Научная статья на тему 'Историческое исследование целей и задач химических олимпиад школьников'

Историческое исследование целей и задач химических олимпиад школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюльков И. А., Зефирова О. Н., Архангельская О. В., Колтырев Д. Ю., Лунин В. В.

В работе проведен исторический анализ целей и задач школьных олимпиад по химии в Российской Федерации за период с конца 1930-х до начала 2000-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюльков И. А., Зефирова О. Н., Архангельская О. В., Колтырев Д. Ю., Лунин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое исследование целей и задач химических олимпиад школьников»

УДК 54(091)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ХИМИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ

И.А. Тюльков, О.Н. Зефирова, О.В. Архангельская, Д.Ю. Колтырев, В.В. Лунин

(кафедра общей химии, кафедра физической химии; e-mail: olgaz@org.chem.msu.ru)

В работе проведен исторический анализ целей и задач школьных олимпиад по химии в Российской Федерации за период с конца 1930-х до начала 2000-х гг.

Различные аспекты истории проведения школьных олимпиад по химии в нашей стране стали предметом целого ряда научных исследований (см., например, [1-4]). В настоящей работе мы провели исторический анализ целей и задач, которые ставили организаторы олимпиадного движения на разных этапах его существования (за период с конца 1930-х до начала 2000-х гг.). В качестве основных литературных источников для проведения данного анализа нами использовались монографии [3, 5, 6], нормативные документы (положения о Всероссийских олимпиадах, циркулярные письма об их итогах и др.), а также документы из личных архивов. Последние были необходимы для определения целей и задач самых первых олимпиад конца 1930-х-1950-х гг.

Как следует из воспоминаний профессора МГУ им. М.В. Ломоносова А.П. Терентьева [7] (одного из основных инициаторов олимпиадного движения в нашей стране), а также из данных монографий [3, 5, 6] изначально олимпиады были призваны привлечь к серьезному изучению химии как можно больше школьников. Тот факт, что именно эта цель была тогда доминирующей, подтверждает и изучение олим-пиадных задач тех лет, например, из документа 1939 г., хранящегося в личном архиве сотрудника МГУ им. М.В. Ломоносова Сергея Сергеевича Чура-нова*:

«Задана 1. На основании указанных ниже описаний свойств металла решите, о каком металле идет речь.

а) Металл не растворяется в разбавленной серной кислоте.

б) При действии на металл разбавленной азотной кислоты выделяется окись азота.

в) Из 2,4 г окиси этого металла получится 1,92 г чистого металла.

Напишите равенство реакции этого металла с разбавленной азотной кислотой.

Задана 2. На основании помещенных ниже описаний свойств определить, о каком веществе идет речь.

Вещество образует белые кристаллы. При действии на него соляной кислоты выделяется газ без запаха, а при выпаривании получившегося раствора получается поваренная соль. Водный раствор этого вещества имеет щелочную реакцию. Запишите равенства реакций этого вещества с водой и соляной кислотой.

Задана 3. Назовите три наиболее разведанных месторождения нефти в СССР.

Задана 4. Назовите фамилии известных ученых-химиков, портреты которых будут показаны.

Задана 5. Укажите кратко, в чем заслуги какого-либо из известных ученых-химиков, фамилия которого будет названа» [8].

Как следует из приведенной выдержки, на первых олимпиадах предлагались либо обычные «школьные» задачи (в принципе, доступные очень многим), либо задания общеобразовательного, развивающего и "завлекающего" типа (например, ис-торико-химические).

Таким образом, с момента своего основания в конце 1930-х годов олимпиадное движение ставило главной целью привлечение школьников в науку. Начиная с середины 1960-х годов это движение стало регламентироваться специальными положениями. Первое «Положение о Всероссийских физико-математической и химической олимпиадах учащихся восьмилетних и средних школ» было утверждено Министерством просвещения РСФСР 23 января 1965 г. [9]. В нем перечислены следующие основные цели олимпиады:

*С.С. Чуранов - один из организаторов школьных олимпиад по химии в течение многих лет, автор нескольких книг по этой тематике (см. например, [5, 6]).

«а) повышение интереса учащихся к математике, физике и химии, активизация и дальнейшее развитие сети научно-технических кружков, клубов, обществ, лекториев и других видов работ во внеучеб-ное время;

б) содействие улучшению физико-математической и химической подготовки учащихся и качества преподавания математики, физики и химии в школе;

в) подведение итогов работы кружков, лекториев и других видов работы с учащимися, интересующимися физикой, математикой и химией;

г) оказание помощи учащимся старших классов в выборе специальности, привлечение наиболее способных из них в ведущие математические, физические и химические вузы страны;

д) выявление сильнейших учащихся*.» [9].

