Научная статья на тему 'Исторический анализ развития начального сельскохозяйственного образования и агрономической помощи в россии xix начала xx века'

Исторический анализ развития начального сельскохозяйственного образования и агрономической помощи в россии xix начала xx века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
476
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ГУБЕРНИЯ / ЗЕМСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алешин Павел Николаевич

В статье рассматривается история развития начального сельскохозяйственного образования в контексте общего сельскохозяйственного образования и агрономической помощи в России XIX начала XX в. На основе архивных данных и опубликованных материалов выделены этапы развития начального сельскохозяйственного образования, а также агрономической помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the article is the history of the development of primary agricultural education in the context of general agricultural education and agronomical help in Russia in the 19th and at the beginning of the 20th centuries. On the basis of the historical data and published materials the author points out stages of the development of primary agricultural education as well as agronomical help to the population.

Текст научной работы на тему «Исторический анализ развития начального сельскохозяйственного образования и агрономической помощи в россии xix начала xx века»

П. Н. Алешин

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АГРОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Работа представлена кафедрой истории Отечества и методики преподавания истории Стерлитамакской государственной педагогической академии.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Д. П. Самородов

В статье рассматривается история развития начального сельскохозяйственного образования в контексте общего сельскохозяйственного образования и агрономической помощи в России XIX - начала XX в. На основе архивных данных и опубликованных материалов выделены этапы развития начального сельскохозяйственного образования, а также агрономической помощи населению.

Ключевые слова: агрономическая помощь, губерния, земство, сельскохозяйственное образование, сельскохозяйственная школа.

62

P. Aleshin

THE HISTORICAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE PRIMARY AGRICULTURAL EDUCATION AND AGRONOMICAL HELP IN RUSSIA IN THE 19th AND AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES

The subject of the article is the history of the development of primary agricultural education in the context of general agricultural education and agronomical help in Russia in the 19th and at the beginning of the 20th centuries. On the basis of the historical data and published materials the author points out stages of the development of primary agricultural education as well as agronomical help to the population.

Key words: agronomical help, guberniya, zemstvo, agricultural education, agricultural school.

На современном этапе развития российского государства проблемы сельского хозяйства вызывают особый интерес. Во многом он обусловлен приданием развитию агропромышленного комплекса статуса одного из приоритетных национальных проектов, реализация задач которого должна в перспективе привести к росту показателей сельскохозяйственного производства и развитию аграрного сектора российской экономики. Отправной точкой в обновленном курсе развития данной сферы становится Федеральный закон N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [12]. Данный закон с рядом других нормативно-правовых актов, устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности. Но возможно ли развитие столь важной для страны сферы, как агропромышленный комплекс, без параллельного развития сельскохозяйственного образования, которое позволяет применить на практике уже имеющиеся достижения науки и техники? Отрадно, что на сегодняшний день сделаны первые шаги в развитии столь важного пункта. Это подтверждается принятием ряда нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровне. Сюда можно отнести действующее Постановление ВС РФ от 28 мая 1992 г. N 2861-1 [7]; Приказ Минсельхозпрода РФ, Минфина РФ, Минэкономики РФ, Ассоциации крестьянских (фермерских) хо-

зяйств и сельскохозяйственных кооперативов РФ от 8 сентября 1998 г. N 549/40н/346/89 [9]; а также региональные нормативно-правовые акты, где в качестве примера можно привести Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 3 декабря 2001 г. N 306 [8]. Из вышеперечисленных законодательных актов определяется, что федеральные и региональные власти намерены всерьез заняться профессиональной подготовкой кадров для развития агропромышленного комплекса. И если учесть положительный исторический опыт, накопленный нашей страной, то проведение соответствующих преобразований пойдет гораздо быстрее и качественнее. В данном случае можно обратиться к положительному опыту XIX -начала XX вв., когда органы местного общественного самоуправления России - земские учреждения, в тесном сотрудничестве с правительством обеспечили развитие начального сельскохозяйственного образования и наладили необходимую агрономическую помощь населению.

