Научная статья на тему 'Исторические сады и парки в жизни современного человека. Вопросы сохранения и эксплуатации'

Исторические сады и парки в жизни современного человека. Вопросы сохранения и эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2820
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САД / РАСТЕНИЕ / АРХИТЕКТУРА / ПРИРОДА / GARDEN / PLANT / ARCHITECTURE / NATURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коляда Екатерина Михайловна

В статье описываются проблемы сохранения исторических садов и парков, анализируется эмоциональный и интеллектуальный потенциал парков разной типологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические сады и парки в жизни современного человека. Вопросы сохранения и эксплуатации»

Примечания

1. Стабина Н. Психология интерьера. URL: http: //www.forma.spb.ru/lnterior_Design_new/contact-inte-rior.shtml

2. Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., 2004. С. 149.

3. Журналы «SALON», «AD» (Architectural Digest), «100% Загородный дом», «Идеи вашего дома», «Интерьер + дизайн», «Мезонин», «Табурет», «Штаб-квартира» и др.

4. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. Города и народы. М., 1993. C. 338-339.

5. Там же. C. 378.

6. Даниэль Либескинд: Пресс-Портрет. URL: news.yandex.ru/ people/libeskind_daniael1.html

7. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 313.

8. Там же. С. 315.

9. Функция в данном случае рассматривается не как примитивная функция «сплю», «ем», «пишу», а как значимые функциональные процессы, определяемые закрепленной пространственной концепцией, влияющие на процесс «как ем», «где сплю» и т. д.

10. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1989. С. 330

11. По М. Хайдеггеру, «событие» определяется как способность к «вмещению», имеющему двоякую функцию: «допущение» и «устроение».

12. По А. Г. Габричевскому, «переживание тела», «пластическое постоянство» в то же время может быть понято в более широком смысле как феноменология места или как феноменология человека и места как единого целого, взаимодополняющих друг друга.

13. Под движением понимается не только конкретное физическое перемещение человека в пространстве, но и движение мнимое, например движение взгляда, мысли.

14. Габричевский А. Г. Проблема архитектурного синтеза как взаимной организации массы и пространства // Архитектурный канон. Алматы: КазГАСА, 1999. C. 18-47.

15. Габричевский А. Г. Пространство и масса в архитектуре // Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. С. 442.

16. Там же. С. 442.

УДК 712

Е. М. Коляда

ИСТОРИЧЕСКИЕ САДЫ И ПАРКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

В статье описываются проблемы сохранения исторических садов и парков, анализируется эмоциональный и интеллектуальный потенциал парков разной типологии.

In article are describe problems of the conservation of the historical gardens and parks, analyze emotional and intellectual potential in gardens typology.

Ключевые слова: сад, растение, архитектура, природа.

Keywords: garden, plant, architecture, nature.

Интерес к садам и паркам в современном обществе обусловлен стремлением человека к природе, к возможности соприкосновения с ее экологической и художественной составляющей.

По размеру и степени эстетического влияния наиболее значительными из всех типов исторических парков являются дворцово-парковые ансамбли, усадебные комплексы, ботанические сады и мемориальные парки. Указанные типы относятся в основном к крупным парковым массивам, проектирование которых в свое время осуществлялось не в городской черте, а за городом. Их планировочное решение было обусловлено эстетической программой, характерной для времени создания, и назначением.

Целью данной статьи является рассмотрение эмоционально-интеллектуального потенциала исторических парков на примере произведений садово-паркового искусства России и определение круга проблем, связанных с их сохранением и использованием.

