КОНФЛИКТЫ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ / CONFLICTS IN THE CIS SPACE
Научная статья / Research article
Исторические события, предшествовавшие началу армяно-азербайджанского противостояния в 1988 г.
Н. Г. Алиев оглу
Академия государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, Баку,
Азербайджанская Республика e-mail:namikamal1@gmail. com
Аннотация. В статье на основе российских исторических источников и материалов показан реальный процесс переселения армян на Южный Кавказ, в том числе в Карабах. Она позволяет уяснить смысл длившегося порядка трех десятилетий конфликта вокруг Карабаха и других территорий Азербайджана. Исследование по возможности максимально основано на не азербайджанских источниках. Хронология исследования: с начала XIX в. до начала армяно-азербайджанского конфликта в конце 1980-х гг. Прежде всего, читатель узнает, что армяне не проживали на территории Карабаха (в том числе и его нагорной части), да и на других азербайджанских землях тысячи лет. Существуют многочисленные исторические источники, подтверждающие факт массового переселения в 1828 г. армян из Персии и Османской Империи на земли азербайджанских ханств: Иреванского, Нахчыванского, Карабахского и др. Возможные последствия вышеуказанного переселения, радикальное видоизменение этнического состава населения данной территории уже тогда, в XIX в., беспокоили не только представителей коренного населения, но также и здравомыслящую часть русской интеллигенции. Возможные последствия вышеуказанного переселения, радикальное видоизменение этнического состава населения данной территории уже тогда, в XIX а., беспокоили не только представителей коренного населения, но также и здравомыслящую часть русской интеллигенции. Вопрос переселения армян, их пришлости на Южный Кавказ находит свое подтверждение во многих других источниках, в том числе и армянских. Вынесенное 28 мая 1918 г. Армянским национальным советом решение о создании "на территории российской Армении независимой Республики Армения в составе территорий бывших Эриванской губернии и Карской области Российской империи" делает передачу Иревана под столицу Армении юридически неправомочным актом. Это решение было принято до того, как 29 мая свой вердикт о передаче армянам столицы Иреванского ханства огласил Азербайджанский Национальный Совет. Но это не самый главный аргумент, свидетельствующий о том, что с правовой точки зрения Ереван де-юре так и остался принадлежать Азербайджану. Само решение Азербайджанского Национального Совета (Протокол № 3 от 29 мая 1918 г.) является априори недействительным. Принималось оно, во-первых, под сильным давлением западных стран, в присутствии на этих территориях армянских бандитских формирований, устроивших там тотальный террор в отношении неармянского населения. А, во-вторых, сам документ свидетельствует, что голосование о передаче Иревана армянам было либо сфальсифицировано, либо принято с нарушениями.
Ключевые слова: Азербайджан, Карабах, Армения, Туркманчайский договор, Кюрекчайский договор, Московский договор, Карский договор, Азербайджанские ханства, переселение армян на Южный Кавказ
Для цитирования: Н. Г. Алиев оглу Исторические события, предшествовавшие началу армяно-азербайджанского противостояния в 1988 г. Постсоветские исследования, 2022: 423436.
Historical events that predated the Armenia-Azerbaijan confrontation of 1988
Namig H. Aliyev oglu
The Academy of Public Administration under the President of the Republic of Azerbaijan, Baku,
The Republic of Azerbaijan e-mail:namikamal1@gmail.com
Abstract: The article discusses the process of relocation of Armenians to the South Caucasus (including Karabakh) based on Russian historical sources and materials. It puts a broader historical perspective on the reasons behind the conflict that lasted for almost three decades in Karabakh and other territories of Azerbaijan. The study (wherever possible) is avoiding the use of the historical sources of Azerbaijani origin. The chronological structure of the study: from the beginning of the 19th century and up to the beginning of the Armenia-Azerbaijan conflict at the end of the 1980-s. In the first instance, the reader finds out that Armenians have not been settled on the territory of Karabakh (including its mountainous parts) and on the other Azerbaijani lands for thousands of years. There are multiple historical sources that confirm the fact that Armenians have been massively relocated from the territory of the Persian and Ottoman empires in 1828 to the lands of the Azerbaij ani khanates of Irevan, Nakhchivan, Karabakh, and others. The possible consequences of the aforementioned relocation and radical change in the ethnic composition of this territory (already back then in the 19th century) have troubled not only the representatives of indigenous populations but also a clear-minded part of the Russian intellectual class. The question of the relocation of Armenians, and their outsider status in the South Caucasus has been confirmed in many other sources, including the Armenian ones. The decision of the Armenian National Congress of 28 May 1918 on the creation "on the territory of Russian Armenia independent Republic of Armenia within the territories of former Erivan and Kars regions of the Russian Empire" makes the transfer of Irevan to Armenia to form a capital a legally void document. This decision was taken before the verdict of the Azerbaijani National Council to transfer the capital of the Irevan khanate to Armenians was made public on May 29th. However, this is not the main argument that points to the fact that Yerevan continues to belong to Azerbaijan from a legal point of view. The decision of the Azerbaijani National Council (Protocol #3 of 29 May 1918) is a priori moot and illegal. First, it was made under the intense pressure of Western states and on the background of the presence of Armenian armed gangs on the territories in question that have committed acts of total terror against the non-Armenian populations. Second, the document itself shows that the voting on the transfer of Irevan to Armenians was either falsified or proceeded with serious violations.
Keywords: Azerbaijan, Karabakh, Армения, Treaty of Turkmenchay, Treaty of Kurakchay, Treaty of Moscow, Treaty of Kars, Azerbaijani khanates, relocation of Armenians to the South Cauvasus
For citation: Namig H.Aliyev oglu. Historical events that predated the Armenia-Azerbaijan confrontation of 1988. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022:423-436 (In Russ.).
Хотелось бы начать с цитаты выдающегося литовского историка, директора Института науковедения, профессора А. Лекиса, который пишет: «В течение многих столетий у азербайджанцев была собственная государственность. Самое раннее государство на Кавказе - это Маннейское царство, созданное далекими предками азербайджанцев в 1Х в. до нашей эры и просуществовавшее более 200 лет.
