Научная статья на тему 'Исторические условия, организационно-правовые основы и основные направления деятельности органов внутренних дел Южного Урала в предвоенные годы (1939 - июнь 1941 гг. )'

Исторические условия, организационно-правовые основы и основные направления деятельности органов внутренних дел Южного Урала в предвоенные годы (1939 - июнь 1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические условия, организационно-правовые основы и основные направления деятельности органов внутренних дел Южного Урала в предвоенные годы (1939 - июнь 1941 гг. )»

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ

К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

УДК 351.74(470.55/.58)«1939/1941»

С. М. ЕМЕЛИН, заведующий кафедрой регионального права Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, профессор Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета, кандидат исторических наук, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

S. M. EMELIN, head of the department of regional law of the Eastern economic and legal humanitarian academy, professor of Institute of history and public administration of Bashkir state university, candidate of history doctor of law, professor (Ufa)

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЮЖНОГО УРАЛА В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ (1939 - ИЮНЬ 1941 ГГ.)

HISTORICAL CONDITIONS, ORGANIZATIONAL-LEGAL FOUNDATIONS

AND MAIN ACTIVITIES ORGANS OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE SOUTHERN URALS IN THE PREVIOUS YEARS (1939 - JUNE 1941)

Аннотация. Основная часть задач, стоящих перед органами внутренних дел, приходилась на органы милиции, общей и ведомственной. Милиция следила за выполнением установленных правил по организации шествий и демонстраций, надзирала за соблюдением предписаний властей о публичных зрелищах, играх и увеселениях. В конце

ч =0

<ч а а

и

и $

и s а

о

^

0 «

M У

а -с а

1

о

0 «

1

£ «

а s

S

u О?

статьи автор приходит к выводу, что органы внутренних дел подошли к началу Великой Отечественной войны с обновленной структурой, что позволило, учитывая изменения криминогенной обстановки, сосредоточиться на основных направлениях борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, обеспечивать поступательное развитие и совершенствование форм и методов работы, добиваться положительных результатов в оперативно-служебной деятельности по раскрытию и профилактике преступности.

Ключевые слова: исторические условия, органы внутренних дел, предвоенные годы, Южный Урал.

Annotation. The main part of the tasks facing law-enforcement bodies fell on bodies of militia, General and departmental. Police monitored the implementation of the rules on the organization of marches and demonstrations, oversaw compliance with the requirements of the authorities about public spectacles, games, and amusements. At the end of the article the author comes to the conclusion that the internal Affairs bodies approached the beginning of the great Patriotic war with an updated structure, which allowed, taking into account the changes in the criminogenic situation, to focus on the main directions of combating crime and protecting public order, to ensure the progressive development and improvement of forms and methods of work, to achieve positive results in the operational and service activities for the disclosure and prevention of crime.

Keywords: historical conditions, internal affairs bodies, the pre-war years, the South

Urals.

В конце 1930-х годов развитие системы органов внутренних дел шло

^ в контексте развития советского государства. Являясь одной из ведущих

5 структур исполнительной власти,

^ Народный комиссариат внутренних

| дел СССР имел статус союзно-

с^ республиканского ведомства, т. е. ох-

^ ватывал своей деятельностью всю территорию СССР и РСФСР, не имея ана-

§ логичного республиканского наркома-§

^ та, и на местах осуществлял управле-

| ние посредством своих структурных

^ подразделений - наркоматов внутрен-

® них дел союзных и автономных рес-

ф публик, а также краевых и областных

^ управлений.

^ Органы внутренних дел в этот

Щ период представляли собой достаточ-

2 но массовую структуру, в состав кото-

о «

и ?

а £

а «

рой входили подразделения милиции, отделы по борьбе с бандитизмом, по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, паспортная служба, включая справочные бюро и отделы ЗАГС.

Милиция занимала особое место в структуре органов внутренних дел. Она составляла основную часть сотрудников, непосредственно реализующих правоохранительные функции по борьбе с преступностью и обеспечению общественного правопорядка, осуществлявших несение наружной службы и постоянно контактирующих с населением. Управление милицией было централизованным и к концу 1930-х годов представлялось в следующем виде.

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

График 1

Примерная структура управлений милиции НКВД (УНКВД) республики, области, края в конце 1930-х гг. [сост. по: 1; 2; 3]

республики, области, края секретариат

ведомственная милиция политический

железнодорожная милиция уголовного розыска

водная милиция БХСС и спекуляцией

дорожные линейные отделы отделы службы и боевой подготовки

(отделения)

(отделения)

линеиные пункты

паспортно-регистрационньш

ГАИ

о т д е л ы

т д е л е н и

я)

Структурные изменения, которые происходили в органах внутренних дел, в том числе и накануне Великой Отечественной войны, свидетельствуют о том, что они были направлены на повышение эффективности работы по основным направлениям.

