история
ББК 63.3(2)523
Ю.М. Гончаров
«Сибирский Иерусалим»: еврейская община города Каинска в XIX - начале XX в.*
Yu.M. Goncharov
«The Siberian Jerusalem»: the Jewish Community of the Kainsk Town in the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries
Статья посвящена истории одной из старейших еврейских общин Сибири - общины Каинска Тобольской губернии (сейчас - Куйбышев Новосибирской области) в досоветский период. Рассматриваются процесс возникновения общины, экономическая деятельность евреев Каинска, религиозная жизнь.
Ключевые слова: евреи, Сибирь, Каинск, община, иудаизм, синагога, город, купечество.
Article is devoted to research of a history of one of the oldest Jewish communities in Siberia - community of Kainsk Town in the Tobolsk Province (now - Kuibyshev in Novosibirsk Region) at the pre-soviet period. In the work some problems are considered: process of a community’s occurrence, economic activities of Kainsk’s Jews, religious life.
Key words: Jews, Siberia, Kainsk, community, Judaism, synagogue, city, merchants.
В последние годы активно изучается история еврейских общин в России. Не отстают в этом отношении и сибирские историки. В частности, начиная с 2000 г. ежегодно проводится региональная конференция по истории еврейских общин Сибири и Дальнего Востока. Однако основное внимание исследователей привлекают общины крупнейших городов региона -Томска, Иркутска, Тобольска. История же общин в небольших городках остается слабо изученной, несмотря на то, что в дореволюционной Сибири нередко именно в небольших населенных пунктах еврейские общины играли наибольшую роль в жизни горожан. Характерным примером этого является история Ка-инска Томской губернии.
Город Каинск (в наши дни - Куйбышев Новосибирской области), как и многие сибирские города, был основан в XVIII в. В 1722 г. неподалеку от современного Куйбышева было построено военное укрепление Каинский Пас для защиты русских подданных татар-барабинцев от калмыков и киргизов. Возникшая около укрепления слобода Каин была перенесена на место современного города в 1772 г. Название города, несмотря на созвучие, не имеет отношения к библейскому персонажу, а происходит от татарского слова «каин» - береза. В 1782 г. был образован уездный город Тобольского наместничества Каинск, в 1804 г. он стал окружным городом Томской губернии. Расположенный на Сибирском тракте, город являлся оживленным торговым пунктом [1, с. 226]. В начале XX в. Каинск занимал третье место после
Томска и Новониколаевска среди 15 наиболее крупных торговых центров Томской губернии [2, с. 52].
Каинск, наряду с Тобольском, был одним из первых сибирских городов, в начале XIX в. официально определенных для расселения евреев [3, с. 3]. По бытующей в Каинске легенде, евреев сослали сюда из приграничного местечка в Белоруссии за контрабанду. О каинской общине писал в своем дневнике М.М. Сперанский, посетивший проездом этот город. Уже к середине столетия в городе сформировалась довольно многочисленная община. По данным 1858 г.. в Каинском округе было 1008 евреев, что составляло 41% всех евреев Томской губернии. Около 40% из них проживали в Каинске, составляя 12% жителей города [4, с. 25]. Декабрист И.И. Завалишин отметил, что Каинск в шутку называют «сибирским жидовским Иерусалимом».
О том, что представлял собой уездный городок в 1860-х гг., можно составить впечатление из описания того времени: «Улицы, выходящие на площадь, далеко не завидны: каменных зданий во всем городе нет, мостовых и всякого искусственного освещения -тоже, тротуаров мало, да и не в порядке... Всех вообще зданий в городе считается 406; церквей 2 (каменный собор и деревянный храм на кладбище), 1 еврейская молитвенная школа, 2 винных склада и 32 питейных дома» [5].
В 1864 г. Каинск был городом с наименьшим процентом русских и наибольшим процентом евреев в Западной Сибири. Из 3243 жителей евреями были
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Европейские общины в российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ в.», проект №10-01-60102а/Т.
460 чел., или 14,2%. По численности евреев Каинск уступал только губернскому Томску (734 чел.) [6].
Вот какое наблюдение оставил современник о еврейской общине Каинска: «.где поселились евреи, там коммерческая суетня и толкотня. В Сибири также думали превратить евреев в хлебопашцев, но и здесь, как и в Западной России, народ этот сумел разбить всякие надежды и упрямо остался при своих качествах. Из города Каинска евреи умудрились сделать такой же город, каких неисчислимое множество во всем западном крае России. Каинск сибиряки справедливо называют “сибирским Иерусалимом”. из городка, не имеющего никакого промышленного и торгового движения и, как все города Сибири, вообще углубленного в себя и мертвенно молчащего, евреи сделали крикливый, живой и торговый... Евреи же добились того, что в Каинске теперь одно из главных мест склада всего пушного товара (особенно беличьих хвостов), отправляемого за границу, на Лейпцигскую ярмарку. Поэтому то на такой печальный и убогий городок с 700-ми жителей насчитывается до 70 купцов» [7, с. 128-129]. Уже в 1854 г. из 52 каинских купцов 4 были евреями [4, с. 18].
