Научная статья на тему 'Исторический опыт реформирования системы социального обеспечения в АССР немцев Поволжья в 1927 - 1928 гг. . '

Исторический опыт реформирования системы социального обеспечения в АССР немцев Поволжья в 1927 - 1928 гг. . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт реформирования системы социального обеспечения в АССР немцев Поволжья в 1927 - 1928 гг. . »

ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 361:94(470.4)

ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АССР НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ В 1927 - 1928 гг.

С.И. Бойко,

кандидат исторических наук, доцент кафедры документове-дения и документа-ционного обеспечения управления, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2004. № 7

Основные задачи социального обеспечения граждан в 20-е гг. XX в. определялись программными документами ВКП(б), в которых отмечалось, что в этой сфере партия стремится организовать широкую государственную помощь не только жертвам войны и стихийных бедствий, но и жертвам ненормальных общественных отношений, ставит своей задачей вернуть к трудовой жизни каждого выбитого из трудовой колеи1, отказываясь от принципа благотворительности, будет осуществлять социальное обеспечение таким образом, чтобы каждый впавший в нужду, каждый нетрудоспособный и инвалид был уверен, что государство придет ему на помощь2.

Дело социального обеспечения в СССР развивалось в 1920-е гг. в несколько этапов. На первом помощь оказывалась за счет государства всем нетрудоспособным, впавшим в нужду и инвалидам войны, причем она осуществлялась в натуральной форме. Такое положение продолжалось примерно до 1921 г.

С введением новой экономической политики дело социального обеспечения стало принимать несколько иные формы. Были изданы декреты о развитии крестьянских обществ взаимопомощи, социальном обеспечении и кооперации инвалидов. Обеспечение социально незащищенных слоев деревни было возложено на крестьянство на принципах взаимопомощи. Государство брало на себя обеспечение лишь тех участников войны, инвалидов и жертв контрреволюции, которых невозможно было обеспечивать за счет крестьянских обществ взаимопомощи или привлекать к труду через кооперацию инвалидов.

Третий период в деле социального обеспечения наступил с осени 1926 г., когда был издан ряд постановлений правительства, значительно упрощавших эту работу, демократизировавших и приближавших ее к населению. Юбилейная сессия Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР (октябрь 1927 г.) приняла решение об увеличении в два раза размеров пенсионных фондов по обеспечению военного контингента и, кроме того, была решена проблема государственного обеспечения социально незащищенных престарелых крестьян.

Эти этапы были характерны и для Немцев Поволжья Автономной Советской Социалистической Республики (АССР НП), причем из года в год социальное обеспечение ширилось и укреплялось. Необходимо отметить, что, как и по всей стране, в республике, в связи со слабостью местного бюджета, делу социального обеспечения до 1927 - 1928 гг. не уделялось должного внимания. Резкий поворот в этом отношении наступил с осени 1927 г., когда эта работа в республике стала укрепляться быстрыми темпами. Иллюстрируют это следующие данные.

На 1 октября 1923 г. на пенсионном обеспечении по АССР НП состояло 590 человек, на этот же период 1924 г. - 681 человек, на 1 октября 1927 г. -792 человека, на 1 октября 1928 г. - 1200 человек. Таким образом, с осени 1926 г. заметна активизация работы, чему способствовало, с одной стороны, упрощение законодательства, а с другой - большее внимание, которое стало уделяться делу социального обеспечения в республике.

Социальное обеспечение предоставлялось в зависимости от социального, имущественного и хозяйственного положения различных групп населения и осуществлялось в различных формах. Так, помощь военному контингенту, который был основной частью социального обеспечения, состояла из:

- принятия этих лиц на полное государственное обеспечение (пенсионирование, содержание в домах инвалидов);

- трудового устройства при содействии государства (обучение и переобучение, внесение паевых взносов за инвалидов в артели);

- бесплатного протезирования инвалидов, оказания им бесплатной лечебной помощи, посылки на курорты;

- предоставления широких льгот по налогам и коммунальным услугам;

- первоочередного землеустройства за счет государства, снабжения семенами, сельскохозяйственными машинами, лесом и лесоматериалами.

Обеспечение крестьян и лиц, занятых индивидуальным трудом, производилось в порядке взаимопомощи за счет сельских обществ взаимопомощи. К этому периоду в АССР НП социальное обеспечение осуществлялось:

1) по линии государственного обеспечения - Народным комиссариатом социального обеспечения в центре и кантонными исполнительными комитетами и сельскими советами на местах;

2) по линии общественной - крестьянскими обществами взаимопомощи и кооперацией инвалидов.

До осени 1927 г. в большинстве кантонов работа по государственному обеспечению выполнялась кантонными и сельскими крестьянскими обществами взаимопомощи. С учетом имевшихся в ней недостатков, с осени 1927 г. она была передана в непосредственное ведение кантонных исполнитель-

ных комитетов. Кроме того, в связи с постановлением Совнаркома АССР НП от 17 сентября 1927 г. социальное обеспечение в селах было передано сельским советам, благодаря чему оно было приближено к обеспечиваемому населению, полнее учитывало и удовлетворяло его потребности.

