Научная статья на тему 'Исторический процесс формирования и развития юридического статуса женщин в древнеримском праве'

Исторический процесс формирования и развития юридического статуса женщин в древнеримском праве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2201
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРИМСКОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС РИМЛЯНОК / БРАЧНОСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕМ РИМЕ / ROMAN LEGISLATION / THE ROMAN WOMEN'S LEGAL STATUS / MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS / SOCIAL AND POLITICAL LIFE OF WOMEN IN THE ANCIENT ROME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мнацаканян Э.Г., Белюшина Т.И.

В статье рассматривается вопрос о юридическом статусе женщин в Древнем Риме. Особое внимание уделяется месту и роли римлянок в общественно политической жизни. Центральное место в концептуальном замысле занимают семейно-бытовые и имущественные отношения. В статье описываются различные аспекты правового статуса женщин в древнеримском праве. Выделяется ряд исторических этапов, в которых можно проследить процесс формирования и развития брачно-семейных отношениях в древнеримском праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical process of the formation and development women’s legal status in the ancient Roman legislation

The article touches upon the issues of the women’s legal status in the ancient Rome. It focuses on the role and place of Roman Women in public and political life. The key concepts are common family relations and property relations. The article describes various aspects of the women’s legal status in the ancient Roman legislation. It reveals several historical periods, in which you can see formation and development process of marriage and family relations in the ancient Roman legislation.

Текст научной работы на тему «Исторический процесс формирования и развития юридического статуса женщин в древнеримском праве»

Научно-практический журнал “Государство и право вXXIвеке" № 2/2015

Мнацаканян Э.Г., Белюшина Т.И.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СТАТУСА ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕРИМСКОМ ПРАВЕ

Правовое положение женщины в обществе всегда было предметом споров и вызывало интерес у научной общественности. На протяжении всей истории человечества взгляд на место и роль женщины в обществе многократно и радикально менялся: от культа женщины в доклассовом обществе (матриархат) до полного отрицания ее социальной роли. На протяжении многих веков женщина считалась существом неполноценным по отношению к мужчине, на основании чего оценивалась как нуждающаяся в мужской опеке, поэтому была лишена практически полностью политических прав, ограничена в гражданских правах и бесправна в семейной жизни. Место и роль женщины ограничивалась в основном семейной сферой и выполнением ею репродуктивных функций.

Древнеримское право, по мнению автора, следует рассматривать как начало первого этапа в формировании и развитии юридического статуса женщин. Древнеримское право является первой в истории развития человеческого общества системой юридических норм, определяющей статус женщины с точки зрения органов государственной власти. До римского права правовое положение женщин определялось на основании обычаев и религиозного права. Обращение к древнеримскому праву, в значительной мере, раскрывает весь исторический путь формирования и развития правового статуса женщин, когда на первый план выдвигалась регламентация семейно-бытовых отношений.

Древнейшим из сохранившихся сборников римских законов являются Законы XII таблиц. В законах четко определяются родственные и семейные отношения в Риме V в. до н.э., с помощью которых можно определить положение женщины в данный период. Римская семья, по Законам XII таблиц, была строго патриархальной, т. е. находящейся под властью старшего мужчины в семье, каким мог быть дед или отец.

В Древнем Риме, когда рождалась девочка, все данные о происхождении новорожденной вписывали в специальную книгу «метрик-календарей». Этот ценный документ имел большое значение для женщин с формально-правовой точки зрения, при заключении брачных контрактов и при обеспечении имущественных прав жены.

В Древнем Риме замуж девушек выдавали рано, чаще всего между пятнадцатью и восемнадцатью годами, иногда даже в тринадцатилетнем возрасте. Браку предшествовал договор, который от принятой при нем формулы: «spondesne»? — «обещаешь ли?» (обращение к отцу или опекуну девочки) — и его ответа: «spondeo» — «обещаю», — получил название «sponsalia» [5].

Свадьба имела одновременно юридическое и религиозное значение. Выбор мужа -право и обязанность опекуна женщины, как правило, им был отец, брат, либо ближайший родственник. Сочетаться браком могли даже дети одного отца. Единственное ограничение - единоутробные дети не должны были вступать в брак. Перед бракосочетанием должно

45

ISSN 2313-1152

было состояться обручение, оно являлось важным нормативном актом, так как при этом заключался семейный договор, в котором определялись имущественные отношения и обязательства сторон. Важным вопросом считалось приданое невесты, которое требовалось по обычаю.

