Научная статья на тему 'Исторические особенности жизни русских евреев в Тяньцзине в 1920–1940-е гг'

Исторические особенности жизни русских евреев в Тяньцзине в 1920–1940-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯНЬЦЗИН / ЕВРЕИ / СИОНИЗМ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КИТАЙ / TIANJIN / THE JEWS / ZIONISM / HISTORICAL FEATURES / CHINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яньцю У.

В статье исследуются исторические особенности жизни русских евреев в Тяньцзине. Анализируются основные проблемы их жизни. Показано, что в сложных ситуациях еврейские организации в Тяньцзине проводили активную и гибкую внешнюю политику, защищая интересы соотечественников и помогая им, и тем самым внесли большой вклад в поддержку сионистского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL FEATURES OF THE LIFE OF RUSSIAN JEWS IN TIANJIN IN THE 1920-1940S

This article studies the historical peculiarities of the life of Russian Jews in Tianjin. The main problems of their life have been analyzed. It is shown that in difficult situations Jewish organizations in Tianjin conducted active and flexible foreign policy protecting the interests of their compatriots as well as helping them and thus, made a great contribution to support of the Zionist movement.

Текст научной работы на тему «Исторические особенности жизни русских евреев в Тяньцзине в 1920–1940-е гг»

УДК 94 Яньцю У

аспирантка кафедры истории Дальневосточного федерального университета editor@hist-edu.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ РУССКИХ ЕВРЕЕВ В ТЯНЬЦЗИНЕ В 1920-1940-е гг.

В статье исследуются исторические особенности жизни русских евреев в Тяньцзине. Анализируются основные проблемы их жизни. Показано, что в сложных ситуациях еврейские организации в Тяньцзине проводили активную и гибкую внешнюю политику, защищая интересы соотечественников и помогая им, и тем самым внесли большой вклад в поддержку сионистского движения.

Ключевые слова: Тяньцзин, евреи, сионизм, исторические особенности, Китай.

Yanqiu Wu

Postgraduate Student of the Department of History, Far Eastern Federal University editor@hist-edu.ru

HISTORICAL FEATURES OF THE LIFE OF RUSSIAN JEWS IN TIANJIN IN THE

1920-1940S

This article studies the historical peculiarities of the life of Russian Jews in Tianjin. The main problems of their life have been analyzed. It is shown that in difficult situations Jewish organizations in Tianjin conducted active and flexible foreign policy protecting the interests of their compatriots as well as helping them and thus, made a great contribution to support of the Zionist movement.

Key words: Tianjin, the Jews, Zionism, historical features, China.

После октябрьской революции 1917 г. большинство белоэмигрантов перебралось в северо-восточные районы Китая. Среди них было много евреев. После инцидента 18 сентября 1931 г., когда Япония захватила северо-восток Китая, евреи большими группами стали переселяться из этих районов в Тяньцзинь. В это же время в Европе резко поднялась волна антисемитизма, и многие евреи, жившие там, также эмигрировали в Тяньцзинь, чтобы избежать этого бедствия. По данным городского архива Тяньцзиня, в 1934 г. количество евреев в британской концессии достигло 323 чел. (среди них 232 взрослых и 91 ребёнок). Для сравнения: в 1929 г. в британской концессии было только 24 еврея [4].

В «Летописи еврейской истории», опубликованной в конце 1930-х гг. в Америке, сказано, что в 1935 г. общая численность евреев в Тяньцзине составляла 3,5 тыс. чел., что являлось абсолютным рекордом в истории. После этого их численность начала снижаться. По другим данным, в 1939 г. в Тяньцзине проживало 1 800 евреев в составе 600 семей, в частности, 800 евреев без гражданства (белоэмигрантов), 250 советских евреев, 200 американских, 150 немецких, 100 британских, а также 300 евреев с гражданством других стран [3, с. 53].

В конце 1946 г. еврейская религиозная община Тяньцзиня подала в социальное бюро города заявку на регистрацию, в которой сообщалось, что всего в городе проживает около 1 600 евреев.

