Научная статья на тему 'Исторический аспект в использовании информационных технологий в подготовке учителя физики'

Исторический аспект в использовании информационных технологий в подготовке учителя физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Антонина Владимировна, Иродова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект в использовании информационных технологий в подготовке учителя физики»

выявляет и реализует имманентные качества, ей присущие.

Важно учитывать, что любая целостная система находится в состоянии постоянного развития и самосовершенствовании, причем каждый элемент системы, включающий в себя не менее двух субъектов взаимодействия, может быть рассмотрен и как самостоятельная целостность и как самодостаточный компонент другого уровня системных связей и опо-средований как более низкого, так и более высокого порядка.

Особое внимание современная систематика обращает на природу, механизмы организации и закономерности развития систем целенаправленного функционирования, чья структура и логика взаимодействия всех иерархических уровней внутри и вне ее подчинены достижению определенных научных и практических целей.

Понимание этого требует применения педагогического подхода к управлению указанной деятельностью как системой, способного обеспечить достаточную полноту практических связей и взаимодействий как внутри самой системы, так и ее вне ее имманентного содержания. Таковым подходом является ,на наш взгляд, синергетический, который и был положен нами в основу управленческой и учебно - воспитательной концепции организации работы колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии.

Особое внимание в синергетически осмысленном педагогическом подходе следует уделить выявлению общих и частных механизмов управления и информационного насыщения разноуровневыми составляющими процесса функционирования объекта как целенаправленно организуемой и социально прогнозируемой и реализуемой системы.

В нашем исследовании мы попытались осуществить такого рода научный подход на интегративно - регулятивных и последовательно детерминируемых уровнях. Таковыми, на наш взгляд, являются метауровень, представляющий синергетическое взаимодействие системы с внешней, по отношению к предмету исследования, средой, и три основных уровня (мезо-, макро- и микро-), представляющих внутренние интегративные связи субсистемного характера.

Это, на наш взгляд, особенно важно при решении такой задачи системно-синергетического подхода, как логика и координация

внутрисистемных связей элементов высших и низших уровней и установление между ними не только прямой (влияния высших на характеристики низших), но и обратной (соподчинения взаимовлияния низшего и высшего порядка элементов) взаимной связи.

При методологической разработке данного аспекта проблемы важно, на наш взгляд, выделить еще одну особенность синергетического подхода к изучению социальных процессов, в том числе и педагогических. Не только объект и предмет, но и сам процесс исследования синергетической системы, выстроенной на достаточных научных основаниях, является сложной полисубъектной системой, требующей отдельного рассмотрения и анализа.

Именно процесс реального функционирования (в содержании и понятийном аппарате нашей проблемы - жизнедействия) определяет целенаправленность управления различного уровня компонентами и элементами педагогического синергетизма. В свою очередь, этот процесс является самостоятельным предметом синергетический анализа, без методов и технологических средств которого не может быть осуществлен полноценный системный подход и обеспечена жизнедеятельность собственно педагогического объекта и предмета исследования.

А.В. ЛУКЬЯНОВА, И.А. ИРОДОВА

Исторический аспект в использовании информационных технологий в подготовке учителя физики

Информационные технологии (ИТ), согласно определению ЮНЕСКО1, это технологии хранения, передачи, поиска, сбора и обработки информации с помощью разнообразных технических устройств.

В развитии подходов к использованию ИТ в учебном процессе и, соответственно, в подготовке будущего учителя физики можно выделить ряд этапов. Они определяются следующими факторами: 1) потребностями общества, связанными прежде всего с уровнем его развития; 2) общемировым научно-

1 «Information technology includes technology for data base management systems, as well as for information distribution, such as teleprocessing systems, networks of terminals, videotex systems, micrography, etc.» (http://databases.unesco.org/thesaurus/ - 2.12.2005)

техническим прогрессом, влияющим на тенденции развития ИТ в нашей стране; 3) изменением концепции высшего профессионального образования и требований к подготовке специалиста.

