Научная статья на тему 'Исторический обзор законодательства Европейского Союза о косвенной дискриминации по признаку пола в отношении женщин в трудовой деятельности'

Исторический обзор законодательства Европейского Союза о косвенной дискриминации по признаку пола в отношении женщин в трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
353
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
косвенная дискриминация / Европейский союз / антидискриминационное законодательство / indirect discrimination / European Union / anti-discrimination legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клепикова Ольга Геннадьевна

равные права на труд мужчин и женщин признаются в качестве основных прав человека многими международными конвенциями, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Кроме того, Конституции многих стран признают равные права на труд в качестве основных конституционных прав. Однако женщины во всем мире по-прежнему сталкиваются с многочисленными видами дискриминации по признаку пола, включая прямую дискриминацию по признаку пола и косвенную дискриминацию по признаку пола, особенно в сфере трудовой деятельности. Косвенная дискриминация по признаку пола в отношении женщин в сфере трудовой деятельности подрывает их равные права на труд, что так же опасно, как и прямая дискриминация по признаку пола, и должна быть запрещена законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL REVIEW OF EUROPEAN UNION LEGISLATION ON INDIRECT DISCRIMINATION BASED ON SEX AGAINST WOMEN IN EMPLOYMENT

the equal rights to work of men and women are recognized as fundamental human rights by many international conventions, including the United Nations Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women and the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. In addition, the constitutions of many countries recognize equal rights to work as fundamental constitutional rights. However, women around the world continue to experience many forms of discrimination based on sex, including direct discrimination based on sex and indirect discrimination based on sex, especially in the workplace. Indirect gender discrimination against women in the field of work undermines their equal rights to work, which is just as dangerous as direct discrimination on the basis of sex and should be prohibited by law.

Текст научной работы на тему «Исторический обзор законодательства Европейского Союза о косвенной дискриминации по признаку пола в отношении женщин в трудовой деятельности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА О КОСВЕННОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клепикова О.Г. Email: Klepikova682@scientifictext.ru

Клепикова Ольга Геннадьевна - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра конституционного и муниципального права, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань

Аннотация: равные права на труд мужчин и женщин признаются в качестве основных прав человека многими международными конвенциями, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Кроме того, Конституции многих стран признают равные права на труд в качестве основных конституционных прав. Однако женщины во всем мире по-прежнему сталкиваются с многочисленными видами дискриминации по признаку пола, включая прямую дискриминацию по признаку пола и косвенную дискриминацию по признаку пола, особенно в сфере трудовой деятельности. Косвенная дискриминация по признаку пола в отношении женщин в сфере трудовой деятельности подрывает их равные права на труд, что так же опасно, как и прямая дискриминация по признаку пола, и должна быть запрещена законом. Ключевые слова: косвенная дискриминация, Европейский союз, антидискриминационное законодательство.

HISTORICAL REVIEW OF EUROPEAN UNION LEGISLATION ON INDIRECT DISCRIMINATION BASED ON SEX AGAINST WOMEN

IN EMPLOYMENT Klepikova O.G.

Klepikova Olga Gennadievna - PhD in Law, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LAW, RYAZAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER S.A. YESENIN, RYAZAN

Abstract: the equal rights to work of men and women are recognized as fundamental human rights by many international conventions, including the United Nations Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women and the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. In addition, the constitutions of many countries recognize equal rights to work as fundamental constitutional rights. However, women around the world continue to experience many forms of discrimination based on sex, including direct discrimination based on sex and indirect discrimination based on sex, especially in the workplace. Indirect gender discrimination against women in the field of work undermines their equal rights to work, which is just as dangerous as direct discrimination on the basis of sex and should be prohibited by law. Keywords: indirect discrimination, European Union, anti-discrimination legislation.

УДК 341.1/8

Не существует единых определений дискриминации, косвенной дискриминации или дискриминации по признаку пола, которые могли бы надлежащим образом применяться ко всем правовым контекстам как в академическом, так и в

недискриминационном праве Европейского Союза. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин содержится довольно полное определение понятия «дискриминация в отношении женщин» (далее -дискриминация), то есть дискриминация означает «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое имеет своим следствием или целью умаление или сведение на нет признания, пользования или осуществления женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равенства мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области» [2].