Помимо основной указанной выше задачи олимпиад в этом положении акцентировано внимание еще на двух аспектах: помощь в самоопределении учащихся и выявление наиболее способных. Отметим, что это положение впервые обязывало приемные комиссии вузов учитывать результаты олимпиад при зачислении.

На протяжении нескольких последующих лет, согласно циркулярным письмам «О проведении физико-математических и химических олимпиад» в 1965/66 [10], в 1966/67 [11] и др. учебных годах, они проводились по Положению 1965 г. Задача «массового вовлечения в число юных любителей химии школьников и рабочей молодежи» по-прежнему оставалась основной [12]. С этой же целью, согласно приказу Министерства просвещения РСФСР от 08.01.1969 г., был организован и Всесоюзный смотр коллективов юных химиков, который должен был «стимулировать дальнейшее расширение и углубление деятельности существующих коллективов юных химиков» [12].

Как показало проведенное нами исследование, к началу 1970-х годов задача массового привлечения школьников, хотя и осталась важной составляющей олимпиадного движения, однако постепенно перестала быть доминирующей. В документах этих лет стала все явственней отмечаться необходимость усиления другого аспекта, а именно, углубления знаний школьников. В это время было проведено разделение заданий на обязательные задачи и задачи по выбору. Кроме того, с 1975 г. в республиках СССР было вве-

дено в обязательном порядке проведение дополнительного (республиканского) отборочного этапа. Это привело к четырехкратному сокращению числа участников заключительного этапа олимпиады и соответственно к возрастанию уровня подготовки участников заключительного этапа. Из текстов заданий были исключены совсем легкие (с современной точки зрения) вопросы, повышен уровень сложности задач экспериментального тура. Эти изменения нашли отражение в положении об олимпиадах 1979 г. и оставались неизменными до середины 1980-х годов [13, 14].

Об уровне предлагаемых в то время школьникам задач можно судить как по текстам этих задач [15], так и по документам «Об итогах Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников...» [13, 14]. Как показывает сопоставление задач этого периода с задачами предыдущих олимпиад, их уровень, действительно, заметно повысился. Например, были включены задания, в которых «требовалось знание теории электролитической диссоциации, химического равновесия и условий его смещения, ... явлений изомерии и гомологии, взаимного влияния атомов в молекулах» [13]. Однако в целом этот уровень остался «доступным» многим школьникам (его основу составляли задачи на определение степени окисления элементов в соединениях, концентрации растворов и массовой доли элемента в веществе, задачи на знание свойств металлов, кислотных оксидов, окислительно-восстановительных реакций и т.п.) [13, 14].

В аналогичных отчетах об итогах Всероссийских олимпиад 1984/85 и 1985/86 годов [14, 15] мы обнаружили любопытные замечания, свидетельствующие о дальнейшем усилении упомянутой выше новой тенденции. В этих документах особое внимание уделяется представлению «оригинальных решений, отличающихся изобретательностью и разнообразием приемов и свидетельствующих о неординарном мышлении школьников» [16]. Кроме того, специально обсуждается неудача большинства школьников при решении сложной задачи: определения состава вещества в случае ограниченных исходных данных [16]. В качестве основного заключения отмечается необходимость «на уроке, внеклассных занятиях, а также на всех этапах физико-математической и химической олимпиады ... значительно больше практиковать задания, требующие поиска, самостоятельности, конкрет-

*Здесь и в цитируемых ниже документах все выделения жирным шрифтом и разрядки сделаны нами.

ного применения полученных знаний для решения практических задач», а также необходимость «привлекать всех желающих учащихся к решению нестандартных задач» [17].

Тенденция к усилению «нестандартности» олим-пиадных заданий получила свое документальное оформление в новом положении о Всероссийской физико-математической и химической олимпиаде школьников от 14 сентября 1986 г. [17]. В целях и задачах олимпиады, согласно этому положению, помимо повышения интереса учащихся к научным достижениям, подведения итогов работы кружков, помощи в выборе профессии и развитии способностей учащихся, появился новый пункт: «Развитие у школьников логического мышления, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач. Ознакомление с современными научными открытиями, ... внедрением научных открытий в производство» [18].

