Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ УСТО БОБОДЖОНА О МАГИАНЕ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ УСТО БОБОДЖОНА О МАГИАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЗЕРАВШАН / МАГИАН / ДЕХА / КРЕПОСТЬ / СТОЛЯР / ТЕКСТ / ШЕЙХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Додхудоева Л., Юсуфбекова З., Шовалиева М.

Усто Бободжон (Абдукодир Бободжонов), житель деха Магиан (Согд, верховья Зеравшана) - известный столяр в своем регионе. Всю свою жизнь он собирал легенды и устные истории о своем крае и записывал их на таджикском языке. Усто Бободжон передал свои исторические записки членам этнографической экспедиции в 2014году, которые предлагаются вниманию читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USTO BOBOJON HISTORICAL NOTES ON MAGIYAN

Citizen of the village Magiyan (Sogd, Penjikent district), usto Bobjon (Abduqodir Bobjonov) is a well-known turner. During all his life, he collected legends and oral stories about his native region and wrote these evidences in Tajik language. He decided to give his notes to members of ethnographic expedition in 2014, who present them for readers.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ УСТО БОБОДЖОНА О МАГИАНЕ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ УСТО БОБОДЖОНА О МАГИАНЕ

Л. ДОДХУДОЕВА, З. ЮСУФБЕКОВА, М. ШОВАЛИЕВА

сотрудники отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан ул. Рудаки 33,734025 Душанбе, Республики Таджикистан эл. почта lorasdodo@rambler.ru, тел. (+992) 221 37 42

Усто Бободжон (Абдукодир Бободжонов), житель деха Магиан (Согд, верховья Зеравшана) - известный столяр в своем регионе. Всю свою жизнь он собирал легенды и устные истории о своем крае и записывал их на таджикском языке. Усто Бободжон передал свои исторические записки членам этнографической экспедиции в 2014году, которые предлагаются вниманию читателей.

Ключевые слова: история, Зеравшан, Магиан, деха, крепость, столяр, текст, шейх.

В 2014г. этнографическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук в составе Л. Дод-худоевой, З.Юсуфбековой, М.Шовалиевой, Н. Васитовой работала в Верховьях Зеравшана. В деха Магиан члены экспедиции встретились с известным в округе столяром чубтарошем усто Бободжоном (Абдулкодиром Бободжоновым). Помимо своей ремесленной деятельности он увлечен историей своего края - Магиана. В течение нескольких лет он собирал легенды и предания, устные рассказы старожилов, благодаря чему ему удалось подготовить исторические записки о Магиане на таджикском языке, которые он любезно предоставил членам этнографической экспедиции. В свою очередь, сотрудники Института перевели текст на русский язык и провели редакцию исторических записок местного краеведа.

Абдулкодир Бободжонов (род. 15 февраля 1951 г., в деха Магиан Согдийской области) окончил профессионально-техническое училище в Пенджикенте, получив специальность горного мастера. После службы в рядах Советской Армии, стал работать мастером-деревообделочником в селении Магиан и одновременно учителем арабской графики в местной школе. У него большая семья, в которой 6 детей. Все деревянные изделия в доме сделаны им самим.

Раздел об истории основания селения Магиан основан на устных

рассказах старожилов. Согласно им, когда-то Магиан был большим деха и был заселен от Вачагны до Агбаи Пардон. Дома здесь стояли так близко друг к другу, что козы перепрыгивали через крыши. Территория Дашти Адад была очень живописна и красива, но однажды сели перекрыли русло рек Шинг и Магиан. Люди вынуждены были покинуть свое селение и уйти в горы. Одни обосновались на горе Дарвеш (Деваштич), другие - в деха Даврич. Жители населенных пунктов Даврич, Бурси Бодча и Сари Белча вели оживленные коммерческие связи.

Согласно другому преданию, согдийский правитель по имени Хурдак прорубил тоннель в горе и открыл дорогу воде рек Шинг и Магиан. Благодаря этому здешние земли получили воду и стали плодородными, начали приносить урожай. Другая легенда гласит, что не правитель Хурдак открыл дорогу воде, а она пришла сюда в результате землетрясения. Однако последнее предположение не имеет под собой никакого научного обоснования. Ясно одно - современный Магиан расположен на дне бывшего озера.

Известный литератор ХУ1в. Зайниддин Восифи в своем трактате «Бадоеъ ул вакоеъ» упоминает о неком Бобомирзе, который воевал на этой территории с шейбанидом Убайдуллаханом, но потерпел поражение. Из этого сочинения известно, что тогда на месте Магиа-на ещё существовало озеро.

