5. Столыпин Д. А. Учение О. Конта. Начала социологии. По вопросу об организации земельной собственности и пользования землей. М., 1891.
6. Столыпин Д. А. Об организации нашего сельского быта. Теория и практика. К вопросу о высшем преподавании. М., 1892.
Головин А.Ю., д-р. юрид. наук, проф., декан, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Ковалев С. Н., канд. эконом. наук, доц., kovsernik2aramhler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
ECONOMIC LEGACY OF D.A. STOLYPIN AND HIS ROLE IN SHAPING THE VIEWS OF P.A. STOLYPIN ON THE AGRARIAN ISSUE IN RUSSIA
A.Yu.Golovin, S.N. Kovalev
The article deals with the economic legacy of D.A. Stolypin, the views of P.A. Stoly-pin on the agrarian issue in Russia in the late 19th century.
Key words: agrarian issue in Russia, personalities - D.A. Stolypin, P.A. Stolypin.
Golovin A.Yu., doctor of juridical science, professor, dean, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
Kovalev S.N., candidate of economic science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 94 (470) ''19''
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
А. Ю. Головин, Е. Н. Соломатин
Рассматриваются исторические особенности проведения столыпинской аграрной реформы в центральной России. Анализируются материалы текущей статистики Тульской, Воронежской, Тамбовской и других губерний, что позволило с наибольшей точностью показать основные изменения в российской деревне в начале XX века.
Ключевые слова: аграрная реформа, сельская община, частные владельцы, хутор, единоличное хозяйство, переселенческое движение.
До сих пор в нашей стране не утихают дискуссии по вопросам дальнейшего развития аграрного сектора экономики России, в которых учув-ствуют как представители ученых кругов, видные политики и руководители сельскохозяйственных производственных объединений.
Данная проблема беспокоила российское правительство как в начале XX века, так и в настоящее время. Одна из исторических заслуг председателя правительства России П. А. Столыпина состоит в том, что в начале
XX века в стране с господствовавшим патриархальным крестьянских хозяйством он взял на себя инициативу по осуществлению смелой аграрной реформы и сумел добиться определенных позитивных результатов в развитии сельского хозяйства.
В основу аграрной программы П. А. Столыпина был положен принцип: «Поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю!». Выступая на заседании Государственного совета 26 марта 1910 года, Столыпин говорил: По нашим понятиям, не земля должна владеть человеком, а человек должен владеть землей. Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в стоянии выдержать соревнование с землей наших соседей, а земля ... - это Россия» [1, 255].
Правительство Столыпина, взяв на себя материальные расходы по реформированию крестьянского общинного землевладения и превращения крестьянина в частного собственника наделенного землей, разработало законодательство, по которому за государством оставалось право собственности на весь земельный фонд. Земля не могла быть продана ни иностранцам, ни русским представителям некрестьянского сословия, не могла быть продана за личные долги, так как единоличные участки, закрепленные в личную собственность подчиняются всем правилам, установленным для надельных земель.Эти участки могут продаваться только в руки крестьян. Они могут закладываться только в Крестьянском банке. Наконец, Дума статей 51 ограничила возможность скупки наделов, установив правила о воспрещении продажи в одни руки более 6 указанных наделов» [1, 254].
Бесспорно, что общинное пользование землей составляет главное начало и отличительную черту русского народа, и, следовательно, разрушить это начало мерами «сверху» совсем не просто. Но, с другой стороны, та же самая история показывает, что частная собственность на землю и единоличные хозяйства в странах западной цивилизации позволили им к началу XX века не только решить продовольственную проблему у себя, но и получать огромные прибыли за счет все возрастающего экспорта продовольственных товаров в большинство стран мира, в том числе и в нашу страну.
В связи с этим возникает вопрос, что тогда заставило П. А. Столыпина пойти на радикальные изменения российской деревни с ее многовековыми укладом и традициями. Какие мотивы и причины лежат в основе аграрной реформы начала XX века, какие вопросы и проблемы стояли в то и в настоящее время, что общего и в чем отличие между российскими деревнями начала и конца XX века.
Эти и другие вопросы заставляют отечественных исследователей обращаться к столыпинской аграрной реформе, несмотря на то, что по данной проблеме написано немало научных трудов и статей. Важнейшей источниковой базой данной темы являются статистические данные, которые
широко публиковались в конце XIX - начале XX веков в губерниях России. При их обработке и обобщении нельзя обойтись без математических методов исследования или контент-анализа.
