Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИМПЕРАТОРСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михеева Галина Васильевна

Государственная политика в области культуры в качестве основополагающего момента обеспечения культурного суверенитета России предусматривает возрастание роли образования и просвещения. Охарактеризована имманентно присущая библиотекам просветительская функция, характерная для всех видов осуществляемой ими деятельности. Проанализирована трансформация просветительской деятельности на протяжении более чем двухсотлетнего исторического пути Императорской Публичной - Российской национальной библиотеки. Определено принципиальное различие в задачах просветительской деятельности в главной библиотеке Российской империи и в период осуществления культурной революции и социалистического строительства 1920-1930-х гг. Охарактеризованы особенности просветительской деятельности Российской национальной библиотеки в годы Великой Отечественной войны. Раскрыты формы и методы ее осуществления в национальной библиотеке РФ, показана их особая роль в изменяющихся исторических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL FOUNDATIONS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE NATIONAL LIBRARY OF RUSSIA

The state policy in the field of culture, as a fundamental element in ensuring the cultural sovereignty of Russia, provides for an increase in the role of education and enlightenment. The educational function immanently inherent in libraries, characteristic of all types of their activities, is characterized. The transformation of educational activities over the course of more than two hundred years of the historical path of the Imperial Public - Russian National Library is analyzed. The fundamental difference in the tasks of educational activities in the main library of the Russian Empire and in the period of the Сultural revolution and socialist construction of the 1920s-1930s was determined. The features of the educational activities of the National Library of Russia during the Great Patriotic War are characterized. The forms and methods of its implementation in the national library of the Russian Federation are revealed, their special role in changing historical conditions is shown.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»

УДК 027.54(470.23-25):021.2

Г. В. Михеева

Исторические основы просветительской деятельности Российской национальной библиотеки

Государственная политика в области культуры в качестве основополагающего момента обеспечения культурного суверенитета России предусматривает возрастание роли образования и просвещения. Охарактеризована имманентно присущая библиотекам просветительская функция, характерная для всех видов осуществляемой ими деятельности. Проанализирована трансформация просветительской деятельности на протяжении более чем двухсотлетнего исторического пути Императорской Публичной — Российской национальной библиотеки. Определено принципиальное различие в задачах просветительской деятельности в главной библиотеке Российской империи и в период осуществления культурной революции и социалистического строительства 1920-1930-х гг. Охарактеризованы особенности просветительской деятельности Российской национальной библиотеки в годы Великой Отечественной войны. Раскрыты формы и методы ее осуществления в национальной библиотеке РФ, показана их особая роль в изменяющихся исторических условиях.

Ключевые слова: просветительская деятельность, история библиотек, государственная культурная политика, просвещение, Императорская Публичная библиотека, Российская национальная библиотека

Galina V. Mikheeva

Historical foundations of the educational activities of the National Library of Russia

The state policy in the field of culture, as a fundamental element in ensuring the cultural sovereignty of Russia, provides for an increase in the role of education and enlightenment. The educational function immanently inherent in libraries, characteristic of all types of their activities, is characterized. The transformation of educational activities over the course of more than two hundred years of the historical path of the Imperial Public - Russian National Library is analyzed. The fundamental difference in the tasks of educational activities in the main library of the Russian Empire and in the period of the Cultural revolution and socialist construction of the 1920s-1930s was determined. The features of the educational activities of the National Library of Russia during the Great Patriotic War are characterized. The forms and methods of its implementation in the national library of the Russian Federation are revealed, their special role in changing historical conditions is shown.

Keywords: educational activities, history of libraries, state cultural policy, education, Imperial Public Library, National Library of Russia DOI 10.30725/2619-0303-2023-1-164-171

На современном этапе исторического развития России перед всеми учреждениями культуры, в том числе и перед библиотеками, стоит задача расширения и совершенствования форм и методов исторического и культурного просвещения и воспитания многонационального народа Российской Федерации. Особую значимость это направление приобретает в свете изменений в Основах государственной культурной политики, внесенных Указом Президента Российской Федерации 25 января 2023 г. [1].

Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные

основы жизни, особую культурно-созидательную роль библиотек - хранителей культурной и интеллектуальной памяти ее народов. Исключительная миссия в деле осознания и упрочения культурного суверенитета страны принадлежит первой государственной общедоступной библиотеке страны - Российской национальной библиотеке.

