И.А. Орбели, А Н. Генко, Г.Ф. Чурсин.

Для того чтобы учиться, необходимо было зарабатывать на кусок хлеба, а это давалось весьма нелегко. Студент Лавров работал грузчиком в порту, чернорабочим на военных

складах. В итоге в марте 1929 г. получил крупозное воспаление легких и гнойный плеврит, чуть не умер, а в итоге лишился трех ребер.

Летом 1930 г. Л.И. Лавров провел полевую этнографическую стажировку в шап-сугских селениях Черноморского побережья, откуда привез богатые материалы, в первую очередь касавшиеся "древней загадочной религии адыгов". По этим материалам им было сделано два доклада, которые получили одобрительную оценку. Однако возник конфликт с одним из преподавателей - "сторонником индуктивного метода", прозвучали обвинения в занятиях религиозными пережитками в эпоху развернутой классовой борьбы, и в итоге Лаврова (и двух его друзей) исключили из университета "как чуждого по идеологии и имеющего серьезные прорывы в академических занятиях" [1, с. 166-194].

Осенью 1931 г. Л.И. Лаврова призвали на военную службу. Через два месяца приказ об отчислении из университета был отменен (ввиду не подтверждения вменявшегося в вину обвинения в сокрытии социального происхождения), но об этом красноармеец Лавров узнал только через три года.

"Служба в армии, - писал в мемуарах Л.И. Лавров, - не погасила интереса к истории. В свободное время посещал Публичную библиотеку и кое-что писал" [1, с. 206]. В 1935 г. получил диплом о высшем образовании. После этого желание уволиться с военной службы и полностью предаться научной работе неотступно его преследовало. По инициативе А.Н. Генко президиум Академии наук направил ходатайство в соответствующие армейские инстанции, и в начале апреля 1936 г. Л.И. Лавров был уволен в запас, и тут же зачислен в штат Института антропологии, этнографии и археологии АН СССР.

Л.И. Лавров стал сотрудником Кавказского кабинета ИАЭА, которым заведовал Анатолий Нестерович Генко. Годы спустя ученик с глубоким уважением говорил о своем научном руководителе: "Талантливый и широко эрудированный ученый, он отличался творческим умом и колоссальной работоспособностью... Генко резко выступал против скороспелых выводов и требовал от исследователя максимального использования литературы, чтобы не упустить существенное и не открывать уже открытое. Если теперь, через много лет, иногда говорят, что я более или менее знаю специальную литературу, то

этим обязан общению с Анатолием Нестеро-вичем" [1, с. 207].

По совету А.Н. Генко Лавров взялся за изучение поземельных отношений в дореволюционной Балкарии, и в тот же год отправился в командировку на Кавказ. В 1936 г. вышла из печати первая научная статья Лаврова "Из поездки в Черноморскую Шапсугию летом 1930 г." [3]. В 1937 г. он закончил большую историко-этнографическую монографию "Убы-хи", которая была представлена на всесоюзный конкурс исследований молодых научных работников. Данную работу он предполагал защищать в качестве кандидатской диссертации. МАЭ РАН издал ее к столетнему юбилею Лаврова [4]. Но в апреле 1938 г. был арестован его наставник А.Н. Генко, по этой причине кабинет Кавказа в Институте был ликвидирован. Впрочем, вскоре кабинет Кавказа был восстановлен под руководством Е.Г. Кагарова при сотрудниках Л.Б. Панек и Л.И. Лаврове. На следующий год Лавров получил благоприятный отзыв на диссертацию своего нового руководителя с рекомендацией допуска "к публичной защите". Однако ВАК отклонил просьбу Института провести Лавровым защиту диссертации на основании того, что им не сданы кандидатские экзамены. В начале 1940 г. был освобожден А.Н. Генко, и подготовка Леонидом Ивановичем диссертации к защите вновь активизировалась. В апреле того же года он блестяще сдал экзамен по истории народов Северного Кавказа.

