УДК 94(47).084.5+930.253
07.00.00 Исторические науки
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В ГОДЫ НЭПА
Бадмаева Екатерина Николаевна
д-р ист. наук, доцент, заведующая отделом истории
Калмыцкий научный центр Российской академии наук
Россия, 358000, Республика Калмыкия,
г. Элиста, ул. Илишкина, 8
e-mail: [email protected]
Предлагаемая статья рассматривает одну из ключевых проблем советской истории — деятельность органов управления народным хозяйством в период нэпа в отдельно взятом регионе — Республике Калмыкия. В результате исследования показано, как архивные материалы и отдельные виды источников используются в изучении обозначенных проблем, как взаимодействуют между собою выявленные источники и в научно-исследовательских работах. Публикация новых архивных документов, их разнообразие свидетельствует о том, что в изучении проблем органов управления начинается новая веха. Она связана не столько с видовым обновлением документов, сколько с изменением методики их анализа. Основное внимание в ней начинает уделяться субъективным факторам и обстоятельствам. В этом отношении дальнейшее развитие источниковой базы в изучении системы органов управления в Калмыкии будет определяться современными представлениями о месте и роли исторического документа в осмыслении прошлого
Ключевые слова: ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, АРХИВ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Doi: 10.21515/1990-4665-123-076
UDC 94(47).084.5+930.253 Historical sciences
HISTORICAL SOURCES ON THE STUDY OF THE SYSTEM OF GOVERNING BODIES OF THE NATIONAL ECONOMY IN THE YEARS OF THE NEP
Badmaeva Ekaterina Nikolaevna
Dr. of History, Associate Professor, Head of History
Department
Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Ilishkina str., 8,
E-mail: [email protected]
The offered article considers one of key problems of the Soviet history. It is an activity of governing bodies of the national economy in the period of the New Economic Policy in separately taken region — the Republic of Kalmykia. As a result of a research it is shown how archival materials and separate types of sources are used in studying of the designated problems, how the revealed sources interact between themselves in research works. The publication of new archival documents and their variety demonstrate that the new milestone begins in studying problems of governing bodies. It is connected not so much with specific updating of documents as with change of a technique of the analysis. The main attention begins to be paid to subjective factors and circumstances. In this regard further development of source base in studying of system of governing bodies in Kalmykia will be defined by modern ideas of the place and a role of the historical document in understanding of the past
Keywords: GOVERNING BODIES, NATIONAL ECONOMY, NEW ECONOMIC POLICY, ARCHIVES, HISTORICAL SOURCE
В настоящее время для органов власти весьма актуально исследование эффективных моделей хозяйственного управления и частной инициативы, способствующих улучшению предпринимательского климата в стране и экономического положения России. В этом плане сложившаяся ныне неоднозначная ситуация по многим параметрам схожа с социально-экономическим положением страны в начале 1920-х гг., когда молодое
советское государство искало пути выхода из экономического кризиса и преодоления тяжелых последствий Первой мировой войны, большевистской революции и кровопролитной, разрушительной гражданской войны. Новая экономическая политика для советской России стала одним из оптимальных выходов из экономического кризиса, поскольку явилась результатом слаженного взаимодействия властных государственных структур, осуществляющих экономическое управление и предпринимательских структур, включающего в себя экономическое стимулирование, экономическую ответственность, хозяйственный расчет. К сожалению, на современном этапе развития России такого гармоничного взаимодействия между властью и бизнесом не наблюдается.
В предлагаемой статье нами предпринята попытка показать, насколько исторические источники, хранящиеся, в частности, в Национальном архиве Республики Калмыкия, используются в изучении одной из ключевой проблемы советской истории — деятельности органов управления народным хозяйством в период нэпа в отдельно взятом регионе — Республике Калмыкия. Знакомя с фондами и источниками Национального архива, мы, таким образом, создаем своеобразный путеводитель по лабиринтам республиканского архивохранилища, где хранятся уникальные документы по исследуемому периоду, и попытаемся поразмышлять над тем, каким образом они могут быть использованы в дальнейших исследовательских изысканиях. Ведь для современной исторической науки исторические источники в виде архивных документов, как и прежде, являются и остаются одним из главнейших источником исторического познания.