Девушка, выходя замуж, переходила из-под власти отца под власть мужа, которая обозначалась специальным термином — «manus». Муж был обязан содержать законную жену, он считался защитником и поэтому имел возможность выступать в роли законного ее представителя. При браке жена была лишена активной имущественной правоспособности: все, что она приобретала, переходило к мужу. Дети считались собственностью родственников мужского пола, а воспитание детей и ведение домашнего хозяйства считалось только частью всех обязанностей женщины. Вплоть до конца I в. до н.э. муж по закону мог убить свою жену за супружескую измену. При определенных обстоятельствах жена могла быть приговорена к смерти, даже если ее не поймали на месте преступления.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков. Древнейшим видом брака был «confarreatio» — торжественный брак в религиозной форме, совершаемый главным жрецом, жену отдавали под власть мужа.

Вторая форма брака «coemptio» — «купля», фиктивная продажа отцом дочери будущему мужу совершалась в форме покупки невесты. Женщина, вышедшая замуж таким образом, становилась юридически в положение рабыни.

Третьей формой брака был - «usucapio», женщина, прожившая в доме своего фактического мужа год, признавалась его женой, законный брак, заключавшийся только по истечении года совместной жизни. До истечения «испытательного» срока женщина принадлежала к семье отца, и только после заключения брака она переходила в собственность мужа целиком. Эта форма брака предназначалась в тех случаев, когда невеста в возрасте тринадцати-четырнадцати лет должна была выйти замуж за малознакомого ей мужчину.

В Законах XII таблиц существовала и неформальная форма брака «sine in manum conventione» - при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна [3].

Однако постепенно женщины освобождались от всякой опеки, и, например, по законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от всякой опеки. Фактически замужняя женщина уже в конце республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и ее муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, может развестись, когда ей захочется. Именно в этой форме брака женщина обрела значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в правильном браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданного, как и приобретенное после вступления в брак. С течением времени именно этот брак получил наибольшее распространение.

В Древнем Риме жены не могли развестись с мужьями ни на каких основаниях, в период ранней республики прочность брака зависела от церемонии свадьбы, но к III в. до н.э. критерием брака стал брачный договор «совместного имущества», т.е. простое соглашение, которое так же легко было расторгнуть, как и заключить.

46

Научно-практический журнал “Государство и право вXXIвеке" № 2/2015

Со временем в римском праве стал доминировать принцип имущественной равноправности супругов, выражающийся в раздельности их имуществ. Каждый из супругов самостоятельно распоряжается своим имуществом, они на общем основании могли вступать в сделки между собою. При этом наблюдаются три особенности:

1) дарения между супругами недействительны;

2) супруги не могли предъявлять друг против друга иски; поэтому если один из них присвоил себе незаконно собственность другого (украл ее, растратил деньги супруга и т. п.), то потерпевший не может предъявить к виновному; взамен этого ему полагался особый иск, направленный на возврат присвоенного и возмещение убытка, но и этот иск мог быть предъявлен к виновному или наследникам его только после прекращения брака;

3) в случае спора всё имущество и иные ценные предметы, находящиеся в руках того или другого из супругов, считаются собственностью мужа.

В течение долгих столетий сохранялись религиозные и правовые нормы, но, уже в эпоху империи нравы стали менее строгими, а в дальнейшем неизбежно стали забываться. Отцы уже не навязывали своей воли дочерям - невестам, а замужние женщины могли сами распоряжаться своим имуществом и даже составлять завещание без участия юридического опекуна. Именно это - юридические и имущественные права женщины способствовали усилению её социального статуса.

Женщины всегда занимали большое место в истории Римской империи, ибо они сыграли немалую роль в становлении римского общества и римского образа жизни. Влияние женщин было значительным и в ранние периоды ее истории, и в конце римской эпохи. Женщины в Древнем Риме пользовались относительной свободой, например, замужняя женщина уже в конце республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и ее муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, могла потребовать развода. Римлянки, в отличие от женщин Древней Греции, могли появляться в обществе, ездить в гости, посещать общественные собрания. Обычным являлось участие римских женщин в общественной жизни. Женщины из высших слоев способны были защищать свои права, они свободно разбирались в вопросах политики и способны были оказывать влияние на политическую жизнь республики, а позднее и империи. Лишенные права участвовать в голосовании, римлянки агитировали за того или иного кандидата, способствовали принятию тех или иных решений и законов на собраниях. Подобно мужчинам они имели право устраивать ассоциации и выбирать из своей среды представителей. Одна из таких ассоциаций носила почтенное название «общество для сохранения стыдливости». Случалось, что такие организации вмешивались в муниципальные дела и играли в них значительную роль.