Впервые подготовка будущих учителей физики к работе с ИТ началась в 1954 году, когда в учебных планах физико-математических факультетов педагогических вузов появился предмет «Методика использования учебного кино». Будущие учителя физики и математики изучали принцип действия и устройство кинопроектора, порядок работы и способы устранения неисправностей, знакомились с методикой применения кинематографа и даже получали удостоверение кинодемонстратора. Дальнейшая трансформация этого курса шла (и продолжает идти) по пути добавления всё новых и новых технических устройств и способов работы с ними в учебно-воспитательном процессе.

60-е годы XX века характеризуются, во-первых, развитием аудиовизуальной техники в нашей стране (например, широкое распространение бытовых катушечных магнитофонов, развитие отечественного телевидения, выход первой учебной телевизионной передачи) и, во-вторых, разработкой теории и накоплением практического опыта программированного обучения.

Эти факторы оказали немалое содействие тому, что «Учебное кино» к концу 60-х годов преобразовалось в предмет «Технические средства обучения» (ТСО). Программа этого курса (для специальностей «физика», «физика и трудовое обучение», «физика на иностранном языке») 1970 года содержит следующие разделы:

• дидактические основы применения технических средств в учебном процессе школы;

• технические средства информации (статическая проекционная аппаратура, учебная и научная кинематография, учебное телевидение, звукотехника);

• технические средства контроля и управления учебным процессом;

• комплексное использование технических средств в учебном процессе;

• техника безопасности при работе с техническими средствами;

• методика применения ТСО.

Эта структура примерно сохраняется и в последующие годы.

В качестве средств контроля и управления учебным процессом изучались контрольно-обучающие устройства, аналоговые тренажёры, адаптивные и частично-адаптивные машины. Ни о каких компьютерах или, как тогда говорили, ЭВМ в программе не упоминается, хотя в промышленности (и особенно в военной) ЭВМ в это время уже широко использовались.

Следует отметить, что программа 1970 года не предусматривала разработку дидактических материалов для ТСО самими студентами и ограничивалась лишь «анализом фонда аудиовизуальных пособий».

70-е годы ХХ века знаменательны широким распространением больших ЭВМ и появлением первых персональных компьютеров. Но ЭВМ в школах в 70-е и даже в 80-е годы были редкостью. Тогда они использовались лишь в отдельных, как правило, специализированных физико-математических школах при университетах (например, ФМШ № 18 им. А.Н. Колмогорова при МГУ им. М.В. Ломоносова в конце 70-х годов имела ЭВМ «Мир-1»).

Новая учебная программа курса ТСО (1978 года) обогатилась разделами «обслуживание ТСО» и «изготовление дидактических материалов». Эти разделы, с нашей точки зрения, появились вполне закономерно: проведение занятий по данным направлениям должно способствовать развитию творческих способностей студентов. Именно поэтому эти разделы сохранились и в Государственном образовательном стандарте наших дней (2005 года). Кроме того, в программе 1978 года в разделе «Технические средства контроля и управления учебным процессом» появилось «Использование ЭВМ в учебном процессе», и это связано с начавшимся стремительным проникновением компьютерной техники во все виды человеческой деятельности: электронизацией и информатизацией всех отраслей производства; автоматизацией непроизводственной сферы народного хозяйства (науки, здравоохранения, почты, образования, проектно-конструкторской деятельности и т.д.); компьютеризацией управленческой деятельности [1].

80-е годы — это «победа» персональных компьютеров в области вычислительной техники (они догоняют по быстродействию большие ЭВМ) и быстрый рост компьютерной сети Интернет во всём мире. Кроме того,

развитие видеотехнологий привело к созданию цветных мониторов высокого разрешения; появились качественные звуковые платы для ПК и, как следствие, появились первые мультимедийные программные продукты с прекрасной графикой и хорошим звуком.

