Научная статья на тему 'Исторические традиции российско-азербайджанских отношений и их влияние на судьбы двух государств'

Исторические традиции российско-азербайджанских отношений и их влияние на судьбы двух государств Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ И СЕВЕРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН / ЦАРСКАЯ РОССИЯ / ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ / ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ / SOUTHERN AND NORTHERN AZERBAIJAN / ROYAL RUSSIA / KHAZAR KAGANATE / THE DYNASTY OF RURIK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аласов Имамаддин Фарман Оглы

В статье показано место и роль и значимость Южного (Иранского) Азербайджана, и Северного Азербайджана, занимающего ключевую позицию в геополитике об устройстве самой Царской России. Военные победы во многом помогла Царской России с Иранским Азербайджаном. Расширяя свои границы от Астрахани до Казани, противостоя между Османской империей из-за Иранского Азербайджана. Соответственно данные историческая последовательность связывает Россию с Иранским Азербайджаном во многом, сложившемуся устою, по культуре и экономике, а также учитывая географическую положения всего Востока сыгравшую положительную роль об устройстве России во многом благодаря Хазарского каганата начиная от возрождения Руси. Данный факт многими историками не раскрывается, учитывая политику взаимоотношения Запада между Россией, где современная Россия исторически строил только со странами Востока с Турцией и Ираном (Османская империя, Персия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL TRADITIONS OF RUSSIAN-AZERBAIJANI RELATIONS AND THEIR IMPACT ON THE FATE OF THE TWO STATES

The article shows the place and role and importance of the southern (Iranian) Azerbaijan and Northern Azerbaijan, which occupies a key position in geopolitics about the structure of the Tsarist Russia. Military victory was greatly helped by Tsarist Russia with Iranian Azerbaijan. Expanding its borders from Astrakhan to Kazan, confronting the Ottoman Empire over Iranian Azerbaijan. Accordingly, this historical sequence connects Russia with Iranian Azerbaijan in many ways, the established Foundation, culture and economy, as well as taking into account the geographical position of the entire East, which played a positive role about the structure of Russia, largely due to the Khazar khanate since the revival of Russia. This fact is not revealed by many historians, given the policy of the West''s relations between Russia, where modern Russia has historically built only with the countries of the East with Turkey and Iran (the Ottoman Empire, Persia)

Текст научной работы на тему «Исторические традиции российско-азербайджанских отношений и их влияние на судьбы двух государств»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

07.00.02. Отечественная история

УДК 94(479.24)_

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ ДВУХ ГОСУДАРСТВ

Аласов Имамаддин Фарман оглы

Аспирант кафедры История России, факультета Социально Политических Наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова, г. Ярославль

Аласов И. Ф.

HISTORICAL TRADITIONS OF RUSSIAN-AZERBAIJANI RELATIONS AND THEIR IMPACT ON

THE FATE OF THE TWO STATES

07.00.02. National history UDC 94 (479.24)

Alasov Imamaddin Farman oglu

Post-graduate student of the Department of History of Russia,

Faculty of Socio

Political Sciences YSU. P. G. Demidova, Yaroslavl

Alasov I.F.

АННОТАЦИЯ: В статье показано место и роль и значимость Южного (Иранского) Азербайджана, и Северного Азербайджана, занимающего ключевую позицию в геополитике об устройстве самой Царской России. Военные победы во многом помогла Царской России с Иранским Азербайджаном. Расширяя свои границы от Астрахани до Казани, противостоя между Османской империей из-за Иранского Азербайджана. Соответственно данные историческая последовательность связывает Россию с Иранским Азербайджаном во многом, сложившемуся устою, по культуре и экономике, а также учитывая географическую положения всего Востока сыгравшую положительную роль об устройстве России во многом благодаря Хазарского каганата начиная от возрождения Руси. Данный факт многими историками не раскрывается, учитывая политику взаимоотношения Запада между Россией, где современная Россия исторически строил только со странами Востока с Турцией и Ираном (Османская империя, Персия)