А гораздо позже появившееся «государство» с изменяющимися по разным причинам границами, так называемая «Армения», почти все время была названием не государства, а только территории. В связи с этим стоит напомнить, что, по мнению самих армянских историков, существовали 35 «Армений». Причем все - за пределами Кавказа, в Малой Азии» [Лекис 2016: 9].
Однако для того, чтобы уяснить смысл длившегося порядка трех десятилетий
конфликта, достаточно обратить внимание на последние два столетия в истории возникновения предпосылок, создания и развития нагорно-карабахской автономии, иначе говоря, на весь период с момента присоединения Южного Кавказа к России и до нынешних времен, момента освобождения Азербайджаном
оккупированных армянами территорий.
Прежде всего, читатель должен знать, что армяне не проживали на территории Карабаха (в том числе и его нагорной части), да и на других азербайджанских землях тысячи лет. Существуют многочисленные исторические источники, подтверждающие факт массового переселения в 1828 г. армян из Персии и Османской Империи на земли азербайджанских ханств: Иреванского, Нахчыванского, Карабахского и др.
После окончания русско-иранской войны 1826-1828 гг. представители побежденной Персии и победительницы России подписали 10 февраля 1828 г. недалеко от южноазербайджанского города Тебриз
Туркманчайский договор о мире. По условиям этого договора Персия отказалась от своих прав на Северный Азербайджан и согласилась на его переход под юрисдикцию России. В унисон этому договору имел место отказ от претензий на Южный Кавказ и Османской империи [Вышинский, Лозовский 1948].
В момент присоединения в соответствии с Кюрекчайским договором1 Карабахского ханства к России - 14 мая 1805 г. - армянское население региона составляло лишь пятую его часть. Весной 1806 года Ибрагим Халил хана Карабахского и Шушинского, подписавшего указанный договор, вместе с семьей и 35 приближенными лицами с благословления царя вероломно
расстреляли, оставив в живых лишь одного сына - Мехтигулу хана. Решающую роль в уничтожении ханской семьи сыграл карабахский армянин, российский генерал В.Г. Мадатов, которого царь назначил управляющим мусульманскими
провинциями Южного Кавказа.
По Кюрекчайскому договору сыну Ибрагим Халил хана от Ханханум-ага Джеванширской (дочь минбаши Наби Калантара Джеванширского), Мамед-Хасанаге была
вручена для ношения на шее золотая, украшенная бриллиантами медаль с надписью «Наследнику Карабага Мамед-Гасан-Аге за верность. 1805 года». Изготовленный тогда же
1 Кюрекчайский договор. Акты собранные http://www.virtualkarabakh.az/ru/post-Кавказскою Археографическою коммисиею. Том II. - item/32/52/kurekcay-muqavilesi.html Тифлис, 1868, с. 705. - http://www.azerbaijan.az;
настольный памятный вариант этой медали ныне хранится в Национальном Музее истории
Азербайджана.
В ходе русско-иранских войн 1804-1813 гг. и 1826-1828 гг. и после них начинается массовое переселение армян на Южный Кавказ, в том числе и в Карабах.
С целью укрепления российских позиций в Карабахе, а также в целом в Северном Азербайджане, начинается массовое переселение на эти земли армян из Персии и Османской империи. К 1822 г. армян в Карабахе уже было около 2,5 тыс. А по данным «Описания Карабахской провинции», составленного в 1823 г. чиновниками императора России, «... в Карабахском ханстве было 90000 жителей, имелся один город и более 600 сел, из коих всего лишь 150 армянских. В Шуше проживало примерно 1948 семей, состоящих из азербайджанцев, и 474 - армян. В деревнях соответственно 12902 и 4331»1.
Председатель Управления по доходам и казенным имуществам созданной в 1828 году, после присоединения Южного Кавказа к России, на территории Нахчыванского и Эриванского азербайджанских ханств Армянской области Статский советник И. Шопен в составленном им по поручению графа Паскевича-Эриванского документе пишет, что вследствие русско-персидской 1826-1828 гг., а потом русско-турецкой 18281829 гг. войн, на территорию бывшего Иреванского ханства Россией были переселены соответственно 23 568 и 21 639, Нахчыванского - 10 652 и 27 армян. В Ордубадский округ переселились 1 340 колонистов из Персии. Таким образом, суммарное число переселенцев из Персии составило 35 560, а из Турции - 21 666, что вместе составляет 57 226 армян [Шопен 1852: 637-642].
Официальные документы
свидетельствуют, что значительная масса переселенцев поселилась именно в Карабахе и Зангезуре (Западный Азербайджан). Известный русский исследователь Н. Шавров в 1911 г. в своей книге «Новая угроза
1 Описание Карабахской провинции, составленное на 1823 г. по распоряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова действительным статским
русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам» писал: «...С 1828 по 1830 гг. мы переселили в Закавказье свыше 40000 персидских и 84000 турецких армян и водворили их на лучших казенных землях Елисаветпольской и Эриванской губерний, где армянское население было ничтожно, и в Тифлисской, - в Борчалинском, Ахалцихском и
Ахалкалакском уездах. Для поселения им было отведено более 200 000 десятин казенных земель и куплено более чем на 2 000 000 руб. частновладельческих земель у мусульман. Нагорная часть
Елисаветпольской губернии и берега озера Геокча (нынешний Севан - Н.А.) заселены этими армянами. Необходимо иметь в виду, что за 124000 армян, официально переселенных, переселилось сюда и множество неофициальных, так что общее число значительно превышает 200000 человек... Из 1 300 тыс., проживающих ныне в Закавказье армян, более 1 000 000 душ не принадлежит к числу коренных жителей края и поселены нами» [Шавров 1911: 59-60].
Уже через месяц после подписания Турманчайского договора, 9 марта, как отмечает в своей работе «Описание переселения армянъ аддербиджанскихъ въ пределы России» русский писатель С. Н. Глинка (1775-1847), «армяне из различных селений, смежных Туркменчаю, двинулись в Карабах» [Глинка 1831: 48]. Процесс переселения армян был частью колонизационной политики царизма и предусматривал, что «умножение водворенного христианского соплеменного народа может поставить на рубеж России надежный оплот к отражению неприязненных действий сопредельных жителей оной, особенно Турок, Персиян и Горцев» [Глинка 1831: 93].
