Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ»

граждан Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2012. - № 32. - Ст. 2.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Без изд., 1998. - 152 с.

3. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст] / А.Н. Джуринский. - М.: ВДАДОС, 1999. - 350 с.

Лига М.Б., доктор социологических наук

профессор, декан социологический факультет Томских М. С. аспирант кафедра философии Забайкальский государственный университет

Россия, г. Чита

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Проблемы, связанные с определением и содержанием понятия «качество жизни» обсуждают представителями разных наук достаточно давно.

Ряд исследователей предлагают рассматривать качество жизни в контексте потребностей человека. Впервые к проблеме анализа качества жизни обратились экономисты. Причем, в «экономической версии» качество жизни понимается как удовлетворение материальных потребностей человека. У. Ростоу рассматривал качество жизни как закономерную стадию развития общества потребления. Если в «обществе потребления» ведущая роль принадлежит экономической сфере, то в «обществе качества жизни» ведущая роль принадлежит образованию, политике, здравоохранению, организации отдыха. Э. Тоффлер связывал качество жизни с переходом общества от этапа удовлетворения материальных потребностей к этапу удовлетворения духовных потребностей. Р. Арон под качеством жизни понимал «возрастание индивидуального дохода и пропорциональное его расходование на предметы потребления, роскоши (или близкие к роскоши) и, в конце концов, даже на такие нематериальные вещи, как бытовые услуги, культура, проведение свободного времени» [4, с. 96].

Вопросы качества бытия человека были предметом обсуждения и в русской философии. В.С. Соловьев связывал качество человека с духовностью. И.А. Ильин связывал качество человека с судьбой России и русской культурой. А.Н. Толстой с совестью; Н.А. Бердяев с творчеством.

На основе экономической модели общества была создана модель «экономического человека» (homo economics), который рассматривался как

средство, ресурс, как создатель материальных благ. На Западе эта модель получила свою реализацию в концепции «общества массового потребления», ориентированной на «рост ради роста». Как отмечают западные ученые, такое общество достигло действительно больших успехов в производстве материальных благ, но оно ничего не сделало для улучшения условий жизнедеятельности, как отдельного человека, так и человечества в целом. Напротив, такое общество, ориентированное на получение максимальной прибыли, способствует загрязнению окружающей среды, кризисам, безработице, росту антисоциального поведения, техногенным катастрофам, ухудшению здоровья населения и т.п.

До 60-х годов ХХ столетия жизнедеятельности как индивида, социальной группы, общества в рамках экономического подхода рассматривалась через такие понятия, как «уровень жизни», «стандарт жизни». Это обусловлено тем, как нам представляется, что небывалый экономический рост США после второй мировой войны позволил обеспечить высокий жизненный уровень населения. Но, после того как другие государства восстановили разрушенную войной экономику, началась жесткая конкурентная борьба между США, Германией и Японией. Это не могло не отразиться на положении трудящихся масс не только этих стран, но и других. В это время нарастают многочисленные экологические проблемы, увеличиваются нервно-психологические нагрузки на человека; начинается процесс укрепления позиций предпринимательских элит, что способствует трансформации социальной структуры общества. В связи с этим одним из социальных лифтов, способствующих переходу человека из одного социального слоя в другой, становится образование. В этот период начинает осознаваться и обсуждаться связь между материальным достатком и уровнем образования. Но в этот же период происходит процесс изменения занятости в различных секторах экономики. В частности, французский социолог Ж. Фурастье, используя фактические данные, характеризующие развитие США, показал, что мир вступил в новую цивилизацию, когда центр экономического развития из сферы промышленности перемещается в сферу услуг. При этом он считал, что научно-технический прогресс - есть главное условие перехода от общества потребления к обществу качества жизни. По его мнению, только в условиях неуклонного экономического роста, можно решать проблемы образования, здравоохранения, искоренения бедности, обеспеченности стариков и т.п. При этом он отмечал, что высокий уровень жизни должен гарантировать и высокое качество жизни, а под воздействием научно-технической революции происходят изменения в качестве жизни людей. К этим изменениям Ж. Фурастье относил уменьшение рабочей недели и возрастание времени досуга; повышение уровня образованности общества; изменение в сфере профессиональной жизни; рост человеческого фактора; интеллектуализация труда; увеличение средней продолжительности жизни. Этот процесс способствует дальнейшему изменению социальной структуры западного общества. Увеличился процент занятости в сфере