В те же годы Л.И. Лавров взялся за историко-этнографическое описание абазин, для чего выезжал в экспедиции; в Черкесске с ним заключили договор о подготовке к изданию данной работы. В 1940 г. в Нальчике с Лавровым был заключен договор на составление "Истории балкарского народа до 1917 г.". Обе эти работы Лавров завершил к 1941 г., и местные газеты писали, что они увидят свет уже в том году. Однако подобным планам помешала осуществиться Великая Отечественная война.

5 июля 1941 г. младший научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л.И. Лавров добровольцем ушел в армию. Он воевал на разных участках Ленинградского фронта, в том числе на знаменитом Ораниенбаумском плацдарме [5]. Дважды был ранен, после чего в январе 1942 г. был направлен в военное училище на преподавательскую работу, сначала в Архангельск, затем

переведен в Петрозаводск. Лавров награжден орденом Красной звезды, медалями "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне".

В самом начале августа 1946 г. капитан Л.И. Лавров уволился в запас. С 1 сентября того же года он вновь стал младшим научным сотрудником Института этнографии АН СССР.

Целеустремленность Леонида Ивановича выразилась уже в том, что в декабре 1946 г. Ученый совет Института востоковедения в Ленинграде, заслушав отзывы официальных оппонентов И.П. Петрушевского и Л.Б. Панек, принял единогласное решение о присуждении Л.И. Лаврову степени кандидата исторических наук.

Одним из научных сочинений Лаврова, написанных в тот период, стала статья "Развитие земледелия на Северо-Западном Кавказе с древнейших времен до середины XVIII в.", опубликованная в сборнике "Материалы по истории земледелия СССР" [6]. В ней впервые аргументированно был обоснован вывод о том, что развитие земледельческой традиции в данной части Кавказского региона не обязано своим происхождением влиянию греческой культуры через колонистов, но имеет самобытные истоки, которые восходят к эпохе неолита. Тем самым, помимо прочего, был опровергнут фигурировавший в дореволюционной литературе тезис о преимущественно скотоводческом характере хозяйства жителей Северного Кавказа и взгляд на кавказских горцев, как на своеобразных номадов.

С самого начала научной деятельности Л.И. Лавров проявлял особое внимание и интерес к проблемам этнической истории народов региона. При этом он смело выдвигал гипотезы, которые в последующем, при дальнейшем углубленном изучении материалов, не всегда подтверждались, но, бесспорно, стимулировали научный поиск.

В 1951 г. Л.И. Лавров принял участие в совещании по методологии этногенети-ческих исследований с докладом "Вопросы происхождения народов Северо-Западного Кавказа" (текст доклада был позднее опубликован: [7]). В нем, как отмечали многие авторитетные ученые, принявшие участие в работе совещания, убедительно доказано, что предки абхазов, адыгейцев, кабардинцев уже с глубокой древности жили на территории Северо-Западного Кавказа, и это опровергало

бытовавшее в науке ранее мнение о переселении их на данные земли, в частности из Передней Азии. Лавров высказал суждение о происхождении указанных народов от восточной группы киммерийцев. Современная наука не усматривает прямых связей предков адыго-абхазских народов с киммерийцами (хотя сама киммерийская проблема далека от своего решения), но очевидно, что проблема, поставленная Лавровым, сынициировала дальнейшие, более углубленные исследования данного вопроса.

Исследователи отмечают, что многие наблюдения и выводы Лаврова в этой и в других тематически связанных с ней работах столь тщательно аргументированы, что не утратили своего значения до настоящего времени. Другие же заключения ученого, например отнесение к предкам адыгов меотских племен, обитавших в античное время в степной зоне Северо-Западного Кавказа, были Лавровым в последующем пересмотрены и отвергнуты. Отказался он и от отождествления этнонима керкет с наименованием адыгов в позднесред-невековый период и в Новое время черкесами, отнеся его к тюркской этнической среде и интерпретировав его как социальный термин. "Такая самокритичность Л.И. Лаврова, - написал, оценивая достижения отечественного кавказоведения, В.П. Кобычев, - вызывает глубочайшее уважение и одновременно свидетельствует о его неустанном поиске истины, творческом росте" [8, с. 61].

