Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИСЛАМА В XXI ВЕКЕ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИСЛАМА В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ИСЛАМ / СУННИТЫ / ШИИТЫ / МАЗХАБ / КАЛАМ / XXI ВЕК / MIDDLE EAST / ISLAM / SUNNIS / SHIITES / MADHAB / KALAM / XXI CENTURY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шкварун Максим Андреевич, Искендеров Сейран Азизович

Предметом исследования является степень воздействия суннизма и шиизма на политические процессы в арабских странах. Объектом исследования является ислам как правовая основа государства. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как исторический анализ происхождения ислама, причины разделения ислама на суннитов и шиитов, сравнительный анализ двух ветвей ислама, особенности правовых школ ислама, взаимодействие суннитов и шиитов с государственной властью. Особое внимание уделяется анализу толкований (каламам) Корана и Сунны. Исследование носит фундаментальный характер и направленно на историко-политический анализ ислама в XXI в. Актуальность данной темы подтверждается многочисленными исследованиями описанной проблематики. Основными выводами проведенного исследования заключаются в том, что одной из ключевых проблем в арабских государствах становится вопрос происхождения власти, который сохраняет свою актуальность даже в XXI в. Особым вкладом авторов в исследование темы является гипотеза о том, что радикализм ислама связан с его недолгой историей по сравнению с христианством. Таким образом, ислам в XXI в. еще находится на активном этапе формирования, что приводит к возникновению исламских террористических организаций. Новизна данного научного исследования заключается в рассмотрении исторических процессов в политическом дискурсе XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF ISLAM IN THE XXI CENTURY

The subject of the research is the degree of influence of Sunni and Shi’ism on political processes in Arab countries. The object of the research is Islam as the legal basis of the state. The authors examine in detail such aspects of the topic as the historical analysis of the origin of Islam, the reasons for the division of Islam into Sunnis and Shiites, a comparative analysis of the two branches of Islam, the peculiarities of the legal schools of Islam, the interaction of Sunnis and Shiites with state power. Particular attention is paid to the analysis of interpretations (kalams) of the Qur’an and Sunnah. The study is fundamental and is aimed at the historical and political analysis of Islam in the XXI century. The relevance of this topic is confirmed by numerous studies of the described problems. The main conclusions of the study are that one of the key problems in the Arab states is the issue of the origin of power, which remains relevant even in the XXI century. The authors’ special contribution to the study of the topic is the hypothesis that the radicalism of Islam is associated with its short history in comparison with Christianity. Thus, Islam in the XXI century. is still at an active stage of formation, which leads to the emergence of Islamic terrorist organizations. The novelty of this scientific study lies in the consideration of historical processes in the political discourse of the XXI century.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИСЛАМА В XXI ВЕКЕ»

23.00.02 Политические институты, процессы и технологии

Political institutions, processes and technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-5-134-140

Исторический анализ проблем ислама в XXI веке

М.А. Шкварун ©, С.А. Искендеров ©

Институт международных отношений и мировой истории

Национального исследовательского Нижегородского государственного университета

имени Н.И. Лобачевского,

г. Нижний Новгород, Российская Федерация

E-mail: maxsimus1@rambler.ru

Аннотация. Предметом исследования является степень воздействия суннизма и шиизма на политические процессы в арабских странах. Объектом исследования является ислам как правовая основа государства. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как исторический анализ происхождения ислама, причины разделения ислама на суннитов и шиитов, сравнительный анализ двух ветвей ислама, особенности правовых школ ислама, взаимодействие суннитов и шиитов с государственной властью. Особое внимание уделяется анализу толкований (каламам) Корана и Сунны. Исследование носит фундаментальный характер и направленно на историко-политический анализ ислама в XXI в. Актуальность данной темы подтверждается многочисленными исследованиями описанной проблематики. Основными выводами проведенного исследования заключаются в том, что одной из ключевых проблем в арабских государствах становится вопрос происхождения власти, который сохраняет свою актуальность даже в XXI в. Особым вкладом авторов в исследование темы является гипотеза о том, что радикализм ислама связан с его недолгой историей по сравнению с христианством. Таким образом, ислам в XXI в. еще находится на активном этапе формирования, что приводит к возникновению исламских террористических организаций. Новизна данного научного исследования заключается в рассмотрении исторических процессов в политическом дискурсе XXI в.