Значительная еврейская община (322 чел.) существовала также в Мариинске, где в 1864 г. иудеи составляли 7,2% населения. Подавляющее большинство евреев Каинска и Мариинска являлись ссыльными, членами их семей или потомками. Прибывающих в Томскую губернию ссыльных евреев местная администрация неохотно селила в губернском центре, где их и так было значительное количество. В то же время большая часть территории губернии с городами: Барнаулом, Бийском, Колыванью и Кузнецком относилась к Алтайскому горному округу, находившемуся в ведении Кабинета, где евреям было запрещено поселяться. Поэтому значительное число ссыльных евреев направлялось в лежавшие на Московско-Сибирском тракте города Каинск и Мариинск, в результате чего доля еврейского населения в этих городах очень быстро росла [8, с. 53-64].
По данным переписи 1897 г., к концу XIX в. еврейские общины в городах губернии возросли как абсолютно, так и относительно. В Томске проживало 3016 чел. (5,8% населения города), Мариинске - 828 чел. (10,1%). В Каинске их насчитывалось 930 чел. (473 муж. и 457 жен.), или 15,8% горожан [9, с. 3].
Особенно быстро абсолютная и относительная численность евреев в городах региона росла в начале XX в. За 12 лет, с 1897 по 1909 г., их число в городах Тобольской и Томской губерний возросло с 6859 до 16559 чел., что составило 4,2% от городского населения. Особенно быстро росло число евреев в Мариинске (с 828 до 6195 чел.), в котором они уже составляли 34,1% населения. Немногим отставал и Каинск, где из 6246 горожан 1608 чел., или 25,7%, были евреями [10].
В 1909 г. Каинск достиг максимального в дореволюционный период числа жителей - 8352 чел., после чего его население начинает постепенно сокращаться. Дело в том, что Сибирская железная дорога прошла в стороне от города. С каждым годом экономическое значение Каинска стало снижаться, а роль центра округи переходит к Барабинску - новому населенному пункту, образованному на месте железнодорожного депо в 13 км от Каинска. Начиная с 1910 г. заметно уменьшается число лиц еврейской национальности, «т.е. той категории граждан, которая в городе активно занималась предпринимательством и торговлей». К 1913 г. численность евреев в городе снизилась на 35% и составляла 1090 чел. Часть евреев переехала в Барабинск, но основная их миграция проходила в Омск и новый торгово-промышленный центр - Но-вониколаевск [4, с. 40].
На всем протяжении исследуемого периода евреи играли ведущую роль в экономике города. По мнению историков, «особенностью коммерческой жизни Каинска было наличие в нем еврейской общины, сложившееся из переселенных с западной границы контрабандистов и их потомков». В их руках была сосредоточена практически вся мелочная торговля города. Весьма специфической была «торговля невестами»: несколько человек отправлялись в западные губернии, брали у своих земляков девочек-подростков и продавали их в Каинске [11, с. 129].
Современники так оценивали экономическую роль евреев в городах региона: «.всякому, хотя бы сколько-нибудь знакомому с сибирскими евреями, невольно бросается в глаза преобладающая роль последних в мелкой и средней торговле, мелком ремесле и извозе» [12, с. 35].
Среди еврейских предпринимателей были опытные специалисты как раз по части винокурения, которых в Сибири не хватало. Приезжие евреи охотно шли на службу по виноторговой части, которая не считалась у сибиряков «почтенным» занятием, и быстро составляли весьма значительные капиталы. В статистическом описании Каинска, составленном смотрителем уездного училища А. Якимовским в 1842 г., указывалось: «Регулярно замещают эти места евреи, имеющие утонченную способность в отправлении должности винопродавца. Они первые толпятся в прихожей управляющего питейными сборами. Получая желаемое и по-правя свое состояние, оставляют таковое занятие, берут на себя лавку, начиная торговать красивым товаром».
Каинские евреи активно занимались ремеслами. В середине 1860-х гг. в городе жили 122 ремесленника - все они были евреями, из них 20 булочников, 15 мясников, 10 портных, 13 сапожников, 6 печников, 17 столяров, 12 кузнецов, 10 извозчиков, а также хлебники, кондитеры, шорники, медники, коновалы и часовщики. Общее их число вместе с семьями составляло 338 чел.