В 1953 г. Лавров принял активное участие в работе 7-й сессии Кабардинского НИИ, где говорил о необходимости разработки проблем истории Кабарды и создании соответствующего труда. Данное предложение участники сессии поддержали, работа по написанию "Истории Кабарды" началась, и в 1957 г. труд вышел из печати. Среди его авторов был Л.И. Лавров.

В 1955 г. увидел свет первый выпуск "Кавказского этнографического сборника", подготовленного и изданного Институтом этнографии АН СССР. В нем была опубликована статья Л.И. Лаврова "Абазины (историко-этнографический очерк)" [9], почти три десятилетия остававшаяся единственным солидным исследованием истории и этнографии этого народа. И в этой работе Лавров особое внимание уделил вопросам этнической истории. Проследив языковые процессы между близкородственными абазинами и

абхазами в древности и в раннесредневековый период, он показал, что абазины не абхазы по происхождению, а остаток некогда большого самостоятельного народа, жившего к северо-западу от Абхазии, а также определил время переселения предков современных абазин с Черноморского побережья на Северный Кавказ (Х1У-ХУ1 вв.). Вслед за своим учителем

A.Н. Генко, Лавров показал, что этот, в Новое время маленький народ, некогда играл важную роль в жизни Западного Кавказа, вышедшие из его среды князья явились основателями Абхазского царства (откуда русское обез при самоназвании абхазов апсуа), а их власть простиралась до "Хазарской реки", вероятно Кубани, и только в дальнейшем они оказались в значительной степени ассимилированы соседями. Данную схему этнической истории абазин Лавров в дальнейшем уточнял и пополнял новыми доказательствами, в частности, объясняя близость абазинского языка абхазскому не столько генетическим родством, сколько "абхазазицией" первого в период пребывания обоих народов в рамках Абхазского царства. Языком же непосредственных предков абазин - абазгов он считал язык убыхов, который в позднем средневековье бытовал на более широкой, чем в XIX в., территории. Сделанные выводы давали Лаврову полное право заявлять о пересмотре кавказоведами истории абазин. По оценке авторитетных специалистов, все это было предельно "новым и непривычным" [8, с. 58], т.е. действительно новаторским. Работы Л.И. Лаврова по этнической истории Кавказа вызвали яростные, часто политизированные дискуссии.

В 1949 г. в соответствии с постановлением Президиума АН СССР Институт этнографии начал разработку темы: "Процесс национальной консолидации в Дагестане". Появление подобной темы, судя по всему, было обязано общей политической линии руководства страны на декларативное форсирование процессов межэтнической интеграции и на унификацию национально-государственных структур в многонациональных регионах страны. Постановка темы предопределяла ее решение, а ученым предоставлялась возможность, по большому счету, не столько проследить, сколько констатировать процесс национальной консолидации в Дагестане.

В том же году была сформирована Дагестанская экспедиция в следующем составе:

B.К. Гарданов - начальник экспедиции,

Л.И. Лавров, З.А. Никольская, экономист Л.А. Добрускин, и др. Никольская работала в аварских районах республики, Лавров - в лакских.