Ключевые слова: Ближний Восток, ислам, сунниты, шииты, мазхаб, калам, XXI век

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-5-134-140

Historical analysis of the problems of Islam in the XXI century

M.A. Shkvarun ©, S.A. Iskenderov ©

Institute of International Relations and World History

of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod,

Nizhni Novgorod, Russian Federation

E-mail: maxsimus1@rambler.ru

Abstract. The subject of the research is the degree of influence of Sunni and Shi'ism on political processes in Arab countries. The object of the research is Islam as the legal basis of the state. The authors examine in detail such aspects of the topic as the historical analysis of the origin of Islam, the reasons for the division of Islam into Sunnis and Shiites, a comparative analysis of the two branches of Islam, the peculiarities of the legal schools of Islam, the interaction of Sunnis and Shiites with state power. Particular attention is paid to the analysis of interpretations (kalams) of the Qur'an and Sunnah. The study is fundamental and is aimed at the historical and

WKeapyH M.A., McKeHdepoe C.A. -

political analysis of Islam in the XXI century. The relevance of this topic is confirmed by numerous studies of the described problems. The main conclusions of the study are that one of the key problems in the Arab states is the issue of the origin of power, which remains relevant even in the XXI century. The authors' special contribution to the study of the topic is the hypothesis that the radicalism of Islam is associated with its short history in comparison with Christianity. Thus, Islam in the XXI century. is still at an active stage of formation, which leads to the emergence of Islamic terrorist organizations. The novelty of this scientific study lies in the consideration of historical processes in the political discourse of the XXI century.

Key words: Middle East, Islam, Sunnis, Shiites, Madhab, Kalam, XXI century

FOR CITATION: Shkvarun M.A., Iskenderov S.A. Historical analysis of the problems of Islam in the XXI century. Sociopolitical Sciences. 2020. Vol. 10. No. 5. Pp. 134-140. (In Russ.) DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-5-134-140

Представление о проблемах ислама на основании исторического анализа присутствует в работах отечественных исследователей - Л.С. Васильева [4], АА. Алиева [2] и С.М. Прозорова [16], материалы, которых использованы в рамках данного исследования.

Различные противоречия в ближневосточном регионе во многом связаны с религией в арабских странах - исламом. Ислам разделен на два направления -суннизм и шиизм, которые в свою очередь разделены на мазхабы (правовые школы) и имеют свои особенности в толковании священных записей - Корана и Сунны. Сунниты и шииты принципиально расходятся в источнике происхождения государственной власти: сунниты признают власть, идущую от халифов, шииты признают власть от имамов. Также существуют различные группы отделившихся от основных ветвей -последователи представлены как в виде самобытных течений социальных групп, так и в виде радикальных, террористических организаций.

Важнейшая проблема религии ислама в новейшем времени заключается в радикализме, который лежит в основе идеологий террористических организаций. Коренные идеи таких течений, истоки их появления, их взаимосвязь с социально-экономическими факторами влияют на искажение классического ислама. Конфессиональные проблемы актуальны практически для всех исламских стран Ближнего Востока [7].

Зарубежные авторы М.М. Мухаммед, О. Хузайма видят современные проблемы ислама в искажении его западными СМИ и западным этносом. Отмечается доминирование идеологий западной цивилизации в ХХ-ХХ1 вв., что стало серьезной проблемой, с которой сегодня сталкиваются ислам и мусульмане. Важную проблематику составляют вопросы сектантства и слабая социально-экономическая опора мусульманских общин. Архаичный характер исламского вероучения стал основным фактором, влияющим на развитие глобальных исламских проблем. Авторы статьи приходят к выводу, что причиной этих проблем является не ислам, а действия некоторых мусульман и немусульман, способствующими пандемии радикализма, с которой столкнулись ислам и мусульмане [20].

Структурирование информации об исламских течениях, анализ закономерностей их развития и принципиальных различий - основа идентификации причин постоянной напряженности в ближневосточном регионе.