Как отмечалось выше, основным контингентом, подлежавшим государственному обеспечению в этот период, были бывшие военнослужащие: инвалиды империалистической и Гражданской войн; инвалиды - бывшие красноармейцы и красные партизаны; жертвы контрреволюции; семьи, потерявшие на войне или в связи с военной службой кормильцев; семьи призванных в Красную Армию.

Соцобеспечение предоставлялось в зависимости от социального, имущественного и хозяйственного положения подлежавших обеспечению лиц. Пенсионировались лишь инвалиды первой из трех групп. В отношении же семей без кормильцев ограничения были установлены по социальному и имущественному положению. Для инвалидов было также установлено ограничение, поскольку инвалиды третьей группы подлежали обеспечению путем трудоустройства и через крестьянские общества взаимопомощи в случае, если они нуждались в помощи.

На 1 октября 1925 г. по АССР НП на пенсионном обеспечении было 663 человека, причем охват пенсиями лиц, имевших на это право, составлял 81,8%. На этот же период охват граждан пенсиями по РСФСР составлял 82,1%. На 1 октября 1926 г. по АССР НП пенсионировалось 699 человек (охват 87,9%), по РСФСР охват составлял 79,2%.

На 1 октября 1927 г. на пенсии по АССР НП состояло 792 человека (охват 83,8%), по РСФСР -86,6%. На 1 апреля 1928 г. по АССР НП пенсионировалось 935 человек (51,4%), по РСФСР данных не имеется.

Таким образом, по АССР НП количество обеспечиваемых пенсионным обслуживанием с 1926 г. непрерывно росло, однако уменьшался процент охвата. Это свидетельствовало о том, что ненадлежащим образом был поставлен учет таких лиц, поскольку ежегодно выявлялись все новые контин-генты, подлежавшие пенсионному обеспечению. В целом, пенсионирование не отставало от темпов его развития по РСФСР.

Главную массу контингента пенсионеров составляли семьи без кормильцев, причем рост пенсионного контингента шел главным образом за счет сельского контингента, поскольку первоначально основное внимание было уделено полному охвату городского контингента, в ущерб сельского.

Ежегодно возрастал удельный вес инвалидов, причем увеличение этого контингента шло преимущественно за счет сельских инвалидов. В общем,

по АССР НП обеспечиваемый контингент по сравнению с 1925 г. вырос на 41%. В отношении охвата наблюдалось, что в городах инвалиды и семьи без кормильцев обеспечивались почти одинаково пенсионным обслуживанием, в то время как в сельских местностях их количество было несколько больше.

По данным на 1 апреля 1927 г. охват пенсионным обеспечением отдельных категорий инвалидов и семей без кормильцев составлял: инвалидов империалистической войны - 43,4%; инвалидов Гражданской войны - 61%; семей инвалидов империалистической войны - 52,8%; семей инвалидов Гражданской войны - 54,1%; семей красноармейцев -41,5%.

Таким образом, контингент инвалидов империалистической войны был охвачен пенсионным обеспечением на 48,6%, а контингент участников Гражданской войны и бойцов Красной Армии - на 53,3%. Следовательно, в АССР НП больше внимания уделялось обеспечению контингента инвалидов Красной Армии.

Рассмотрим состояние пенсионирования в АССР НП и нормы пенсии. Пенсионирование в форме оказания обеспечиваемому контингенту помощи в виде выдачи ежемесячных денежных пенсий было основной формой социального обеспечения. Однако если в первые годы существования социального обеспечения оно осуществлялось исключительно в виде обеспечения граждан натурой и деньгами, то к 1925 - 1926 гг. все большее значение начало приобретать трудоустройство, т.е. оказание частичной помощи и поддержки путем вовлечения граждан в трудовые процессы, чтобы эта помощь позволила таким лицам поддерживать самостоятельное существование.

До 1926 г. пенсионные ставки в АССР НП были весьма различными и зависели от того, сколько каждый кантонный исполнительный комитет выделял на это средств. Попытки властей унифицировать эти ставки из-за слабости местных бюджетов были неудачны, и лишь путем ежегодных дотаций из государственного бюджета удавалось несколько сглаживать разницу в пенсионных ставках. Согласно постановлению Совнаркома от 17 октября 1927 г. по АССР НП были введены следующие пенсионные ставки: для инвалидов I группы -18 руб. в месяц; для инвалидов II группы - 12 руб. в месяц; для инвалидов III группы - 9 руб. в месяц; для семей с одним нетрудоспособным - 6 руб. в месяц; для семей с двумя нетрудоспособными - 9 руб. в месяц; для семей с тремя нетрудоспособными и больше -12 руб. в месяц.

Однако эти ставки еще не соответствовали размерам, установленным согласно законодательству для Поволжья, в связи с чем с 1 октября 1928 г. по АССР НП были введены следующие пенсионные ставки: для инвалидов I группы - 21 руб. в месяц;

для инвалидов II группы - 14 руб. в месяц; для инвалидов III группы - 11 руб. в месяц; для семей с одним нетрудоспособным - 7 руб. в месяц; для семей с двумя нетрудоспособными - 11 руб. в месяц; для семей с тремя нетрудоспособными и более -14 руб. в месяц.

