© 2023. Берман Е. А.
Исторический некрополь сектантов-субботников
(С« МНИ
ЕС
с
о р
п
с
а р
к
оригинальная статья
Исторический некрополь сектантов-субботников иудейского вероисповедания г. Зима Иркутской области
Берман Елена Александровна
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, Иркутск
https://orcid.org/0000-0002-3374-161X
Поступила в редакцию 17.02.2023. Принята после рецензирования 11.04.2023. Принята в печать 17.04.2023.
Аннотация: Исследование посвящено сохранившемуся некрополю ссыльных сектантов-субботников иудейского вероисповедания на территории г. Зима Иркутской области и представляет собой один из этапов изучения сохранившихся и утраченных иудейских некрополей, расположенных в Иркутской области. Данный некрополь был основан в начале 1830-х гг. в с. Зима Балаганского уезда Иркутской губернии и является действующим и в настоящее время. Поскольку сектанты жили в тесном бытовом и религиозном контакте с этническими евреями-ссыльнопоселенцами, некрополь долгое время был смешанным и в нем сохранились не только субботнические, но и еврейские захоронения. Целью работы стала каталогизация сохранившихся на территории некрополя аутентичных надгробий 1865-1947 гг. для определения степени влияния иудаизма на религиозную жизнь сектантов. Дана общая характеристика сект субботников, возникших в среде русских крестьян на рубеже XVШ-XIX вв., приведены причины их появления на территории Иркутской губернии. Рассмотрены религиозные обряды погребения и траура в иудаизме, заимствованные сектантами у этнических евреев, а также организация некрополя в контексте традиционного иудейского кладбища. По итогам полевых исследований 2017 и 2019 г. проанализирован материал, формы надгробий и эпитафий, проведена каталогизация сохранившихся надгробий, переведены тексты эпитафий с иврита на русский язык. На основании информации из эпитафий составлен список захороненных на кладбище в этот период. Выявлены и описаны захоронения на территории некрополя этнических евреев, проживавших в Зиме в XIX - начале XX в.
Ключевые слова: сектанты-субботники, геры, традиционное еврейское кладбище, погребение в иудаизме, эпитафии, надгробия, город Зима
Цитирование: Берман Е. А. Исторический некрополь сектантов-субботников иудейского вероисповедания г. Зима Иркутской области. СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 3. С. 343-356. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-343-356
>-
ЕС
С С
-с
с =
-с
full article
Historical Necropolis of Jewish Subbotniks in the Town of Zima, Irkutsk Region
Elena A. Berman
Irkutsk National Research Technical University, Russia, Irkutsk
https://orcid.org/0000-0002-3374-161X
Received 17 Feb 2023. Accepted after peer review 11 Apr 2023. Accepted for publication 17 Apr 2023.
Abstract: The Subbotniks, or gers, were Russian Sabbatarians. The article describes a necropolis of exiled Jewish Subbotniks founded in the village of Zima, Irkutsk Province, in the early 1830s. The Subbotniks shared the necropolis with the Jews since both exile communities maintained close routine and religious contacts. The research objective was to catalog the authentic tombstones of 1865-1947 and determine the influence of Judaism on the religious life the Subbotniks. The article gives a general description of the Sabbatarian sects that appeared among Russian peasants at the turn of the XVIII-XIX centuries and explains how they ended up in the Irkutsk Province. The author studied the Jewish burial and mourning practices adopted by the Subbotniks and compared the Zima necropolis with traditional Jewish cemeteries. The descriptions of tombstones and epitaphs were collected during the expeditions of 2017 and 2019. The surviving tombstones were cataloged, and the epitaphs were translated from Hebrew into Russian to compile a list
S
GO
И
О
н
0
чз S S С S
DI
s
S
1 Я
Н
А £ А Л Я X Я
В
м ^
А
lb
cript
Historical Necropolis of Jewish Subbotniks
of those buried in the cemetery during the period in question. The research also included the tombstones that belonged to the Jews who lived in Zima in the XIX - early XX centuries.
Keywords: Subbotnik sectarians, gers, traditional Jewish cemetery, burial in Judaism, epitaphs, tombstones, town of Zima
Citation: Berman E. A. Historical Necropolis of Jewish Subbotniks in the Town of Zima, Irkutsk Region. SibScript, 2023, 25(3): 343-356. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-343-356
К
D ^
z; к и
X X
к
<
к
X X к
I ^
z;
к
к к
Введение
Любой исторический некрополь несет в себе целый ряд важной социокультурной, этнографической, демографической и генеалогической информации, которую зачастую нельзя получить из других источников [Красильникова 2011: 89]. В некоторых случаях сохранившийся некрополь может являться чуть ли не единственным свидетельством существования и функционирования какого-либо сообщества или социальной группы [Буланова, Казарин 2019: 109]. Поскольку с каждым годом тема некрополистики и эпиграфики занимает все более значительное место в исторической науке, интерес у исследователей вызывают не только крупные, в первую очередь православные некрополи [Шилов 2012: 29], но и небольшие кладбища - исторические памятники той или иной локальной культуры или религии [Кобак, Пирютко 2011: 12]. Одним из таких кладбищ является иудейский некрополь в г. Зима Иркутской области. Его главное отличие от любого другого иудейского кладбища заключается в том, что более чем в 90 % случаев на нем захоронены не этнические евреи, а сектанты-субботники иудейского вероисповедания.
В последней четверти XVIII в. среди русских крепостных крестьян центральных районов России получили распространение различные сектантские течения внутри христианства. Особое место среди них занимали секты иудействующих, или субботников. В литературе можно встретить еще одно название - геры, которое происходит из иврита от слова гиюр, обозначавшего обряд обращения нееврея в иудаизм (в свою очередь, однокорен-ными словами гер и гиёрет соответственно мужского и женского рода называли людей, которые не являлись этническими евреями, но прошли иудейский обряд гиюр). Подобные секты отрицали Новый Завет, явно отходя от христианства в сторону иудаизма. Официально считалось, что толчком для отказа от православия стало самостоятельное чтение Ветхого Завета на церковнославянском языке и выполнение некоторых ветхозаветных
заповедей, аналогичных иудаизму [Хижая 2014: 150]. Тем не менее возникает вопрос, в настоящее время остающийся открытым: откуда у русских крепостных крестьян, проживающих в центральных районах России за чертой постоянной еврейской оседлости, не умеющих читать и не имеющих контактов с представителями иудейского вероисповедания, возник подобный интерес.
В начале XIX в. против сект субботников начались официальные гонения. Уличенных в соблюдении еврейских обычаев крестьян после суда забирали в армию или отправляли в ссылку на Кавказ и в Сибирь. С 1825 г. важнейшим нормативным документом, являвшимся основанием для ссылки, стал Указ Синода «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников»1, а также некоторые другие законодательные меры по противодействию различным сектантам2. Все исполнительные меры относительно ссыльных сектантов возлагались на гражданское губернское начальство. В Сибири субботников расселяли в Иркутской, Тобольской, Томской, Енисейской, Амурской губерниях и в Якутской области [Варадинов 1863: 8].
