Научная статья на тему 'Исторический экскурс в геополитику Китая'

Исторический экскурс в геополитику Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1991
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА КИТАЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАВНИНА / ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ "КИТАЙЦЫ ВАРВАРЫ" / КИТАЕЦЕНТРИЗМ / "ЗНАЧИМОСТЬ СУШИ МАЛОЦЕННОСТЬ МОРЯ" / СТРАТЕГИЯ "ЦЗУНХЭН" / ДАННИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОГРАНИЧНЫЙ ПОЯС / ПОЛУКОЛОНИАЛЬНЫЙ СТАТУС / УЧИТЬСЯ У ЗАПАДА / СИЛА МОРЯ / "CHINESE-BARBARIANS" RELATIONSHIP / "IMPORTANCE OF LAND INFERIORITY OF SEA" / "ZONGHENG" STRATEGY / GEOPOLITICS OF CHINA / THE CENTRAL VALLEY / AGRICULTURAL CIVILIZATION / SINOCENTRISM / TRIBUTARY RELATIONS / BORDER ZONE / SEMI-COLONIAL STATUS / LEARN FROM THE WEST / SEA POWER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грачиков Евгений Николаевич

В статье рассматриваются исторические условия зарождения и развития геополитики Китая, роль Центральной равнины, замкнутый характер географического и природного ландшафта, который определил особенности становления китайской цивилизации и ее геополитики, опиумные войны и разрушение системы международных отношений в Восточной Азии, предпосылки и начальный этап распространения западных геополитических знаний в Китае. Интерес представляют использованные в статье источники на китайском языке, которые впервые вводятся в российский научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical insight into the geopolitics of China

The article considers the historical conditions of origin and development of geopolitics of China, the role of the Central Valley, the closed character of geographic and natural landscape features, that has defined the development of Chinese civilization and its geopolitics, Opium Wars and the destruction of the international relations system in East Asia, the preconditions and the initial phase of dissemination of Western geopolitical knowledge in China. The sources in Chinese language are introduced for the first time into Russian scientific use.

Текст научной работы на тему «Исторический экскурс в геополитику Китая»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Е.Н. Грачиков, канд. полит. наук, зам. декана социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по работе с иностранными учащимися*

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ГЕОПОЛИТИКУ КИТАЯ

В статье рассматриваются исторические условия зарождения и развития геополитики Китая, роль Центральной равнины, замкнутый характер географического и природного ландшафта, который определил особенности становления китайской цивилизации и ее геополитики, "опиумные" войны и разрушение системы международных отношений в Восточной Азии, предпосылки и начальный этап распространения западных геополитических знаний в Китае. Интерес представляют использованные в статье источники на китайском языке, которые впервые вводятся в российский научный оборот.

Ключевые слова: геополитика Китая, Центральная равнина, земледельческая цивилизация, взаимоотношения "китайцы — варвары", китаецент-ризм, "значимость Суши — малоценность Моря", стратегия "Цзунхэн", даннические отношения, пограничный пояс, полуколониальный статус, учиться у Запада, сила Моря.

The article considers the historical conditions of origin and development of geopolitics of China, the role of the Central Valley, the closed character of geographic and natural landscape features, that has defined the development of Chinese civilization and its geopolitics, Opium Wars and the destruction of the international relations system in East Asia, the preconditions and the initial phase of dissemination of Western geopolitical knowledge in China. The sources in Chinese language are introducedfor the first time into Russian scientific use.

Key words: geopolitics of China, the Central Valley, agricultural civilization, "Chinese-barbarians" relationship, Sinocentrism, "importance of Land — inferiority of Sea", "Zongheng" strategy , tributary relations, border zone, semi-colonial status, learn from the West, Sea power.

Местом становления китайской цивилизации и зарождения ее геополитики является Центральная равнина — Чжунюань (Zhon-gyuan), которая, по всей видимости, дала название и самому государству Китай — Чжунго (Zhongguo — Центральное государство). В книгах по древнему и средневековому Китаю понятия "Центральная равнина", "династии Центральной равнины" приравниваются к названию "Китай". Встречается также выражение "Чанцзян, Чанчэн, Хуаншань, Хуанхэ", что означает "длинная река (река Янцзы), длинная стена (Великая Китайская стена), желтая гора (горы Ху-

* Грачиков Евгений Николаевич, e-mail: [email protected]

аншань) и желтая река (река Хуанхэ)", которое образно очерчивает конфигурацию Центральной равнины.

В Китае географического понятия "Центральная равнина" не существует. На этом пространстве китайские географы выделяют Северо-Китайскую равнину (Хуабэй пинюань — ИиаЪе1 р^уиап), занимающую северную, центральную и частично южную части Центральной равнины, и равнину среднего и нижнего течения Янцзы (СИап^а^ 2Ио^х1ауои р^уиап). На севере Центральная равнина ограничена горами Яньшань, на западе — хребтом Той-ханшань, восточные склоны которого обрываются в сторону равнины крутыми уступами, на юго-западе — хребтами Тунбошань и Дабешань, которые на юге сливаются с равниной по нижнему течению реки Янцзы. Это контуры Центральной равнины, которую дают географы. Китайские геополитики предпочитают, например, говорить о Гималаях как о природной "стене", разделяющей Китай и Индию. С востока Китай омывается "четырьмя морями" ("сыхай") — Бохайским заливом (считается внутренним морем Китая и в названии имеет иероглиф "море" — "хай"), Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. По древним представлениям, эти моря тоже были непреодолимой, естественной "стеной" (наравне с Великой Китайской), защищающей Китай от варваров. В дальнейшем понятие "четыре моря" трансформировалось в "три моря" (без Бохайского) и "два океана" (Тихий и Индийский), которые стали рассматриваться как морские геополитические пространства Китая.