Это было первое знакомство Л.И. Лаврова с Дагестаном и Страна гор поразила его своеобразием культурных традиций населения и загадками истории, что во многом предопределило его дальнейшую научную работу, которая была прервана только смертью. Знаменитые "Эпиграфические памятники Северного Кавказа" [10], ставшие главным научным трудом Лаврова, в основном построены на дагестанских материалах. Начало работы над ними было положено в 1951 г. в Лакии, в ее "столице" - Кумухе (Кази-Кумухе). Вот что вспоминал об этом сам Леонид Иванович: «На кумухском кладбище, за зданием райисполкома, я заметил поросшие мхом большие старинные памятники, богато покрытье резными надписями и орнаментом. Не понимая арабского языка, не мог проникнуть в смысл эпитафий, но, зная арабский алфавит, увидел очень заинтересовавшее меня имя - Сурхай-шамхал. На соседних памятниках так же встречалось слово "шамхал". Сходив в Кумух, привел с собой старика, немного читавшего по-арабски, и с его помощью установил присутствие здесь родового шамхальского кладбища XVI-XVII вв. с погребениями известных в истории представителей этой династии. Уточнив их имена, родословную и годы правления, смог по-новому взглянуть на ряд важных вопросов истории Дагестана». Дело заключалось в том, что до тех пор шам-халов - крупнейшую феодальную династию средневекового Дагестана "считали искони кумыкской династией и называли Тарковской, так как с первой половины XVII в. резиденцией шамхалов было кумыкское селение Тарки, а их владения ограничивались лишь кумыкской территорией" [11, с. 135]. Л.И. Лаврову удалось установить смену резиденций шам-халов, отразившую принципиальное изменение политической обстановки в Дагестане в середине XVII в., тем самым существенным образом скорректировав историю этого субрегиона. Очевидно, данное открытие предопределило огромный интерес, который Леонид Иванович всю оставшуюся жизнь проявлял к эпиграфическим памятникам.

Завершив работу в Лакии, Л.И. Лавров, как член Дагестанской экспедиции, в 1952 г. работал у лезгин и рутульцев. Цель

работы - сбор материалов для историко-этнографического очерка о рутульцах [12] и одновременно изучение консолидационных процессов в их среде.

В решении проблем, связанных с этнокультурными процессами в стране в целом и в Дагестане, в частности, в тот период возобладали административные методы. Во исполнение политического заказа появились статьи этнографов, в которых в качестве свершившегося факта констатировалось завершение процесса консолидации 12-ти малых андо-цезских (андо-дидойских) народов, а также арчинцев с аварцами. В этих же работах утверждалось, что решающая роль в консолидации малых народов с крупными, а именно аварцами и даргинцами, принадлежит социалистической реконструкции народного хозяйства, созданию новой, социалистической культуры [13, с. 66, 67]. Официально малые народы Западного и Центрального Дагестана были причислены к аварцам и даргинцам и, начиная с переписи 1959 г., в соответствующих реестрах уже не значились.

Сходная судьба могла постигнуть и малые народы Южного Дагестана - агулов, цахуров, рутульцев. В официальных документах их стали причислять к лезгинам. Однако в середине 1950-х годов их статус как самостоятельных народов восстановили.

Л.И. Лавров, изучая историю и культуру рутульцев, пришел к выводу, что постановка вопроса о консолидации рутульцев с лезгинами неправомерна. Об этом свидетельствовали данные языка, а именно сохранение собственного языка и хорошее владение рутульцами азербайджанским языком, тогда как лезгинский язык распространен среди них слабо. В воспоминаниях Лавров писал о своих исследованиях данной проблемы и выводах так: "Одним из результатов наших исследований нынешнего состояния этнических процессов в Дагестане было внесение ясности в вопрос о консолидации рутульцев, цахуров и агулов с лезгинами. Согласно господствовавшему мнению, такая консолидация уже подходит к завершающему этапу, и поэтому официальные документы (в том числе и паспорта) причисляли рутульцев, цахуров и агулов к лезгинам. Наши выступления в печати и доклады в соответствующих организациях привели к исправлению допущенной ошибки и признанию этих народов (и при проведении всесоюзной переписи

населения) самостоятельными этническими образованиями" [11, с. 148].

Думается, Л.И. Лавров преувеличил значение своих выступлений, как ученого, в решении судьбы одной группы малых народов. Вместе с тем, принципиальность, которую проявил Леонид Иванович в отношении рутульцев и цахуров, по-видимому, не могла полностью остаться незамеченной власть при-держащими, и допустимо полагать, что она оказала некоторое влияние на решение вопроса о судьбе народов Южного Дагестана.