После второй мировой войны евреи один за другим стали уезжать из Тяньцзиня. Основная их масса переселилась в Австралию, Южную Америку, Советский Союз и Палестину. После 1949 г. Тяньцзинь покинуло ещё больше евреев: в январе 1958 г. их в городе осталось всего 32 чел., а в начале 1960-х гг. уехали все остальные. В наше время уже нельзя найти ни одного из тогдашних евреев или их потомков. Но, без сомнения, какая-то часть евреев переселилась не за границу, а в другие города Китая. Например, в их число входит известный во всём мире журналист и поэт И. Эпштейн, который принял китайское гражданство и до сих пор живёт в Китае. Израэль Эпштейн родился в Варшаве в 1915 г. Когда ему было 2 года, он вместе с родителями приехал в Китай. В 1920 г. его семья обосновалась в Тяньцзине. После начала японо-китайской войны 1937 г. Эпштейн уехал в Гуанчжоу в качестве корреспондента, позже побывав во многих городах Китая. С этого времени он начал принимать участие в антияпонском движении национального спасения. После окончания войны Эпштейн вместе с женой уехал в Америку, где они прожили 6 лет. В 1951 г. по приглашению Сун Цинлин они вернулись в Китай. Сейчас Эпштейн живёт в Пекине [5, с. 3]. Но таких, как он - оставшихся жить в Китае - на фоне общего числа евреев было немного.

Возникают вопросы: как евреи жили в Китае? Чем зарабатывали на жизнь? Какая экономическая ситуация у них складывалась в чужой для них стране? Чтобы ответить на эти вопросы, далее речь пойдёт об экономической стороне жизни евреев в Тяньцзине.

Как народ, евреи отличаются хозяйственностью и умением получать коммерческую выгоду. Многие из них расселились по всему миру, что очень помогает им не только быть в курсе

мировой экономической ситуации, но и создавать торговые отношения с другими людьми, живущими в самых разных странах. По этой причине заметная часть евреев имеет больше преимуществ, живя за границей.

Евреи Тяньцзиня сильно различались по своему экономическому положению: одни из них были богатыми и владели недвижимостью, фирмами, магазинами; у других была средняя зарплата, например, у врачей, учителей, служащих компаний и др.; третьи - такие, как, например, работники свободных профессий - имели более низкий заработок. В период Второй мировой войны беженцы, престарелые и т. д. часто нуждались в помощи соотечественников. Согласно неполной статистике, в 1939 г. среди евреев в Тяньцзине были представители следующих профессий: 250 служащих, 150 пушных коммерсантов, 100 комиссионеров, 100 рабочих, 100 работников свободных профессий, 50 собственников магазинов и компаний [1, с. 374-375]. Исходя из этой статистики, можно составить представление об экономической жизни российских евреев в Тяньцзине.

До 1929 г. большинство еврейских коммерсантов занималось торговлей пушниной. Тому были две причины: во-первых, прибыль от этой торговли очень высока, во-вторых, многие евреи, приехавшие в Тяньцзинь из северо-восточного Китая, имели большой опыт как раз в пушной торговле. Меха закупались преимущественно в северо-восточных и северо-западных районах; в Тяньцзине их обрабатывали, затем экспортировали на европейский и американский рынки. В то время в Тяньцзине существовало более 100 компаний, занимавшихся этим бизнесом. В 1929 г. мировой экономический кризис («Великая депрессия») нанёс пушному экспорту тяжёлый удар, и многие российские евреи переключились на другие виды торговли.

Кроме экономической жизни, у российских евреев в Тяньцзине была богатая религиозная и культурная жизнь.

Еврейский народ обладает древней культурной традицией и историей. Благодаря общей религии и некоторым основным жизненным принципам у этого народа сильно развито общее сознание. Несмотря на то, что тяньцзиньские евреи приехали из разных стран и имели самое разное экономическое положение, это не помешало им сформировать свою собственную общественную культурную жизнь.

Религия евреев (иудаизм) стала самым главным связующим звеном для сохранения их национального культурного сознания. В 1906 г. в Тяньцзине была построена еврейская религиозная община и арендован дом для использования в качестве временной синагоги. Община проводила обряды в соответствии с религиозными требованиями, отвечала за регистрацию еврейских эмигрантов в Тяньцзине, делала записи о рождении, браке, разводе, смерти и др. В 1937 г. община собрала 26 тыс. юаней на создание новой синагоги в британской концессии № 32 (ныне перекрёсток улиц Нанкин и Чжэнчжоу). В сентябре 1940 г. синагога была построена [2, с. 128]. В этом же году построили здание для размещения генсовета, который отвечал за связь с евреями в Тяньцзине и предоставление им помощи. Благотворительный союз для помощи малоимущим евреям при еврейском генсовете был создан в 1911 г. До 1930 г. ответственным работником этого союза был пушной коммерсант Гершевич из Иркутска.