Основные термины, которые используются в исследовании: «ислам» - с арабского языка переводится как «покорность Аллаху»; «мусульманин» - приверже-

нец ислама (в арабском языке «муслим», что означает «преданность Аллаху»). Ислам возник в первой половине VII в. на территории Аравийского полуострова, ключевыми городами в этом регионе являлись Мекка и Ясриб (переименован в Медину). Сегодня оба города принадлежат Саудовской Аравии. Основателем ислама является пророк Мухаммед, который создал Коран, священную книгу для всех мусульман, и проповедовал веру в Аллаха, выступая против многобожия. В VII в. ислам разделился на два течения: шиизм, что означает группировка, и суннизм - пример, путь. В VIII в. от шиитов отделилось течение, его сторонники назвали себя исмаилитами в честь Исмаила - исламского духовного лидера. Отдельную роль в исламе занимают трактовки доктрин Корана и Сунны в правовых школах (мазхабы). Существует шесть мазхабов, у которых есть последователи в настоящее время. Четыре суннитские школы -маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалит-ский, и две шиитские - джафаритский и зейдитский [9].

Значительное место в исламе занимают «каламы» (в переводе - слово, речь), понятие, включающее в себя толкование, рассуждения на религиозно-философские тематики, основанные на разуме, сознании человека. Мазхабы являются фундаментализмом ислама и основой юриспруденции, каламы важны, с точки зрения выражения свободы различных мыслей и убеждений, которые необязательно должны основываться на ортодоксальных авторитетах вероучений. Основные каламы: матуридиты, ашариты, салафиты, ваххабиты, мутализиты. Также есть ставшие историей, малочисленные или причисляемые к сектам каламы: хариджи-ты, кадариты, мурджииты, захириты, джахмиты, муд-жассимиты, асариты, джабариты, карматы [1].

СУННИТЫ

Сунниты составляют наибольшую часть ислама -более 1 миллиарда человек во всем мире. Внутри ветви, между ее сторонниками, взгляды по многим вопросам: юриспруденции, признаваемым праздникам, восприятию представителей других религий расходятся. Суннит - это мусульманин, который признает шесть сводов хадисов, что можно сопоставить с заповедями для христиан, и законность нахождения у власти первых халифов (их также называют «праведными»): Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али. В суннитском обществе глава халифата (государства) должен избираться общиной, избрание происходит из рода курайшитов, который возник в древней Мекке примерно в V в. Суннитские улемы (богословы) не пользуются правом выносить

собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни, они занимаются только вопросами толкования священных текстов. Большинство ахль ас-сунна ва-ль-джама'а, что в переводе означает «люди согласия общины», придерживается одного из двух толкований, аш'аритского или матуридитского, которые в корне и по принципиальным основам вероучения едины. Существующие разногласия по ряду вопросов не содержат непримиримых противоречий, указанные толкования называются «каламы». Исключение составляют саляфиты, приверженцы догматов и образа жизни раннего ислама - они не признают мазхабов (правовых школ) по причине необходимости следования мнению, подкрепленному более сильными доводами. Ашариты и матуридиты не признают другие школы и трактовки догматов, считая их последователей еретиками, включая: салафитов, батынитов, кайсанитов, мугыритов и хаттабитов, также не признают - хулюлитов, которые обожествляют всех имамов; мазхабов утверждающих танасух (реинкарнацию), последователей хариджитов-маймунитов, разрешивших бракосочетание с внучками; сторонников йазидитов-ибадитов, которые верят в отмену исламского шариата перед концом света. Еретиками считают - мутазилитов, хариджитов, рафидитов-имамитов, зайдитов, наджарритов, джахмитов, дыраритов и муд-жассимитов, входящих в умму (общину), шариат предоставляет им право молиться в мечетях и быть похороненными на мусульманских кладбищах. В остальном они не считаются мусульманами, запрещается: читать по ним джиназу (заупокойную молитву), принимать в пищу мясо убитых ими животных, отдавать в жены суннитку. Данное отношение исповедуется наиболее строгими суннитами, есть сунниты, не разделяющие такой подход. Ересью сунниты считают все, что связано с разрешением того, что запретил Коран, или с запрещением того, что он разрешил в формулировках однозначного толкования [8]. Таким образом, в жизни мусульманина определяющим является мазхаб, которого он придерживается.

Маликитский мазхаб, основоположник Малик ибн-Анас, написал труд «Протоптанная тропа», в котором изложил трактовку правовых норм для мусульман. Маликиты придерживаются традиционных взглядов, основанных на Коране и Сунне, при этом в отдельных вопросах допускают исключения, если они разумны и отражают интересы мусульманской общины. Поддерживают свободу волеизъявления и ответственности за свои действия каждого человека. Также применяется принцип - все, что в конечном результате приводит к запрещенному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному, разрешено. Последователи данной школы происхождение власти халифа относят к племени Мухаммеда ал-Курайш. Наибольшее распространение маликитский мазхаб получил в Алжире, Марокко и Тунисе [9].