В ноябре 1956 г. Л.И. Лавров принял участие в совещании, посвященном вопросу о характере социально-политического движения горских народов Кавказа в 20-50-е годы XIX в. (конкретно речь шла о причинах и характере Кавказской войны), которое проходило в Москве в Институте истории АН СССР. Это было время после XX съезда КПСС, когда многие, ранее казавшиеся незыблимыми, идеологические постулаты пересматривались. Но именно только пересматривались, а вовсе не рушились. В полной мере это коснулось и вопросов истории, в том числе истории Кавказа, в которой еще совсем недавно Шамиль интерпретировался как "ставленник султанской Турции и английских колонизаторов". В архиве МАЭ РАН хранится фрагмент одного из заседаний этого совещания со стенограммой выступления Л.И. Лаврова. В нем он говорил следующее: "Что касается характера движения горцев первой половины XIX века, то мы уже, кажется, приходим к согласованному мнению, что это движение по своему содержанию было сложным. Что оно было и антиколониальным, и антифеодальным, и в то же время его трудно отделить от мюридизма, привнесенного духовенством в качестве религиозной идеологии <...> По моему, мы приходим к согласованному мнению, что это движение не было инспирировано ни Турцией, ни Англией, и что вожди этого движения не были агентами турецкими или английскими <. >

Была ли прогрессивной борьба горцев первой половины XIX века? <...> Кто-то из выступавших говорил, что ошибки, сделанные за последние годы в области изучения движения горцев, проистекают от того, что авторы неглубоко изучали факты <... > Мне кажется, что это не так! Эти ошибки произошли от взгляда на историю, как на политику, опрокинутую в прошлое. Профессор Бушуев

призывал совещание решить научный спор о мюридизме так, чтобы это решение было в интересах социализма. Мне кажется, что в интересах социализма нужно решить так, чтобы никто не смог показать на нас пальцем: смотрите, как советские ученые за волосы притягивают факты, не считаясь с действительностью. В интересах социализма - не делать из истории политику, опрокинутую в прошлое. (Голоса: правильно!), а относиться к ней, как к науке, излагающей объективную истину.

В борьбе горцев первой половины XIX века были разные стороны: одни из них мы можем считать прогрессивными, другие, бесспорно, реакционными. Но если все же брать главное в этой борьбе, а главным я считаю народную борьбу за независимость, и антифеодальную борьбу, - то это главное, безусловно, вызывает симпатии у всякого советского человека, и мы преклоняемся перед подвигом борцов за свободу Дагестана, Чечни и Черкесии, как преклоняемся перед подвигом любых борцов за свободу всех времен и народов <. >

Правы те, кто подчеркивал роль народных масс в этом движении. Вожди - вождями, а историю творят все-таки народные массы. Мы спорить против этого не можем, так как мы тоже являемся сторонниками этого взгляда. Но из-за этого не надо впадать в другую крайность и зачеркнуть или хотя бы принизить большую роль Шамиля в этом движении. Роль его была большая и уже сам факт, что через сто лет после Шамиля, съехавшись из разных концов Союза, мы все время произносим его имя на этом совещании, говорит сам за себя <. > Задача историка -трезвая оценка этого исторического деятеля без принижения и идеализации, не следует приписывать Шамилю грехов, в которых он не грешен." [14].

Здесь же упомяну о заключении, которое Л.И. Лавров, а также историк Елена Николаевна Кушева в 1979 г. дали по поводу "Справки-обоснования празднования 200-летия юбилея вхождения Чечено-Ингушетии в состав России".

Последняя была составлена историками В.Б. Виноградовым и С.Ц. Умаровым. В "Обосновании" говорилось, что в отличие от большинства народов Кавказа, для которых установлены даты их вхождения в состав России, применительно к Чечено-Ингушетии

существует пестрота взглядов. По мнению авторов "Обоснования", "...слабая мотивировка длительного пути добровольного и мирного вхождения чеченцев и ингушей в состав России объективно привела к огульному противопоставлению Чечено-Ингушетии соседним областям и народам Кавказа, искусственному изолированию чеченцев и ингушей от единой общекавказской прогрессивной тенденции". Далее они писали, что "активизация источниковедческих и исследовательских усилий" создала "необходимые условия для преодоления этой ситуации", и настаивали на том, что 1781 г. следует считать вехой завершения процесса добровольного вхождения большинства населения Чечено-Ингушетии в состав России [15].