Национальный архив Республики Калмыкия (далее НА РК) представляет собой крупное архивное хранилище партийных и государственных документов, содержит источники, которые в значительной степени определяли судьбу автономии, ее социально-
экономическое положение, непосредственное участие населения Калмыкии в проведении экономических преобразований.
Комплектование и последующее формирование источниковой базы по проблеме органов управления народного хозяйства в период нэпа в Калмыкии осуществлялось одновременно с формированием ее историографии. Изначально источниковая база зародилась в январе 1921 г. с создания архивно-музейной секции при Калмыцком областном отделе народного образования, преобразованной в июне 1922 г. в архивный отдел ЦИК Калмыцкой области. В декабре 1922 г. архивный отдел был упразднен, вместо него было создано архивное бюро при ЦИК Калмыцкой автономной области, костяк которого составляли документы официального происхождения, представленные докладами, официальными и газетными публикациями, выступлениями лидеров советского государства и руководителей национальной автономии, партийных и советских работников. В различных материалах, собранных в национальном архивном учреждении, в большей степени отразилась деятельность калмыцкой партийной организации в экономической и социально-культурной сферах, в частности, в проведении новой экономической политики на территории степного региона. Преобладание партийных документов в НА РК объясняется той значительной ролью, которую играли партийные комитеты в тот период, обладая государственными функциями и подчас подменяя органы исполнительно-распорядительного и контрольного характера. Небольшой по объему документальный материал архивного отдела представлял деятельность Калмыцкого ЦИКа, Калмыцкого представительства Наркомнаца и др.
Первые документы по истории органов управления Калмыкии начального периода, поступившие в архивы в первые годы советской власти, носили в основном агитационно-пропагандистский характер и низкую степень археографической обработки. В них содержались в
основном информация о повседневной деятельности властных структур со значительным приукрашиванием действительности, депеши в вышестоящие инстанции о выполнении директив Центра, телеграммы в их адрес с различными просьбами об оказании той или иной помощи, указания нижестоящим органам и др. Так, например, текст доклада о деятельности Калмыцкого представительства в период с 1922 по 1923 гг. содержал в себе повествование о небывалых достижениях в работе, только в заключительной ее небольшой части, докладчик излагал просьбы о сохранении Калмыцкого представительства в целях дальнейшего решения финансовых проблем для области [4]. Незначительными и скудными по количеству были научные публикации по истории органов управления в начальный период их становления.
В последующие годы активно продолжались комплектование и обработка архивных фондов. В 1960-1980-е гг. в научный оборот были введены многочисленные источники по исследуемой теме, прежде всего, партийные и советские документы. Идеологическая и политическая конъюнктура во многом определяли характер и содержание вводимых архивных материалов. Значительная часть документов по раннему периоду калмыцкой истории оставалась засекреченной, допуск ученых к ним оставался весьма ограниченным, а публикации научных статей и архивных документов подвергались строгому надзору и должны были совпадать с официальной точкой зрения. Архивные документы формировались по строго установленным критериям, чтобы в них ни в коем случае не были отражены ошибки и просчеты государственного и партийного руководства, не показаны трудности и негативные моменты повседневной жизни населения, в частности, в период проведения нэпа.
Кардинальные изменения в развитии источниковой базы произошли в начале 1990-х гг. в связи с огромным количеством рассекреченных документов и с широким открытием доступа исследователей к фондам
архивов. Так, в период с 1991 по 1997 гг. в НА РК переведено на открытое хранение 2909 единиц хранения из 47 фондов, в частности, из фондов Управления калмыцким народом, Калмыцкого облисполкома, Наркомата земледелия, Совета Министров, Министерства финансов, Верховного суда, Управления по охране государственных тайн в печати, бывшего партийного архива и т. д. К документам официального характера прибавились и личные свидетельства непосредственных участников и очевидцев тех или иных событий истории народа.