Ханафитский мазхаб, основоположник ан-Нуман ибн Сабит Абу-Ханифа, его ученики оформили мыслительные труды «Аль-Фикх аль-акбар» и «Аль-Мус-над», в которых изложена трактовка правовых норм для мусульман. Правоведам допускается отклонение от закрепленных норм (хадисов) в пользу выражения разумности собственного мнения, которое может стать

лучшим решением. Законы и правила ханифитов учитывают нормы, принятые в местных культурах. Высокая степень либеральности, гибкости и терпимости к иноверцам. Распространен в Афганистане, Египте, Ираке, Пакистане и Сирии [Там же].

Шафиитский мазхаб, основоположник Абу Абдулла-ха Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии, его труды собраны учениками в сборник «Китаб аль-умм». Строится на едином принятии решений всей мусульманской общины. Возможность трактовки на принципе разумности отдельного правоведа отрицается. Данный мазхаб представляет совмещение учений Малика ибн-Анаса и ан-Нуман ибн Сабит Абу-Ханифа, учеником которых был Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Шафиитский мазхаб преобладает в Бахрейне, Индонезии и государствах Восточной Африки, имеет значительное влияние в Египте и Сирии [Там же].

Ханбалитский мазхаб, основоположник Ахмад ибн Ханбаль, основной труд «аль-Муснад» систематизированный свод, содержащий около 30 тыс. хадисов. Допускается религиозно-политическая борьба, необходимость отстаивать свои взгляды до конца. Наиболее традиционная и консервативная правовая школа, исключающая новшества и свободное мнение в изложении религиозных норм. Распространен в Саудовской Аравии [Там же].

ШИИТЫ

Шиизм с арабского «шй'а», означает «приверженцы» является одной из ключевых ветвей ислама и насчитывает значительное количество последователей по всему миру. Шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммада, в его указание по передаче власти потомкам исключительно по линии двоюродного брата Али ибн Аби-Талиба и его потомков от дочери Мухаммада - Фатымы. Шииты скептически относятся к правлению трех первых халифов: Абу-Бакра, Умара и Усмана, аргументируя избрание первого из них малой частью общины и последующую неправомерную передачу, и сохранение власти. Шииты придерживаются позиции, что управление мусульманской общиной должно принадлежать имамам (духовенству), выбор имама-руководителя олицетворяет избрание пророков, доступное только Аллаху (Богу) [15: 126-129].

Положение шиитов в государствах Ближнего Востока рассматривается в работах российских ученых -Г.И. Мирского [14], А.А. Кузнецова [11], Б.З. Миркасы-мова [12].

Шииты-двунадесятники представляют основное течение шиитов, которые признают двенадцать имамов, один из которых «скрытый имам» представляет собой мессию. Разделяются большие группы умеренных и радикальных шиитов. Умеренные шииты представлены шиитами-двунадесятниками и зейдитами, радикальные - исмаилитами, алавитами и нусайрита-ми. В 1970-х гг. началось сближение умеренных шиитов с алавитами и исмаилитами. Отношения между двуна-десятниками и другими представителями шиитских течений, которые представляют собой отдельные общины, напряженные, несмотря на схожесть в вероучения. Последователи различных шиитских общин присутствуют практически во всех мусульманских странах,

Шкварун М.А., Искендеров С.А. -

а также в европейских и других регионах мира. Основным центром шиитского вероучения является Иран, также его исповедует подавляющее большинство населения Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена, в Афганистане - фарсива-ны на западе страны и хазарейцы в центре [12].

Шииты представлены в различных общественно-политических организациях по всему миру, сообщество Хоей (Организация Саййид Абу-аль-Касим аль-Хоей или Фонд аЬКИоеГ) из Южной Азии (пришло через Африку), йеменских исмаилитов и индийских бохра. В жизни шиита также важную роль занимает мазхаб, толкования которого он разделяет.