Е.Н. Кушева, автор солидных и авторитетных исследований по истории народов Северного Кавказа и их отношений с Российским государством, категорически не соглашалась с определением некой даты "добровольного" вхождения чеченцев в состав России. «Считаю, - писала она в своем заключении по поводу упомянутого "Обоснования" осенью 1979 г., - что 1781- й год не подходит для установления юбилейной даты, и не могу предложить другую. Включение же Чечено-Ингушетии в административную систему России было результатом Кавказской войны, которая была неизбежна - Закавказье вошло в состав России» [15, с. 20].

В своем отзыве (февраль 1979 г.) на то же "Обоснование" Л.И. Лавров также заострял внимание на необоснованности выбора "юбилейной" даты. "Присяги царскому правите ль-ству, принесенные депутатами от отдельных чечено-ингушских обществ в XVIII в., остались известными только по краткому упоминанию их в печати. Розыски этих документов в архивах и последующая их публикация должны предшествовать ответственному решению о праздновании даты присоединения Чечено-Ингушетии к России. Пока это не сделано, остаются неясными и подходящая дата этого события, и условия, лежавшие в основе присяг. Ведь мы пока знаем лишь, что в XVIII в. не все общества Чечено-Ингушетии приносили помянутые присяги, и что присяги эти не приводили к фактическому вхождению края в состав Российской империи" [15, с. 21]. Он отмечал, что в дореволюционной науке, а равно и в правительственных кругах, речь всегда шла о покорении горцев Кавказа.

«Намеченное празднование юбилея, в свете сказанного, представляется исторически неоправданным, а практически таящим в себе и нежелательные последствия, так как может вызвать у определенной части чеченцев и ингушей реакцию обратную той, на которую рассчитывают составители "Справки-обоснования"» [15, с. 23]. Так и получилось -идеологический прессинг общественности Чечено-Ингушетии, который в эти годы организовала партийно-правительственная номенклатура совместно с рядом ученых, вызвала откровенно негативную реакцию в местном обществе [16, с. 266-288].

Такими были научно-общественные взгляды и гражданская позиция Леонида Ивановича. Что касается его достижений в области собственно научных изысканий, то главным среди них стал сбор и анализ эпиграфических памятников из разных уголков северокавказского региона.

Начиная с первой поездки в Дагестан, Л.И. Лавров из всех последующих экспедиций привозил все новые и новые материалы (и то же просил собирать для него коллег, посещавших необследованные им районы Северного Кавказа), и все эти материалы -оригинальные надписи на камнях, утвари, оружии и т.д. - будили в нем настоящий азарт исследователя. Как рассказывал мне Леонид Иванович, он в течение полугода -дома, на работе, в транспорте - читал только арабские тексты, и в итоге овладел данным языком. Отмечу здесь же, что в трех томах "Эпиграфических памятников" [10] собрано и проанализировано без малого 900 надписей не только на арабском, но также на персидском и турецком языках, которые автор также освоил. "Эпиграфические памятники Северного Кавказа" стали главным трудом Леонида Ивановича. Б.А. Калоев оценивал данный труд выдающейся заслугой Л.И. Лаврова: "Не имея предшественника, он над выполнением этой работы трудился более 25 лет, вплоть до самой кончины, приложив к этому колоссальные усилия. Это привело его почти к полной потере зрения" [17, с. 148]. Проведенный Л.И. Лавровым анализ эпиграфических памятников продемонстрировал весьма широкий круг решаемых с их помощью проблем в освещении истории и этнографии, в данном случае народов Северного Кавказа. К ним относятся установление направлений этнических миграций, уточнение социально-политической структуры

местных обществ, форм землепользования и землевладения, функционирование традиционных социальных институтов. В них часто сообщается о важных политических событиях и видных деятелях, известия о которых по каким-либо причинам не отложились на страницах иных письменных источников. На основе всех этих материалов Л.И. Лавровым была написана докторская диссертация "Эпиграфические памятники Северного Кавказа как историко-этнографический источник", которую он успешно защитил в 1967 г.

