Научная статья на тему 'Исторический ревизионизм как фактор современных германо-польских отношений (на примере «Дела Эрики Штайнбах»)'

Исторический ревизионизм как фактор современных германо-польских отношений (на примере «Дела Эрики Штайнбах») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРИКА ШТАЙНБАХ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕВИЗИОНИЗМ / «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / HISTORICAL REVISIONISM / ERIKA STEINBACH / HISTORICAL POLICY / PUBLIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Билалутдинов Азат Дамирович

Рассматриваются вопросы, связанные с влиянием интерпретации исторических событий Второй мировой войны в общественно-политическом дискурсе Польши и Германии на примере казуса немецкого политика из партии ХДС Эрики Штайнбах на отношения Польши с Германией в настоящее время. На материале польских и германских СМИ показан характер политических заявлений в Германии и Польше относительно депортации немцев после Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the case of Erika Steinbach in the context of historical revisionism and historical policy in Poland is examined. The term historical revisionism was used in the meaning of re-examination of historical interpretations as an element of public policy discourse. The case occurred in 2009 2010. Erika Steinbach is a German politician, the head of the Federation of Expellees. E. Steinbachs public pronouncements have been criticized for causing deterioration in German-Polish relations. Her controversy has led to Steinbachs negative reputation in Poland where she and the Centre against Expulsions are sometimes associated with Nazism. One example of this was a 2003 cover montage of a Polish newsmagazine Wprost that depicted her riding Chancellor Gerhard Schroder while wearing an SS uniform. In 2007 Gazeta Wyborcza, a popular newspaper in Poland, reproduced a leaflet presenting Steinbach in the succession of the Teutonic Knights and the Nazis, and reminded of the full compensations never paid to Poland for losses caused by the Nazi Germany. A Polish ambassador to Germany, Marek Prawda, Polands Foreign Minister Radoslaw Sikorski and Polish Prime Minister Donald Tusk expressed unease with Steinbachs appointment to the Board of the Centre against Expulsions in February 2009. The escalation of the dispute came after statements by Erika Steinbach about the causes of World War II: Poland had mobilized its armed forces in March of 1939 six months before Germany. This statement caused a great resonance in Germany and Poland. It should be noted that this Erika Steinbachs thesis about the split responsibility between Poland and Germany for the outbreak of World War II is a revisionist point of view, diverging with the official historical policy of Germany and claiming the victimization of Poland. In the conclusion, we note that debates in media around the Erika Steinbachs case contrast to the historikerstreit in Germany in 1980 where there was a broad scientific component. Discussion in media is characterized by the fact of using various negative and sometimes aggressive epithets against opponents. Polish historical policy should be subjected to a sufficiently serious adjustment, refusing to use their victim to external political and internal political goals. The problem of historical policy in Poland becomes more and more topical for Russian politicians and historians in the light of recent tragic events (Leh Kachinskis avia accident in April 2010). This event is also called Katyn 2 in some Russian and Polish media and Internet blogs.

Текст научной работы на тему «Исторический ревизионизм как фактор современных германо-польских отношений (на примере «Дела Эрики Штайнбах»)»

№ 350

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сентябрь

2011

УДК 94(430)07.087

ИСТОРИЯ

А.Д. Билалутдинов

ИСТОРИЧЕСКИМ РЕВИЗИОНИЗМ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННЫХ ГЕРМАНО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ «ДЕЛА ЭРИКИ ШТАЙНБАХ»)

Рассматриваются вопросы, связанные с влиянием интерпретации исторических событий Второй мировой войны в общественно-политическом дискурсе Польши и Германии на примере казуса немецкого политика из партии ХДС Эрики Штайнбах на отношения Польши с Германией в настоящее время. На материале польских и германских СМИ показан характер политических заявлений в Германии и Польше относительно депортации немцев после Второй мировой войны.

Ключевые слова: Эрика Штайнбах; исторический ревизионизм; «историческая политика»; общественно-политический дискурс.

Исторический ревизионизм в современную эпоху стал достаточно весомым фактором в международной политике. Внимание историков и публицистов привлекают интерпретация исторических событий и то, как это отражается на внутри- и внешнеполитической линии государств. Сразу же разграничим понятия исторического ревизионизма как сугубо научного феномена и исторического ревизионизма как элемента общественно-политического дискурса. Под изучением общественно-политического дискурса в политологии понимается разработка формализованных методов анализа текстов СМИ и текстов, функционирующих в сфере публичной политики [1. С. 4]. Для автора общественнополитический дискурс представляет собой совокупность публицистических, медийных, академических трактовок исторических событий. Исторический ревизионизм как фактор международных отношений получает широкий общественный резонанс.