АBSTRACТ: The article shows the place and role and importance of the southern (Iranian) Azerbaijan and Northern Azerbaijan, which occupies a key position in geopolitics about the structure of the Tsarist Russia. Military victory was greatly helped by Tsarist Russia with Iranian Azerbaijan. Expanding its borders from Astrakhan to Kazan, confronting the Ottoman Empire over Iranian Azerbaijan. Accordingly, this historical sequence connects Russia with Iranian Azerbaijan in many ways, the established Foundation, culture and economy, as well as taking into account the geographical position of the entire East, which played a positive role about the structure of Russia, largely due to the Khazar khanate since the revival of Russia. This fact is not revealed by many historians, given the policy of the West's relations between Russia, where modern Russia has historically built only with the countries of the East with Turkey and Iran (the Ottoman Empire, Persia)

Ключевые слова: Южный и Северный Азербайджан; Царская Россия; Хазарский каганат, Династия Рюриковичей.

Keywords: Southern and Northern Azerbaijan; Royal Russia; Khazar Kaganate, the Dynasty of Rurik.

История взаимоотношений двух южных империй уходит в глубь раннего средневековья на протяжение тысячелетие, когда на Руси и на Юге страны жили разные тюркские племена - Хазары. Xэzэr Dэmzi - откуда берет свое начала название Каспийское море на азербайджанском языке. Хазарским морем также назывались Азовское и Черное моря из-за заселенных вокруг побережье хазарских племен. Учитывая, что до XVI века на сущее название «Хазария» в византийских и итальянских источниках дольше всего сохранились за северным Причерноморьем и Крымом.

Если взять более ранний период истории Иранского Азербайджана можно охарактеризовать с историей Медии - арийцы \ которые имели некий связь с руссами. Столицей Арийской империи называлась, город Руса, расположенной в устье реки Ху (Тигр, Иордания и Палестина) в честь арийского царя Руса. А Арийским царем был Мели-хиседек, первосвященник «евреев», несмотря, что он был не евреем.

Топоним «Азербайджан» происходит от парфянского и средне персидского Атурпатакан (Аштралкап) названия древнего государства Атропатена или Мидия Атропатена. Мидией

1 Другое название племен Мидии — арии (Геродот. VII, 62). Судя по всему, арии и есть их самоназвание. В

священном писании мидян пишется о «Стране ариев» (авест. Airyanam Dahyunam).

Атропатеной (перс. Атурпаткан-и-Мад, Мидия Атропатова), или просто Атропатеной, после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии Атропат (Атурпатак) 2, Другое её название у античных авторов - Малая Мидия 3. От названия «Атурпаткан» через среднеперсидское «Адербадган» (перс. АгагаЬМааап) происходит современное название Азербайджан [1, с.1321.

Цар Салима - Иерусалима Мелихиседек в ветхом завете (Быт.14:18, Пс.109:4 и др.) особо упоминается, что он «Не-еврей» который принимает беженцев из Содома, признается царем и первосвященником, которому «первоеврей» Авраам отдает десятину - без всякого «завета» и «закона» 4.

Эти воззрения саддукеев/ессеев проникли и в раннехристиянскую среду, для которой Мельхисе-док (отчасти в силу своего «не названного происхождения») есть подобие Иисуса Христа: «Мельхиседек, .... Во-первых, по знаменованию имени -царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобилась сыну божию, пребывает священником навсегда (Евр.7:1-3).

А образ «Великий Архиерей Иисус Христос» в православной иконографии используется, как вариант изображения Христа Первосвященника, в основе которого лежит цитаты: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Пс.109.4) 5.

С начала IX века до н. э., ираноязычные племена мидийцев переселившись из Средней Азии, а по другой версии из территории Каспийского моря заселенными Хазарами - тюркскими племенами. А в следующие века мидийцы ассимилировали неарийские племена гутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана. Однако, в конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия было завоевана ассирийцами [2, с. 1401.

