ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018
УДК 338.012
Трунов Кирилл Валерьевич, магистрант МЭБИК, магистерское направление «Государственное и муниципальное управление», магистерская программа «Управление в социальной сфере» e-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ
Аннотация. В статье представлен анализ исторических аспектов развития пивоваренной отрасли в России. Указываются возможные перспективы развития отрасли.
Ключевые слова: пиво, пивоварение, государственное регулирование пивоваренной отрасли.
Trunov Kirill Valeryevich, undergraduate MEBIK, master direction "Public and Municipal Administration", master program "Management in the Social Sphere"
e-mail: [email protected]
HISTORICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF PRODUCTION OF BREWING BRANCH IN RUSSIA
Summary. The analysis of historical aspects of development of brewing branch in Russia is presented in article. The possible prospects of development of branch are specified.
Keywords: beer, brewing, state regulation of brewing branch.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018
Название «пиво» - общее для всех славянских языков, что свидетельствует о его древности, и происходит от слова «пить». В девятом веке пивоварение было широко распространено в Киевской Руси и Новгородских землях. Легкое пиво называли «полпивом». Более поздним словом называется «брага».
В Древней Руси пивоварение носило ритуальный характер. Оно было тесно связано с общественными традициями того времени и религией. Обычно пиво варили в деревнях к большим церковным праздникам. Варили его четыре раза в год: на Пасху, Масленицу, Рождество и Дмитриевскую родительскую субботу. Пьянство на Руси не приветствовалось. Крепкие напитки, называемые «особым пивцом», разрешалось пить только на свадьбе или крестинах. Причем, подавались они только самым уважаемым людям и на несколько дней, не более.
В домашних условиях пиво варилось в глиняных корчагах. В них веером раскладывали ржаную солому, засыпали солодом, заливали водой и ухватом ставили в русскую печь томиться на 18 часов. Затем занимали: через спусковое отверстие сусло стекало по корыту в ушаты и бочки. Затем добавляли опарные дрожжи, и чем дольше пиво стояло, тем крепче оно получалось. В царствовании Бориса Годунова пивоварением запрещалось заниматься низшим и средним сословиям.
Уже к концу XVI века в Москве находилось несколько прекрасно оборудованных пивоварен, где делалось легкое и плотное пиво. Самым популярным в те времена считалось мартовское и никольское. Пиво хранилось в больших подвалах, где не теряло своих свойств в течении одного года.
В царствование Петра Великого началось повсеместное создание пивоварен, так как считалось, что пиво помогает морякам при цинге. В 1715 году из Европы были привезены пивовары и солодовники, призванные улучшить российское пиво. В те годы потребление напитка приобрело
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 повсеместное развитие. Им поили как в обычных кабаках, так и в питейных домах высокого класса.
Промышленное же пивоварение в России началось в эпоху Екатерины II и связано с именем Абрахима Фридриха Крона (1766-1827), который считается основателем Калинкинского пивоваренного завода — ныне ООО «Комбинат им. Степана Разина». Калинкинский пивоваренный завод был крупнейшим в Российской империи и производил пиво, которое поставлялось по всей России. С 1818 года завод являлся «Поставщиком Двора его Императорского Величества», поэтому на бутылках с пивом над надписью «Калинкинъ» имелся рельефный малый государственный герб России.
Во второй половине XIX в. общее число пивоварен стало уменьшаться, а в оставшихся крупных производствах пива увеличилось. Если в 80-х гг. общее число пивоварен достигало почти полутора тысяч, то на рубеже веков их было около тысячи. К концу XIX в. примерно треть заводов была оснащена паровыми машинами, а затем некоторые из них стали пользоваться и электричеством. В 1908 г. 65 крупнейших заводов произвели, по данным акцизной статистики, 50.1% всего объема пивоварения. В отрасли работало около 20 тыс. рабочих. После 1880 г., в связи с увеличением акциза, объем пивоварения уменьшился. Отчасти сказалась и узость рынка сбыта. Пиво потребляли, в основном, горожане и рабочие фабрик в сельской местности. Крестьяне же предпочитали покупать водку. Ведро водки стоило 5 руб., ведро пива — 1 руб., что в пересчете на градус алкоголя составляло соответственно 12.5 и 25 коп. Как отмечали современники, "в бытовых условиях тогдашнего крестьянства количество алкоголя ценилось выше всего".
В Советском Союзе самым популярным сортом пива считалось "Жигулевское". Его варили практически все пивзаводы страны. История жигулевского сорта пива берет истоки с середины XIX века, когда разорившийся дворянин из Австрии Филипп фон Вакано, построил в Самаре небольшую пивоварню. После его смерти управление заводом перешло к его сыну, который смог расширить дело и построить большой завод. На нем он
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 наладил производство венского пива, поставлявшегося на Урал, Сибирь, Среднюю Азию, Персию. На международном конкурсе в 1936 году это сорт пива получил высшую оценку. Правда, к тому времени пиво уже называлось не венское, а жигулевское.
