Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / РОССИЯ / СССР / ОБЩЕСТВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шелаев Р.Д.

Данная статья раскрывает проблему необходимости формирования нового мышления у граждан России. Такая необходимость продиктована тем, что прошлое, уходя, не унесло своих последствий в виде восприятия россиянами своей страны, словно «осажденной крепости», размытия идеологических границ между Советским союзом и Российской Федерацией. Также статья отвечает на вопросы: является ли это проблемой современного общества? Нужно ли это преодолевать? Каким образом это сделать?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EXPERIENCE AND NECESSITY OF FORMATION OF NEW THOUGHT

This article reveals a topic about the necessity to form new thought among Russian citizens. This need is dictated by the fact that the past, leaving, did not take its consequences in the form of Russians' perceptions of their country, like a "besieged fortress", the blurring of ideological boundaries between the Soviet Union and the Russian Federation. In addition, the article answers the questions: is this a problem of modern Russian society? Is it necessary to overcome this? How to do it?

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ»

УДК 32.019.51

Шелаев Р.Д. студент 4 курса институт истории и права СГУ им. Питирима Сорокина Россия, г. Сыктывкар

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

НОВОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация: Данная статья раскрывает проблему необходимости формирования нового мышления у граждан России. Такая необходимость продиктована тем, что прошлое, уходя, не унесло своих последствий в виде восприятия россиянами своей страны, словно «осажденной крепости», размытия идеологических границ между Советским союзом и Российской Федерацией. Также статья отвечает на вопросы: является ли это проблемой современного общества? Нужно ли это преодолевать? Каким образом это сделать?

Ключевые слова: История, идеология, новое мышление, Россия, СССР, общество, внешняя политика, мировоззрение, мировой порядок, нонконтфронтация.

Shelaev R.D.

Student

4 course, historical faculty Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

Russia, Syktyvkar

HISTORICAL EXPERIENCE AND NECESSITY OF FORMATION

OF NEW THOUGHT

Abstract: This article reveals a topic about the necessity to form new thought among Russian citizens. This need is dictated by the fact that the past, leaving, did not take its consequences in the form of Russians' perceptions of their country, like a "besieged fortress", the blurring of ideological boundaries between the Soviet Union and the Russian Federation. In addition, the article answers the questions: is this a problem of modern Russian society? Is it necessary to overcome this? How to do it?

Keywords: History, ideology, new thought, Russia, the USSR, society, foreign policy, worldview, world order, nonconfrontation.

История несет в себе огромное множество примеров существования в российском государстве различных идеологий, моделей общественного устройства и мышления, формирующих мировоззрение граждан — объектов этого воздействия. Идеология создает или направляет в нужное русло представления граждан о своей стране, о странах соседях, а также об их взаимодействии и роли в мире.

В начале XX века ключевым событием, оказавшим огромное влияние

на генезис мировоззрения и осознания роли своей страны на мировой сцене, была Великая русская революция 1917 года, положившая начало созданию поистине великого государства — Советского союза. В этой связи, на протяжении XX столетия, по мере формирования и развития советского общества, у граждан, формировалась определенная модель взглядов на свою страну, на мировое сообщество, и осознание ведущей роли СССР в системе международных отношений.

Формирование системы именно таких взглядов было непосредственной задачей советского государства, ведь революция положившая начало новому сознанию людей и последующая политика страны, закреплявшая и развивающая идеи коммунистического строительства, задали данный вектор. Победа Советского союза в Великой Отечественной Войне явилась серьезным фактором роста гордости советских граждан за свою страну, закрепления в сознании идеи несомненной правильности, строившейся политической и идеологической систем.

Победа в войне, новая биполярная система международных отношений, закрепившаяся по итогам Тегеранской и Ялтинской конференций, немногим позже начавшаяся Холодная война между СССР и США, ясно давали понять советским гражданам о важнейшей роли СССР в мире, о ключевом влиянии Советского союза на формирование мирового порядка.

