Научная статья на тему 'Исторические предпосылки разработки и принятия Конституции Дагестана 1937 г'

Исторические предпосылки разработки и принятия Конституции Дагестана 1937 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Труженикова Л. А.

На основе богатого архивного и опубликованного материала исследуются причины и предпосылки разработки и принятия Основного Закона Дагестанской АССР 1937 г. Анализируются основные показатели роста промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства, которые привели к существенным изменениям в развитии республики, потребовавшим своего законодательного закрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PREREQUISITES OF THE DEVELOPMENT AND ADOPTION OF DAGHESTAN CONSTITUTION OF 1937

On the basis of the rich archive and published materials the causes and prerequisites of the development and adoption of the fundamental law of Daghestan ASSR 1937 are examined in the work. The main indicators of industrial and agricultural growth, cultural construction, which led to essential changes in the republican development, which demanded its legislative basis, are analyses in the essay.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки разработки и принятия Конституции Дагестана 1937 г»

7 См.: Бондаренко Л. Социально-демографическая ситуация на селе // АПК: экономика, управление. 2002. № 12.

8 См.: Саратовская область: Опыт и стратегия развития / Под ред. проф. В.А. Динеса., проф. В.А. Русановского. Саратов, 2004. С. 297 - 298.

9 См.: Регионы России. Т. 1. С. 14.

10 См.: Региональные проблемы аграрной реформы в России. С. 222 - 223.

11 См: Демографический ежегодник России. С. 14 - 18.

12 См.: Население России. М., 2005. С. 45 - 46.

13 См.: Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2002 г.: Стат. сб. Астрахань, 2003. С. 10 - 12.

14 См.: Волгоградская область в 1995 г.: Стат. ежегод. Волгоград, 1996. С. 14.

15 См.: Основные показатели развития Пензенской области с 1991 по 2003 гг.: Стат. сб. Пенза, 2004. С. 39.

16 См.: Самарская область в 2003 г.: Стат. ежегод. Самара, 2004. С. 11.

17 См.: ГАСО. Ф. Р-2052. Оп. 39 (бюл). Д. 3645. Л. 2.

18 См.: Блинова Т. Приоритеты социально-демографической политики // АПК: экономика, управление. 2002. № 12.

19 См.: Саратовская область: Опыт и стратегия развития. С. 299.

20 См.: ГАУО. Ф. Р-3038. Оп. 5, Д. 2686. Л. 12.

21 См.: Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2002 г // Стат. сб. Астрахань, 2003. С. 12.

22 См.: Самарская область в 2003 г.: Стат. ежегод. Самара, 2004. С. 11.

23 См.: Доклад о состоянии и тенденциях демографического развития Саратовской области. Саратов, 2003. С. 4.

24 См.: Основные показатели развития Пензенской области с 1991 по 2003 гг.: Стат. сб. Пенза, 2004. С. 39.

25 См.: Каракозов С.Г. Демографическая обстановка в Среднем Поволжье и перспективы ее развития (на примере Ульяновской области). Ульяновск, 2001. С. 23.

УДК 94(470)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ ДАГЕСТАНА 1937 г.

За короткие сроки с момента своего образования Советский Союз сумел достичь значительных успехов в восстановлении народного хозяйства после революции и Гражданской войны. Коренные преобразования, происходившие в советском обществе в 1920-е - первой половине 1930-х гг., выдвинули задачу законодательного закрепления успехов в деле построения социализма, так как основные положения Конституции СССР 1924 г. уже не соответствовали реалиям жизни. Февральский (1935 г.) Пленум ЦК ВКП(б) признал необходимым отразить их в новом Основном Законе Советского государства. Пятого декабря 1936 г Чрезвычайный восьмой Всесоюзный съезд Советов утвердил Конституцию СССР, которая законодательно закрепила построение социализма в СССР1. 21 января 1937 г Чрезвычайным семнадцатым Всероссийским съездом Советов была принята новая Конституция РСФСР Конституция РСФСР как и Конституция СССР, подтвердила право автономных республик иметь свою конституцию, что и вызвало необходимость разработки новых конституций автономных республик в составе РСФСР в том числе и Дагестанской АССР2. Политические и социально-экономические преобразования, проводимые по всей стране в целом и в Дагестане в частности, обусловили необходимость разработки новой Конституции республики, так как основные принципы Конституции ДАССР, принятой шестым Вседагестанским съездом Советов 5 апреля 1927 г., уже не соответствовали реалиям жизни.

