Пикалов Ю.В.
Доктор исторических наук, профессор. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Исторический опыт и особенности формирования и исполнения бюджета Дальневосточной области в 1923-1925 гг.*
Аннотация. Цель: Исследование и анализ исторического опыта формирования и исполнения регионального бюджета Дальневосточной области РСФСР в 1923 - 1925 гг.
Методы: В статье использовались конкретно-исторические методы исследования: историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный, структурный.
Результаты: Выявлены специфические особенности формирования и исполнения бюджета отдалённого региона РСФСР в условиях послевоенной разрухи и дефицита бюджетов РСФСР и СССР. Проанализирована обоснованность представления Дальневосточной области особых полномочий в формировании и исполнении бюджета. Доказано положительное влияние особых полномочий руководящих органов региона на формирование и исполнение бюджета. Сформулированы основные угрозы для процесса бюджетного финансирования отдалённого региона в условиях восстановительного после Гражданской войны периода.
Выводы: Несмотря на тяжёлую послевоенную разруху дальневосточного хозяйства и отсутствие достаточного финансирования из центра, бюджеты по этим годам формировались вполне сбалансированными по доходам и расходам. Такое положительное состояние бюджетов ДВО объяснялось огромными ресурсными богатствами при малой численности населения. Наделение Дальневосточного Революционного комитета особыми полномочиями по расходованию бюджета и самостоятельностью при его формировании, дали положительные результаты в хозяйственной деятельности ДВО.
Ключевые слова: Дальневосточный революционный комитет, Дальневосточная область, региональный бюджет, прямые налоги, косвенные налоги, субвенцио-нальный фонд, резервный фонд.
Pikalov Yu.V.
Doctor of Historical Sciences, Professor. Pacific National University, Khabarovsk.
*
© Пикалов Ю.В., 2024.
Historical experience and features of the formation and execution of the budget of the Far Eastern region in 1923-1925
Abstract. Object: Research and analysis of the historical experience of the formation and execution of the regional budget of the Far Eastern region of the RSFSR in 1923-1925.
Methods: The article used specific historical research methods: historical-genetic, historical-systemic, historical-comparative, structural.
Findings: The specific features of the formation and execution of the budget of a remote region of the RSFSR in the conditions of post-war devastation and budget deficit of the RSFSR and the USSR are revealed. The validity of the representation of the Far Eastern region of special powers in the formation and execution of the budget is analyzed. The positive impact of the special powers of the governing bodies of the region on the formation and execution of the budget has been proved. The main threats to the process of budget financing of a remote region in the post-Civil War reconstruction period are formulated.
Conclusions: Despite the severe post-war devastation of the Far Eastern economy and the lack of sufficient funding from the center, budgets for these years were formed quite balanced in terms of income and expenses. Such a positive state of the budgets of the Far Eastern Federal District was explained by huge resource resources with a small population. The endowment of the Far Eastern Revolutionary Committee with special powers to spend the budget and independence in its formation gave positive results in the economic activities of the Far Eastern Federal District.
Key words: Far Eastern Revolutionary Committee, Far Eastern region, regional budget, direct taxes, indirect taxes, subventional fund, reserve fund.
Введение
Актуальность исторического опыта деятельности дальневосточных органов власти по формированию регионального бюджета в условиях чрезвычайных экономических и политических трудностей определяется возможностью его учёта в современных условиях.
Целью данной стати является изучение исторического опыта регионального бюджетного планирования в условиях напряжённой социально-экономической ситуации во вновь присоединённых территориях.
Всю историографию проблемы денежного обращения на Дальнем Востоке РСФСР с 1922 по 1929 гг. можно разделить на два периода: советский и постсоветский.