Одна из таких ассоциация называлась «женским сенатом», это было так называемое «собрание матрон», куда собирались женщины знатных домов. Резиденция этого общества находилась на Квиринале. Его члены посещали собрания, на которых обсуждались подчас весьма важные дела, касавшиеся даже общего положения в государстве: например, решение римских женщин отдать свои золотые украшения и иные драгоценности в казну во время войны Рима с жителями города Вейи (396 г. до н.

э.), было принято, как раз, на одном из таких собраний [4].

47

ISSN 2313-1152

В эпоху империи значительно изменился и характер деятельности женских организаций. Очень хорошо это изменение видно на примере самого города Рима. Император Гелиогабал в начале III в. н. э. переименовал «собрание матрон» в «малый сенат», проблемы же, которыми должны были теперь заниматься женщины, были очень далеки от тех, что привлекали к себе внимание женщин Римской республики. Это были исключительно личные или имущественные дела, либо дела, касавшиеся различных общественных привилегий женщин в зависимости от их социального положения.

Приблизиться к власти женщинам из высшего общества позволил брак по политическому расчету. Как известно, семьи высокопоставленных людей всегда были тесно связанны с политикой. Для верхних слоев римского общества брак по расчету (политическому, либо экономическому) был явлением широко распространенным. Следует отметить еще одно важное влияние женщин на политику и социальную сферу. Женщина с сильным характером подчиняла своей воле слабохарактерного мужа и в результате приобретала огромное влияние не только в семье, но и в политической жизни вообще, по сути - управляла мужем и через него влияла на политику.

Римские женщины внесли свой особый вклад в культуру и уровень нравственности в городах. В то время как философы и законодатели стремились удержать женщину в постоянной опеке, общественное мнение ее совершенно эмансипировало. Принцип равенства со временем восторжествовал и над предрассудками света, и над теориями философов, и над предписаниями закона. Строгие правила против женщин должны были быть уничтожены или же остаться без применения. Юристы не замедлили указать, какими искусными способами можно устранить ограничения, созданные для женщин древним гражданским правом, и уравнять их с мужьями [1].

Тщательно изучив правовое положение женщин в древнеримском праве, автор пришел к выводу, что несмотря на существующие недостатки, оно содержало уникальные положения, позволяющие отдельно выделить женщину как субъект права и рассмотреть ее права и обязанности во всех сферах общественной жизни. Прежде всего следует выделить то, что древнеримское право признавало женщин в качестве субъектов права, относя к объектам права лишь рабов. Древнеримское право послужило началом новой эры в судьбе женщин, оно выступило на защиту прав и свобод женщин специальными юридическими методами. Впервые в истории именно нормами древнеримского права, женщина была признана в качестве право-дееспособного лица, имеющая, хотя и ограниченный, правовой статус, но все же участвующая в гражданской жизни.

Древнеримское право, имеющее отношение к статусу женщин, было заимствовано законодательством многих европейских государств в рамках всей романо-германской правовой семьи, а также за пределами этой семьи. Не только законодательство стран Европы, но и наше отечественное законодательство подверглось влиянию положений римского права, в том числе, и в части правового статуса женщин. В дальнейшей истории постепенно шел процесс совершенствования положений, касающихся юридических аспектов статуса женщин, в целях улучшения качества их жизни, добавляла всё новые средства защиты и юридические аспекты.

48

Научно-практический журнал “Государство и право вXXIвеке" № 2/2015

Литература

1. Буассье Г. Картина древне римской жизни// Историки античности. - СПб., 2009. С. 121.

2. Дружинина А.В. Эволюция юридического статуса подданного российской империи (1762-1906 гг.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Сочи, 2005.

3. Законы XII таблиц//Хрестоматия по истории Древнего Рима - М., 2010 С. 84.

4. Келли Д. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин// Женщины. История. Общество. Тверь, 2002. Вып. 2. С. 31.

5. Смирин В. М. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании римлян // Культура Древнего Рима. М., 2007. Т. 2. С. 75—76.

6. Сплавская Н.В. Значение языка российского законодательства в современной законотворческой деятельности // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1. С. 18-21.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.