Научная статья на тему 'Исторические предпосылки возникновения такфиризма в исламском мире'

Исторические предпосылки возникновения такфиризма в исламском мире Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радикализм / такфиризм / история ислама / идеология / хариджиты / битва при Сыффине / третейский суд / вынесение такфира. / radicalism / takfiri / Islam history / ideology / kharijites / fight at Siffin / the arbitra- tion court / making a takfir.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М. А. Раманкулов

История возникновения такфиризма берет свое начало с раскола в мусульманском обществе, которое произошло во время правления четвертого халифа имама Али. Одна часть отделилась от уммы (общества) и обвинила всех остальных в неверии. Хотя были предприняты попытки пресечь распространение этой смуты, полностью ликвидировать данную точку зрения так и не удалось. Таким образом, это повлекло за собой появление идеологии хариджитов. В статье проведен краткий анализ на историю возникновения основоположников нынешнего такфиризма, распространения и эволюционирования этого течения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PRECONDITIONS OF THE EMERGENCE OF TACFIRISM IN THE ISLAMIC WORLD

The history of emergence of takfiri originates from split in Muslim society which occurred during government of the fourth Caliph imam Ali. One part separated from Ummah (society) and accused all others of disbelief. Though attempts to stop distribution of this distemper were made, completely it was not succeeded to liquidate this point of view. Thus, it caused emergence of ideology of kharijites. In article the short analysis on history of emergence of founders of present takfiri, distribution and evolving of this flow is carried out.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки возникновения такфиризма в исламском мире»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАКФИРИЗМА В

ИСЛАМСКОМ МИРЕ

М.А. Раманкулов, магистрант

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10981

Аннотация. История возникновения такфиризма берет свое начало с раскола в мусульманском обществе, которое произошло во время правления четвертого халифа имама Али. Одна часть отделилась от уммы (общества) и обвинила всех остальных в неверии. Хотя были предприняты попытки пресечь распространение этой смуты, полностью ликвидировать данную точку зрения так и не удалось. Таким образом, это повлекло за собой появление идеологии хариджитов. В статье проведен краткий анализ на историю возникновения основоположников нынешнего такфиризма, распространения и эволюционирования этого течения.

Ключевые слова: радикализм, такфиризм, история ислама, идеология, хариджиты, битва при Сыффине, третейский суд, вынесение такфира.

Такфиризм - это прежде всего идеология. В истории ислама не было джамагата (джамаат - сообщество, община мусульман), которые официально называли бы себя такфиристами. Действительно, есть много джамагатов по-разному себя называвших, однако основная часть из них не называли себя таковыми. Нам хорошо известно, что сторонники Сайида Кутба (араб. Ч^3 9 октября 1906 г., Муша -29 августа 1966 г., египетский писатель и философ, идеолог ассоциации «Братья-мусульмане»), жившего в 20 веке, называли себя «джамагатуль муслимин» (т.е. «общество мусульман»). Название «ат-такфир уаль-Хиджра» (араб. Ъ^Ь было дано им со стороны. Понятно, что представители какого-либо джамагата или течения не скажут, что их течение будет называться так-то и так-то. Все они считают, что они на истинном пути, что только они придерживаются сунны. Поэтому мы будем подробно изучать не «такфирский джамагат», а такое течение, которое придерживалось идеологии такфиризма, то есть обвинявщих, несогласных с их взглядами мусульман, в неверии.

После смерти пророка Мухаммада (с.а.с.) возникли трудности в связи с тем, что ни в Коране, ни в достоверных хадисах

не было точно сказано о том, кто будет правителем государства, как он будет избираться, какие меры можно предпринять, если он не будет должным образом исполнять свои обязанности и т.д. Первый халиф Абу Бакр (р.а.) и его преемник Омар (р.а.) придерживались политики по укреплению государства, учитывая запросы той эпохи при решении политических проблем, сохраняя единство и согласие исламского общества. Во время правления халифы Османа (р.а.) некоторые проблемы усугубились. Первоначальные шесть лет из двенадцати халиф правил так же справедливо, как его предшественники. Однако в последующие шесть лет некоторые ошибки совершенные правителями городов вызвали

недовольство народа. Но общество начало винить Османа (р.а.) за эти упущения, допущенные главами городов. К тому же, изменения внесенные в политические, социальные, экономические и культурные сферы жизни привели к увеличению числа недовольных правительством людей. В результате, недовольные группы, в составе которых были также представители других религий, из городов Куфа, Басра и Каир вторглись в город Медину, начали критиковать и угрожать халифу, в последствии убили его [1].