Пенсии назначались рабоче-крестьянскими комиссиями при кантонных исполнительных комитетах и Покровском городском Совете. В кантонах эти комиссии состояли из уполномоченного социального обеспечения, представителя кантонного комитета крестьянской общественной взаимопомощи и представителя кантонного финансового отдела, а в Покровске - из заведующего городским отделом социального обеспечения, представителя военного ведомства и представителя Народного комиссариата финансов.

Для рассмотрения жалоб на неправильные действия и постановления местных рабоче-крестьянских комиссий в 1927 г. при Народном комиссариате социального обеспечения АССР НП была образована центральная конфликтная комиссия, в которой были народный комиссар социального обеспечения, председатель центрального комитета крестьянской общественной взаимопомощи и председатель правления Немкоопсоюза. За 1927 г. проведено 8 заседаний комиссии, на которых рассмотрено 25 жалоб. За 1928 г. - 10 заседаний, рассмотрено 28 жалоб. Примечательно, что в большинстве случаев постановления местных рабоче-крестьянских комиссий, на которые приносились жалобы, центральной комиссией отменялись, и просьбы заявителей удовлетворялись.

Согласно решению юбилейной сессии ЦИКа СССР 1927 г. органам социального обеспечения было предложено увеличить вдвое пенсионные фонды и приступить к обеспечению престарелого крестьянства. По указаниям Наркомата социального обеспечения РСФСР увеличение пенсионных фондов вдвое следовало понимать как увеличение в 1927 - 1928 гг. вдвое по сравнению с 1926 - 1927 гг. охвата пенсионного контингента. Так, по бюджету на 1927 - 1928 гг. предусматривался рост этого контингента практически на 40%, на что по государственному бюджету было запланировано дополнительных средств на пенсионирование на сумму 38,1 тыс. руб., причем за счет этих средств предполагалось не только увеличить удвоение пенсионного контингента, но и довести пенсионные ставки до установленных законом размеров. Однако центром на эти цели было отпущено только 11,4 тыс. руб., причем они были выделены лишь во втором полугодии, когда работа по удвоению пенсионного контингента в АССР НП была проведена за счет местного бюджета. Однако из-за значительной его нагрузки в этом году не удалось довести пенсионные ставки до установленных законом размеров.

На 1 сентября 1928 г. по АССР НП на пенсионном обеспечении числилось уже 1200 человек, тем самым задача по удвоению контингента практически была выполнена.

По данным Народного комиссариата финансов на 1928 г. предполагалось освободить полностью от единого сельскохозяйственного налога по АССР НП 35,0 тыс. самых маломощных хозяйств, большинство которых нуждалось в помощи и поддержке. Следовало освободить полностью от налога 150,5 тыс. едоков, что с учетом нормы пенсии в размере среднего годового расхода на едока в крестьянском хозяйстве (50 руб. в год) должно составить 552,3 тыс. руб. в год, а это было непосильно для местного бюджета. Данные обстоятельства привели к тому, что пенсионированием в 1928 - 1929 гг. было охвачено 11% от 3137 малоимущих крестьян старше 70 лет с тем, чтобы затем из года в год постепенно расширять этот контингент.

Помещение обеспечиваемого контингента в инвалидные дома и дома призрения также было одним из видов государственного обеспечения, так как призреваемый контингент переходил на полное содержание государства. В АССР НП имелся один дом призрения - в с. Бейдек Бальцерского кантона, причем первоначально он являлся домом инвалидов. Дом призрения был рассчитан на 100 - 150 человек, обслуживался штатом из 4 человек. О социальном составе призреваемых, норме содержания на одного человека в месяц и ассигнованиях на это из местного бюджета можно сделать выводы из табл. 1.

Если в прежние годы, из-за наличия доходов от сдачи в аренду помещений инвалидной артели, использования артелью за плату лошадей инвалидного дома и т.д., хозяйство было в состоянии выделить больше средств на улучшение содержания призреваемых, то в 1925 г., в связи с ликвидацией артели инвалидов, положение резко изменилось и содержание призреваемых стало оплачиваться почти исключительно за счет бюджетных средств.

Кроме обычных пенсий существовали и персональные пенсии, выдававшиеся лицам, имевшим особые заслуги перед страной: старые революционеры, пробывшие долгое время на каторге; лица, имевшие боевые заслуги на фронтах, заслуги по борьбе с контрреволюцией, бандитизмом; научные деятели и т.п.

Персональные пенсии, в зависимости от рода заслуг, подразделялись на пенсии государственного и местного значения, причем пенсии местного значения были сравнительно мало распространены и начали вводиться в более широком масштабе лишь в 1927 - 1928 гг. Персональные пенсии назначались как лицам, имевшим выдающиеся заслуги, так и их семьям. Пенсионные ставки персональным пенсионерам были значительно повышены против обычных пенсий, причем размер их зависел от семейного, имущественного положения и местожительства (пояса) пенсионера. Так, например, в крупных городах эти ставки были выше, чем в сельской местности (табл. 2).