Приказом НКВД СССР от 13 марта 1940 г. № 00325, изданным на основании материалов проверки работы московской милиции, были определены конкретные мероприятия по коренной перестройке оперативно-служебной деятельности. Структурно подразделения уголовного розыска были перестроены по видам преступлений. Оперативные уполномоченные несли ответственность не за закрепленную территорию обслуживания, а за результаты борьбы с конкретными видами преступлений, главным образом с особо опасными. Это в свою очередь потребовало усиления аналитической работы, более

=0

глубокого изучения характера и динами- «ь

ки преступности, улучшения профилак- а

тической деятельности [4, л. 20 - 24]. ^

Другим важным мероприятием ^ по повышению эффективности работы ¡^ по раскрытию и расследованию престу- ^ плений было разделение аппарата уго- | ловного розыска на оперативно- Ц1 разыскную и следственную части. При- | чем на Южном Урале ход данной рабо- « ты шел с опережением. Так, в Челябин- © ском областном отделе уголовного ро- § зыска и в его территориальных подраз- | делениях с 1938 года выделялись наиболее квалифицированные сотрудники, Щ которые специализировались только на 0 ведении следствия, что отвечало объек- § тивной потребности усиления этого ;г участка работы [5].

Законодательное закрепление ^

данной реструктуризации было осуще- Л

ствлено в 1939 году. Обобщив получен- §

ный опыт, НКВД СССР издал приказ й^

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

<ч а а

и и

ч

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и ?

а £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а «

от 27 августа 1939 г., в соответствии с которым в отделах уголовного розыска управлений милиций республик, областей, краев и дорожных отделов милиции путем перераспределения имевшегося штата создавались следственные группы, в которые входили наиболее подготовленные сотрудники под руководством заместителей начальников отделов [6].

Это позволило значительно поднять уровень следственной работы, повысить качество дактилоскопии и фотографии, расширить сферу применения научно-технических методов раскрытия преступлений и, в конечном итоге, обеспечить повышение результативности работы по раскрытию и расследованию преступлений [7; 5].

Начали меняться и методы руководства аппаратом уголовного розыска со стороны Главного управления милиции. Выезды на места работников центрального аппарата с целью обследования и контроля были сокращены до минимума. Основное внимание сосредоточивалось на оказании практической помощи в борьбе с преступностью [2].

Большая работа была проведена уголовным розыском по борьбе с хулиганством, а также с мелкими кражами на производстве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. была введена уголовная ответственность за хулиганские действия на предприятиях, в учреждениях и общественных местах. Они карались лишением свободы сроком на один год, если по своему характеру не влекли за собой по закону более сурового наказания. Уже само принятие этого закона привело к заметному сокращению числа хулиганских проявлений в городах и селах страны. Только за период с принятия данного акта и до 1 января 1941 года к судебной ответственности привлечено за хулиганство 131 724 чел., за мелкие кражи - 29 020 чел. До этого данный контингент к судебной ответственности не привлекался [8, л. 5].

В дальнейшем специализация органов получила свое развитие. В апреле 1941 г. для борьбы со всеми видами политического и уголовного бандитизма на всей территории страны был образован отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ) ГУМ НКВД СССР и отделение по борьбе с бандитизмом управлений милиции НКВД республик, краев и областей. ОББ состоял из пяти отделений, из которых четыре распределялись по территориальным зонам СССР, а пятое являлось следственным и координировало всю следственную работу в данном направлении. Отделения на местах также состояли из оперативного и следственного отделений. 30 сентября 1941 г. в НКВД СССР был создан самостоятельный отдел по борьбе с бандитизмом, который в 1944 г. был реорганизован в управление [9].

Проведенная работа по специализации аппаратов уголовного розыска, улучшению их оперативной осведомленности дала положительные результаты. Было предупреждено более 1 500 преступлений, ликвидировано 613 во-ровско-грабительских групп. Число вооруженных грабежей в 1940 г. сократилось на 3 %, дерзких хулиганств - на 27 % по сравнению с 1939 г. В первом полугодии 1941 г. преступность по всем видам сократилась на 68 %. Раскрываемость преступлений достигла 85,7 %, на 16 % увеличилось число предупрежденных преступлений [9].