26 февраля 1828 г. кавказский управляющий генерал Паскевич назначает этнического армянина полковника Лазарева
советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-м. - Тифлис, 1866
ответственным за процесс переселения персидских армян в Закавказье. Под его патронажем Карабах становится основным направлением переселения армянской. С. Глинка свидетельствует: «Неожиданный прилив народа в области вновь завоеванные, произвел в них недостаток в хлебе. В это время Лазарев получил предписание стараться направить путь переселенцев вместо Ханств Нахичеванского и Ериванского, в Ханство Карабах, где по предположениям ожидали, что есть запасы изобильные и надежные» [Глинка 1831: 87].
Согласно указу российского императора, 21 марта 1828 г. были упразднены азербайджанские Нахчыванское и Иреванское ханства и на их месте образована новая административная единица под названием «Армянская область». Император Николай I в своем «высочайшем указе» Сенату повелел: «Силою трактата с Персией, заключенного 10 февраля 1828 г., присоединенные к России Ханства Эриванское и Ханство Нахчыванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью Армянской».
В иранском городе Урмия и других городах в южно-азербайджанских ханствах Персии, где компактно проживали армяне, распространено обращение к армянам полковника Лазарева от 30 марта 1828 г.: «По доверенности ко мне армянского народа, по долгу обязанности, возложенной на меня Главнокомандующим нашим, объявляю вам, что великодержавный Монарх Российский дает желающим переселиться надежное, спокойное и счастливое убежище в Его государстве. В Эриване, Нахичевани и Карабахе, где сами изберете, получите вы в изобилии хлебородную землю, отчасти засеянную, коей десятая только часть обрабатывается в пользу казны». [Глинка 1831: 108].
Далее С. Глинка пишет: «Вот беспристрастное и точное описание
переселения армян Аддербиджанских в недра России: в три месяца более 8000 семейств перешли за Аракс. На вспоможение им и на непредвиденные расходы выдано 14000 червонцев и 400 руб. серебром. Со столь ограниченными издержками Лазарев присовокупил к России около 40.000 новых подданных... они с новым рвением охотно будут содействовать к общей промышленности нового своего отечества» [Глинка 1831: 92]. В своем отчете Лазарев приводит более точную цифру - 8249 семейств [Глинка 1831: 131]. В письме К. К. Родофиникину от 10 июля 1828 г. А. С. Грибоедов подтверждает эту информацию: «Хойская провинция еще занята нашими войсками, и более 8000 семейств армянских переселены уже по сю сторону Аракса, остальные вслед за ними вслед выводятся» [Грибоедов 1971: 300]. Эта цифра подтверждается также данными,
приводимыми Зелинским, который указывает на переселение 8249 армянских семей, размещенных в Иреванской губернии, Карабахской провинции и Шемахинском уезде [Зелинский 1886: 10].
«Согласно камеральному описанию Армянской области генерала Мерлини за 1830 год, в Нахичеванской провинции (сюда не входили Шарур и Ордубад) проживало 30507 человек, из которых 17138 человек являлись мусульманами, 2690 человек — коренными армянами, 10625 человек — армянами, переселёнными из Персии и 27 человек — армянами, переселёнными из Турции» [Шопен 1852: 635-638].
Сергей Глинка, которого сложно назвать азербайджанофилом, в 1831 г. писал: «По неимению же в Ханстве Нахичеванском казенных земель для поселения, старался я уговорить многих армян поселиться в Ханствах Эриванском и Карабахском, и убедил их последовать моему совету.» [Глинка 1831: 129]
ш
tä!)
Кямаля Имранлы пишет в своем исследовании: «Что же касается коренных «армян», то те считаются таковыми только по конфессии, а не по этническому происхождению, в соответствии с которым они являются албанами... Но впоследствии по требованию армян и уступок русских (ввиду преследуемых ими целей) эти самые албаны подверглись арменизации, за исключением незначительной их части, живущей сейчас, в основном, в двух районах Азербайджана на левобережье Куры. Несмотря на то, кем они представляются в глазах прочих, для нас гарабахские «армяне» являются и поныне албанами, о чем свидетельствуют и все присущие им особенности. Однако ввиду наименования, навязанного им, они, не вдаваясь в суть, называют себя таким образом, тем самым являя собой яркий пример жертвы целенаправленной политики деэтнизации, и не только» [Имранлы 2006: 8].
В 1836 г. Российская империя передала армянской церкви имущество и паству действовавшей Албанской Автокефальной Апостольской церкви. Албанский
И,(1,1 ст. рЙЙртоомъ Армянскому Ь.'ллгптгщу П^лг,-jüHÍto, Hl. Komoposi-t, просилъ опое о ско[лип, водпп-peni» переселен цсвъ ил Mt.cnmxL , и о no.vniiii тп. ^олз=иоЗ помощи.—Но иеямЪнно же лъ Хлиптн-Ь На-хичеванскоыъ казенны» земель для поселен!.-! , старался л уговорить мнитхъ Л рлцшь поселишься еп. Хаисшвах-ь Эрнпанскоыъ ti Карабахскому, " уЙдилт. ичъ последовать моему сов!,ту; но, видя Плунчепан-ское отделите , не инЬвшсе никаких-*. средств!, кг. „сномощесгпвовашю .п^-еселййдекь (при всомъ усер-
дЫ и дЬяшельностн И0.-го Егерскасо полка Шгп.кЪп-Капитана НевЬровскаго), выдал* п оному йол1»; двук*
тысяче червонцевь.
Й1 Mai» a выбхалъ я» города Иахичемиа я 22 возврйшялся в-ь крепость Хой.
Йополчяп скол, яозмо^о предписан* №..«» СЫ-, „рпостановплъ переселен..! многие авершеннаго выспуплешв PoccirtcK^x
ше,«.ства , я Лрмяп-ь до сои вопскъ.