Соответственно, прямая дискриминация по признаку пола в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение, проводимые открыто на основе пола или характеристик, неотчуждаемых от пола, таких, как материнство и беременность, которые имеют целью умалить или свести на нет признание, наслаждение или осуществление женщинами своих прав. Европейский суд последовательно признает законность, с точки зрения принципа равного обращения, защиты биологического состояния женщины во время и после беременности [3]. Более того, он последовательно постановил, что любое неблагоприятное обращение с женщинами, связанное с беременностью или материнством, представляет собой прямую дискриминацию по признаку пола.

К примеру, рекрутинг работников: прямая дискриминация по признаку пола в отношении женщин существует там, где кандидаты - как мужчины, так и женщины -квалифицированы на ту или иную должность, но работодатель открыто заявляет в своем объявлении о приеме на работу, что женщины не нужны. Косвенная дискриминация по признаку пола в отношении женщин означает любое скрытое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое приводит к ослаблению или аннулированию признания или осуществления женщинами своих прав. Например, косвенная дискриминация по признаку пола существует в тех случаях, когда работодатель открыто не говорит, что женщины исключены, но на самом деле ни одна женщина или непропорционально меньшее число женщин не работают, и работодатель не может оправдать этот результат другими причинами, кроме пола. Хотя косвенная дискриминация по признаку пола в отношении женщин существует во многих направлениях, в настоящей статье основное внимание уделяется только косвенной дискриминации по признаку пола в отношении женщин в трудовой деятельности, которая может быть определена как дискриминация по признаку пола при найме на работу, профессиональной подготовке, оплате труда, продвижении по службе, профессиональном страховании, отпуске или профессиональной пенсии и т.д.

Понятия равенства и дискриминации не были созданы ЕС, а возникли во внутреннем праве и международном праве. До создания европейского сообщества в международном праве и внутреннем праве некоторых стран существовали теории и практика борьбы с косвенной дискриминацией. Термин «косвенная дискриминация» впервые появился в международном публичном праве, а позднее он был отражен в американском праве, в частности в деле Григгс против компании «Дюк Пауэр» (США) [4], которое было принято в 1971 году и оказало большое влияние на формирование концепции косвенной дискриминации в законах ЕС. В Европе эта концепция впервые была введена во внутреннее законодательство Великобритании и Ирландии, в то время как другие государства-члены ЕС заимствовали концепцию косвенной дискриминации из законодательства ЕС.

Три основополагающих дела конца 1960-х и начала 1970-х годов ввели понятие косвенной дискриминации в закон ЕС, а именно и$ю1а (о свободном передвижении работников) [5], Stogiu (о дискриминации по признаку гражданства) [6] и ВеПот (о равенстве полов в законе о персонале)[7]. Первое прямое упоминание судом косвенной дискриминации имело место в деле Гейлтинга, которое было рассмотрено

в 1957 году. Но этот термин, как он был использован в данном случае, отличается от современного понимания косвенной дискриминации [8]. В самом начале не существовало четкой правовой концепции косвенной дискриминации в статутном праве или законодательстве Европейского Союза. Однако позднее термин «косвенная дискриминация» появился в директиве 97/80/ЕС 24 (директива о бремени доказывания), директиве 2000/78/ЕС25 (общая Рамочная директива) и директиве 2002/73/ЕС26 (пересмотренная вторая директива о равном обращении). В директиве о бремени доказывания и пересмотренная вторая директива о равном обращении содержат правовые концепции «прямой дискриминации по признаку пола» и «косвенной дискриминации по признаку пола».

Закон ЕС о непрямой дискриминации по признаку пола был принят на фоне политической и экономической интеграции Европы после Второй мировой войны. Интеграция оказала большое влияние на правовую систему ЕС, то есть произошло слияние системы общего права и системы гражданского права, а источниками антидискриминационного законодательства ЕС являются как законодательные акты, так и дела Суда Европейского Союза. Возможными причинами слияния правовых систем являются три наиболее влиятельные страны Европейского Союза, а именно Великобритания, Франция и Германия, и у них разные правовые системы. В то время как Великобритания имеет правовую систему общего права, Франция и Германия являются типичными странами гражданского права. Их интересы должны быть отражены в правовой системе Европейского Союза.