Учрежденная 16 (27) мая 1795 г. по повелению императрицы Екатериной II первая национальная библиотека России с самого начала своего существования изначально, по мысли ее основательницы, должна была стать «храмом просвеще-

ния», подлинным очагом формирования образованного слоя российского дворянства и интеллектуальной элиты, центром культурной и научной жизни северной столицы. «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять», - писала императрица, формулируя правила государственного управления, которыми должен руководствоваться просвещенный монарх [2, с. 647]. Предполагалось, что созданная «на пользу всех и каждого» библиотека будет олицетворять собой духовную мощь государства, собирать и хранить прежде всего отечественные печатные и письменные источники, передавая из поколения в поколение историческую память народа. Екатерининская эпоха была в России тем периодом, когда «всякая культурная деятельность... являлась прямым участием в созидании государства» [3, с. 248]. В отличие от всех крупнейших европейских библиотек того времени, не стремившихся обслуживать читателей, созданная библиотека была призвана осуществлять просвещение и воспитание россиян, служить «для общего обозрения и употребления», формируя слой интеллектуальной элиты. В библиотеке, по проекту императрицы, должна была быть создана астрономическая обсерватория, механические кабинеты, зимний сад для отдыха и общения посетителей [4, с. 153-154].

Воплотитель екатерининских идей первый директор Императорской Публичной библиотеки А. Н. Оленин, руководствуясь идеями патриотизма и любовью к просвещению, совместно со своим помощником - будущим президентом Императорской Академии наук и министром народного просвещения С. С. Уваровым [5, с. 68-83] - стремился создать из Библиотеки особое учреждение культуры, своего рода греческий храм, в котором царил бы культ литературы и искусства, соединялись книгохранилище, музей книг и произведения искусства.

Уже в первые годы после открытия в 1814 г. Библиотеки для читателей ее создатели отчетливо осознавали, что ее миссия значительно шире, чем только выдача книг и выполнение библиографических запросов. В целях содействия просвещению широкой публики необходимо было знакомить приходящих в Библиотеку посетителей с ее интеллектуальными богатствами, популяризировать само существование «первенствующего книгохранилища

России», привлекать внимание к происходившим в ней событиям. Именно поэтому в день открытия Библиотеки 2 (14) января ежегодно проводились торжественные акты, на которые приглашались именитые и просвещенные жители столицы и иностранные гости, информация об этих событиях освещалась в петербургской и провинциальной прессе. Эта традиция сохранилась и по сегодняшний день.

Каждый год издавались подробные отчеты о деятельности Библиотеки, привлекавшие внимание образованных слоев и получавшие отзывы в печати. Наконец, зародилась традиция проводить «обозрения» (экскурсии) по Библиотеке с демонстрацией самых ценных книг и рукописей и рассказом о богатстве фондов. Эти направления были закреплены уже в первом законодательном акте о ее деятельности - «Начертании подробных правил для управления имп. Публичною библиотекою» [6, с. 39-40].

Просветительская деятельность Императорской Публичной библиотеки получила дополнительный импульс в 1850-е гг., когда директором ее был назначен М. А. Корф, который полагал, что «просветительные задачи Библиотеки требуют создания в ней возможно полного наглядного музея по истории письменности, книгопечатания и гравирования» [7, с. 292]. При нем значительно увеличилось число обозрений, которые проводили заведующие отделениями, принимал участие в экскурсионной деятельности и сам директор [8]. В целях придания осмотрам Библиотеки большей наглядности и привлекательности, по инициативе М. А. Корфа, стали организовывать выставки рукописей, эстампов, редких книг, чтобы «важнейшие примечательности Библиотеки... разместить на виду всем, в обустроенных по разным залам витринах и шкафах за стеклами и каждый предмет снабдить надписью или ярлыком, достаточно объясняющим его значение» [9, с. 43-44]. Выставки как средство популяризации Библиотеки и просвещения посетителей были постоянными (библий, переплетов, образцов церковнославянского и русского книгопечатания, коллекция портретов Петра I, сочинений Екатерины II и др. [7, с. 304-308]), привлекали к ознакомлению с ними большое число народу, способствовали усилению интереса к Публичной библиотеке среди широких научных кругов России и зарубежья. Императорская Публичная библиотека была первой среди европейских библиотек, организовав-

ших выставки в таких широких масштабах [10, с. 96]. В. И. Собольщиков отмечал: «... посещения Библиотеки нашей ощутительно полезно для публики: посетители, обходя залы Библиотеки, не теряют время понапрасну, но приобретают запас полезных знаний» [11, с. 32]. В. В. Стасов считал, что эти обозрения «были маленькие публичные курсы о множестве интересных вопросов» [12, стб. 1549].