По АССР НП имелся довольно значительный контингент лиц, имевших право на персональные пенсии местного значения, и поэтому на новый бюджетный год были предусмотрены соответствующие ассигнования (7200 руб. на 12 человек из расчета 50 руб. в месяц).

Наряду с пенсионированием из года в год расширялась оказываемая государством защищаемому контингенту помощь с целью вовлечения его в трудовую деятельность. Если нетрудоспособным

гражданам помощь оказывалась преимущественно в пенсионной форме, то контингенту, сохранившему некоторые возможности трудоспособности, путем различных мер стремились облегчать возврат к трудовой жизни. Сюда в первую очередь относилось обучение и переобучение инвалидов. Путем обучения инвалидов за счет государства в особых профессионально-технических школах органы социального обеспечения пытались дать им

Таблица 2

Годы Кол-во персональных пенсионеров государственного значения Средняя ставка в месяц, руб. Кол-во персональных пенсионеров местного значения Средняя пенсионная ставка в месяц, руб.

На 1.10.1925 9 30 2 25

На 1.10.1926 12 31 5 26

На 1.10.1927 15 35 3 27

На 1.10.1928 19 35 9 35

Таблица 1

Годы Социальный состав Норма содержания на 1 чел. в месяц, руб. Ассигновано из местного бюджета на бюджетный год, тыс. руб.

Инвалиды войны Инвалиды труда Призреваемые Итого

На 01.10.1925 16 14 30 6 2,8

На 01.10.1926 3 3 14 20 14 6,4

На 01.10.1927 3 2 23 28 14 - 50 4,0

На 01.10.1928 3 2 37 42 20 9,9

ту или иную квалификацию и тем самым возможность самостоятельно существовать.

Работу в этом направлении характеризуют следующие данные. Было отправлено в школы Народным комиссариатом социального обеспечения: в 1925 г. - 3 инвалида; в 1926 г. - нет; в 1927 г. -4 инвалида; в 1928 г. - 4 инвалида.

Подбор инвалидов в школы был связан с большими затруднениями, так как нередко инвалиды неохотно соглашались учиться, ссылаясь на необеспеченность остающихся семей. Поэтому следовало решать вопрос о создании в АССР НП профессионально-технической школы для обучения и переобучения инвалидов и позаботиться о лучшем обеспечении их семей.

Наряду с обучением, одним из наиболее реальных видов помощи инвалидам, позволявшей им до некоторой степени восстанавливать утраченную трудоспособность, было снабжение их за счет государства протезами, которые отпускались инвалидам бесплатно, причем все связанные с этим расходы оплачивались из бюджетных средств.

Дело курортного лечения инвалидов по АССР НП не было поставлено надлежащим образом. Было предоставлено и использовано в 1926 - 1928 гг. по 3 курортных места ежегодно.

Одним из важнейших видов трудоустройства инвалидов и вовлечения их в трудовые процессы было их кооперирование. Объединяться в кооперативные артели могли инвалиды всех групп как войны, так и труда, а также члены семей без кормильцев. При этом за инвалидов, состоявших на пенсии, паевые взносы вносили органы социального обеспечения или страхкассы в виде капитализированной пенсии. Чтобы не ухудшить материальное положение вступившего в артель инвалида, так как на первых порах обычно заработки были небольшие, ему продолжали выплачивать пенсию в течение первых шести месяцев состояния в артелях. При выходе инвалида из артели он снова мог быть принят на пенсию. Артелям, особенно производственным, предоставлялись крупные льготы и преимущества, они всячески поддерживались и поощрялись государством.

В АССР НП велась значительная работа по кооперированию инвалидов. Так, 1 октября 1925 г. имелось 11 артелей с 642 членами в них, на 1 октября

1926 г. - 8 артелей (692 человека), на 1 октября

1927 г. - 14 артелей (972 человека).

Кооперация инвалидов была самостоятельной

организацией, существующей на основе особых уставов, причем низовые артели объединялись в АССР НП Немкоопинсоюзом. Органам социального обеспечения было предоставлено право регистрации уставов и утверждения артелей и их союзов, а также контроля и надзора за их деятельностью.

Пособия производственного значения выдавались тем инвалидам, которые имели свое хозяйство, но нуждались в помощи. Это была одна из возможностей улучшить свое положение и укрепить свое хозяйство. Сюда в первую очередь относились пособия сельскохозяйственного значения, которые выдавались инвалидам и семьям без кормильцев, занятым сельским хозяйством, маломощным и нуждавшимся в поддержке. Пособия эти выдавались лишь тем инвалидам и семьям, которые имели право на пенсию, и должны были направляться только на укрепление и развитие хозяйства, причем в первую очередь эти пособия должны были выдаваться лицам, состоявшим в коллективах. Данные пособия назначались в размере годового оклада пенсии, на которую данный инвалид или семья имели право и которую не получали из-за занятия сельским хозяйством.