После этого прескорбного события Али (р.а.) поневоле согласился на пост халифы, он был вынужден взять эту обязанность на себя и бросил все свои силы, чтобы сохранить единство мусульман. Первым важным делом, за которое он взялся, было смена правителей городов, назначаенных во время правления Османа (р.а.). Однако правитель Шама, Мугауия считал, что за смерть Османа (р.а.) отвественен Али и отказался дать ему клятву (биат), сказав, что не отдаст власть семейству Хашимитов. Вслед за этими событиями Али выступил против Шама, чтобы восстановить единство и согласие мусульманского общества и подчинить город. Битва Сыффин произошла в результате этих событий. Ослабление правления среди мусульман с политической точки зрения возникла таким образом. Этот кризисный период и ослабление управления сыграли большую роль в появлении ха-риджитов.

На возникновение хариджитов также повлияли социальные, экономические, политические, религиозные факторы. В действительности, никакое религиозно-политическое движение не появляется по одной только причине и не возникает наобум. Течения социального характера формируются в результате

последовательных событий и воздействия множеств причин в течении длительного периода времени.

Можно заметить, что на появление хариджитов повлияли также социальные изменения, особенно процесс урбанизации. Хариджиты в начале были бедуинами, то есть жителями пустыни. Они вышли из племен, постепенно переходивших к оседлому образу жизни, после принятия Ислама. Большинство из них не смогли перенести эту большую социальную перемену. Потому что из-за того, что племенная жизнь в пустыне и интересы племени ставились на первое место, поня-тие,берущее за основу - племя сыграло решающую роль. Поэтому члены племени в любой ситуации всегда должны доверять, помогать друг другу и защищать свое племя от остальных людей [2]. В связи с этим, они воспринимали в качестве врагов

всех, кто не поддерживал их, разделяли цвета только на белое и черное и определяли друзей-врагов по этому принципу. Можно заметить, что это восприятие со временем вложилось в основу понятия, что только они являются «группой, достигшей истины», считать мусульман, выступивших против них врагами (кафирами) и что, при удобном случае необходимо их наказать. В результате, начавшиеся убийством Османа (р.а.) политические события, в особенности разногласия между семействами Амауи-Хашими, резкие общественные изменения, проблемные вопросы, возникшие вследствие оседлости (урбанизации), расширение исламских границ путем освобождающих походов (фатх), принятие Ислама новыми государствами и другие факторы повлияли на формирование группировки, именуемой «хариджитами».

История хариджитов берет свое начало с битвы Сыффин (36/657), обращения к третейскому суду и впоследтвии разделения на звенья войска Али. После сражения Джамаль, правитель мусульман Али переселился в Куфу, решив, что будет оттуда управлять государством и еще раз призвал жителей Шама подчиниться себе (биат), чтобы стабилизировать

политическое единение мусульман. Однако они отказались повиноваться, в итоге не оставалось иного пути, как сражаться с ними [3].

В конце концов, во время битвы Сыффин, когда войско Ирака, под предводительством Али встретилось с войском Шама лицом к лицу, в результате продолжительных схваток шамское войско поняв, что проигрывает, по хитроумной уловке Амр ибн Аса, известного стратега и советника Муауия, накололи на наконечники копьев страницы Корана и подняв их вверх начали кричать воинам халифа Али: «Давайте совершим суд согласно Книге Аллаха». Хотя Али и его двоюродный брат Абдулла ибн Аббас сказали, что это только приемы ведении войны, большинство из войска не прислушалось. Вместе с этим, вынудили повиноваться этому предложению и самого халифа Али. Даже собственное войско Али потребовало от него

остановить сражение и дошли до того, что ради этого подняли свои мечи. Наконец, сражение прекратили и обе стороны согласились на выяснение отношении через третейский суд. Договорились так, что выбранные с двух сторон судьи вынесут обоюдное решение в этом вопросе. Муауия решает выбрать Амр ибн Аса со своей стороны, а халифа Али выбирает Абдуллаха ибн Аббаса со своей. Однако, войско халифа Али решает выбрать не Абдуллаха ибн Аббаса, а Абу Мусу аль-Ашгари.

После события третейского суда, одна часть из войска халифы Али пришла к нему и заявила следующее: «Вручение судьбы халифата на решение третейского суда не соответствует Исламу. Ты обратился к судье, а не к Книге Аллаха, таким образом ты стал кафиром (неверующим), поэтому покайся. Так как мы были на твоей стороне, мы покаялись за совершенную ошибку и обновили свою веру. Так же и ты обнови свою веру. Иначе, мы пойдем войной против тебя». «Если я не совершал вероотступничества, каким образом я выйду из религии? Это вы согласились на перемирие и остановили сражение, здесь нет моей вины» - ответил им Али, но они не оступили от своих взглядов. В итоге двенадцать тысяч воинов отделились и переселились в местность Харура. Из-за отделения от большинства эту группу прозвали «хариджит», что означало «отделившийся» [4].