„ ,,гЬ видя окоп-«.те «оихъ
Наконец, «» ^„„«.ш* Вашему Cia-
nbuomo! in „rtcnasi. нерола-
тельству
поряжат*
частно ШР"*
1 Мамедова, Назия. Армяне
продолжают прихватизировать культовые сооружения Кавказской Албании в Карабахе. -
католикосат действовал с IV в. С VI по XIII в. центр албанской церкви находился в Барде, а до этого - в Кабале, столице Албанского государства. С XIII в. по 1836 г. центром албанской церкви был Гандзасарский католикосат в Карабахе. В 1836 г. указ Николая I «Положение об управлении делами армяно-григорианской церкви в России» определил нормы управления армянской церковной жизнью в России и утверждал выборы католикоса всех армян на церковном соборе. Этим же рескриптом Николая I упразднялась албанская церковь и все ее имущество, архивы, библиотеки, книги, епархии передавались Эчмиадзину1.
Это был заключительный аккорд, которому предшествовали события, о которых пишет профессор Альгимантас Лекис. Позволим себе отвлечься на них: «Еще в начале VIII в. армянская церковь сумела завладеть Албанской церковью, существование и деятельность которой принадлежит Азербайджану. Современник этого события - албанский историк VIII в. Моисей Каланкатуйский - описал, каким
http://www.anl.az/down/meqale/kaspi/2018/iyul/598341. htm
образом все произошло. В 705 г. армянский каталикос Елия I (703-717 гг.) отправил арабскому халифу Абд ал-Малику Омейаду (685-705 гг.) донос, в котором сообщал, будто Албанский каталикос Нерсэс вступил с византийским императором в антиарабский заговор. Не разобравшись в сути проблемы, сидевший в далеком Дамаске халиф, во владения которого входили Малая Азия и почти весь Кавказ, распорядился подчинить Албанскую церковь армянской. После этого пошел обвальный процесс арменизации албан-христиан» [Лекис 2016: 76].
Возможные последствия
вышеуказанного переселения, радикальное видоизменение этнического состава населения данной территории уже тогда, в XIX в., беспокоили не только представителей коренного населения, но также и здравомыслящую часть русской
интеллигенции. В частности, выдающийся русский дипломат и поэт А. С. Грибоедов (кстати, непосредственно причастный к Туркманчайскому договору, разделившему Азербайджан на две части) писал: «Так же мы с ним (князем Аргутинским) немало рассуждали о внушениях, которые должно дать мусульманам, чтобы помирить их с нынешним их отягощением, которое не будет долговременно, и искоренить из них опасения насчет того, что армяне завладеют навсегда землями, куда их на первый раз пустили»1.
Вопрос переселения армян, их пришлости на Южный Кавказ находит свое подтверждение во многих других источниках, в том числе и армянских.
Будучи в Иреване в 1843 г., немецкий путешественник М. Вагнер, описав тяжёлую ситуацию этого края, отметил, что «не удивительно, что большинство армян города, несмотря на религиозную нетерпимость, хотят вернуться в Иран» [Абегян 1857: 9]. Это, как видим, подчеркивает их пришлость.
До переселения армян из Ирана и Турции в Северный Азербайджан, численность армян в Иреване была ничтожной. Именно
после осуществления политики переселения, уже в 1850 г. общая численность армян здесь равнялась 8%, в 1879-м г. их число составляло 9%, а в 1897 г. 10%. Эти цифры подтверждают армянские авторы Парсамян, Погосян и Арутюнян [Парсамян, Погосян, Арутюнян 1961: 131,158].
Из армянских источников мы усматриваем, что в результате переселения на Кавказ в 1914-1916 гг. еще 350 000 армян [История армянского народа: 268] их численность в Эриванской губернии (бывшая территория Иреванского и Нахчыванского ханств) достигла 669 871 2.
Однако и после этих переселений армяне не составляли большинства на Южном Кавказе. Характерна переписка министра иностранных дел царской России Сазонова и наместника на Кавказе великого князя Николая Николаевича. 14 июня 1916 г. министр писал великому князю: «Что касается предоставления широкой автономии армянам, то не надо забывать, что в Великой Армении (в контексте речь идет и о восточной Турции - исторической Киликийской Армении - Н.А.), завоеванной ныне Россией, армяне никогда не составляли большинства», а «при таких условиях армянская автономия приведет к несправедливому порабощению
большинства меньшинством...»3. В еликий князь Николай Николаевич 3 июля 1916 года отвечает, что «армянский вопрос в пределах ныне существующей Российской империи, по моему глубокому убеждению, совершенно отсутствует, и не следует даже допускать упоминания о таковом, так как русско-подданные армяне в наместничестве (на Кавказе - Н.А.) являются равноправными русскими подданными с мусульманами, грузинами и русскими»4.
28 мая 1918 г. центральный национальный совет объявил первую на Кавказе независимую Армянскую республику, а себя наивысшей властью в республике. 29 мая Азербайджан под нажимом внешних сил передал под столицу
1 Грибоедов А. С. Сочинения. В 2-х томах, т.2. - М., 1971.
2 Кавказский календарь на 1917 год. Типография
Канцелярии Наместника Е.И.В. на Кавказе, 1916
3 Раздел Азиатской Турции (По секретным документам б. министерства иностранных дел, под редакцией Е.А.Адамова). - Москва: Издание Литиздата НКИД, 1924, док. СХЬ, с. 208-209
4 Там же, док. СXLIV, с. 211-212
Армянской Республики город Эривань (Иреван) - бывшую столицу Иреванского ханства1. Вынесенное 28 мая 1918 г. Армянским национальным советом решение о создании "на территории российской Армении независимой Республики Армения в составе территорий бывших Эриванской губернии и Карсской области Российской империи" делает передачу Иревана под столицу Армении юридически
неправомочным актом. Это решение было принято до того, как свой вердикт о передаче армянам столицы Иреванского ханства огласил Азербайджанский Национальный Совет. Это, как сказано выше, произошло 29 мая. Но это не самый главный аргумент,
свидетельствующий о том, что с правовой точки зрения Ереван де-юре так и остался принадлежать Азербайджану.