Согласно другому источнику, Шейх Худжози Парранда по приглашению Шейховаддина Тахура из города Шаш решил переселиться в Магиан. Сначала он поселился в селении Гезан. Прожив здесь несколько лет, он становится правителем. Однажды, в канун месяца Рамазан, жители спросили его о точной дате наступления месяца Рамазан, на что тот ответил: «Подождите, я спрошу у жены, когда ребенок не брал у нее грудное молоко...». Спросив у жены об этом, он ответил односельчанам, что «вот сегодня и наступил Рамазан, я высчитал его согласно тому времени, когда наш сын не брал грудное молоко матери.». Люди, насмехаясь, сказали: «Этот шейх своего сына считает святым». Шейх, обидевшись на эти слова, обратился в жене и сказал: «Вставай жена, уедем. Среди этих людей не имеет смысла нам жить». Считается, что название селения Гезан происходит именно от выражения «хез-зан», что означает «вставай-жена».

После этого шейх со своей семьей поселился в местечке Худжа Чорбед (Хучорбек), и, прожив там некоторое время, обосновался на другом берегу реки Оби Борик.

Согласно еще одной легенде, когда-то к реке, которая ныне носит название Оби Борик, пришли два охотника. Поднявшись на холм, они увидели, что поднимающийся снизу дым. Охотники спустились

к очагу, где встретили шейха, который предложил им построить здесь поселение. Охотники так и сделали: вместе с шейхом обустроили и озеленили земли вокруг этого кишлака.

Этимологию слова «Магиан» объясняют по-разному: одни говорят, что пришли сюда «муги» и обосновали здесь поселение, поэтому его называют «Могиен».1 В некоторых источниках сообщается, что вокруг озера росло дерево мог, а потому деревня называется Мо-гиён. В книге «Таджики» академика Бободжона Гафурова в русском издании значение слова Магиан приводится как «мохиён» от слова «мохи», что означает «рыба». По версии старожилов, первый вариант является правильным, то есть название деха произошло от множественного числа слова «муги» - «мугиён».

В Магиане существовало много святых мест - мазаров: это маза-ры Шайх Худжози Парранда, Ходжа Мухаммади Порсо, Худжаи Тобон, Худжаи Яхдон, Ходжаи Болаки, Ходжаи Рахна, Хазрати Сул-тон и другие.

В разделе, посвященном истории Магиана, приводятся сведения старожилов о том, что примерно 300 лет тому назад в древнем Магиане проживал человек из племени муг по имени Каххорбек. Он являлся правителем древнего Магиана. Со временем представители племени минг, которое обосновалось на берегу Сыр-Дарьи, переселились в Магиан. Среди них были некий дядя по матери (тагои) со своими тремя племянниками - сыновьями сестры. С каждым днем взаимоотношения между вновь прибывшими и местным населением становились все более дружелюбными, что было не по душе Каххо-рбеку и его приближенным.

Однажды верблюд одного из мингов Инокбека где-то потерялся. Его хозяин в поисках своего животного вошел во дворец Каххорбе-ка. Правитель заявил: «Твой верблюд пасется на моих полях, но чтобы забрать его, ты должен выполнить одно условие. Ты должен забрать своего верблюда с моих полей таким образом, чтобы он не коснулся моих владений, чтобы зернышко не упало с засеянных пшеницей полей. Сейчас моё время, а когда придет твое время, ты можешь мою голову отсечь ярмом от плуга».

Инокбек согласился и пошел в поле, где увидел своего обезглавленного верблюда. Возвратившись домой, и, посоветовавшись со своими соплеменниками, он решил снять кожу с верблюда. После этого разделил тушу животного на части и вынес их с поля так, чтобы не пострадали посевы зерна. Таким образом, он выполняет все требования, предъявленные ему Каххорбеком.

У Инокбека зародилась мысль самому стать правителем Магиана. В то время жителями Магиана были муги из Магиана, Оби Борика и

Гезани Боло. Инокбек был крупным и богатым скотоводом, он постоянно оказывал помощь нуждающимся, устраивал для жителей угощения, благодаря чему смог завоевать расположение местного населения. И, наконец, в 1370г. народ Магина избирает его своим правителем.