В настоящее время круг архивных источников по проблемам истории Калмыкии в годы нэпа, в том числе по органам управления, достаточно разнообразен, как в видовом, так и в содержательном отношении. В первую очередь в него входят комплекс официальных документов, явившийся основой источниковой базы по изучению истории Калмыкии в годы нэпа. Историки, после открытия ранее засекреченных архивов, под новым ракурсом освещают ранее исследованные вопросы установления советской власти в Калмыкии, экономической политики, показывают роль органов власти и управления в восстановлении сельского хозяйства, осуществлении индустриализации, создании рыбной и других отраслей промышленности, преодолении культурной отсталости калмыцкого народа и т.п. На основе материалов партийных и государственных организаций, чрезвычайных комиссий и др. органов власти, ставшими доступными для ученых, исследуется деятельность властных структур по переводу кочевников к оседлому образу жизни, мобилизации населения на борьбу с бандитизмом и с последствиями неурожая и голода 1921 г. В научный оборот вводятся документы, содержащие ранее неизвестные факты, например, сведения о беспредельном раскулачивании калмыцкого крестьянства, жестокой антирелигиозной политике и т. п.
Таким образом, мы видим, что официальные документы составляют основной пласт архивных материалов по истории Калмыкии 1921-1929 гг. в НА РК. Прежде всего, это официальная советская документация, среди которой известные российские историки Е. Кринко и Т. Хлынина выделяют «законодательные источники, директивную и
делопроизводственную документацию государственных, партийных и советских органов, судебно-следственные материалы, документы общественных организаций, статистические источники» [2, с.227].
Законодательные источники довоенного периода в НА РК представлены конституцией Калмыцкой автономной республики 1937 г.[1], декретами, обращениями, распоряжениями ВЦИК и СНК РСФСР, ВСНХ о создании национальной государственности калмыцкого народа, об оказании помощи Калмыцкой области в укреплении экономики и культуры, а также протоколами, докладами, постановлениями съездов Советов депутатов калмыцкого народа 1918 г., материалами 9-ти общекалмыцких съездов Советов (1920-1934 гг.), 2-х республиканских съездов Советов (1936-1937 гг.) и др. Официальные документы закрепляли правовой статус автономии, составляя ее юридическую основу. Они определяли деятельность государственных структур и общественных организаций в Калмыкии в 1921-1929 гг.
Документы фонда областного комитета ВКП (б), улускомов (райкомов - Е. Б.) зафиксировали историю создания первых партийных ячеек и создания в январе 1920 г. Астраханским губкомом партии Калмыцкого уездного комитета РКП (б). Изучая партийные документы нэповского периода, можно получить представление о формах и методах организационной и идеологической работы партийных органов, а также узнать обо всех основных событиях истории Калмыкии. Особую группу источников в содержательном отношении составляют протоколы заседаний съездов, пленумов и партийных бюро, обкомов и улускомов. Их
характеризует объемный и систематизированный характер наличествующей информации, достаточно высокий уровень архивной обработки и хорошая сохранность большей части материалов. Сведения личного характера, объективная критика части коммунистов и советских учреждений, имеющаяся в архивных документах, в связи с выходом закона о сохранении личной тайны граждан, в основном публикуется в извлечениях. Только в последнее время стали доступными сведения о спецпайках ответственных партийных и государственных работников.
Значительная часть делопроизводственной документации периода нэпа еще не введена в научный оборот, как и некоторые документы спецслужб. Их введение могло бы в полной мере раскрыть деятельность органов власти и управления региона, установить факты повсеместного нарушения прав человека.
Большой пласт документов составляет официальная переписка, прежде всего, это деловая переписка местных органов власти с ЦК ВКП (б), ЦИК СССР, ВЦИК, президиумами СНК СССР и РСФСР, наркоматами, другими высшими и центральными государственными и партийными органами. В данный массив документации входят телеграммы, отчеты, докладные записки и другие официальные документы, валом идущие в обе стороны, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию в стране, неудовлетворительную почтовую и телеграфную связь. Они дают возможность понять характер взаимоотношений различных органов власти Центра и Калмыкии, их степень ответственности в принятии решений и исполнении партийно-правительственных директив.