Как уже упоминалось, Григгс оказал большое влияние на принятие закона о косвенной дискриминации в Великобритании и Ирландии. Первое юридическое понятие косвенной дискриминации появилось в британском Законе о дискриминации по признаку пола 1975 года. До этого в британском законодательстве существовал только запрет на прямую дискриминацию по признаку пола. Именно дело Григгса привело к включению концепции косвенной дискриминации по признаку пола в Закон о дискриминации по признаку пола 1975 года, который стал первым юридическим документом, включающим концепцию косвенной дискриминации по признаку пола в Европе. Помимо Закона о дискриминации по признаку пола Великобритании, еще одним ранним документом, запрещающим косвенную дискриминацию по признаку пола, стал ирландский закон о равенстве в сфере занятости 1977 года.

Закон о непрямой дискриминации по признаку пола Европейского Союза был принят на фоне феминистской юриспруденции, которая была хорошо развита после Второй Мировой Войны и в некоторой степени явилась результатом усилий феминистских ученых. Многие ученые-феминистки обратились к властям с просьбой добавить в закон женскую точку зрения. Феминизм считает, что гендерное угнетение существует не только в капиталистическом обществе и в капиталистическом классе, но и во всех видах общества и во всех социальных классах. В обществе, где политические права, ресурсы и блага, а также социальные ценности распределяются неравномерно в пользу мужчин, власть по существу патриархальна. Соответственно, закон относится к женщинам так же, как мужчины относятся к женщинам. Как неотъемлемая часть общества, в котором доминируют мужчины, закон оправдывает патриархат и делает его постоянно законным. Хотя закон ЕС о непрямой дискриминации по признаку пола служит инструментом экономического и социального развития сообщества ЕС, в определенной степени он отражает женскую перспективу в законодательстве в соответствии с физическими и социальными особенностями женщин, а также последовательными неблагоприятными условиями, налагаемыми на женщин в силу исторических, культурных и других факторов.

Список литературы /References

1. Тоблер Криста. Косвенная дискриминация: тематическое исследование развития правовой концепции косвенной дискриминации в соответствии с законодательством ЕС (серия Social Europe). Intersentia, 2005. С. 311.

2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml/ (дата обращения: 18.02.2020).

3. Директива. Directive 2002/73/EC, OJ 2002 L 269/15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32002L0073/ (дата обращения: 18.02.2020).

4. Дело Григгс против компании «Дюк Пауэр», 401 U.S. 424 (1971). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.qwe.wiki/wiki/Griggs_v._Duke_Power_Co/ (дата обращения: 18.02.2020).

5. Дело 15/69, Вюртемберг Переработка молока-Südmilch AG V. Salvatore Ugliola [1969] ECR 363. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sip.lex.pl/orzeczenia-i-pisma-urzedowe/orzeczenia-sadow/15-69-wurttembergische-milchverwertung-sudmilch-ag-v-520233087/ (дата обращения: 18.02.2020).

6. Дело 152/73, Джованни Мария Sotgiu в. Deutsche bundespost [1974] ECR 153. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A61973CJ0152/ (дата обращения: 18.02.2020).

7. Дело 20/71, Luisa Sabbatini, née Bertoni v. European Parliament [1972] ECR 345. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A61977CJ0149/ (дата обращения: 18.02.2020).

8. Дело 2/56, Geitling Ruhrkohlen-Verkaufsgesellschaft mbH and Others v. High Authority [1957/1958] ECR 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sip.lex.pl/orzeczenia-i-pisma-urzedowe/orzeczenia-sadow/36-59-prasident-ruhrkolen-verkaufsgesellschaft-mbh-520233804/ (дата обращения: 18.02.2020).

9. Закон о дискриминации по признаку пола 1975. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1975/65/pdfs/ukpga_19750065_en.pdf/ (дата обращения: 18.02.2020).

10. Лю Чжу. Закон Европейского союза о косвенной дискриминации по признаку пола // Границы права. № 2, 2016. С. 770-778.

11. Гулина О.Р. Право на равенство и защита от дискриминации: опыт Европейского союза и Совета Европы // Государство и право. № 2, 211. С. 23-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.