Большое значение с точки зрения изучения разных садово-парковых стилей и стилей в искусстве вообще имеют дворцово-парковые ансамбли. Необходимо отметить, что в настоящее время территории многих дворцово-парковых комплексов значительно сократились, а в отдельных случаях продолжают уменьшаться вследствие роста городов. Теперь многие дворцово-парко-вые ансамбли оказываются внутри городской системы, а архитекторам, занимающимся вопросами их сохранения и эксплуатации в условиях городской застройки, приходится не только «урезать» периферийные участки, но и планировать зонирование для регулирования потоков посетителей в основной части ансамбля. В этом случае,

© Коляда Е. М., 2011

как правило, сохраняется архитектурная часть и ближайшие к ней парковые фрагменты. Это не наносит серьезного вреда восприятию комплексов, за исключением случаев, когда современная застройка начинает сильно искажать важные в концептуальном плане панорамные виды.

Сохранившиеся здания таких комплексов имеют значение для воспитания современного зрителя. Архитектурные памятники можно рассматривать не только как часть объемно-пространственной композиции, но и в связи с историей интерьера, вопросами коллекционирования и особенностями бытования. В зависимости от размеров и степени сохранности такие ансамбли предоставляют широкие возможности для организации выставок и экскурсий, являются неисчерпаемым источником вдохновения для профессионалов и любителей. Конечно, при плохой степени сохранности количество организованных мероприятий на территории парка резко уменьшается, а отсутствие мер по сохранению таких памятников сильно сокращает их существование.

Значительную роль в эмоционально-интеллектуальном развитии современного человека играют усадебные комплексы. Они обладают рядом свойств, делающих их в некотором роде идентичными дворцово-парковым ансамблям по степени влияния на посетителей. Однако специфика развития комплексов позволяет расширить круг вопросов, связанных с изучением усадебных пространств. Например, сохранившиеся памятники усадебной культуры позволяют изучать уклад жизни представителей разных сословий, знакомиться с традициями.

Большой художественный и интеллектуальный потенциал заключен в ботанических садах и парках. Хорошо спланированные, содержащие на своих территориях произведения скульптуры, малые архитектурные объекты, а нередко ценные в археологическом смысле памятники, изначально ботанические сады предназначались исключительно для научных целей. Но благодаря организации систем прогулочных аллей вдоль многочисленных парковых картин ботанические сады и парки стали превращаться в излюбленные места отдыха горожан. В настоящее время ботанические сады активно занимаются не только просветительской работой в своей научной области, но и ищут новые пути интеграции ботанических коллекций в мировое музейное пространство.

Важное место в деле сохранения памяти о великих событиях нашей истории и вопросах воспитания будущих поколений занимают мемориальные комплексы. Проекты многих мемориальных садов и парков напрямую связаны с развитием городских и загородных ландшафтов. Большое значение и распространение мемориаль-

ное паркостроение приобретает еще в XIX в. Чаще всего в композициях мемориальных парков получала воплощение военно-патриотическая традиция. Такие парки устраивали на местах героических сражений, в их композиции, как правило, имеет место регулярная планировка. Мемориальные парки меньше всего страдают от «натиска» города, их территории предоставляют широкие возможности для проведения важных воспитательных и общественных мероприятий, а наличие произведений монументальной скульптуры, архитектуры, музейных экспонатов, расположенных под открытым небом, делает эти композиции уникальными свидетелями героического прошлого.

К паркам меньшего размера, представляющим определенный интерес с точки зрения эмоционально-интеллектуального развития современного человека, относятся курортные парки и садики исторически сложившейся дачной застройки.

Курортное паркостроение получает большое распространение с XIX в. Естественно, развитие этот тип парков получает в основном в небольших прибрежных городах и ведется с учетом вкусов и интересов людей, приезжающих сюда для лечения и отдыха чаще всего в летний период. В лучших образцах курортного паркостроения обнаруживается стремление к созданию открытых пространств, равномерно насыщенных зеленью. Рассчитанные на состоятельную публику, такие парки обычно разбивались на склонах холмов, с которых открывались виды на море, горы и другие интересные объекты природы. Все зависело от характера ландшафта местности, ведь чаще всего именно красота природы и привлекала туда отдыхающих. Иногда ведущей темой паркового пространства мог стать какой-либо выразительный природный объект, например нагромождение скал или горный хребет, вдающийся в море. В композиции таких парков входили многочисленные беседки, гроты и другие архитектурные элементы, а порой даже археологические памятники, найденные поблизости. Все парковые затеи должны были вызывать постоянный интерес у гуляющей публики. Многие из таких парков сохранили свой исторический вид и продолжили развитие уже в наше время. В тех районах, где сохранились образцы курортного паркостроения XIX в., как правило, организуются специальные экскурсии. Планомерная работа с посетителями здесь не осуществляется, но планировка и наполнение объемно-пространственной композиции, безусловно, способны вызывать не только положительные эмоции, но и «сообщать» зрителю информацию исторического, экологического, культурологического плана.