производства информации и услуг. В частности, опережающими темпами развиваются сфера услуг социально-культурного профиля (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание). Все эти процессы как показывает анализ, ведут к усилению роли социального капитала, человеческого потенциала.

В конце 50-х - начале 60-х годов XX века доминирующее положение экономических, материальных факторов стало вызывать сомнения. Концепция экономического роста не оправдала себя. В это время появляются признаки, говорящие о переориентации стратегии развития: приоритеты начинают отдаваться не экономическому потенциалу, а потенциалу личности, интеллекта, образования. Нематериальный капитал, воплощенный в знаниях, интеллекте, творческих способностях становится решающим фактором общественного развития. Возникают новые парадигмы экономического развития. Все это привело к тому, что удельный вес сферы услуг в ВВП в начале XXI века варьируется от 62% в Японии до 72% в США. Нематериальный капитал придает экономике инновационный характер, динамизм, и что самое главное - социальную ориентацию. Мировая наука признает, что абсолютизация экономических ценностей способствует возникновению потребительской идеологии. С одной стороны, технологические процессы потребовали высококвалифицированной рабочей силы. Заставили работников постоянно совершенствовать свой научный и практический потенциал. А, с другой стороны, эти же самые процессы, развернувшиеся в 60-х годах, способствовали тому, что традиционные показатели экономического развития не отражали происходящих в обществе перемен. Необходимы, стали новые эффективные критерии развития общества, которые должны быть связаны с самим человеком, его умением создавать новые знания и обладать уникальной информацией. Они должны были фиксировать вступление общества в новую цивилизацию -«цивилизацию качества», в которой материальное благосостояние не является целью, а есть только средство обеспечения более высоких духовных потребностей личности.

В 1954 году в отчетном докладе ООН по интернациональному определению и измерению уровня жизни отмечалось, что изменение целей развития общества, выдвижение на первый план человеческого фактора, переоценка ценностей ставит вопрос об измерении социального развития не только со стороны объективных показателей, но и показателей субъективных. Последние плохо поддаются чисто количественным методам измерения и оценки. Это потребовало введения нового понятия, которым и стало качество жизни. Этот доклад стал методической основой для последующих исследований. Известный американский социолог Д. Белл писал: «Если индустриальное общество определяется количеством товаров, свидетельствующим об уровне жизни, постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и удобствами в области здравоохранения, образования, рекреации, развитием искусства,

которые сейчас желательны и возможны для всех» [1, с. 297]. Уже в это время становится ясно, что экономический рост сам по себе не способен решить проблемы социального развития. Даже в высокоразвитых странах он ведет к росту социального неравенства, нарушению среды обитания, усилению отсталости стран «третьего мира». Достижение материального благосостояния для значительной части населения стало относительно легким делом, благодаря широкому использованию новых современных технологий.

Обращение к проблеме качества жизни было вызвано, потребностью определить новые цели, ориентиры, задачи экономического развития, перейти к новому характеру производства и потребления.