2 Encyclopsdia Iranica (рус. Энциклопедия Ираника) — проект, целью которого является создание всеобъемлющей и авторитетной англоязычной энциклопедии, рассказывающей об истории, культуре и цивилизации иранских народов от предыстории до наших дней. В статьях энциклопедии рассматривается также история неиранских стран и народов — Грузии, Азербайджана и т. д., чья история и культура были тесно связаны с историей и культурой иранцев и Ирана.

3 Atropates — статья из Encyclop®dia Iranica. M. L. Chaumont

4 Разрушение библейских Содома, Гоморры, Севоима, Адма и Сигора связывают с археологически доказанным мощным землятресением в долине Сиддима примерно за 2000 лет до Р.Х., которое сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов.

5 Мямлин Кирилл. Эсхатология битвы за Сирию. Право

ариев на Иерусалим и Иудо-Масонерия, подпирающая

«Вавилонскую башню мирового порядка». (части II-III)

http://communitarian.ru/publikacii/etnogenez/eshatologiya_ bitvy_za_siriyu_pravo_ariev_na_ierusalim_i_iudo-masoneriya_podpirayuschaya_vavilonskuyu_bashnyu_miro

Длительное время скифы и сарматы Великой Арийской империи присутствовала на просторах Европы и Азии, и ряд учеными приводят убедительные факты, что они говорили на иранских наречиях в пользу тюркского языка. Предшественником данного языка являлся язык печенегов 6. Действительно эти племена занимали несметные пространства, учитывая, что враждовали между собой и поэтому не смогли создать монолитную империю. Таким образом, эти племенные народы ассимилироваясь с другими этносами генетически утратили свой язык, передавая свой генотип другим народам. Так называемые славяно-ариев, они же се-вероевропеиды передвигаясь с территории своего первоначального расселения по побережью Средиземного моря в степях от Северного Причерноморья до Урала, пришло на побережье Средиземного моря, а далее на Запад.

Не малый вклад внес в исторической географии, этнической истории древнего Междуречья и северо-западного Азербайджанского Ирана в своем четырехсот страничной монографии «История Мидии 7» по заказу Института Истории АН Азербайджанской ССР в 1956 году И. М. Дьяконов [3]. Автор раскрывает историю Междуречья и северо-западного Азербайджанского Ирана с древнейших времен до индоевропейских иранских племен с VIII в. до н. э., проникновение иранцев на Плато из Средней Азии.

История Мидийской державы VII—VI вв., заканчивается после покорения Мидии персами в составе государства Ахеменидов 8, вплоть до завоеваний Александра Македенского.

Еще видный известный ученый - востоковед XIX века Мирза Казым Бек в свое время отмечал, что «прикаспийский путь превращается в главную артерию мощных этногенетических процессов, способствующих формированию впоследствии народов и этнических групп, живущих в современных кавказских государствах. Никакая местность древнего мира не была так подвержена приливу и

vogo_poryadka_chasti_ii-iii_20102013/. 6 Печенеги (ст.-слав. печенЬзи, др.-греч. Пат^птш) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда учёных (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

7Мйдия (греч. M^Sia, староперсидское Mada, ассирийск ое и вавилонское Madaya) — древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.

8Древнее государство, существовавшее в VI-IV вв. до н. э. на территории Азии, созданное персидской династией Ахеменидов. К концу VI века до н. э. границы Ахеменидской державы простирались на востоке от реки Инд до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья.

отливу разных народностей, как Северная Мидия (т.е. территория Азербайджана. — Авт.)