Серьезное изучение секты субботников, как и всего русского сектантства, началось в середине XIX в. Анализом феномена сектантства занимались церковные авторы, чиновники Министерства внутренних дел, а также некоторые светские исследователи того времени, в том числе еврейские [Хижая 2018: 155]. Интерес к данной проблеме вновь возник в последние двадцать лет. Российскими и зарубежными исследователями был совершен ряд экспедиций в места традиционного проживания субботников и их потомков. Среди современных исследований в первую очередь необходимо упомянуть работы [Дымшиц 1999; Жукова, Киреева 2009; Заруцкий 2021; Каспина, Мороз 2009; Хижая 2020].
В некоторых работах, например в исследовании Л. Г. Жуковой и Н. М. Киреевой, отдельно поднимался вопрос об организации субботниками собственных
1 О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников: Синодский указ от 29 июля 1825 г. № 30.436.а по Высочайше утвержденному положению Комитета Министров. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г., под ред. М. М. Сперанского. Собрание первое. 1649-1825 гг. Т. XL. 1825 г. СПб.: Тип. П-го Отд. Собств. Е. И. В. Канц., 1830. С. 397-408.
2 О дополнительном постановлении касательно мер к отвращению распространения секты субботников: Высочайше утвержденный доклад Синода от 15 сентября 1825 г. № 30.483. Там же. С. 465-467.
Исторический некрополь сектантов-субботников
(ЕШРМНИ
кладбищ и соблюдении погребальных обрядов иудаизма [Жукова, Киреева 2008: 280]. Тем не менее религиозная жизнь сибирских субботников в контексте обрядов, связанных со смертью, погребением и трауром, по-прежнему малоизучена, а характеристика зиминского некрополя дается впервые.
Изучение данного вопроса невозможно без понимания того, как традиционно организовывались еврейские кладбища на разных территориях Российской империи [Носоновский, Фишель 2020: 173] и как это происходило в Иркутске [Дулов 1993]. Среди исследований иркутских авторов на себя обращают внимание работы [Гаращенко 2016: 4; Попова 2014: 99].
Цель исследования связана с анализом погребальных обрядов, религиозных традиций, использовавшихся при организации кладбища и соблюдении траура, которые были заимствованы сектантами, проживающими в с. Зима Балаганского уезда Иркутской губернии в XIX в., у этнических евреев, а также с каталогизацией исторической части кладбища по полевым материалам автора. Хронологические рамки исследования -1865-1947 гг. Они определены от самого раннего, сохранившегося на кладбище надгробия, и до середины XX в.
Методы и материалы
Основу источниковой базы исследования составили нормативно-правовые акты, документы Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Иркутской области (ГАИО) и публикации исследователей дореволюционного периода.
Первая группа источников представляет собой нормативно-правовые акты по противодействию сектантам-субботникам первой половины XIX в.: указы Синода «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» от 29 июля 1825 г. № 30.436.а3, «Об увещевании отставших от веры и отсылке их в Гражданский Суд в случае нераскаяния» от 19 февраля 1773 г. № 13948а4, а также Высочайше утвержденный доклад Синода
«О дополнительном постановлении касательно мер к отвращению распространения секты субботников» от 15 сентября 1825 г. № 30.4835, Именной высочайший указ, данный Сенату, «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. № 261256.
Вторая группа состоит из делопроизводственных источников, которые представлены документами РГИА из фондов канцелярии Святейшего Синода7, фонда канцелярии обер-прокурора Синода8 и ГАИО из фондов «Архивная коллекция метрических книг культовых учреждений иностранных вероисповеданий Иркутской губернии» 1878-19209. Ряд архивных документов вводится в научный оборот впервые.
К третьей группе источников относится обширный фактический материал из жизни и быта зиминских субботников, который был записан в начале XX в. и опубликован в еврейской периодике - журналах «Пережитое» и «Еврейская старина» - двумя авторами: этнографом и казенным раввином г. Иркутск Соломоном Бейлиным [Бейлин 1913] и зиминским субботником Моисеем Козьминым [Козьмин 1913; 1914; 1915]).
Полевая работа 2017 и 2021 г. по каталогизации исторической части зиминского еврейско-субботнического кладбища включала в себя фотографирование, замеры каждого надгробия и фиксацию находящихся на них эпитафий. Она была затруднена тем, что некоторые надгробия старой части кладбища окружены зарослями кустарников и деревьев. В ходе работы была произведена фотофиксация 80 сохранившихся исторических надгробий периода 1865-1947 гг., одно из которых было установлено над двойным захоронением. В ходе камеральной обработки результатов все эпитафии, написанные на иврите, были переведены на русский язык, а также составлен список захороненных на кладбище в обозначенный период.
При подготовке статьи автор следовал принципам историзма, объективности, целостности, использовал сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, просопографический методы исследования, метод периодизации, методы анализа и синтеза.
3 О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников...
4 Об увещевании отставших от веры и отсылке их в Гражданский Суд в случае нераскаяния: Синодский указ от 19 февраля 1773 г. № 13948а. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собрание первое. 1649-1825 гг. Т. XL. 1825 г. (Приложение к Т. XIX. 1772 г.). С. 6-8.
5 О дополнительном постановлении касательно мер к отвращению распространения секты субботников.
6 Об укреплении начал веротерпимости: Именной высочайший указ, данный Сенату 17 апреля 1905 г. № 26125. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г., под ред. М. М. Сперанского. Собрание третье. 1 марта 1881 - 1913 гг. Т. XXV. Отделение 1. 1905 г. СПб.: Тип. 11-го Отд. Собств. Е. И. В. Канц., 1908. С. 257-258.
7 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Канцелярия Синода. Оп. 131. Д. 1104. Л. 1-2.
8 РГИА. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Синода. Оп. 12. Д. 29910. Л. 2.
9 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 789. Архивная коллекция метрических книг культовых учреждений иностранных вероисповеданий Иркутской губернии. Оп. 1. Д. 1-103.
К
00
И
О
н
0
К К С
к
от
к
К
1
А £ А Л А
X А
В
м ^
А
lb
cript
Historical Necropolis of Jewish Subbotniks
к
D ^
2; к и
X X
к
<
к
й X к
I ^
2;
Результаты
Сектанты-субботники села Зима Балаганского уезда Иркутской губернии
Самое известное поселение сектантов-субботников в Сибири возникло в 1827 г. в с. Зима Балаганского уезда Иркутской губернии. Оно состояло из 50 русских крестьян-сектантов, сосланных за отказ от православия из Воронежской, Рязанской, Саратовской и Пензенской губерний. Невзирая на Указ Синода 1825 г.10, местные власти не запретили ссыльным-сектантам поселиться в Зиме, где уже жили на поселении ссыльные евреи. Ссыльных сектантов приписали к местному обществу крестьян, выделили им земельные наделы, за ними были сохранены все гражданские права и им не запрещалось исповедовать иудаизм.
Сектанты обучались у зиминских евреев чтению Торы и еврейским законам, копировали их обряды и праздники [Козьмин 1913: 10], запрет же о вступлении в контакты переселенцев с местными ссыльными евреями контролировался губернскими и уездными властями слабо11. В разное время евреи исполняли у сектантов функции раввина [Хижая 2013: 135], помогали совершать обряды обрезания младенцев, ритуального забоя скота и птицы и др. [Войтинский, Горнштейн 1915: 221]. В 1863 г. численность сектантов-субботников, живших в Иркутской губернии, составляла 413 человек, в 1879 г. -свыше 600 человек, а к началу XX в. их число превышало 1000 человек. Из них к началу XX в. в Зиме было зарегистрировано 145 семей сектантов-субботников с общим количеством 900 человек [Козьмин 1914: 450].