Эти естественные континентальные и морские барьеры обособили Китай от внешнего мира, сделали труднодоступным не только для завоевания, но и проникновения других культур и передовых знаний. Имея такие защитные преграды и весьма благоприятный для сельского хозяйства климат, Китай со своей стороны не стремился к их преодолению и познанию чужих культур. Все это наряду с равнинным характером ландшафта предопределило появление китайской земледельческой цивилизации, полностью нацеленной на внутриравнинное, замкнутое развитие. "Окружающая обстановка закрытого типа (на западе — горные хребты, на востоке — моря)"1 стала важной особенностью географического положения Китая, которая оказала существенное влияние на формирование представлений об исключительности китайской культуры, ее превосходстве над культурами окружавших Центральную равнину варваров, и привела к появлению китаецентризма — геополитиче-

1 См.: Чэнь Шаохуа. Геополитические и геоэкономические игры между государствами // Обществ. науки. Журн. Уханьского технол. ун-та. 2009. Июнь. № 3. С. 36—40.

ского взгляда на мир политической элиты страны, который сохранялся на протяжении многих столетий вплоть до XX в.

Китайская цивилизация формировалась и развивалась в благоприятных климатических условиях плодородной Центральной равнины как земледельческая, сельскохозяйственная цивилизация. На протяжении тысячелетий сельское хозяйство было постоянной основой цивилизации китайской нации. В период Шан-Инь в III— II тыс. до н.э., когда уже наблюдалась прочная оседлость, строились города, ремесла отделились от земледелия, природные условия Центральной равнины были исключительно благоприятны для земледелия. Этому способствовали лёссово-илистые почвы речных пойм, регулярные дожди и субтропический климат. Из зерновых культур тогда возделывались сорго, ячмень, различные виды пшеницы, два сорта проса (черное и желтое), род конопли со съедобными зернами, выращивались также тутовые деревья для разведения шелкопряда. Урожай полностью зависел от дождей, поэтому основной формой гидротехники было регулирование стока рек с помощью водоотводных протоков.

В это время конкурентная политическая борьба идет между этносами, которые составят в будущем китайскую нацию, на просторах Центральной равнины и за Центральную равнину, где каждый правитель мечтал создать единое государство. Климатические условия равнины позволяли снимать ежегодно несколько урожаев зерновых, что гарантировало обеспечение растущего населения продовольствием, развитие ремесел, искусств, давало возможность правителям княжеств содержать большую армию и вести затяжные войны. Целью практически всех войн в древние времена в Китае было стремление к расширению пространственных границ княжеств до размеров Центральной равнины. Именно в конце этого периода (эпохи "Весны—Осени" и "Воюющих царств") в Китае появляются все основные и характерные для него философско-этические учения — конфуцианство, легизм, даосизм, формулируются различные геостратегии и тридцать шесть стратагем.

В дальнейшем после появления орошаемого земледелия на землях Центральной равнины возникает необходимость централизованного регулирования воды, а в Северном Китае — защиты от наводнений с помощью дамб и строительства каналов для внутреннего мореплавания. Создается императорское управление водой рек. М. Вебер в "Конфуцианстве и даосизме" — первой части "Хозяйственной этики мировых религий" (1920) — связывает появление централизованного китайского государства с настоятельной необходимостью единства регулирования водного хозяйства на все более крупных территориях и потребностью в защите страны от нападений кочевников. После образования единой империи политиче-156

ская борьба ведется уже между правящими династиями Центральной равнины, т.е. китайцами, и приграничными районами, т.е. варварами. Достаточно полную характеристику этого этапа развития китайского государства можно найти в работе известного немецкого ученого К.А. Витфогеля "Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти", в которой он описывает Китай как деспотическое государство и относит его к "гидравлическим" обществам. Витфогель пишет, что это общество исчерпывает творческие возможности уже на ранней стадии своего развития. Зрелость знаменует начало застоя и часто даже прямой регресс. На последней стадии своего развития "традиционное" общество оказывается на более низком уровне, чем в его начале. Периоды некоторого подъема в Китае, например в VII — первой половине VIII в., объясняются "вливанием свежей крови", т.е. "новыми завоеваниями и территориальной экспансией" и включением кочевого сектора в жизненное пространство государства. Отсюда и соответствующая периодизация истории традиционного общества, построенная на чередованиях "варварских" династий. Витфогель открывает, по его мнению, два закона, определяющие деятельность деспотической власти: "кумулятивная тенденция неразделенной власти", т.е. органически присущее деспотизму стремление к безграничной централизации имеет единственное ограничение — "закон уменьшающейся административной отдачи" (затраты на содержание чиновничества не должны превышать доходы казны)2. Эти "естественные" имманентно присущие Китаю "ограничители" оказали свое негативное влияние на снижение творческих возможностей китайских мыслителей по развитию древних геополитических идей. В противостоянии с варварами вряд ли можно было ожидать появления каких-либо философских школ и стратегий.

Вебер отмечает такую особенность китайской цивилизации, которая заключается в том, что по мере ее развития чиновники, занимающиеся регулированием воды, создали зародыш чисто па-тримониальной3 бюрократии. Знаменитое на весь мир и в высшей степени действенное средство китайского патримониализма, предназначенное для препятствования феодально-сословной эмансипации должностных лиц от их власти, — введение экзаменационной системы и назначение на должности в соответствии с образовательной квалификацией вместо назначения в зависимости от рождения или в зависимости от наследуемого ранга — имело для характера китайского управления и культуры самое решающее значение. Патримониальная бюрократия в Китае, как и на Западе,

2 См.: Пиков Г.Г. Из истории исторической науки: Карл Август Витфогель (1896—1988). URL: www.sati.arhaeology.nsc.ru

3 Патримониальная — родовая, наследственная.