Как следует из текста данного и других документов этого периода [18-20], «усиление нестандартности задач» явилось прямым следствием тенденции к углублению знаний школьников, как основной цели олимпиад. Для такого «углубления содержания, познавательной направленности» предполагалось проведение конференций с участием школьников на четвертом этапе олимпиады [18]. Интересно, что в положении 1986 г. отсутствует пункт, касающийся привлечения победителей олимпиад в ведущие высшие учебные заведения, а также учет ее результатов при поступлении в вузы.

В «Отчете об итогах XIII Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников 1986/87 учебного года...» [19] нашли отражение многие из основных пунктов положения 1986 года. Во-первых, в олимпиадных заданиях появились нестандартные задачи по тематикам, не входящим в рамки школьной программы (например, на умение определять типы кристаллических решеток или задача на динамическое равновесие в насыщенном растворе соли). Во-вторых, была проведена специальная научно-практическая конференция юных химиков, посвященная юбилею М.В. Ломоносова. На конференции школьники представили более 300 рефератов, а «лучшие, часть из которых выполнена на уровне самостоятельных разработок, были заслушаны на пленарном и секционных заседаниях» [19]. В-третьих, в указанном отчете в ответ на один из пунктов положения 1986 г. в олимпиадные задания III и IV этапов

олимпиады было предложено в дальнейшем включать задачи с производственным содержанием. Аналогичные примеры есть и в документах конца 1980-х гг., например, в приказе Министерства народного образования РСФСР «Об итогах XIV Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников и о порядке проведения олимпиады в 1988/89 учебном году» [20].

В начале 1990-х годов в связи с фундаментальными реформами в нашей стране вопросы олимпиадно-го движения некоторое время не обсуждались. Только 9 июля 1997 г. появился приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Об утверждении положения о Всероссийской олимпиаде школьников» [20]. Согласно этому положению, «основными целями и задачами олимпиады являются: пропаганда научных знаний и развитие у учащихся общеобразовательных учреждений интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для выявления одаренных детей, активизация работы факультативов, спецкурсов, кружков» [21].

Сопоставляя цели, обозначенные в этом положении, с более ранними, следует отметить, что в новом документе уже не упоминаются такие задачи, как оказание помощи в выборе будущей специальности и ознакомление с современными научными открытиями. Очевидно, что это было связано с возрастанием доступа жителей даже отдаленных областей к определенному объему информации, которое явилось результатом проведения в стране экономических реформ.

Есть и другое отличие в целях и задачах олимпиад в новом положении. Так, основная задача олимпиад 1930-х-1980-х годов - развитие личности школьника, причем не обязательно талантливого, в положении 1997 г. фактически заменена другой задачей: выявлением одаренных детей. Возможно, именно поэтому в документе 1997 г. не нашел отражения пункт, характерный для более ранних положений, а именно содействие улучшению химической подготовки учащихся и качества преподавания химии в школе. Неопределенным стало и положение таких аспектов олимпиады, как конференции, лекции, семинары и т.п.

Указанная новая тенденция в комбинации с доступностью школьникам большого объема информации нашла свое отражение в значительном усложнении олимпиадных задач. Ниже приведен пример задачи (из комплекта 2003 г.), базирующейся на материале, который на химическом факультете МГУ излагается

студентам в VIII семестре в рамках курса «Высокомолекулярные соединения»:

«Задача 11-4....В 2003 г. группа американских ученых сообщила о синтезе "супераминированного" полимера - полиметиленамина. В качестве исходного сырья для получения полимера был использован 1,3-дигидро-2Н-имидазол-2-он, подвергавшийся следующим химическим превращениям:

На схеме использованы следующие обозначения: Ас2О - уксусный ангидрид, - инициатор реакции - [1,17-азобис(1-цианоциклогексан)], М1 - мономер, получающийся при ацилировании 1,3-дигидро-2Н-ими-дазол-2-она, П1 - полимер, модификация которого приводит к образованию полиметиленамина.

1. Запишите структурные формулы 1,3-дигидро-2Н-имидазол-2-она, уксусного ангидрида, 1,17-азо-бис(1-цианоциклогексана), мономера М1, и полимера П1. 2. Запишите уравнения процессов, протекающих при получении полиметиленамина, включая стадию распада инициатора - 1,17-азобис(1-циано-циклогексана). 3. Какой процесс инициируется в результате распада 1,17-азобис(1-цианоциклогекса-на)? 4. Определите среднюю степень полимеризации полимера П1 и среднюю молекулярную массу полиметиленамина, полученного в описываемом эксперименте, учитывая нижеследующие данные. Авторы методики получения полиметиленамина определили среднюю молекулярную массу полимера П1. Она равна 104000. Провести прямое измерение средней молекулярной массы полиметилена-

мина не удалось, однако авторы считают, что в процессе гидролиза полимера П1 деструкция главной цепи не происходит» [15].