Как писал в некрологе, посвященном Лаврову, В.К. Гарданов, каждая опубликованная им работа - "это поднятая научная целина, это результат скрупулезного изучения разнообразных источников. Труды Леонида Ивановича нередко открывают новое направление в кавказоведческих исследованиях, ставят новые проблемы, имеющие большое теоретическое и конкретно-историческое значение" [18, с. 171].

Научные интересы Леонида Ивановича были столь широки и многоплановы, что трудно найти проблему, которой бы он так или иначе не касался в своих изысканиях.

Леонид Иванович не удовлетворялся простым следованием общепринятым "истинам", а искал собственные объяснения недостаточно исследованным и не вполне понятным явлениям. Это делало его фигурой значительной и великой.

Леонид Иванович был не только выдающимся ученым, но и одним из организаторов отечественного кавказоведения. С июня 1957 г. по август 1961 г. он, живя в Ленинграде, заведовал сектором Кавказа Института этнографии АН СССР в Москве. С мая 1973 г. руководил Группой этнографии Средней Азии, Кавказа и Казахстана Ленинградской части ИЭ. По его инициативе в 1963 г. при кабинете Кавказа Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР был организован и плодотворно работал семинар кавказоведов города. С 1976 г. Лавров стал ежегодно проводить Среднеазиатско-кавказские чтения (с 1992 г. они называются Лавровскими), на которые собирались и собираются этнографы, историки, археологи, фольклористы, востоковеды из научных и музейных центров разных городов страны и зарубежья. У Л.И. Лаврова много учеников, его аспирантами были Г.С. Араке-лян (Харатян), М.-Г.А. Гаджиев, Ю.Ю. Карпов, Г.Г. Копешавидзе, Л.З. Кунижева, Э.Х. Панеш,

Р.К. Чанба, А.И. Шамилов. Не по формальному основанию его учениками считали и считают себя Н.Г. Волкова, М.А. Агларов и др. Лавров принимал активное участие в подготовке двухтомного издания "Народы Кавказа", являясь автором ряда статей, а также членом редколлегии данного издания (М., 1960, 1962). Он был автором разделов и членом редколлегии тома "История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в." (М., 1988). Под его редакцией вышел ряд книг в Москве, Ленинграде, Майкопе, Черкесске.

Кончина Леонида Ивановича оказалась полной неожиданностью. Поздно вечером 6 апреля 1982 г. он сказал жене Н.Н. Гревенс, что хочет еще поработать и потому останется в кабинете. Утром Наталья Николаевна нашла его накрытое буркой, но бездыханное тело на диване кабинета. На письменном столе лежала очередная рукопись.

Леонид Иванович хотел быть похороненным в могиле погибших в войну однополчан на бывшем Ораниенбаумском плацдарме, однако формализм властей не позволил выполнить его завещание. Урну с прахом вдова захоронила на кладбище в станице Пашковской (такой дополнительный вариант предусматривал и сам Лавров). На скромной плите лаконичная надпись.

А за много лет до смерти Леонид Иванович написал:

"Звезды наврали про путь мой с победами -Множество дел совершить не успел, Но, между прочим, я звездам поведаю: Жизнь я не громко, но гордо пропел!"

ЛИТЕРАТУРА

1. Лавров Л.И. Биографические заметки // Археология и этнография Северного Кавказа: Сб. научных трудов. Краснодар, 1998. С. 117-221.

2. Щербина Ф.А. История кубанского казачьего войска: В 2 т. Екатеринодар: Тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф "Печатник", 1910, 1913. 740 с., 860 с.

3. Лавров Л.И. Из поездки в Черноморскую Шапсугию летом 1930 г. (этнографо-исторические заметки) // Советская этнография.1936. № 4-5. С. 122-134

4. Лавров Л.И. Убыхи. Историко-этнографический очерк / Под ред. Ю.М. Ботякова. СПб.: МЭИ РАН, 2009.

5. Лавров Л.И. Из записок ополченца // Ораниенбаумский плацдарм. Воспоминания участников обороны Ораниенбаумского плацдарма 1941-1944 гг. / Сост. К.К. Грищанский и Л.И. Лавров. Л.: Лениздат, 1971. 463 с.