До 1927 г. из-за слабости местного бюджета не представлялось возможным ввести эти пособия в АССР НП. Однако Совнарком АССР НП счел возможным в 1928 - 1929 гг. ввести данные пособия, и из бюджета было выделено 7,9 тыс. руб. (51 хозяйству по 156 руб. в среднем на каждое из них). При этом была поставлена задача, чтобы при выдаче данных пособий инвалидам и семьям из бюджетных средств дополнительные суммы выделялись бы и комитетами общественной взаимопомощи, и кооперацией.

Таким же видом производственной помощи были охвачены хозяйства бывших красных партизан и красногвардейцев. Средства были выделены правительством СССР из бедняцкого фонда и отпускались данным хозяйствам в виде долгосрочного кредита в случаях особой нуждаемости, причем отпуск средств был приурочен к празднованию десятилетия Красной Армии. На долю АССР НП по линии Центрального сельскохозяйственного банка было отпущено 25,4 тыс. руб., которые были распределены между кантонами.

К разряду пособий непроизводственного характера, выдававшихся обеспечиваемому контингенту, в первую очередь относились пособия на кормление, рождение и погребение. Эти пособия выдавались по АССР НП начиная с 1925 - 1926 гг., но не повсеместно. Первоначально они выдавались лишь в Покровске, а затем постепенно и в кантонах, что объяснялось слабостью местного бюджета. Учитывая такое положение и необходимость повсеместного введения этих пособий, постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1927 г. они были введены по всей территории АССР НП (табл. 3).

Размер пособия на погребение и рождение был установлен в размере пенсионной ставки инвалида II группы - для 1927 - 1928 гг. - 12 руб., причем эти пособия носили единовременный характер. Пособия на кормление выдавались в размере

0,25 ставки инвалидов II группы, или по 3 руб. в месяц в течение 9-ти месяцев. В связи с повышением пенсионных ставок в 1928 - 1929 гг. размер этих пособий увеличился, составив для пособий на рождение и погребение 14 руб., на кормление - 3,5 руб. в месяц.

Таблица 3

Вид пособий На рождение 1925 - 1926 гг. 1926 - 1927 гг.

Кол-во случаев 3 Руб. 24 Кол-во случаев 4 Руб. 42,6

На кормление 9 72 9 81

На погребение 4 32 3 29,3

Помимо этих пособий выдавались пособия инвалидам Гражданской войны за счет сумм, поступавших от военного налога с граждан, зачисленных в тыловое ополчение. Эти пособия выдавались лишь тем инвалидам Гражданской войны, которые имели право на обеспечение. Пособия выдавались в среднем в следующем размере: инвалидам I группы - 15 руб. в месяц; инвалидам II группы - 10 руб. в месяц; инвалидам III группы - 7,5 руб. в месяц. Этих средств было распределено по кантонам: в 1926 - 1927 гг. - 3133 руб. 88 коп.; в 1927 - 1928 гг. - 1748 руб. 25 коп.

В 1927 - 1928 гг. в связи с празднованием десятилетия Красной Армии Комитетом помощи была выделена 1 тыс. руб. для выдачи детям инвалидов Гражданской войны в сельских местностях на приобретение обуви, одежды и школьных принадлежностей. В среднем на ребенка отпускалось из них по 10 руб., причем в селах деньги отпускались через сельские крестьянские общества взаимопомощи.

Помимо выдачи пенсий и пособий обеспечиваемому контингенту и контингенту, подлежавшему обеспечению, предоставлялся ряд других льгот и преимуществ: по квартирной плате в муниципализированных помещениях, по единому сельскохозяйственному налогу, право на пользование бесплатной медицинской помощью наравне с застрахованными, бесплатное обучение детей в учебных заведениях, проведение землеустройства за счет государства, снабжение на льготных условиях топливом и лесоматериалами и пр.

В 1926 - 1927 гг. по г. Покровску по ходатайству Народного комиссариата социального обеспечения АССР НП было отпущено 16 инвалидам в кредит лесоматериалов на ремонт их жилищ на сумму 419 руб. 77 коп. В 1925 - 1926 гг. на ремонт и восстановление пострадавших от наводнения жилищ инвалидов и семей без кормильцев правительством АССР НП было отпущено 1000 руб., которые и были распределены между нуждавшимися.

Крупным подспорьем для многосемейных инвалидов-пенсионеров были особые надбавки к пенсиям на многосемейность, которые вводились по РСФСР впервые, причем учитывалось, что неспо-

собные к труду инвалиды, обремененные большими семьями из малолетних и нетрудоспособных членов, нуждались в дополнительной к пенсиям помощи. Эти надбавки определялись 1/6 пенсионной ставки инвалидов I группы, причем выплачивались лишь нуждавшимся инвалидам-пенсионерам, имевшим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. На семью инвалида с одним нетрудоспособным выдавалась надбавка в одинарном размере, с двумя нетрудоспособными - в двойном, с тремя и более нетрудоспособными членами семьи - в тройном размере.

Важную роль в системе социального обеспечения играли существовавшие общественные организации. При их посредстве обеспечение и оказание помощи нуждавшемуся контингенту производилось общественным путем. По АССР НП такими организациями были общество слепых, крестьянские общества взаимопомощи и кооперация инвалидов.