Советский период исследования данной проблемы представлен, главным образом, работами практиков-финансистов, экономических работников, практических деятелей органов советской власти. Одним словом, это ещё не были труды историков-исследователей. Основными трудами
с указанными выше характеристиками являются работы экономиста Л.Н. Юровского [1]. Он имел профессиональный интерес к исследованию проблемы денежного обращения и бюджетного планирования, поскольку возглавлял Валютное управление Народного комиссариата финансов СССР. Труды П.А. Богданова, руководителя ВСНХ СССР вначале 1920-х гг. перекликались с работами Л.Н. Юровского. Его взгляды обосновывались в работе «Администраторы и специалисты в советской промышленности» [2]. Перу Е.А. Преображенского принадлежали работы «Бумажные деньги пролетарской диктатуры» и «Русский рубль за время войны и ре-волюции»[3]. В них рассматривалось положение денежно-кредитной системы СССР того времени, основные трудности в ней и пути преодоления недостатков. Важными работами, которые формируют понимание основных проблем денежного обращения и бюджета страны в рассматриваемый период, являются труды Д.В. Кузовкова и Я.Б. Рудого [4]. Проблема влияния Государственного банка СССР на развитие кредитно-денежных отношений и формирования бюджетов на Дальнем Востоке рассматривалась в статьях М.В. Самойлова [5].
В 1940-е - 1950-е гг. стали выходить работы по истории финансов СССР, которые не носили сравнительно-исторического характера. Они опирались целиком и полностью только на уже имевшийся советский опыт без всяких оценочных суждений о его эффективности. Среди прочих стоит отметить труды З.В. Атласа, А.Д. Гусакова, В.П. Дьяченко, И.Ф. Гиндина, А.П. Погре-бинского [6, 25, 26, 27, 28].
Постсоветский период историографии денежного обращения в России сменил всю парадигму научных подходов к исследованию обозначенной тематики. Прежде всего, следует отметить отсутствие любых идеологических установок со стороны государства. В 1998 г. вышел труд коллектива исследователей под названием «История и тенденции развития банковской системы Дальнего Востока и Сибири» [7]. В нём как раз и обобщался опыт функционирования банковской системы в условиях формирования местных бюджетов.
Результаты
Процесс формирования и исполнения бюджета Дальневосточной области (ДВО) в период становления советской власти в регионе имел ряд особенностей, отличавших его от других регионов страны. Прежде всего, следует отметить тот факт, что на территории Дальнего Востока не проводилась политика «Военного коммунизма». Это означало, что налоговые сборы, которые должны были составлять основу поступлений в бюджет, стали реальной проблемой для властей. Новая экономическая политика (НЭП), ставшая своеобразной отдушиной для крестьян и предпринимате-
лей центральных регионов страны, для дальневосточных означала ухудшение их положения.
За годы Гражданской войны и интервенции экономика страны пришла в полный упадок. Дефицит бюджета был огромен, а недостаток финансирования покрывался за счёт денежной эмиссии. Понятно, что инфляция была огромной. С помощью налогов можно было сократить дефицит бюджета и эмиссию денег.
Особенностью налоговой системы периода НЭПа стала множественность различных сборов. Все они компоновались по двум главным блокам. К первому относились прямые налоги, составлявшие основной источник доходов государства. Они включали в себя: промысловый налог для предпринимателей в несельскохозяйственной сфере; денежный подворный налог для производителей сельскохозяйственной продукции (взимался до 1923 г., а после него был заменён на единый натуральный налог); подоходно-имущественный налог; военный налог для мужчин от 21 до 40 лет, не подлежавших призыву в Красную Армию; квартирный налог для владельцев торговых и промышленных предприятий и ряд других. В состав косвенных налогов периода НЭПа входили: акцизы на вино, спички, табачные издлия, соль, сахар, спирт, кофе; налог от демонстрации кинофильмов; различные пошлины и сборы [8].
Одной из основных особенностей бюджета ДВО являлась его автономия. Это означало, что он принимался не в общей с СССР и РСФСР смете расходов и доходов, а отдельно по собственным наработкам местных органов власти. Кроме того Дальневосточный Революционный Комитет (ДРК) имел ряд исключительных прав в распоряжении средствами бюджета. Он мог по своему усмотрению передвигать выделенные средства из одной статьи расходов в другую. Затем ДРК имел право, в случае получения доходов сверхсметных заданий, оставлять их у себя на нужды региона. Дополнительно к этому у него имелось право менять сметы доходов и расходов, в случае такой необходимости. Такая автономность подлежала ежегодному подтверждению со стороны Совета Народных Комиссаров СССР (СНК СССР). На 1924-1925 гг. СНК СССР утвердил своим постановлением именно такой порядок исполнения бюджета ДВО [9].