Мировая тенденция НТП привела к тому, что в 1985/86 учебном году в школе появляется новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники», что можно считать началом массовой компьютеризации школы. К сожалению, ввиду отсутствия соответствующей материально-технической базы началась эра «безмашинного программирования», которая у большинства учащихся (и учителей) вызывала отрицательные эмоции. (К 1991 году, по результатам исследований Б.С. Гершунского [2], лишь 14% российских школ имели компьютерные классы.) Умение программировать называлось в те времена «второй грамотностью» (А.П. Ершов, Е.П. Велихов). Этот подход к компьютеризации образования подвергся справедливой критике 10 лет спустя, когда выяснилось крупное отставание России в использовании ИТ по сравнению со всем остальным миром: «у них» воспитывали компьютерного пользователя, а «у нас» пытались поголовно всех сделать программистами, да ещё при отсутствии надлежащего парка компьютеров [2]. Кризис советской государственной системы проявился и в области информатизации образования.

Однако нельзя не упомянуть, что недостаток хороших компьютеров привёл к появлению поколения программистов-виртуозов, способных своим творческим потенциалом компенсировать недостатки техники. До сих пор российские программисты ценятся во всём мире, а наши студенты побеждают на международных олимпиадах по программированию.

Начало массовой компьютеризации школы отразилось и на учебных программах педагогических вузов. В сборнике учебных программ для физико-математических специальностей 1988 года появляется замечательный предмет: «Использование вычислительной техники в учебном процессе», в котором ЭВМ рассматривается как предмет изучения, как средство обучения и как средство управления и организации учебно-воспитательного процесса. Подобный подход сохраняется и до настоящего времени по отношению к компьютерной технике и ИТ в целом.

Конец 80-х годов и 90-е годы для России были годами изменения политической системы. Это не могло не отразиться и на образовательной системе.

Кардинальным изменением российской системы образования был переход от обязательных учебных планов и программ к Государственному образовательному стандарту (ГОСу), содержащему как обязательную, так и вариативную компоненты, что было связано с новым уровнем развития российского общества — его демократизацией. В ГОСе квалификации «учитель физики» первого поколения (1995 год) отсутствует предмет «Технические средства обучения», зато включено изучение ИТ в разные блоки стандарта: в дисциплины общекультурной, психолого-педаго-гической, предметной и медико-биологической подготовки (табл. 1). Часть материала, изучавшегося ранее в курсе ТСО, вошла в курс «Информатика»: информационные процессы в природе и обществе и переработка информации человеком. Совершенно новым явилось появление в курсе «Педагогические теории, системы, технологии» новых информационных технологий (НИТ), мультимедиатехнологий и учебных телекоммуникационных проектов, что непосредственно отражало новые тенденции в мировом развитии ИТ.

Начало 90-х годов ХХ века связано с появлением Всемирной паутины — новообразования глобальной компьютерной сети Интернет, являющейся единым информационным пространством, которое кардинально изменило процессы информатизации в масштабе всей планеты. Знаменательно, что Всемирная паутина как гипермедийная система, объединяющая массивы разнородной информации, была создана физиками в европейском центре ядерных исследований (СЕК№). Сейчас чаще всего отождествляют оба понятия: Интернет (глобальную компьютерную сеть) и Всемирную паутину (глобальную гипертекстовую систему).