Джафаритский мазхаб, основоположник Джафар ас-Садик, создал имамитскую доктрину. Признается суннитами, ключевой особенностью данного правового толка шиитов стало согласие законности власти первых трех халифов. Правовая школа отрицает свободу воли и предопределения. Последователи разделяются ахбаритов и усулитов, вторые имеют большее распространение среди шиитов и допускают следование здравому смыслу, исходящему от авторитетных богословов. Джафариты в случае угрозы преследования за свои убеждения могут скрывать свою приверженность данной школе. Распространен в Иране, Ираке, Афганистане и Азербайджане [9].

Зейдитский мазхаб, основоположник Зейд ибн Али (труды собраны учениками в книгах «Маджму аль-Хадис» и «Маджму аль-Фикх», которые объединены в труд «Маджму аль-Кабир»). Зейдиты признают правление халифов Абу Бакра и Омара, при этом халифат Али ибн Абу Талиба не признавался назначенным пророком Мухаммадом. В учении Зейд ибн Али не было позиции в отношении «скрытого имама», поэтому в данном вопросе позднее у зейдитов возникли расхождения. В отличие от джафаритского мазхаба зейди-ты отрицают возможность скрытия своей веры в случаях, угрожающих их жизни. Правовая школа допускает свободу воли выбора человека и принятие ответственности за эти решения. Правовые методы зейдитов, несмотря на формально отнесение к шиитам, по своей сути близки к суннитским. Зейдитский мазхаб наиболее распространен в Йемене [1].

В шиизме существует позиция марджаат-таклид, что в переводе означает «источник для подражания» -фигура, воплощающая в себе максимальную приверженность догматам ислама. Самый известный марджа в XX в. Сайид Абу-аль-Касим аль-Хоей, Верховный Аятолла иракского города Неджеф. Он основал фонд а1-КЬое^ направленный на защиту интересов шиитов за пределами Ближнего Востока. Штаб-квартира фонда находится в Лондоне, также есть представительство в Нью-Йорке. Организация занимается открытием школ, шиитских мечетей, переводом текстов на английский язык, вопросами заключения браков, разводов, похорон и в целом охватывает все стороны жизнедеятельности шиитской общины в иностранных государствах. Политически фонд является оппозиционным к теократическому правлению Ирана и конкурирует с режимом Тегерана по авторитетности воздействия на шиитов в Европе. Ведет работу по формированию положительного имиджа ислама на Запа-

де. Руководство фонда способствуют противодействию по созданию центров исламского экстремизма в мечетях. Шииты активно проповедуют видение ислама в современном мире и являются инициаторами проекта по сближению исламских доктрин [19].

КАЛАМЫ

Матуридитский калам, основоположник Абу Ман-сур аль-Матуриди, заложил ортодоксальную исламскую мысль, ключевой труд «Китаб ат-Таухид» (Книга единобожия). Последователи принимают использование доводов разума в познании божественных учений, но уверены, что постичь все разумом невозможно и волю бога необходимо принимать на веру. В вопросе свободы воли человека позиция заключается в воплощении богом выбора, который исходит от человека. Воззрения матуридитов наиболее распространены у последователей ханафитского мазхаба [1].

Ашаритский калам, основоположник Абу аль-Хасан аль-Ашари, разработал мировоззренческую концепцию ортодоксального ислама, которая принимает на веру основные догматы, признавая возможность дальнейшего осмысления разумом как божественного, так окружающего мира. Последователи признают ответственность человека за свои поступки, при этом считая его деяния волей бога. Воззрения ашаритов наиболее распространены у последователей шафиит-ского и маликитского мазхабов [Там же].

Мутазилитский калам, основоположник Васил ибн Ата, занимают одну из крайних позиций в пользу рационалистического подхода в вопросе веры. Признают Коран сотворенным, что является важным противоречием с другими толкователями, ортодоксальной направленности. Верят в Божественную справедливость, которая выражается в возможности Аллаха творить только добро, тем самым ограничивая его всесилие [Там же]. Учение получило распространение среди зей-дитского мазхаба. На сегодняшний день данный калам практически не имеет последователей, он стал историей ислама и является предметом изучения современных рационалистов ислама.