Просветительским задачам соответствовали и два путеводителя по Библиотеке, изданных в 1852 и 1860 гг. [13; 14]: они знакомили всех заинтересованных лиц с составом фондов и теми возможностями получения знаний, которыми располагала Библиотека, помогали посетителям при ее индивидуальном обозрении, подробно освещали состав всех отделений Библиотеки [15]. Проявляли интерес к знакомству с хранящимся в Библиотеке книжным и рукописным фондами и российские императоры [16]. Экскурсии по Публичной библиотеке во второй половине XIX в. стали органической частью ее деятельности. Они способствовали популяризации Библиотеки, в свою очередь влияли на увеличение числа читателей. Особое внимание совершенствованию просветительской работы Библиотеки уделял И. Д. Делянов и в бытность ее директором, и затем на посту министра народного просвещения [17].

В предреволюционный период изменился состав читателей Публичной библиотеки, сказалось это и на тех, кто приходил на экскурсии: студенты, курсисты, члены различных общественных и просветительских организаций, участники разнообразных съездов, конференций, учителя, рабочие, иногородние и иностранные посетители. Менялось и содержание экскурсий: наряду с культурно-познавательными экскурсиями стали проводиться практические, учебные, производственные обозрения Библиотеки.

Октябрьская революция коренным образом изменила деятельность всех учреждений культуры: нужно было решать первостепенные задачи культурной революции, просвещать самые широкие массы трудящихся, формировать новую, советскую интеллигенцию. Впервые в уставном документе Публичной библиотеки декларировалось, что она является не только «ученым», но и «культурно-просветительным учреждением», и «способствует народному просвещению и развитию научного

знания» [18, с. 83]. В стране ощущалась небывалая тяга к знаниям, и старейшая национальная и главная библиотека Российской Федерации играла в этом далеко не последнюю роль, стремилась всеми возможными способами содействовать просвещению широких слоев населения, всемерно расширилась просветительская деятельность Библиотеки. Новые задачи работы, требование осуществления тесной связи пропаганды книги и самой Библиотеки с задачами социалистического строительства и коммунистического воспитания трудящихся обусловили совершенствование уже сложившихся форм культурно-просветительской деятельности и поиск новых методов ее проведения.

Кардинально изменилась выставочная работа Библиотеки, в первую очередь на выставках стали демонстрировать новые издания по актуальным отраслям науки, техники, сельского хозяйства. Особое внимание уделялось просвещению и политическому воспитанию молодежи [19]. Создавались отраслевые кабинеты и филиалы [20; 21], приближенные к читательским зонам, в них проводились лекционные мероприятия, информация о которых помещалась в газетах. Для этих целей привлекались ведущие специалисты-отраслевики, академики и профессора, библиотечные работники ввели практику проведения регулярных обзоров новой и научно значимой литературы по фондам Библиотеки, с подобными обзорами и сопровождавшими их выставками библиотекари стали выезжать на заводы и фабрики, в ближайшие села. Особое внимание уделялось популяризации литературы по наиболее актуальным вопросам народно-хозяйственного строительства, основным проблемам политической и культурной жизни, материалам партийных съездов, антирелигиозной тематике, всемерно пропагандировались материалы, направленные на раскрытие задач пятилеток.