Кавказский перешеек, с тех пор как древний мир помнит себя, был постоянным театром политических событий: народы разных рас и разной смеси постоянно делали свои вторжения то с юга и юга-востока к северу и северу-западу, то с севера к югу и юго-востоку, следственно проходы между Каспием и черным морями не знали отдыха от народных передвижений, и теперешние лингвистические смеси по всему протяжению Кавказских гор, равно как и исторические названия «ворота Кавказские, Каспийские, Албанские» и прочие, вполне свидетельствуют о несомненности изложенного. Северная же Мидия лежала у подошвы Кавказа; народные потоки должны были в этих приливах и отливах впервые наводнить ее» [4],. Исходя из данного контекста можно прогнозировать, вся территория Кавказского - Каспийского - Черноморского побережья были заселены разными народами под единым началом «хазары» - Хазарский Каганат. Учитывая наибольшую численность азербайджанцев в Иране на современном этапе по отношению к другим этносом Кавказского - Каспийского - Черноморского побережья основными обитатели Северной Мидии были «азербайджанцы».

Хазарский Каганат средневековое государство, созданное тюркскими племенами на территории Каспийского - Черноморского - Кавказского -Нижнего и Среднего Поволжья - Урала - Приазовье - Северо-восточная Европа - часть Днепра региона просуществовала примерно с 640 года по 970 год, держа политическую власть над восточнославянскими племенами. Хазария говорили на одном из ранних тюркских языков, принадлежавших к огурской группе, которых появились в 463 году впервые в Европе [5, р, 92]. Тюркский каганат состоял в родственных отношениях с Хазарским каганатом и поддерживали друг друга на политической арене. А алтайские тюрки создавая огромную империю в 551 году на просторах северо-восточной и восточно-западной части Европы простирались на Евроазиатском континенте охватывая Кавказско -Каспийско - Черноморские регионы.

По летописной версии, Игорь сын Рюрика в 912 году после смерти Олега, который правил более 30 лет, носивший имя титула первым русским князем согласно иностранным источникам, который правил до 945 года, действуя по просьбе Византии, чтобы ослабить влияние Хазаров на Юге, в 941 году

нападает на хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, (территория современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края) где проигрывает военную компанию перед хазарским полководцем Песахами, и повернула свои вооружения против Византии.

А в 943-944 году совершает поход на богатый город Бердаа [6]. (современная территория города Барда Азербайджанской Республики), бывшая столица Кавказской Албании расположенной на притоке Куры, и овладели им с трехтысячной армией [7, с.576-578]. В 945 году после убийство Игоря во время сбора дани с древлян к власти приходить его трехлетний сын. Но учитывая, его 3-й летний возраст Древнерусским государством правила его мать княгиня Ольга до конца своей жизни, а в 959- 960 года началась его самостоятельное правление. После смерти матери - княгини Ольги Святослав продолжал править Киевом. Святослав свой успешный военный поход по разным данным в 965/969 году совершил на столичные города Хазарского каганата: Семендер 9, Саркел 10 и столицу Итиль11 [8, с.128-132]. Был погиб «печенегами» в 972 году при возвращении в Киев после двух военных походах на Болгарию.

Несмотря на военные конфликты между руссами и печенегами Каспийского - Кавказского региона имелись союзные силы для защиты независимости от внешних врагов, которая мог угрожать угрозу России и Хазарскому каганату [9, с. 336352].

До нашествия монголо-татаров на Русь в период с XII в. до XIII века русские князя вели постоянные войны половцами. Русские правители начали проявлять интерес к Кавказско - Каспийско - Черноморскому побережью, спустя 237 лет лишь после изгнание монголов из русских земель.

В начале XIII века регион был завоеван монголами. В середине XIII века была образована монгольская империя Хулагуидов, имевшей иранский Азербайджан своей основной базой и столицу в Тебризе. После падения империи Хулагуидов на её владениях, простиравшихся

от Дербента до Багдада, возникли государства туркман-огузов Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые вели борьбу друг с другом. Эти племенные конфедерации были оттеснены из Средней Азии в Переднюю Азию вторжением монголов. К 1410 году Кара-Коюнлу установили свою власть над большей частью Закавказья, северо-западного Ирана и большей частью Арабского Ирака.