Основные положения Конституции ДАССР 1927 г были рассчитаны на переходный период от капитализма к социализму. Их главная задача заключалась в установлении, укреплении (гарантировании) диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, подавлении буржуазии, уничтожении эксплуатации человека человеком и начале строительства социализма. Была закреплена государственная собственность на землю, леса, недра, воду, а также на фабрики, заводы, на железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи. Все это способствовало созданию социалистической собственности на основные средства производства и означало переход к социалистической системе хозяйствования. Конституция ДАССР 1927 г. укрепляла диктатуру пролетариата и провозглашала рабочих и крестьян основным классом общества. Но оставалась еще и буржуазия, окончательное подавление которой считалось одной из основных

Л.А. Труженикова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания истории, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

задач государства. По Конституции вся власть принадлежала Советам депутатов рабочих, крестьян и красноармейцев.

Согласно Конституции ДАССР 1927 г Дагестанская Республика, будучи национальной Советской Социалистической Республикой, входила на основе федерации в состав РСФСР и, следовательно, в состав СССР3.

Основные положения Конституции ДАССР 1927 г., такие как принципы организации и деятельности государственных органов, правовой статус республики в составе РСФСР, СССР, избирательная система, практически были воплощены в жизнь. В то же время вряд ли можно было все положения этого Основного Закона считать вполне реальными. Не существовало пока необходимых материальных гарантий для полной реализации прав и свобод граждан. Отдельные права и свободы нарушались как должностными лицами, так и самим государством (например, свобода совести). Демократизм государства ограничивался вследствие того, что нормальных социально-экономических условий для его реализации создано еще не было. Реальностью были невысокий уровень материального благосостояния народа, нищета значительной части населения, голод. Низкий уровень правосознания населения, нарушение законности со стороны государственных органов являлись причиной того, что значительная часть народа не могла принимать активного участия в управлении государством и общественными делами.

Однако политическая ситуация в стране и в республике менялась, многие положения Конституции ДАССР 1927 г. были реализованы на практике, поэтому встал вопрос о новом Основном Законе, который отразил бы эти изменения. К тому же значительные перемены в экономике, социальной сфере и культурном развитии также должны были найти свое отражение в новой Конституции.

Общая линия развития народного хозяйства и социально-культурного строительства национальных автономных республик и областей Российской Федерации в 1930-е гг сводилась к тому, чтобы, максимально используя все природные и людские ресурсы и богатства каждой республики, форсируя темпы индустриализации, всемерно развертывая коллективизацию сельского хозяйства, вытесняя капиталистический сектор в народном хозяйстве, построить экономический фундамент социалистического общества. Эта общая для всех республик и областей страны задача решалась центральными государственными органами власти дифференцированно, исходя из конкретных специфических особенностей каждой республики.

В Дагестане в конце 1920-х - начале 1930-х гг главное внимание уделялось основательной подготовке крупномасштабных социально-экономических преобразований, проводимых в республике впервые: выявлялись реальные возможности крестьянского мелкотоварного трудового хозяйства, создавались условия для развития отраслей промышленности, готовились высококвалифицированные кадры для индустрии и сельского хозяйства, развивалась система среднего и высшего образования. Государственные органы власти оказывали содействие и помощь беднейшим и малоимущим середняцким слоям крестьянства.

В результате проведения коллективизации уже к 1 октября 1929 г. в республике было 363 колхоза, а к марту 1930 г. число колхозов возросло до 534 с охватом

31 тыс. крестьянских хозяйств, что составило 17% всех хозяйств республики4. В конце 1929 - начале 1930 гг. в республике под давлением центральных государственных органов власти наблюдалось ускорение и без того высоких темпов коллективизации, причинившее значительный ущерб социально-экономическим преобразованиям. При проведении коллективизации сельского хозяйства в Дагестане, как и во всех остальных республиках и областях страны, были допущены значительные перегибы, серьезно обострившие социально-политическую обстановку5. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие не всегда оправданные партийно-хозяйственные меры вызвали недовольство крестьян, выразившееся в крестьянских выступлениях и даже в вооруженных столкновениях, например, в горных районах Южного Дагестана, Хасавюртовском, Буйнакском, Махачкалинском, Ба-баюртовском и некоторых других районах6.

