Научная статья на тему 'Исторический очерк о тиндалах'

Исторический очерк о тиндалах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
544
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРЦЫ / ДАГЕСТАН / ТИНДИ / ТИССИ / ТИССИАХИТЛИ / АЩА / АКНАДА / АНГИДА / ЧАМАЛАЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов Идрис Омарович

Статья посвящена историческому очерку одного из коренных народов центрального Дагестана. Одним из направлений статьи И.М. Магомедова стала хозяйственная деятельности Тиндал. Не без внимания автора осталось социальная стратификация, борьба Тиндал с иноземными захватчиками, размер налогового бремени зависимого населения народа. Особым пунктом статьи стала историческая составляющая происхождения и развития селения Тиндал. В статье особо говорится о торгово-экономических, политических и культурных взаимоотношениях общества Тиндал с соседними обществами и государственными объединениями народов Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический очерк о тиндалах»

УДК 94

Магомедов Идрис Омарович

аспирант. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected]

Исторический очерк о ТИНДАЛАХ

Idris O. Magomedov

Graduate student.

Dagestan State Pedagogical University Milena [email protected]

Historical essay

ON TINDALL

Аннотация. Статья посвящена историческому очерку одного из коренных народов центрального Дагестана. Одним из направлений статьи И.М. Магомедова стала хозяйственная деятельности Тиндал. Не без внимания автора осталось социальная стратификация, борьба Тиндал с иноземными захватчиками, размер налогового бремени зависимого населения народа. Особым пунктом статьи стала историческая составляющая происхождения и развития селения Тиндал. В статье особо говорится о торгово-экономических, политических и культурных взаимоотношениях общества Тиндал с соседними обществами и государственными объединениями народов Дагестана.

Ключевые слова: аварцы, Дагестан, Тинди, Тисси, Тиссиахитли, Аща, Акнада, Ангида, чамалалы.

Annotation. The article is devoted to the historical essay on one of the indigenous peoples of Central Dagestan. One of the themes of the article of I. M. Magomedov is economic activity of Tyndall. The author pays attention to social stratification, the struggle Tyndall with foreign invaders, the size of the tax burden of the dependent population. A particular point of the article is a historic component of the origin and development of the village Tyndall. The article stresses on trade, economic, political and cultural relationships of Tyndall society with neighboring ones and state unions of Dagestan peoples.

Keywords: avars, Dagestan, Tindi, Tissi, Tissiakhitli, Ashcha, Aknada, Angida, Chamalaly

BXVIII веке в Дагестане существовало несколько десятков вольных союзов сельских обществ. Вольными обществами назывались союзы общин, расположенные близко друг от друга и объединенные общими интересами. Они были известны в Дагестане под различными местными названиями. Аварцы их называли «бо», что значит буквально «войско», но понимали как территориально-административную единицу.

«Селения, расположенные юга-западнее Богулала, составляли особое общество Тинди, или Тиндал. Сами себя жители общества называли «идари».

В Тиндинскую сельскую общину входили селение Тинди, Тисси, Тиссиахитли, Аща, Акнада, Ангида [2, С. 88].

Территория общества Тиндал граничит с землями: с юга - с землями хваршинцев, с севера -с землями хуштадинцев и Ахвахским районом, с востока - с землями Шамильского и Тляратин-ского районов, с запада - с землями чамалин-цев.

Селение Тинди расположено у подножия горы Адалло-Ш^гэль-мэр (Кабала беса по-тиндински), покрытой вечными ледниками на правом берегу реки Кила. О происхождении названия горы Адал-ло-Ш^гэль-мэр имеются следующие сведения. От аварского «Падамал щолареб мег1ер» произошло название этой горы.

История образования селения Тинди своими корнями уходит в глубокую древность. Сохранившиеся в народе предания и архивные источники говорят о том, что средневековое поселение на горе первоначально было недалеко от села Тисси «Щугъру гьанхъа» и «Антищебала» в трех километрах от современного Тинди. Там обнаружены остатки разрушенного поселения. В 150 метрах от поселения «Антищебала» есть местность под названием «Тенлъа гьобибихъа», что означает «^адбище тенлинцев». По преданию старожилов, хунзахцы напали на поселение «Щугъру гьанхъа», разрушили до основания и захватили поселения, а жителей обложили данью. После этого, жители поселения «Щугъру гьанхъа» и «Антищебала» поселились на горе, именуемой тиндинцами «Гъоблъи щебала» и образовали новое поселение. Когда именно было основано это поселение, не установлено. Однако по преданиям старожилов и по археологи-ч ес ким раскопкам, поселение было издавна обжито человеком. Об этом говорят остатки разрушенного поселения на горе «Гъоблъи щебала» и многочисленные захоронения, найденнве во время строительства нового квартала села.