В нашей работе мы обратились к материалам текущей статистики Тульской, Воронежской и Тамбовской губернии, которые являются составной частью центральной России.
Картина распространения посевов, как показывают материалы статистики, довольно однообразная. Озимая рожь и овес занимают вместе до 85% всех посевных площадей губернии. Далее идут: картофель - 6,5%, гречиха - 2,7%, конопля - 1,6% и чечевица - 1,7%. Все остальные культуры, вместе взятые, занимают не более 2,4% площади [2, 5].
Несколько слов следует сказать и о самом источнике. В 1895 году при Тульской, Воронежской и Тамбовской губернских земских управах были учреждены статистические бюро, которые собирали основные данные о сельскохозяйственных явлениях посредством добровольных корреспондентов. Результаты своих данных они публиковали в ежегодных сборниках, начиная с 1895 года. Однако, в 1899 году эта работа по неизвестным причинам прекратилась. И только в 1908 году (толчком к этому, вероятно, послужила аграрная реформа П. А. Столыпина) работа статистических бюро вновь возобновились.
В период с 1908 по 1912 год в Тульской губернии работало от 518 до 725 корреспондентов во всех 12 уездах, что позволяет судить об объективности их данных. Социальный состав и число добровольцев с мест, а также изменения в их среде в исследуемый период можно проследить по данным табл. 1.
Как видно из данных таблицы, среди корреспондентов выделяются, прежде всего, крестьяне, в среднем, около половины в 1908 - 1909 гг. и более половины от общего числа в 1910 -1912 гг., то есть представители того сословия, которые составляли большинство населения и ради которых проводилась аграрная реформа. Второе место среди корреспондентов занимают священнослужители и учителя, а интерес к этому делу у частных владельцев постоянно угасает, их количество уменьшается с 15,1% в 1909 году до 6,5% в 1912 году.
Благодаря такой широкой сети корреспондентов статистическое бюро имело возможность давать всеобъемлющую и объективную базу данных развития сельского хозяйства в исследуемом регионе. Кроме выше указанных материалов по текущей статистике, интересные данные можно и еще в одном сборнике, издавшемся при губернском правлении с середины XIX века под названием «Обзор Тульской губернии».
Число корреспондентов
Таблица 1
Годы Общее число корреспондентов % отношение к общему числу
Владельцы Управляющие Священно - служители Учителя Крестьяне Прочие Неизвестные
1908 518 15,1 3,9 18,1 10,6 44,4 6,3 1,5
1909 597 11,7 3,5 20,8 11,1 46,6 5,5 0,8
1910 668 7,8 3,6 17,2 10,6 56,0 4,6 0,2
1911 725 7,4 3,2 17,4 9,8 56,7 4,7 0,8
1912 597 6,5 3,5 15,7 9,7 59,7 4,9 -
Все эти материалы позволяют в определенной мере ответить на такой важный вопрос: каковы причины проведения столыпинской аграрной реформы в начале XX века. Россия в данный период переживала бурный промышленный подъем и активно втягивалась в мировой рынок, прежде всего, по продаже сельскохозяйственной продукции.
Это заставляло российское правительство искать резервы в деле повышения производительности труда в аграрном секторе. Рост мировых и внутренних цен на продукты питания также стимулировал этот прогресс. Данные статистики показывают, что цены на продукты полеводства с 1895 года к 1908 году выросли, в среднем, от 50 до 100%[2, 20]. То есть мы видим, что продажа сельскохозяйственной продукции становится все более выгодным и прибыльным делом как для отдельных хозяйств, так и для государства в целом.
С другой стороны, европейская территория России к началу XX века исчерпала экстенсивный путь развития сельского хозяйства. Это в какой-то мере подтверждают и губернские корреспонденты. От 30 до 40% сообщений в исследуемый период указывает на то, что «кормов до выгона скота в поле не хватало. Как на причину недостатков кормов, большинство указывает на малоземелье и продолжительность зимы [2, 20].».
О нехватке земли в крестьянских хозяйствах говорят и другие данные материалов текущей статистики, и в конечном итоге результатом этой проблемы явилась революция 1905 - 1907 гг. В связи с этим перед российским правительством встала задача: по какому пути идти дальше - традиционному, общинному или, как в западных странах, - индивидуальному.
В пользу единоличных хозяйств говорят и данные губернской статистики. Рассказывая о сельскохозяйственных работах в уездных деревнях,
корреспонденты с мест сообщали о сроках проведения их как у владельцев, куда входили помещичьи и отдельные единоличные крестьянские хозяйства, так и у крестьян, живших в сельской общине.