В середине 80-х годов высказывались опасения, что компьютеризация учебной деятельности породит дефицит общения и ослабление межличностных связей, а это негативно скажется на воспитательных возможностях компьютерного обучения [1]. В настоящее время можно сказать, что Интернет, предоставляя новые многообразные формы общения: электронную почту, форумы, клубы по интересам, «чаты», службы мгновенной доставки

сообщений, «интернет-дневники», 1Р-

телефонию, 1Р-видеотелефонию и т.д., укрепляет и расширяет межличностные связи, стирая расстояния между людьми, границы стран и континентов. Интернет - новая среда обитания человеческого общества. Грандиозные возможности, предоставляемые Интернетом по работе с информацией: отсутствие цензуры, демократичность, лёгкость поиска и пере-

В ГОСе первого поколения в федеральном компоненте отсутствовал курс ТСО. Это можно считать его существенным недостатком. Многие вузы сохранили этот курс за счёт регионального компонента. В ГОСе второго поколения (2000 года) этот предмет вернулся в блок общепрофессиональных дисциплин под новым именем - «Технические и аудиовизуальные средства обучения» (ТАВСО) - и обновлённым содержанием. Лаконичное описание этой дисциплины позволяло разрабатывать рабочие программы с изучением как традиционных ТСО, так и НИТ. Стандарт второго поколения существенно изменил свою структуру, и ИТ стали занимать там значительно меньшее место, чем в стандарте первого поколения. Информационные технологии в стандарте П-го поколения (2000 г.) изучаются в гораздо меньшем количестве дисциплин (см. табл. 1) и при меньшем количестве тем и

дачи данных - потребовали подготовки учителей к использованию богатства НИТ в учебно-воспитательном процессе. Но в ГОСе первого поколения разбросанность многочисленных аспектов ИТ по разным блокам создавала определённые трудности при их изучении, неясным оставалось место ИТ в профессиональной подготовке учителя физики и его дальнейшей деятельности.

разделов. Кардинально изменилось содержание курса «Информатика». Теперь она должна научить студентов алгоритмизации, моделированию информационных процессов и программированию. А информационные технологии остались только в курсе «ТАВСО» и, к сожалению, совершенно исчезли из методики обучения физике. Стандарт второго поколе-ния не учитывал стремительного развития цифровой аудиовизуальной техники, компьютеров и телекоммуникаций в начале ХХ! века, бурного слияния Интернета и средств сотовой связи, появления так называемого «мобильного Интернета». Эти недостатки ГОСа многие педагогические вузы исправляли за счёт введения спецкурсов, например, «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе по физике» [3], «Информационное и техническое

Таблица 1

Дисциплины, включающие разделы по изучению ИТ в федеральном компоненте ГОСа

Год 1995 2000 2005

Дисциплины 1) информатика; 2) педагогические теории, системы, технологии; 3) основы управления педагогическими системами; 3) методика преподавания физики; 4) основы здорового образа жизни и профилактика болезней; 5) экспериментальная физика 1) информатика; 2) психология; 3) технические и аудиовизуальные средства обучения; 4) радиотехника 1) информатика; 2) теория и методика обучения физике 3) современные средства оценивания результатов обучения; 4) безопасность жизнедеятельности; 5) радиотехника

обеспечение преподавания» и «Информационные технологии обучения» [4].

«Скромность» ГОСа 2000 года в отношении ИТ (по количеству и разнообразию разделов и тем) частично исправлена в ГОСе 2005 года. Расширен список дисциплин, в рамках которых изучаются НИТ, и количество разделов, им посвящённых (см. табл. 1). Самым существенным, с нашей точки зрения, является то, что в блоке общепрофессиональных дисциплин исчез курс «ТАВСО», зато «Теория и методика обучения физике» обогатилась разделами «Аудиовизуальные технологии обучения физике» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Кроме того, появился новый предмет, «Современные средства оценивания результатов обучения» с «компьютерным тестированием», и в «Безопасность жизнедеятельности» вернулась «информационная безопасность» (из

ГОСа 1995 года, где формулировалась как «информация и здоровье»). К сожалению, из

курса «Психология» исчезло изучение психологических вопросов компьютеризации и информатизации учебного процесса. Зато новое наполнение курса «Теории и методики обучения физике» вполне адекватно современному уровню развития техники и ИТ и ближе к ГОСу первого поколения, чем второго. ИТ в подготовке учителя физики нашли, наконец, своё место: курс «Теория и методика обучения физике».