В целом накануне войны отмечается значительное улучшение криминогенной ситуации: число преступных проявлений по стране сократилось на 52 % с одновременным повышением раскрываемости - с 73 % до 77,1 %. Таким образом, перестройка оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, начавшаяся в конце 1930-х годов, имела двойную направленность -создание действенной профилактической системы и активизация агентурной работы.

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Серьезное внимание в предвоенные годы обращалось также на охрану общественного порядка, осуществляемую постовой и патрульной службами. В июле 1940 года в целях совершенствования охраны общественного порядка и работы по обеспечению безопасности граждан принят новый устав постовой службы милиции. В документе был строго определен круг обязанностей, предусмотрены нормы расчета и закры-ваемости наружных постов, установлен строгий контроль за несением службы постовыми нарядами. Общее количество постов увеличилось до 1 663 смен. Происходит повсеместное усиление постовой службы.

По-новому был поставлен вопрос о роли постового милиционера в борьбе с преступностью, определялись его обязанности при несении службы на железнодорожном и водном транспорте, по регулированию уличного движения. Устанавливался более четкий порядок работы постовых милиционеров, вводился обязательный инструктаж милиционеров перед заступлением на пост. Одновременно принимались меры по совершенствованию службы участковых уполномоченных. Многие участковые уполномоченные показывали примеры самоотверженности и отличного исполнения служебного долга, активно боролись с преступностью, вели большую практическую работу среди населения [2].

Охрана общественного порядка в этот период осуществлялась через:

- сеть наружных постов милиции, охватывающую места, пораженные преступностью, все улицы с интенсивным движением, парки, сады, скверы, зрелищные предприятия, места гуляний и празднеств, железнодорожные станции, вагонные парки, пристани, порты;

- участковых уполномоченных милиции, линейных оперуполномоченных транспортной милиции, обслуживающих конкретные участки железных дорог и водных бассейнов, охватываю-

щих своим наблюдением всю территорию городов, железных дорог и водных бассейнов;

- патрули, высылаемые в ночное время по заранее разработанным маршрутам с обязательным периодическим обходом (объездом) мест, пораженных преступностью, окраин городов, территорий станций, железнодорожных поселков, перегонов железных дорог, пораженных выкидкой грузов из поездов [10, л. 4].

Значительный удельный вес в наружной службе органов внутренних дел к концу 1930-х годов занимала Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). Она была создана на базе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУ Дортранс) в июле 1935 г. и включена в марте 1936 г. постановлением СНК СССР в состав Главного управления Рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР. ГАИ вобрала в себя достаточно широкий спектр функций по обеспече- ^ нию безопасности дорожного движения ^

и эксплуатации автомототранспорта. §

В<ч

соответствии с утвержденным а

Положением перед службой ставились |

задачи по борьбе с авариями на дорогах, ^

разработке технических норм эксплуа- ^

тации автотранспорта, наблюдению за |з

подготовкой и воспитанием шоферов, |

учету автомобильного парка. Для их ^

решения на ГАИ возлагались обязанно- |

сти: учет аварий; анализ и выявление их и

причин; привлечение лиц, виновных в ®

ДТП, к ответственности; руководство ^

работой квалификационных комиссий ^

по испытанию водителей и назначенных а

для их подготовки инструкторов; кон- «

троль над проведением необходимых 2

мероприятий по содержанию автомо- ^

бильного парка в технически исправном |

состоянии; учет автомобилей и мото- ^

циклов по маркам, владельцам и катего- ^

риям; выдача номерных знаков, техни- а

ческих паспортов и производство пе- §

и

риодических технических осмотров ^

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

машин; разработка технических норм расходования горючих, смазочных материалов и резины [1 1].

Новая служба в структуре общей милиции сразу же зарекомендовала себя как эффективный инструмент в борьбе с правонарушениями и наведении порядка на дорогах страны. К примеру, руководство УРКМ ряда мест выставляло за счет действующего состава на важнейших магистралях и пригородных шоссе так называемые «отряды автодорожного надзора», сумевшие переломить «веселое бесстрашие и лихачество» многих водителей. Так, только за апрель-май 1938 г. они выявили в Москве, Ленинграде, Свердловске и ряде других городов около 4,5 тыс. нарушений правил движения, обнаружили 150 водителей без прав на управление, 186 нетрезвых водителей, сделали около 2 тыс. предупреждений. Из 11,6 тыс. проверенных машин почти 2 тыс. оказались неисправными, а около 500 машин - опасными для движения [3]. ^ Улучшалась техническая воору-