В этой связи необходимо отметить фонды, располагающие материалами этой группы документов: Р-3 — Центральный исполнительный комитет КАО (ЦИК КАО)[3]; Р-131— Совет народных комиссаров КАО (СНК КАО)[4]; Р-23 — Совет народного хозяйства
Калмыцкой автономной области (Совнархоз)[8]; Р-102 — Калмыцкий областной земельный отдел[7]. Они содержат значительное количество делопроизводственной и оперативно-информационной документации, характеризующий состояние и деятельность партийных организаций, советских органов власти территории, но и отношение населения к происходившим в регионе преобразованиям. Данные фонды концентрируют в себе различную информацию, часто не соответствовавшую действительному положению дел на местах, на основании которой принимались ответственные решения.
Противоречивую информацию об отдельных направлениях советской политики и жизни населения Калмыкии в 1921-1929 гг. содержат документы и других отделов, комиссий областных, районных, улусных советов и исполкомов, учреждений и предприятий. Фондовое и видовое многообразие документов отражает различные аспекты развития области в довольно сложный и противоречивый период времени. Особенно широкий круг вопросов охватывают документы фондов Р-90 плановых комиссий исполкомов[9]. Народнохозяйственные планы раскрывают общее состояние экономики Калмыкии, развитие различных отраслей народного хозяйства, состояние земельного фонда и трудовых ресурсов, уровень жизни населения и другие проблемы.
Фонды Р-82 финансовых отделов исполкомов содержат бюджеты к ним и отчеты об их исполнении, отчеты и справки об отчислении государственных и местных налогов [10].
Дублирование деятельности партийных и советских органов выразилось в том, что многие вопросы хозяйственного и социального развития Калмыкии в 1921-1929 гг. нашли отражение в партийных и государственных документах, а также в документации предприятий и организаций. Так, развитие промышленности и сельского хозяйства Калмыкии характеризуют документы соответствующих отделов
партийных органов, исполкомов, а также производственных объединений, трестов, заготовительных контор Калмыкии. Это протоколы и стенограммы совещаний секретарей партийных организаций предприятий и кооперативов, производственных собраний, планы, отчеты и справки об их выполнении, о ходе полевых работ. В целом, данные документы позволяют охарактеризовать структуру народного хозяйства Калмыкии, состояние производственной базы, полей, семенных культур в период нэпа, выполнение областью, улусом, колхозом, совхозом, заготконторой планов по сдаче государству зерна, мяса, молока, птицы, продовольственных заготовок. Документы фондов совхозов и колхозов, некоторых немногочисленных предприятий, кооперативных организаций области отражают общий объем их производства и выпуск отдельных видов продукции.
Фонды НА РК содержат разнообразную статистическую информацию Р-26 — Статистического отдела облисполкома КАО (Статуправление КАССР) [11]. Основными направлениями статистического учета являлись статистика промышленности, сельского хозяйства, народонаселения и другие.
В НА РК также отложились важные документы о деятельности различных общественных организаций, в том числе профсоюзов фонде Р.-13, комплексный анализ этих материалов позволит нам дополнительно выявить сведения о деятельности органов управления по решению социально-экономических и политических проблем Калмыкии. Указанный фонд образован в 1921 г. и содержит комплекс официальных документов: постановления ВЦСПС, областного советского профсоюза, протоколы и стенограммы областных конференций, пленумов профсоюзов. Планы работы и отчеты отраслевых комитетов профсоюзов, улусных профбюро, райкомов профсоюзов, различного рода справки, информации об организации подписки на займы, совместном
взаимодействии с партийно-государственными органами в решении социальных проблем населения[5].
В целом, официальные документы, содержащиеся в НА РК, позволяют охарактеризовать деятельность органов управления народного хозяйства Калмыкии в 1921-1929 гг., проанализировать структуру и кадровый состав органов власти и управления, общественных организаций, административно-территориальные изменения в области, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и кооперации, вопросы землепользования и землеустройства. Архивные документы отражают особенности системы органов управления в годы нэпа, в частности, наличие сильной централизации, приоритет партийных органов в руководстве и управлении народным хозяйством. Открытие нового пласта архивных источников позволяет нам усомниться в ранее устоявшемся представлении о благополучной и успешной деятельности органов управления народным хозяйством в 1921-1929 гг. и представить время нэпа как сложный и противоречивый период в отечественной истории.