Салафитский калам, первые салафиты были приверженцами суннитской правовой школы Ахмада ибн Хан-баля, но идеологическим основоположником салафитов стал Ибн Таймийа, написавший труд «Мааридж аль-Вусул». Главное отличие от других каламов - при трактовке положений Корана и Сунны опираются на их буквальный смысл. При отсутствии прямого указания в Коране или Сунне руководствуются толкованием предков, потому что считают, что они были ближе к эпохе пророка, если предки не касались данного вопроса, тогда салафиты допускают приводить доводы разума. Выступают против посредничества между Богом и человеком, исключая необходимость в священнослужителях, против поклонения святым, их могилам и священным местам. Признается свобода выбора за человеком, данная ему Богом, при этом им же добрые поступки одобряются, плохие порицаются [Там же].

Ваххабитский калам, основоположник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, во многом перенял идеи, заложенные Ибном Таймийа, у салафитов. Ваххабиты выступают за чистоту ислама в его первоначальном виде,

являются противниками святынь, считая их язычеством и идолопоклонством, допускают силовой вариант их разрушения, подвергают критике суфизм [1]. В убеждениях ваххабитов - повиновение власти, следование за лидером, даже если он является тираном (его свержение может стать большим злом, противным Аллаху). Ваххабиты уважительно относятся к пророку Мухаммеду, но не обожествляют и запрещают воздавать ему молитвы, считают его обычным человеком. В современной России термин «ваххабизм» ошибочно приобрел экстремистский характер, его употребление стало нарицательным в контексте терроризма. Причина возникновения такой трактовки связана с тем, что в конце XX в. радикальные группировки Средней Азии и Северного Кавказа называли себя «ваххабитами» [3].

ВЫВОД

Первый высший руководитель (рахбар) Исламской Республики Иран - Рухолла Мусави Хомейни заявлял, что различия между шиитами и суннитами - продукт пропаганды Запада, который опасается единства мусульман и ставит своей целью получить контроль богатств Востока. Объединяющие религиозные исламские ценности для суннитов и шиитов заключаются в протесте против американского присутствия на Ближнем Востоке, освобождение священного города Иерусалима от сионистов и признание государства Палестины в заявленных границах. Одно из ключевых разногласий между шиитами и суннитами заключается в отношении к социальной справедливости: шиитский режим ИРИ стремится сократить разрыв между бедными и богатыми, данный посыл обосновано вызывает беспокойство у правящих суннитских элит [5]. Если смотреть в ретроспективе, то Хомейни справедливо отмечал заинтересованность Западных стран в энергоресурсах Ближнего Востока. Регион является важным поставщиком нефти в мировой экономике в XXI в. -подтвержденная доля мировых запасов природных энергоносителей 21,081% [21] (по не подтвержденным оценкам до 35%).

В значительной степени противоречия между шиитами и суннитами основаны на политическом противоборстве внутри арабских стран и возникли под влиянием внешних акторов. В статье И.В. Рыжова и М.Ю. Бородиной конфликт между суннитами и шиитами представляется межгосударственным, политизированным противостоянием между Саудовской Аравией и Ираном, ведущих борьбу за региональное лидерство. Подчеркивается угроза дальнейшей эскалации на конфессиональной почве, что приведет к нарушению системы безопасности на Ближнем Востоке [18].

Фундаментально в истоках ислама, включающего суннитов и шиитов, находятся общие ценности - признание и необходимость соблюдения законов Шариата, выраженных в Коране и Сунне пророка Мухаммеда, признание единого бога Аллаха и пророка Мухаммеда, общность священных мест для паломничества Мекки и Медины. Все это - столпы, объединяющие ислам.

Однако ислам имеет серьезную неоднородность внутри шиизма и суннизма, а также и в широком перечне каламов, которые различно трактуют священные тексты. Различные толкования законов способствовали

появлению множества религиозных подвидов, которые могут относиться, например, к шиитам, но по смыслу принципиально быть ближе к суннитам. Противостояние между суннитами и шиитами - основа для политической борьбы внутри исламских стран Ближнего Востока. Вопросы религиозных разногласий используются в качестве ключевого инструмента политической борьбы, учитывая высокую степень религиозности населения стран Ближнего Востока. Главное противоречие трудноразрешимо, потому что определяет, кому принадлежит государственная власть. Активное развитие ультрарадикальных исламистов среди суннитов и шиитов также связано со стремлением к власти лидеров различных организаций.