Общество слепых было организовано осенью 1927 г. после проведения недели помощи слепым. Всего было выявлено 456 слепых, большинство которых были старше 50 лет и проживали в сельской местности. При проведении недели помощи было собрано 2150 руб., половина была оставлена в кантонах на нужды слепых, а другая передана в фонд слепых при Народном комиссариате социального обеспечения.

Работа общества велась слабо из-за отсутствия необходимых средств, отсутствия активных работников, знакомых со спецграмотой, отсутствия должного внимания со стороны различных учреждений и организаций.

Крестьянские общества взаимопомощи (КОВ) имели цель - осуществление обеспечения социально слабых слоев деревни на основе взаимопомощи. Первоначально этим делом занимались так называемые комитеты бедноты, причем их работа заключалась главным образом в распределении средств среди нуждавшихся крестьян. Эти средства получали от государства и различных общественных организаций. Кроме того, комитеты, по мере работы, стали накапливать и небольшие собственные фонды. Так, на 1 января 1925 г. у комитетов имелось своих средств деньгами и натурой на 180,2 тыс. руб., государственных средств - на 21 тыс. руб. Из этих средств на тот же период комитетами было израсходовано на оказание помощи нуждавшимся из своих фондов 160,7 тыс. руб., из государственных средств - 21,5 тыс. руб., причем помощь носила натуральный характер и форму безвозвратных пособий.

В связи с изданием нового положения о крестьянских обществах взаимопомощи, согласно которому крестьянские общества взаимопомощи должны были оказывать помощь социально слабым

путем объединения и развития самостоятельности на коллективных началах, необходимо было преобразовать комитеты и построить их работу на новых началах. Новое положение о крестьянских обществах взаимопомощи было издано осенью 1924 г., но из-за борьбы с последствиями голода его проведение в АССР НП несколько затянулось. Реальные формы переход комитетов на новое положение принял лишь с середины 1925 г. Картину о том, как протекал переход комитетов на новое положение, позволяют представит следующие цифры. Перешло на новое положение: в 1925 - 1926 гг. -210 КОВов, или 74%; в 1926 - 1927 гг. - 238 КОВов, или 32,5%; в 1927 - 1928 гг. - 267 КОВов, или 90%.

С переходом на новое положение крестьянские общества взаимопомощи стали, после их регистрации органами социального обеспечения, самостоятельными юридическими организациями, которые строили свою работу на основе взаимопомощи и коллективного творчества своих членов.

В связи с укреплением положения крестьянских обществ взаимопомощи и улучшением их работы к ним из года в год возрастал интерес крестьянства, и они все активнее принимали участие в работе. Процент участия населения в перевыборах крестьянских обществ взаимопомощи по годам составлял: в 1925 - 1926 гг. - 31,3%, в 1926 - 1927 гг. - 32,8%, в 1927 - 1928 гг. - 34,8%.

Материальное положение крестьянских обществ взаимопомощи также из года в год укреплялось и улучшалось.

Большое значение в работе крестьянских обществ взаимопомощи имели предприятия и крупный сельскохозяйственный инвентарь (трактора), так как они объединяли вокруг себя население: с помощью инвентаря и предприятий оказывалась реальная помощь незащищенным слоям села.

Одной из важных сторон работы крестьянских обществ взаимопомощи было кооперирование населения. Эта работа постоянно расширялась. Если первоначально она велась преимущественно на отпускавшиеся по бюджету средства (дотации), то к 1926 - 1927 гг. в нее все больше средств стали вкладывать КОВы (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Годы Выделено крестьянам ЦККОВов, тыс. руб. Выделено крестьянам КОВами, тыс. руб. Выделено крестьянам кооперативами, тыс. руб.

1925 - 1926 6,4 1,4 2,5

1926 - 1927 6,0 2,5 7,1

1927 - 1928 7,0 Сведений не имеется

Крестьянскими обществами взаимопомощи было создано в 1926 - 1927 гг. 53 организации, коллектива, артели и товариществ, в 1927 - 1928 гг. - 66.

Заметная роль в работе крестьянских обществ взаимопомощи принадлежала оказанию помощи

нуждавшимся слоям деревни. Однако, в связи с изменением общего характера работы крестьянских обществ взаимопомощи, изменяется и характер оказываемой помощи: она постепенно из безвозвратной превращалась в помощь возвратную, в помощь производственного характера (табл. 5).

С 1926 - 1927 гг. вся работа была переведена на плановую и сметную систему.

Кооперация инвалидов в АССР НП существовала с 1923 г. в виде образования мелких, преимущественно сарпиноткацких артелей. Постепенно эти артели слились в одну мощную артель в с. Бей-дек Бальцерского кантона. Возглавлялась вся система центральным кооперативным объединением инвалидов с выборным правлением. Из-за увлечения расходов на управление хозяйственно-производственной деятельностью и при недостаточности оборотных средств правление оказалась не в состоянии выполнять свои обязательства, и Народный комиссариат социального обеспечения АССР НП в начале 1927 г. его ликвидировал.