Селение Тинди было разделено на несколько кварталов. Каждый тухум жил в отдельных кварталах, только «лаги» - рабы жили компактно, те. в кварталах «Гьаччаий» и в кварталах «Гьинди». Так, в кварталах - Ахагьанла, Гьикьикортила, Бац1абакьахъа, Дванлъи, Ганулъенхъа - жили коренные, жители «Гьаччаий». В кварталах -

317

Ахакортила Дванлъи, Исила - жили приезжие из других мест, т.е. «Гьинди». Так же были разделены между тухумами села или хутора, окружавшие селение Тинди.

Хозяйственные успехи дагестанцев, значительные сдвиги в области земледелия, скотоводства, ремесла и торговли, не могли не повлечь за собой усиления имущественной и, следовательно, социальной дифференциации. Рост имущественного и социального неравенства и жажда новой наживы ещё более стимулировали феодальных правителей к совершению набегов, к организации грабежей соседних селений. Вот почему аулы строились на вершинах гор, на труднодоступных скалах, на крутых берегах рек с целью создания естественных преград.

Интересны в этом отношении сведения о ежегодных податях шамхалу, аварскому хану, вносимых селениями. «По данным «Тарихи Дагестана», относящемуся к XIV в., шамхал казику-мухский собирал подать с большого числа населенных пунктов и обществ: Караха, Чамалала, Тиндалала и т.д.» [2, с. 89].

«Народы Хиндалал за каждые 4 года должны были платить по 1 овце с дома, народы Чамалал -500 голов овец, Тиндал - 20 быков» [3, с. 158].

Не все сельские общества в Аварии имели одинаковые количества общинных земель. Поэтому между многими сельскими общинами сложились отношения господства и подчинения. Богатые и мощные сельские общины выступали в качестве коллективных феодалов по отношению к слабым общинам, которые находились в зависимости от первых, несли подати за разрешение пасти скот на летних пастбищах. Таким образом, сельская община выступала как собственник части земли и на этом основании имела некоторые права по отношению к своим членам.

Особый интерес вызывает «Соглашение тин-динцев, калальцев, ункратлинцев, ушельцев» начала XVIII века, где говорится о договоре между ними: «местность Саситли будет принадлежать войску тиндинцев, если пересечется потомство, наследство султанов из с. Кеди и с.Саситли; местность же Кеди, Сильди и Гакко будет принадлежать калальцам, ушельцам, ункратлинцам, также, если они - султаны пересекутся. По этому соглашению ункратлинцы выделили тиндинцам не местность Саситли, а территорию «Эчеда-майдан», где они построили село Эчеда, население которого платило подати» [1, с. 11].

Следовательно, отсюда можно делать вывод, что селение Эчеда возникло из выходцев села Тинди. По сведениям старожилов, в Эчеда отправляли всех тех правонарушителей, т.е. нарушавших обычаи, традиции и адаты предков и обязательно заставляли платить подати. «Так жители с. Эчеда платили обществу Тинди по 2 (два) барана с дома, а другие, окружавшие общества Тинди селения, отбывали дорожную повинность» [3, с. 156].

Нашествия войск Надир-шаха в Аварию в 1741 г. всколыхнуло массы горцев. Перед лицом опасности разрозненные силы горцев начали объединяться. Из различных обществ Аварии и других частей Дагестана в Андалал прибывали вооруженные горцы, полные решимости во что бы то ни стало отстоять свободу и независимость Родины.

К середине XIX века Тинди было довольно крупным населённым пунктом в Андийском округе. По данным Мочульского «в 1844 г в селении Тинди было 400 дворов» [4, Фонд 21, опись 5, дело № 1171].

Более точную картину народонаселения Дагестана дают материалы посемейной переписи 1886 года. Согласно этим данным, тиндинцы составляли 774 дома, 410 семей, пашни 8434 на пудов семян, покосы 1797 вьюков, баранов 1295 голов, виноградников 548, волов 639 голов, коров 716 голов, телят 319 голов, ишаков 209 голов, лошадей 42 голов, мельниц 17: из них 1618 мужчин и 1644 женщин, всего 3262 чел, % ко всему населению Дагестана 0,55 %» [4, фонд 21, опись 5, дело № 1171].