В 1958 году термин «качество жизни» использует в своей работе Дж. Гэлбрейт «Общество изобилия». В дальнейшем он был применен в работе социолога Д. Рисмана «Одинокая толпа». Общество изобилия это современное американское общество, великое общество, основанное на регулируемой экономике, социальном партнерстве, соучастии в прибылях, всеобщем благосостоянии. Главной целью этого общества становится создание изобилия товаров для массового потребления. Изобилие товаров массового потребления само по себе приведет к благополучию каждого члена общества и ликвидации социальных конфликтов. Хотя позднее сам ученый признался, что если бы ему сегодня пришлось переписать свой труд, то он бы назвал его «Общество неравноправия». В книге «Жизнь в наше время» ученый писал о том, что экономический рост не может быть панацей от всех бед. Необходимы «... капиталовложения для сохранения и разработки природных ресурсов, помощь в перемещении рабочих, содействие новым отраслям промышленности, серьезное улучшение образования, квалификация и переквалификация, медицинское обслуживание, обеспечение занятости молодежи, юридическая помощь, организация мест отдыха в городах, строительство домов, ликвидация трущоб и обеспечение полных гражданских прав. Все это потребует усилий со стороны правительства и государственных средств. Бедность можно ликвидировать. Добиться этого одним лишь увеличением экономического роста так же невозможно, как и заклинанием или ритуальным омовением ног» [4, с. 8]. В связи с этим ученый вводит такое понятие как «социальный баланс», понимая его как соотношение между производством частных товаров и затратами на общественные услуги. Эта же мысль звучит в книге А. Печчеи «Человеческие качества». «Производя в избытке, можно угодить любым желаниям и удовлетворить любой спрос, а если он ослаб, его можно оживить с помощью рекламы и добиться нового равновесия, непрерывно повышая при этом количественный уровень и пребывая в полной уверенности, что это полезно экономике, а значит, и обществу в целом. Лишь в самое последнее время стало ясно, что эта политика изобилия может решить одни проблемы и облегчить другие, однако многие источники человеческой неудовлетворенности не перестают существовать, если

спрятать их за грудами товаров. Сейчас изобилие, выходящие за определенные пределы, уже не считают безусловным синонимом прогресса и счастья...» [2, с. 121-123].

В 1963 году президент США Дж. Кеннеди в обращении к конгрессу говорил о качестве жизни в своей стране. Качество жизни в новогоднем послании Конгрессу Президента США понималось как «достаточный для каждого уровень материальных ресурсов, занятости, жилищных условий, транспортных средств, приятная окружающая среда. С именем этого президента связано введение в политический лексикон данного термина и формирование социального заказа на его научную разработку. В 1964 году этот термин использовал президент Л. Джонсон, который заявил о том, что американцы уже достигли такого материального благосостояния, что на повестку дня ставится вопрос об удовлетворении потребностей более высокого порядка: в области образования, здравоохранения, в других социальных услугах. Сегодня, цели американского общества «не могут быть измерены размером наших банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни наших людей» [3, с. 7]. Научно-технический прогресс имел своим следствием повышение материального уровня жизни людей, что привело к сокращению доли индустриального сектора, увеличению доли сектора услуг. Рост этого сектора связан с потребностью людей в оказании различного рода услуг в области образования, здравоохранения, отдыха и др. Быстрый экономический рост, основой которого стал технологический прогресс, привел к повышению материального уровня. В этих условиях государство само предпринимает меры, направленные на борьбу с бедностью. Государство пытается контролировать социальные процессы. В период пребывания у власти президентов Дж. Кеннеди и Л. Джонсона была поставлена задача уничтожения бедности к 1976 году. Изменился процент ВНП, направляемого на социальные нужды. 1960 - 7,7%; 1965 - 10,5%; 1975 - 18,7%. В 70-е годы появилась система медицинского страхования для пожилых («Мэдикэр») и для бедных («Мэдикэйд»). В. Брандт в статье «Качество жизни» поднимает проблему изменения и улучшения качества жизни как наиболее важную и трудную. Основной причиной пренебрежения «качественной» стороной жизни людей В. Брандт считает «фетишизацию материального фактора: фетиш «экономического роста» страны, увеличение количества во всех областях и, прежде всего в сфере потребления ведет к антигуманизму и, в конечном счете, к абсурду, ибо результатом безудержного экономического роста оказывается «машинная культура», а ее творцы обречены стать излишними. Поскольку проблемы, связанные с улучшением «качества жизни», нельзя решить одной «экономической рациональностью», постольку к самой экономике следует предъявлять боле строгие требования с точки зрения того, какое влияние она оказывает на жизнь человека в целом» [5, с. 87].