9 Семендер (Самандар) — ранняя столица Хазарского каганата (в первой половине VIII в.). Крупный средневековый город на территории прикаспийского Дагестана. По преданию, основан персидским шахом Хосровом I Ану-ширваном (531—579), построившим ряд крепостей на кавказско-иранской границе. Согласно сообщению византийского автора Феофилакта Симокатты, в VI в существовало родственное аварам племя забендер. Возможно, оно осело на Северном Кавказе и дало имя городу.

10 Саркел (хазарск. «белый дом»), затем Белая

Вежа — хазарский, позже древнерусский город-крепость

на левом берегу реки Дон. В настоящее время находится на дне Цимлянского водохранилища. Крепость построена между 834 и 837 годами в районе пересечения торговых сухопутных дорог с водным путём по Дону. По просьбе правителей Хазарии кагана и бека, обратившихся к византийскому императору Феофилу, строительство велось при посредничестве византийских инженеров, во главе с Петроной Каматиром. 11 Итиль (Атиль) — столица Хазарского каганата в середине VIII — X веков. Город находился в устье Волги. Его описания оставлены в арабо-персидской географической литературе и в «Еврейско-хазарской переписке».

Во время правления монголов практически вся территория Персии включая прикаспийские регионы, впала под монголо-иранского господства, сформировалась так называемая Империя Ильханов.

Азербайджанский историк XIX века Аббас Кули Ага Бакиханов связывал происхождение слова «Азербайджан» с именем знаменитого полководца Бабека, возглавлявшего восстание иранских хуррамитов против Арабского халифата в этом регионе. Бакиханов в своём труде «Гюлистан-Ирам» писал: «Кажется, что название Азербайджан происходит от слова Азер-Бабеган, которое арабы произносят Азербабеджан, что значит: «огонь Бабека». Как бы там ни было, огнепоклонство, сколько нам известно, получило своё начало в крае, называемом ныне Азербайджан».

Особенный интерес русских князей был возрожден во второй половине XV века в годы правления Ивана III (1462 - 1505), когда впервые между Азербайджанским Ираном из династии Аккоюнлу

- Узун Гасан (турки) и Великим Московским Княжеством были установлены первые дипломатические отношения [101. Таким образом, благодаря к приходу власти Хазарских турок, отношения этих двух государств переросли в союзнические и дружественные. Были заложены первые торгово - экономические отношения между купцами с Шема-хинским ханством и Царской Россией в виде Шелковый пути, которые шли караванами и по Волге до Ярославля.

В трудах российского историка С.Д. Шокина повествуется о том, что «весь XII в. и начало XIII в.

- время борьбы Руси с половецкой угрозой. В XIII

- первой половине XV в., вследствие монголо-татарского завоевания, Русь фактически оказалась в изоляции. Интерес московских правителей к своим кавказским соседям возрождается лишь в правление Ивана III (1462-1505 гг.).

Далее дипломатические отношение были продолжены и в начале XVI века вплоть до 1534 года. Однако, после прихода к власти Ивана IV Грозного экономические и союзнические отношения были заморожены из-за внешней политики русского царя.

Русско-Персидские взаимоотношения были продолжены после династии Рюриковичей, во время правления Бориса Годунова. В конце 17 века в период династического кризиса, царская Россия испытывала глубочайший социально-

экономический кризис. Для восстановления экономики нужны были большие финансовые поддержки, в условиях глобальной смуты. Царская казна России из-за жесткой социальной политики царя Ивана Грозного практически была опустошена, без поддержки извне вывести страну из масштабного кризиса было не целесообразным.

Зная экономическую положения царской России Великих Иранский Шах Аббас в 1605 году предложил свою финансовую помощь Русскому царю. Иранским Шах-ом было выделено 7000 тысяч золотых в виде кредита Михаилу Федоровичу чтобы вывести Россию из тяжелого продовольственного дефицита [111.