Новым в регулярно обновляемых выставках стала и их тематика: «История революционного движения в России», «1-Мая», «Карл Маркс», «Коминтерн», «Парижская Коммуна», организовывались выставки к юбилейным и памятным датам отечественных писателей, ученых, деятелей революционного движения, покорителей Арктики и др. [22, с. 179-180]. На выставках экспонировались не только книги, но и материалы отделов рукописей, эстампов, кар-

тографии. Их организовывала специально созданная комиссия, часто привлекались к участию другие организации (Музей революции, Педагогический институт), предоставлявшие свои материалы и лекторский состав для сопровождения выставочных мероприятий. С созданием в 1926 г. Выставочного бюро эта деятельность приняла планомерный характер, в подготовке выставок все больше стал превалировать принцип рекомендательности. Регулярно стали устраиваться систематически сменяемые выставки новых поступлений. Материалы Библиотеки широко предоставлялись и для выставок, устраиваемых другими учреждениями, при этом оказывалась необходимая методическая помощь в проведении ими массовой работы. Эффективной просветительской работой в годы индустриализации страны стали серии выставок «Производственно-техническую книгу - рабочему (металлисту, электрику, текстильщику и др.)».

Менялось и содержание экскурсионное работы, разрабатывались специальные материалы для групп учащихся, рабочих, красноармейцев, слушателей совпартшкол, рабфаковцев, количество экскурсантов значительно возросло по сравнению с предшествовавшими годами. Из числа ведущих сотрудников Библиотеки выделялись специальные экскурсоводы, деятельность которых рассматривалась как одна из важных форм политико-просветительной работы. С 1928 г. с созданием Экскурсионного бюро активизировалась и упорядочилась экскурсионная работа, к 1930 г. ежегодно в Библиотеке стали проводить до 140 экскурсий. Основным содержанием экскурсий стала тема «Государственная Публичная библиотека на фронте социалистического строительства» [22, с. 250].

В 1930-е гг. широкое распространение приобрело создание в Библиотеке различных кружков - рецензентов, реставраторов книг, корреспондентов стенгазет, краеведов, радиолюбителей. Регулярными стали тематические и литературные вечера, встречи с писателями, поэтами, героями пятилеток, лекции, доклады, обзоры, читательские конференции и диспуты. Беседы и лекции проводились даже во время обеденных перерывов в цехах заводов «Красный путиловец», «Красный выборжец» и др. [22, с. 221].

Осуществляя поставленную партией и правительством задачу воспитания нового

человека - строителя коммунизма, Библиотека приступила к созданию целой серии рекомендательных библиографических списков и картотек в расчете на разные уровни подготовки читателей. Эти списки, а затем и переход к более совершенной и сложной системе отраслевых библиографических указателей, служили, с одной стороны, просветительским задачам и рекомендации новой и лучшей литературы, с другой - основанные на строгом соблюдении принципа партийности, они выполняли пропагандистскую и воспитательную задачу в деле формирования личности активных строителей социалистического общества, решали вопросы политического просвещения широких слоев читателей. Подобные списки получили распространение не только среди читателей самой Публичной библиотеки, но направлялись в различные библиотеки, подведомственные Наркомпросу, и активно использовались для пропаганды включенной в эти списки литературы, тем самым осуществлялось разностороннее руководство чтением самых разных категорий читателей по всей сети массовых библиотек.

Великая Отечественная война коренным образом изменила формы и методы просветительской работы Публичной библиотеки. Прекратились экскурсии в Библиотеку: наиболее ценные книги и рукописи были отправлены в эвакуацию, в холодных залах с выбитыми во время бомбежек стеклами гулял пронизывающий ветер... Однако сотрудники Библиотеки, которая ни на один день во время блокады Ленинграда не прекращала обслуживание читателей, посещали госпитали и вслух читали раненым книги и газеты. Громкие читки проводились даже в бомбоубежищах. В воинских частях, на агитпунктах, в военкоматах, в стационарах устраивались небольшие выставки-передвижки, посвященные праздничным датам, героям отечественной истории, боевым и трудовым подвигам защитников Родины. Готовились альбомы вырезок и фотографий, содержащие иллюстративный материал о героях Отечественной войны, бессмертном подвиге ленинградцев, которые рассылались в действующие воинские части на фронт [23, с. 133]. Создавались небольшие картотеки, носившие рекомендательный характер и соответствовавшие требованиям времени: «Дикорастущие съедобные растения», «Заменители пищевых продуктов», «Про-

тивовоздушная оборона», «Ледяные переправы» и др. Ведущие специалисты Библиотеки выступали с лекциями на кораблях Балтийской военной флотилии, в воинских частях Кронштадта, проводили беседы на политические и историко-культурные темы [24, с. 85].