2009 и 2010 гг. ознаменовались такой важной ком-меморацией для истории Европы, как 70-летие со времен начала Второй мировой войны. Эта коммеморация повлекла за собой как кооперацию историков из разных стран для крупных исследований событий Второй мировой войны, так и очередную волну обвинений и резких негативных высказываний политиков в адрес друг друга. В статье сделана попытка поместить «дело Эрики Штайнбах» в общий контекст современной германской и польской «исторической политики» и рассмотреть влияние этого казуса на внутриполитическую ситуацию в обеих странах и взаимоотношения их между собой. Начнем с фабулы казуса, который произошел в германо-польских отношения в 2009 г. и продолжается по сей день.

Эрика Штайнбах - известный немецкий политик и общественный деятель, одна из руководителей партии ХДС. В 1991 г., будучи депутатом бундестага, она голосовала против признания нынешней границы с Польшей [2]. В 2004 г. она становится руководителем общественной организации «Союз изгнанных», объединяющей немцев, которые были изгнаны из Польши после Второй мировой войны. В 2008 г. «Союз изгнанных» поддержал правительственную инициативу по созданию в Берлине «Центра изгнанных» (далее -Центр), задачей которого провозглашалось в полной мере раскрыть всю правду о национал-социализме и его преступлениях по отношению к разным этническим

слоям населения (евреям, полякам и т.д.). Для управления Центром был создан специальный фонд «Бегство, изгнание, примирение», в правление которого вошли представители парламента и правительства, а также общественных организаций (в частности, Центрального Совета евреев Германии), и представители «Союза изгнанных». Польские политики выступили резко против кандидатуры Э. Штайнбах как на официальном, так и на медийном уровне. Варшавские политики, к примеру - уполномоченный правительства по взаимоотношениям с Германией Владислав Бартошевский, объявил, что она настроена «антипольски».

В конце концов, под давлением «партийных коллег» Э. Штайнбах сняла свою кандидатуру в члены правления «Центра изгнанных». Накануне предстоящего в октябре первого официального заседания руководства Центра два представителя «Союза изгнанных», Арнольд Тёльг и Хартмут Зенгер, выступили с провокационными высказываниями о начале Второй мировой войны, напомнив, в частности, о проведенной Польшей в 1939 г. мобилизации, как якобы причине начала военных действий со стороны Гитлера. «Если в исторических документах стоит, что Польша провела в марте 1939 года мобилизацию, то не в моих силах это изменить. Так было. Я не могу приукрасить этот факт. Но это ничего не меняет в ответственности Германии». Тезис Э. Штайнбах о «мобилизации» коррелирует с построениями известного публициста В. Суворова. В своей книге «День М» в главе «Со скрипом», где в качестве эпиграфа была цитата маршала Б.М. Шапошникова «Мобилизация есть война», он пишет: «Изучая архивные материалы и открытые публикации, сделал для себя вывод, что переброска миллионов пар сапог к границам, как и переброска боеприпасов, запасных частей, миллионов солдат, тысяч танков и самолетов - все это не ошибки, не просчеты, а сознательная политика, это процесс, в который были вовлечены десятки миллионов людей» [3]. И Э. Штайн-бах, и В. Суворов не берут в расчет вполне очевидную вещь, что мобилизационная подготовка может осуществляться не только для наступательных, но и для оборонительных действий.

Заявление Э. Штайнбах о том, что мобилизация польских войск была проведена за полгода до нападения Германии, вызвало широкий общественный резонанс как в Германии, так и Польше. Представители Центрального Совета евреев Германии приостановили

работу в организации. Следует отметить, что представители еврейской интеллигенции отрицательно относятся к фигуре Э. Штайнбах. Глава центра изучения антисемитизма в Берлине Вольфганг Бенц заявил: «Она разрушила наши отношения с Польшей» [4]. Заявление вызвало также резкую реакцию со стороны союзников по правительственной коалиции Э. Штайнбах, в частности, министр иностранных дел Гвидо Вестервелле (Свободная демократическая партия) наложил вето на участие Э. Штайнбах в работе фонда.