На своём заседании 3 апреля 1925 г. Президиум ДРК наметил ряд направлений по экономии расходов. Это проявилось в требовании не допускать увеличения штатов госучреждений, обязательном расходовании средств строго в соответствии с выделенным финансированием.
В 1923-1924 гг. потребовалось увеличение ассигнований по смете Народного Комиссариата Военных дел для организации борьбы с бандитизмом. На Дальнем Востоке в рассматриваемый период наибольшую опасность представлял специфический, свойственный только этому региону,
вид бандитизма - хунхузничество [10, с. 385]. Главный ареал присутствия банд хунхузов располагался по Амуру вдоль китайской границы и в Приморье. Это объяснялось тем, что банды появлялись на советской территории исключительно для грабежей, а затем уходили в соседнюю страну на «отдых». Банды процветали в очень благоприятной атмосфере изобилия ценных природных ресурсов на советском Дальнем Востоке. На указанной территории добывалось золото, ценные меха, жень-шень, панты оленя и струя Кабарги. Всё это было очень ценным товаром, легко и за дорого сбывавшемся на сопредельной территории Китая. В бандах хунхузов наряду с китайцами и корейцами, зачастую, состояли и белогвардейские офицеры, солдаты и казаки [11, с. 151].
Близость Китая, где в этот период особенно активизировались эмигрантские силы, способствовала и появлению другой преступной деятельности, вредившей бюджету ДВО. Речь идёт о фальшивомонетничестве. В августе 1923 г. состоялось совещание представителей НКВД, Госбанка, Объединённого Политического Управления, Народного Комиссариата Финансов и Госзнака по проблеме борьбы с фальшивомонетничеством. На основе его решений на Дальнем Востоке была создана тройка по борьбе с этим видом преступности при Полномочном представительстве Объединённого Политического Управления ДВО. За 1923 - 1925 гг. Она смогла разоблачить и обезвредить 17 организаций фальшивомонетчиков [12, с. 127].
Главной и наиболее сложной проблемой дальневосточных железнодорожников стало восстановление Амурского моста у Хабаровска. Однако инженеры и строители, применив технические новшества (впервые в стране широко использовалась электросварка), с честью справились с поставленной задачей. Весной 1925 г. возобновляется движение поездов по мосту через Амур» [13, с. 7].
Центр учёл тяжёлые условия работы дальневосточных железных дорог и также увеличил ассигнования на их деятельность [14]. Однако это увеличение было связано с обеспечением их грузооборотов. Нужды эксплуатационных расходов не принимались во внимание. Они же были довольно значительными. Дефицит таких расходов по Читинской железной дороге составил в 1923 - 1924 гг. 2795000 рублей, огромную, по тем временам сумму [15]. Надо отметить, что это были почти все исключения, превышавшие ранее утверждённые расходы. К превышению расходов, как местные, так и центральные финансовые органы относились очень щепетильно. Связано это было с огромным дефицитом бюджета страны.
ЦИК СССР от 29.10.1924 г. приял постановление, которым была установлена регламентация государственных доходов и расходов, порядок рассмотрения и утверждения смет и росписей, участия союзных органов в
рассмотрении бюджетов союзных республик и порядок исполнения общего и республиканских бюджетов [16]. Это было важно для бюджета РСФСР 1924-1925 гг., так как он был дефицитным. Надо ещё иметь виду и тот факт, что основу союзного бюджета составлял именно российский. От его сбалансированности зависело развитие экономик и союзных республик. В тоже время, отчисления в республиканский бюджет были неравномерными. Вся эта сложность наполнения республиканского бюджета отражалась на неравномерности финансирования регионов, в том числе и Дальневосточной области.
Оно могло в одни периоды соответствовать бюджетному плану, в другие быть меньшей, а в следующие большей. Не смотря на неравномерное финансирование потребностей ДВО в течение года, процесс формирования доходов в регионе был достаточно успешным в столь сложных условиях. За 1923 - 1924 гг. доходы по акцизам только за два первых квартала превысили 80% годового показателя. Промышленный налог за это же время был собран на 65%, а доходы от сезонной деятельности превысили 56% годового задания. И это притом, что данный вид работ, практически начинал осуществляться только с середины второго квартала [17].
