вые вычисления” применение информационных технологий, в частности, MS Excel, позволит освободиться от рутинных вычислений, и глубже понять качество рассматриваемой математической модели, выявить ошибки при ее построении, что приведет к более успешному освоению студентами указанных дисциплин.
Библиографический список
1. Гельман, В. Е. Решение математических задач средствами Excel: Практикум [Текст]/ В. Е. Гельман. - СПб.: Питер, 2003. - 237 с.
2. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст]/ Б. С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
3. Лапчик, М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования [Текст]: монография / М. П. Лапчик. -Омск: Изд-во Ом. Гос. пед. ун-та, 1999. - 368 с.
4. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988 - 191 с.
5. Пикуза, В. Экономические и финансовые расчеты в Excel: Самоучитель [Текст]/ В. Пикуза, А. Геращенко. - СПб.: Питер, 2002. - 396 с.
6. Цисарь, И. Ф. Компьютерное моделирование экономики [Текст]/ И. Ф. Цисарь, В. Г. Нейман. - М.: Диалог-МИФИ, 2002. - 304 с.
УДК 37.01
Девтерова Зурета Руслановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, [email protected], Майкоп
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Devterova Zureta Ruslanovna
PHD in Pedagogics, Senior lecturer at the Department offoreign languages at the faculty of information systems in economics and jurisprudence, Maikop State Technological University, zuretamgtu@rambler, ru, Maikop
HISTORICAL PRECONDITIONS OF OCCURRENCE OF REMOTE FORMATION
Сегодняшний уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает реальный фундамент для создания глобальной системы дистанционного образования, помогающей людям создать открытую информационную среду без границ. Независимо от физических расстояний, новые информационные технологии обеспечивают синхронную
интерактивную коммуникацию между преподавателем и учащимся, всегда являющуюся как определяющей характеристикой.
Словосочетание «дистанционное образование» (ДО) прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних трех десятилетий ДО стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «дистанционное образование», впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами инвестиций и денежного оборота. В более 850 центрах дистанционного образования, расположенных на всех континентах, кроме Антарктиды, только по различным программам профессионального образования обучается примерно двенадцать миллионов студентов - порядка 13-14% от общего числа студентов в мире. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий предлагает реальную возможность практического воплощения в жизнь девиза ЮНЕСКО: «Образование для всех и на протяжении всей жизни», согласно которому любой человек, независимо от его возраста, места проживания, вида профессиональной деятельности, физических и физиологических возможностей должен иметь необходимые условия для непрерывного повышения своего профессионального и образовательного уровня [1].
Очевидно, что если «дистанционное» означает «на расстоянии», то речь идет об образовании на расстоянии, то есть о такой форме образовательного процесса, при которой учащийся (студент) и учитель (преподаватель) - по крайней мере, как правило, - находятся не в одной аудитории, а на определенном расстоянии друг от друга. Из этой - буквальной характеристики ДО прямо следует еще одна: поскольку обучающий и обучаемый дистанцированы друг от друга, образовательная коммуникация между ними носит опосредованный характер, или нуждается в средствах коммуникации. Вместе с тем, эта образовательная коммуникация должна иметь место, поскольку в противном случае ДО свелось бы к полностью самостоятельному изучению, или самообразованию, которое по определению, в силу того, что обучающий и обучаемый здесь совпадают, является самым непосредственным, или самым «недистанционным» видом образования. Другими словами, ДО предполагает обратную связь учащегося с преподавателем (в общем случае - источником предметных или методических знаний), или интерактивность.
Таким образом, мы получаем чисто аналитическое, или тавтологическое определение дистанционного образования как образования на расстоянии, предполагающего опосредованную двухстороннюю коммуникацию между обучающимся и обучающим. Так как это определение тавтологично и не содержит в себе ничего, кроме того, что очевидно следует из буквального смысла слов, входящих в словосочетание «дистанционное образование»,
оно банально. В какой-то мере можно, поэтому согласиться с Д. Шелом, что если «дистанционное образование может быть рассмотрено как образование на расстоянии, оно вообще не нуждается в определении» [5].
В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [4].
Система дистанционного обучения позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в отдаленной местности, возможность выбора для изучения любых дисциплин, в том числе тех, которые являются уникальными или преподаются особо выдающимися личностями. Дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым, обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет. Обучающийся обретает уверенность и испытывает положительные эмоции от возможности пользоваться современными достижениями техники и обширными информационными ресурсами.
Дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной системы образования: от доски с мелом до электронной доски и компьютерных обучающих систем, от книжной библиотеки до электронной, от обычной аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба.
Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Великобритании был основан Лондонский университет. Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые университетом. Такие экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Это привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой.
В 1840 г. Исаак Питман посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Великобритании, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. В 50-е г. XIX в. в Германии Густав Лангеншайдт опубликовал свои «обучающие письма» в качестве самоучителя по изучению языка для взрослых.
В 70-е г. XIX в. в США также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Так, в 1873 г. Анна Элиот Тикнор создала систему обучения по почте для женщин под названием «Общество Тикнор», взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего
обучения». А в 1874 г. программу обучения по почте предложил университет штата Иллинойс.
В Пенсильвании (США) ежедневная газета «Colliery Engineer» стала публиковать учебные материалы, направленные на улучшение техники горных разработок и предотвращение несчастных случаев на рудниках. Эти публикации пользовались таким огромным успехом, что в 1891 г. был разработан самостоятельный курс, послуживший моделью для программ обучения по почте различным предметам. Вильям Рейни Харпер, считающийся в США «отцом обучения по почте», в 1892 г. учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго. В 1906 г. преподавание по почте было введено в Университете штата Висконсин.
Элементы технологии дистанционного обучения просматриваются в России в Мореходной школе г. Находка (1907 г.) и в Московском народном университете им. А. М. Шанявского (1908 г.).
Затем дистанционное обучение появилось в Австралии. В 1911 г., начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете. В 1914 г. было организовано обучение по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии. В 1938 г. в Виктории (Британская Колумбия, Канада) состоялся первый съезд Международного совета по образованию по почте.
История дистанционного образования в России имеет свои особенности. Но следует подчеркнуть, что эти особенности определялись не столько особым советским путем, сколько условиями организации обучения на расстоянии - масштабами страны и государственной политикой в отношении этого вида образования. В 1917 г. более половины взрослого населения России было неграмотно. Власти искали решение проблемы достижения определенного уровня культуры, что рассматривалось в контексте возможностей строительства социализма. Начавшаяся индустриализация страны потребовала подготовки большего числа квалифицированных специалистов. С этой задачей не могли справиться существовавшие учебные заведения традиционного типа, кроме того, невозможно было выключить из производственного процесса наиболее квалифицированные кадры.
Идея обучения людей, которые не могут регулярно посещать занятия по месту расположения учебного заведения, нашла воплощение в широко развитой в СССР уникальной системе заочного обучения. Система заочного образования была введена в 1927 г. соответствующим постановлением правительства и сыграла огромную роль в подготовке кадров высшей квалификации. В стране открылись многочисленные народные университеты, институты внешкольного образования, пролетарские институты и т. д. Только журналов с названием «Внешкольное образование» было четыре. Уже к
60-м годам XX в. в СССР имелись 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях. После Второй мировой войны примеру СССР последовали некоторые страны Центральной и Восточной Европы [2].
В 1939 г. во Франции для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе.
История дистанционного образования имеет советские корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.
Проект первого в мире университета дистанционного образования Open University взял под личный контроль премьер-министр Харольд Уилсон. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным.
На этой основе начал функционировать Открытый Университет Великобритании (1969 г.), который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. Открытый Университет Великобритании (Open University) был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Сегодня размах деятельности этого высшего учебного заведения поистине впечатляет: 200 тыс. студентов из разных стран обучаются бизнесу, искусству, гуманитарным и инженерным наукам, информационным технологиям.
Внедрив у себя советские идеи, англичане поначалу запрещали иностранцам учиться по этой системе, принимая заявления на обучение только от граждан Соединенного Королевства. Прошло несколько лет, и, не увидев возмущенных протестов и исков со стороны Советского Союза, англичане начали принимать заявления на дистанционную форму обучения и от иностранцев [5].
Учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии, появились в ряде стран преимущественно Европы и Азии. Среди них университеты в Испании (открыт в 1972 г.), Пакистане (1974), Таиланде (1978), Корее (1982), Индонезии (1984), Индии (1985), Нидерландах (1985).
В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 г. была создана Национальная сеть радио
- и телевизионных университетов. Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции.