Здесь мы наблюдаем следующую картину: вывоз навоза начинается в центральных губерниях России уже с 1 мая и продолжается до 20-х чисел июля. Вслед за раскидкой навоза пар вспахивается, и спустя около одного месяца происходит вторая вспашка земли. Посев озимых происходит обычно с первых чисел августа и продолжается в зависимости от погоды почти до конца августа.
Все эти работы, как показывает анализ статистических данных исследуемого региона, начинаются у владельцев раньше, чем у крестьян. Это подтверждают данные табл. 2.
Таблица 2
Виды работ
Виды работ Вывоз навоза на пар Вспашка па ра Сев
начало конец начало конец начало Конец
У владельцев 26 мая 13 июня 6 июня 6 июля 8 августа 20 августа
У крестьян 8 июня 24 июня 19 июня 14 июля 11 августа 24 августа
Как видно из выше приведенных данных, вывоз навоза у крестьян запаздывает по сравнению с частными владельцами на 11 дней, вспашка пара на 13 дней, сев на 3-4 дня. 60% всех сообщений корреспондентов показывает, что у частных владельцев начало и конец полевых работ соответствует «средним» показателям губерний центральной России, тогда как у крестьян такую характеристику дают лишь 48% корреспондентов. Ранним посев считался у владельцев в 15 % хозяйствах, у крестьян - в 6 %, поздним сев признавался лишь в 25 % у владельцев и в 46 % у крестьян [2, 2].
Итак, мы видим, что по всем видам сельскохозяйственных работ показатели у частных владельцев выше, чем у крестьян. Те же статистические данные говорят о том, что в частновладельческих хозяйствах больше применялось удобрений, техники и т. п. Применение лучшей технологии позволяло владельцам получить более высокий урожай по сравнению с крестьянскими хозяйствами. Урожай озимой ржи у владельцев в 1908 году составил 59,9 пудов с одной казенной десятины, у крестьян - 39,8; овса -62,3 пудов с десятины у владельцев по сравнению с 48,2 - у крестьян и т. д [2, 10].
Сообщения с мест говорят о преимуществах владельцев в содержании скота. Во всех уездах Тульской области цены на скот у владельцев, показывает статистика, выше, чем у крестьян, что объясняется, вероятно, и качеством скота и отсутствием острой нужды в денежных средствах, заставляющей крестьян продавать скот по пониженной цене.
Как видно из приведенных выше данных, налицо преимущество ведения единоличных хозяйств по сравнению с сельской общиной, в которой по прежнему к началу XX века проживала основная масса крестьян, испытывающая острую нужду в земле. Эти выводы подтверждают данные о распространении аренды среди крестьян в исследуемый период.
Анализ сообщений корреспондентов статистического бюро при Тульской губернской земской управе показал, что наиболее распространенной в исследуемом регионе является аренда земли под посев главных хлебов России - ржи и овса. Если средняя цена одной десятины под озимые в 1895 - 98 гг. составляла 10 рублей 74 копейки, то в 1908 году - 13 рублей 31 копейку, а под яровые соответственно - 9 рублей 34 копейки и 11 рублей 75 копеек, т. е. повышение цен за этот период за озимые поля составило 23,9 %, за яровые - 25, 8 % [3, 17]. В данный период и, особенно, в годы реформы прослеживается преобладание денежной формы аренды земли по сравнению с издольной. В 1910 году денежная аренда пашни составила 73 %, сенокоса - 53 %, издольная - 9 - 14 % [3, 18].
Эти данные говорят, во-первых, о росте арендных отношений среди крестьян из-за нехватки земли, и, во-вторых, об утверждении в российской деревне института собственности.
На проблему перенаселения и нехватки земли в центральных районах России указывает и факт роста отхожего промысла среди крестьян. Данные статистического бюро говорят о том, что хотя хлебопашество составляет главное занятие населения центральных губерний, тем не менее, довольно значительная часть крестьянского населения уходила на заработки в другие места. В 1906 году ушло на промыслы 263.701 человек, или 17 % постоянного сельского населения Тульской губернии [4,с.10]. По сравнению с прошедшим 1906 годом общее число ушедших на заработки увеличилось на 16.561 человек. И эта тенденция продолжается в 1907 - 1912 годах. Больше всего уходило на промыслы в Каширском уезде, расположенном наиболее близко к Москве, меньше всего в Ефремовском, так как он находится на юге Тульской губернии, вдали от промышленно-торговых центров.
