А. В. Дикий
ИСТОРИЧЕСКОЕ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Работа представлена кафедрой истории, социологии и политологии
Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникации.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор С. А. Педан
В данной статье рассматривается исторический и историографический вопрос партизанского движения в Ленинградской области в период Великой Отечественной Войны, этапы развития историографии данного вопроса исследуемого периода, анализ с источников военного и поствоенного периодов, исследовательских публикаций.
In given article the historical and historiographic question of guerrilla movement in Leningrad region in the Great Patriotic War, stages of development of a historiography of the given question of the investigated period, the analysis from sources of the military man and the postmilitary man of the periods, research publications is considered.
В ходе становления и развития парти- ние вело борьбу не только с вооруженны-
занского движения советское Сопротивле- ми силами противника, но с его идео-
1 14
логией. Активная боевая и массово-разъяснительная работа среди населения убеждала людей в том, что Советский Союз ведет справедливую борьбу и советский народ победит в этой войне. Разоблачались заверения немецких пропагандистов в непобедимости вермахта, прочности его завоева-ний. Мирным жителям убедительно доказывалось, что немецкая оккупация - явление временное, и, что Красная армия скоро освободит всю территорию страны.
Политико-пропагандистская работа среди партизан и населения оккупированных районов сыграла важную роль в развертывании массовой народной борьбы в тылу врага. Она укрепляла и расширяла связи населения с подпольными организациями и партизанскими формированиями, вырывала его из-под влияния фашистской пропаганды, множила ряды народных мстителей, нацеливала энергию и действия масс на выполнение главной задачи советского Сопротивления в тылу врага - разгром и изгнание оккупантов с советской земли.
Как показало проведенное историогра-фическое исследование, при всех сложностях и недостатках массовое партизанское движение было наиболее эффективным средством воздействия на тылы вражеских войск.
Основными целями партизан в Ленинградской области были коммуникации противника. К началу наступления Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов в январе 1944 г. в тылу группы армий «Север» действовало 13 партизанских бригад, в которых насчитывалось в строю 24 449 бойцов1.
Партизанское движение в Ленинградской области прошло трудный путь, который был связан с непрерывным поиском новых форм и методов борьбы с оккупантами, формами управления, совершенствования тактики, преодоления жесткой карательной политики оккупационных властей. По своему характеру и движущим силам оно было всенародным, так как борьба ве-
лась в защиту свободы и независимости Родины, определялась справедливыми, освободительными целями Великой Отечественной войны, развивалась в тесной связи со всем ее ходом.
Большинство партизанских формирований в Ленинградской области действовало в определенных группировках, каждая из которых имела свое оперативное руководство. Они решали цели и задачи, поставленные перед командованием Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов. Эти группировки действовали на обширной территории и часто выполняли боевые задачи по единому замыслу. К таким задачам можно отнести операции «Рельсовая война», «Концерт», помощь Красной армии в период разгрома группы армии «Север» под Ленинградом. Общее руководство партизанским движением в период Великой Отечественной войны осуществляла Ставка Верховного Главнокомандования и Центральный штаб партизанского движения, образованный 30 мая 1942 г. Определяя основные задачи партизанской борьбы на различных этапах войны и в отдельных операциях они через подчиненные структуры на местах организовывали стратегическое взаимодействие действующей армии с партизанскими силами. Ленинградский штаб партизанского движения в оперативном отношении был подчинен Центральному штабу и действовал не только в пределах области, но и в соседних прибалтийских республиках.
Действия партизан в Ленинградской области имело важное стратегическое зна-чение. За годы войны они уничтожили, ранили и взяли в плен по уточненным данным более 60 тысяч солдат и офицеров противника, взорвали сотни эшелонов с боевой техникой, боеприпасами и продовольствием, десятки железнодорожных и шоссейных мостов, разрушали путевое и станционное хозяйство, что препятствовало перевозкам военных грузов на фронт группы армий «Север». Это не только снижало
наступательные возможности немецких войск, но и создавало невыносимые условия для оккупантов в их собственном тылу. В результате действий Красной армии и партизан противнику не удалось решить главную стратегическую задачу, поставленную верховным командованием сухопутных войск Германии перед группой армий «Север», сломить сопротивление Ленинграда. Партизаны сковывали крупные полицейские силы, охранные части, а также значительное количество регулярных войск, которые снимались с фронта для проведения карательных операций. Немецкое командование со второй половины 1942 г. для борьбы с партизанами вынуждено было задействовать до 10% общего состава сухопутных сил фашистской Германии, находившихся на советско-германском фронте2. Эта ситуация характерна и для Ленинградской области. Большой размах партизанского движения, боевая деятельность патриотов, отвоевание и удерживание ими целых районов, создание партизанских краев в тылу врага, на территории которых действовали советские законы, массовый саботаж мероприятий немецко-фашистской администрации, в основном помешали оккупантам использовать в полной мере для своих нужд производственный и хозяйственный потенциал, сырьевые и продовольственные ресурсы, рабочую силу захваченных районов Ленинградской области. Все это также являлось фактором стратегического значения3.