^ женность ГАИ, увеличивалось число 2 сотрудников, непосредственно осуще-^ ствлявших надзор за дорожным движе-§ нием. Сотрудники ГАИ получили ши-^ рокие права. В частности, они были ^ вправе беспрепятственно проводить об-^ следование автохозяйств, ремонтных | заводов и мастерских, требовать от ру-

ь ководителей предоставления сведений о §

| состоянии автомотопарка, расходовании ^ горюче-смазочных материалов, шофер® ских кадрах и др., приостанавливать ф эксплуатацию технически неисправных ^ автомобилей и мотоциклов, ставить пе-а ред квалификационной комиссией во-§ прос о лишении водителей прав управ* лять транспортными средствами за сис-^ тематическое грубое нарушение правил и движения, налагать на нарушителей ус-^ тановленных норм и правил денежные

штрафы[11].

а Занималась ГАИ и организацией

§ экзаменационной работы, выдачей во-и

¡Й дительских удостоверений, контролем

за подготовкой водительских кадров; агитацией и пропагандой правил дорожного (уличного) движения, обеспечивала связь с редакциями центральных газет и журналов, школами и творческими организациями [11]. В дальнейшем данная работа получила свое развитие. Так, приказом НКВД СССР от 13 июля 1939 г. № 400 «С объявлением инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности» пропаганда соблюдения правил уличного движения и другие мероприятия профилактического воздействия стали занимать важное место в деятельности службы [11].

В соответствии с приказом НКВД СССР № 463 в 1938 г. в службе автодорожного надзора Госавтоинспекции создавались специализированные дорожные пикеты, которые стали прообразом стационарных постов милиции (СПМ) и контрольно-пропускных пунктов (КПП). Пикеты устанавливались на важнейших пригородных и междугородных автомагистралях, курортных и туристских дорогах. На них проводились надзор за соблюдением правил движения водителями транспорта и борьба с нарушениями общественного порядка на дорогах, проверка технического состояния автомашин прямо на линии. Автоинспекторы дорожных пикетов выезжали на аварии и происшествия в районе обслуживания, наблюдали за состоянием дорог, мостов, железнодорожных переездов и дорожных знаков [11].

Важным шагом в совершенствовании работы по обеспечению безопасности дорожного движения стал циркуляр ГУРКМ НКВД СССР от 20 апреля 1940 г. № 105 «С объявлением типовых правил движения по улицам и дорогам Союза ССР». В соответствии с данным документом на основе типовых правил на местах должны были разрабатываться и утверждаться собственные правила, что способствовало большей унификации многих важных положений, касаю-

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

щихся безопасности и организации движения.

В предвоенные годы подразделения ГАИ и ОРУДа на местах проделали большую работу по разработке новых правил уличного движения. При этом широко использовались предложения практических работников, специалистов автотранспорта, общественности. Эти правила утверждались местными советами, после чего вступали в силу. Однако они существенно отличались друг от друга, как, впрочем, отличались транспортные схемы городов и условия городского движения в них. В целом же новые правила ориентировались на усиление внимания к обеспечению безопасности автомобильного движения. С 1940 г. в составе ГАИ стала функционировать специальная группа по розыску автомобилей, скрывшихся с места ДТП [11]. Эта мера позволила усилить меры ответственности, применяемые к подобным нарушителям, и повысить защищенность пострадавших в результате ДТП лиц.

Наряду с расширением сферы деятельности и влияния Госавтоинспекции, отдельные направления обеспечения безопасности движения были выведены из сферы ее контроля. Так, еще в конце 1938 г. медицинские лаборатории ГАИ УРКМ, осуществлявшие проверку водительского состава, были ликвидированы. С этого времени процедура медицинского осмотра шоферов и лиц, проходивших испытания в квалифицированных комиссиях ГАИ УРКМ, происходила в медицинских учреждениях органов Наркомздрава [3].

В результате удалось приостановить рост дорожно-транспортных происшествий в стране, а затем и добиться их существенного сокращения. В 1940 г. (по сравнению с 1939 г.) количество ДТП снизилось на 19,3 %, а число пострадавших - на 18 %. Хорошие результаты в профилактике ДТП были достигнуты в Москве и ряде других крупных городов [11].