была твердым ядром, с чьим развитием было связано образование великих государств. Но "дух" бюрократической деятельности там и здесь был совершенно различным. Всеобщая судьба исключительно патримониальных государственных образований, к которым относилась большая часть восточных государств, заключалась в том, что именно осуществление денежного хозяйства усилило традиционализм, вместо того чтобы его ослабить. Потому что именно патримониальное государство с помощью своих бенефициев создало такие шансы на промысел для господствующих слоев, которые не только усилили "дух рантье" в целом, но и сделали поддержание существующих (решающих с точки зрения получения доходов от бенефициев) хозяйственных условий одним господствующим над всем интересом причастных к этому слоев. Поэтому именно с развитием денежного хозяйства и сопряженным с этим растущим обращением в бенефиции государственных доходов возникают такие явления, которые обычно оцениваются как "окос-тенение"4. Китайский "капитализм", связанный с бенефициями исключительно на политические должности и бенефициями на взыскание налогов, представлял собой "капитализм" государственных поставщиков и налоговых откупщиков, следовательно, политический капитализм. Одновременно развивался также чисто экономический, т.е. живущий "рынком" капитализм купечества. Однако рациональный промышленный капитализм, который составлял специфику современного развития, так и не возник ни при каком из китайских режимов5. Одной из причин была чрезвычайная тру-доинтенсивность мелких предприятий и их экономическое превосходство. Любые технические усовершенствования были исключены: господствовала традиция, несмотря на сильное развитие денежного хозяйства. Производство в сельском хозяйстве оставалось в соответствии с трудоинтенсивной техникой выращивания риса почти исключительно мелкокрестьянским, в ремесле — кустарным6.

Универсальным последствием восточного патримониализма и его денежных бенефициев было то, что только военные завоевания, успешные военные или религиозные революции могли взорвать жесткий панцирь бенефициарных интересов и создать совершенно новые властные отношения и тем самым новые экономические условия, тогда как каждая попытка преобразований изнутри разбивалась о сопротивление этих интересов. Политическая элита Китая в лице императора, родовой знати, чиновников настолько

4 Рахманов А.Б. Социальная философия Макса Вебера: метаморфозы и кризисы. М., 2012. С. 509.

5 Там же. С. 513.

6 Там же. С. 512.

была удовлетворена доходами от своих государственных должностей, что ей было экономически невыгодно вести какие-либо заморские войны. Создание в 221 г. до н.э. единой империи умиротворило ее, и "законные" внутренние войны с того времени стали невозможными. Оборона от варваров и их подчинение были задачей правительства исключительно в области полицейского обеспечения безопасности. Варваров надо было всегда держать на расстоянии и в подчинении. Для этого были выработаны геополитические правила Китая, которые регулировали "взаимоотношения между китайцами и варварами" ("хуаигуань"), предусматривали "использование варваров против варваров" ("ии чжии"), "оборону с помощью варваров" ("исячжифангуань"), не разрешали "варварам становиться (полноправными) китайцами" (бу сюй "иибъянься"). Эти стратагемные коды взаимоотношений с приграничными племенами и вассальными политическими образованиями Восточной Азии Китай постепенно перенес на все страны мира вне зависимости от их реальной экономической и военной силы. В Китае сложилось свое представление о мировом порядке и соответствующее ему мировозрение, основанные на различиях между китайцами и варварами (в современной интерпретации — между китайцами и иностранцами).

Китайские ученые, однако, полагают, что главной причиной миролюбия китайцев, их нежелания завоевывать другие страны было зерноводство, являвшееся основной формой сельскохозяйственного производства, которое предопределило негативное, запретительное отношение китайцев к войне как способу экспансии за пределы границ возделываемых ими земель. Для ведения своего хозяйства китайским крестьянам требовался порядок и спокойная окружающая обстановка. Психология привязанности к одному месту жительства и отсутствие желания менять его — одни из основных черт китайской психологии, — считают они. Сельскохозяйственное производство и соответствующий образ жизни были тесно связаны с землей. Как говорит Фэн Тяньюй в "Истории культуры Китая", сельскохозяйственная экономика — это мирная экономика. Порожденная этим национальная психология носит оборонительный по своему типу характер. Все что нужно было китайцам от легендарной династии Ся до династии Хань, правивших в эпоху Чжоу, была сельскохозяйственная экономика, существовавшая по принципу самообеспечения, которая нуждалась только в одном — стабильности.

В связи с этим современные китайские ученые выделяют две ошибки древней геополитики Китая, обусловленные ее географическим положением, которые оказали катастрофическое влияние на развитие Китая и привели к упадку страны. Первая — это китае-центризм. Формула "Китай — это центр", которая изначально

имела смысл центра как сферы распространения власти китайской империи, постепенно приобрела смысл центра мира. Это привело к самоизоляции Китая, игнорированию научно-технических достижений Запада и как следствие — к отсталости Китая. Вторая — геополитическое представление о "важности Суши и малоценности Моря", которое привело к недооценке военно-морских сил в оборонной стратегии страны и поражению Китая в морском противостоянии экспансии западных стран и превращению Китая в полуколониальную державу7.