Обсуждение
В начале декабря 1923 г. ДРК и Дальбюро ЦК РКП (б) приняли решение о переносе административного центра советского Дальнего Востока из Читы в Хабаровск. Это решение было утверждено ВЦИК и ЦК РКП (б) [18, с. 215].
Когда бюджет области на 1924-1925 гг. был свёрстан, он оказался профицитным, что было достаточно необычным для удалённого края с экономикой, которая только подлежала восстановлению. Доходы области предполагались в размере 23159000 руб., а расходы - 22650000 руб. [19]. Главной причиной столь необычного финансового плана работы ДВО стало почти полное отсутствие работы по промышленному развитию региона. В свою очередь, оно объяснялось, как минимум, двумя факторами. Первый - это процесс восстановления народного хозяйства, который не предполагал наличия крупных финансовых средств на промышленное развитие. Во-вторых, до 1927 г. международное положение дальневосточной окраины РСФСР не вызывало тревог у высшего политического руководства страны и вопрос о развитии здесь промышленности не стоял в повестке дня. Отсюда и соответствующий бюджет ДВО.
Как и в предыдущие годы, в 1924 г. ДРК просил ВЦИК наделить его следующими полномочиями: составление и исполнение бюджета области целиком высшими органами ДВО; право увязывать расходы с доходами, исходя из внутренних потребностей территории; право высших органов
власти области самим решать вопросы с изменениями смет расходов и доходов внутри бюджета в соответствии с возникающими необходимостями; права местных органов производить экстраординарные расходы самостоятельно с последующим утверждением таких решений центром; выделение в распоряжение ДРК резервного фонда, необходимого для коррекции исполнения бюджета.
Ещё одним обоснованием для наделения высших органов власти ДВО особыми полномочиями стали особенности исполнения бюджета 1923 - 1924 гг. в сравнении с остальной страной. В этот период неуклонно росли доходы от земледелия и лесного хозяйства. От рыбных же промыслов доходы не росли и не падали, показывая стагнацию на определённом уровне. Надо иметь здесь в виду тот факт, что практически вся рыбная отрасль советского Дальнего Востока в эти годы находилась в руках японских рыбопромышленников. Те, в свою очередь, пользуясь слабостью местных властей и незащищённостью российских дальневосточных границ, устанавливали такой уровень оплаты, какой был выгоден им и не собирались что-либо менять в этом деле.
Порой отношения СССР и Японии в области рыбодобычи на Дальнем Востоке доходили до опасных конфликтов между советскими пограничниками и японскими рыбаками. Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР вынужден был дать разъяснение органам Главного Политического Управления о том, что временно, вплоть до распоряжения не прибегать к аресту японских промысловых судов, находящихся в 12-мильной зоне и ограничиваться лишь только наблюдением [20, с. 154].
В 1925 году, в Пекине была подписана Конвенция «Об основных принципах взаимоотношений» Между СССР и Японией. Данный договор включал в себя ряд значительных уступок в пользу Японии, на которые советская сторона вынуждена была пойти ради стабилизации международных отношений на советском Дальнем Востоке [21].
Третий вид доходов бюджета ДВО - таможенные сборы и налоги с горнодобывающей промышленности в 1923 - 1924 гг. показал значительное уменьшение на 2 100 000 руб. [22]. Такой недобор налоговых поступлений в бюджет области местные власти связывали с ужесточением и завышением данного вида платежей. Одной из основных отраслей горнодобывающей промышленности региона была добыча угля. Традиционно основной территорией угледобычи ДВО было Приморье. В восстановительный период этот вид горнодобывающей промышленности был представлен двумя типами предприятий: государственными и частными. В 1923 г. тон задавали частные предприятия. Однако они не могли рассчитывать на поддержку органов власти. Руководство Приморья приняло решение не помогать, но и не мешать частникам в угольной промышленности [23, с. 139].
Снижение доходов ДВО от угольной промышленности стало следствием наложения друг на друга одновременно двух процессов. Господство частных предприятий стало сокращаться из-за процесса их национализации, а доходность всё время возрастающей численности государственных шахт была низкой, если не убыточной. Отсюда и столь большой недобор отчислений в бюджет от этой отрасли.