За общей милицией была закреплена обязанность по надзору за соблюдением административных правил о порядке открытия и производства торговли и промыслов. Организации в этом процессе было мало. Нередко в товарно-проводящей сети отдельные ее цепочки «прибирались» к рукам спекулянтов и расхитителей, а то и профессиональных уголовников. И без того скудные поставки промтоваров для населения расхищались или перераспределялись «по своим», сбрасывались спекулянтам и т. п. В 1930-е годы жители всех российских городов знали, что такое многотысячные очереди, например за мануфактурными товарами, обувью, скобяными изделиями и т. п.

В таких очередях всегда находилось немало граждан, инициирующих провокационные разговоры и действия окружающих против властей. В конце 1930-х гг. в органах милиции был хорошо известен обзорный приказ НКВД СССР о неправомерных действиях одного из милицейских нарядов ^ г. Ростова-на-Дону, разгонявших в ночь ^ с 25 на 26 апреля 1938 г. очередь из 3 4 тыс. чел. у мануфактурного магазина 58 брансбойдами с холодной водой. В кон- | це мая 1940 г. НКВД СССР объявил £ «Инструкцию органам РКМ по надзору ¡^ за применением в торговле правильных ^ и имеющих установленные клейма ве- | сов, гирь, литров и метров». Надзор за ^ соблюдением правил торговли и роз- | ничных цен осуществляли органы госу- ¡¡2 дарственной торговой инспекции [3]. ^

В предвоенный период развитие о получила железнодорожная милиция, ^ созданная в середине 1937 г., она формировалась по числу дорог в местах ^ расположения их управлений и состояла | из отделений уголовного розыска, |

БХСС и наружной службы. Охватывая Н

§

довольно широкий спектр правоохрани- ^

тельной деятельности, подразделения ^

железнодорожной милиции к концу а

1930-х гг. развернули свою деятель- |

ность, возросла численность личного ^

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

состава. Если к концу 1937 г. она составляла 11,5 тыс. чел., то к началу 1939 г. - уже 21,5 тыс. сотрудников. К началу войны по стране насчитывалось 234 отделения, 281 оперативный пункт и 949 линейных постов [3].

Предвоенный период отмечен участием органов внутренних дел в содействии с органами народных комиссариатов юстиции, финансов, путей сообщения, земледелия, торговли, труда, образования и другими ведомствами. В большинстве случаев эта деятельность не соответствовала прямому назначению органов и мешала выполнению их основных задач. Так, они привлекались к выселению граждан из занимаемых ими помещений, принадлежавших Наркоматам путей сообщения, обороны, образования, юстиции, угольной промышленности. Такого рода «содействие» не прибавляло авторитета ни властям, ни органам внутренних дел. Сам процесс выселения, как правило, носил затяжной, болезненный характер. ^ Выселяемые граждане все свои невзгоды связывали не с решениями ведомст-2 венных чиновников, а с действиями ми-^ лицейских нарядов. Особенно свирепым | было постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 ноября 1932 г., обязы-^ вающее местные власти немедленно и ^ «в любое время года без предоставления | жилой площади и транспортных ^ средств ...» выселить из домов всех уво-| ленных за прогулы [3]. ^ В предвоенный период в связи с

^ недостатками в учете движения населе-® ния, необходимостью упорядочения ^ контроля за регистрацией по месту ^а проживания граждан, а также ограниче-^ ния перемещения отдельных категорий | был принят ряд мер, в том числе на за-ф конодательном уровне. 10 сентября ^ 1940 года правительством было утвер-^ ждено новое Положение о паспортах, ^ которое стало основным нормативным а правовым актом на последующие годы § [12]. В конце 1940 года Главное управ-^ ление милиции НКВД СССР разработа-

ло Инструкцию по применению Положения о паспортах и органы милиции на местах приступили к выдаче их населению [10].

В этот период действовало три вида паспортов: бессрочные, которые выдавались лицам, награжденным орденами СССР; гражданам, достигшим 55-летнего возраста; инвалидам 1 и 2-й групп, а также пенсионерам по выслуге лет. Пятилетние паспорта выдавались всем гражданам в возрасте от 16 до 55 лет, временные удостоверения получали граждане, утратившие бессрочные и пятилетние паспорта, а также выезжающие из местностей, где не введена паспортная система. Выдачу паспортов осуществляли паспортные службы территориальных органов внутренних дел [12].

При этом осуществлялась сверка и регистрация отдельных категорий граждан. В частности, на персональный учет взято 160 894 чел., прибывших из-за границы и восстановленных в советском гражданстве (за последующие два года учтено 219 450 чел. данной категории) [10]. Кроме того, в 1940 году была проведена сверка союзного учета, которая осуществлялась Главным управлением милиции в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, в ходе которой выявлено и взято на учет 27 578 чел. данных категорий [10].