Российская деревня в конце XIX в. переживала глубокий затяжной кризис, который ускорил проведение радикальных преобразований 60-70 гг. От решения аграрного вопроса зависело не только экономическое развитие России, но и социальная стабильность, что актуально и сегодня.

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» - законодательный акт, вво-

дивший в России земство. Это был огромный шаг вперед в развитии политической культуры страны, большинство населения которой еще недавно находилось в состоянии крепостной зависимости [1, с. 14]. Проведенные реформы открыли широкие перспективы перед аграрным производством страны. Однако, помимо юридического закрепления равных прав сельского населения в возможностях приобретения средств производства и выборе способов хозяйствования, необходимо было изменить стереотипы крестьянского менталитета и поднять общую агрономическую культуру населения. «Положением о земских учреждениях» от 12 июня 1890 г. на земства была возложена забота о «воспособ-лении местному земледелию» [3, с. 61]. В качестве способов «воспособления» предусматривалось открытие низших сельскохозяйственных школ, организация сельскохозяйственных складов, открытие земских товарных складов, которые были освобождены от торговых пошлин [5, с. 249]. Однако история их началась несколько ранее.

Первые попытки наладить сельскохозяйственное образование были предприняты еще в 1797 г., когда около Петербурга была открыта практическая школа земледелия. Она создавалась с целью подготовки наставников для так называемых образцовых ферм, которые правительство намеревалось организовать в стране. Такие наставники должны были готовиться из русских людей, потому как считалось, что иностранцы не знают земледельческих обычаев, образа жизни и разнообразия климата России. В 1799 г. близ Павловска была открыта сельскохозяйственная школа, закрытая уже в 1803 г. В 1822 г. основана Московская земледельческая школа, в 1825 г. - школа земледелия и горнозаводских наук в Петербурге. Примерно в 70-х гг. XIX в. от земских учреждений стали поступать многочисленные ходатайства о разрешении открытия низших сельскохозяйственных школ. Идя навстречу этим ходатайствам, правительство приняло «Нормальное Положение о низших сельскохозяйственных шко-

лах», «Высочайше утвержденное 27 Декабря 1883» [6, с. 49]. Согласно этому положению, сельскохозяйственные школы имеют целью «распространение в народе основных познаний по сельскому хозяйству и необходимым для него ремеслам, преимущественно путем практических занятий». Школы могут открываться частными лицами, обществами или земствами и пользоваться пособиями от казны в размере до 3500 руб. Курс обучения в этих школах трехлетний. Они делятся на два разряда: в школы 1-го разряда принимаются лица, окончившие курс двухклассных сельских училищ, а в школы 2-го разряда -окончившие курс народных училищ. Однако лишь земство становилось главным посредником в открытии данных школ. К примеру, в 1888 г. гласный М. Останков выступил с предложением поручить губернской управе рассмотрение вопроса об открытии в Уфимской губернии сельскохозяйственной школы. Предложение было одобрено, но губернская управа, взамен открытия собственной сельскохозяйственной школы, решила удовлетворить ходатайство Мензелинского земства о пособии уже существующей школе такого типа, а также направило выпускников Благовещенской учительской семинарии в город Красноуфимск в целях изучения преподавания сельскохозяйственных дисциплин [10, с. 23]. В итоге к 1 января 1898 г. в Российской Империи данных школ было 36 (к 1 января 1899 г. - 41), из них 5 устроены казной, 16 - земствами, 4 - разными обществами и 11 - частными лицами [6, с. 4]. Согласно «Высочайше утвержденному 26 мая 1904 г. Положению о сельскохозяйственном образовании» все учебные заведения (кроме высших) разделялись на следующие группы: средние сельскохозяйственные училища с курсом от 4 до 6 лет; низшие сельскохозяйственные училища с 3-летним курсом; низшие сельскохозяйственные школы 1-го и 2-го разрядов с курсом от 1 до 3 лет; практические сельскохозяйственные школы [6, с. 5]. Наблюдалась положительная динамика открытия новых учебных заведений и расходов