Само решение Азербайджанского Национального Совета (Протокол № 3 от 29 мая 1918 г.) является априори недействительным. Принималось оно, во-первых, под сильным давлением западных стран, в присутствии на этих территориях армянских бандитских формирований, устроивших там тотальный террор в отношении неармянского населения. А, во-вторых, сам документ свидетельствует, что голосование о передаче Иревана армянам было либо сфальсифицировано, либо принято с нарушениями.
ПРОТОКОЛ №3
Заседания Мусульманского Национально! о Сове i н
г Тифлис
19 ч«и
Председатель Секрет api.
Гасанбск Агаев М.Махсудов
Присутствовали: 1) Ф.Х.Хойский; 2) М.Ю.Джафаров; 3) М.Б.ГаджичскнП: 4> Ал.Ь.М«ям>.« бекон; 5) Ф. 6. Кочарл и иски й; 6) Дж.Мелик-Еганов; 7) Р.Б.Векилов 8) Г.Б.ШохтпмппекпН; "i Лх.Ахундов; 10) М.К.Мамедбеков; 11) А.Шейхуль-Исламов: 12) МЛДагеррамон: 1-'» Х.Ь.Хт-мп медов; 14) Дж.Б.Гаджияский; I 5) С.А.Агамалов; 16) Шарифов.
На открытии заседания член Совета Ф.Х.Хойский докладывает Совету о результатах пергт воров представителей Совета с представителями Армянского Национального Совета по иош>з\
границы территории Азербайджанской и Армянской Федерации. Ф.Х.ХоЙекнп шко.....«... с....«
доклад сообщением, что для образования Армянской Федерации им нужен политический центр, а таковым после отхода Александрова к Турции может быть только Эрпвач, a (ЮТОМу VC1> ИКй Эрипани армянам, сказал Хойский, является неизбежной.
Но -ггому „опросу высказались Х.Б.Хасмамедов, М.Ю.Джафаров. Шсй.чул,.-Исламов (но*, ледний <гг имени партии "Гуммет"), М.Магеррамов (от имени Сои.Муе.блока), которые прияш ИГ. уступку Эривани армянам исторической необходимостью, неизбежным злом. I плосош.ппе т. „ому вопросу дало следующее результаты: за уступку Эривани подастся 16 ttmocou .г, 28 обте
го числа: против - один; воздержавшихся - трое. .....
'Jaтем ставится па обсуждение вопрос об образовании с армянами конфедерации. (аггм ,пк ле кра г кого обмена мнениями этот вопрос ставится на голосование. Такой порядок йуду.нс.ч у^ ■ ройева Азербайджана и Армении Советом принимается единогласно. Далеег чяет. Ф.Х.Хойский вносит предложение о включении в состав Начального С овстп ТЭДмурfie«., М» к «некого путем кооптации, что Советом принимается единогласно.
11 реДсс-ДЯ г cj 11. (Секретарь
/подпись/Гасанбск Агаев /подпись/ М.Махеудов
I A Al', ф.970. <111.1, дЛ, лл.5 1. 52 (копия)
Протокол о передаче армянам Иревана
Достаточно взглянуть на цифры. В членов Совета из 28, что составляет менее 65 заседании принимает участие лишь 18 процентов, т.е. менее двух третей,
1 ГАППОДАР, ф.970, оп. 1, д. 1, л. 51
обязательных при вынесении судьбоносных решений. Из 18 голосуют "за" 16 членов Совета, что и того меньше. И, наконец, самое главное: при 18 присутствующих, согласно Протоколу в голосовании "приняло участие" 20 членов Совета («против» - один, воздержавшихся - «трое»). Интересная арифметика, не так ли?
Все это делает данный документ юридически ничтожным, и у Азербайджанской Республики есть все основания признать захват и последующее владение Армянской Республикой столицей Иреванского ханства городом Иреван незаконным. Да, Азербайджанский Национальный Совет 29 мая 1918 г. передал город Иреван под столицу вновь создаваемого армянского государства, но эта передача является юридически ничтожной.
Парламенту Азербайджана необходимо дать политическую оценку решению собрания Азербайджанского Национального Совета (Протокол № 3 от 29 мая 1918 г.), признать его не имеющим правовой силы и учитывать это в дальнейшей политике [Алиев 2020: 76; Алиев 2021: 82-83].
4 июня представители первого армянского государства на Кавказе подписали в Батуми договор, в котором устанавливались границы между Османской империей, Республикой Грузия,
Республикой Армения и Азербайджанской Республикой. В соответствии с этим договором территория Республики Армения, по противоречивым армянским источникам, составляла минимум 8000 [Галоян 1957: 92], 9000 [Агаян 1962: 174; Саркисян 1962: 365], а максимум 10000 кв. км [История армянского народа 1980: 268]. 17 июня 1918 года армянское дашнакское правительство въехало в Эривань (Иреван).
В декларации правительства уже Советского Азербайджана от 1 декабря 1920 г. говорилось, что «...трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право
самоопределяться». Идея предоставления Нагорному Карабаху права на самоопределения дебатировалась в
партийных и советских кругах. И постепенно зрело мнение о необходимости объявления автономии Нагорного Карабаха. Еще 22 мая 1919 г. А. И. Микоян в своем докладе В. И. Ленину сообщал: «Дашнаки, агенты армянского правительства, добиваются присоединения Карабаха к Армении. Но это для населения Карабаха значило бы лишиться источника своей жизни в Баку и связаться с Эриванью, с которой никогда и ни в чем не были связаны. Армянское крестьянство на пятом съезде решило присоединиться к Азербайджану»1.
Уже вскоре после установления власти большевиков в Азербайджане, в июне 1920 г. на имя наркома иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерина за подписью Г. К. Орджоникидзе была направлена телеграмма: «В Карабахе и Зангезуре провозглашена Советская власть, и вышеупомянутые территории считают себя частью Азербайджанской Советской Республики»2.
4 и 9 ноября 1920 г. накануне установления советской власти в Армении Иосиф Сталин сделал в Баку ряд громких заявлений о дальнейшей судьбе Зангезура и Нахчывана. Как пишет известный историк Ильгар Нифталиев, суть их выражалась в намерении передать эти территории Советской Армении. Подобный жест большевиков был вызван, прежде всего, стратегическими задачами, а именно стремлением, вклинившись между Азербайджаном и Турцией, лишить их в будущем непосредственных границ путем создания армянского буфера за счет передачи Армении территорий Нахчывана и Зангезура [Нифталиев 2013, 2015: 21].