Большая часть ученых, политических деятелей приходят к выводу о том, что достижение высокого качества жизни возможно только в рамках

супер,-постиндустриального общества. Создатели теории

постиндустриального общества ставят вопрос не о количественном изобилии товаров, обусловленных экономическом ростом, а об их качестве, связывая его с удовлетворением духовных, социальных и культурных потребностей. Они считают, что только в постиндустриальном обществе можно обеспечить безопасность, законность, порядок, рост социального благосостояния.

В настоящее время в литературе выделяют три стадии в разработке проблемы качества жизни: «эмбриональная», «квантификационная», «концептуальная» (Бестужев-Лада). Однако сегодня, как нам представляется, есть все основания говорить о четвертой стадии в разработке этого понятия. Эту стадию можно назвать «глобальной».

«Эмбриональная» стадия - конец 50-х середина 60-х годов. Это было время, когда данное понятие только еще складывалось. Оно чаще используется в популярных публикациях, в избирательных кампаниях с целью пропаганды, нежели в научной литературе. Основным показателем качества жизни в это время становится ВВП.

Качество жизни выступает как цель перехода от общества с приоритетом удовлетворения материальных благ к обществу, где главная цель - удовлетворение духовных потребностей.

Вторая стадия - «квантификационная» - датируется 1966 годом -годом выхода в свет книги под руководством Р. Бауэра «Социальные индикаторы». Эта работа положила начало целому направлению американской и западноевропейской социологии - «движению за социальные индикаторы». В конце 60-х и начале 70-х годов Комиссия американской Академии точных и гуманитарных наук, которую возглавлял Д. Белл, приступила к работе по созданию новой системы индикаторов, получившей название Системы социальных счетов. Система имела своей целью дать оценку социальным мероприятиям в плане выгод и издержек. В процессе работы Д. Белл определил те сферы, для оценки которых необходимо создание системы социальных индикаторов. К этим сферам ученый отнес: социальные издержки и чистые доходы от нововведений (ликвидация издержек перелива и пагубных последствий для рынка труда, связанных с технологическим прогрессом); издержки «социальных болезней» (преступность, разрушение семьи, т.е. факторы, снижающие человеческий потенциал и потенциал экономического роста); создание бюджета для социальных нужд; экономические возможности (рост доходов населения, увеличение расходов на образование, здравоохранение, создание дополнительных рабочих мест). С точки зрения данной исследовательской группы качество жизни определяется как разница между социальными выгодами и социальными издержками.

В это время предпринимаются попытки дать научное определение данной категории, определить ее показатели, найти способы измерения. Намечается переход к теоретическому исследованию качества жизни, рассмотрению его как самостоятельной социологической категории.

Формируются различные методологические подходы к определению данного понятия. На этой стадии качество жизни рассматривается в трех аспектах. Во-первых, со стороны социальных индикаторов, выступающих как исходная основа создания социальных программ, а также в качестве показателей эффективности их реализации. Возникает движение за социальные индикаторы - своеобразные критерии измерения, оценки качества жизни в социальной сфере. По вопросу, о связи социальных индикаторов с политикой принятия решений, разработкой и реализацией социальных программ сложились две противоположные позиции. Во-вторых, качество жизни употребляется как нормативный эталон благосостояния, включающий не только материальные, но и социальные, экологические, политические и нравственные аспекты жизнедеятельности человека. Качество жизни рассматривается как переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «уточненных видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях» [4, с. 23]. В-третьих, качество жизни рассматривается как характеристика последствий экономической и технологической политики, влияния научно-технического прогресса на социальные отношения, на положение человека, на отношения между людьми.

Впервые обращается внимание на психологические характеристики качества жизни, которые выражаются в уровне удовлетворенности (неудовлетворенности) человеком условиями своего существования. Эти аспекты анализа качества жизни получили свою разработку в творчестве А. Кэмбелла, Ф. Конверса, С. Уитни, В. Роджерса.