Сам персидский Шах Аббас отзывался о Русском правителя очень отзывчива, и называл царя своим другом и союзником. Ещё сам Шемахинский хан (современное территория г. Шамахы Азербайджан) подарил Русскому царю традиционные персидские паласы для рекламации своих народных достояний. Так как практически источником дохода Ближнего Востока являлся шелкопрядство, оттуда и появился слова «Шелковый путь». Транспортировка восточных шелковых и хлопковых изделий в Европейские страны, для удовлетворения потребности потребителей, а взамен увозила на Восток купеческие изделие, драгоценные металлы. Которая практически заложила основу торгово-экономических взаимоотношений между Азией и Европой.

Шах Аббас в отличие от всех других Сефивидских правителей Иранского

Азербайджана, несмотря достаточную военную и экономическую силу, Шах всячески старался сблизить свою внешнею политику с Россией. Видя в ней некий реванш, для вывода страны в нужную среду, избегая от своих восточных арабских и Османских влияний. Таким образом в начале XVII века Шах Аббас I всячески старался поддержать Россию финансовой помощью, чтобы в дальнейшем заключить с ней «военный союз», направленной против Османской Турции, который и был выгоден и для самой России. Учитывая взаимную выгоду между Иранским Азербайджаном и Россией Шах Аббас I посылает свою посольство во главе с Хусейн АлиБеком а в Москву. Но, после убийство Бориса Годунова в 1604 году, наполненную междоусобиями, конца царствования, при его сыне Федоре, Лжедмитрия I, Лжедмитрия

11, Василия Шуйского отношения России с Иранским Азербайджаном были перекрашены.

Лишь в 1613 году были восстановлены российско-иранские взаимоотношения, после прихода к власти династии Романовых - Михаила Федоровича. Самый значимый для России отправленный подарок с письмом в 1625 году от Иранского Шаха Аббас I русскому Царю Михаилу Федоровичу - это великой религиозной реликвии православия - Риза Господня. Где в письме Шах излагал, что Ризу Господню обрёл в ризнице грузинского митрополита, после покорения Грузии

12. Учитывая скептицизма у религиозных людей, русский патриарх Филарет Никитич - отец царя

12 Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа(Ин. 19:23-24) — по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранилась. По другим

мнениям, Честную Ризу Господа не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части,

Михаила Федоровича, после проведения собственного исследование на происхождения и подлинность Ризы, было торжественно положено в Московском Успенском соборе в ковчеге. В честь этого дня, 10 июля по юлианскому календарю был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней во время составления службы Киприаном, митрополитом Крутицким. Другая часть Ризы хранилась в Софийском соборе в Киеве, а две другие части в Санкт-Петербурге (одна — в соборном храме Петропавловской крепости, другая — в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в Зимнем дворце).

Существует ряд разных мнений о находке Ризы Господня. По мнению западных ученых Риза Господня первоначально было найдена Царицей Еленой - мать Римского императора Константина, во время своей поездки в Палестину в 326 году. В 328 году была перенесена в Трир и было положена в Трирском соборе. А только в 1196 году появляется предание Ризы, а народное почитание было установлена спустя более 300 лет в 1512 году. А по мнению отечественных ученых одной из частей ризы была найдена научным сотрудником Еленой Бурдаковой в 2002 году в Ярославском музее-заповеднике. В 2004 году Риза господня было передана Русской православной церкви. А 1 сентября 2007 году была перенесена в Храм Христа Спасителя. Возможно, речь идет о разных частях Ризы.

Политические отношения и развития Азербайджана и России начиная с в начале IX века по настоящее время было бурным, всегда соприкасались друг с другом с мнениями, не смотря на их национальные и религиозные культуры более 1000 лет. К этому времени люди воспитываются как политические личности, что и приведет к дальнейшему сближению Азербайджана и России на мировой арене, в условиях не стабильности в многополярном мире.

История Азербайджана и России с древнейших времен до современности - дает основа полагать, что тысячелетняя торгово экономические отношения с преобладанием на политическую является доказательством взаимных интересов двух стран, с учетом их социально экономических и политических интересов на мировой арене.