По сообщениям корреспондентов можно проследить и основные места, куда уходили крестьяне на заработки. Это, прежде всего, крупные города, такие как Москва, Петербург, Тула, Серпухов, за ними идут южные губернии России.
Итак, за 10-15 лет мы наблюдаем огромные изменения в сельскохозяйственной жизни Тульской губернии, которые произошли под влиянием
таких факторов, как рост цен на сельскохозяйственную продукцию, развитие арендных отношений, крестьянских отхожих и кустарных промыслов из-за нехватки земли, преимущество единоличных хозяйств перед крестьянскими, повышение цен на рабочие руки в связи с подорожанием производства сельскохозяйственных продуктов, повышением цен на землю, в среднем они поднялись на 20-25 % и т. п.
Если в области вышеуказанных явлений мы наблюдаем изменения в сторону повышения, то сравнивая результаты наблюдений по производительности труда, а ее, прежде всего, можно выяснить по урожайности, мы констатируем стационарное состояние, то есть урожай главных хлебов в центральной России в 1908 году был не выше урожая этих хлебов в 1895 года [5,17]. И этот фактор говорит больше всего в пользу радикальных реформ, проводимых по инициативе П. А. Столыпина в 1908 - 1913 годах.
Важнейшим условием развития предпринимательства в аграрном секторе является рынок. И здесь мы видим преобладание местных уездных рынков, которые мало стимулируют рыночные отношения по сравнению с крупными региональными. Сообщения корреспондентов свидетельствуют, что число рынков крайне ограничено. В среднем, несколько менее половины (46 %) рынков приходится на свои уезды, несколько более трети (36 %) - на Тульскую губернию, а остальные (18 %) - на Московскую, Калужскую, Рязанскую и Орловскую губернии [5,17].
Следует отметить, что пик реформы приходится на 1908 год, когда наблюдается наиболее активная деятельность землеустройственной комиссии. Основное внимание этой комиссии было обращено на составление проектов по ликвидации несостоятельных помещичьих и других мнений и создание на них участков для единоличных хозяйств.
Площадь ликвидированной земли в 1908 году равнялась 31.072 казенных десятин, на которой было образовано «около 800 хуторских, 300 поселковых и около 1800 отрубных участков» [6,11]. Так как в России указания сверху привыкли выполнять «добросовестно», то в материалах обзоров можно увидеть, как «высокое» начальство ругало уездное за то, что мало имений приобрели для создания единоличных хозяйств.
Так, негативная оценка была дана комиссиям Алексинского и Одоевского уездов: в первом было куплено «всего лишь одно имение и то с торгов за неплатежи Дворянскому банку, площадь 201 десятина и во втором -два имения, оставшиеся у Крестьянского подземельного банка по неисправности платежей товариществ, площадью 164 десятины» [6,11].
На покупку и переустройство общинных земель выделялись большие деньги со стороны государственной казны. Обращает внимание создание, так называемых, «показательных хуторов», которые должны были служить иллюстрацией преимуществ ведения единоличных хозяйств перед крестьянской общиной. Таких показательных хуторских поселков по Туль-
ской губернии было создано 15, и на это было отпущено 5000 рублей [6,12].
Организовывались поездки крестьян из Богородицкого и Ефремовских уездов в Волынскую губернию для ознакомления с ведением хуторских хозяйств.
Все это говорит о наших «российских методах», о желании добиться цели как можно быстрее, опередить по темпам другие регионы, раньше всех отрапортовать начальству о своих успехах и т. п. в связи с этим же статистические данные показывают высокие показатели по проведению аграрной реформы в 1908 году и постепенное снижение их к 1912 году.
Примерно такие же тенденции аграрного преобразования прослеживаются в начале XX в Воронежской и Тамбовской губерниях. Так например, в начале 1905 года на крестьянские хозяйства приходилось 590 тыс. дес. земли, или по 5,6 дес. на двор. .К этому же времени в Воронежской губернии сохранилось чуть менее 1600 дворянских имений с земельной площадью в 994 тыс. дес.15. Но несмотря на то что воронежские крестьяне испытывали недостаток пахотной земли, для них было характерно отрицательное отношение к попыткам проведения в жизнь столыпинской аграрной реформы.