Теоретическая основа древней геополитики Китая складывалась и развивалась в период "Чуньцю" ("Весны—Осени") и "Чжаньго" ("Воюющих царств") в школе военной философии "бин-цзя", а точнее в группе знатоков стратегии и тактики ("цюаньмоу"). Наиболее важные сочинения бин-цзя — "Сунь-Цзы" Сунь У и "У-Цзы" У Ци вместе с пятью другими трактатами, объединенные в "Се-микнижие военного канона" ("Уцзин цишу"), стали основой практически всех традиционных военно-политических доктрин не только Китая, но и Японии, Кореи и Вьетнама.

Первые шаги практической геополитики древнего Китая вырабатывались в ходе многочисленных войн. В частности, в эпоху "Воюющих царств", когда семь больших княжеств в течение более чем 180 лет вели между собой войны за рост своего могущества и возможность объединения под своим началом всех княжеств, расположенных на Центральной равнине. Фактически это были войны за контроль над пространством равнины с ее богатыми природными ресурсами. Непрерывные войны способствовали появлению различных тактик и стратегий в области военного дела и дипломатии. Как отмечает Шэнь Вэйле, в жестокой военно-политической борьбе и дипломатической деятельности, имеющей содержание "международных отношений", появилась дипломатия "Хэцзун" (дословно "объединение по вертикали") — объединение слабых княжеств, расположенных территориально с севера на юг, для борьбы против сильного княжества Цинь. Выразителем этой политики был Су Цин. Он действовал дипломатическими приемами и путем переговоров достигал поставленной цели. Единственным условием для установления или разрыва отношений он считал наличие интересов. Имелась в то время и другая дипломатия — "с позиции силы" "Ляньхэн" (дословно — "объединение по горизонтали") — объединение сильных княжеств с запада на восток для захвата и подчинения более слабых княжеств. Ярким представителем этой политики был Чжан И8.

7 См.: Лоу Яолун. Геополитика и оборонная стратегия Китая. Тяньцзинь, 2002. С. 85—86.

8 Введение в геополитику / Под ред. Шэнь Вэйле. Пекин, 2004. С. 22 (Diyuan zhengzhixue gailun / Shen Weilie zhubian. Beijing, 2004. di 22 ye).

Су Цин и Чжан И, как это ни странно, учитывая разные методы достижения цели, были представителями одной научной школы, основателем и учителем которой был Гуй Гуцзы9. Помимо чисто философских вопросов в школе исследовались и более практические проблемы, в частности принципы и методы объединения княжеств в единое государство. Су Цин и Чжан И исследовали изменения и развитие во внутренних и внешних делах княжеств с тем, чтобы иметь возможность определить весь комплекс их интересов. С целью выработки правильного дипломатического курса изучали международное, стратегическое и географическое положение княжеств. Они, в частности интересовались природными условиями, населением, национальным составом, транспортными путями и индустрией княжеств. Вся эта информация использовалась для формирования геостратегии, целями которой были контроль над Центральной равниной и объединение Китая10. Су Цин и Чжан И были первыми китайскими геополитиками-практиками, которые своей "международной деятельностью" подготовили объединение Китая.

Самым большим геополитическим вызовом китайской цивилизации стала война 1840 г., которая резко и, можно сказать, навсегда изменила всю парадигму дальнейшего развития великой державы. Беда пришла с моря, т.е. с того направления, откуда ее никогда не ждали. Море всегда ассоциировалось с естественной природной преградой, которая вечно будет защищать Китай от внешних врагов. Угрозы безопасности Китаю, как правило, исходили с севера Суши (набеги кочевников), поэтому именно там строилась Великая Китайская стена. Как пишет Цзюй Хайлун, опора на моря как надежный тыл и разворот всей государственной машины на север были естественным выбором стратегии национальной безопасности династий Центральной долины11. Морское вторжение, "колониальная агрессия" Запада в 1840 г. (первая "опиумная" война) показали не только ошибочность древних геополитических представлений китайцев о "значимости Суши и малоценности Моря", но и, по однозначному определению Се Цзюньмэя, "породили борьбу между культурами Запада и Востока"12, которую много позже назовут "столкновением цивилизаций".

9 "Гуй Гуцзы" — это трактат, появившийся в эпоху "Воюющих царств". По мнению В.В. Малявина, автор этого трактата неизвестен. Его литературный псевдоним, давший название трактату, означает буквально Ученый Чертовой долины (Искусство управления / Сост., пер., впупит. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2003. С. 245. URL: http:/baike.baidu.com/view/16651.htm).

10 Введение в геополитику. С. 23.

11 Цзюй Хайлун. Стратегия морской силы Китая. Пекин, 2009. С. 3 (Zhongguo haiquan zhanlue / Ju Hailong zhu. Beijing, 2009. Di 3 ye).

12 Се Цзюньмэй. Предисловие // Вэй Юань. Описание морских держав с картами / Комментарии Ли Цзюйлань. Чжэнчжоу, 1999 (Haiguo tuzhi / Wei Yuan zhu. Li Julan pianzhu. Zhongzhou guji chubanshe. Zhengzhou, 1999).