Сначала Али (р.а.) отправил в Харуру Абдуллаха ибн Аббаса и Эбу Эйюба эл-Ансари, а потом и сам туда пришел, чтобы увещевать хариджитов. Около четырех тысяч хариджитов отреклись от своих взглядов и перешли на сторону Али. Остальные же хариджиты во главе с Хуркусом ибн Зухайромаль-Бажали (ум. 38/658 г.) и Абдуллахом ибн Уаhб ар-Расиби (ум. 38/658 г.) перебрались в местность Нахраван. Однако они и там начали обвинять мусульман, не согласных с их мнением, в такфире и убивать их. Так как от народа поступало много жалоб, в 658 году Али пришлось выступить против них войной. По приказу Али почти все восемь тысяч хариджитов были убиты на

поле сражения. Все же девять хариджитов спаслись, два из них бежали в Сиджистан (территория Ирана), два в Йемен, два в Оман, два в Аль-Джазиру и один перебрался в Тлемсен (территория Ирака). По наставлениям вот этих девятерых хариджитов появились известные нам другие хариджиты [5].

Не прекращались восстания

хариджитов в эпоху Омейядов. Особенно усилилось противостояние хариджитов, когда Хасан передал халифат Мугауия. Они участвовали в своих спланированных восстаниях. Но также оказывали поддержку любым восстанииям направленных против Омейядов.

Тем не менее, нужно отметить, что эти восстания не смогли достичь каких-либо достижении в результате строгого контроля правителей и применения своевременных жестких мер. Во время правления Аббасидов для хариджитов так же не представилось возможным широко распространить свою идеологию. Правительство своевременно подавляло некоторые восстания.

Из-за разделения на несколько групп внутри себя, хариджиты полностью исчезли в первые же два века. Однако централизованная в Басре группа Ибадия продолжает существовать и дальше, смягчив свои радикальные взгляды, подстраиваясь под смену эпохи и тенденцию времени. Последователи этой группы просуществовали полтора века, создав государство Рустамиев в Тахарте, Северной Африке. Нынешний султанат Оман считается центром Ибадии. Помимо этого, идеология Ибадии широко распространена во внутренней части Алжира, особенно среди племен Бербери и в Зангибаре. Здесь нужно отметить один вопрос. В исторических источниках мазхабов ислама группу Ибадия представляют как продолжение хариджитов. А нынешние исследователи мазхабов говорят, что члены Ибадия не согласны с этим мнением, считают себя отдельными от хариджитов, даже критикуют хариджитов ранней эпохи. В связи с этим возникла необходимость пересмотрения этого взгляда в источниках

истории мазхабов и воспринимать членов Если подвести итог, хариджиты

Ибадия такими, какими они себя считаются первым заблудшим течениям в представляют. Абу Мансур Абдулкахир истории Ислама. Они считаются аль-Багдади в своем труде «Аль-Фарк заблудшими, потому что, возводят ложные байналь-фирак» детально описывает как обвинения на других мусульман, кроме харижиты разделились на семь больших себя, называют совершившего большой групп, как эти семь групп внутри себя грех - кафиром, мушриком; дозволяют разделились на семнадцать мелких ветвей себе их жизнь и имущество, разрешают и представляет каждого из них поименно ввергать в рабство их женщин и детей. [6].

Библиографический список

1. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. - Казань: «ИД «Хузур»-«Спокойствие», 2016. - 207 с.

2. Абуль-Фатх Мухаммад ибн Абдулкарим аш-Шахрастани. эл-Милэл уэн-Н^эл. Бэйрут: 2008. 132 с. URL:

http://ia802304.us.archive.org/23/items/waq32299/32299.pdf

3. Булут Халил Ибрахим. Дунден бугуне сияси-итикаи ислам мезхеплери тарихы. -Анкара: 2013. - 137 с.

4. Орхан Атеш. Гунумиз Умман Ибадиясы. Бурса: У.У. Сосиял билимлер енститусы, 2007. - С. 131-160.

5. Абдулла кажы Жолдасов. Адилетти торт халифа. - Шымкент: «Азиат», 2016. - 432 с.

6. Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Васатыя - путь жизни. - М.: Издательский дом «Халил», 2010. - 320 с.

HISTORICAL PRECONDITIONS OF THE EMERGENCE OF TACFIRISM IN THE

ISLAMIC WORLD

M.A. Ramankulov, graduate student Kazan (Volga Region) federal university (Russia, Kazan)

Abstract. The history of emergence of takfiri originates from split in Muslim society which occurred during government of the fourth Caliph imam Ali. One part separated from Ummah (society) and accused all others of disbelief. Though attempts to stop distribution of this distemper were made, completely it was not succeeded to liquidate this point of view. Thus, it caused emergence of ideology of kharijites. In article the short analysis on history of emergence of founders ofpresent takfiri, distribution and evolving of this flow is carried out.

Keywords: radicalism, takfiri, Islam history, ideology, kharijites, fight at Siffin, the arbitration court, making a takfir.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.