Как показывает исторический анализ, тенденция к рассмотрению олимпиады не столько как средства развития творческих способностей, сколько как средства их выявления не совсем соответствует изначальной сути предметной школьной олимпиады (отличной от таковой в аналогичном спортивном состязании). По-видимому, многие организаторы олимпиад не одобрили эту тенденцию, так как в последнем положении «О Всероссийской олимпиаде школьников» от 30 октября 2003 г. указано, что «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний» [22]. Отметим, что в данном документе восстановлено ликвидированное в 1986 г. положение о возможности поступления победителей олимпиад в высшие учебные заведения без экзаменов.

Итак, изучение целей и задач школьных олимпиад по химии в Российской Федерации за период с конца 1930-х до начала 2000-х гг. выявило следующие тенденции. На ранних этапах развития Всероссийской олимпиады ставилась цель на привлечение как можно большего числа школьников к научным изысканиям и повышение их интереса к химии, а также профессиональная ориентация старшеклассников. К 1970-1980-м гг. к этому добавилась и вскоре стала доминирующей задача углубления знаний учащихся, развитие умения применять полученные знания для решения практических и нестандартных задач. В последние десять лет в целях олимпиадного движения особое внимание стало уделяться выявлению одаренных детей и их поддержке. С нашей точки зрения, как бы ни были в будущем расставлены акценты в задачах олимпиадного движения в нашей стране, сформированная в середине 1980-х гг. основная его цель - углубление знаний и развитие творческого, самостоятельного мышления школьника -должна оставаться неизменной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лунин В.В. , Архангельская О.В. , Тюльков И.А. // Вестн.

Моск. ун-та. Сер. 2. Химия. 2005. 46. С. 58.

2. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссий-

ская олимпиада школьников: история и современность / Под ред. Э.М. Никитина. М., 2005.

3. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссий-

ская олимпиада школьников по химии / Научн. ред. Э.М. Никитин. М., 2006.

4. Химический факультет МГУ Путь в три четверти века

/ Отв. ред. акад. В.В. Лунин. М., 2005.

5. Чуранов С.С., Демьянович В.М. // Химические олимпиады

школьников. М., 1979.

6. Чуранов С.С. // Химические олимпиады в школе. Пособие

для учителей. М., 1982.

7. Терентьева Е.А. Личный архив.

8. Чуранов С.С. Личный архив.

9. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 23 января

1965 г. № 19-М.

10. Циркулярное письмо Министерства просвещения РСФСР от 27 ноября 1965 г. № 279-М.

11. Циркулярное письмо Министерства просвещения РСФСР от 15 октября 1966 г. № 247-М.

12. Циркулярное письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 января 1969 г. № 10-М.

13. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 3 июля 1981 г. № 211.

14. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 26 июля 1983 г. № 198.

15. Задачи Всероссийских олимпиад по химии / Под общ. ред. акад. В.В. Лунина. М., 2004.

16. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 25 июля 1986 г. № 157.

17. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 23 июля 1986 г. № 207.

18. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 14 сентября

1986 г. №248.

19. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 29 июня

1987 г. № 116.

20. Приказ Министерства народного образования РСФСР от 24 ноября 1988 г. № 109.

21. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 1473.

22. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 октября 2003 г. № 4072 // Вестник образования. 2003. № 23. С. 23.

Поступила в редакцию 17.09.07

HYSTORICAL ANALYSIS OF THE MAIN PURPOSES OF CHEMICAL OLYMPIADS FOR SCHOOL STUDENTS

I.A. Tyulkov, O.N. Zefirova, O.V. Arkhangelskaya, D.Yu. Koltyrev, V.V. Lunin

(Division of General chemistry, Division of Physical Chemistry; e-mail: tiulkov@general.chem.msu.ru, arkh@general.chem.msu.ru, olgaz@org.chem.msu.ru)

The historical analysis of the purposes of school chemical Olympiads in Russian Federation since the end of 1930-s till the beginning of 2000-s is presented in the paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.