Не меньший интерес представляет и историческая дачная застройка. Здесь следует отметить,

что формирование садовых пространств дачного типа получает развитие там, где это было предопределено характером культуры и особенностями развития общественных отношений. Значительный интерес в этом смысле представляют дачные поселки пригородов крупных промышленных городов и дачные массивы курортных районов России. Необходимо отметить, что дачная застройка испытывала на себе несколько факторов влияния, сочетание которых придало ей определенное своеобразие.

Среди факторов, обусловивших характер дачных массивов, следует назвать наличие ярких природных качеств местности, небольшой размер участков и стремление к их рациональному использованию. В каждом отдельном случае дачная застройка имеет свои художественные особенности, которые могут быть продиктованы сферой интересов владельцев и съемщиков дач. Например, дачи ученых, художников и т. д. Дачная жизнь, как и жизнь усадебная, - это целый мир. Только по сравнению с усадьбой дачи имеют другую объемно-пространственную структуру и значительно меньшие размеры. Многие дачные массивы были частью единой хорошо организованной планировочной системы, хотя при этом каждый дом мог иметь свой индивидуальный образ. Правда, размеры и состав зеленых насаждений этих садов и садиков могли сильно отличаться. Где-то они представляли небольшие, но разнообразные посадки цветов, деревьев, кустарников, с включением беседок, скамеек и даже скульптур, а где-то в лучшем случае все ограничивалось клумбой. Тем не менее дачная застройка представляет интерес для изучения разнообразных сторон жизни российского общества и для вопросов развития загородного строительства в наше время.

Следует сказать, что определенный художественный и психолого-педагогический потенциал имеют не только композиции, относящиеся к определенным садово-парковым типам, но и объекты, которые могут играть важную роль в создании открытых пространств. Как правило, это памятники природы, характеризующиеся особой выразительностью, например живописные скальные выступы, водопады, урочища. Они интересны не только с геологической точки зрения. Связанные с теми или иными событиями или людьми и обладающие неповторимым своеобразием, эти творения природы становились ведущей темой ландшафтной композиции. Такое же значение имеют памятники истории и археологии, причем, связанные с творчеством той или иной исторической личности, они порой становятся местом паломничества многих людей и требуют соответствующей организации пространства. Эти памятные места ни в коем случае нельзя

исключать как из сферы деятельности ландшафтного архитектора, так и из области изучения специалистами разных дисциплин.

Таким образом, круг исторических садово-парковых объектов, которые представляют интерес с точки зрения эмоционально-чувственного развития индивидуума, в основном определен. Значит, необходимо сформулировать и проблемные вопросы, связанные с существованием этих объектов, особенно если они в настоящее время являются частью городской среды или могут в скором времени войти в городскую застройку. Последнее, пожалуй, наиболее актуально, так как есть надежда на включение парковых территорий в планировку города с минимальными потерями.

Вопросы сохранения или изменения парковых пространств в той или иной мере возникали в разные исторические периоды. Среди наиболее явных причин изменения исторической парковой системы можно назвать смену вкусов и стилистических пристрастий, а также развитие и рост городов. В разных случаях ситуация развивалась по-разному. Были случаи, когда парк имел незначительные изменения, но были ситуации, когда радикально менялась планировка, стилистика парковых форм, сносились или возводились архитектурные объекты и др. В городской среде изменение планировки, размеров или же полное исчезновение парка могло быть связано с увеличением городской территории и необходимостью постройки новых кварталов. Подобное можно наблюдать во всех крупных городах мира. Конечно, это был процесс неизбежный, но хорошо продуманный и строго регламентированный. Городская среда никогда не оставалась без зеленых насаждений, и если одна зеленая территория должна была быть застроена, то ей всегда находилась альтернатива. Например, вместо обширного сада разбивался бульвар, организовывалась площадь с цветочным ковром или обнаруживался какой-либо другой вариант решения открытого пространства.