После Победы и ликвидации тяжелых последствий фашистской оккупации в ходе дальнейшего развития промышленности, сельского хозяйства, системы народного образования потребовалось совершенствование просветительской работы Публичной библиотеки, поиск новых форм ее проведения. В практику работы вошла организация циклов выставок в связи с крупными событиями в жизни страны и актуальными темами: съездами КПСС и пленумами ЦК КПСС, юбилеями Октябрьской революции, национальными праздниками стран народной демократии, борьбой за всеобщее и полное разоружение, укреплением дружбы и сотрудничества с коммунистическими и рабочими партиями других стран, актуальными вопросами науки, техники и сельского хозяйства, культуры и литературы народов мира и др. Были созданы серии выставок «В помощь самообразованию», «Культура чтения и методы работы с книгой», «Овладеем культурой чтения». Увеличилось число выставок-персоналий к юбилейным датам жизни и творчества отечественных и зарубежных выдающихся деятелей науки и искусства, сопровождаемых богатым иллюстративным материалом из фондов Библиотеки. Выставки приурочивались к различным съездам, совещаниям и конференциям, активизировалась организация выездных выставок.

В практику вошло проведение экскурсий по выставкам. Были введены еженедельно обновляемые выставки новых поступлений с открытым доступом к экспонируемым изданиям. Новыми комплексными формами просветительской работы стали «недели» и «декады»: «Декада учителя», «Неделя строителя» и т. д. Все они сопровождались выставками соответствующей отечественной и иностранной литературы профильной тематики, обзорами новинок, выступлениями и лекциями специалистов.

С 1962 г. стали издаваться памятки и «Путеводители» по Публичной библиотеке, продолженные затем с разной степенью периодичности выходящими буклетами по Библиотеке в целом и по отдельным ее

фондам и подразделениям. Ежегодно в Библиотеке проводилось свыше 500 тематических выставок и более тысячи выставок новых поступлений [25, с. 133]. С 1980-х гг. расширилась география выездных выставок - от Прибалтики до Сибири и Дальнего Востока. Укрепление связей Библиотеки с Домом дружбы с народами зарубежных стран, консульствами и обществами дружбы в разных странах обоих полушарий способствовали выходу выставочной работы Библиотеки на международную арену и предоставлению хранящихся в ней ценных документов для экспозиции на зарубежных выставках. С применением новых информационных технологий системой стала подготовка виртуальных выставок, доступных желающим всего земного шара.

Систематической и планомерной стала лекционная работа, сформировались циклы лекций по актуальным народнохозяйственным и идеологическим вопросам. К чтению лекций, сопровождаемых демонстрацией кинофильмов и диапозитивов, привлекались как сотрудники Библиотеки, так и крупные ученые, квалифицированные лекторы общества «Знание». Увеличилось количество лекций, раскрывающих фонды Библиотеки, литературных вечеров, читательских конференций, встреч с писателями, актерами ведущих театров, редакторами популярных журналов, историками. С 1990-х гг. презентации новых книг и журналов стали обычным явлением в стенах Библиотеки. Лекционно-массовая работа, пережив некоторый спад в конце 1980-х -начале 1990-х гг., сумела адаптироваться к новым требованиям и интересам публики, стали освещаться ранее закрытые темы, делался особый акцент на восприятие России как многонационального и многоконфессионального государства.

С 1985 г. в Библиотеке начался цикл концертов звукозаписей симфонической, оперной и опереточной музыки. В концертную практику Библиотеки все чаще стали вводиться музыкальные редкости из ее фондов. Открытый в 1994 г. музыкальный видеолекторий стал едва ли не самым доступным в городе популяризатором мирового классического музыкального наследия и пользовался неизменным вниманием посетителей. Открытие в Новом здании Библиотеки актового зала с современной аппаратурой для видеопоказа значительно расширило возможности видеолектория.

Изменилась тематика экскурсий, увеличилось их количество. Задачи популяризации Библиотеки и ее книжных и рукописных богатств потребовали совершенствования содержания экскурсий, выделения различных типов экскурсий для школьников, историков книги, искусствоведов, общих обзорных экскурсий, углубленного знакомства со специальными фондами и др. Ежегодно свыше 9 тыс. посетителей, для которых в целом проводилось около 600 экскурсий, знакомились с Библиотекой и хранящимися в ее фондах книжными и рукописными сокровищами [25, с. 133].