С 1840 г. Китай постепенно стал ощущать нарастающее давление извне по всему периметру внешних границ пограничных районов своего геополитического пространства. Система межгосударственных отношений в Восточной Азии, центром которой на протяжении столетий был Китай, казавшаяся незыблемой и прочной, при первом сильном ударе стала на глазах рушиться. По мнению Е Цзычэна, эта система испытала три таких удара, которые китайский ученый называет кризисами. Первый произошел в 40— 50-е гг. XIX в., когда Запад в ходе "опиумных" войн "открыл ворота страны" и Китай стал постепенно подвергаться колонизации. Второй кризис пришелся на 60—70-е гг. XIX столетия и характеризовался тем, что приграничные районы Китая стали "взывать о помощи", так как Япония и США захватили Тайвань, Япония аннексировала острова Люцю (между Японией и Тайванем, недалеко от островов Дяоюйдао), Англия вторглась в Бирму и спровоцировала "инцидент Мацзяли" в провинции Юньнань, Россия и Англия пристально "присматривались" к Синьцзяну. Третий кризис начался в 80-е гг. XIX столетия и закончился в 1911 г. Синьхай-ской революцией. В эти годы Запад трижды развязывал войны: франко-китайскую (1883), японо-китайскую (1894), а также войну восьми союзнических армий и ввод их войск в Пекин (1900)13.

На периферии пространства китайской цивилизации западные страны, пользуясь слабостью Китая, начали постепенное разрушение пограничного пояса великой империи. Так, с 1824 по 1885 г. Англия в ходе трех войн захватила Бирму, Индию превратила в свою провинцию, Вьетнам стал протекторатом Франции. В 1895 г. Япония заставила династию Цин отказаться от сюзеренитета над Кореей, а в 1910 г. вообще превратила последнюю в свою колонию. В 1903 г. царская Россия "погубила" (т.е. присоединила) Кокандское ханство, которое поддерживало тесные торговые связи с Синьцзя-ном. В 1913—1915 гг. царская Россия "спровоцировала" (поддержала) независимость Монголии. Таким образом была разрушена система родо-племенных и династийных отношений, носящих вассальный характер, существовавшая в обществах Восточной Азии на протяжении почти 2000 лет. Слабые страны, составлявшие основу пограничного буферного пояса Китая, почти полностью превратились в колонии Запада и Японии или вошли в сферу их геополитического влияния14.

Юридическое закрепление полуколониального статуса Китая было оформлено в договорах, навязанных Китаю западными стра-

13 Геополитика и дипломатия Китая / Гл. ред. Е Цзычэн. Пекин, 1998. С. 262—263 (Diyuanzhenzhi yu Zhongguo waijiao / Ye Zicheng zhubian. Beijing, 1998).

14 Там же. С. 264.

нами. С 1689 по 1949 г. Китай подписал 1182 дипломатических документа с иностранными державами. Первый неравноправный, по мнению китайских ученых, договор Англия заставила подписать Китай в 1842 г. после первой "опиумной" войны (Нанкинский договор)15. С 1842 по 1919 г. Китай вынудили подписать 709 неравноправных договоров, из них: с Англией — 163, Японией — 153, царской Россией — 104, Францией — 73, Германией — 47, США — 41, Бельгией — 26, Португалией — 13, Италией — 7, Австрией — 5, Голландией — 5, Испанией — 4 и 68 — с другими странами. Все неравноправные договоры несли в себе один общий момент — ущемление суверенитета Китая. Оно принимало различные формы, такие, как специальные статьи и контракты, которые большей частью представляют собой железнодорожные займы, совместное использование железных дорог и другие формы экономической деятельности, например Китайско-российский договор от 1898 г. об аренде земли под порт Люйда/Дальний, а также особые права, в том числе расквартирование войск, судоходство по внутренним рекам, консульская юрисдикция, свобода миссионерской деятельности, таможенное управление, создание сеттльментов и много других16. В результате западные страны получили на территории Китая базы для дальнейшей экономической и, в случае необходимости, военной экспансии вглубь, во внутренние провинции страны.

Одним из первых, кто задумался над последствиями произошедших геополитических изменений вокруг Китая, был известный китайский мыслитель Вэй Юань (1794—1857). В своем многотомном труде "Описание морских держав с картами" ("Хайго тучжи")17, прозорливо предчувствуя, что следующие вызовы Китаю тоже таятся в море, Вэй Юань исследует все морские державы мира. Он рассматривает страны, возможно, одним из немногих в мире, со стороны моря. Кроме "Морского планирования" все остальные разделы озаглавлены названиями океанов. Содержание самих глав посвящено странам, "омывающим" эти океаны. Так, Россия представлена в "Северном океане", страны Азии в "Юго-восточном

15 Международное право / Гл. ред. Ван Тэъя. Пекин, 1981. С. 328 (Guojifa / Wang Teya zhubian. Falu chubanshe. Beijiung, 1981. Di 328 ye).

16 См.: Лю Хунхай. Глобальная стратегия. Пекин, 1993. С. 260 (Quanqiu zhanlue-lun / Liu Honghai. Zhongguo guangbo dianshi chubanshe. 1993. Di 260 ye).

17 См.: Вэй Юань. Описание морских держав с картами / Коммент. Ли Цзюйлань. Чжэнчжоу, 1999 (Haiguo tuzhi / Wei Yuan zhu. Li Julan pianzhu. Zhongzhou guji chubanshe. Zhengzhou, 1999). "Описание морских держав с картами" состоит из 100 томов, написанных в течение 10 лет и изданных 3 выпусками: в 1842 г. (первые 50 томов), в 1847 (дополненные до 60 т.) и в 1852 (все 100 т.). Автор данной статьи пользовался адаптированным однотомным (1999 г.) изданием с обширными комментариями и статьями Ли Цзюйланя.

океане" и "Юго-западном океане". Как отмечает редактор и комментатор Ли Цзюйлань, "Хайго тучжи" — это энциклопедическое издание, в котором собраны сведения о географии, истории, политике, экономике, армии, науке, религии, культуре и образовании морских держав18. Оно дало китайцам систематизированные знания практически обо всех странах мира, расширило кругозор и существенно изменило их древнее мироощущение. Наличие географических карт позволило китайцам по-новому взглянуть на местоположение Китая, его связанность с другими державами мира, дало возможность больше узнать о странах, совершивших агрессию против Китая. "Хайго тучжи" оказал также огромное влияние на Японию и начало процесса преобразований в ходе эпохи Мэйдзи.