Список литературы

1. Всемирная история. - Т. 3. - М., 1957. - С. 132; А. М. Прохоров. - 3 -е изд. - М. :Советская энциклопедия, 1969 - 1978.

2. MEDIA - Encyclopaedia Iranica, M. Danda-mayev, I. Medvedskaya.

Diakonoff, I. M. The Cambridge history of Iran: The Median and Achaemenian periods / Ilya Gershe-vitch. - Кэмбридж, Великобритания: Cambridge

каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19). Хитон в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на

University Press, 1985. -Т. 2. - С. 140. - 964 с. - ISBN 0521200911,9780521200912.

Дьяконов И. М. История Мидии: От древнейших времен до конца IV в. до н. э., Москва — Ленинград, 1956

П.Дарабади. Кавказ и Каспий в древности -Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. 2010. М.: Издательство «Весь Мир». SBN 978-5-7777-0501-3. 60х90 1/16. С. 216

P. B. Golden An Introduction to the History of the Turkic Peoples. - Wisbaden, 1992. - P.92

Ибн-Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 332 г. = 943/4 г. // Византийский временник, Том 24. 1926.

Якубовский А. Ю. Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 943—944 гг. — «Византийский ре-менник». Ленинград, 1926, т. XXIV; ИБН-МИСКАВЕЙХ О ПОХОДЕ РУСОВ В БЕРДАА В 943-944 ГГ. Публикация по изданию: Кузьмин А.Г. «Откуда есть пошла русская земля...» Москва, 1986, Издательство «Молодая гвардия», том II, сс. 576578.

3. Новосельцев А. П. Города Хазарии // Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М.: Наука, 1990. — С. 128—132. — 264 с. — ISBN 5-02-009552-4.

4. Артамонов М. И. Мадьяры и печенеги // История хазар / Под ред. и с примеч. Л. Н. Гумилёва. — Л.: Изд. Гос. Эрмитажа, 1962. — С. 336—352. — 523 с. — ISBN 978-5-458-27517-0.

5. Шокин С.Д. Северный Кавказ в политике российского государства от Древней Руси до начала XXI века, Ярославль, 2015 учебное пособие.

6. Альтман М. Гянджа с 1604 по 1804 г. НАИИ АН АзССР. Инв. 1691; Ашурбейли С. Б. Очерки истории средневекового Баку. Баку. 1964; Мустафаев М. М. Экономика Карабахского ханства в конце XVIII и первой трети XIX в.: Автореф. дис... канд. ист. наук. М. 1953; Исхаги Н. А. Исторический очерк Макинского ханства: Автореф. дис... канд. ист. наук. Баку. 1966; Далили Г. А. Исторический очерк Урмийского ханства (II пол. XVIII в. — первая четверть XIX в.). Автореф. дис... канд. ист. наук. Баку. 1968, Сулейманов Р. Д. Торговые связи Азербайджана с центральной Россией в первой половине XIX в.: Автореф. дис. канд. ист. наук. Баку, 1975.

References:

1. World history. - Vol. 3. - M., 1957. - P. 132; A. M. Prokhorov. - 3rd ed. - Moscow: Soviet encyclopedia, 1969-1978.

2. MEDIA-encyclopedia Iranica, M. Dandamayev, I. Medvedskaya.

Diakonoff, I. M. The Cambridge history of Iran: the Median and Achaemenian periods / Ilya Gershevitch. - Cambridge, United Kingdom:

нитки. Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от Хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели, а в его сокровищнице.

Cambridge University Press, 1985. - Vol. 2. - P. 140. -964 p. - ISBN 0521200911, 9780521200912.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dyakonov I. M. History of Midia From ancient times to the end of the IV century BC, Moscow — Leningrad, 1956

4. P. Darabadi. The Caucasus and the Caspian sea in ancient times - the Caucasus and the Caspian in the world history and geopolitics of the XXI century. 2010. M.: Publishing House "All World". SBN 978-5-77770501-3. 60x90 1/16. P. 216.