Началом третьей стадии считается выход в свет книги Дж. Форрестера «Мировая динамика» (1971 г.). Качество жизни начинает рассматриваться в аспекте глобальных проблем современности.

На этой стадии происходит концептуализация понятия «качество жизни», связанная с формированием двух основных направлений исследования - «глобального моделирования» (это нашло отражение в деятельности Римского клуба) и «субъективного качества жизни» или «ощущаемого качества жизни». В рамках данных направлений формируются различные уровни изучения качества жизни: «глобальное моделирование» -исследование качества жизни общества; «субъективное качество жизни» -исследование «качества жизни личности». В первом случае возникает связь «общество - личность», во втором «личность - общество». В рамках «глобального моделирования» изучается использование возможностей общества для достижения высокого качества жизни. Качество жизни в рамках «глобального моделирования» рассматривается как стратегическая цель развития человечества, как создание условий для нормальной жизни, позволяющих удовлетворить не только материальные, но и духовные потребности. В рамках «субъективного качества жизни» - отражение этих возможностей в восприятии человека и использовании их для улучшения

условий жизнедеятельности.

В это время вводится новый показатель измерения уровня социального развития - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП - англ.: The Human Development Index - HDL). Введение этого критерия показало, что на смену экономическим теориям в основе, которых лежал ВНП, рост доходов пришла новая концепция, ориентированная на повышение качества жизни человека.

Начало четвертой стадии, как нам представляется, можно датировать 1992 годом. В этом году в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, где была выработана концепция устойчивого развития. Однако на сегодняшний день в литературе существует точка зрения, согласно, которой начало четвертой стадии, следует датировать разработкой международных индикаторов качества жизни, а ее родоначальником считать А. Эрхарда. К их числу он относил: мирное существование, антифашизм, отсутствие насилия и террора, моральное и физическое здоровье людей. Во временном отношении - это 70-е годы XX века. Нам представляется, что эта позиция не совсем верная. Ведь уже 1970 году в рамках ОЭСР началось осуществление специальной программы, целью которой было - создание единой международной системы социальных индикаторов для стран - членов ОЭСР. Выделенные А. Эрхардом индикаторы не отражают сути современных глобальных проблем. В 1971 году вышла в свете книга Дж. Форрестера «Мировая динамика», которая положила начало третьей стадии в разработке проблем качества жизни. Это уже устоявшаяся в научной литературе точка зрения. Деятельность Римского клуба наметила новый подход к исследованию качества жизни - в контексте глобального моделирования. Думается, что разработка международных индикаторов это результат более глубоких процессов, происходящих в мире. Мы считаем, что углубляющейся разрыв в уровне развития развитых и развивающихся стран, ведущий к росту международной напряженности, продовольственная проблема поставили вопрос о создании таких показателей. Эти показатели должны были стать ориентирами в разработке механизмов решения этих и других глобальных проблем. В данном случае следует начать с оценки с помощью индикаторов существующего положения. Затем разработать механизмы их решения, и опять же с помощью индикаторов определить конечный результат.

Таким образом, индикаторы качества жизни выступают как внешнее выражение глубинных процессов. Мы связываем начало новой стадии в разработке проблем качества жизни не с появлением новых индикаторов, а с новыми механизмами повышения качества жизни в современном мире, с процессами глобализации, формированием новых теоретико-методологических подходов.

Переход к новой модели общественного развития был объективно обусловлен необходимостью совершенно по-иному, взглянуть на решение многих глобальных проблем современности. Все глобальные проблемы

взаимосвязаны и взаимообусловлены, они касаются всех составляющих единой системы: природа - человек - общество - техника на всех уровнях. Эти идеи получили свое дальнейшее развитие на последующих глобальных конференциях ООН: по правам человека (Вена, 1994 г.); по народонаселению и развитию (Каир, 1995 г.); по социальному развитию (Копенгаген, 1995 г.); по гендерному равноправию и партнерству (Пекин, 1995 г.).