В свое время этот буфер мог быть больше, если бы не принципиальная позиция Турции, сохранившая Азербайджану Нахчыван. Решение Политбюро и Оргбюро ЦК АКП(б) от 30 ноября, а также декларация Баксовета от 1 декабря 1920 г. передавали Зангезур и Нахчыван советской Армении. Это решение было закреплено также в 3-м пункте договора между РСФСР в лице полпреда Леграна и представителями дашнакского правительства от 2 декабря
1 ЦПА ИМЛ, ф. 461, оп.1, ед. хр. 4525, л.1
2 ЦПА ИМЛ, ф. 85. оп. 13, д. 32, л. 3
1920 г. об установлении советской власти в Армении, согласно которому за Арменией признавались все территории Эриванской губернии, в т. ч. Нахчыван, а также Зангезурский уезд. Заключенный через несколько часов, в ночь со 2 на 3 декабря 1920 года Мирный договор между Турцией и Арменией (Александропольский договор), мирный договор, завершивший армяно-турецкую войну 1920 года, был подписан кемалистким правительством Турции и правительством Первой Республики Армении в Александрополе (современный Гюмри)1.
В соответствии с этим договором районы Нахичевани, Шарура и Шахтахты
Эриванской губернии были оставлены за Азербайджаном.
3 июня 1921 г. под председательством Серго Орджоникидзе состоялось вечернее заседание Кавбюро ЦК РКП (б), оформленное протоколом № 6. Однако мало кому было известно, что к этому протоколу имелось приложение под грифом „совершенно секретно", которое содержало постановление ЦК РКП (б) по так называемому „Зангезурскому вопросу". Состояло это приложение из 7 пунктов, 6 из которых были посвящены Зангезуру, а один нагорному Карабаху. Не буду подробно рассказывать о них здесь, приведу лишь электронную версию самого документа2.
"М ЦК вкп [а) 1 I
I Дмо
Лис
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОШ
ЗОВ. СЕКРЕТНО. ВоОтановление На
вбмро ЦК Р.К.П. по 3ангезурск0«£у вопросу.
Зангезур ликвидировать в конце июня.
вке военных действий.
Немедленно приступить к подгото
3. Одновременно с подготовкой, правительству Армении отправить свою декларацию в Зайвдазур в ответ на ваявление представителей Зан-гезурского правительства»
4. Виэсте с отпрвкой декларации принять меры к немедленному занятию Мегри^ *
5. Указать в декларации Армянского правитаяьства о принадлежности Нагорн^о Карабаха к Армении.
6. В промежуток между пред"йвленйем декларации и началом военных действий. Грузинскому■и Азербайджанскому правительствам послать своих представителей в Занвезур для посредничества.
■ Ликвидировать одноврменно с-'Занввзуром и. К^рдартан.-вцус кл*
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Фонд 64, опись 1, дело 1. лист 77
12 июня 1921 г. Совет народных комиссаров Армянской ССР издал декрет о присоединении нагорной части Карабаха. В конце июня Реввоенсовет Кавказского фронта принял решение начать в четырех направлениях наступление на Зангезур с целью окончательного уничтожения отрядов Нжде. В сообщении штаба Кавказского фронта от 16 июля 1921 г. говорится о полном освобождении Зангезура. Тем самым завершился процесс присоединения западного, или верхнего Зангезура к
Армении. Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что если по решению Политбюро и Оргбюро ЦК АКП(б) от 30 ноября и декларации Баксовета от 1 декабря 1920 г. весь Зангезурский уезд подлежал передаче советской Армении, то в конечном итоге в июле 1921 года к ней была присоединена лишь западная часть уезда, где в основном и жили армяне, т.е. уезд был разделен по этническому признаку [Нифталиев 2013, 2015: 21].
1 Мирный договор между Турцией и Арменией 2-го декабря 1920 г. (Александропольский договор).
- http://genocide.ru/lib/treaties/17.htm; http://www.aniarc .am/2019/12/02/fuИ-text-m-mssian-alrxandшpol-treat...
2 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), фонд 64, опись 1, дело 1, лист 77
5 июля 1921 г. Пленум Кавбюро ЦК с учетом мнения ЦК РКП (б) принял постановление: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи верхнего и нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с областным центром в гор. Шуше, входящем в состав автономной области»1. На Пленуме от Армении за данное решение голосовал этнический армянин А. М. Назаретян. Обратите внимание, что в тексте решения говориться: не «передать Азербайджану», а «оставить в пределах Азербайджанской ССР» (подмена армянами текста постановления Пленума Кавбюро ЦК преследовала цель создать у несведующего читателя и слушателя впечатление, что Карабах всю предыдущую историю не находился в составе Азербайджана). При этом в Верхней части Карабаха была создана автономия, не существовавшая до того времени. А это означает, что не Карабах был «отторгнут от Армении и передан Азербайджану», а нагорная часть была отторгнута от Карабаха и выделена в отдельную автономию с единственной целью: удовлетворить амбиции армян по освоению новых территорий. В Карабахе переселившиеся туда армяне составляли меньшинство. Единственной возможностью заявить о себе было создание в Верхнем Карабахе, где армяне проживали более или менее компактно, автономного образования.
Особое внимание следует обратить на то, что решение Кавбюро по Карабаху в июле 1921 г. предшествовало учреждению советскими республиками Союза ССР 30 декабря 1922 г. То есть Карабах уже тогда был признан частью Азербайджанской ССР, и в Союз ССР нагорный Карабах вошел в составе Азербайджана.