Паспортному режиму уделялось большое внимание. Паспорта подлежали строгому учету. Они сдавались гражданами, призванными на срочную военную службу, перешедшими в иностранное подданство, командируемыми для работы за границей, а также после смерти владельца. Была установлена ответственность граждан за наличие и сохранность документа. Запрещалось производить изъятие паспортов в качестве залога либо при приеме на работу. Найденные паспорта подлежали сдаче в органы милиции.

В предвоенные годы обострилась проблема по розыску неплательщиков

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

алиментов. С конца 1920-х гг. исполкомы, судебные инстанции, органы внутренних дел были буквально завалены подобными материалами. Чтобы хоть как-то ускорить процедуру установки этих лиц, ЦИК и СНК СССР в июне 1936 г. возложили расходы по их розыску за счет алиментщиков - от 100 до 150 руб. в зависимости от вида розыска (местный, общесоюзный).

Однако эта мера мало что изменила в закреплении практики стабильной уплаты алиментов на содержание детей или родителей. В конце октября 1938 г. НКВД СССР принимает, на его взгляд, радикальное решение: проставлять в паспортах алиментщиков в графе «Лица, внесенные в паспорт владельца» специальный штамп с буквой «А», изготовленный ГУРКМ. Одновременно участившиеся случаи изменения гражданами своих фамилий и имен, которые особенно часто проявлялись в период «великого террора» (1935 - 1938 гг.), стимулировали принятие в конце марта 1940 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР, ограничивающего право граждан производить смену фамилий и имен, а также аналогичной инструкции НКВД СССР.

Под эту категорию подпадали и неплательщики алиментов, в отношении которых имелись соответствующие решения судебных органов. Большие объемы и темпы розыска уголовного, контрреволюционного и иного антиобщественного элемента в этот период вытесняли из разыскных заданий алиментщиков. В результате с сентября 1940 г. их розыск в общую систему всесоюзного розыска не включался, а производился органами милиции на местном уровне [3].

Большое внимание государства в предвоенный период уделялось борьбе с детской беспризорностью. Основным проводником государственной политики в этой сфере являлись органы внутренних дел. Комплекс государственных и общественных мероприятий позволил

уже в начале 1930-х годов ликвидировать в нашей стране эту социальную проблему. Новый этап развития системы по предупреждению преступности среди несовершеннолетних начинается с 1935 года.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» и соответствующий приказ НКВД СССР ознаменовали создание в составе органов милиции комнат привоза детей. Кроме того, предусматривалось выделение в аппаратах уголовного розыска отдельных сотрудников, имевших оперативный стаж и опыт работы по борьбе с несовершеннолетней преступностью. Одновременно были упразднены комиссии по делам несовершеннолетних и сокращен объем профилактической работы, проводимой другими ведомствами и учреждениями, кроме милиции. Детские приемники-распределители были отнесены к компетенции Наркомата внутренних дел. Шло ужесточение уголовно-процессуального законодательства ^ по отношению к детям и подросткам, совершившим уголовные преступления. § В соответствии с Законом о мерах борь- а бы с преступностью несовершеннолет- | них было отменено смягчение наказания подросткам. Несовершеннолетние, ¡^ уличенные в совершении краж, насилия, ^ убийств, уже с 12-летнего возраста при- | влекаются к уголовному суду с приме- ^ нением всех мер наказания. Перед вой- | ной этот перечень был расширен: под- ^ кладывание на железнодорожные рель- ^ сы различных предметов, развинчива- | ние рельсов и ряд других деяний. О ди- ^ намике уголовного преследования несо- „а вершеннолетних говорит тот факт, что ^ если в 1937 году было осуждено 13 800 | подростков, то в 1941 году - 23 400 [13]. §

И, наконец, существенная на- ^ грузка по реализации правоохранитель- ^ ных мероприятий в предвоенные годы ^ была возложена на так называемую ве- а домственную милицию. Созданная по- | становлением СНК РСФСР от 6 февраля ^

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1924 г., она осуществляла охрану государственных предприятий и учреждений, обеспечение общественного порядка и производство дознания.