Пивоварение достигло своего пика развития в 1913 году. Но, с началом Первой мировой войны в стране был установлен «сухой закон», а сами заводы были перепрофилированы на безалкогольные напитки. Небольшой подъем начался во времена НЭПа, но после сворачивания данной программы производства пива опять пришло в упадок.
В 1925 году Наркомфин повышает налоги на пиво, что приводит к полному падению спроса на этот напиток. Пиво становится дороже водки и вина. На долгие годы население страны лишилось пенного напитка, и лишь изменение закона, в связи ухудшением финансового положения в СССР, приводит к снижению налога и цены. Напиток опять начинает пользоваться любовью у населения и на нем вырастает не одно поколение советских жителей. [3]
Удар по заводскому пивоварению был нанесен начавшейся Первой мировой войной с закрытием как винных, так и пивных лавок. В свою очередь, это привело к домашнему неучтенному пивоварению и развитию кормчества (незаконной продажи напитков с рук) и, конечно, развитию самогоноварения.
Накануне Первой мировой войны- по общему объему производства пива среди регионов России лидировала Петербургская губерния, где отпуск пива с заводов по оптовым ценам составлял 13192 646 руб., на втором месте была Московская губерния - 7 879 581 руб., затем - Лифляндская (обогнавшая другие губернии по числу заводов) - 6 716 663 руб. и Варшавская - 4 621 488 руб. В границах современной Российской федерации, табель о рангах в пивоварении выглядел следующим образом: Петербургская, Московская, Самарская, Казанская, Смоленская губернии. Первое место по отдельным заводам занимало Московское Трехгорное товарищество с производством
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 пива на 5 780 000 руб., затем следовали петербургские заводы: "Калинкинский" (более 5 млн. руб.) и "Бавария (2,5 млн. руб.)
А вскоре Первая мировая война с её "сухим" законом и последующие события приостановили на время развитие отечественной пивной промышленности.
В современной России в пивоваренные заводы в 90-х годах начали вкладывать деньги иностранные компании, ставшие варить пиво по своим технологиям не всегда высокого стандарта и с добавлением искусственных ингредиентов. Когда иностранные инвесторы поставили свое дело в российском пивоварении на широкую ногу, началась реорганизация ряда российских заводов уже без участия иностранных компаний. Зарубежные эксперты предполагают, что в России образуются более десятка заводов, огромной производительности и независимые иностранные компании будут постепенно вытесняться с рынка.
Таблица 1. Индекс потребительских цен РФ, в % к соответствующему месяцу прошлого года
Пиво отечественное, л Пиво зарубежных торговых марок, л
2015 2015
январь 111,36 106,94
февраль 111,15 106,29
март 111,52 106,42
Из истории российского предпринимательства видно - как и раньше, так и теперь непременными условиями развития пивоваренного бизнеса являются стартовый капитал, хорошее знание своего дела, удобное географическое положение завода и точек сбыта готовой продукции.
С развитием промышленного производства домашнее пивоварение было почти забыто. Но сегодня во всем мире происходит настоящий ренессанс традиционного, "допромышленного" пивоварения. Возродилась и традиция домашнего пивоварения. Достоинства домашнего изготовления
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 пива известны даже начинающему домашнему пивовару - это вкусно, это удобно, это интересно.
Пивоваренная отрасль России сегодня - это более 250 пивоваренных предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены во всех субъектах Российской Федерации; свыше 1500 торговых марок пивоваренной продукции, в число которой входят как национальные бренды, так и популярные региональные марки; свыше 60 тысяч человек, работающих на предприятиях отрасли. Пивоваренная отрасль - это целый сектор экономики. С пивоваренной отраслью тесно связаны очень многие смежные отрасли, успех или неуспех которых в том числе зависит от стабильной работы пивоваров. Одно рабочее место в пивоваренной отрасли дополнительно создает до 10 рабочих мест в смежных отраслях.
Пивоваренная отрасль России сегодня — это один из динамично развивающихся рынков не сырьевого сектора российской экономики. Практически 100%-е выполнение предприятиями отрасли налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней. Отрасль очень инвестоемкая. Если говорить об инновационности, о модернизации промышленности, то можно сказать, что примером инновационной, модернизированной, современной промышленностью и является пивоваренная отрасль. Хотя бы потому, что 3% рабочих мест в отрасли создают 20% валового продукта пищевой промышленности РФ.
В последние годы начинают выходить, подниматься и крепнуть отечественные производители, которые увеличивают производственные мощности и объемы продукции, а также пробуют пробиться на европейский рынок. Развиваются также частные пивоварни, где готовят «живое» пиво по восстановленной старинной рецептуре.
Список источников: 1. Еськова, Н. А. Консолидация государства, бизнеса и общества как фактор устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 /Н.А.Еськова //Сборник научных статей. Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции и механизмы консолидации государства, бизнеса, общества». - Курск: Издательство Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2014. - С. 27-32.
2. Сайт ЗАО "Московская пивоваренная компания" // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosbrew.ru/ (Дата обращения: 11.12.2017 г.).
3. Сайт Союза российских пивоваров// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.beerunion.ru/(Дата обращения: 11.12.2017 г.).