Евреи всегда уделяли большое внимание воспитанию и образованию детей. В октябре 1925 г. в Тяньцзине была построена еврейская школа, в которую принимали еврейских детей, не только местных, но и из других районов Северного Китая. Школа была расположена в британской концессии, поэтому обучение велось на английском языке. Кроме основных дисциплин и предметов, изучающих культуру (что гарантировало ученикам возможность продолжать учёбу в европейских и американских университетах), в школе читали лекции по еврейской истории и еврейскому языку. При школе также был учреждён детский сад. Согласно данным статистики, в 1942 г. в школе училось 130 чел. (67 мальчиков и 63 девочки). В 1936 г. выпускников не было, в 1937 г. выпустилось 7 чел., в 1938 и 1939 гг. - по 9 чел., и в 1940 г. было 7 выпускников. В школе преподавало 13 учителей (6 мужчин и 7 женщин [3, с. 26]), из них по происхождению: 9 евреев из России, 2 из Франции, 1 итальянский и 1 английский еврей [6, с. 38]. В библиотеке школы насчитывалось 2 400 книг. Из учебных дисциплин преподавались: еврейская история, еврейская литература, английский язык, география, рисование, арифметика, а также естественная история, алгебра, геометрия, музыка, гимнастика и даже машинопись. В 1937 г. директор школы начала издавать «Летопись еврейской школы в Тяньцзине».

В сентябре 1930 г. еврейский генсовет начал издавать в Тяньцзине ежемесячную газету «Наш голос» на русском языке, но из-за убыточности вышло всего 4 номера. Была и другая русскоязычная газета «Заря» (тоже выходившая в Тяньцзине), которой заведовали евреи, а читателями были в основном русские эмигранты. После 1934 г. госпожу Измир пригласили в эту

газету отвечать за выход еврейской хроники по понедельникам.

Еврейский клуб, построенный в 1928 г., являлся главным центром развлечений и общественных контактов. В 1937 г. клуб переехал в британскую концессию (ныне улица Цюйфу). В клубе была не только библиотека, где насчитывалось 5 000 книг на еврейском, русском и английском языках, но и театр, где проходили концерты, спектакли, семинары и др.

В еврейской диаспоре Тяньцзиня существовала финансовая организация, которая предоставляла беспроцентные кредиты на незначительные суммы мелким коммерсантам и рабочим. Её годовая общая сумма кредитов достигала 15 000 юаней. Кроме того, была народная арбитражная организация, отвечавшая за посредничество во внутренних спорах, и комитет по ответным мерам, который помогал еврейским беженцам подать заявку на прибытие в Тяньцзинь и на начальном этапе решить проблему средств к существованию. Евреи прожили в Тяньцзине более полувека и разъехались отсюда по всему миру.

Исходя из исторических особенностей жизни евреев в Тяньцзине, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, начало еврейской истории в Тяньцзине сопровождается расширением общения с внешним миром и процессом возникновения здесь иностранных концессий. История становления Тяньцзиня международным городом является также и историей формирования в нём российской еврейской диаспоры.

Во-вторых, строгие правила еврейских организаций всегда играли активную и эффективную роль, являясь неким «ядром» в объединении евреев, в том числе российских, и Тяньцзинь в этом смысле не стал исключением.

В-третьих, в еврейскую диаспору Тяньцзиня входили евреи из многих стран, но большинство из них были российскими евреями. Это одна из причин близких отношений между еврейскими общинами в Тяньцзине и в Харбине.

В-четвёртых, хотя экономическое положение тяньцзиньских евреев сильно различалось, значительная их часть всё же занималась торговлей и получала хорошую прибыль, таким образом, поддерживая материальную и духовную жизнь диаспоры на более высоком уровне.

В-пятых, в сложных ситуациях еврейские организации в Тяньцзине проводили активную и гибкую внешнюю политику, защищая интересы соотечественников и помогая им, и тем самым внесли большой вклад в поддержку сионистского движения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Вестник Тяньцзиня. Тяньцзинь, 1996.

2. Ли Сингэн. Ряска под ветрами и дождями: русские эмигранты в Китае: 1917-1945 гг. Центральное компилирующее издательство, 1997 г.

3. Фан Цзяньчуан. Евреи в Тяньцзине в наше время // Литературные и исторические материалы Тяньцзиня. № 70.

4. Фонд г. Тяньцзинь. Ф. 25. Оп. 2. № 2.

5. Эпштейн И. Предисловие к большому альбому картин и рисунков «Евреи в Тяньцзине». Передаваемое издательство Учжоу, 2004 г.

6. Эпштейн И. Я вырос здесь // Литературные и исторические материалы Тяньцзиня. 1991. № 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.