Зиминские субботники соблюдали кашрут в еде и субботу, имели собственный свиток Торы, снимали для богослужения отдельный дом и приглашали кантора из бывших николаевских солдат-евреев для чтения молитв [Берман 2019: 62]. В 1905 г., после Указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», субботники получили право на легальное признание общин и устройство молельного дома12. В 1906 г. Министерство внутренних дел удовлетворило прошение зиминских субботников и выдало им разрешение о постройке иудейского молитвенного дома в Зиме. Материальная помощь при постройке была оказана им односельчанами-православными и евреями Иркутска [Козьмин 1913: 180]. Практически все зиминские субботники в XIX в. были малограмотными [Бейлин 1913: 290], занимались земледелием и вели сельский образ жизни [Козьмин 1913: 62], однако некоторые семьи в начале XX в. переселились в Иркутск [Берман и др. 2021: 138].
По состоянию на 2004 г. в Иркутской области насчитывалось около 7000 потомков субботников, но атрибутов их принадлежности к еврейской культуре сохранилось очень мало [Берман 2021: 215]. К ним можно отнести сохранившееся уникальное иудео-субботническое кладбище, которое является прямым доказательством соблюдения сектантами законов иудаизма [Берман 2019: 65].
Характеристика зиминского некрополя сектантов-субботников как традиционного еврейского кладбища
Все метрические записи о рождениях, браках и смертях зиминских субботников велись сельским, а затем волостным правлением и до настоящего времени не сохранились. Собственное кладбище появилось у сектантов-субботников в начале 1830-х гг. Об этом, со слов старожилов, пишет зиминский субботник М. З. Козьмин: «На расстоянии одной версты от с. Зима к северо-востоку, на пригорке, находится окруженное высоким деревянным забором внушительных размеров кладбище зиминских субботников. Здесь, начиная с северного конца, похоронены наши предки, могилы которых сравнялись с землей; на них большей частью нет памятников, а на сохранившихся ничего невозможно прочесть за ветхостью. Спускаясь с пригорка к южной стороне кладбища, замечаешь уже ряд каменных плит с вырезанными еврейско-русскими надписями. Кладбище никем не охраняется, и там находят себе приют темные люди и пакостники всякого рода, что неприятно отзывается на памятниках» [Козьмин 1913: 171-172].
В 1901 г. в с. Зима побывал этнограф и казенный раввин Иркутска С. Х. Бейлин. Встретившись с местными субботниками, он в последствии отмечал: «Имена и отчества зиминских субботников - чисто библейские, фамилии же и прозвища - чисто русские. Вот их несколько для примера: Козьмин, Шишлянников, Потапов, Пьянков, Логинов, Жвачкин, Овечкин, Маслов, Ильичев, Прокофьев и т.п.» [Бейлин 1913: 296]. Поскольку субботники жили в непосредственном контакте с зимин-скими евреями, они многому учились у этнических евреев, в том числе похоронным ритуалам, оформлению надгробных памятников и написанию текста простейших эпитафий.
М. З. Козьмин упоминал в своих воспоминаниях и об отсутствии у субботников традиционного для еврейской погребальной культуры погребального братства: «У субботников и до сих пор не существует отдельного общества "Хевре кадиша" (погребальное братство);
К
к к
10 Об увещевании отставших от веры и отсылке их в Гражданский Суд в случае нераскаяния...
11 РГИА. Ф. 796. Канцелярия Синода. Оп. 131. Д. 1104. Л. 1-2.
12
Об укреплении начал веротерпимости.
Исторический некрополь сектантов-субботников
они не находят это нужным, ибо всякий, услышавший о смерти односельчанина, немедленно идет и оказывает услуги чем только может. Женщины и девицы считают заслугой что-либо сшить для покойника, и в этом отношении у них не существует отказа и отнекивания. Порядок снаряжения покойника во всем позаимствован от евреев, и никаких чуждых порядков я не замечал, а по сему я считаю лишним здесь перечислять все то, что известно каждому еврею» [Козьмин 1913: 172].
По аналогии с приверженцами иудаизма субботники исполняли семидневный траур по усопшему («сидели шиву»): «после смерти родственника в его доме собирался миньян, сидели неделю на полу, а ближайший родственник три раза в день читал кадиш» [Козьмин 1913: 172]. Также М. З. Козьмин вспоминает об одном дне памяти по усопшему в годовщину смерти: «В субботний день я был приглашен одним моим дальним родственником на "поминки" (так прежде называли "ёрцайт"). Собралось не более 10 человек, и все малограмотные: едва читают по складам русскую печать, а по-еврейски совсем не знают; только я один замещался, молящийся по-еврейски. Пред началом молитвы стали судить и рядить, как молиться. Я, конечно, предложил свои услуги, но многие были против этого, говоря: "Что мы будем стоять как статуи, будем слушать и ни слова ни понимать? Какая это молитва? По крайней мере, по-русски мы хоть не успеем все прочитать, но услышим понятные слова"» [Козьмин 1913: 16].
Современное состояние кладбища
На данный момент рассматриваемое кладбище является действующим и на нем по-прежнему хоронят потомков субботников, о чем прямо говорят фамилии, написанные на современных надгробиях. Кладбище отдельно-стоящее, располагается на возвышенности в старой части г. Зима, ориентировано с востока на запад, огорожено глухим забором, имеет размер 120 х 120 м и занимает площадь 14400 м2 (1,44 га). На территории, отделенной от основного кладбища забором, находится сторожка. Кладбище ухоженное: в порядке поддерживают не только саму территорию, но и дошедшие до наших дней исторические надгробия, большей частью утратившие в силу времени тексты эпитафий. Самое раннее надгробие, точно установленное по тексту эпитафии, датируется 1865 г.
В ходе работы была произведена фотофиксация 80 сохранившихся исторических надгробий периода 1865-1947 гг., одно из которых было установлено над двойным захоронением. Материалом для надгробий являлся камень, бетон, дерево и металл (с преобладанием камня - местного песчаника, галечника из близлежащих рек и байкальского мрамора).
Редчайшим для любого кладбища случаем являются сохранившиеся здесь деревянные стелы из лиственницы, датируемые 1912, 1923, 1926, 1947 г., а также с неустановленными датами. На момент обследования кладбища в 2019 г. деревянные стелы насчитывались в количестве 12 штук: 9 из них были полностью деревянными, 3 имели накладки из металла с текстом эпитафии. Одно каменное надгробие имело деревянное обрамление, представляющее с камнем единую композицию. Есть одно надгробие 1928 г. из металла.
По форме практически все надгробия представляют собой небольшие стелы, высота которых колеблется в диапазоне 30-60 см. Самая высокая стела имеет высоту 110 см. Имеется три невысоких однотипных обелиска из песчаника, два из которых датируются 1900 и 1918 г., время установки третьего не определено.