На его место и для руководства низовой сетью при Народном комиссариате социального обеспечения была организована секция кооперации инвалидов, просуществовавшая до весны 1928 г., за время ее работы низовая сеть немного окрепла и расширилась, так как главное внимание было обращено на ее обслуживание. Весной 1928 г. был проведен съезд уполномоченных и организован союз кооперативных артелей инвалидов АССР НП -Немкоопинсоюз с выборным правлением,причем как сам союз, так и низовые артели стали работать как самостоятельные кооперативные единицы, на основе уставов, утверждавшихся органами социального обеспечения. Так как после ликвидации правления центрального кооперативного объединения инвалидов средств не осталось, на содержание секции по бюджету было отпущено 1,2 тыс. руб. В 1928 г. было ассигновано 388 руб. На 1928/29 бюджетный год Совнарком АССР НП ассигновал на содержание правления союза 1 тыс. руб. и в основной капитал союза - 9 тыс. руб.

Работа кооперации инвалидов проходила в трудных условиях, возникших из-за ликвидации центрального кооперативного объединения инвалидов, отсутствия средств и отсутствия планового снабжения товарами, материалами и кредитования.

Главное направление кооперации инвалидов было выбрано на организацию и поддержку производственных артелей. Однако довольно видное место в ней занимали торговые и торгово-производственные артели (табл. 6). В их числе было 4 производственных артели, 5 торгово-производственных, 8 торговых, 1 трудовая. Причем 6 артелей было в городах и 12 - в селах.

За 1926 - 1927 гг. было получено прибыли в сумме 8,9 тыс. руб., или 0,9% к обороту, средняя зара-

Таблица 5

В том числе инвалидов и семей б/корм. Всего оказано помощи на сумму, тыс. руб. В том числе

Годы Число хозяйств Возврат., тыс. руб. Безвозврат., тыс. руб.

1925 - 1926 4264 1716 41,1 19,5 21,6

1926 - 1927 6816 1162 57,1 40,3 16,8

1927 - 1928 8099 1458 153,6 88,0 65,6

ботная плата членов артелей составляла 40 руб. в месяц (от 20 до 90 руб.). За 1927 - 1928 гг. артели получили прибыли 5,1 тыс. руб., или 0,4% к обороту.

Таблица 6

.- Кол-во Годы „ артелей Кол-во членов артелей Оборот артелей, тыс. руб.

01.10.1925 11 642 3967,0

01.10.1926 8 692 33747,2

01.10.1927 14 970 99666,1

01.10.1928 18 128 125643,2

Капиталы артелей и союза складывались из паевых и членских взносов и последующего распределения прибылей. Паевые взносы по артелям составляли от 5 до 100 руб., или в среднем 56 руб. на члена. Вступительные взносы в большинстве случаев не превышали 5 руб. По артелям паевого капитала имелось на 1 июля 1928 г. 6,4 тыс. руб. и прочего капитала 9,2 тыс. руб. (всего у артелей имелось капитала на 15,7 тыс. руб.).

В связи с тем, что делу социального обеспечения из года в год уделялось все больше внимания и оно получало развитие, росли и ассигнования на него. Рост расходов шел в полном соответствии с директивами правительства и, главным образом, за счет оперативных расходов, при одновременном сокращении административно-хозяйственных расходов.

Как отмечалось, средства, которые ассигновывались по местному кантонному бюджету на пенси-онирование, были недостаточны, поэтому до 1927 -1928 гг. по кантонам были различные пенсионные ставки. Для их выравнивания ежегодно из госбюджетных сумм кантонам отпускались дотации на усиление пенсионирования и выравнивание пенсионных ставок. Этих дотаций было отпущено в 1925 -1926 гг. - 8,4 тыс. руб., 1926 - 1927 гг. - 9,9 тыс. руб., в 1927 - 1928 гг. выделено 11,4 тыс. руб. на усиление пенсионирования согласно решению юбилейной сессии ЦИК СССР!

Особенностью бюджетной политики АССР НП было значительное субсидирование крестьянских обществ взаимопомощи. Так, не только центральный комитет крестьянских обществ взаимопомощи (ЦККОВ), но и все кантонные комитеты крестьянских обществ взаимопомощи содержались за счет местного бюджета, что содействовало укреплению и развитию низовой сети КОВов.

Таким образом, основное место в бюджете занимали расходы на пенсионирование, возрастав-

шие из года в год, причем резкий рост наблюдался в 1927 - 1928 гг. (табл. 7).

Таблица 7

Годы Сумма, тыс. руб. В % ко всему местному бюджету по соц. об.

1925 - 1926 362,8 61,8

1926 - 1927 561,0 58,7

1927 - 1928 1005,3 66,4

1928 - 1929 1423,4 60,5

Приведем данные, которые показывают, насколько возрастали ассигнования на дело социального обеспечения по местному бюджету, и сведения об удельном весе, занимаемом ассигнованиями в местном бюджете АССР НП на нужды со-цобеспечения (табл. 8).

Таблица 8

Местный Ассигнования на

Годы бюджет соц. обеспечение Удельный

АССР НП, тыс. % вес, %

тыс. руб. руб.