Различные аспекты сохранения и использования исторических парков в современной городской системе в разное время обсуждались представителями разных архитектурных школ [1]. Проблемы сохранения и использования исторических садов и парков можно разделить на три группы.

Вопросы первой группы будут связаны с судьбой крупных дворцово-парковых ансамблей, имеющих статус музеев, заповедников и охраняемых законом. Как правило, эти произведения играют важную роль в сфере туризма и входят в область интересов разных специалистов. Имея высокий статус, они, как правило, широко известны и тщательно изучены [2]. Можно было бы

предположить, что благодаря их статусу парковые территории тщательно охраняются, реставрируются и опасности в принципе не подвергаются. Но на деле лишь часть таких «статусных» парков действительно имеет режим полного благоприятствования. К сожалению, многие из старинных садов и парков не застрахованы ни от актов вандализма, ни от несанкционированного использования.

Второй круг вопросов связан с теми старинными парками, которые в свое время подверглись «перепрофилированию» из-за с организации парков культуры и отдыха. В России этот процесс был весьма интенсивным в XX столетии [3]. Надо отдать должное ландшафтным архитекторам этого периода. Работая над подобными проектами, они стремились максимально сохранить исторически сложившееся композиционное ядро, а в остальной части осуществить зонирование таким образом, чтобы максимальная нагрузка приходилась не на историческую часть комплекса. Такое перераспределение позволило сохранить многие произведения от разрушения и сделать их важными объектами музейной работы.

Третью группу составляют вопросы, связанные с существованием исторических садов и парков, находящихся в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Их положение вызывает серьезные опасения в связи с тем, что реставрация этих парков неоправданна с точки зрения современной экономической ситуации, а их утрата для современного посетителя и будущих поколений зрителей крайне нежелательна. Речь идет, конечно, не о парках, которые мы потеряли, то есть застроили и закатали в асфальт. Их уже не восстановить. Изучать подобные объекты можно лишь по документам и изображениям. Разговор должен идти о тех садах и парках, которые пока еще остаются зелеными районами на картах городов.

Все вышеуказанное свидетельствует о необходимости поиска новых путей «эксплуатации» исторических садов и парков, существующих в условиях роста современных городов [4]. Таким образом, основная цель специалистов, работающих над проектами обустройства парков, - найти компромисс между старыми планировочными приемами и новыми пространственными установками. Добиться этого компромисса обычно удается через максимальное сохранение композиционного ядра, имеющего важное художественное значение, и преобразование той части парка, которая имеет наименьшую художественную ценность.

Как уже говорилось выше, этот прием часто использовали ландшафтные архитекторы в XX столетии. Многим из них он кажется наибо-

лее адекватным требованиям градостроительства. Однако не всегда такой взгляд на «решение» проблем исторических садов и парков может восприниматься как наилучший. Часто невинное на первый взгляд вторжение в историческую систему может изменить концепцию парка навсегда. Поэтому в каждом отдельном случае надо подходить к вторжению в планировку и образную систему старого парка индивидуально. Причинами, по которым нередки ошибки в этом вопросе, часто является нежелание или невозможность разработки плана мероприятий по сохранению самого памятника, в отдельных же случаях отсутствие проектов зонирования территории с целью создания благоприятных условий для нахождения посетителей и сохранения исторических частей.