Изображения на надгробиях или отсутствуют полностью, или максимально просты: шестиконечные звезды Давида - 24 изображения, круг с исходящими от него шестью лучами (аналогов на еврейских кладбищах Иркутска не установлено) - 2 изображения, на женском надгробии единожды встречается изображение подсвечника для зажигания свечей в шаббат. Из других изображений выявлено одно стилизованное дерево целиком и несколько крон деревьев, вписанных в композицию эпитафии. И наконец, на стеле над захоронением старожила-субботника Захария Козьмина располагается изображение льва, держащего в своих лапах флажок с первыми буквами вводной формулы эпитафии «здесь покоится». Это надгробие для своего отца изготовил его сын Моисей Козьмин. Живя с 1900 г. в Иркутске, Моисей Козьмин периодически выполнял заказы по изготовлению надгробий [Берман 2019: 65]. На еврейском Амурском кладбище сохранилась стела работы Моисея Козьмина с аналогичным львом над захоронением Римлянда Цви (Гирша) Ицковича 1906 г.
Характеристика эпитафий
Исследуемые эпитафии на надгробиях данного кладбища являются прямым доказательством того, что сектанты-субботники жили в Зиме в тесной религиозной связи с этническими евреями. Все эпитафии составлены в строгом соответствии со структурой любой еврейской эпитафии на иврите и содержат: вступительную формулу - акроним в виде двух начальных букв, обозначающих фразу «здесь покоится»; имя погребенного (погребенной) и патроним (имя отца); дату смерти по еврейскому календарю с указанием числа, месяца и года смерти; завершающее благословение (эвлогию) в виде акронима, в переводе звучащего как «Да будет душа его завязана в узле жизни [с Авраамом, Исааком и Яковом]». При этом все числовые значения
К
00 И
О
н
0
К К С
к
от
к
К
1 х
А
£ А
Л А
X А
В
м ^
А
cnpt
Historical Necropolis of Jewish Subbotniks
к
D ^
z к и
X X
к
<
к
й X к
I ^
Z
к
к к
числа и года смерти, как это принято в еврейской традиции, прописаны в буквенном эквиваленте. Также после вступительной формулы перед мужскими именами усопшего и его отца либо отца усопшей, если это женщина, всегда следует вежливая формула обращения в виде акронима рав, исходно означавшее раввин, учитель. Стоит отметить, что в данном контексте обращения речь не идет о раввине. Прямым признаком того, что похоронен именно субботник (субботница), является то, что перед мужским именем вместо вежливого обращение рав могло быть записано гер (1 раз), а перед женским - герка (4 раза).
В 18 эпитафиях не указана фамилия усопшего, т.к. фамилии, записанные в идишской орфографии, появляются на еврейских кладбищах на рубеже XIX-XX вв. Еще на 15 надгробиях в силу плохой сохранности камня эпитафии утрачены полностью и определить, была ли там фамилия, невозможно.
Исследуя эпитафии т.н. бесфамильных надгробий, достаточно сложно определить, чье под ним захоронение - субботническое или еврейское. Относительной подсказкой в ту или иную сторону могут служить имена, но и здесь возникают значительные трудности. Имена у субботников, как и у этнических евреев, были библейскими, однако утверждение исследователей других субботнических общин о том, что библейские имена субботников и субботниц зиминской общины ограничивались именами праотцов Авраама, Исаака и Якова и праматерей Сарры, Ревекки, Рахили и Леи, не обосновано. Живя рядом с евреями и беспрепятственно общаясь с ними на протяжении долго периода, субботники собрали для себя и своих детей разнообразную коллекцию еврейских имен, и не только библейских. Ко второй половине XIX в. среди субботников появились не только Иосифы, Моисеи, Давиды и Аароны, но и Мордехаи, Лейбы, Борухи и Гирши.
Подражая еврейским традициям, субботники давали своим детям и двойные имена. В течение жизни у евреев-ашкеназов менять имена было не принято, если только человек не переходил в другую религию. В связи с этим и у мужчин, и у женщин к первому имени часто добавлялось второе. Во время тяжелых болезней ребенку давали второе имя в качестве защитного, а здоровому таковое могли присвоить, просто чтобы уберечь его, обманув ангела смерти. Самыми распространенными вторыми именами для мальчиков были Хаим (жизнь на иврите), Алтер (старик на идише) и Зейде (дед на идише), а для девочек - их женские эквиваленты Хая, Алта и Зельда. Перечисленные идишские имена практически никогда не давали при рождении,
а дополнительное имя часто ставили впереди. Пример подобного двойного имени у зиминских субботников можно отметить на надгробии ребенка Хаима-Ицхака Пьянкова, сына Реувена Пьянкова, старосты молельни и потомственного моэля, совершавшего обряд обрезания. Специфическими субботническими библейскими мужскими именами были имена Захарий, Илия, Йона, Иеремия, к женским же именам подобного рода можно отнести имя Хана.
Стоит отметить, что расширенные эпитафии, содержащие такие дополнительные элементы, как формулы восхваления умершего, подчеркивающие праведность, богобоязненность, благотворительность, выражения скорби и горя близких умершего, были обнаружены лишь на двух надгробиях. Первая эпитафия находится на надгробии из плохо сохранившегося песчаника над захоронением Захария сына Элиезера Козьмина, имеющем клеймо его сына Моисея Захарьевича Козьмина. Эпитафия на стеле содержит панегирик, подчеркивающий праведность, богобоязненность и благотворительность усопшего. Начальные буквы каждой строки восхваляющего текста складываются в акростих, по которому можно прочитать имя усопшего Захария. Вторая расширенная эпитафия обнаружена на надгробии молодой женщины Ханы дочери Ирмиягу (Анны Иеремиевны) Козьминой, погибшей во время родов. Судя по фамилии, возрасту женщины и сложности эпитафии на ее надгробии, можно предположить, что ее также составил Моисей Козьмин, а умершая была его первой женой. Кроме четырех неотъемлемых элементов - вступительной формулы, имени и патронима, даты смерти и завершающего благословения - эпитафия содержит формулу восхваления усопшей «погасла свеча благословенной и мудрой женщины» и начальных слов цитаты из Танаха «об этом мои глаза плачут», которые в полной версии звучат как «Об этом плачу я, льются слезы из очей моих, как вода, ибо удалился от меня утешитель, отрада души моей»13. Данная эпитафия на этом не заканчивается - далее она содержит информацию о болезни и причине смерти усопшей, из которой становится понятно, что у молодой 20-летней женщины, прожившей в браке всего лишь два года, были тяжелые роды, в течении трех суток она не могла родить и умерла, не получив квалифицированной медицинской помощи.
18 надгробий имеют двуязычные эпитафии. Субботники не знали иврита и для написания ивритской части текста обращались к местным евреям, русскоязычную же часть они составляли сами. Как правило, подобные тексты не совпадают по нескольким основным пунктам, главным из которых является несоответствие
1 Эйха, Мегилот, Ктувим (1:16). ТaНaХ. URL: https://nev-tanah.info/hetuvim/megilot/eiha/ei-1/ (дата обращения: 25.12.2022).