Вэй Юань запомнился также тем, что осмелился призвать китайцев учиться у Запада. Как говорит Ли Цзюйлань, логика рассуждений Вэй Юаня состояла в том, что для победы в войне против агрессии необходимо было сначало обуздать, усмирить варваров ("чжи и"), затем познать варваров ("си и") и последнее, но, пожалуй, самое главное — научиться у варваров ("ши и"). Издание своего труда он рассматривал как реальное воплощение в жизнь одного из этих этапов — познание варваров, т.е. Англии и вообще Запада. Однако одного этого было мало, поэтому Вэй Юань призывал в первую очередь изучать систему обучения и подготовки войск, современные методы строительства кораблей и производства пушек. Все это необходимо было для формирования морской силы Китая, с помощью которой можно было победить варваров.

Термин "сила Моря" на китайском языке появился во время китайско-французской войны. В 1885 г. посол Китая в Германии Ли Фэнбао перевел на китайский язык книгу "Новый смысл войны на море", которая тогда появилась в Австро-Венгерской империи, где впервые был использован термин "морская сила". В 1900 г. в Шанхае в ежемесячном журнале "Восточная Азия" в серии статей под общим названием "Основные факторы морской силы" было изложено основное содержание работы А.Т. Мэхэна "Влияние морской силы на историю", что позволило китайской интеллигенции впервые познакомиться с теорией силы Моря. В 1903 г. в альманахе "Синьминь цунбао" Лян Цичао под псевдонимом Лян Цисюнь опубликовал статью "Морская сила Тихого океана и будущее Китая", в которой подчеркивалось, что государство, добивающееся мирового статуса, должно в первую очередь бороться за создание морской силы страны. В 1907 г. цинский чиновник Яо Сигуан, который составлял проект строительства военного флота

18 Там же. С. 30.

Китая, также отмечал необходимость наличия у страны морской силы19.

Большое влияние на развитие науки в Китае, в том числе геополитики, оказала китайская молодежь, получившая образование за границей. Первая группа для обучения за рубежом была сформирована в 1877 г. Тогда из Китая на учебу в Европу были направлены около 100 человек. По возвращении молодые люди заняли разные посты во флоте страны. С 1903 г. началась массовая отправка молодежи на учебу в Японию. В 1909 г. стали отправлять учащихся в США. Для отбора молодежи, направляемой для обучения за границу, в 1911 г. была создана школа Циньхуа. С 1912 г. организована отправка учеников во Францию. В 1920 г. в России создается Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), который в дальнейшем переименовывается в университет имени Сунь Ятсена20. В сентябре 1920 г. для социалистически настроенной молодежи, желавшей получить образование в Москве (в КУТВ), Чэнь Дусю и представитель Владивостокского отделения Дальбюро ЦК РКП(б) Г.Н. Войтинский (Григорьев) организовали в Шанхае Школу иностранных языков, где в основном изучался русский язык. В 1921 г. первой группе окончивших учебу китайцев (34 человека) Г.Н. Войтинский предоставил средства для поездки в Рос-сию21. Университет имени Сунь Ятсена окончили многие будущие военные и политические деятели Китая, в том числе Дэн Сяопин. В 30—40-е гг. в Китай стали возвращаться молодые китайцы, которые получили образование на Западе и в Японии и уже имели представление о геополитике, однако в тот период существовала большая путаница в переводе на китайский язык самого термина "геополитика".

После провозглашения 1 января 1912 г. Китайской Республики Сунь Ятсен образовал в своем первом правительстве Военно-морское министерство, поставив проблему "морской силы" в повестку дня оборонной стратегии Китая. Сунь Ятсен отмечал, что "так называемая проблема Тихого океана — это проблема мировой морской силы", "важным элементом Тихого океана является Китай",

19 Полная история границ Китая: В 8 т. / Гл. ред. Ма Дачжэн. Пекин, 2000; Полная история морских границ Китая / Ред. Чжан Вэй, Фан Кунь. Чжэнчжоу, 2000 (2-е изд. — 2003) (Zhongguo bianjiang jinglueshi ceshu. Ma Dazheng zhubian. Zhong-guo haijiang tongshi. Zhengzhou, 2003). С. 435; Лю Чжунминь. Мировая морская политика и стратегия морского развития Китая. Пекин, 2009. С. 25 (Shijie haiyang zhengzhi yu Zhongguo. В 1921 г. haiyang fazhanzhanlue / Liu Zhongmin. Beijing, 2009. Di 25 ye).

20 См.: Ли Ланьцин. Прорыв: как открывались ворота страны. 30-летию начала реформ в Китае посвящается. М., 2010. С. 413.

21 См.: Сотникова И. Коминтерн и начало коммунистической работы в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 6. С. 128.

"борьба за морскую силу Тихого океана — это борьба за власть над китайскими (морскими) проходами". Как видно из этих и многих других высказываний, Сунь Ятсен очень четко представлял значимость морской силы Китая и ее место в мировой геополитической архитектонике. Многие решения и планы Сунь Ятсена по развитию морской силы молодой Китайской Республики по многим причинам внутреннего развития страны так и остались только начинаниями и не были реализованы22.