Обратимся к реакции польского истэблишмента и польской общественности на этот казус. Польские официальные лица всегда достаточно болезненно реагируют на высказывания по тематике изгнания немцев. В частности, в газете «Речь Посполита» была опубликована карикатура на Эрику Штайнбах в эсэсовской форме, сидящую верхом на Герхарде Шрёдере (с подписью «Немецкий конь Троянский» - «Niemiecki kon Trojanski»). Достаточно часто в польской прессе подчеркивается связь Э. Штайнбах и современных германских неонацистов. К примеру, в одной из недавних публикаций в «Речь Посполита» «Союз изгнанных» обвиняется в финансовой поддержке неонацистских движений (неонацистской организации «Молодёжь Силезии») в Германии и со ссылкой на заявление лидера германской партии зелёных Фолькера Бека предлагает министерству финансов ФРГ провести проверку финансовых потоков, которые проходят через «Союз изгнанных» [5].

Пик публикаций, обличающих Э. Штайнбах в «Речь Посполита», пришелся на осень 2010 г., собственно после ее обвинений в подготовке к войне против Германии в 1939 г. в адрес Польши. Всего на интернет-портале «Rzechpospolita» 899 новостных сообщений и аналитических статей, так или иначе упоминающих имя Эрики Штайнбах (для сравнения: на сайте одной из наиболее респектабельных германских газет «Die Welt» упоминаний Эрики Штайнбах - 921). Эти тексты, практически все без исключения, носят сугубо негативный, а иногда карикатурно-насмешливый характер. Причем важно заметить, что в адрес высокопоставленных немецких чиновников польские СМИ стараются избегать резко негативных эпитетов. В апреле 2011 г. произошел всплеск в количестве обращений газеты «Rzechpospolita» к имени Эрики Штайнбах. Заголовки статей выглядят следующим образом «Неисправимая Эрика Штайнбах» [6], «Эрика Штайнбах отмежевывается от Силезской молодежи» [7], «Изгнанные и неонацисты» [5] и т.д.

Взаимоотношения Германии с Польшей в контексте освещения и интерпретации событий Второй мировой войны некоторые историки называют конфликтом «исторических политик». Термин «историческая политика» был введен в оборот в Польше польским историком идей Мареком Цичоки в рамках дискуссии о нашумевшей книге американского социолога Яна Томаша Гросса «Соседи. История уничтожения еврейского местечка», где повествуется о еврейском погроме в городке Едвабне в июле 1941 г. Суть этой книги заключается в попытке доказать, что «рядовые поляки» в массовом порядке уничтожали евреев без приказа со стороны оккупационных германских властей [8]. В России тер-

мин «историческая политика» активно используется историком, ведущим научным сотрудником ИНИОН, профессором Центрально-Европейского университета в г. Будапеште Алексеем Миллером. В своей статье, посвященной исторической политике в России, Польше и Украине он четко разграничивает термин «историческая политика» и «политизация истории». «Политизация истории», с точки зрения А. Миллера присутствовала всегда в той или иной мере. Здесь уместно вспомнить известную максиму М. Покровского «История -это политика, опрокинутая в прошлое». Но главным отличием между двумя этими понятиями А. Миллер видит, что в «исторической политике» государство сознательно лоббирует какую-либо одну точку зрения и дискредитирует остальные [9]. Иными словами, в «исторической политике» определяющую роль играет доминирующая в государстве политическая структура, которая пытается использовать историю в своих внутри- и внешнеполитических интересах.

Понятие «историческая политика» находится в контексте проблемы постмодерна в истории, когда историк потерял монополию в интерпретации прошлого. Сейчас он делит эту роль с судьями, очевидцами исторических событий, средствами массовой информации и законодателями [10. С. 192]. Польский политолог Марек Цичоки важнейшую черту «исторической политики» видит в институциализации исторических исследований в приоритетных для внешней и внутренней политики направлениях. Здесь в качестве примера можно привести Институт национальной памяти в Польше, Союз изгнанных в Германии, Комиссию по борьбе с фальсификацией истории в России. Обратимся к цитате известного польского историка идей Анджея Новака: «Немцы и русские в последнее время стали что-то пересматривать в своем историческом нарративе и, похоже, собираются расстаться с фиксированной ролью палачей, с признанием того, что они плохие ребята в этой истории. А нам обязательно нужно эту тенденцию предотвратить, и нужно их в этой роли плохих ребят зафиксировать» [9]. Некоторые историки называют это виктимизацией [11] исторического сознания.