Исторический некрополь сектантов-субботников
(ЕШРМНИ
дат по юлианскому и еврейскому календарям. Будучи поверхностно знакомыми с еврейским летоисчислением, при написании даты смерти субботники делали ошибки, не пересчитывая даты из одного календаря в другой, а просто подставляя в эпитафию название месяца из еврейского календаря, о чем также пишет С. Х. Бейлин в своей статье «Кое что о зиминских субботниках»: «Еврейские месяцы зиминские субботники переводят следующим неправильным образом, не подозревая даже о своей ошибке, а именно: январь - это Шват, обратно: Шват - январь; Адар - февраль, Нисан - март и т.д., и таким образом у них выходит в еврейский високосный год два февраля - февраль I и февраль II, соответственно Адару I и Адару II. Также данное число еврейского месяца они своеобразно переводят таким же числом соответствующего русского месяца, и таким образом получается следующая курьезная неточность: у них всегда бывает соответствие чисел между сходственными еврейскими и русскими месяцами, как и обратно, и к тому еще во все годы, что на самом деле бывает совсем не часто, раз в несколько лет, и то в одном только каком-либо месяце» [Бейлин 1913: 295-296].
Другой характерной особенностью для двуязычных субботнических эпитафий является размещение текстов на иврите и русском языке не один под другим (такое размещение также присутствует на некоторых надгробиях), а параллельно. Подобные тексты композиционно представляют собой открытую книгу, где на станице слева расположен текст на русском языке, а на странице справа - на иврите. Еще одной особенностью эпитафий на русском языке является сокращение вводной формулы «здесь покоится» по образу акронима на иврите до букв ЗП, после которых написано слово прах, нехарактерное, например, для еврейского Амурского кладбища Иркутска. С начала 1920-х гг. тексты эпитафий стали записываться только на русском языке [Берман 2021: 212; Козьмин 1915: 390].
Еврейские захоронения на территории некрополя
На протяжении всего XIX в. Иркутская губерния активно пополнялась евреями-ссыльнопоселенцами. Жили они и в с. Зима. К середине XIX в. местные власти совершенно потеряли интерес к сектантам и официальный запрет на их контакты с евреями контролировали слабо. Именно с этого времени начались регулярные браки между представителями этнических евреев и субботников. И если М. З. Козьмин в своих статьях в журнале «Еврейская старина» за 1914-1915 гг. обходил этот вопрос стороной, предусмотрительно написав, что он женат
на еврейке, но ни о каких других подобных смешанных браках в Зиме не знает, то иркутский раввин С. Х. Бейлин в 1913 г. писал в журнале «Пережитое» совершенно об обратном: «В большинстве случаев зиминские субботники <...> роднятся между собою, но все-таки охотно роднятся и с местными и окрестными евреями; в особенности охотно выдавали раньше родители-субботники своих дочерей за коренных евреев, дабы они могли научиться от евреев еврейским обычаям и законам. Мне известны в Иркутске свыше десяти браков между членами субботнических и еврейских семейств, напр.: Грубель, Кукс, Левенсон, Фишер, Юцис, Козминский, Зеликсон, Зисман, Флекель - коренные евреи, женатые на субботницах, и, обратно, субботники, женатые на коренных еврейках - упомянутый Козьмин, Каган (в селе Черемхове) и др.» [Бейлин 1913: 293].
О еврейских захоронениях на кладбище М. З. Козьмин писал: «Местные зиминские евреи, живущие здесь в небольшом количестве (приблизительно семейств 10), хоронят своих покойников в соседнем селе Кимельтее, где находится издавна еврейское кладбище; но иногда хоронят и на нашем кладбище, с согласия нашего общества» [Козьмин 1913: 172]. В свою очередь, С. Х. Бейлин писал: «Субботническим кладбищем пользуются и местные евреи (ссыльно-поселенцы евреи и местные евреи-крестьяне своего отдельного кладбища не имеют). Надгробные памятники у них бывают с надписями на древнееврейском или русском языке, или одновременно на обоих языках, как это, впрочем, вообще принято в сибирских городах или в местностях вне черты еврейской оседлости» [Бейлин 1913: 292].
Обследование рассматриваемого кладбища в 2017 и 2019 г. показало, что захоронение сектантов-субботников и евреев происходило без деления на сектора. Исходя из анализа 80 каталогизированных надгробий с большой долей уверенности можно утверждать, что лишь 8 захоронений были еврейскими. Такое утверждение опирается в первую очередь на еврейские фамилии усопших, указанные в эпитафиях: Каплан Арон (Меир) Ильич, Львович Иуда Борухович, Миркин Фрума Ицхаковна, Перский Израиль Лейбович, Гейман Рахмиэль Яковлевич, Гринберг Яков Эфраимович, Иозеф Герш Осипович, Ицкевич Лея.
Список евреев и русских сектантов-субботников иудейского вероисповедания, составленный по эпитафиям надгробий, установленных на смешанном иудео-субботническом кладбище г. Зима Иркутской губернии (области) за период 1865-1947 гг., представлен в таблице14. В ходе работы была произведена
14 Сост. по: тексты эпитафий сохранившихся надгробий за период 1865-1947 гг.; ГАИО. Ф. 789. Оп. 1. Д. 66. Л. 3; ГАИО. Ф. 789. Оп. 1. Д. 66. Л. 39 об.; ГАИО. Ф. 789. Д. 88 Л. 24 об.; Бейлин С. Х. Кое-что о зиминских субботниках [Бейлин 1913: 295, 296].
К
00
И
О
н
0
К
К С
К от К чз К
1 х
А £
А Л
А
X
А В
м ^
А
>
СО CN С
lb
cript
Historical Necropolis of Jewish Subbotniks
фотофиксация 80 сохранившихся исторических над- дополнительно 3 фамилии установлены из других источ-гробий периода 1865-1947 гг., одно из которых было ников (для каждой из них отдельно в сноске указан установлено над двойным захоронением, также источник).
Табл. Список захороненных на смешанном иудео-субботническом кладбище г. Зима Иркутской губернии (области) за период 1865-1947 гг.
Tab. List of those buried at the mixed Jewish-Subbotnik cemetery in Zima, Irkutsk Province (Region), in 1865-1947
№ Фамилия, имя, патроним (отчество) Пол Национальная принадлежность Дата смерти
По еврейскому календарю По юлианскому календарю15
1 Без фамилии // Хана / Авраам женщина не установлено 17 тамуз 5677 г. [24 июня 1917 г.]
2 Без фамилии // Дов Берл, Борис / Йехуд Лейб, Леонтьев мужчина не установлено 9 сиван 5671 г. [23 мая 1911 г.]
3 Без фамилии // Давид / Захарий, Захаров мужчина не установлено 9 хешван [?] г. [октябрь - ноябрь (год не читаем)]
4 Без фамилии // Двора / Авраам женщина русская сектантка-субботница шват 5628 г. [январь - февраль 1868 г.]
5 Без фамилии // Давид / Авраам мужчина не установлено 12 ава 5655 г. [21 июля 1895 г.]
6 Без фамилии // Давид / Ицхак мужчина не установлено 26 тевет 5665 г. [21 декабря 1904 г.]
7 Без фамилии // Иосиф / Шмуэль мужчина не установлено 22 нисан 5652 г. [7 апреля 1892 г.]
8 Без фамилии // Иосиф / Захарий мужчина не установлено 9 адара 5654 г. [3 февраля 1894 г.]
9 Без фамилии // Ицхак / ? мужчина не установлено - -
10 Без фамилии // Иосиф / Ицхак мужчина русский сектант-субботник 2 нисан 5627 г. [24 мая 1867 г.]