В странах Ближнего Востока проблема ислама заключается в религиозной подтасовке при ведении борьбы за власть в государстве: лидер, являющийся суннитом или шиитом, априори притесняет в правах сторонников противоположного лагеря, что проявляется как в политических правах людей, так и в социально-экономической активности и уровне жизни. Данная проблема также может проявляться при формировании правительства и политических элит, где дополнительно будет включаться идеологическое дробление по правовым школам и затем по толкованиям: первое лицо закономерно будет продвигать на ключевые места тех, кто максимально приближен к нему по идеологическим воззрениям.

Исследуя проблематику ислама в XXI в., можно отметить, что в фундаментальных критериях практически отсутствуют различия с христианством, имеющим более длительную историю (табл. 1). Ислам - молодая религия и в исторической оценке еще не прошла необходимый путь, чтобы исчерпать имеющиеся противоречия.

Таблица 1

Религиозные критерии [Religious criteria]

Ислам [Islam] Христианство [Christianity]

Единобожие [Monotheism] + +

Заповеди (догматы) [Commandments (dogmas)] + +

Наличие направлений и течений [The presence of directions and currents] + +

Различные трактовки священных текстов [Various interpretations of sacred texts] + +

Наличие радикальных группировок и сект [The presence of radical groups and sects] + +

Таким образом, религиозный фанатизм - одна из главных проблема ислама в XXI в. Учение ислама многогранно, имеет колоссальное количество посвященных ему трудов, материалы которых используются

Шкварун М.А., Искендеров С.А. -

для манипуляций среди внушаемых и неподготовленных умов, особенно среди детей и подростков, вербуемых террористическими организациями. Разобраться во всех тонкостях ислама, правовых школах и толкованиях - достаточно сложно. Это требует длительной работы даже от ученых-исследователей, специали-

ЛИТЕРАТУРА

1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007. 400 с.

2. Алиев А.А. Иран vs Ирак: история и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 768 с.

3. Баширов Л.А. Ваххабизм: истоки, особенности вероучения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. № 1-2. С. 197-252.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: КД Университет, 2000. 227 с.

5. ГанковскийЮ.В. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1982. 238 с.

6. Головнина Н.Г. Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), 2013. 670 с.

7. Добаев И.П. Исламский радикализм // Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). 2002. 121 с.

8. Желтов А.А. Сунниты // Современные верования и конфессии в России. 2017. С. 119-124.

9. Исмаилов А.Ш. Мазхабы в исламе // Исламоведение. 2009. № 2 (2). С. 23-30.

10. Королев К. Ислам классический: энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. 414 с.

11. Кузнецов А.А. Конфессиональная поляризация в пост-саддамоском мире Ираке и проблемы суннитско- шиитских отношений // Россия и мусульманский мир. 2016. № 10 (292). С. 74-87.

12. Миркасымов Б.З. Шииты в Ираке и других государствах Ближнего Востока: Как шиитский фактор влияет на политику стран региона и ведущих мировых держав // Азия и Африка сегодня. 2007. С. 124-139.

13. Мирский Г.И. Исламский фундаментализм, сунниты и шииты // Мировая экономика и Международные отношения. 2008. № 9. С. 3-15.

14. Мирский Г.И. Шииты в современном мире // Россия в глобальной политике. 2005. № 3. С. 128-141.

15. Мирский Г.И. Шииты в современном мире // Россия и мусульманский мир. 2006. № 4. С. 125-138.

16. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: Наука, 2016. 365 с.

17. Родионов М. А. Ислам классический. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 256 с.

18. Рыжов И.В., Бородина М.Ю. Противостояние шиитов и суннитов на Ближнем Востоке: история вопроса и анализ современного состояния // Труды Института востоковедения РАН. 2019. № 26. С. 611-629.

19. Шагавиев Д. Исламские течения и группы: учеб. пособие. Казань: Хузур Спокойствие, 2015. 336 с.

20. Muhammed M.M., Khuzaima O. 21st century Islam: Global challenges of Islamic representation and knowledge acquisition // World Academy of Science, Engineering and Technology International Journal of Humanities and Social Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Рр. 177-180.

21. Доказанные извлекаемые запасы природных энергоносителей. URL: https://www.sites.google.com/a/eeseaec. org/eeseaec/energetika-stran-mira/energetika-stran-mira-bliznij-vostok (дата обращения: 13.08.2020).

зирующихся на исламе и Ближнем Востоке, поэтому не представляется возможным осознанно постичь фундаментальный смысл и более того - сформировать идеологическую базу личности за короткий интервал времени, как это происходит при вербовке со стороны радикальных исламистов.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ali-zade A. Islamic encyclopedic dictionary. Moscow: Ansar, 2007. 400 p.