6. Лавров Л.И. Развитие земледелия на СевероЗападном Кавказе с древнейших времен до середины XVIII в. // Материалы по истории земледелия СССР: В 3 т. Т. 1. / Под ред. Б.Д. Грекова. М.:АН СССР, 1952. С. 223-224.

7. Лавров Л.И. Вопросы происхождения народов Северо-Западного Кавказа // Сборник статей по истории Кабарды. Вып. 3. Нальчик, 1954.

8. См.: Страницы отечественного кавказоведения. М.: Наука, 1992. 221 с.

9. Лавров Л.И. Абазины // Кавказский этнографический сборник. Вып. 1. М., 1955.

10. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках: В 3 ч. М.: Изд-во АН СССР, 1966, 1968, 1980.

11. Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л.: Наука, 1982. 183 с.

12. Лавров Л.И. Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. Вып. 3. М.;Л., 1962.

13. Народы Дагестана / Под ред. М.О. Косвена, Х.-М.О. Хашаева. М., 1955.

14. МАЭ РАН. Ф. 25. Оп. 1. Д. № 38.

15. Крикунов В.П. Затерянная записка // Вопросы истории. 1990. № 5. С. 19-31.

16. Шнирельман В.А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М.: Новые литературные обозрения, 2006. 691 с.

17. Калоев Б.А. Записки кавказоведа. Владикавказ: Зонд, 2002. 457 с.

18. Леонид Иванович Лавров (некролог) // Советская этнография. 1983. № 1. С. 169-171.

26 января 2009 г.

ББК 63.3(235.7)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЙСКОВОГО АТАМАНА КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

В ЭМИГРАЦИИ В.Г. НАУМЕНКО

А. В. Дюкарев

Одной из ключевых и в то же время малоосвещенных фигур в истории Кубани является Вячеслав Григорьевич Науменко (1883-1979). Боевой офицер, участник первой мировой войны, в ходе своей военной карьеры прошел путь от казака до генерал-майора Генерального штаба. После революции 1917 г. принимал участие в гражданской войне на стороне белого движения, в 1920 г. вместе с остатками белой армии покинул Родину и проживал в эмиграции. С 1920 по 1958 г. занимал должность Войскового атамана Кубанского казачьего войска в зарубежье.

Одним из важнейших моментов при изучении места и роли атамана В.Г. Наумен-ко в истории Кубанского казачьего войска и отечественного исторического процесса в целом является рассмотрение его общественно-политической деятельности. Можно сказать, что до 1917 г. он не проявлял себя в общественно-политической сфере. Казачье консервативное воспитание, образование, полученное в военных учебных заведениях, не

способствовали увлечению В.Г. Науменко политическими идеями в юности. Наивно было бы полагать, что молодому казачьему офицеру было безразлично происходящее в России в начале XX в., однако источники не сообщают ничего о его политических убеждениях до революционных событий 1917 г.

Первым проявлением политической воли В.Г. Науменко можно считать вступление в ряды сторонников Кубанской Рады, противостоящей большевикам. С одной стороны, это было нежелание принимать революционные преобразования, с другой, как известно, Кубанская Рада выражала интересы наиболее зажиточной прослойки кубанского казачества, и нахождение в рядах ее сторонников говорит о политическом курсе, выгодном казачьей верхушке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересной особенностью политической борьбы периода гражданской войны является не только идеологическое размежевание между красными и белыми, но и борьба политических течений внутри них. На текущую политическую ситуацию на юге

Дюкарев Андрей Викторович - преподаватель кафедры истории и методики ее преподавания Славянского-на-Кубани государственного педагогического института, 353560, г. Славянск-на-Кубани, ул. Кубанская, 200, e-mail: [email protected].

Diukarev Andrey - lecturer of the history and its teaching methodics deparrtment of the Slavyansk-on-Kuban Teachers' Training Colledge, 200 Kubanskaya Street, Slavyansk-on-Kuban, 353560, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.