Но коллективизация имела и положительные последствия. В 1932 г посевные площади по сравнению с 1928 г. возросли более чем в 10 раз и достигли 40% всех посевных площадей республики. В плоскостных районах их удельный вес увеличился до 50%. Советской властью были приняты меры и по развитию животноводства республики. Поголовье крупного рогатого скота превысило довоенный уровень, достигнув 481,8 тыс. голов7.

В конце 1932 г. в республике было уже 840 колхозов, 7 коммун, 41 простейшее объединение, которые охватили 46 175 хозяйств. К этому же году в Дагестане уже имелось 38 совхозов с общей земельной площадью 111,2 тыс. га, в том числе посевной - 23,5 тыс. га8. Увеличение количества МТС и укрепление их материально-технической базы привели к росту объема механизированных работ, улучшению обработки земли и росту урожайности сельскохозяйственных культур. Правительство РСФСР оказывало большую помощь развитию сельского хозяйства в Дагестане: за 1932 - 1937 гг. было сделано капиталовложений на сумму 120,3 млн руб., что было на 233,6% больше, чем было вложено в сельское хозяйство республики за 1928 - 1932 гг.9. Необходимо отметить и огромное значение проводимой в Дагестане с 1927 г. земельно-водной реформы, позволившей построить оросительную систему и осуществить комплекс мероприятий, связанных с переселением части горцев в равнинные районы, а также обеспечить безземельных и малоземельных горцев землей путем отвода10.

Важнейшее значение государство придавало индустриализации страны, курс на которую был взят на состоявшемся в конце декабря 1925 г XIV съезде партии11. Законодательно курс на индустриализацию был закреплен в апреле 1927 г решениями IV съезда Советов СССР Индустриализация предполагала создание крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности, машиностроения и других базовых отраслей, превращение страны из аграрной в индустриальную. Индустриализация имела целью обеспечение экономической независимости страны, укрепление ее обороноспособности, техническое переоснащение народного хозяйства.

Промышленное строительство было начато с развертывания тяжелой индустрии, являющейся основой экономики и базой для роста легкой промышленности, сельского хозяйства и повышения обороноспособности страны. Решая одну из основных задач своей национальной поли-

тики, Советское государство особое внимание уделяло индустриализации национальных республик. Крупная промышленность в национальных областях должна была создаваться на базе использования местного сырья12.

Советское государство уделяло большое внимание развитию промышленности Дагестана. Для осуществления индустриализации, строительства промышленных объектов в республике имелись весьма благоприятные условия. Это, прежде всего, богатства недр, многочисленные горные реки как база для будущих электростанций, рыбные богатства Каспия. Проводимая в республике политика индустриализации привела к значительному повышению удельного веса промышленной продукции в народном хозяйстве Дагестана. Валовая продукция промышленности Дагестана в 1930 - 1931 гг. увеличилась в пять раз по сравнению с 1925 - 1926 гг. В этот период в Дагестане приступили к реконструкции и созданию новых мощностей нефтедобывающей и газовой промышленности, были начаты промышленные разведки в Каякенте, Берикее, Махачкале, Дузлаке, Огнях. В 1931 г было получено более 600 т нефти. В республике были восстановлены и значительно расширены рыбные промыслы, число которых с 30 в 1921 г. возросло до 70 в 1930 г.13. Консервная промышленность республики, перерабатывающая овощи, рыбу, мясо, молоко, увеличила выпуск продукции в денежном выражении с 795 тыс. руб. в 1925 г до 6371 тыс. руб. в 1930 г

За 1929 - 1932 гг. в Дагестане были построены мощные предприятия тяжелой индустрии. В начале 1933 г. было зарегистрировано уже 1163 промышленных предприятия, в том числе 182 - крупных. Они распределялись следующим образом: металлообрабатывающие -238, деревообрабатывающие - 54, консервные, винодельческие, кондитерские - 585, текстильные - 44, швейные - 32 и т.д.14. Среди них такие, как машиностроительный и ремонтно-механический заводы в Махачкале, Хасавюртовский кирпично-черепичный завод, Махачкалинский промхимкомбинат, Махачкалинский известковый завод, стекольный завод «Дагестанские огни», Махачкалинская швейная фабрика, Дербентская фабрика «Да-гюн», Махачкалинский бондарный завод, Махачкалинский и Дербентский хлебокомбинаты и ряд других.

Много усилий приложили государственные органы власти и для ускорения электрификации республики. Было построено и сдано в эксплуатацию более 20 мелких электростанций, началось строительство крупной высокогорной Гергебильской гидроэлектростанции15.