Изучение историографии Великой Отечественной войны в целом и партизанского движения в Ленинградской области, как одной из форм вооруженной борьбы с врагом в частности, на протяжении всего послевоенного периода подвергалось сильному идеологическому воздействию, что в немалой степени способствовало одностороннему освещению партизанского движения. Основной упор делался на показ патриотизма, героизма и мужества партизан, их успешных операций в тылу противни-
ка, на освещение руководящей роли Коммунистической партии в организации партизанского борьбы. Партизанское движение представлялось как хорошо организованное с первых дней войны сопротивление в тылу врага, участниками которого под руководством партии большевиков стали представители передовых слоев советского общества. Такой упрощенный, схематический подход, сформировавшийся в послевоенное время, не отражал истинного положения дел.
Проведенное историографическое исследование позволило, во-первых, выявить основные предпосылки и условия формирования партизанских отрядов в обстановке начавшейся войны и быстрой оккупации части районов Ленинградской области в ходе германского наступления. Уточнен количественный и качественный состав сформированных в Ленинграде и области отрядов, определены задачи формирова-ний, участие в них коммунистов и комсомольцев.
В работе ряда авторов (П. Р. Шевердал-кин, В. П. Самухин, Ю. П. Петров, М. Н. Петров и др.) приводятся общие цифры числа действующих партизанских отрядов, сформированных в Ленинграде и Ленинградской области, их количественный состав. Однако такой подход в учете принципиально не делает различия среди партизанских отрядов, которые действовали в тылу врага, и тех, которые были сформированы, но по тем или иным причинам не смогли выполнить эту задачу, так как были отправлены на передовую или пополнили состав истребительных и рабочих батальонов. В результате диссертационного исследова-ния удалось установить количество сформированных в Ленинграде и Ленинградской области партизанских отрядов, их численный состав, определить партийную принадлежность бойцов.
Из полученных результатов историографического исследования правовой основы и нормативной базы партизанских от-
рядов, определены их место и роль в условиях войны и немецкой оккупации. Можно сделать вывод, что созданная в начале войны правовая основа и нормативная база в основном позволяла партизанским отрядам выполнять большой спектр задач. Их бойцы пользовались социальными гарантиями, которые предоставлялись военнослужащим Красной армии (выплата пособий, поддержка семей бойцов партизанских отрядов и т. д.) и приравнивались к ним по статусу.
Первый опыт формирования партизанских отрядов показал, что в число его бойцов добровольно записывались люди разных возрастов и социального положения, партийные, советские и комсомольские активисты, те, кто имел отсрочку от призыва в армию, «бронь», не достиг призывного возраста или перешагнул его. Бойцов объединял патриотический порыв, готовность оружием в руках защищать Родину. Вместе с тем, следует отметить, что для большинства партийных и советских руководителей районного звена действовал принудительный принцип: на руководящие должности в отрядах они назначались в силу своего положения или по приказу. При этом не учитывалось наличие боевого опыта, состояние здоровья и соответствующих моральных качеств, которые давали основание командовать людьми во время проведения операций во вражеском тылу. В последующем партизанские отряды комплектовались по смешенному принципу - добровольно-принудительному. На оккупированной территории часть населения уходила в леса добровольно, чтобы пополнить отряды и вести борьбу с оккупантами. Но следует также учитывать, что на советской территории партизанские отряды комплектовались не только в результате партийной и комсомольской мобилизации, но и за счет призыва через военкоматы годных к службе военнообязанных. Из блокированного Ленинграда и других регионов страны в тыл врага для пополнения партизанских
формирований направлялись так же заключенные исправительно-трудовых лагерей.