11 Без фамилии // Яков / Авраам мужчина не установлено 6 тамуз 5655 г. [16 июня 1895 г.]
12 Без фамилии // Лея / Авраам женщина русская сектантка-субботница 14 тишрей 5623 (8?) г. [26 сентября 1862 (6?) г.]
13 Без фамилии // Михаэль / Ицхак мужчина не установлено 2 тишрей 5649 г. [26 августа 1888 г.]
14 Без фамилии // Хана / Авраам женщина русская сектантка-субботница 19 тишрей 5626 г. [27 сентября 1865 г.]
15 Без фамилии // Ривка / Давид женщина не установлено 8 шват [?] г. [январь - февраль (год не читаем)]
16 Без фамилии // Эстер / Авраам женщина не установлено - -
17 Без фамилии // Яков / Иосиф мужчина не установлено Кислев 5671 г. [декабрь 1910 г.]
18 Без фамилии // Хана / Цви женщина русская сектантка-субботница 1 тиват 562[?] г. [186? г.]
19 Гейман // Рахмиэль / Яковлев мужчина еврей - 13 июня 1890 г.
20 Гринберг // Яков / Эфраим (Ефремов) мужчина еврей - -
21 Дмитриева // Рахиль / Абрамовна женщина русская сектантка-субботница 23 тислих 1929 г.
К
D ^
z к и
X X i*
к
<
к
X X к
I ^
z
к
к к
15 В квадратных скобках приводится пересчет автором дат из еврейского календаря в григорианский. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-343-356
2023 Том 25 № 3
ИЗ ИСТОРИИ СИБИРИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
§ 8
и
Я &
03 ч.
0> л
О *
я о
Й I « з
о =
я Й X
с
И Й я я а
с о С
о а
я й .
к я
с &
й ©
к я о
>8 К
Я
к
и1 *
3
Сц <
У
к л
С!
5
>8 К
Я
к
и1 *
3
и1 к л
С!
5
к оо 2
\£) т-н ^
О н «
сх а
я о
к «
о
>8 К
Я
к
и1 *
3
-е-
к
и1 к л
С!
5
я
к
а
я
и1 к л
С!
5
к
к ь \о см
3
я я
я
я
а
я
и1 я л
С!
5
X
я
я
а
я
3 >я
и1 я л
С!
5
я
я
а
я
и1 я л
С!
5
>я
я
я
а
я
е
>я я
я
я
и1 *
3
Я Я аз
и1 я л
С!
"а
я
>я я
Сц <
я
я
а
я
я
я
а
я
я
я <
« 5
)Я
я
)Я
я о.
cnpt
Historical Necropolis of Jewish Subbotniks
№ Фамилия, имя, патроним (отчество) Пол Национальная принадлежность Дата смерти
По еврейскому календарю По юлианскому календарю15
45 Козьмина // Ревека / Захарова женщина русская сектантка-субботница - -
46 Козьмина // Дина / Исаевна женщина русская сектантка-субботница 27 тамуз 5664 г. На надгробии: 26 июня 1904 г. [27 июня 1904 г.]
47 Колесникова // Хая Сара / Яков женщина русская сектантка-субботница - -
48 Колесников // Аарон / Ионович мужчина русский сектант-субботник 2 тамуз 5664 г. На надгробии: 2 июня 1904 г. [2 июля 1904 г.]
49 Львович // Иуда / Борух мужчина еврей 4 нисан 5678 г. [4 марта 1918 г.]
50 Маслов // Яков / Абрамович мужчина русский сектант-субботник 16 адар 1 5657 г. На надгробии: 16 февраля-1 1897 г. [6 февраля 1897 г.]
51 Миркин // Фрума / Ицхак женщина еврейка 9 тамуз 56[??] г. -
52 ? // урожден. Миркина // Фрида / Ицхоковна женщина еврейка - -
53 Перский // Израиль Зелик / Иуда Лейб мужчина еврей 12 ав 5669 г. [17 июля 1909 г.]
54 Потапов // Абрам / ? мужчина русский сектант-субботник - 1947 г.
55 Потапов // Павел / Леонтьевич мужчина русский сектант-субботник - -
56 Потапов // Яков / Михайлович мужчина русский сектант-субботник - -
57 Потапов // Яков / Ильич мужчина русский сектант-субботник 7 адар 5648 г. [7 февраль 1888 г.]
58 Потапова // ? / ? женщина русская сектантка-субботница - -
59 Потапова // ? / ? женщина русская сектантка-субботница - -
60 Прокофьев // Самуил / Яковлевич16 мужчина русский сектант-субботник 23 нисан [5]656 г. 23 марта 1896 г.
61 Пьянков // Хаим-Ицхак / Реувен мужчина русский сектант-субботник 12 шват 56[??] г. -
62 Пьянкова // Рахиль / Владимировна женщина русская сектантка-субботница - 21 апреля 1923 г.
К
D ^
2; к и
X X
к
<
к
й X к
I ^
2;
к
к к
16 Сост. по: [Бейлин 1913: 295, 296]. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-343-356
Исторический некрополь сектантов-субботников
(С« МНИ
№ Фамилия, имя, патроним (отчество) Пол Национальная принадлежность Дата смерти
По еврейскому календарю По юлианскому календарю15
63 Розенберг // Исай / Маркович17 мужчина еврей Умер 8 шват / погребен 9 шват 5668 г. Умер 29 декабря / погребен 30 декабря 1907 г.
64 Федасева [Федосеева] // ? / ? женщина русский сектант-субботник - 1866 г.
65 Шишлянников // Ицхак / Афанасьевич мужчина русский сектант-субботник 26 сиван 5662 На надгробии: 18 июня 1902 г. [18 июня 1902 г.]
66 Шишлянников // Леонтий / Моисеевич мужчина русский сектант-субботник - -
67 Шишлянников // Давид / Захарьев мужчина русский сектант-субботник - -
68 Шишлянникова // Рахиль / Исаевна женщина русская сектантка-субботница - -
69 Шишлянникова // Эсфирь / Марковна женщина русская сектантка-субботница 24 адар-2 5660 г. На надгробии: 12 марта 1900 г. [12 марта 1900 г.]
70 Штырбу // Иосиф / Абрум (Абрам) Элев18 мужчина еврей Умер 5666 26 тевеса / погребен 28 тевеса 5666 г. Умер 1906 10 января / погребен 12 января 1906 г.
71 Неизвестная // Рахиль / ? женщина не установлено - -
72 Неизвестный // ? / Захария мужчина не установлено - -
73-84 Неизвестный (ая) - не установлено - -
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Российскими законодательными актами начала XIX в. запрещались контакты русских сектантов-субботников с еврейским населением империи. Несмотря на это, в Иркутской губернии местные власти не ограничивали религиозные и бытовые контакты двух групп. Благодаря этому на протяжении 100 лет субботники учились у этнических евреев основным законам иудаизма и различным религиозным обрядам, в том числе связанным с организацией похорон и устройством кладбищ. В результате такого контакта в с. Зима Балаганского уезда в начале 1830-х гг. возникло уникальное иудео-субботническое кладбище, сохранившееся до настоящего времени. Изначально на нем хоронили как сектантов, так и местных евреев.
Кладбище является действующим, на нем хоронят потомков субботников, а при посещении кладбища по-прежнему соблюдают субботу. Самые ранние сохранившиеся надгробия датируются 1860-ми гг.