Таким образом, в исторических работах, исследование истории органов управления в основном зиждется на источниках общероссийских и местных партийных и советских организаций, извлеченных из фондов Национального архива Калмыкии, а также опубликованных сборников тематических документов и материалов. Разработка важной и актуальной проблемы — деятельность органов управления народного хозяйства в годы нэпа — остается по-прежнему актуальной.
Дальнейшие перспективы в развитии источниковой базы тесно связаны не только с вовлечением в научный оборот новейших документов, но и с использованием новых исследовательских подходов, современных методик анализа источников [12]. Перспективным методом изучения архивных источников является создание баз данных, полная
оцифровка документов и электронных описей фондов, что даст возможность активного дистанционного доступа исследователей к архивным фондам, как Центра, так и регионов. В современных условиях хотелось бы, чтобы исследователи, наряду с материалами федеральных и региональных архивов, комплексно использовали так называемые устные истории, теперь уже не обязательно услышанных из уст непосредственных участников событий в годы нэпа, которых, к сожалению, практически нет сегодня в живых, но и от лиц, могущих выступить ретранслятором их воспоминаний.
Библиографический список:
1. Конституция КАССР (Основной закон) 1937 г. Элиста, 1958. 37 с.
2. Кринко Е.Ф., Хлынина Т.П. История Северного Кавказа в 1920-1940-е гг.: современная российская историография. Ростов-на-Дону: изд-во ЮНЦ РАН, 2009. 304 с.
3. Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК) Ф.Р.-3. Оп.2. Д. 727.
4. НА РК. Ф.Р.-131. Оп.1.
5. НА РК. Ф.Р.-13. Оп.4. Д. 402. Л.2.
6. НА РК. Ф.Р.-3. Оп.2. Д. 389. Л. 279-282.
7. НА РК. Ф.Р.-102. Оп.1. Д.36.
8. НА РК. Ф. Р.-23. Оп.1. Д.72.
9. НА РК. Ф. Р.-90. Оп.1.
10. НА РК. Ф. Р.-82. Оп.1.
11. НА РК. Ф. Р.-26. Оп.1.
12.Приборович А. А. Контент-анализ - форма исторического исследования / А.А. Приборович // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международной научно-практической Интернет-конференции) / редкол. В. Н. Сидорцов. Минск : БГУ, 2011. - С. 153-159.
References
1. Konstitucija KASSR (Osnovnoj zakon) 1937 g. Jelista, 1958. 37 s.
2. Krinko E.F., Hlynina T.P. Istorija Severnogo Kavkaza v 1920-1940-e gg.: sovremennaja rossijskaja istoriografija. Rostov-na-Donu: izd-vo JuNC RAN, 2009. 304 s.
3. Nacional'nyj arhiv Respubliki Kalmykija (NA RK) F.R.-3. Op.2. D. 727.
4. NA RK. F.R.-131. Op.1.
5. NA RK. F.R.-13. Op.4. D. 402. L.2.
6. NA RK. F.R.-3. Op.2. D. 389. L. 279-282.
7. NA RK. F.R.-102. Op.1. D.36.
8. NA RK. F. R.-23. Op.1. D.72.
9. NA RK. F. R.-90. Op.1.
10. NA RK. F. R.-82. Op.1.
11. NA RK. F. R.-26. Op.1.
http://ej .kubagro.ru/2016/09/pdf/76.pdf
12.Priborovich A. A. Kontent-analiz - forma istoricheskogo issledovanija / A.A. Priborovich // Rol' lichnosti v istorii: real'nost' i problemy izuchenija: nauch. sb. (po materialam 1-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii) / redkol. V. N. Sidorcov. Minsk : BGU, 2011. - S. 153-159.