Инокбек поддерживал связь с прежним правителем Магиана Ках-хорбеком. Они навещали друг друга. У Инокбека был огромный сад в местечке Хиштрези (Пушти Кургон). В этом саду рос большой тутовник. Инокбек поручил своим слугам срезать ствол дерева так, чтобы можно было проделать в нем отверстие. Все это было ему необходимо для того, чтобы осуществить задуманный им план.

Однажды, он пригласил всю знать и местное население на богатое пиршество, в котором участвовал и Каххорбек. После торжественного угощения приглашенные отправились на прогулку по саду. Один из слуг «наукар», обратившись к присутствующим, сказал: «А ну-ка, попробуйте, чья голова пройдет через это отверстие». Присутствующие друг за другом, снимая чалму, начали просовывать свои головы через отверстие в тутовнике. Как только Каххорбек поместил туда свою голову, ему тут же накинули ярмо на голову. Затем запрягли волов и стали водить их по кругу. Сколько ни старались волы, им не удалось отделить голову Каххорбека от туловища. Один из родственников Каххорбека, обратившись к Инокбеку, сказал: «Сжалься над ним, сделай добро, отрежь ему ногу, нельзя издеваться таким образом над человеком». Появился палач и отрезал стопу ноги Каххорбеку. Тут же голова отделилась от тела и последовала за волами. Так Инокбек отомстил своему сопернику за своего верблюда.

Следующий раздел повествует о Бадал-обкаше - водоносе. Во время правления Инокбека один молодой богатырь из кишака Расу-на служил водоносом машкобом, поэтому люди называли его Бадал-обкаш. Он одновременно был способен: хорошо петь, готовить пищу, работать на поле и т.п., что очень нравилось беку. Хозяин назначил его казначеем и одновременно поваром.

Однажды один из слуг бека заметил, что Бадал-обкаш взял что-то из котла и положил себе в рот. Слуги бека донесли ему об этом. Бек велел позвать к себе Бадал-обкаша, чтобы узнать причину такого его неблаговидного поступка. Слуга ответил: «Многоуважаемый бек. Сначала простите мне мою наглость, потом скажу...». Бек согласился. Бадал-обкаш сказал: «Рано утром, когда было еще темно, слуги принесли воду из реки и заполнили котел. Вместе с водой в котел упала лягушка, которую никто не заметил». Она появились в тот момент, когда я помешивал плов. Я проглотил её».

Бек спросил: «Почему ты это сделал?». Тот ответил: «Если бы я

этого не сделал, плов бы пропал. Для того, чтобы этого не допустить, я вынужден был пойти на такой шаг». Инокбег в благодарность даровал Бадал-обкашу богарные и небогарные земли в районе Оби Борика. И сегодня между кишлаками Оби Борик и Пули Гирдоб, существует возвышенность, которую местное население называет Бадал-обкаш.

Следующий раздел посвящен крепости мира (правителя). Инок-бег задумал возвести для себя крепость. Он собрал народ и поручил на другой стороне реки делать глиняные заготовки. По его приказу их сначала трясли до той степени готовности, пока глина не прилипала к хвосту лошади. После этого в подолах халатов люди несли ее на спине на холм, где из нее мастера возводили оборонительные стены. Между слоями глины прокладывали бревна «бурс», чтобы строение было более прочным. До сих пор в развалинах крепости сохранились эти бревна.

Наконец после больших трудностей строительство было завершено. Внутри самой крепости располагались склады, жилые помещения, гарем и мечеть. Со временем жилые помещения и мечеть разрушились. До настоящего дня сохранились лишь руины стен. Крепость служила резиденцией для семи поколений правителей из рода Инокбека: Хусайнибеку,сыну Валади Одила, Одилу Парвоначи, Ва-лади Каштибабеки Девонбеги, Валади Инокбеку и другим.

В разделе об истории деха Пушти Кургон, Пули Гирдоб и других рассказывается, как Инокбек выкупил у населения необработанные земли, обработал их и превратил в плодородные. Часть земель он оставил себе, а те, что располагались на территории Пули Гирдоба, даровал: дяде по матери Эгам Ботуру; на территории Хурми - брату из рода Мирохури; в районе Пушти Кургон - другому брату из рода Рахмонкула ^уба для разбивки садов.

Бек Кштута, умный смышленый человек, приходился братом Инокбеку. Во время одной из своих поездок в Кштут он по достоинству оценил смекалку, трудолюбие, сельскохозяйственные навыки и умения людей из долины Кштут. Он попросил у брата разрешения переселить в свой кишлак 10-15 хозяйств из Кштута, которых поселил на территории Пушти Кургона и Пули Гирдоба. Таким образом, было положено начало основанию этих двух селений.