Ведомственная милиция подразделялась на горно-приисковую, промысловую, фабрично-заводскую, горнопромышленную и др. Ее подразделения создавались на договорных началах и содержались за счет средств обслуживаемых объектов. В договорах определялся размер отпускаемых средств и необходимые штаты. Руководство ведомственной милицией было централизованной, ее подразделения подчинялись профильному отделу в составе союзного главка и соответствующим отделениям на местах. Ее деятельность была направлена на обеспечение охраны различных объектов. Успешные результаты служили стимулом для развития службы, увеличения численности личного состава, что являлось отражением повышения заинтересованности руководства предприятий и учреждений в их ^ надежной охране. Достаточно сказать, что уже к концу 1920-х гг. государст-

5 венная и ведомственная милиция почти <ч

а сравнялась и составляла соответственно

§ 37,8 и 37,6 тыс. чел. [14; 3].

с^ В дальнейшем направления дея-

^ тельности ведомственной милиции

^ расширяются. Во второй половине

| 1920-х гг. организуется ведомственный

^ розыск для обслуживания государст-

| венных торговых и промышленных

^ предприятий. Эти задачи выполнялись

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

® закрепленными за предприятиями со-

| трудниками, которые часто осуществ-

^ ляли инспекторско-ревизорские функ-¥

а ции.

^ В 1930-е гг. в городах стали соз-

^ даваться дивизионы и батальоны взвод-

§ ного состава. В работу внедрялись тех-

^ нические средства, использовались ка-

„^ раульные собаки. Вторая половина

^ 1930-х гг. характеризуется ростом хи-

а щений, краж и растрат с охраняемых

§ объектов, а также аналогичных преступлений в совхозах и МТС. Участились

случаи вооруженных нападений на сотрудников, сопровождающих кассиров или перевозивших ценный груз.

В предвоенные годы ведомственная милиция охраняла более тысячи различных объектов. Только в 1940 г. постовые милиционеры задержали около 1,5 тыс. чел., попытавшихся проникнуть на охраняемые участки, более 3,3 тыс. чел. - с поддельными пропусками, свыше 800 чел. - за кражи и попытки их совершить. Всего за год было произведено более 9 тыс. задержаний.

Таким образом, основная часть задач, стоящих перед органами внутренних дел, приходилась на органы милиции, общей и ведомственной. Милиция следила за выполнением установленных правил по организации шествий и демонстраций, надзирала за соблюдением предписаний властей о публичных зрелищах, играх и увеселениях. Кроме того, подразделения общей милиции наблюдали за поддержанием правил об обществах, не преследующих цели извлечения прибыли, а также о собраниях верующих.

В предвоенный период они выдавали гражданам удостоверения личности и паспорта, разыскивали по заявлениям заинтересованных лиц и органов пропавших граждан, принимали на хранение найденные вещи, документы и другие ценности. Кроме этого, они принимали пригульный скот и вели розыск его владельцев и др. Надзирая за соблюдением домоуправлениями и гражданами правил о прописке и выписке, ведя учеты населения, повседневно общаясь с городскими и сельскими жителями, сотрудники неплохо ориентировались в оперативной обстановке на закрепленных территориях. И все же основные усилия сосредотачивались на мероприятиях по борьбе с уголовной преступностью.

Огромный поток заявительного материала от потерпевших, часто устного характера, свидетельствовал, что в городах и населенных пунктах действо-

КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

вали устойчивые группы преступников, профессионалы-гастролеры, хулиганы, содержатели притонов, конокрады, подпольные производители спиртных напитков, перекупщики краденого и др. Органы милиции предупреждали и пресекали преступления, обнаруживали и расследовали совершенные правонарушения, разыскивали лиц, скрывающихся от расследования, суда и исполнения приговора. Они же разыскивали похищенное имущество, устанавливали каналы преступной деятельности преступников-одиночек и организованных групп. Кроме того, они приводили в исполнение приговоры судов о ссылке и высылке, вели учет высланных и сосланных, осуществляли специальный надзор за ними [3].

К концу 1930-х гг. управление органами и подразделениями НКВД СССР и контроль за их деятельностью на местах в полной мере осуществляли партийные органы. Механизмом контроля являлись заслушивания вышестоящих партийных инстанций с принятием необходимых организационных мер. Так, 9 января 1939 г. состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), на котором обсуждался вопрос «О работе Башкирского обкома ВКП(б)» (протокол № 67, вопрос 32).