Особенностью поступления доходов от налогов в бюджет ДВО стали большие, чем в среднем по СССР, платежи по прямым налогам. В этой связи дефицит бюджета ДВО был значительно ниже, чем в среднем по стране. ДРК в своём послании Народному Комиссариату Финансов СССР и Народному Комиссариату Финансов РСФСР так обосновал столь необычную особенность дальневосточного бюджета: «Это необычайное для СССР распределение значения доходных источников отображает существо экономики ДВО, - огромной территории, редко населённой, обладающей огромными и чрезвычайно разнообразными природными богатствами и промышленностью, находящейся в зачаточном состоянии; территории, находящейся на далёкой окраине РСФСР и обладающей внешней сухопутной границей на четыре тысячи вёрст и необъятной морской границей» [24].
Особое место в бюджете, сформированным ДРК, занимало обоснование необходимости выделения региону субвенционного и резервного фондов. Сумма первого фонда была определена в 1200000 руб., второго в 1000000 руб. Субвенционный фонд предполагалось использовать для покрытия неотложных потребностей тех районов ДВО, которые не могли сами обеспечивать себя нужными средствами. Резервный фонд был необходим для финансирования экстренных расходов, не предусмотренных бюджетом, но жизненно необходимых.
Выводы
Анализ деятельности ДРК по формированию бюджетов ДВО в 1923-1925 гг. позволяет сделать следующие основные выводы. Во-первых, несмотря на тяжёлую послевоенную разруху дальневосточного хозяйства и отсутствие достаточного финансирования из центра, бюджеты по этим годам формировались вполне сбалансированными по доходам и расходам. Во-вторых, такое положительное состояние бюджетов ДВО, по сравнению с другими регионами страны, объяснялось огромными ресурсными богатствами при малой численности населения. В-третьих, наделение ДРК особыми полномочиями по расходованию бюджета и самостоятельностью при его формировании, дали положительные результаты в хозяйственной деятельности ДВО и стали ценным историческим опытом в подобного рода деятельности местных органов власти.
Библиографический список:
1. Юровский Л.Н. Наше денежное обращение: сб. материалов по истории денежного обращения в 1914 - 1925 годы / Л.Н. Юровский. - М.: Финансовое издательство НКФ СССР, 1926. 354 с.
2. Богданов П.А. Администратор и специалист в советской промышленности/ П.А. Богданов. - М.-Л.: ЦУПВСНХ, 1926. 39 с.
3. Преображенский Е.А. Бумажные деньги в эпоху пролетарской диктатуры / Е.А. Преображенский - М.: Госиздат, 1920. 84 с.
4. Кузовков Д.В. Основные моменты распада и восстановления денежной системы / Д.В. Кузовков. - М.: Изд-во Коммунистической академии, 1925. 416 с.
5. Самойлов М.В. Денежное обращение в центре и Д.В. окраине / М.В. Самойлов // Экономическая жизнь Приморья. Владивосток, 1924. № 4 (8). С. 81-95.
6. Атлас З.В. Очерки по истории денежно обращения в СССР (1917-1925) / З.В. Атлас. - М.: Госфиниздат, 1940. 248 с.
7. История и тенденции развития банковской системы Дальнего Востока и Сибири / под общей ред. О.Г. Иванченко. Хабаровск: Приамурские ведомости, 1998. 230 с.
8. Миллер Н.В. Особенности налоговой политики государства в период НЭПа // Вестник Омского университета. Серия «Экономика»: Науч. журн. / ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского». - Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. № 1. С. 100-101.
9. ГАХК. Ф. 58. Оп. 1. Д. 70. Л. 3 Об.
10. Шабельникова Н.А. Влияние иностранного фактора на состояние преступности в Дальневосточном регионе в 20-е гг. ХХ в. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: Сб. науч. стат. - Бдаговещенск, 2002. С. 385.
11. Хитин М.С. Вопросы деятельности пограничных частей по борьбе с хунхузничеством на Дальнем Востоке (1923 - 1925 гг.) // Третьи архивные научные чтения имени В.И. Чернышёвой: Материалы межрегион. науч.- практ. конф. «История развития региона в документальных источниках» - Хабаровск: Издательство «РИОТИП», 2008. С. 151.