Задачам просветительской деятельности способствовали и ознакомительные беседы по вопросам системы каталогов Библиотеки. Первой среди крупных универсальных библиотек СССР Публичная библиотека уже в 1950-е гг. стала проводить с читателями семинар по изучению основ библиографической грамотности [26].

Экспоненциальный рост книжной продукции страны, интенсивное развитие всех областей народного хозяйства привели ко все возрастающему значению рекомендательной библиографии, которая оказывала помощь в ориентировании в бесконечном книжном потоке. Появились новые формы рекомендательных библиографических пособий, рассчитанные на разные категории читателей. Прежде всего расширилась тематика рекомендательных подсобных картотек в читальных залах, отражающих наиболее актуальные вопросы времени: освоение целинных и залежных земель, использование атомной энергии и др. Стали регулярно составляться рекомендательные библиографические списки как оперативное подспорье для ознакомления читателей с лучшей актуальной литературой: материалами съездов КПСС и пленумов ЦК партии, постановлениями Правительства, важнейшими событиями внутренней и международной жизни. В год в Библиотеке готовилось до 140 подобных списков [22, с. 341].

Расцвет рекомендательной библиографии в Библиотеке, как и в целом по стране, пришелся на 1960-1980-е гг. Приоритетным направлением стала подготовка серии «Мир. Труд. Коммунизм», 150 выпусков которой выходили в 1960-1989 гг. тиражом 80 тыс. экз. [25, с. 157] каждый. В течение 15 лет (1974-1989) вышло 28 выпусков серии «Страны и народы мира». Особое

внимание уделялось рекомендательной библиографии для рабочих специальностей: «В помощь рабочим.» (строителям, судостроителям и др.), издавались серии для молодежи, осваивающей разные специальности, и учащихся ПТУ: «Научно-технические знания - рабочим» (1973-1980), «Профессии рабочих» (1983-1990). В целях просвещения начинающих читателей готовились серии бесплатных закладок-листовок «С чего начать?» с краткими списками литературы.

Конец 1980-х - начало 1990-х гг. знаменовали собой период создания новых форм рекомендательной библиографии, соответствовавших требованиям времени: вышли сборники-дайджесты журнальных статей на популярные «перестроечные» темы «Страницы истории» с рекомендованной литературой, была предпринята попытка издания биобиблиографической энциклопедии «История Государства Российского: жизнеописания», содержавшая краткие исторические очерки о выдающихся деятелях с фрагментами из их трудов и списками популярной литературы о них (1996-2001). С 2001 г. создание рекомендательных пособий в Библиотеке было прекращено, и это направление просветительской деятельности не получило своего продолжения.

Особым направлением просветительской деятельности Библиотеки, основы которого были заложены еще в начале ХХ в., стала подготовка крупных исторических трудов, раскрывающих все этапы ее развития и привлекавших к знакомству с этим учреждением культуры широкие слои населения. Как правило, поводом к созданию подобных трудов служили юбилейные даты в жизни Библиотеки: 100-летие [7], 150-летие [22] и 200-летие [25] со дня ее основания или открытия для читателей. Особенностью этого направления просветительской деятельности Российской национальной библиотеки, отличающей ее от всех других учреждений культуры, стало развитие исторической персонификации, оживление страниц ее истории за счет создания разномасштабных по объему очерков жизни ее сотрудников, деятельность которых была связана не только с развитием самой Библиотеки, но оказывала непосредственное влияние на общественную, научную и культурную жизнь страны. В числе подобных работ можно выделить четырехтомный биобиблиографический словарь «Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и

культуры» (1995-2013), коллективную монографию «История Библиотеки в биографиях ее директоров, 1795-2005» (2006) и продолжающуюся серию монографий «Деятели Российской национальной библиотеки» (с 1995), насчитывающую к настоящему времени 14 работ.