Важно понимать, что охрана и реставрация исторических ландшафтов способствуют созданию индивидуального облика города, гармонизации массовой застройки и созданию новых зеленых систем. Многие авторы указывают на то, что современная застройка заметно снижает композиционно-художественную значимость исторических ансамблей. Именно поэтому современная ландшафтная архитектура одной из важных задач считает задачу «благоустройства городов с ценными историко-культурными памятниками» [5]. В частности, выделяются два уровня решения задач: комплексная охрана исторического ландшафта и охрана и реставрация каждого отдельного памятника в достоверной среде. Проведение работы на разных уровнях будет зависеть от типа зонирования (территория памятника, охранная зона, зона регулирования застройки, зона охраняемого ландшафта), типа памятника, эпохи его создания, характера среды.

В ландшафтной архитектуре уже найдены и опробованы принципы «работы» с историческими парками, среди которых выделяются: принцип полного (документального) воссоздания исторически достоверной архитектурно-ландшафтной среды; принцип нейтрального решения с использованием приемов озеленения и благоустройства, нетипичных для какой-либо определенной эпохи; принцип контрастного решения с применением средств и методов современной ландшафтной архитектуры [6].

Конечно, современная застройка заметно снижает композиционно-художественную значимость исторических ансамблей. Понятно, что всем ландшафтным работам по реставрации и реконструкции исторических садов и парков обязательно должны предшествовать научные исследования и предпроектные изыскания, в состав которых наряду с обмерными работами, таксацией существующих зеленых насаждений входят изучение архивных, проектных, литературных источ-

ников, относящихся к истории возникновения и развития памятника.

Последнее накладывает большую ответственность на проектировщиков, поскольку «вторжение» в исторический ландшафтный объект может повлечь за собой как изменение восприятия самого памятника садово-паркового искусства, так и нарушение экологической системы района, в котором он расположен. Именно поэтому «работа» как по созданию новых, так и по сохранению исторических парков - процесс трудоемкий и ответственный.

К сожалению, порой из круга требований, предъявляемых как создателям новых парков, так и авторам проектов «реконструкции» исторических объектов, исключают необходимость посредством парковых композиций формирования у зрителя познавательных и эмоционально-чувственных характеристик личности. А ведь во все времена парк являлся не только местом отдыха на природе, а, прежде всего, источником знаний, мыслей и чувств. Здесь имеется в виду не развитие умений «читать» исторические парки как текст со всеми знаками и символами, а возможность формирования чувств и стремлений к познанию через потенциал исторических садов и парков. Для решения этих вопросов необходимо не только проведение тех мероприятий, которые обязательны для любого ландшафтного проекта, но и исследование характеристики художественного восприятия парков в единстве с познавательными процессами. Ведь исторический парк -

это ландшафтная среда, наполненная памятниками архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Следовательно, помимо проектных решений одним из важнейших факторов работы специалистов в области истории, теории и практики садово-паркового искусства является изучение психолого-педагогических аспектов этого вида творчества с последующей выработкой методики работы с посетителем в парке.

Примечания

1. Теодоронский В. С., Сабо Е. Д, Фролова В. А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. М.: изд. ACADEMIA. 2006; Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. М.: Эксмо, 2007.

2. Дормидонтова В. В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004; Палентреер С. Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство: избранные труды. М.: МГУЛ, 2008.

3. Лепкович И. П. Ландшафтное искусство. СПб.: «Издательство «Диля», 2004; Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства. М.: Инфра-М, 2004.

4. Боговая И. О, Теодоронский В. С.Объекты ландшафтной архитектуры. М.: МГУЛ, 2003; Нехужен-коН. А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб.: -Нева, 2004.

5. Ландшафтная архитектура: справочник / под ред. А. Г. Лазарева, Е. В. Лазарева. Ростов н/Д: Феникс, 2005; Савченко М. Р. Основания архитектуры: введение в архитектурную онтологию, парадигмы и универсалии, категории, типологии. М.: КомКнига, 2006; Сычева А. В. Ландшафтная архитектура: учеб. пособие для вузов. М.: ООО «Издательский дом "ОНИКС 21 век"», 2004.

6. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.