2. Aliev A.A. Iran vs Iraq: History and modernity. Moscow: Moscow University Publishing House, 2002. 768 p.

3. Bashirov L.A. Wahhabism: Origins, peculiarities of doctrine. State, Religion, Church in Russia and Abroad. 2007. No. 1-2. Pp. 197-252. (In Russ.)

4. Vasiliev L.S. History of the religions of the East. Moscow: KD University, 2000. 227 p.

5. Gankovsky Yu.V. Islam in the countries of the Near and Middle East. Moscow: Nauka, 1982. 238 p.

6. Golovnina N.G. Arab Christians in the history and literature of the Middle East. Moscow: Orthodox St. Tikhon University for the Humanities (PSTGU), 2013. 670 p.

7. DobaevI.P. Islamic radicalism. North Caucasian Scientific Center of Higher Education of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education Southern Federal University (Rostov-on-Don). 2002. 121 p. (In Russ.)

8. Zheltov A.A. Sunnis. Modern Beliefs and Confessions in Russia. 2017. Pp. 119-124. (In Russ.)

9. IsmailovA.Sh. Mazhabs in Islam. Islamic Studies. 2009. No. 2 (2). Pp. 23-30. (In Russ.)

10. Korolev K. Classic Islam: an encyclopedia. Moscow: Eksmo, 2005. 414 p.

11. Kuznetsov A.A. Confessional polarization in the post-Saddam world of Iraq and the problems of Sunni-Shiite relations. Russia and the Muslim World. 2016. No. 10 (292). Pp. 74-87. (In Russ.)

12. MirkasymovB.Z. Shiites in Iraq and other states of the Middle East: How the Shiite factor influences the policy of the countries of the region and leading world powers. Asia and Africa Today. 2007. Pp. 124-139. (In Russ.)

13. Mirsky G.I. Islamic fundamentalism, Sunnis and Shiites. World Economy and International Relations. 2008. No. 9. Pp. 3-15. (In Russ.)

14. Mirsky G.I. Shiites in the modern world. Russia in Global Politics. 2005. No. 3. Pp. 128-141. (In Russ.)

15. Mirsky G.I. Shiites in the modern world. Russia and the Muslim World. 2006. No. 4. Pp. 125-138. (In Russ.)

16. Prozorov S.M. Islam as an ideological system. Moscow: Science, 2016. 365 p.

17. Rodionov M. A. Classic Islam. St. Petersburg: Petersburg Oriental Studies, 2001. 256 p.

18. RyzhovI.V., Borodina M.Yu. Confrontation between Shiites and Sunnis in the Middle East: History and analysis of the current state. Proceedings of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. 2019. No. 26. Pp. 611-629. (In Russ.)

19. Shagaviev D. Islamic trends and groups: Textbook. Kazan: Khuzur Tranquility, 2015. 336 p.

20. Muhammed M.M., Khuzaima O. 21st century Islam: Global challenges of Islamic representation and knowledge acquisition. World Academy of Science, Engineering and Technology International Journal of Humanities and Social Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pр. 177-180.

21. Proven recoverable natural energy resources. URL: https:// www.sites.google.com/a/eeseaec.org/eeseaec/energetika-stran-mira/energetika-stran-mira-bliznij-vostok (data accessed: 13.08.2020).

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензент: Рыжов И.В., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политики России Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Статья поступила в редакцию 18.09.2020, принята к публикации 25.10.2020 The article was received on 18.09.2020, accepted for publication 25.10.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шкварун Максим Андреевич, аспирант кафедры истории и политики России Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, Российская Федерация. E-mail: maxsimus1@rambler.ru

Искендеров Сейран Азизович, аспирант кафедры истории и политики России Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, Российская Федерация. E-mail: maxsimus1@rambler.ru

ABOUT THE AUTHORS

Maksim A. Shkvarun, postgraduate student at the Department of History and Politics of Russia of Institute of International Relations and World History of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Nizhni Novgorod, Russian Federation. E-mail: maxsimus1@ rambler.ru

Sejran A. Iskenderov, postgraduate student at the Department of History and Politics of Russia of Institute of International Relations and World History of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Nizhni Novgorod, Russian Federation. E-mail: maxsimus1@ rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.