Таким образом, одной из важнейших задач государственного регулирования экономики общества является поиск оптимума между управляемостью и устойчивостью основных экономических образований в рамках различных уровней государственной иерархии.
Новиков М. В.,
Саак А. Э.,
Портье М. В.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТАГАНРОГЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Еще 27 июля 1696 года Петр I выбрал мыс Таганний рог для строительства крепости на Азовском море, а в октябре уже была созвана Боярская Дума по вопросу о строительстве гавани в этом месте. В 1698 г., возвратившись из-за границы, Петр I передает дело постройки гавани итальянскому инженеру Матео Симунту, который 12 сентября 1698 г. официально возглавил сооружение гавани в Таганроге. Общее руководство строительными работами по гавани и крепости поручается сподвижнику Петра Великого Федору Матвеевичу Апраксину.
С 1700 г. начинает складываться устройство местной администрации. В 1702 г. Петром I произведено разделение России на губернии. Таганрог был причислен к Азовской губернии, с главным административным центром — городом Воронежем. Губернатором Азова был назначен И. А. Толстой — ближайший административный начальник. Высшую административную единицу занимал генерал-губернатор адмирал Апраксин. Непосредственное управление Таганрогом — городом-крепостью осуществляла приказная палата.
Необходимо заметить, что только в 1784 г. по указу Екатерины Великой Таганрогская крепость упраздняется и Таганрог приобретает статус города. Высшей управленческой инстанцией становится Екатерино-славское наместничество, которому подчинялась таможня (Адмиралтейский департамент) и губернатор Азова. Управление городом находилось непосредственно в руках коменданта Таганрогской крепости. В его ведении находились: три гарнизонных батальона, греческий магистрат, городской магистрат, управа благочиния, гражданский голова и староста, сиротский и словесный (позже Мировой) суды, таможня.
В 1797 г., по указу императора Павла, упраздняются наместничества — Таганрог вошел в состав Новороссийской губернии. Появилась новая административная единица — градоначальство, состоящая из города и прилежащих к нему земель, и должностное лицо — градоначальник, управляющий на правах губернатора.
В 1802 г., по приказу Александра I, Новороссийская губерния была разделена на три: Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую, из последней выделен Таганрогский уезд и создано Таганрогское градоначальство. Указом 1807 г. Таганрогу стали подчиняться по линии торговли купеческие навигации и полиция Ростова-на-Дону (до 1834 г.), Нахичевани и Мариуполя (до 1859 г.), а в 1816 г. в Таганрог были переведены все уездные учреждения.
В 1870 г. была проведена Городская реформа. Реализация этой реформы выразилась в усовершенствовании системы управления городом и, на наш взгляд, в некоторой степени была сходна с современной структурой Администрации г. Таганрога. Она разграничила функции Думы и
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
Управы. Дума являлась распорядительным, а управа — исполнительным органом. Дума получила довольно широкие полномочия и по многим вопросам могла принимать решения без согласования с Администрацией. Ей были поручены все дела по благоустройству города, развитию местной торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования (в хозяйственном отношении). При городской Управе создавались комиссии, ведавшие различными сторонами городского хозяйства. Председательствовал в Управе Городской голова. Эта организационно-правовая система действовала вплоть до революции 1917 г.
Система Советов как органов власти сложилась в Таганроге в первые месяцы революции. Высшим органом власти в Таганрогском округе был съезд Советов, а в период между съездами — исполнительный комитет (Исполком). Исполком сосредоточил в своих руках руководство всеми сторонами жизни общества.
В 1923 г. была проведена новая реформа территориального управления. 29 волостей заменили 9 районами, и Уезд был переименован в Таганрогский Округ. С 1 октября 1924 г. Таганрогский округ вошел в состав Северо-Кавказского Края.
Положения ЦИК СССР о городских Советах, изданные в феврале 1925 г., укрепили материальное положение и бюджет Советов, он получил право издания обязательных постановлений, за ним закреплялись все предприятия, строения и земли в пределах городской черты. В начале 1933 г. к Таганрогу был присоединен пригородный Сельскохозяйственный район. В мае 1936 года Таганрог поделен на 3 района: (Ленинский, Сталинский (с 1961 г. — Октябрьский), Орджоникидзевский).