на их содержание. С 1909 по 1914 г. расходы на содержание сельскохозяйственных заведений возросли в 2,58 раза, в том числе за счет государственной казны - с 1929,5 до 6835,9 тыс. руб., или в 3,5 раза [4, с. 112]. Число учебных заведений Департамента Земледелия за период 1895-1913 гг. увеличивается с 82 до 360, число учащихся - с 4 до 18 тыс. человек. Число сельскохозяйственных чтений и курсов возросло с 11 в 1901 г. (1232 слушателей) до 868 в 1912 г. (57900 слушателей). К 1916 г. в ведении земств и на их содержании числилось 668 учебно-показательных мастерских и 24 показательных завода (отрасли кустарной промышленности и местные промыслы) [11, с. 4]. Также при посредничестве земств и агрономических организаций повсеместно проводились выставки для повышения уровня знаний. Общий итог был следующим. К началу XX в. в России существовали 105 низших сельскохозяйственных школ 1 и 2 разряда с 4-летним и 2-летним курсами, а также низшие лесные школы (в 1896 г. - 23) для подготовки помощников лесничих. Среднее сельскохозяйственное образование получали в училищах, таких училищ к началу 1898 г. было около 11 единиц [11, с. 6]. Однако охватить широкие массы крестьян школьным сельскохозяйственным образованием было невозможно. В то же время данная практика позволила сделать вывод, что векового крестьянского опыта уже недостаточно. Поэтому правительство параллельно с земством занялось внесением агрономической культуры в массы посредством расширения сельскохозяйственного образования. Крестьянскому хозяйству была необходима прямая помощь человека, вооруженного знаниями. Такой человек - агроном, должен быть как можно ближе к населению, обслуживать не больше 2-3 волостей. Осуществление агрономической помощи крестьянскому населению стало проходить непосредственно под наблюдением губернского земского агронома. Реализация последнего принципа столкнулась с трудностями: недостаток агрономических кадров, не-

хватка средств у земств, отсутствие у земства низшего (волостного) звена. Все же постепенно было найдено решение в виде сети участковых агрономов, опирающихся на сельскохозяйственные общества и кооперативы. С начала XX в. были введены должности правительственных уполномоченных и инструкторов по сельскохозяйственной части. Они находились при губернских земствах и их функции были скорее административно информационные. К примеру, в Уфимской губернии в 1900 г. была образована общегубернская агрономическая организация. До этого только два уезда губернии (Уфимский и Бирский) имели постоянных агрономов; в Белебеевском земстве с 1891 г. был приглашен агроном-смотритель; при Мензелинской управе агроном состоял лишь временно (с 1890 по 1892 гг.), а Стерлитамакское и Зла-тоустовское земства вообще обходились без агрономического персонала. Главное внимание земства было обращено на снабжение населения улучшенными семенами и сельскохозяйственными машинами и орудиями. На первом же году работы этой организации земскими агрономическими складами было отпущено товаров на сумму 220 тыс. рублей [2, с. 20]. В деле агрономической помощи крестьянам земства и правительство объединились следующим образом: правительство выделяло на развитие агрономической помощи столько средств, сколько выделяло конкретное земство. Это вызвало бурный рост земских ассигнований. С 1910 по 1913 г. земские сметы на поднятие экономического благосостояния выросли почти наполовину. В начале 1910-х гг. общественно-агрономическая картина Российской Империи представляла собой следующую структуру: в самом низу были многочисленные участковые агрономы, тесно сотрудничавшие с кооперативами, с крестьянскими сельскохозяйственными обществами, с общинами и земскими сельскохозяйственными школами. Помощь участковым агрономам оказывали агрономические старосты, помощники агрономов, заведующие сельскохозяйственными складами.