Каждый исторический этап существования государства ставит особые задачи в сфере просветительской деятельности библиотек, требует совершенствования прежних форм и поиска новых, инновационных способов ее осуществления. В современный период развития страны как никогда прежде возрастает роль и значение культурно-просветительской деятельности Российской национальной библиотеки. Обладающая богатым опытом в реализации этого направления своей деятельности, Библиотека предполагает достойно и своевременно ответить на вызовы времени, продолжая, в том числе сохранять историческую память и защищать историческую правду, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 25 января 2023 г. № 85 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808» // Президент России: офиц. сайт. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/48855 (дата обращения: 09.02.2023).

2. Записки императрицы Екатерины Второй. Санкт-Петербург, 1907. VIII, 743 с.

3. Ходасевич В. Ф. Державин. Москва, 1988. 385 с.

4. Михеева Г. В. Михаил Иванович Антоновский. Санкт-Петербург, 2021. 233 с.

5. Михеева Г. В. Сергей Семенович Уваров. Санкт-Петербург, 2022. 250 с.

6. Акты, относящиеся до нового образования Императорской библиотеки. Санкт-Петербург, 1812. 48 с.

7. Императорская Публичная библиотека за сто лет, 1814-1914. Санкт-Петербург, 1914. 481, XXVI с.

8. Ивановский А. Д. Воскресное обозрение Императорской Публичной библиотеки. Санкт-Петербург, 1869. 36 с.

9. Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1851 год, представленный министру Императорского Двора директором Библиотеки бароном Корфом. Санкт-Петербург, 1852. 49, 26 с.

10. Ефимова Н. А. Читатели Публичной библиотеки в Петербурге и организация их обслуживания

в 1814-1917 гг. // Труды / Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1958. Т. 6 (9). 190 с.

11. Собольщиков В. И. Обзор больших библиотек Европы в начале 1859 года. Санкт-Петербург, 1860. 90 с.

12. Стасов В. В. Граф Модест Андреевич Корф: биогр. очерк // Стасов В. В. Собрание сочинений, 1847-1886. Санкт-Петербург, 1894. Т. 3. Стб. 1539-1556.

13. Путеводитель по Императорской Публичной библиотеке / сост. А. Ф. Бычков, Р. И. Минцлов. Санкт-Петербург, 1852. 140 с.

14. Путеводитель по Императорской Публичной библиотеке. Санкт-Петербург, 1960. IV, 66 с.

15. Михеева Г. В. Отделенческая система в Императорской Публичной библиотеке (исторический очерк) // Клио. 2018. № 2. С. 147-154.

16. Матвеева И. Г., Михеева Г. В. Посещение Публичной библиотеки императорами и членами Российского Императорского Дома // Книга: исслед. и материалы. Москва, 2014. Сб. 101. С. 98-113.

17. Михеева Г. В. 1861-1882. Иван Давыдович Делянов // История Библиотеки в биографиях ее директоров, 1795-2005. Санкт-Петербург, 2006. С. 136-153.

18. Устав Российской Публичной библиотеки // Грин Ц. И., Третьяк А. М. Публичная библиотека глазами современников (1917-1929): хрестоматия. Санкт-Петербург, 2003. С. 83-92.

19. Ефимова Н. А. Из истории обслуживания молодежи в Гос. Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в 20-30-х годах (III филиал - Библиотека молодежи) // Труды / Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1963. Т. 11 (14). С. 95-106.

20. Михеева Г. В. VI филиал Публичной библиотеки: опыт совместной работы научной и массовой библиотеки // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. 2015. № 4. С. 84-90.

21. Михеева Г. В. Кабинет новой иностранной литературы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. 2017. № 2. С. 96-99.

22. История Государственной ордена Трудового Красного Знамени Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1963. 435 с.

23. Ефимова Н. А. Обслуживание читателей Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в годы Великой Отечественной войны // Труды / Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1962. Т. 10 (13). С. 127-140.

24. Михеева Г. В. Российская национальная библиотека в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Санкт-Петербург, 2020. 142 с.

25. История Российской национальной библиотеки (1963-2013). Санкт-Петербург, 2016. 276 с.

26. Кирпичева И. К. Пропаганда библиотечно-библиографических знаний среди читателей Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина // Советская библиография. 1952. Вып. 1 (32). С. 76-88.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of January 25, 2023 No. 85 "On Amendments to the Fundamentals of State Cultural Policy, approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014. No. 808". President of Russia: offic. website. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48855 (accessed: Fevr.09.2023) (in Russ.).