С 1936 г. съезды Советов были упразднены, Советы стали постоянно действующими органами власти и управления. Исполнительный Комитет Таганрогского городского Совета депутатов трудящихся определил свои полномочия и обязанности. В состав организационной структуры Горисполкома входили отделы, которые были подчинены ему только в административном порядке, а в финансово-отчетном отношении являлись самостоятельными единицами и имели свое делопроизводство и архивы. Учет и финансовая отчетность велись в единой бухгалтерии горфинотде-ла. Таганрогский горисполком имел только городское значение. Исполком горсовета и его отделы осуществляли непосредственное руководство хозяйственным строительством, народным просвещением, здравоохранением, социальным обеспечением, культурным и бытовым обслуживанием населения города; проводили в жизнь решения Совета и вышестоящих государственных органов.
11 апреля 1937 г. была образована Ростовская область с центром в Ростове-на-Дону, Таганрог вошел в состав Ростовской области.
В октябре 1941 г. Таганрог был оккупирован немецкими войсками, и горисполком временно прекратил свою деятельность. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков горисполком возобновил свою работу с 30 августа 1943 г.
6 июля 1991 г. Верховным Советом РСФСР издан закон «О местном самоуправлении в РСФСР». В соответствии с этим законом, исполнительный комитет городского Совета, его отделы и управления были упразднены и назначен глава Администрации г. Таганрога. Была сформирована Администрация г. Таганрога — орган управления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение законов России, актов Президента РФ, обеспечивающий права и законные интересы органов городского самоуправления и граждан.
В соответствии с п. 4 Указа Президента России от 26.10.93 г. «О реформе местного самоуправления в РФ», прекращена деятельность городского Совета народных депутатов. После выборов главы городского самоуправления и депутатов городской Думы, состоявшихся в Таганроге 22 декабря 1996 г., в нашем городе сформирована новая структура на базе органов местного самоуправления. Правовой основой организации городского самоуправления является Устав города Таганрога, разработанный в соответствии с действующим законодательством. Современная структура управления состоит из Городской Думы, главы городского самоуправления (мэра) — высшего должностного лица, городской администрации — исполнительно-распорядительного органа (на основе правопреемственности действующей городской администрации) и органов территориального общественного городского самоуправления населения.
Изменения, происходящие в структуре местного муниципального управления, отражают исторический опыт совершенствования системы управления на протяжении всей истории развития нашего города. Все эти изменения в структуре управления, как отражение перемен в России в целом, базируются на изменениях в законодательной базе. Правовая поддержка происходящих реформ в значительной степени определила их эффективность.
Чернова Т. В.
УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ РАСЧЕТЕ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Все явления и процессы общественной жизни изучаются посредством статистических показателей, основная роль которых — достоверно характеризовать размеры, объемы, уровни изучаемых социально-экономических явлений, что предполагает их обязательную точность, надежность и правильность. При этом точность характеризует возможное отклонение показателя от истинных размеров явления, а правильность зависит от теории, на которую опирается понятие, лежащее в его основе. Если принципы и методы построения показателей не отражают сути изучаемого явления, то никакие меры повышения точности спасти положение не могут. Величина показателя и даже его смысл могут изменяться в зависимости от принятой методологии и характера введенных в показатель данных. Неточное отражение действительности может дезориентировать различные звенья и органы законодательной и исполнительной власти, особенно это касается показателей уровня жизни, поскольку они затрагивают судьбы десятков миллионов людей. Отсутствие у органов государственной власти надежной и точной информации приводит к принятию ими неэффективных управленческих решений, что служит причиной тяжелых социальных конфликтов, оказывая подчас на развитие страны весьма драматическое влияние, и тем самым дестабилизирует экономику.
Существовавшая до недавнего времени в России система статистической информации формировалась в условиях централизованного планирования и была построена на собственных, отличных от распространенных в большинстве стран мира, методологических положениях. Особенности советской статистики заключались в ее совершенной идеологизации, она обеспечивала административно-управленческие функции министерств и ведомств и была создана для наблюдения за выполнением