Эпитафии на надгробиях XIX - начала XX в. выполнены на иврите с соблюдением устоявшейся структуры. Это дает возможность предположить, что их выполняли или местные евреи-ссыльнопоселенцы, или образованный сектант-субботник М. З. Козьмин. На большинстве надгробий в тексте на иврите отсутствуют фамилии, как и было принято на еврейских кладбищах до начала XX в., что говорит о низкой ассимиляции местного сектантского и еврейского населения с местным православным. Некоторые эпитафии дополняет русский текст. При сравнении эпитафий на иврите и русском
S
W
И
О H
0
S S С
s
DI
s
S
1
А £ А Л A
X A
В
M ^
А
17 Сост. по: ГАИО. Ф. 789. Оп. 1. Д. 66. Л. 39 об.
18 Сост. по: ГАИО. Ф. 789. Оп. 1. Д. 66. Л. 3.
lb
cript
Historical Necropolis of Jewish Subbotniks
к
D ^
2; к и
X X
к
<
к
й X к
1 ^
2
к
к к
Таким образом, некрополь ссыльных сектантов-субботников иудейского вероисповедания г. Зима Иркутской области является важнейшим историческим памятником одного из распространенных на территории Российской империи сектантского движения первой половины XIX в. Уникальность некрополя заключается в том, что сохранившиеся на нем надгробия второй половины XIX в. с текстами эпитафий на иврите говорят о тесных религиозных и бытовых контактах между сектантами-субботниками и этническими евреями, что было запрещено российскими властями законодательно. На подобные связи указывает и присутствие на данном кладбище еврейских надгробий.
Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Conflict of interests: The author declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.
языке в рамках одного надгробия можно сделать вывод, что в большинстве случаев они составлялись разными людьми - русскоязычные тексты говорят о низком уровне грамотности у субботников.
На территории зиминского некрополя кроме захоронений сектантов-субботников находятся и захоронения евреев-ссыльнопоселенцев, проживавших в течение всего XIX в. в с. Зима. Деления на еврейскую и сектантскую части при обследовании кладбища обнаружено не было, а еврейские захоронения расположены в зиминском некрополе по всей территории старого участка кладбища.
Многие надгробия не имеют дополнительного текста на русском языке, а в эпитафиях на иврите не указаны фамилии усопших. Это затруднило атрибуцию захоронения как еврейского, т.к. имена у евреев и субботников были одинаково библейскими: Ицхак, Хаим, Яков, Авраам, Аарон, Лея, Ревекка, Эстер и т. п. Есть и более субботнические - русифицированные «еврейские» -имена, практически не применяемые этническими евреями и дающие возможность дифференцирования надгробий, такие как Захарий, Илия, Йона, Иеремия.
Литература / References
Бейлин С. Х. Кое-что о зиминских субботниках. Пережитое: сборник, посвященный общественной и культурной истории евреев в России. СПб.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1913. Т. 4. С. 288-297. [Beilin S. Kh. The Subbotniks of Zima. The past: a collection dedicated to the social and cultural history of Jews in Russia. St. Petersburg: Tip. Akts. Obsh. Brokgauz-Efron, 1913, vol. 4, 288-297. (In Russ.)] Берман Е. А. Историко-культурные особенности секты «субботников» в с. Зима Балаганского у. Иркутской губ. (XIX-XX вв.). Этнос и конфессия: XVIII Междунар. Санкт-Петерб. этнографич. чтения (Санкт-Петербург, 3-5 декабря 2019 г.) СПб.: СПГУТД, 2019. С. 61-66. [Berman E. A. Historical and cultural features of the sect of subbotnik of Zima village, Balagan district, Irkutsk province, XIX-XX centuries. Ethnos and denomination: Proc. XVIII Intern. St. Petersburg Ethnographic Readings, St. Petersburg, 3-5 Dec 2019. St. Petersburg: SPUTD, 2019, 61-66. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/msasyx Берман Е. А. Сектанты-субботники Иркутской губернии в исследованиях этнографа, раввина г. Иркутска С. Х. Бей-лина. Люди империи - империя людей: персональная и институциональная история азиатских окраин России, отв. ред. Н. Г. Суворова. Омск: ОмГУ, 2021. С. 211-215. [Berman E. A. Subbotnik sectarians of the Irkutsk provincein the research of the ethnographer and rabbi of Irkutsk S. Kh. Beilin. The people of the empire er the empire of people: Personal and institutional history of the Asian outskirts of Russia, ed. Suvorova N. G. Omsk: OmSU, 2021, 211-215. (In Russ.)] https://doi.org/10.52468/978-5-7779-2573-2.2021.211-215 Берман Е. А., Орехова Н. А., Генина Е. С. Сектанты-субботники Иркутской и Енисейской губерний (первая четверть XIX в. - первая четверть XX в.). Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 71. С. 133-140. [Berman E. A., Orekhova N. A., Genina E. S. Subbotniks cult followers of Irkutsk and Yenisei provinces (the first quarter of the 19th century - the first quarter of the 20th century). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya, 2021, (71): 133-140. (In Russ.)] https://doi.org/10.17223/19988613/71/19 Буланова Н. Н., Казарин В. Н. Международная научно-практическая конференция «Иркутский мемориал. Исследования и реконструкция», 17 мая 2019 г., ИГУ. Правовые, этнокультурные, исторические аспекты изучения. Сибирский юридический вестник. 2019. № 3. С. 108-111. [Bulanova N. N., Kazarin V. N. The International conference "Irkutsk Memorial. Research and Reconstruction", 17 may, 2019, Irkutsk State University. Legal, ethnocultural, historical aspects of the research. Sibirskii yuridicheskii vestnik, 2019, (3): 108-111. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/pcbbef
Исторический некрополь сектантов-субботников
(С« МНИ
Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел. Доп. кн. 8: История распоряжений по расколу. СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1863. 656 с. [Varadinov N. V. History of the Ministry of Internal Affairs. Additional book 8: The history of orders for the Raskol. St. Petersburg: Tip. M-va vnutr. del, 1863, 656. (In Russ.)] Войтинский В. С., Горнштейн А. Я. Евреи в Иркутске. Иркутск: Типо-лит. П. И. Макушина и В. М. Посохина, 1915. 394 с. [Voitinskii V. S., Gornshtein A. Ia. Jews in Irkutsk. Irkutsk: Tipo-lit. P. I. Makushina i V. M. Posokhina, 1915, 394. (In Russ.)]
Гаращенко А. Н. Иркутский исторический некрополь: Иерусалимское кладбище. Иркутск: Земля Иркутская, 2016. 464 с. [Garashchenko A. N. Irkutsk Historical Necropolis: Jerusalem Cemetery. Irkutsk: Zemlia Irkutskaia, 2016, 463. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/mnataw Дулов А. В. Городские некрополи. Памятники истории и культуры Иркутска, сост. А. В. Дулов. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. С. 102-107. [Dulov A. V. Urban necropolises. Monuments of history and culture of Irkutsk, comp. Dulov A. V. Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1993, 102-107. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/vypvrv Дымшиц В. А. Этнографическое описание села Привольного. Материалы Шестой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 3. Еврейская культура и культурные контакты. М.: Пробел, 1999. С. 71-85. [Dymshits V. A. Ethnographic description of the village of Privolny. Proceedings of the Sixth annual international interdisciplinary conference on Jewish studies. Pt. 3. Jewish culture and cultural contacts. Moscow: Probel, 1999, 71-85. (In Russ.)]