Был предпринят ряд организационных мер по улучшению и расширению дорожной сети в республике. Так, например, к 1932 г. всего по республике было построено и сдано в эксплуатацию 640 км новых дорог и 1233 км дорог капитально отремонтировано16.

Большое внимание уделялось развитию транспорта. Для выполнения возрастающих транспортных работ выделялись большие материальные и трудовые ресурсы. С 1917 по 1940 гг почти 1/5 часть всех капитальных вложений направлялась на развитие транспорта. Огромное значение для республики имело совершенствование железнодорожной сети. Грузооборот железнодорожного транспорта за годы второй пятилетки увеличился более чем в два раза17. Задачи по ускоренному развитию экономики Дагестана требовали реконструкции Махачкалинского морского порта. Необходимо было повысить его пропускную способность, механизировать погрузо-разгрузоч-

ные операции, начать строительство новых причалов, гаваней, складских помещений. Через Махачкалинский порт проходили продукты нефтяной промышленности Северного Кавказа, фабрично-заводская продукция центральных промышленных районов, продукты питания и другие грузы для Средней Азии. В обратном направлении через морской порт шли хлопок и сырье для центральных промышленных районов страны18.

Особенно большие успехи были достигнуты в развитии местной промышленности, общий объем продукции которой к 1935 г. увеличился в 1,8 раза по сравнению с 1933 г. В 1930-е гг. вблизи сырьевой базы строились небольшие консервные заводы и цеха, расширялись действующие перерабатывающие предприятия в Махачкале, Дербенте, Кизляре.

Вместе с развитием промышленности возросла и численность рабочих, занятых в различных отраслях индустрии. К концу рассматриваемого периода профессиональный состав рабочего класса Дагестана существенно изменился. В республике сформировались значительные по местным масштабам отряды рабочих-металлистов (8 тыс.), горняков-нефтяников (0,8 тыс.), строителей (6,7 тыс.), транспортников (6,4 тыс.), рабочих сельскохозяйственных предприятий (5,3 тыс.) и т.д. Профессиональный состав рабочих на конец 1938 г. отражал развитую по тому времени производственную структуру местного рабочего класса, соответствующую потребностям сложившегося народного хозяйства республики. Так, в составе местного рабочего класса появились тысячи рабочих новых для Дагестана и важнейших в то время профессий и специальностей: фрезеровщики, слесари, токари, электромонтеры, электросварщики, мотористы, арматурщики, бетонщики, полиграфисты, машинисты, трактористы, комбайнеры и др.19.

В целях интенсификации индустриального развития республики в тяжелую промышленность за 1933 - 1937 гг. было вложено средств в шесть раз больше, чем за 1928 - 1932 гг, благодаря чему основные фонды крупной промышленности в Дагестане с 1928 по 1937 гг. возросли в 18 раз, в то время как по Союзу - всего в 5,5 раза. Среднегодовой прирост промышленной продукции по ДАССР достигал 21,9%, в то время как в целом по СССР он составлял 17,1%20.

Индустриализация, несмотря на преодолеваемые ею большие трудности, давала позитивные результаты. Призывы руководства ВКП(б) и ее республиканских организаций к максимальному напряжению сил вызвали у трудящихся невиданный энтузиазм. Между тем эти успехи достигались ценой неимоверных усилий. Трудности были огромные. В 1929 г. была введена карточная система распределения продуктов во всех городах. Индустриализация вызвала миграцию огромных масс населения. Резко обострилась жилищная проблема, не хватало квалифицированных рабочих. На фоне ощутимых успехов в социально-экономической жизни страны наблюдался и ряд уродливых явлений в жизни общества, когда основным средством решения всех проблем стал приказ. В сфере промышленности, транспорта и строительства это выражалось в том, что в структуре административно-командной системы контролировалась каждая тонна металла, каждый трактор, едва ли не каждый кирпич. Партийные руководители стали опекать все сферы производства, иногда подменяя государственные и хозяйственные органы. Некомпетентное вмешатель-

ство в производственно-финансовую деятельность промышленных предприятий не могло не отразиться на всей деятельности экономических структур в центре и на местах. Различные негативные факторы отрицательно сказывались как на социально-экономическом развитии страны в целом, так и Дагестана в частности. Тем не менее успехи и достижения индустриализации и всего промышленного развития Дагестана были налицо.