Это одна из линий, которую в исторической политике можно проследить вплоть до сегодняшнего дня: зафиксировать себя в роли жертвы, а кого-то специально подобранного - в роли палача. Специально подобранного, потому что каждый может вспомнить много обидчиков, но всегда выбирает, кого выгодно вспомнить именно в данный политический момент, пишет российский историк Алексей Миллер [9]. Польша неизменно изображается жертвой России и Германии, а иногда даже жертвой США и других западных стран, когда это выгодно, ведь «Рузвельт продал нас в Ялте» [12], взаимоотношения с ключевыми западноевропейскими странами - это «история надежд и разочарований» [13]. Весьма показательным в отношении поляков к германским и российским политикам является опрос, проведенный институтом исследований общественного мнения, «Кто является для Польши самым опасным политиком», проведенный газетой «Речь Посполита». 56% опрошенных сказали, что «боятся» нынешнего премьер-министра Российской Федерации В.В. Путина, 38% сказали, что боятся председателя «Союза изгнан-

ных» Эрику Штайнбах [14]. Очевидно, что наиболее устрашающими для массового сознания поляков являются те, о ком говорится достаточно часто и в негативных тонах.

Подводя некую черту, необходимо отметить, что именно тезис Эрики Штайнбах относительно «разделенной» между Польшей и Германией ответственности за развязывание Второй мировой войны является ревизионистским, расходящимся с официальной исторической политикой Германии и ставящим под сомнение «виктимность» Польши. В заключение отметим ме-

дийность дискуссии вокруг казуса Э. Штейнбах, в отличие от «спора историков» в Германии 1980 г., где была широкая научная составляющая. Из «медийной» характеристики дискуссии вытекает насыщенность разного рода негативными и порой агрессивными эпитетами, которыми «награждали» друг друга ее участники [15]. Что касается Польши и польской исторической политики, то она нуждается в достаточно серьезной корректировке, в отказе от использования своей «виктимности» для внешне- и внутриполитических целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов АН, Михайлова О.В, Сатаров ГА, Шипова Е.А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики.

М. : [Фонд ИНДЕМ], 2GG4.

2. Der dumme Junge Westerwelle. URL: http://www.jungefreiheit.de/Single-News-Display.154+M5c348fdG628.G.html (дата обращения: 3.G2.2G11).

3. Суворов В. День М. URL: http://www.kuzbass.ru/moshkow/koi/WSUWOROW/m-day.txt (дата обращения: 1G.G2.2G11).

4. It's a rainy day, sunshine girl Angela Merkel tries to regain the initiative // The Economist. 2G1G. 23 Sept. URL: http://www.econo-

mist.com/node/17G95531 (дата обращения: 11.G3.2G11).

5. Wypqdzeni i neonazisci // Rzechpospolita. G8.G4.2G11. URL: http://www.rp.pl/artykul/64GG91.html (дата обращения: 12.G4.2G11).

6. Jendroszczyk P. Niepoprawna Erika Steinbach // Rzechpospolita. G6.G4.2G11. URL: http://www.rp.pl/artykul/638182.html (дата обращения:

12.G3.2G11).

7. Steinbach odcina si$ od «Sl^skiej Mlodziezy» // Rzechpospolita. G8.G4.2G11. URL: http://www.rp.pl/artykul/64GG15.html (дата обращения:

12.G3.2G11).

8. Gross J.T. Neighbors: The Destruction of the Jewish Community in Jedwabne. URL: http://press.princeton.edu/chapters/s7G18.pdf (дата обращения:

23.G3.2G11).

9. Миллер А. «Историческая политика» в Восточной Европе : плоды вовлеченного наблюдения. URL: http://www.polit.ru/lectures/2GG8/

G5/G7/miller.html (дата обращения: 25.G3.2G11).

1G. Stobiecki R. Historians facing politics of history. Case of Poland // Past in the making : historical revisionism in Central Europe after 1989 / ed. by Michal Kopecek. Varshava, 2G11.

11. Andrzej nowak: prawdziwy koniec historii. URL: http://blog.rp.pl/blog/2GG8/12/17/andrzej-nowak-prawdziwy-koniec-historii/ (дата обращения:

24.G3.2G11).

12. Esbenshade Richard S. Remembering to Forget: Memory, History, National Identity in Postwar East-Central Europe. URL:

http://www.jstor.org/pss/292875G (дата обращения: 1.G2.2G11).

13. Konferencja Wielkiej Trojki w Jalcie. URL: http://pl.shvoong.com/humanities/history/483542-konferencja-wielkiej-tr%C3%B3jki-ja%C5%82cie/ (дата обращения: 4.G3.2G11).

14. NowakА. Mopotliwa niepodleglosc. URL: http://www.rp.pl/artykul/216284.html (дата обращения: 12.G3.2G11).

15. Опрос: для поляков нет никого страшнее Путина. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/G,,414G815,GG.html (дата обращения: 1G.G2.2G11). Статья представлена научной редакцией «История» 24 мая 2G11 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.