По образцу британского Открытого университета были созданы открытые университеты в Канаде, Австрии, Испании, Пакистане, Индии, Израи-
ле, Турции и Нидерландах, однако попытка перенести опыт Великобритании на американскую почву провалилась. В конце 2000 г. Открытый университет США был закрыт из-за отсутствия аккредитации и неспособности добиться права на получение финансовой помощи для студентов из государственных источников [3].
Провал Открытого университета США и успех Открытого университета Великобритании, который сейчас является самым крупным вузом на территории страны, иллюстрирует одну интересную особенность в истории дистанционного обучения - распространению дистанционных программ, как правило, предшествует не частная инициатива, а социальный заказ.
История обучения по почте и дистанционного образования наглядно показывает наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное обучение предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования. Оно направлено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей солидного возраста. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и развивающихся странах, как в больших, так и маленьких государствах, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.
Дистанционное образование успешно справилось с социальным заказом на дипломированных специалистов. Однако не устраняется образовательное неравенство, связанное с самым главным барьером - экономическим. Неравенство шансов получить образование становится менее заметным, но отнюдь не исчезает полностью. Вовлечение как можно большего числа граждан страны в образовательный процесс - лишь один компонент социального заказа на дистанционное образование. Другие его аспекты становятся заметными при анализе процессов интернационализации
Дистанционное обучение сильно прогрессирует во всем мире. И одна из причин - это непрерывно растущие технологические потребности общества. Объем знаний, необходимых для выпускников технических вузов, в настоящее время удваивается каждые три-четыре года, в то время как в первой половине XX в. этот период составлял более 30 лет, и полученного в институте багажа знаний практически хватало до пенсионного возраста. Поэтому если не менять образовательных технологий, то существенно снижается качество подготовки специалистов. По этой причине в развитых странах вкладываются огромные средства на технологическое развитие образовательной среды в университетах, так как усвоение знаний студентами с помощью новых технологий происходит на 40-60% быстрее, чем по обычным системам обучения, и, самое главное, прививает навыки к обучению во время последующей производственной деятельности.
Проведение в жизнь принципа открытости образования привело к значительным организационным новшествам, которые стали практически осуществимы именно благодаря внедрению новых технологий хранения, пере-
работки и передачи информации. Так, например, в 1990-х годах появилась новая модель дистанционного обучения на базе технологий проведения телеконференций. Эта модель называется телеобучением, и она ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Проявляется это в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты [1].
Таким образом, информационные и телекоммуникационные технологии снимают не только пространственно-временные ограничения в работе студента, но и ограничения в получении информации с сайта любого вуза и создают основу открытого обучения. После изучения и сдачи экзаменов по определенному перечню дисциплин студент в любом из университетов этой сети может получить сертификат о высшем образовании.
Система дистанционного обучения призвана осуществлять следующие социально значимые функции:
- повышение уровня образованности общества и качества образования;
- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
- развитие единого образовательного пространства, удовлетворяющего потребности населения в образовательных услугах независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности, материальной обеспеченности и др.
- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания.
Развитие системы дистанционного обучения, основанной на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, является актуальным для России. Потенциальный рынок сбыта услуг дистанционного образования за пределами Российской Федерации велик. В первую очередь, речь идет о странах СНГ. Можно предположить, что построение единого русскоязычного образовательного пространства на территории всего бывшего СССР - это не утопия, а перспективная политическая задача дистанционного образования. Это должно способствовать укреплению международных позиций России, поскольку под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынки сбыта, решения геополитических задач.
В заключение необходимо отметить, что уровень развития современного общества зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, уровня развития образования в государстве, поэтому вопросы качества и содержания образования сегодня приобретают приоритетное значение.
Библиографический список
1. Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. [Текст]/ А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. - М.: МЭСИ, 2001 - 232 с.
2. Густырь, А. В. К определению терминологического стандарта открытого и дистанционного образования [Текст]/ А. В. Густырь. // Проблемы нормативноправового обеспечения открытого образования. Материалы конференции. - М.: МЭСИ, 2001.-450 с.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина,
3. И. Васильева и др.; Под ред. 3. И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 414 с.
4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Текст]. - М.: Гос. Комитет РФ по высшему образованию, 1995 - 24 с.
5. Преподавание в сети Интернет [Текст]: учебное пособие / Отв. редактор В. И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003. - 792 с.