Качество жизни, особенности его формирования рассматриваются в рамках концепции устойчивого развития. В рамках концепции устойчивого развития качество жизни понимается как глобальный критерий развития. В структуре качества жизни как критерия развития общества могут быть выделены следующие аспекты.

Социально-экономический аспект (СЭА) - анализ экономического развития, целью которого является обеспечение социального равенства, ликвидация бедности и нищеты, создание условий для развития цивилизации. Социально-экономический аспект концепции устойчивого развития включает в себя следующие индикаторы: уровень доходов, валовой внутренний продукт на душу населения, уровень потребления продуктов питания, уровень и качество потребления услуг, уровень и качество здоровья, уровень и качество образования, уровень и качество безопасности личности, уровень и качество занятости населения, уровень и качество социального обеспечения.

Экологический аспект (ЭА) - анализ существующей экологической политики, направленной на сбалансированное развитие природы и общества. Экологический аспект концепции устойчивого развития включает в себя следующие индикаторы: уровень развития антропогенных и экологических систем, состояние окружающей среды, состояние расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов.

Политический аспект (ПА) - изучение процесса становления гражданского общества. Политический аспект концепции устойчивого развития включает в себя следующие индикаторы: соблюдение прав и свобод граждан, развитие демократических институтов.

Демографический аспект (ДА) - анализ качества населения. Демографический аспект концепции устойчивого развития включает в себя следующие индикаторы: суммарный коэффициент рождаемости, условный коэффициент депопуляции, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность, заболеваемость населения, материнская смертность и др.

Духовно - культурологический аспект (ДКА) - анализ развития культуры. Духовно-культурологический аспект концепции устойчивого развития включает в себя следующие индикаторы: уровень духовных потребностей личности, удовлетворенность состоянием культурно-досуговой сферы, ее доступностью, состояние этно-культурного разнообразия.

Заканчивая рассмотрение данной проблемы, хотелось бы обратить внимание еще и следующий момент. Формирование концепции «качество жизни» определялось степенью и формой включенности личности в жизнедеятельность общества. Каждой стадии разработки понятия «качество жизни» соответствовал свой этап включенности личности в общество. На первом этапе личность рассматривалась как трудовой ресурс, средство достижения экономического роста. Основными показателями качества жизни были выдвинуты материальные: уровень жизни и семейный бюджет. На следующем этапе внимание уделяется социальным условиям жизнедеятельности личности. Значимыми для личности становятся здоровье, условия труда, образование, т.е. группа нематериальных факторов. На третьем этапе взаимодействие личности и общества рассматривается на уровне социально-психологических характеристик, выступающих социальными показателями развития цивилизации. На четвертом этапе движущей силой развития общества становятся знания, информация и интеллект.

Таким образом, в исследовании качества жизни в истории науки выделяется четыре периода. На каждом из этих периодов были поставлены и решались определенные проблемы качества жизни, формировались различные теоретические подходы. Каждый из этих периодов внес определенный вклад в разработку концепции качества жизни.

Использованные источники:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/ Пер. с англ. М.: Academia, 1999.

2. Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. О.В. Захаровой М.: Прогресс, 1980.

3. Попов С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. М., 1977.

4. Тодоров А.Ст. Качество жизни: критический анализ буржуазных концепций. М.: Прогресс, 1960.

5. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М.: Политиздат, 1975.

Мальдзигова З.А. учитель английского языка ГБОУ СОШ №8

РФ, Республика Северная Осети-Алания, г. Беслан ТЕСТ КАК ФОРМА И СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ОБУЧЕННОСТИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Контроль считают неотъемлемым компонентом организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическое тестирование как форма контроля активно используется на всех уровнях зарубежного и отечественного образования. Итоговый контроль уровня обученности выпускников по предметам школьного цикла в формате ЕГЭ также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.