12. Шинин О.В. К вопросу обеспечения экономической безопасности государства в кредитной сфере в Дальневосточном регионе в 1922 - 1941 годы // Третьи архивные научные чтения имени В.И. Чернышёвой: Материалы межрегион. науч.- практ. конф. «История развития региона в документальных источниках» -Хабаровск: Издательство «РИОТИП», 2008. С. 127.
13. Ковальчук М.А. Исторический опыт формирования транспортной отрасли Дальнего Востока России (70-е гг. XIX в. - июнь 1941 г.): Монография / М.А. Ковальчук. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. С. 7.
14. ГАХК. Ф. 58. Оп. 1. Д. 47. Л. 2 Об.
15. ГАХК. Ф. 58. Оп. 1. Д. 47. Л. 7.
16. Постановление ЦИК СССР от 29.10.1924 «О бюджетных правах Союза ССР и входящих в его состав союзных республик», СЗ СССР, 1924, № 19, ст. 189.
17. ГАХК. Ф. 58. Оп. 1. Д. 47. Л. 5 Об.
18. Дальревком. Первый этап мирного советского строительства на Дальнем Востоке, 1922-1926 гг.: сб. док. / Арх. отд. УВД при Хабар. крайисполкоме, Хабар. краев. гос. арх. - Хабаровск. 1957. С. 215.
19. ГАХК. Ф. 58. Оп. 1. Д. 47. Л. 6 Об.
20. Тварковский Л.С., Минервин И.Г. Охрана живых морских ресурсов российского Дальнего Востока: вторая половина Х1Х-ХХ в. - М.: МНЭПУ, 2002. С. 154.
21. Зиланов В.К., Кошкин А.А., Плютников А.Ю., Пономарев С.А. Русские Курилы. История и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы.
- М.: Алгоритм, 2015. 400 с.
22. ГАХК. Ф. 58, Оп. 1. Д. 47. Л. 8 Об.
23. Быструшкин А.Ю. Государственная политика и частый капитал в сфере развития угольной промышленности на Дальнем Востоке во вт. пол. XIX в. - 20-е гг. ХХ в.: дис.. .канд. ист. н. Комсомольск-на-Амуре. 2010. С. 139.
24. ГАХК. Ф. 58, Оп. 1. Д. 47. Л. 8 Об.
25. Гусаков А.Д. Очерки по денежному обращению России накануне и в период Октябрьской социалистической революции / А.Д. Гусаков. - М.: Госфиниздат, 1946. 124 с.
26. Дьяченко В.П. Советские финансы в первой стадии развития социалистического государства (1917-1925 гг.) / В.П. Дьяченко. - Ч. 1. - М.: Госфиниздат, 1947. 676 с.
27. Гиндин И.Ф. Русские коммерческие банки: Из истории финансового капитала в России / И.Ф. Гиндин.
- М.: Госфиниздат, 1948. 454 с.
28. Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России ^К^КК вв.) / А.П. Погребин-ский. - М.: Госфиниздат, 1954. 268 с.
Reference
1. Yurovsky L.N. Our money circulation: Sat. materials on the history of monetary circulation in 1914 - 1925 / L.N. Yurovsky. - M.: Financial publishing house of the NKF USSR, 1926. 354 p.
2. Bogdanov P.A. Administrator and specialist in Soviet industry / P.A. Bogdanov. - M.-L.: TsUPVSNKh, 1926. 39 p.
3. Preobrazhensky E.A. Paper money in the era of proletarian dictatorship / E.A. Preobrazhensky - M.: Gosizdat, 1920. 84 p.
4. Kuzovkov D.V. The main points of the collapse and restoration of the monetary system / D.V. Kuzovkov. - M.: Publishing House of the Communist Academy, 1925. 416 p.
5. Samoilov M.V. Money circulation in the center and D.V. outskirts / M.V. Samoilov // Economic life of Primorye. Vladivostok, 1924. № 4 (8). P. 81-95.
6. Atlas Z.V. Essays on the history of monetary circulation in the USSR (1917-1925) / Z.V. Atlas. - M.: Gosfinizdat, 1940. 248 p.