1925 - 1926 3861,0 58,6 100 1,5

1926 - 1927 5487,0 95,5 162,8 1,7

1927 - 1928 6795,0 151,3 257,9 2,2

1928 - 1929 9600,0 235,2 401 2,4

Анализ имеющихся материалов о ходе реформирования системы социального обеспечения по АССР НП позволяет сделать ряд выводов.

Прежде всего, очевидно, что до начала реформы в 1927 - 1928 гг. работе по социальному обеспечению в республике госучреждения и общественные организации не уделяли должного внимания. Доклады Народного комиссариата социального обеспечения на сессиях ЦИК АССР НП не заслушивались. В кантонах такие доклады крайне редко выносились на заседания президиумов кантонных исполнительных комитетов и не заслушивались на пленумах кантисполкомов и на кан-тонных съездах советов. Очевидно, что без привлечения к данному делу общественного внимания, без вовлечения в него широкой общественности эта работа не может вестись эффективно.

В некоторых кантонных исполнительных комитетах и в первый год реформирования системы дело социального обеспечения продолжало вестись общественными организациями - кантонны-ми комитетами крестьянских обществ взаимопомощи (например, г. Марксштадт). В большинстве кантонов, по данным на 1 апреля 1928 г., пособия на кормление, рождение и погребение не выдавались, несмотря на имевшееся по данному вопросу постановление Совнаркома СССР от 17 октября 1927 г.

При назначении обычных и персональных пенсий нередки факты волокиты и затягивания сроков рассмотрения дел. Так, дело гражданина Шарова рассматривалось по вине Каменского кантонного исполнительного комитета и ряда других учреждений около года, так же было и в отношении дела Гранина (Палласовский кантон).

В большинстве кантонов кантонные рабоче-крестьянские комиссии по назначению пенсий работали не на плановой основе, а по мере накопления материалов, причем заявления инвалидов не рассматривались свыше месяца (Бальцерский кантон). В связи с недостатком средств на пенсионирование имелись нарушения законодательства и прекращались выплаты пенсий (Красный Кут). Несмотря на имевшиеся указания о том, что пенсии должны выплачиваться через сельские советы, в ряде кантонов этого не делалось, либо инвалиды ходили в кантонные центры (Ст.Полтавка, Франк). Нередки факты, когда пенсионные суммы развозились по сельским советам уполномоченными социального обеспечения при их выездах на места (Каменка), что приводило к негативным последствиям и утрате денег

На нарушения законодательства на местах поступала масса жалоб, тем самым подрывался авторитет деятельности государства по социальному обеспечению населения.

Местная печать имеющиеся факты волокиты и бюрократизма на местах по линии социального обеспечения не замечала, в прессе оперативно не находила отражения работа по линии социального обеспечения на местах, тем самым замалчивались недостатки. К делу социального обеспечения не привлекалось должного внимания общественности, отсутствовал общественный контроль на местах, что не способствовало устранению недостатков.

По линии крестьянских обществ взаимопомощи также имелись некоторые недостатки: не все крестьянские общества взаимопомощи перешли на новое положение, некоторые сельские крестьянские

общества взаимопомощи увлекались хозяйственно-производственной деятельностью, забывая свои основные задачи по решению социальных задач.

Финансовая дисциплина в низовых крестьянских обществах взаимопомощи была весьма слабой, особенно по погашению задолженности центральному комитету, сметной дисциплине, общественные запашки обрабатывались не общественным путем, а в ряде мест засев производился за деньги.

Для кооперации инвалидов также был присущ ряд недостатков: слабое кооперирование инвалидов, артели инвалидов были сосредоточены преимущественно в русских кантонах и селах. Неудовлетворительно обстояло дело по снабжению кооперации инвалидов товарами и материалами, до 1927 - 1928 гг. она не включалась в планы снабжения и кредитования, чем затруднялась работа. В низовой сети имелся уклон к занятию торговой деятельностью, что не соответствовало основным целям и задачам данной организации.

Таким образом, дело социального обеспечения в АССР НП в ходе его реформирования развивалось и занимало достойное место в общей системе нашего государства. Для его успешного дальнейшего развития и расширения следовало усилить к нему общественное внимание и четко поставить работу кантонного аппарата, наращивать ассигнования, поскольку без этого оно развиваться не в состоянии. Следовало решать задачу по обеспечению престарелого крестьянства и вести искоренение нищенства. Эта работа была возможна при оказании надлежащей материальной поддержки, участии в ней широкой общественности, при поддержке ее всеми учреждениями и организациями, в том числе местной печатью3 .

1 См.: ЭФ ГАСО, ф.849, оп.1, е.х.681, л.9.

2 См.: Там же. Л.10.

3 См.: ЭФ ГАСО, ф. 849, оп.1 о/д, е.х. 426-429, 596, 603, 674, 680-681.

УДК 159.9

ЮЛ. Красов,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2004. № 7

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КРИЗИС РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

^ ^ Любой непредвзятый анализ характера взаимоотношений "реформаторской" власти и общества позволяет оценивать постсоветское государство как главный генератор социальных конфликтов, охвативших современную Россию. Более того, весьма распространённым становится мнение, что "сегодня государство несёт в себе прямую угрозу человеку, живущему в России: полицейщина, закрытость для общественности процессов формирования и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.