Историографически проанализировав последовательность и содержание мероприятий органов власти при формировании партизанских отрядов было выявлено, что областной и районные комитеты ВКП(б), подчиненные им структуры, не избежали спешки и кампанейщины в вопросе комплектации партизанских отрядов. При всех трудностях военного времени в основном не велся тщательный отбор личного состава, не контролировалась его политическая благонадежность. Это приводило не только к распаду отрядов в тылу врага, но и к предательству отдельных командиров, комиссаров и бойцов. В партизанских рядах было много случайных людей, не готовых к боевой деятельности в тылу врага.
Особенно это хорошо видно по отчетам, которые представляли оперативные группы в Ленинградский штаб партизанского движения.
В историографическом исследовании прослежены основные этапы партизанской борьбы в Ленинградской области. Отмечая их следует подчеркнуть, что возникший к концу 1941 г. кризис движения народных мстителей на временно оккупированных врагом территориях был следствием не только усилением карательной политики немцев, в результате которой многие отряды погибли или распались в тылу противника, а общей тяжелой обстановки на фронте и потери управления Ленинградским штабом партизанского движения. В первой половине 1942 г. в результате организационных мероприятий Ставки ВГК была выстроена централизованная структура управления партизанским движением на оккупированной территории СССР. Ленинградскому штабу партизанского движения и армейскому командова-нию трех фронтов и 7-й отдельной армии удалось найти оптимальные формы взаимодействия, что позволило более целенаправленно работать по созданию новых от-
рядов, направить их разведывательную и диверсионную деятельность в интересах Красной армии.
В 1943 г. ЛШПД пришел к выводу, что наиболее целесообразной формой органи-зации партизанских соединений является бригада, объединяющая до десятка, а в ряде случаев и больше, отрядов. Это позволило приблизить руководство к рядовым бой -цам, проводить согласованные операции, исходя из местных условий и реальностей, которые складывались на оккупированной территории4.
Для историографического сравнительного анализа в исследовании интересны архивные источники группы армий «Север» в первую очередь ежедневные отчеты по борьбе с партизанским движением. Это позволило уточнить не только потери обеих сторон, но показать размах партизанской борьбы с точки зрения противника.
Практика партизанских действий свидетельствует, что руководство партизанским движением всегда должно уделять особое внимание воспитанию у бойцов партизанских формирований таких качеств, как смелость, инициатива, самоотверженность в бою, и одновременно с этим проявлять постоянную заботу о материально-техническом оснащении отрядов и снабжении их достаточным количеством современным оружием. Это было одним из слабых мест партизанского движения в Ленинградской области до самого его завершения. Опыт
борьбы также показывает, что отсутствие четко выраженной идеологии патриотизма и политического руководства может привести к утрате партизанами перспективы борьбы, к действиям против своего же народа, к перерождению отрядов в обыкновенные банды, совершающие преступные действия. Против таких проявлений решительно боролись в ЛШПД. За массовые реквизиции, необоснованные расстрелы, мародерство виновные привлекались к военному суду. В годы войны такие банды, появлявшиеся иногда на оккупированной территории, беспощадно уничтожались советскими партизанами, так как справедливо считались пособниками немцев. Только моральный и человеческий факторы, вместе взятые, могли оставить ту качественную основу партизанских сил, которая определяла их боеспособность и боеготовность5.
Опыт Великой Отечественной войны показывает, что государство, охраняющее свой суверенитет и национальную целостность, должно быть заранее готово к партизанской борьбе.
Партизанское движение в Ленинградской области прошло тяжелый и тернистый путь. Его участников связывали любовь к Родине и готовность жертвовать собой ради ее чести и независимости. Это главное, что объединяло людей, взявших в руки оружие и вступивших в борьбу с немецкими захватчиками.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ЦГАИПДСПб. Ф. 0-116. Оп. 8. Ед. хр. 87. Л. 12.
2 Партизанское движение. По опыту Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 2001.
С. 375.
3 Чуев С. Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. М., 2004. С. 211.
4 Военно-исторический журнал. 1964. № 1. С. 25-35.
5 Военно-исторический журнал. 1965. № 1. С. 118-121.