В определении границ Южного Кавказа важное значение имели положения
1 Партархив филиала ИМЛ, ф. 64, оп.2, д.1, л..118, 121-122
2Московский договор. -
http ://www. genocide. ru/lib/treatie s/19. htm
3 Там же
Московского договора между Россией и Турцией от 16 марта 1921 г.2
Договор, состоявший из преамбулы, 16 статей и трех приложений, был подписан после длительных обсуждений и основательной работы по подготовке его текста. Процесс его подготовки начался открытием российско-турецкой
конференции 26 февраля 1921 г. Первоначально стороны планировали подписание военного договора. Однако ход переговоров Георгия Чичерина с турецкой делегацией подвел стороны к подписанию договора о дружбе и братстве, при этом основной задачей переговоров и конференции было обеспечение
долговременного мира, благодаря четкой делимитации границ в регионе.
По итогам Московского договора 1921 г. Турция передала только что провозглашенной Грузинской ССР Батуми, Армянской ССР Александрополь (нынешний Гюмри), а Азербайджанской ССР вернула Нахчыван. Карсскую область Турция оставила за собой, так как это было закреплено Александропольским договором между Турцией и Арменией3.
Кроме того, важные положения содержатся в «Договоре о дружбе между Армянской ССР, Азербайджанской ССР и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией - с другой, заключенного при участии РСФСР» (Карском договоре) от 13 октября 1921 г., в котором от имени Армении стоят подписи народного комиссара по иностранным делам А. Мравяна и народного комиссара по внутренним делам П. Макинзяна4.
7 июля 1923 г. был издан декрет АзЦИКа «Об образовании автономной области Нагорного Карабаха». В Конституции СССР 1936 г. (статью 24) было закреплено, что Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) состоит в Азербайджанской ССР5.
Решение Кавбюро было поддержано самими армянами нагорной части Карабаха, которые в августе 1923 г. на прошедшем
4 Карсский договор (на азербайджанском, русском, турецком и французском языках). Составитель и автор предисловия Хусамеддин Мамедов (Гараманлы). -Баку: АзАтаМ, 2004. - 82 с.
5 Конституции СССР 1936 г.
референдуме одобрили образование автономной области в составе Азербайджана.
В соответствии со ст. 86 Конституции СССР 1977 г. автономная область находилась в составе союзной республики или края. Закон об автономной области принимался Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области. В ст. 87 Конституции указывалось на существование в СССР всего восьми автономных областей, и в этом перечне НКАО состояла в Азербайджанской ССР1.
16 июня 1981 года был принят последний акт, утвердивший статус Нагорного Карабаха, как автономной области в составе Азербайджанской ССР - Закон Азербайджанской ССР «О Нагорно-Карабахской автономной области»2. Статус автономии определялся Конституцией СССР, Конституцией Азербайджанской ССР и упомянутым законом.
В соответствии с законом Нагорный Карабах, так же, как и другая автономия, имел представительство на Съезде народных депутатов СССР, а в Совете Национальностей Верховного Совета СССР представлялся 5-ю депутатами. Территория автономии не могла быть изменена без согласия Совета народных депутатов (представительного органа государственной власти) автономии. Гражданам,
проживающим на территории автономии, гарантировалось равноправие во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, а также возможность пользоваться родным языком, а судопроизводство велось на языке автономной области.
В соответствии с последней Конституцией Азербайджанской ССР один из заместителей Председателя Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР избирался от Нагорно-Карабахской автономной области. Председатель областного суда автономии входил в состав Верховного Суда Азербайджанской ССР.
1 Конституция СССР. - М: Политиздат, 1977, с. 13
Органом государственной власти в автономии являлся Совет народных депутатов, который решал все вопросы местного значения. Совет народных депутатов выбирал свои органы, свой Президиум, а также исполнительный и распорядительный орган Совета, суд автономии и другие руководящие органы.
Совет народных депутатов автономии руководил на своей территории государственной, хозяйственной и социально-культурной политикой;
утверждал план экономического и социального развития, бюджет автономии и отчет о его выполнении; руководил подчиненными ему государственными органами и предприятиями; обеспечивал соблюдение законов, охрану
государственного и общественного порядка и прав граждан. Имел широкие полномочия в сфере регулирования цен, промышленности, строительства, сельского хозяйства, использования природных ресурсов, образования, здравоохранения и т. д.
Таким образом, автономия, в которой к концу 1980-х гг. численно преобладало армянское население, имела весьма широкий круг полномочий, достаточный для обеспечения нормальной жизнедеятельности этнического большинства. Помимо того, что все руководящие должности автономии занимались лицами армянской
национальности, замещение
представителями армянского этноса руководящих должностей в центральных органах республики было обыденным явлением.
Следует особо подчеркнуть, что аналогичные права не были предоставлены значительно большим по численности, а к началу 1980-х гг. оставшимся более чем 300 тыс. азербайджанцев, компактно
проживавшим на территории Армянской ССР.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Азербайджан так же, как и другие государства, входящие в СССР, испытывал объективные трудности, связанные с
2 О Нагорно-Карабахской автономной области. Закон Азербайджанской ССР от 16 июня 1981 года. - Баку: Азернешр, 1987.
разрушением господствующей общественно-экономической формации. В этой ситуации, несмотря на все вышесказанное, стало популярным использовать национальный вопрос для достижения сепаратистских, а в нашем случае и аннексионистских целей. Учитывая закрепленные в законодательстве гарантии автономии, подтвержденные реальным положением национального меньшинства, требования независимости и выхода из состава Азербайджана были расценены, как провокация, направленная на нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.
В результате этого созданная декретом ЦИК Азербайджанской ССР от 7 июля 1923 г. автономия нагорной части Карабаха была упразднена 26 ноября 1991 г. принятым Верховным Советом Азербайджана Законом в полном соответствии с Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской Республики.
Данный небольшой исторический экскурс в историю наглядно показывает, что у Республики Армения и армянской общины Нагорного Карабаха нет никаких исторических (в том числе) оснований претендовать на карабахские земли. При этом, мы однозначно понимаем и
подтверждаем, что в международном праве, которое Азербайджан признает и соблюдает, никто не применяет (и не руководствуется) такие неправовые категории, как «исконные земли», «автохтонные народы», «пришлые народы» и т.п. Никакие свидетельства и исследования историков не имеют никакого отношения к разрешению региональных конфликтов. Никому, кроме самой науке, они не интересны и мешают урегулированию конфликта, служат интересам лиц, незаинтересованных в их разрешении. Вряд ли сегодня в мире кому-либо, кроме армян, придет в голову переделывать карту мира на основании того, «какой национальности был неандерталец, первым вступивший на ту или иную пядь земли».