7. History and trends in the development of the banking system of the Far East and Siberia / ed. O.G. Ivanchenko. Khabarovsk: Priamurskie Vedomosti, 1998. 230 p.
8. Miller N.V. Features of the state tax policy during the NEP period // Bulletin of Omsk University. Series "Economics": Scientific. magazine / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk State University named after. F.M. Dostoevsky." - Omsk: Omsk State University Publishing House, 2003. № 1. P. 100-101.
9. GAKhK. F. 58. Op. 1. D. 70. L. 3 Vol.
10. Shabelnikova N.A. The influence of foreign factors on the state of crime in the Far Eastern region in the 20s. XX century // Russia and China on the Far Eastern borders: Sat. scientific stat. - Bdagoveshchensk, 2002. P. 385.
11. Khitin M.S. Issues of the activities of border units in the fight against hunkhuzism in the Far East (1923 - 1925) // Third archival scientific readings named after V.I. Chernysheva: Materials from interregion. scientific - practical conf. "History of the development of the region in documentary sources" - Khabarovsk: Publishing House "RIOTIP", 2008. P. 151.
12. Shinin O.V. On the issue of ensuring the economic security of the state in the credit sector in the Far Eastern region in 1922 - 1941 // Third archival scientific readings named after V.I. Chernysheva: Materials from interregion. scientific - practical conf. "History of the development of the region in documentary sources" - Khabarovsk: Publishing House "RIOTIP", 2008. P. 127.
13. Kovalchuk M.A. Historical experience in the formation of the transport industry in the Russian Far East (70s of the 19th century - June 1941): Monograph / M.A. Kovalchuk. - Khabarovsk: Publishing house DVGUPS, 2003. P. 7.
14. GAKhK. F. 58. Op. 1. D. 47. L. 2 Vol.
15. GAKhK. F. 58. Op. 1. D. 47. L. 7.
16. Resolution of the Central Executive Committee of the USSR dated October 29, 1924 "On the budgetary rights of the USSR and its constituent union republics", SZ USSR, 1924, No. 19, art. 189.
17. GAKhK. F. 58. Op. 1. D. 47. L. 5 Vol.
18. Dalrevkom. The first stage of peaceful Soviet construction in the Far East, 1922-1926: collection. doc. / Arch. dept. ATC at Khabar. Regional Executive Committee, Khabar. edges state arch. - Khabarovsk. 1957. P. 215.
19. GAKhK. F. 58. Op. 1. D. 47. L. 6 Vol.
20. Tvarkovsky L.S., Minervin I.G. Protection of living marine resources of the Russian Far East: second half of the 19th-20th centuries. - M.: MNEPU, 2002. P. 154.
21. Zilanov V.K., Koshkin A.A., Plyutnikov A.Yu., Ponomarev S.A. Russian Kuriles. History and modernity. Collection of documents on the history of the formation of the Russian-Japanese and Soviet-Japanese border. - M.: Algorithm, 2015. 400 p.
22. GAKhK. F. 58, Op. 1. D. 47. L. 8 Vol.
23. Bystrushkin A.Yu. State policy and private capital in the development of the coal industry in the Far East in Tue. floor. XIX century - 20s XX century: dis... cand. ist. n. Komsomolsk-on-Amur. 2010. P. 139.
24. GAKhK. F. 58, Op. 1. D. 47. L. 8 Vol.
25. Gusakov A.D. Essays on the monetary circulation of Russia on the eve and during the October Socialist Revolution / A.D. Gusakov. - M.: Gosfinizdat, 1946. 124 p.
26. Dyachenko V.P. Soviet finances in the first stage of development of the socialist state (1917-1925) / V.P. Dyachenko. - Part 1. - M.: Gosfinizdat, 1947. 676 p.
27. Gindin I.F. Russian commercial banks: From the history of financial capital in Russia / I.F. Gindin. - M.: Gos-finizdat, 1948. 454 p.
28. Pogrebinsky A.P. Essays on the history of finance in pre-revolutionary Russia (XIX-XX centuries) / A.P. Pogre-binsky. - M.: Gosfinizdat, 1954. 268 p.