Геополитическое положение, в котором оказался Китай после китайско-японской войны, вторжения союзнических войск западных стран в Пекин, введения российских войск на северо-восток Китая для охраны Китайско-Восточной железной дороги и Русско-японской войны, широко обсуждалось по всей стране, поскольку именно в эти годы полуколониальный статус Китая принял самые унизительные для великой страны формы. Ученые пытались найти ответы на вызовы, с которыми столкнулся Китай. Так, Се Бинь (1887—1948), в 1916 г. вернувшийся на родину после получения образования в Японии, становится ближайшим сподвижником Сунь Ятсена. В разные годы он совершает поездки в западные и южные регионы Китая, после чего появляются "Записки о путешествии в Синьцзян" (с предисловием Сунь Ятсена) и "Записки о путешествии в Юньнань". В 1924 г. по просьбе Сунь Ятсена Се Бинь участвует в реорганизации партии Гоминьдан, отвечает за связь с Россией и коммунистами, занимается политической работой. В 1925 г. он пишет одну из самых известных своих работ "Национальная оборона и дипломатия" ("Гофан юй вайцзяо")23. Как экономический советник правительства в Гуанчжоу и близкий соратник Сунь Ятсена Се Бинь имел доступ ко всем материалам по пограничной тематике, поэтому книга получилась информационно насыщенной, в целом взвешенной и достаточно полезной даже сегодня для российского китаеведения. Особый интерес представляет глава "Серьезные проблемы разграничения государственной границы между Россией и Китаем", в которой дается систематизированная таблица российско-китайских договоров с 1689 по 1884 г. В отличие от других китайских авторов Се Бинь в разделе "Земли, утраченные при разграничении" говорит лишь об очень скромной "утраченной" площади в 235 км2 — по договору 1858 г. (120 км2) и договору 1860 г. (115 км2). Здесь, как мы видим, и в помине нет 1,5 млн км2, которые появятся потом во всех китайских территориальных претензиях к России. Возможно, поэтому после смерти

22 См.: Сунь Ятсен. Проблемы Тихого океана после войны. Пекин, 1919 (Taip-ingyang zhanhou wenti / Sun Zhongshan. Beijing, 1919).

23 См.: Се Бинь. Национальная оборона и дипломатия. Шанхай, 1925 (Guofang yu waijiao / Xie Bin. Shanghai, 1925).

Сунь Ятсена Се Бинь отойдет от активной политической деятельности, его книга забудется не только китайскими историками, но, как ни странно, и российскими синологами. Последние годы Се Бинь будет работать деканом экономического факультета Хунань-ского университета.

В "Национальной обороне и географии" Се Бинь подробно освещает позицию китайской стороны на китайско-российских переговорах по Синьцзяну и реке Сунгари, китайско-английских переговорах по Тибету и Бирме, по проблемам незаконной экономической деятельности Японии в Маньчжурии и Шаньдуне, по пограничным вопросам между Гуандуном и Вьетнамом. В последнем разделе, как бы подчеркивая всю абсурдность ситуации, автор скрупулезно перечисляет все иностранные административные районы, незаконно существующие на территории Китая. Описывая унизительное положение страны, Се Бинь говорит об ограниченности дипломатических ресурсов у Китая для отстаивания интересов собственной национальной безопасности. Се Бинь был первым среди китайских ученых, кто стал рассматривать политические аспекты географических проблем. Известная работа К. Хаусхофера "Границы в их географическом и политическом значении" появилась только в 1927 г.24 Объединяет Се Биня и Хаусхофера общая боль за свою униженную страну и понимание того, что острее всего это сказывалось на границах, их перекройке, незащищенности, вынужденной прозрачности и, главное, оборачивалось полной потерей контроля над ней по всему ее периметру. Выводы из своих работ авторы, правда, делают разные. Хаусхофер, исходя из гибкости границ, их непостоянства, говорит о необходимости расширения жизненного пространства Германии. Се Бинь, описывая все нарушения китайской границы, неправомочность ее пересечения, захват территории, организацию различных иностранных экстерриториальных образований, призывает только к возврату Китаю утраченных территорий и восстановлению суверенитета страны.

В декабре 1927 г. в журнале "Хайцзюнь цигань" ("Военно-морское периодическое издание") в разделе "Важные факторы морской силы" возобновляется публикация книги А. Т. Мэхэна "Влияние морской силы на историю". "Хайцзюнь цзачжы" ("Военно-морской журнал"), "Хайцзюнь чжэнцзянь юегань" ("Военно-морское строительство") в своих статьях рассказывают о современной мировой истории развития военно-морских сил, тактике и стратегии собственных ВМС. В Китае появляется много сторонников западной теории морской силы, призывающих к возрождению морской

24 Хаусхофер К. Границы в их географическом и политическом значении (1927) // Классика геополитики, XX век: Сборник / Сост. К. Королев. М., 2003.

силы Китая, которых возглавляет военно-морской министр Чэнь Шаокуань. Можно сказать, что в эти годы термин "морская сила" ("хайцюань", "хайшан цюаньли") становится популярным и широко применяется в военных и политических кругах страны25.

В период антияпонской войны такие авторы, как Ху Хуаньюн и Се Бинь, начинают прослеживать зависимость национальной безопасности страны от ее географического положения, видят необходимость обеспечения неприкосновенности границ дипломатическими средствами, ставят проблему перемещения населения и освоения приграничных районов в военное время26. В 1939 г. в своей работе "Проблемы перемещения (населения) и освоения приграничных районов в военное время" Се Бинь один из первых говорит о необходимости использования населения в военных целях в зависимости от времени и пространства боевых действий. Он также делает выводы о необходимости овладения стратегически выгодными для Китая позициями как на материке, так и в зоне морских рубежей. В 1942 г. в "Оборонной географии" Ху Хуаньюн выдвигает идею о "естественных границах государства в виде гор, рек и морского побережья, которые могут уменьшить международные споры" по этим вопросам. Заметим, что "Оборонная география" Хаусхофера, в которой затрагивались эти же вопросы, была переведена в Китае только в 1945 г.