Все межгосударственные конфликты должны решаться на основе принципов и норм международного права.
Несмотря никакие исторические факты, Азербайджан признает территориальную целостность Армении и ее современные государственные границы, не выставляет Республике Армения никаких
территориальных претензий и ждет в этом вопросе от нее, пока, к сожалению, безуспешно, аналогичного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абегян А. Немецкий путешественник Морис Вагнер в Армении (на армянском языке). - Вена, 1857.
Агаян Ц.П. Великий Октябрь и борьба трудящихся Армении за победу Советской власти. -Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1962.
Алиев Н.Г. оглу. Армянская экспансия и международные договоры по Южному Кавказу в Х1Х-ХХ вв. - Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2021. - 184 с.
Алиев Н.Г. оглу. Международные договоры по Южному Кавказу в Х1Х-ХХ вв. и переселение армян. - Баку: Tэhsil, 2020. - 176 с.
Альгимантас Л. Переселение народов на Кавказе ХХ в. - Вильнюс: Институт науковедения, 2016. - 328 с.
Галоян Г. Борьба за Советскую власть в Армении. - Москва: Политиздат, 1957
Глинка С. Описание переселения армянъ аддербижанскихъ въ пределы России. - Москва: Тип-я Лазаревых Института Восточных Языков, 1831.
Зелинский С.П. Экономический быт государственных крестьян Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии. - Тифлис, 1886.
Имранлы К. Создание армянского государства на Кавказе: Истоки и последствия: Монография. - М.: Ладомир, 2006. - 256 с.
История армянского народа. - Ереван: Издательство Ереванского университета, 1980.
Нифталиев И. Как Азербайджан потерял Зангезур. - 1ге/Наследие, 2013, № 1 (61), с.20-23; Каспш, 2015, 7 октября, с. 12;
- http://www.anl.az/down/meqale/kaspi/2015/oktyabr/458175.htm
Парсамян В.А., Погосян С.А., Арутюнян Н.Р. История армянского народа. - Ереван: Армучпедгиз, 1961.
Саркисян Е.К. Экспансионистская политика Османской империи в Закавказье накануне и в годы первой мировой войны. - Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1962
Шавров Н. Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам. - СПб, 1911.
Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской Области в эпоху ея присоединения к Российской Империи. - СПб: Типография Имперской Академии Наук, 1852
REFERENCES
Abegjan A. Nemezkij puteshestvennik Moris Vagner v Armenii (na armanskom jazike). Vena, 1857.
Agajan, Z.P. Velikij Oktjabr I borba trudjashihsja Armenii za pobedu Sovetskoj vlasti. - Erevan: Izdatelstvo Akademii Nauk Armanskoj SSR, 1962.
Al'gimantas L. Pereselenuye narodov na Kavkaze ХХ. Vilnyus: Institut naukovedeniya, 2016. 328 s.
Aliyev N.H. oglu. Armanskaja ekspansiya i mezdunarodnije dogovori po Juznomu Kavkazu v XIX-ХХ vv. - Kiyev: Izdatelskij dom Dmitrija Burago, 2021. - 184 s.
Aliyev N.H. oglu. Mezdunarodnije dogovori po Juznomu Kavkazu v Х1Х-ХХ vv. i pereselenije arman. - Baku: Tahsil, 2020. - 176 s.
Galoyan G. Borba za Sovetskuju vlast v Armenii. - Moskva: Politizdat, 1957.
Glinka S. Opisaniye pereselenija arman adderbizanskih v predeli Rossii. - Moskva: Tip-ja Lazarevih Instituta Vostocnih Jazikov, 1831.
Imranli K, Sozdanije armanskogo gosudarstva na Kavkaze: Istoki I posledstvija. Monografija. -Moskva: Ladomir, 2006. - 256 s.
Istorija armanskogo naroda. - Erevan: Isdatelstvo Erevanskogo universiteta, 1980.
NiftaliyevI. Kak Azerbaijan poterjal Zangezur. - Irs/Nasledije, 2013, №№ 1 (61), с.20-23; Kaspij, 2015, 7 oktjabrja, s. 12; - http://www.anl.az/down/meqale/kaspi/2015/oktyabr/458175.htm
Parsamjan V.A., Pogosjan S.A,, Arutjunan N.R. Istorija armanskogo naroda. - Erevan: Armucpedgiz, 1961.
Sarkisjan E,K, Ekspansionistskaja politika Osmanskoj imperii v Zakavkazie nakanune I v godi pervoj mirovoj vojni. - Erevan: Izdatelstvo Akademii Nauk Armanskoj SSR, 1962.
Shavrov N. Novaja ugroza russkomu delu v Zakavkazje: predstojashaja rasprodaza Mugani inorodzam. - SPb, 1911.
Shopen, I. Istoriceskij pamjatnik sostojanija Armanskoj oblasti v epohu eja prisoedinenija k Rossijskoj Imperii. - SPb: Tipografija Imperskoj Akademii Nauk, 1852.
Vishinskij A.Y., Lozovskij S.A. Turkmencajskij mirnij dogovor 1928 goda. Tolkovanije. Diplomaticeskij slovar. - Moskva: Gosudarstvennoe izdatelstvo politiceskoj literaturi, 1948;
Zelinskij, S.P. Ekonomiceskij bit gosudarstvennix krestjan Zangezurskogo uezda Jelizavetpolskoy gubernii. - Tiflis, 1886.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Алиев Намик Гасан оглы, Namig Hasan oglu Aliyev, Head of
руководитель кафедры международных International Relations Department of the
отношений и внешней политики Академии Academy of Public Administration under the
Государственного Управления при President of the Republic of Azerbaijan, Doctor
Президенте Азербайджанской Республики, of Laws, Professor, Ambassador Extraordinary
Чрезвычайный и Полномочный Посол АР, and Plenipotentiary. Е-mail:
Государственный советник второго класса, namikamal1@gmail.com доктор юридических наук, профессор. E-mail: namikamal1@gmail.com