По мере успешного осуществления социально-экономических преобразований в городе и на селе усиливалось внимание государства к решению вопросов культурного строительства в республике. В течение данного периода в Дагестане было введено всеобщее начальное образование, было начато осуществление всеобщего семилетнего обучения, заметно улучшилась вся учебно-воспитательная работа в школах. Строительство сотен новых школ и детских учреждений, клубов и библиотек, создание вузов и техникумов, театров и культурно-просветительных учреждений, начало издания республиканских газет и журналов - все это было результатом подъема социально-культурного строительства в республике.

Подводя итоги, можно говорить о больших изменениях, произошедших в социально-экономическом и культурном развитии республики к середине 1930-х гг., которые вызвали необходимость своего законодательного закрепления.

Президиум ЦИК ДАССР 5 июля 1936 г образовал Конституционную Комиссию в составе 36 человек под председательством Первого секретаря Дагестанского обкома ВКП(б) Нажмудина Самурского. Комиссии было поручено подготовить проект Конституции Дагестана с учетом особенностей республики и в полном соответствии с новыми Конституциями СССР и РСФСР 12 июня 1937 г на Чрезвычайном одиннадцатом Вседагестанском съезде Советов была принята новая Конституция ДАССР

1 См.: Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970. С. 182 - 183.

2 См.: Казанбиев М.А. Конституции ДАССР 1921 и 1927 гг. Махачкала, 1968.; Рукопис. Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 186. Л. 40.

3 См.: Халилов A.M. Государственное (Конституционное) право Республики Дагестан. Махачкала, 1998. С. 29.

4 См.: История Дагестана. В 4 т. М., 1968. T.3. С. 224.

5 См.: Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX - XX вв. Махачкала, 1996. С. 169 - 170.

6 См.: Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. В 2 кн. Махачкала, 2006. Кн. 1: Историко-географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. С. 391.

7 См.: ЦГАРД. Ф. 260-р. Оп. 17. Д. 100. Л. 15.

8 См.: Искендеров Г.А. История совхозного строительства в Дагестане. 1920 - 1980 гг. М., 1982. С. 2.

9 См.: История Дагестана. В 4 т. М., 1968. T. 3. С. 285.

10 См.: Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин.

XIX - начало XX вв. М.,1978. С. 279.

11 См.: Соловьев А.А. Съезды и конференции КПСС: Справочник. М., 1983. С. 201.

12 См.: Даниялов Г.Д. Социалистические преобразования в Дагестане (1921 - 1941 гг.). Махачкала,1960. С. 175.

13 См.: 10 лет автономии Дагестанской АССР: Справочник. Махачкала,1931. С. 46.

14 См.: Алиев А.И. Исторический опыт строительства социализма в Дагестане. Махачкала,1969. С.64.

15 См.: ЦГАРД. Ф. 260-р. Оп. 17. Д. 100. Л. 6.

16 См.: Булатов Б.Б. Указ. соч. С. 175.

17 См.: История Дагестана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Махачкала, 2005. T. 2: История Дагестана в

XX в. С. 180.

18 См.: Вагабов М.М. Железнодорожный и морской транспорт Дагестана: История становления и развития (конец XIX -90-е гг. XX в.). Махачкала, 1997. С. 69.

19 См.: Милованов Г.И. Рабочий класс Дагестана: Историко-экономический очерк. Махачкала,1991. С. 73.

20 См.: Гусейнов М.Ш. Россия и индустриальное развитие Дагестана (конец XIX - 30-е гг. XX вв.). Махачкала, 2004. С. 358.

УДК 314.14

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ

ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1920 - 1930-е гг.

В.А. Чолахян,

кандидат историче ских наук, доцент ка федры истории рос сийской цивилизации, СГУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Народонаселение в качестве основы существования общества выступает субъектом многопланового общественно-исторического процесса. В изменении демографических характеристик проявляются все основные факторы социально-экономического развития страны. В свою очередь, численность населения, его состав и структура оказывают непосредственное воздействие на темпы и направления развития общественного процесса. Особенности модернизационных процессов в Нижнем Поволжье в 1920 - 1930-х гг. определили своеобразие социальной структуры городского населения региона. В первой четверти ХХ в. Нижнее Поволжье было охвачено активными миграционными процессами. Переселения 1920 -1930-х гг. характеризовались преобладанием движения в одном направлении - из сельской местности в города, а межрегиональные связи отличались неравномерностью встречных потоков. Все это приводило к размытости социальных границ, наличию ряда промежуточных групп и слоев го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.