Контент-анализ, применённый к текстам Государственных образовательных стандартов, также показывает эту особенность трёх поколений ГОСов. Мы подсчитали, сколько раз в тексте стандартов упоминаются слова, имеющие отношение к ИТ (компьютер, информация, информационный и т.п.). Результаты представлены на рис. 1. Федеральный компонент ГОСа второго поколения, согласно этому анализу, уделял недостаточное внимание ИТ по сравнению со стандартами 1995 и 2005 годов.

Рис. 1. Результат контент-анализа текстов Государственных образовательных стандартов специальности

«учитель физики»

Показательно, что другие специальности педагогического вуза, не связанные с преподаванием школьных предметов (например, дошкольная педагогика и психология, логопедия и т.д.) вместо курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения» (в ГОСе 2000 года) обрели курс «Аудиовизуальные технологии обучения» (в ГОСе 2005 года). Очень показателен переход от «средств обучения» к «технологиям обучения». Это так

называемое «веяние времени» и следствие НТП. За стремительным развитием техники трудно уследить: за пять лет, прошедших между сменой ГОСов, многое в технике изменилось кардинально. Сложно с такой же скоростью менять техническое оснащение лабораторий, содержание лекционного курса и лабораторных занятий. Многие же технологии применения техники инвариантны по отношению к самому техническому устройству.

Так, например, учебный фильм можно показывать с помощью кинопроектора, видеомагнитофона или БУБ-проигрывателя - принципиально разных технических устройств, но методика использования учебного фильма остаётся прежней. Выразительные средства фотографии, которые используются для управления вниманием зрителей, остаются теми же, несмотря на то, что фотоаппараты из аналоговых стали цифровыми. Поэтому важнее научить технологии использования технических средств, принципам правильного подбора и изготовления дидактических материалов, инвариантным к конкретным техническим устройствам.

Нельзя не упомянуть, что ГОС определяет не только обязательный минимум содержания образования, но и требования к уровню подготовки специалиста. Характерно, что владение ИТ в ГОСе первого поколения (1995

года) формулируется как набор знаний, умений и навыков (ЗУН) по отдельным дисциплинам, в ГОСе второго поколения (2000 года) - как ЗУН заведующего кабинетом физики, а в ГОСе третьего поколения (2005 года) - как умение решать профессиональные задачи (табл. 2). Это свидетельство крупного изменения концепции профессионального образования, отражающего изменения требований государства и работодателей к уровню подготовки специалистов: перехода к компетент-ностному подходу. «С позиций компетентно-стного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний» [5]. В свете этого перехода ГОС второго поколения (2000 года) является «промежуточным» между знаниевым и компетентност-ным подходами к образованности специалиста.

Таблица 2

ИТ в характеристике выпускника специальности «учитель физики» согласно ГОС

1995 год

2000 год

2005 год

Общие требования к образованности специалиста: Специалист:

1) владеет современными методами поиска, обработки и использования информации.

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам: Специалист:

1) обладает знаниями об информационных процессах в природе и обществе, о компьютерных технологиях, возможностях электронных технологий в сфере культуры и образования;

2) владеет основными психологопедагогическими критериями применения

компьютерной техники в образовательном процессе;

3) владеет приемами компьютерного моделирования.______________

Требования к профессиональной подготовленности специалиста:

В качестве заведующего кабинетом осуществлять:

1) оснащение кабинета аудиовизуальными средствами обучения и их использование в процессе преподавания;

2) создание аудио-, видеотеки, банка компьютерных программ и дисков.