история
Еврейская община была хорошо организована. В городе была синагога и несколько молитвенных домов. С 1877 по 1894 г. должность городового врача занимал еврей [4, с. 23-24].
В отличие от толерантных коренных сибиряков, чиновники, направленные сюда на службу из Европейской России, нередко оценивали экономическую активность евреев негативно: «Несмотря на закон, евреев наплодилось в Сибири множество и в городах, и в селах. Прикрываясь званием ремесленника, они занимались излюбленным своим ремеслом: продажею водки, корчемством, процентами за ссуды и вообще жидовским гешефтом. Никакой казенный подряд не обходился без участия евреев, если не лично, то под именем кого-нибудь православного» [13, с. 936].
Торговля являлась одной из главных сфер деятельности евреев города: «Небольшой по количеству населения Каинск отличался большой концентрацией купеческих капиталов» [2, с. 52]. Сходная ситуация наблюдалась во всех городах региона. По данным переписи 1897 г., профессиональный состав сибирских евреев представляется в таком виде: занятых торговлей -
3792 чел., в промышленности - 2810, сельским хозяйством - 825, извозом - 585, прислуги и поденщиков -507, на государственной, общественной службе и свободных профессий - 322, неопределенных профессий -713, в армии - 446. На протяжении последующих 20 лет профессиональный состав еврейского населения Сибири изменялся незначительно [14, с. 31].
В Томской губернии большая часть евреев торговала (от 30 до 50% по разным округам). Ремесла и кустарные производства были основными способами получения доходов для 16,5-29,3% евреев, особенно в Томском округе. Единственная заметная по численности колония евреев-земледельцев была в Каинском округе (355 чел.) - 15% от всех евреев округа. Чуть более 30 евреев обрабатывали землю в Тарском и Мариинском округах, в остальных округах еврейских земледельческих колоний не сложилось [15, с. 82].
По данным таблицы хорошо видно, что евреи, составляя всего 1,2% самодеятельного населения Каинского округа, наибольший вклад вносили именно в торговлю, где их доля насчитывала 34,8% от числа всех занятых в отрасли.
Занятия евреев Каинского округа в 1897 г.
Отрасль занятости Общее число занятых в отрасли, чел. Евреев, занятых в отрасли Доля евреев от общего числа занятых в отрасли, %
абс. %
Администрация 916 20 0,9 2,2
Животноводство 5322 20 0,9 0,2
Земледелие 157653 355 15,6 0,4
Рыболовство и охота 512 10 0,4 1,9
Ремесло 6122 375 16,5 6,7
Торговля 3060 1065 46,8 34,8
Другие 13494 431 18,9 3,2
Всего 187079 2276 100 1,2
Источник: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 79: Томская губерния. СПб., 1904.
В начале XX в. среди предпринимателей города были: купец 1-й гильдии кожзаводчик Левак Моисей Абрамович, купец С.Ю. Тинкер содержал кожевенное и мыловаренное производство, Л.Ф. Лощинский вел бакалейную торговлю, А.Л. Куперштох торговал сельскохозяйственными орудиями и мануфактурой, действовала торговая фирма К. Гольбека, отделение фирмы омского виноторговца М. Мариупольского и др. [16, с. 130].
Многие современники отмечали как роль сибирских евреев в межэтническом разделении труда, так и их место в сибирском социуме: «Из России приехало в земледельческую полосу много евреев. Они устраиваются в городах и на железнодорожных станциях, живя торговлей и ремеслами. Здесь евреи гораздо сильнее сливаются с населением: их обособленность от русских не так резко заметна, как в России; вероятно, это происходит оттого, что в Сибири на них не открывают гонений и притеснений» [17, с. 94].
Об образе жизни евреев Западной Сибири говорилось: «Строго соблюдая правила своей религии, они вина пьют мало, а пьяниц между ними и совсем нет; к физическому же труду евреи мало способны, или по крайней мере всеми силами стараются избегать его. Главные занятия их составляют: торговля вином, ростовщичество и перевод краденых вещей. Впрочем, передовые люди из евреев не чуждаются и научного образования, помещая детей своих в губернскую гимназию и уездные училища» [18, с. 58].
Наличие в городе многочисленной и состоятельной общины предопределило то, что в Каинске уже в середине XIX в. существовала молитвенная школа. В 1892 г. на ул. Александровской появляется двухэтажная деревянная синагога [3, с. 130; 16, с. 23].