Холодная война знаменует длительный и непростой период в международных отношениях СССР и США, характеризующийся как сближением и потеплением (разрядкой), так и ухудшением взаимоотношений между государствами. Однако 1991 г. в российской истории ознаменовал крах советской системы, ликвидацию Советского союза — государства, которое вместе с Соединенными штатами формировало миропорядок и соревновалось в гегемонии на планете. Без сомнений, этот исторический момент для многих граждан нашей страны явился страшной трагедией, оставившей глубокий след в памяти.

Новообразованное государство — Российская Федерация, государство, в котором мы сейчас живем, несмотря на то, что является правопреемником Советского союза, идет по другому пути и, к сожалению, для многих бывших советских граждан, которые с наибольшим рвением отстаивали правильность и превосходство советской системы, утратило былые позиции на мировой сцене.

Несмотря на это, поколению, рожденному и воспитанному в духе советской школы, заставшему события Холодной войны, чрезвычайно сложно осознать и принять суровые реалии современного положения нашей страны в мире.

Именно этот пласт нашего общества, впитавший основные приемы и методы ведения внешней политики формирует все ветви государственной власти в нашей стране, а соответственно и внешнюю политику государства.

В связи с этим, требуется некий, с точки зрения гегелевской диалектики синтез — новое мышление, отвечающее вызовам времени, модернизация мировоззрения российских граждан.

Кроме того, новая система международных отношений, начавшая формироваться на рубеже ХХ-ХХ1 веков, стремится к многополярности мира, а не средоточию всех важных вопросов вокруг определенного полюса силы, хотя такое стремление имеет место со стороны определенных государств.

В этой связи, думается, что чрезвычайно важно сформировать у российских граждан осознание реальной картины мира, роли России в формировании мирового порядка. Думается, что это позволит населению нашего государства не питать пустых иллюзий и не строить теорий об исключительности Российского государства, не хвалиться попусту, не пытаться создавать противовес другим государствам, изолироваться от них или демонстративно стоять на своём, зачастую в ущерб интересам своих же граждан, ради мнимого престижа на международной арене, а развивать его в соответствии с существующей реальностью. К сожалению, в настоящее время можно видеть совершенно противоположную картину: федеральные СМИ открыто внушают гражданам чувства настороженности, опасности и даже неприязни к странам Запада, рассматривая все мировые проблемы через собственную призму антагонизма. Более того, критике подвергается не политика отдельных государств в лице их органов и должностных лиц, а нация как таковая, что является неприемлемым.

Современная система международных отношений, стремящаяся к принятию решений на основе многосторонних договоров и принципов компромисса, должна учитывать исторический опыт XX века, приведший к Холодной войне и поставивший страны на порог новой мировой войны.

Исторический опыт требует, как от государства, через его органы и СМИ, так и от НКО, осуществляющих просветительские функции формирования правосознания, правовой культуры у граждан в духе современного мира, неумолимо вступающего в эпоху глобализации. Необходимо создать условия для неконфронтационного взаимодействия государств, а это требует создания такой информационной атмосферы в обществе, которая позволит гражданам осознать, что Российская федерация, как и ведущие страны Запада, является неотъемлемой частью международного сообщества в новом многополярном мире, а не реинкарнацией Советского союза, впитавшей конфронтационный принцип ведения международной политики и претендующей на исключительную в мире роль.

Использованные источники:

1. Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. М., 1989.

2. Пресняков А. Е. Николай I. Апогей самодержавия // Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.

3. Новая философская энциклопедия. 2-е изд. М., 2010. Т. 1—4.

4. Лифшиц М. А. Нравственное значение Октябрьской революции // Собр. соч. в трёх томах. М., 1988. Т. 3. С. 230.

5. Шершнев И. Л. Формирование нового мирового порядка в эпоху глобализации // Вестник МГЛУ. 2012. №2 (635). С.139-149.

6. Губанов Н. И. Советский патриотизм - великая сила в борьбе за коммунизм. М., 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.