На уровне уезда имелся уездный агроном, который координировал действия участковых агрономов, составлял сметы, отчеты, заведовал мероприятиями уездного масштаба (курсами, опытными полями, выставками и пр.), представлял уездную агрономическую организацию на губернском уровне. Губернская агрономическая организация (агрономическое совещание) состояла из представителей уездов. Она разрабатывала мероприятия губернского уровня, осуществляла посреднические функции в снабжении населения машинами, орудиями, семенами через сеть складов, распределяла местные и правительственные средства, выделявшиеся на агрономическую помощь. Численность правительственного и земского агрономического персонала выросла с 522 чел. в 1906 г. до 2296 человек в 1910 г. и до 7725 чел. в 1914 г. К 1913 г. в 93% уездов в земских губерниях имелись участковые агрономы, а в неземских губерниях сходные функции выполняли правительственные агрономы [11, с. 10].

Оценивая итоги развития сельскохозяйственного образования и агрономической помощи населению России XIX - начала XX вв., можно выделить ряд моментов, актуальных и в настоящее время.

1. Согласно исследованиям статистических данных, наибольший процент открытия

низших сельскохозяйственных школ приходится именно на земства. Специфика сельскохозяйственного производства придавала различные направления деятельности агрономов: к примеру, в одних регионах упор делался на введении травопольных севооборотов, в других - на введении рядового посева, а объекты агрономической помощи различались в зависимости от губернии, что немаловажно в развитии современного агротехнического комплекса.

2. Сегодня, в отличие от рассматриваемого исторического отрезка, большим плюсом для развития сети агрономического консультирования и начального агротехнического образования является то, что в районных управлениях сельского хозяйства и на сельскохозяйственных предприятиях уже имеются хорошо подготовленные опытные агрономические кадры.

Тема развития сельскохозяйственного образования и агрономической помощи возникла в России в тот период, когда сельское хозяйство страны находилось в кризисном состоянии. Но и сейчас, даже сто лет спустя, современный агропромышленный комплекс нуждается в аналогичной помощи не меньше, поэтому данный исторический опыт может оказать неоценимую помощь в разработке и принятии новых решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авинов Н. Н. Главные черты в истории законодательства о земских учреждениях (18641913 гг.) // Юбилейный земский сборник. 1864-1914. Под ред. Б. В. Веселовского и З. Г. Френкеля. СПб.: Издательство товарищества О. Н. Поповой, 1914. 42 с.

2. Герасимов В. Ф. Очерк деятельности Уфимского губернского земства (К 50-летию введения земских учреждений). Уфа, 1914. 40 с.

3. Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов (1861-1917 гг.) / Под ред. А. Я. Сливы. М.: МОНФ, 1998. 300 с.

4. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная политика и наука России (ХУШ-ХХ вв.). М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. 574 с.

5. Овчинцева Л. А. Общественная агрономия: вчера и сегодня // Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. М., 1998. 302 с.

6. Положение о сельскохозяйственном образовании и его применение / Сост. И. И. Мещерский. 2-е изд. СПб., 1911. 170 с.

7. Постановление Верховного Совета РФ «О развитии сельскохозяйственной науки в Российской Федерации». От 28 мая 1992 г. N 2861-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета России. 1992. N 24. 18 июня.

8. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 3 декабря 2001 г. N 306 «О Программе развития учебных хозяйств сельских профессиональных училищ и повышения их роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров для агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2002-2005 годы» // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновление 06.11.2008.

9. Приказ Минсельхозпрода РФ, Минфина РФ, Минэкономики РФ, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов РФ от 8 сентября 1998 г. N 549/40н/346/89 «Об утверждении Порядка использования средств федерального бюджета на издание специальной литературы для фермеров и обеспечения ею крестьянских (фермерских) хозяйств в 1998 году» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 28. 19 окт.

10. Сборник постановлений XV очередного Уфимского губернского земского собрания. Уфа, 1890. 484 с.

11. Сельскохозяйственный промысел в России. Петроград: Издание Департамента Земледелия, 1914. 254 с.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета». 2007. № 2. 11 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.