В 1895 г. каинские евреи обратились к томскому губернатору с прошением о постройке в Каинске новой отдельной молитвенной школы «ввиду увеличения в городе еврейского населения и неприспособленности
старого молитвенного для столь большого числа посетителей». В последовавшей по поводу этого прошения докладной записке каинского окружного исправника сообщалось, что в городе проживает 782 души евреев мужского пола, а существующая молитвенная школа (построенная около 20 лет назад) может вместить 400 чел. [19, с. 61]. В декабре 1896 г. Томское губернское управление разрешило учредить в Каинске вторую еврейскую молитвенную школу [19, с. 17-18].
Наличие значительной еврейской общины в городе предопределило и достаточно редкие факты прозелитизма. Так, еще в 1839 г. в томской духовной консистории рассматривалось дело 17 каинских мещан, называвших себя «субботниками», справлявших пасху и хоронивших своих родственников по еврейскому обряду, вступавших в браки с евреями и еврейками. Все они не были коренными сибиряками, но попали в Каинск из центра России, до прибытия в Сибирь исповедовали православие. В итоге судебного разбирательства сами «субботники» были сосланы на поселение в отдаленнейшие места Сибири, а их сыновья отданы в кантонисты. Каинская городская полиция предписала местному еврейскому обществу, чтобы
«они людей, под именем субботников, исповедующих еврейскую веру, в свои синагоги и молитвенные дома не пускали». Два каинских купца второй гильдии, заподозренные в «совращении» людей из православия в иудаизм, были допрошены и подвергнуты денежным штрафам. Нескольких евреев, позволивших своим детям вступить в браки с «субботниками», сослали в Якутскую область под наблюдение полиции [20, с. 74].
Таким образом, евреи Каинска, благодаря тому, что городская община была многочисленной и влиятельной, во многом сохраняли свои религиозные чувства и национальные особенности, играя заметную роль в социально-экономическом развитии города. Ну а самым известным, печально известным, каинским евреем был цареубийца Яков Михайлович (Янкель Хаимович) Юровский.
В современном же Каинске мало что напоминает о прошлом «Сибирского Иерусалима». Ничего не осталось от синагог и молитвенных школ, снесено старое еврейское кладбище. Только характерные фамилии некоторых горожан указывают на существование в прошлом большой и сплоченной общины.
Библиографический список
1. Города России : энциклопедия. - М., 1994.
2. Горюшкин Л.М. Из истории Каинска в дореволюционный период // Исторические аспекты экономического, культурного и социального развития Сибири. - Новосибирск, 1978. - Ч. I.
3. Ивонин А.Р. Еврейская община в Западной Сибири (первая половина XIX в.) // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : материалы II регион. науч.-практ. конф. - Красноярск ; Иркутск, 2001.
4. Бурматов А.А. Демографическая история Каинска-Куйбышева и его округи. - Новосибирск, 1997.
5. Тобольские губернские ведомости. - 1865. -11 июня.
6. Костров Н. Историко-статистическое описание городов Томской губернии. - Томск, 1872.
7. Максимов С.В. Сибирь и каторга. - СПб., 1900.
8. Гончаров Ю.М. Еврейская община г. Мариинска в конце XIX - начале XX в. // Очерки истории еврейских общин Сибири и Дальнего Востока (XIX - начало XX в.). -Красноярск, 2001.
9. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 79: Томская губерния. - СПб., 1904.
10. Российский государственный исторический архив. -Ф. 1290. - Оп. 5. - Д. 246.
11. Ивонин А.Р., Резун Д.Я. Каинск // Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. - Новосибирск, 1995. - Т. 2. - Кн. 1.
12. Островский Ю. Сибирские евреи. - СПб., 1911.
13. А.П. Записки сибиряка // Исторический вестник. -1898. - №9.
14. Турецкий Г.Б. Евреи в Сибири // Культура и образование национальных меньшинств в Сибири. - Новосибирск, 1997.
15. Карих Е.В. Межэтнические отношения в Западной Сибири в процессе ее хозяйственного освоения. XIX - начало XX в. - Томск, 2004.
16. Гусаченко В.Л., Матвеева Л.Л., Тимяшевская Л.В. Каинск исторический. - Новосибирск, 1995.
17. Петров М. Западная Сибирь: Губернии Тобольская и Томская. - М., 1908.
18. Голодников К. Тобольская губерния накануне 300летней годовщины завоевания Сибири. - Тобольск, 1882.
19. Кутилова Л.А. и др. Еврейские общины Томской губернии (1885-1919 гг.): Хроника общественной и культурной жизни // Евреи в Сибири. - Томск, 2000.
20. Мучник Ю.М. Религиозная жизнь сибирских евреев в XIX столетии (по материалам Томской губернии) // Диаспоры. - 1999. - №1.