Типовыми задачами для учителя физики являются:

1) использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения физике, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

2) применение современных средств оценивания результатов обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что ГОС 2005 года специальности «учитель физики» аккумулирует в себе полувековой опыт педагогического образования по научению будущих учителей физики работе с техническими средствами обучения и адекватно отражает ожидания государства, общества и студентов к изучению ИТ: оно должно привести не только к образованию знаний и умений по

работе с ТСО и ИТ, но и к формированию информационно-коммуникационной компетентности, т. е. способности выпускников -учителей физики - самостоятельно решать профессиональные задачи (преподавание физики) с использованием ИТ, что является неотъемлемой частью профессиональной мобильности и компетентности, условием даль-

нейшего личностного и профессионального роста.

Библиографический список

1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.

2. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998.

3. Оспенникова Е.В. Подготовка учителей физики к внедрению новых информационных технологий в практику школьного обучения // Информатика и образование. 2004. № 12. С. 25-30.

4. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как её формировать // Информатика и образование. 2004. № 12. С. 95-100.

5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

Л.А. КОНОВАЛОВА

Проективная составляющая взаимодействия психолога-консультанта и клиента

Специфика и качество психотерапевтического контакта являются одним из важнейших факторов, определяющих эффективность психотерапии и консультирования в целом. Психолог-консультант в своей работе часто сталкивается с нежеланием клиента сотрудничать, с фактами нарушения контакта, с нарушением границ взаимодействия. Эти феномены в психодинамической традиции объединяются понятием «сопротивление». Этот термин кроме сопротивления взаимодействию с психологом (сопротивление установлению рабочего альянса) включает также сопротивление изменениям, которые могут произойти в личности клиента в результате работы с психологом. Практика показывает, что источником сопротивления может быть не только клиент, но и консультант. Проявления сопротивления клиента могут являться реакцией на искажение восприятия психологом клиента. В этом процессе может участвовать механизм проекции со стороны консультанта. Искажение восприятия клиента может способствовать смещению акцентов с актуальной на данный момент потребности клиента на актуализирующуюся через механизм проекции потребность самого психолога. В результате этого взаимодействие перестает носить тера-

певтический характер для клиента. От степени осознания последствий искаженного восприятия психологом клиента зависит эффективность терапевтического (консультативного) воздействия. Поэтому исследования влияния личностных особенностей и самовосприя-тия консультанта на процесс взаимодействия с клиентом, на наш взгляд, являются актуальными.

Тема взаимоотношений психотерапевта и пациента, консультанта и клиента всегда привлекала внимание исследователей. По мнению ведущих специалистов в области психотерапии и консультирования, специфика и качество психотерапевтического контакта является одним из важнейших факторов, определяющих успех психотерапии и консультирования в целом (З. Фрейд, 1912; В.Н. Мя-сищев, 1960; В.А. Ташлыков, 1974, 1984, 1989, 1997; Б.Д. Карвасарский, 1985, 1990; Р. Гринсон,, 1994, О. Кернберг, 2000). В психоаналитической литературе достаточно освещены вопросы, касающиеся переноса и сопротивления клиента (пациента) и контрпереноса психолога (психотерапевта). В то же время контрперенос клиента и перенос психолога не учитывается. Предполагается, что психолог в достаточной мере осознает свои переносные реакции на клиента.

В нашем исследовании мы рассматривали взаимодействие в пространственных характеристиках через введение категории поля. Эта категория наиболее полно разработана в теории Курта Левина, а также в интерсубъективном подходе Столороу, Брандшафта, Атвуда [3] и в гештальт-подходе. Психологическое содержание этого поля включает проективную составляющую, создаваемую личностью психолога.

Целью нашего исследования является выявление проективной составляющей поля взаимодействия консультанта и клиента, источником которой является консультант.

Гипотетическим конструктом, который мы исследуем в рамках данной работы, является проекция. Существует много определений данного понятия, но мы в качестве теоретического определения механизма проекции примем следующее: «В своих тонких проявлениях проекция - это дело избирательной чувствительности. Мы не столько переносим свои чувства в мир, сколько всматриваемся или вслушиваемся в то, что там уже есть, и усиливаем это в собственном восприятии» [4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.