После образования КНР в Китае в 1965 г. издается "Демократические идеалы и реальность" Дж. Маккиндера, в 1985 г. — "Географическая ось истории". Для нас интересно то, что в 1977 г. была переведена работа советского адмирала С.Г. Горшкова "Морское могущество государства", которая в 1985 г. была переиздана, а ее основное содержание можно сейчас найти в китайском секторе интернета. Этот труд советского адмирала внимательно изучается китайскими учеными, особенно военными, однако в самой России он предан забвению и нигде не упоминается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение в геополитику / Под ред. Шэнь Вэйле. Пекин, 2004 (Diyuan zhengzhixue gailun / Shen Weilie zhubian. Beijing, 2004. di 22 ye).

25 См.: ЦзюйХайлун. Стратегия морской силы Китая. Пекин, 2009. С. 3 (Zhong-guo haiquan zhanlue / Ju Hailong zhu. Beijing, 2009. Di 3ye).

26 См.: Ху Хуаньюн. Оборонная география. Пекин, 1938 (Guofang dili / Hu Huanyong zhu. Guomin zhengfu junshi weiyuanhui zhengzhibu bianyin. 1938); Он же. География и национальная оборона. Пекин, 1941 (Dili yu guofang / Hu Huanyong zhu. Zheng-zhong shuju. 1941); Се Бинь. Национальная оборона и дипломатия. Шанхай, 1925 (Guofang yu waijiao / Xie Bin zhu. Shanghai, 1925); Он же. Проблемы перемещения (населения) и освоения приграничных районов в военное время. Чунцин, 1939 (Zhanshi yi ken bianjian wenti / Xie Bin zhu. Chongqin, 1939).

Вэй Юань. Описание морских держав с картами / Коммент. Ли Цзюй-лань. Чжэнчжоу, 1999 (Haiguo tuzhi / Wei Yuan zhu. Li Julan pianzhu. Zheng-zhou, 1999).

Геополитика и дипломатия Китая / Гл. ред. Е Цзычэн. Пекин, 1998. (Diyuanzhenzhi yu Zhongguo waijiao / Ye Zicheng zhubian. Beijing, 1998).

Ли Ланьцин. Прорыв: как открывались ворота страны. 30-летию начала реформ в Китае посвящается. М., 2010.

Лоу Яолун. Геополитика и оборонная стратегия Китая. Тяньцзинь, 2002.

Лю Хунхай. Глобальная стратегия. Пекин, 1993 (Quanqiu zhanluelun / Liu Honghai. Zhongguo guangbo dianshi chubanshe. Beijing, 1993).

Лю Чжунминь. Мировая морская политика и стратегия морского развития Китая. Пекин, 2009 (Shijie haiyang zhengzhi yu Zhongguo haiyang fazhanzhanlue / Liu Zhongmin. Beijing, 2009).

Международное право / Гл. ред. Ван Тэъя. Пекин, 1981 (Guojifa / Wang Teya zhubian. Falu chubanshe. Beijing, 1981).

Пиков Г.Г. Из истории исторической науки: Карл Август Витфогель (1896—1988). URL: www.sati.arhaeology.nsc.ru

Полная история границ Китая: В 8 т. / Гл. ред. Ма Дачжэн. Пекин, 2000.

Полная история морских границ Китая / Ред. Чжан Вэй, Фан Кунь. Чжэнчжоу, 2000 (2-е изд. — 2003) (Zhongguo bianjiang jinglueshi ceshu. Ma Dazheng zhubian. Zhongguo haijiang tongshi. Zhengzhou, 2003).

Рахманов А.Б. Социальная философия Макса Вебера: метаморфозы и кризисы. М., 2012.

Се Бинь. Национальная оборона и дипломатия. Шанхай, 1925 (Guofang yu waijiao / Xie Bin. Shanghai, 1925).

Се Бинь. Проблемы перемещения (населения) и освоения приграничных районов в военное время. Чунцин, 1939 (Zhanshi yi ken bianjian wenti / Xie Bin zhu. Chongqin, 1939).

Сотникова И. Коминтерн и начало коммунистической работы в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 6.

Сунь Ятсен. Проблемы Тихого океана после войны. Пекин, 1919 (Taip-ingyang zhanhou wenti / Sun Zhongshan. Beijing, 1919).

Хаусхофер К. Границы в их географическом и политическом значении (1927) // Классика геополитики. XX век: Сборник / Сост. К. Королев. М., 2003.

Ху Хуаньюн. Оборонная география. Пекин, 1938 г. (Guofang dili / Hu Huanyong zhu. Guomin zhengfu junshi weiyuanhui zhengzhibu bianyin. Beijing, 1938).

Ху Хуаньюн. География и национальная оборона. Пекин, 1941 (Dili yu guofang / Hu Huanyong zhu. Zhengzhong shuju. Beijing, 1941).

Цзюй Хайлун. Стратегия морской силы Китая. Пекин, 2009 (Zhongguo haiquan zhanlue / Ju Hailong zhu. Beijing, 2009).

Чэнь Шаохуа. Геополитические и геоэкономические игры между государствами // Обществ. науки. Журн. Уханьского технол ун-та. 2009. Июнь. № 3.

Series of a complete history of China borders. A complete history of China Areas and territorial seas. Zhengzhou, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.