Дееспособная часть крестьян сразу же осознала, что аграрная реформа давала шанс на развитие их хозяйств. Сначала медленно, а затем все более уверенно переменны в губернии начали набирать ход. По данным землеустроительных организаций, до 1 января 1917 года в Воронежской губернии вышла из общины и укрепило землю в собственность свыше 81 тыс. домохозяев, имевших около 482 тыс. дес. земли. К общему числу дворов это составляло почти 21 % и около 13 % земельной площади крестьян. А всего заявления о выходе подали почти 135, 5 тыс. крестьян-домохозяев, что составляло почти 30 % от общего их числа в губернии [7,82-83].
Здесь важно отметить то, что составитель обзора точно зафиксировал изменение психологии крестьянина, расставшегося с общиной: экстенсивны подходы неизбежно менялись на интенсивные, созидательные.
В годы аграрной реформы П. А. Столыпина Тамбовская губерния занимала место в первой десятке лидеров переселенческого движения, среди же центрально-черноземных губерний по масштабам прямого переселения за Урал тамбовских крестьян опережали только куряне и воронежцы (табл. 3).
Четверть переселенцев из центральных губерний России не смогли создать прочное хозяйство за Уралом и вернулись к себе на родину. Однако, именно переселенцы стали подлинными пионерами столыпинской аграрной реформы, вольно и невольно способствуя разрушению крестьянской поземельной общины в России.
Таблица 3
Переселенческое движение центрально-черноземного крестьянства в период столыпинской аграрной реформы (1906 - 1916 гг.)
Губернии Число прямых миг-тов По централь-но-черн-му региону Число обратных миг-тов Относит. прямых пересе-ленцев по губерниям По центральночерн. рег.
абс. % абс. % %
1.Воронежская 168568 30,83 37594 22,30 36,91
2.Курская 165940 30,35 23031 13,87 22,61
3.Орловская 104482 19,11 14515 13,89 14,25
4.Тамбовская 107680 19,69 26705 24,80 26,22
ИТОГО 546670 100 101845 18,63 100
Подводя краткие выводы выше приведенных исследований, можно отметить, что губернская статистика позволяет выяснить, какие важные проблемы столыпинской аграрной реформы как причины, предпосылки методы ее проведения, успехи и недостатки ее реализации. Обработка данных с помощью контент-анализа расширяет возможности исследования по данной проблематике.
Список литературы
1. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия...: Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1900 - 1911. М.: Молодая гвардия, 1991. 475 с.
2. Материалы по текущей статистике Тульской губернии за 1908 год. Тула, 1910. 85 с.
3. Материалы по текущей статистике Тульской губернии за 1910 год. Тула, 1912. 115 с.
4. Обзор Тульской губернии за 1906 год. Тула, 1907. 95 с.
5. Материалы по текущей статистике Тульской губернии за 1910 год. Тула, 1912 С. 115 с.
6. Обзор Тульской губернии за 1908 год. Тула, 1909. 140 с.
7. Памятная книжка Воронежской губернии на 1911 год. Воронеж, 1912. 152 с.
Головин Александр Юрьевич, д-р юрид. наук, проф., декан, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Соломатин Евгений Никитович, канд. ист. наук, доц, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
HISTORICAL FEATURES OF THE STOLYPIN AGRARIAN REFORM IN
CENTRAL RUSSIA
A.Y. Golovin, E.N. Solomatin
The article deals with the historical features of the Stolypin agrarian reform in central Russia. It analyzes of current statistics of Tula, Voronezh, Tambov and other provinces, which allowed showing most accurately the major changes in the Russian countryside in the early 20th century.
Key words: agrarian reform, rural community, private owners, farm, individual farm, migration movement.
Golovin Alexander Yurievich, doctor of juridical science, professor, dean, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
Solomatin Evgeny Nikitovich, candidate of historical science, docent, head of department, ENSolomatin@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 347.965(470)''18/19м
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АДВОКАТУРА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
А.Ю. Г оловин, Е.Н. Соломатин
Рассматривается и анализируется роль адвокатуры и адвокатов в отечественной истории второй половины XIX- начала XX вв. и отношение к ней со стороны государственной власти и различных слоев российского общества.
Ключевые слова: адвокатура, присяжные поверенные, ходатаи, судебные уставы, политические процессы.
Развитие адвокатуры в пореформенный период имело четко выраженный компромиссный, половинчатый характер. С одной стороны, сфера функционирования присяжных поверенных была ограничена невозможностью обеспечить соблюдение прав клиента в ходе полицейского дознания и судебного следствия, узостью правовых возможностей присяжных поверенных в процессах, связанных с преступлениями, составлявшими государственную тайну.
С другой стороны, само наличие квалифицированного присяжного поверенного в качестве процессуальной фигуры, призванного уравновесить госу-