Научная статья на тему 'Историчность понимания и понимание истории'

Историчность понимания и понимание истории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
753
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИКА / ИСТОРИЯ / РАЗУМ / ТРАДИЦИЯ / ПРЕДРАССУДОК / ПОНИМАНИЕ / HERMENEUTICS / HISTORY / REASON / TRADITION / PREJUDICE / UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Краснухина Е. К.

В статье рассматривается проблематика герменевтического опыта истории. Исторический разум анализируется в двух аспектах: как эпохально изменчивый и как имеющий временную структуру рефлексии прошлого в настоящем. Автор обосновывает принципиальную незавершенность и множественность постижения смысла различных культурных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICITY OF UNDERSTANDING AND UNDERSTANDING OF HISTORY

The article discusses the problems of hermeneutic history experience. The historical reason is analyzed in two ways: as a variable at different epochs and as having a temporary structure of reflection of the past in the present. The author substantiates the principal incompleteness and multiplicity of understanding the meaning of different cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Историчность понимания и понимание истории»



ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 123+124.5+125

Е.К. Краснухина

канд. филос. наук, доцент, кафедра социальной философии и философии истории, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

ИСТОРИЧНОСТЬ ПОНИМАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблематика герменевтического опыта истории. Исторический разум анализируется в двух аспектах: как эпохально изменчивый и как имеющий временную структуру рефлексии прошлого в настоящем. Автор обосновывает принципиальную незавершенность и множественность постижения смысла различных культурных традиций.

Ключевые слова: герменевтика, история, разум, традиция, предрассудок, понимание.

E.K. Krasnukhina, Saint Petersburg State University

HISTORICITY OF UNDERSTANDING AND UNDERSTANDING OF HISTORY

Abstract. The article discusses the problems of hermeneutic history experience. The historical reason is analyzed in two ways: as a variable at different epochs and as having a temporary structure of reflection of the past in the present. The author substantiates the principal incompleteness and multiplicity of understanding the meaning of different cultural traditions.

Keywords: hermeneutics, history, reason, tradition, prejudice, understanding.

Отечественные публицисты часто сокрушаются о том, что Россия является страной не только с непредсказуемым будущим, но и с «непредсказуемым прошлым». При этом имеется в виду процесс «переписывания истории», т.е. переосмысления прошлого, изменения его оценок. Если отвлечься от политико-идеологической составляющей этого процесса, то философско-теоретическое обоснование его необходимости будет обнаружено в традиции герменевтической мысли. Герменевтика заменяет классическую философскую идею чистого и суверенного разума утверждением о его сопряженности с историей. Отказ от рационалистической парадигмы философии истории породил вывод о том, что история не является разумной, но разум по сути своей является историческим. Основанием последнего тезиса служит анализ социально-исторической обусловленности мышления, его идеологического, общественно-заинтересованного характера, а также расчленение разума на множественные эпистемы, т.е. структуры мышления, выражающие, согласно логике М. Фуко, особенности образа мысли, присущего той или иной эпохе и заданного системой скрытых от самого разума предпосылок.

Герменевтика трактует историчность разума иначе. С одной стороны, она также отказывается мыслить разум как вечный и универсальный, как внеисторическую общечеловеческую способность. Герменевтика Гадамера уже не противопоставляет авторитет разума авторитету традиции, религиозной веры или обыденным предрассудкам. Разум как раз и берется в форме предрассудков, понимаемых не как заблуждения или некритически принимаемые позиции, противоположные истине, а как необходимое и позитивное условие всякого понимания в той области, которую неокантианцы именовали «науками о духе», а позднее стали квалифицировать как гуманитарное знание, или как исторически сложившиеся формы пред-понимания, набрасывания смысла частей еще не завершенного целого. Всякий герменевтический опыт понимания как интерпретации смыслового содержания текста или события свидетельствует о предрассу-дочности, ситуативности и историчности разума, вступающего в эту интеллектуальную игру.