В начале XIX века в Дагестане начало распространяться народно-освободительное движение горцев под руководством Гази-Магомеда, Гамзат-бека, после них - Шамиля. Движение горцев нашло широкий отклик среди Тиндинского общества.

Одним из защитников Ахульго в 1939 году был тиндинец Бусаилав. Он погиб, защищая Ахульго. Одним из наибств было и Тиндинское общество, которое возглавил наиб тиндинцев Хаджи-Муххамед. В 1853 г во главе 15 тысячной армии Шамиль направился на юг. Он остановился в ауле Тинда. Шамиль никому не объявил цели похода. Через три дня войска двинулись к селению Хуштада, а потом в селение Тинди, потом в Цунта. Шамиль с войсками прибыл к башне, что на горе по дороге в Грузию. С этой возвышенности Шамиль послал сына своего Кази-Мухамеда с 7-ю тысячами на плоскость Грузии, а Даниель-Султана с 5-ю тысячами послал в Шильды. Сам же остальными войсками расположился у башни. При восходе солнца Даниель-Султан с пехотой вошёл в Шельды.

Здесь произошло сражение, в котором был убит Наиб Цунтала Тиндинский Хаджи-Мухамед и другие - около 40 человек, и 60 ранено».

С покорением Дагестана было учреждено местное управление, основой которого являлась система наибства, во многом заимствованная у имамата Шамиля. «Начало новому административному устройству Дагестана положил специальный проект «Положения об управлении Дагестанской областью и Закаталинским округом», учрежденного главнокомандующим Кавказской армией 5 апреля

1860 года. Согласно этому Положению была создана Дагестанская область. Она делилась на 4 военных отдела: Северный Дагестан, Южный Дагестан, Средний Дагестан и Верхний Дагестан. В

1861 году приказом по Кавказской армии был учрежден Андийский округ.

318

В состав округа входило и общество Тиндал. Начальниками общества были назначены первые наибы: «в общество Тиндал, не имеющим чина Курамагомед-Торалошвили».

В 1877 году в обстановке все более и более обострившихся социальных и национальных отношений вспыхнуло восстание в Чечне, которое вскоре перекинулось на Дагестан. Хотя нам не известны имена активных участников восстания 1877 года, тиндинцы приняли в ней активное участие. Об этом свидетельствуют материалы архива.

После подавления восстания царская администрация учинила жестокую, беспощадную расправу над повстанцами. Согласно приговору специально учрежденного военно-полевого суда в Гунибе и Дербенте были казнены через повешение руководители восстания во главе с имамом Магомед-Гаджи. Огромное число активных

Литература:

1. Бацадинский М. История селения Саситли, Махачкала, 1944, Изд. Типография Дагестанского научного центра РАН.

2. История Дагестана в 4-х томах. Изд. Наука М. : 1967.

3. Хашаев ХМ. Общественный строй Дагестана в XIX в. Изд. АН СССР, М., 1961.

4. Центральный государственный архив РД.

участников восстания вместе с семьями было арестовано, 4875 человек было выслано во внутренние губернии России на каторжные работы и постоянное жительство.

Говоря о современном состояния тиндинцев, следует отметить, что, начиная с 1860-х годов, тиндинцы начали переселяться на равнину, в разные города и села Дагестана. Особенно много тиндинцев в Махачкале, более 600 хозяйств в Кизилюрте, в Кизляре, в Хасавюрте и в селах Чонтауле, Аксае, Пятилетке, Шаве и многих других местах.

За годы советской власти резко изменились культура и быт современных тиндинцев. Они стали образованными, культурными, более раскрепощенными, чем свои предки. Одеваются по-европейски, но традиции, обычаи и религию предков не забывают.

Literature:

1. Batsadinskii M. History of the settlement of Sas-itli, Makhachkala, 1944. Dagestan scientific center of Russian Academy of Sciences.

2. History of Dagestan in 4 vols. M. : Science, 1967.

3. Hashaev Kh.M. Social order of Dagestan in the XIX century. Academy of Sciences of the USSR. M., 1961.

4. RD Central State Archive.

319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.