Жукова Л. Г., Киреева Н. М. Пространство кладбища в традиции астраханских субботников: похоронная и поминальная обрядность. Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции, отв. ред. О. В. Белова. M.: Гриф и К, 2008. Вып. 22. С. 280-292. [Zhukova L. G., Kireeva N. M. Cemetery space in the tradition of Astrakhan Subbotniks: funeral and memorial rites. Sacred space in Slavic and Jewish cultural tradition, ed. Belova O. V. Moscow: Grif i K, 2008, iss. 22, 280-292. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/srixtj Жукова Л. Г., Киреева Н. М. Экспедиция к субботникам Астраханской области. Живая старина. 2009. № 1. С. 52-54. [Zhukova L. G., Kireeva N. M. Expedition to the Subbotniks of the Astrakhan region. Zhivaya starina, 2009, (1): 52-54. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/kgcnnf Заруцкий А. Г. Движение русских иудействующих (субботников) в Оренбургской губернии в пореформенный период. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4. С. 59-69. [Zarutsky A. G. Russian judaizers (subbotniks) in Orenburg province in post-reform period. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal, 2021, (4): 59-69. (In Russ.)] https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.5 Каспина М. М., Мороз А. Б. Субботники Воронежской области. Живая старина. 2009. № 4. С. 39-41. [Kaspina M. M., Moroz A. B. Subbotniks of the Voronezh Region. Zhivaya starina, 2009, (4): 39-41. (In Russ.)] https://www.elibrary. ru/nbfivb 3
Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. 2-е изд., дор. и испр. М.: Центрполиграф, И 2011. 797 с. [Kobak A. V., Piriutko Iu. M. Historical cemeteries of St. Petersburg. 2nd ed. Moscow: Tsentrpoligraf, 2011, Т 797. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/qptjfz Козьмин М. З. Из быта субботников. Еврейская старина. 1914. Т. VII. С. 443-458. [Kozmin M. Z. From the life И of Subbotniks. Evreiskaia starina, 1914, VII: 443-458. (In Russ.)] ^
Козьмин М. З. Из быта субботников. Рассказано со слов моего отца. Еврейская старина. 1915. Т. VIII. С. 386-395. 2
[Kozmin M. Z. The life of Subbotniks, according to my father. Evreiskaia starina, 1915, VIII: 386-395. (In Russ.)] Козьмин М. З. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников. Еврейская старина. 1913. Т. VI. С. 3-22; р
И
62-183. [Kozmin M. Z. The past and present of Siberian sectarian Subbotniks. Evreiskaia starina, 1913, VI: 3-22;
162-183. (In Russ.)] X
Красильникова Е. И. Публикации историков о кладбищах городов - административных центров Западной -
Сибири. Гуманитарные науки в Сибири. 2011. № 2. С. 89-92. [Krasilnikova E. I. Historiography of urban cemeteries ^
in the administrative centers of Western Siberia. Humanitarian sciences in Siberia, 2011, (2): 89-92. (In Russ.)] https:// Ч
www.elibrary.ru/nxvavl Л
Носоновский М. И., Фишель А. Д. Об уничтоженном старейшем в Восточной Европе (1520 г.) ашкеназском надгробии А
из Острога. Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистике. 2020. № 20. С. 173-190. [Nosonovsky M. I., X
Fishel A. D. The oldest Ashkenazi gravestone from Ostrog (1520) and its destruction. Tirosh. Jewish, Slavic & Oriental ^
Studies, 2020, (20): 173-190. (In Russ.)] https://doi.org/10.31168/2658-3380.2020.20.3.1 Е
7S А
ID
)cript
Historical Necropolis of Jewish Subbotniks
Попова Р. В. К изучению истории еврейской части Амурского кладбища. Иркутский мемориал: исследования и реконструкция: науч.-практ. конф. (Иркутск, 6 декабря 2013 г.) Иркутск: Оттиск, 2014. С. 99-113. [Popova R. V. The history of the Jewish part of the Amur cemetery. Irkutsk Memorial: research and reconstruction: Proc. Sci.-Prac. Conf., Irkutsk, 6 Dec 2013. Irkutsk: Ottisk, 2014, 99-113. (In Russ.)] Хижая Т. И. «Начитавшись Библии»: к вопросу об идентичности русских иудействующих в XIX - начале XX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 4. С. 150-156. [Khizhaya T. I. "Having consumed too much Bible": concerning the identity of the Russian Judaizers of the XIXth - early XXth century. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 17. Filosofiia. Konfliktologiia. Kulturologiia. Religiovedenie, 2014, (4): 150-156. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/sykrov Хижая Т. И. Исследование движения субботников в российской науке: подходы, дискурсы, результаты. История религиоведения и интеллектуальная история России XIX - первой половины XX века. Архивные материалы и исследования, отв. ред. М. М. Шахнович, Е. А. Терюкова. СПб.: СПбГУ, 2018. С. 155-167. [Khizhaya T. I. Research of the Subbotnik movement in Russian science: approaches, discourses, and results. The history of religious studies and the intellectual history of Russia of the XIX - first half of the XX century. Archival materials and research, eds. Shakhnovich M. M., Teriukova E. A. St. Petersburg: SPbSU, 2018, 155-167. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/zcamlb Хижая Т. И. Крестьяне «иудейской веры» во Владимирской губернии: феномен «домашнего сектантства» в XIX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. № 1. С. 196-209. [Khizhaya T. I. The peasants of "Judaic faith" in the Vladimir province: the "homegrown sectarianship" phenomenon in the nineteenth century. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiia i konfliktologiia, 2020, 36(1): 196-209. (In Russ.)] https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.116 Хижая Т. И. Субботники и евреи в российском обществе XIX - начала XX вв.: дискурсы восприятия. Научные труды по иудаике: XX Междунар. ежег. конф. по иудаике. (Москва, 3-5 февраля 2013 г.) М.: Пробел-2000, 2013. Т. 1. С. 131-150. [Khizhaya T. I. Subbotniks and Jews in Russian society of the XIX - early XX: discourses of perception. Scientific works on Judaism: Proc. XX Intern. Annual Conf. on Judaism, Moscow, 3-5 Feb 2013. Moscow: Probel-2000, 2013, vol. 1, 131-150. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/uedmnr Шилов Д. Н. Исторический некрополь России как предмет особой научной дисциплины (краткий обзор проблематики и новейших региональных изданий). Библиография. Археография. Источниковедение, ред.-сост. А. И. Раздорский, Д. Н. Шилов. СПб.-М.: Старая Басманная, 2012. Вып. 1. С. 29-35. [Shilov D. N. The Historical necropolis of Russia as a subject of a special scientific discipline: a brief overview of the problems and the latest regional publications. Bibliography. Archeography. Source studies, eds. and comps. Razdorsky A. I., Shilov D. N. St. Petersburg-Moscow: Staraia Basmannaia, 2012, iss. 1, 29-35. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/vozcbl
К
D ^
к и
X X
к
<
к
X X к
I ^
g < «
к
PC СЛ