Инокбек отдал этим двум деха земли Эгама и Хористана, где были разбиты прекрасные сады. Сюда каждую весну жители переезжали жить летом, а осенью возвращались в свои селения Пушти Кургон и Пули Гирдоб. Сельчане выполняли все поручения Инокбе-ка, служили у него казначеями, амбарщиками, есаулами, поварами, секретарями-писцами, занимались обработкой земли.

В кишлаке Пули Гирдоб до сих пор существует большое кладбище, которое прежде называлось «кладбище миров», а ныне - «кладбище Холаи Тобон». Название «Пушти фургон» означает - «позади Кургана», а «Пули Гирдоб» - «большая вода, которая бьется о берег, заходит под мост и разворачиваясь, образует круг (гирдоб)».

Следующий раздел повествует о раздорах между мирами - правителями. Селения Магиана, Фароба, Шинга, Косатароша и Кштута находились под властью династии мингов. Со временем правители этих областей не стали подчиняться Бухарскому эмиру, за что последний их часто наказывал. Когда русские захватили Самарканд, а затем и Ургут, Хусайнбек, бек Ургута, пришел в Магиан с войском и забрал у брата крепость Магиана Курган. Он назначил младшего брата Шодибека правителем (хокимом) в Кштуте, одного из своих близких родственников Саида - правителем Фароба, другого приближенного Каландара Туксабо - повелителем Шинга.

В 1860-1970-е годы в верховьях Зеравшана, в частности в Фальга-ре, Матче, Фане, Кштуте, Магиане, правили полузависимые миры. Хотя все они принадлежали к одному роду, между ними постоянно вспыхивали междоусобные войны.

В 1870 г. управляющий Зеравшанским округом Туркестана генерал-майор Абрамов с целью присоединения данных территорий к России организовывает военный поход. Русские войска сначала захватили Курган (Крепость Магиана), а затем крепость Кштута. В результате военных действий многие селения были разрушены, погибли люди. Правлению династии мингов пришел конец. Вся подвластная им в прошлом территория была присоединена к царской России, образовались волости, которыми управляли волостные. Ма-гиан стал Пенджикентской волостью Самаркандской губернии. Известный таджикский поэт Туграл Ахрори перед Октябрьской революцией являлся волостным Магиана.

Последний раздел повествует об истории ишана Туграла. Туграл каждый год объезжал свою волость. В селении Шинг проживал некий крестьянин Каримберди, у которого не было детей. Ему посоветовали встретить Туграла и попросить у него тумор (амулет) с заговором с тем, чтобы бог даровал ему детей.

Каримберди так и сделал. Туграл спросил, как его зовут. Тот ответил, что его зовут Каримберди, а жену Гулбеги. Ишан дал ему тумор, который тот с радостью отнес жене. Вскоре у них родился красавец - мальчик. Каримберди с нетерпением ожидал Туграла в гости к себе. И как только узнал о его приезде, вышел навстречу ему с родственниками и знатными людьми селения. Каримберди принес в

жертву барана, а своего ребенка в честь ишана Туграл назвал Эшон (ишан).

В конце угощения Туграл попросил хозяина принести ему тумор, который оказался столь действенным. Прочитав текст, все расхохотались, так как в нем не было ничего особенного. Туграл сказал, что дело не в туморе, а в вере в него. Поскольку двое отчаянно хотели иметь сына, верили в заговор тумора, бог дал им ребенка.

Таково краткое изложение исторических записок усто Бободжона из деха Магиан.

Примечание:

1. Слово «муг» трактуется по-разному. В словаре таджикско-русского языка этот термин переводится как «жрец, маг, зоро-астриец». Местные жители считают, что в Зеравшане жило племя мугов. Другие полагают, что муги были жителями горы Муг в Согде.

USTO BOBOJON HISTORICAL NOTES ON MAGIYAN

LARISA DODKHUDOEVA, ZINNATMO YUSUFBEKOVA, MUMINA SHOVALIEVA Researchers of the department of ethnography A. Donish Institute of History, archeology and ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Tel.: 221 37 42

Citizen of the village Magiyan (Sogd, Penjikent district), usto Bobjon (Abduqodir Bobjonov) is a well-known turner. During all his life, he collected legends and oral stories about his native region and wrote these evidences in Tajik language. He decided to give his notes to members of ethnographic expedition in 2014, who present them for readers.

Keywords: History, Zeravshan, Magian, village, touwer, turner, text, sheih

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.