С другой стороны, герменевтика это не только осмысление исторической изменчивости

разума, его связи с культурной традицией, кумулирующей духовный опыт человечества и задающей горизонт смыслов. Разум историчен не только в смысле своей изменчивости, но и в отношении временной структуры любого акта понимания. Даже если речь идет о самопонимании в процессе самосознания, то именно длительность, а не синхронность образует акт самоистолкования. Феноменологическая социология А. Шюца вслед за А. Бергсоном рассматривает непрерывную внутреннюю длительность нашего сознания, текучие, нерасчлененные, переходящие одно в другое переживания. Переживания в потоке жизни не являются значимыми как протекающие в настоящем времени. Осмысленными их делает рефлексия. «Осмысленность может быть признана только за прошедшим воспоминанием, т.е. таким, которое предстает обращенному назад взору как завершенное и исчерпанное» [3, с. 742]. Речь идет о невозможности одновременного непосредственного переживания и его понимания, осмысления, которое всегда наступает post factum, с некоторым запозданием. «Не подвластное воспоминанию - всегда принципиально невыразимое - может только «проживаться», но никак не «мыслиться»: оно по сути своей не артикулируемо» [3, с. 743]. Таким образом, мы всегда понимаем только прошлое, а не настоящее, осмысляем то, что стало воспоминанием и не является уже непосредственным переживанием. В этом значении историчен любой акт самопонимания, он ретроспективен, представляет собой историческое знание прошедшего, конституированное из последующей наличной ситуации. Данная закономерность работы исторического разума ярко проявляется в феномене ностальгии. Ностальгический характер памяти наделяет прошлое гораздо большей ценностью, чем та, которой оно обладало, будучи непосредственно проживаемым настоящим.

Историческое знание не предполагает естественнонаучной объективности, погружения в прошлое, отречение от собственной позиции в языке и культуре, оценку прошлого в понятиях и представлениях самого прошлого. Такая имманентность невозможна, да и не требуется. Ведь прошлое можно определить как прерванную традицию. Это вопрос разрыва, а не длительности во времени. Та система предрассудков или принятых способов пред-усмотрения смысла, к которой мы все еще принадлежим, является нашим настоящим, а не прошлым, независимо от того, насколько она древняя или продолжительная. Понятым может быть лишь то, с чем происходит встреча лицом к лицу, что успело заявить о своей инаковости, озадачило своей исходной неясностью. Понимание - это всегда понимание другого, однако понять другого можно только вместе с пониманием себя. Это процесс кругообразный: нельзя понять себя, свою культуру, не понимая другие системы суждений и ценностей, но и наоборот, нельзя понять чужую мысль, не столкнув ее с проявленными собственными способами осмысления. В акте понимания никогда нельзя стать кем-то другим, вжившись посредством эмпатии в чужую личность или менталитет прошлой эпохи, однако, оставаясь в горизонте собственных смыслов, нельзя быть невосприимчивым к множеству инородных культурных традиций. Поэтому таким важным является жанр литературы, который можно обозначить как «Россия глазами иностранцев». Примером служит фильм А. Сокурова «Русский ковчег», использующий материал знаменитой книги «Россия в 1839 году» известного французского дипломата и путешественника Х1Х века маркиза де Кюсти-на. Именно кросс-культурное взаимодействие, герменевтический опыт столкновения различных традиций, встреча с чужим помогает постичь и свое родное.

Герменевтическая мысль не следует традиционному определению истории как знания о прошлом. Неверно, согласно Гадамеру, «искать в истории лишь прошедшее, а не - прямо противоположное - истину настоящего» [1, с. 74]. Знать прошлое необходимо не потому, что оно должно быть принято за исток или образец настоящего, а потому, что знание прошлого - это единственное условие понимания настоящего. Так работает герменевтический круг: часть может быть понята из целого, а целое - из своих частей. Аналогичным образом прошлое понимается исходя из современности, а настоящее - из прояснения его столкновением с прошлым. При этом подчеркивается не преемственность истории, не воспроизведение древней традиции

в настоящем, а момент разрыва непрерывности, временной дистанции, различия традиций, которые осуществляются в форме их постоянного прояснения. Поэтому нет ничего превратного в том, что образ и понимание прошлого не являются застывшим однозначным знанием о том, как все было «на самом деле». Такова герменевтическая суть понимания смысловых связей истории: ее части интерпретируются в контексте целого. Поскольку история человечества есть процесс незавершенный, ее переосмысление продолжается каждой новой современностью с позиций нового наличного исторического и культурного опыта. «Начало мы поймем не ранее как в конце» [2, с. 69], - по справедливому замечанию Шлейермахера. Историческое событие это не некий факт прошлого, а событие рождения, а не реконструкции смысла, это принципиальная множественность, незавершенность и процессуальность исторического понимания.

Из анализа сформулированных герменевтических положений можно сделать вывод о том, что, являясь прояснением деятельности разума в гуманитарной сфере, герменевтика радикально пересматривает основоположения классического рационализма. Она отказывается от противопоставления разума традициям и предрассудкам, которые теперь мыслятся как необходимые условия и формы рациональности.

Список литературы:

1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

2. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб,: Европейский дом, 2004.

3. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.