2. Notes of Empress Catherine II. Saint-Petersburg, 1907. VIII, 743 (in Russ.).

3. Khodasevich V. F. Derzhavin. Moscow, 1988. 385 (in Russ.).

4. Mikheeva G. V. Mikhail Ivanovich Antonovsky. Saint-Petersburg, 2021. 233 (in Russ.).

5. Mikheeva G. V. Sergei Semenovich Uvarov. Saint-Petersburg, 2022. 250 (in Russ.).

6. Acts relating to the new formation of the Imperial Library. Saint-Petersburg, 1812. 48 (in Russ.).

7. Imperial Public Library for a hundred years, 1814-1914. Saint-Petersburg, 1914. 481, XXVI (in Russ.).

8. Ivanovsky A. D. Sunday Review of the Imperial Public Library. Saint-Petersburg, 1869. 36 (in Russ.).

9. Report of the Imperial Public Library for 1851, presented to the Minister of the Imperial Court by the Director of the Library, Baron Korf. Saint-Petersburg, 1852. 49, 26 (in Russ.).

10. Efimova N. A. Readers of the Public Library in Saint-Petersburg and the organization of their service in 1814-1917. Proceedings of M. E. Saltykov-Shchedrin State Public Library. Leningrad, 1958. 6 (9), 190 (in Russ.).

11. Sobolshchikov V. I. Overview of large libraries in Europe at the beginning of 1859. Saint-Petersburg, 1860. 90 (in Russ.).

12. Stasov V. V. Count Modest Andreevich Korf: biogr. essay. Stasov V. V. Collected works, 1847-1886. Saint-Petersburg, 1894. 3, 1539-1556 (in Russ.).

13. Bychkov A. F. (comp.), Mintslov R. I. (comp.). Guide to the Imperial Public Library. Saint-Petersburg, 1852. 140 (in Russ.).

14. Guide to the Imperial Public Library. Saint-Petersburg, 1960. IV, 66 (in Russ.).

15. Mikheeva G. V. Departmental system in the Imperial Public Library (historical essay). Clio. 2018. 2, 147-154 (in Russ.).

16. Matveeva I. G., Mikheeva G. V. Visiting the Public Library by emperors and members of the Russian Imperial House. Book: research and materials. Moscow, 2014. 101, 98-113 (in Russ.).

17. Mikheeva G. V. 1861-1882. Ivan Davydovich Delyanov. History of the Library in the biographies of its directors, 1795-2005. Saint-Petersburg, 2006. 136-153 (in Russ.).

18. Charter of the Russian Public Library. Grin Ts., Tretiak A. M. The Public library through the eyes of contemporaries (1917-1929): reader. Saint-Petersburg, 2003. 83-92 (in Russ.).

19. Efimova N. A. From the history of serving youth in the State. Public Library. M. E. Saltykov-Shchedrin in the 20-30s (III branch - Library of Youth). Proceedings of M. E. Saltykov-Shchedrin State Public Library. Leningrad, 1963. 11 (14), 95-106 (in Russ.).

20. Mikheeva G. V. VI branch of the Public Library: the experience of joint work of scientific and mass libraries. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2015. 4, 84-90 (in Russ.).

21. Mikheeva G. V. Cabinet of new foreign literature. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2017. 2, 96-99 (in Russ.).

22. History of the State Order of the Red Banner of Labor of the Public Library named after M. E. Saltykov-Shchedrin. Leningrad, 1963. 435 (in Russ.).

23. Efimova N. A. Service for readers of the State Public Library. M. E. Saltykov-Shchedrin during the Great Patriotic War. Proceedings of M. E. Saltykov-Shchedrin State Public Library. Leningrad, 1962. 10 (13), 127-140 (in Russ.).

24. Mikheeva G. V. Russian National Library during the Great Patriotic War (1941-1945). Saint-Petersburg, 2020. 142 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. History of the Russian National Library (19632013). Saint-Petersburg, 2016. 276 (in Russ.).

26. Kirpichova I. K. Propaganda of library and bibliographic knowledge among readers of the State Public Library. M. E. Saltykov-Shchedrin. Soviet bibliography. 1952. 1 (32), 76-88 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.