В принятом постановлении работа Башкирского обкома партии признана неудовлетворительной, в том числе серьезные нарекания вызвала работа обкома по контролю над деятельностью регионального НКВД: «Зная о неудовлетворительной работе НКВД Башкирской республики, о засоренности органов НКВД явно сомнительными элементами, т. За-ликин (первый секретарь Башкирского обкома ВКП(б)) не только не принял никаких мер для проверки и устранения недостатков в работе НКВД и очищения его аппарата от сомнительных людей, что являлось прямой обязанностью обкома ВКП(б), но скрывал от обкома имеющиеся сигналы и факты и тем самым покрывал крупные недостатки и безобразия в

органах НКВД. В результате слабого руководства Башкирского обкома ВКП(б) промышленностью, крупнейшие предприятия (Уфимский моторный завод, Бе-лорецкие заводы, предприятия треста «Башзолото» и др.) не выполняют свою производственную программу...» [16, л. 12 - 13; 22].

Таким образом, вопросы партийного руководства деятельностью органов внутренних дел напрямую увязывались с состоянием работы промышленности и выполнения производственных планов, что в конце 1930-х - начале 1940-х гг. имело для страны особое значение.

В то же время, находясь в составе НКВД, органы внутренних дел были вынуждены выполнять карательные функции. Впрочем, маховик массовых репрессий не пощадил и сотрудников органов внутренних дел. Немало их достойных представителей пострадало во время массового террора, что характерно для всей правоохранительной системы, включая Южный Урал [7].

К концу 1930-х гг. результаты ^

проведенных в стране репрессий начали оо

сказываться не только на состоянии 3

кадрового обеспечения (кадровый голод а

уже проявился на всех уровнях органов ^

власти и управления, промышленности с^

и хозяйстве в целом), но и на темпах ¡^

развития страны. И кадровые переста- ^

новки в партийном аппарате в начале |

1939 г. в определенной мере были свя- ^

заны с попыткой И. В. Сталина возло- |

жить ответственность за имевшиеся «

а

упущения, а также репрессии на мест- ф ных партийных работников. Среди об- § винений, предъявленных снятым в ян- | варе 1939 г. с работы первым секретарям партийных организаций Дагестана, Щ Иркутской области, Алтайского края, | звучали утверждения о «слепом дове- | рии», «нереагировании на сигналы о ^ вражеской работе», «неразоблачении ^ преступной деятельности руководите- ^ лей органов НКВД на местах» [16; 17]. а

Итак, деятельность и развитие ор- §

ганов внутренних дел накануне войны е^

К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

шли в исключительно сложных условиях. Структурные и функциональные изменения, которые были осуществлены в 1930-е годы, позволили сформировать мобильные и работоспособные подразделения, последовательно осуществлять работу по расширению сферы деятельности органов внутренних дел, повышению их эффективности.

Органы внутренних дел подошли к началу Великой Отечественной войны

с обновленной структурой, что позволило, учитывая изменения криминогенной обстановки, сосредоточиться на основных направлениях борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, обеспечивать поступательное развитие и совершенствование форм и методов работы, добиваться положительных результатов в оперативно-служебной деятельности по раскрытию и профилактике преступности.

* * *

=0

ЛИТЕРАТУРА

1. Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. Справочник. 1917 -1991. М., 2003 (Россия. XX век. Документы).

2. Советская милиция: история и современность (1917 - 1987). М., 1987.

3. Министерство внутренних дел России: 1802 - 2002: исторический очерк. СПб., 2002.

4. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5с. Д. 87.

5. Милиция Челябинской области: страницы истории. Челябинск, 2002.

6. История органов внутренних дел / под ред. Р. С. Мулукаева. М.: АУ МВД России, 2004.

7. Уголовный розыск Южного Урала: Годы. События. Люди, 1918 - 2003 / авт.-сост. Д. В. Смирнов. Челябинск, 2003.

8. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5с. Д. 205.

9. История органов внутренних дел: учебник / под ред. Е. В. Никитина. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015.

10. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а.

^ 11. Золотая книга Госавтоинспекции. В 3-х т. Т. 1. М., 2006.

| 12. Сборник законов СССР. 1940. № 24. Ст. 591.

© 13. И за детство бой ведем: сборник статей, очерков об опыте работы с трудными под-

¡^ ростками: сборник статей, очерков об опыте работы с трудными подростками, патриотическом М воспитании детей и молодежи. М.: МВД России, 2006.

^ 14. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк / подгот.: В. Ф. Некра-

§ сов и др. М.: МВД России, 1996.

^ 15. История советской милиции. Т. 1 / под ред. Н. А. Щелкова. М., изд. Академии МВД

| СССР, 1977.

^ 16. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1005.

® 17. Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 - март 1946 // Архив Стали-

ф на. Документы высших органов партийной и государственной власти. М., 2006. и

§ © Емелин С. М.

а

I -

о

^

0 «

и ?

а £

а «

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.