5. P. B. Golden An Introduction to the History of the Turkish Peoples. - Wisbaden, 1992. - P. 92

6. Ibn Miskawayh about the campaign of Russ in berdaa in 332 = 943/4 G. // Byzantine annals, Volume 24. 1926.

7. Yakubovskiy, A. Yu., Ibn Miskawayh about the campaign of Russ in berdaa in 943-944. — "Byzantine remennik". Leningrad, 1926, vol. XXIV; IBN MISKAWAYH ABOUT the CAMPAIGN of RUSS IN berdaa IN 943-944 GG. Publication by publication: Kuzmin A. G. "Where have gone the Russian land..."Moscow, 1986, publishing house "Young guard", volume II, SS. 576-578.

8. Novoseltsev A. P. cities of Khazaria / / Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and

the Caucasus. - Moscow: Science, 1990. - P. 128-132.

- 264 p. - ISBN 5-02-009552-4.

9. Artamonov M. I. the Magyars and Pechenegs / Khazars History / ed. and with notes. L. N. Gumilev. -L.: Ed. State. Hermitage, 1962. — P. 336-352. - 523 p.

- ISBN 978-5-458-27517-0.

10. Shokin S. D. North Caucasus in the policy of the Russian state from Ancient Russia to the beginning of the XXI century, Yaroslavl, 2015 textbook.

11. Altman M. Ganja from 1604 to 1804 NAII Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR. Inv. 1691; ashurbeyli S. B. Essays on the history of medieval Baku. Baku. 1964; Mustafaev, M. M. the economy of the Karabakh khanate in the late XVIII and the first third of the XIX century: abstract of thesis. dis ... kand. east. sciences'. M. 1953; Ishii N. A. Historical sketch of the khanate of Makinsk: author. dis... kand. east. sciences'. Baku. 1966; Galili G. A. Historical sketch of the Urmia khanate (the second half. XVIII century-the first quarter of XIX century). Abstract. dis ... kand. east. sciences'. Baku. 1968, Suleymanov R. D. Trade relations of Azerbaijan with Central Russia in the first half of the XIX century: autoref. dis ... kand. east. sciences'. Baku, 1975.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО И

НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Макеева Екатерина Дмитриевна

кандидат исторических наук, доцент Самарский государственный социально-педагогический университет,

г. Самара

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается характер взаимоотношений органов власти и общественных организаций в России в сфере охраны природы на региональном уровне на разных этапах истории СССР. На примере Среднего и Нижнего Поволжья показано, как, в зависимости от изменений направленности и темпов развития государства, в стране менялся вектор экологической политики и отношение власти к общественному экологическому движению.

ABSTRACT

The article deals with the nature of relations between authorities and public organizations in Russia in the field of nature protection at the regional level at different stages of the history of the USSR. On the example of The middle and Lower Volga region, it is shown how, depending on changes in the direction and pace of development of the state, the vector of environmental policy and the attitude of the authorities to the social environmental movement changed in the country.

Ключевые слова: охрана природы, экологическое движение, Среднее и Нижнее Поволжье, экологическая политика.

Keywords: nature protection, environmental movement, Middle and Lower Volga region, environmental policy.

Характер взаимоотношений власти и общества в сфере охраны природы на региональном уровне является следствием общегосударственных процессов и отражает особенности и основные тенденции экологической истории России в советский период. Эволюцию этих взаимоотношений можно проследить на примере крупнейшего региона России -Среднего и Нижнего Поволжья, который является одним из наиболее промышленно развитых в

стране. Экологические проблемы здесь всегда проявлялись в весьма острой форме, и поэтому региональные и местные органы власти вынуждены были на протяжении длительного времени вести систематическую работу по охране природы, а общественное природоохранное и экологическое движение с момента своего появления отличалось значительной активностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.