Научная статья на тему 'Исторические этапы развития териологии в России в середине XIX начале ХХ веков'

Исторические этапы развития териологии в России в середине XIX начале ХХ веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы развития териологии в России в середине XIX начале ХХ веков»

Раздел IV Междисциплинарные исследования

В.Х. Хе

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕРИОЛОГИИ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

В 50-60-х гг. XIX века в мире и России происходит целый ряд событий, которые не могли не отразиться на развитии науки, в том числе и зоологии. Накопленные предыдущими поколениями ученых данные привели к созданию теории эволюции, с материалистических позиций объясняющей развитие и многообразие форм жизни на Земле. Эволюционные воззрения стали появляться в сравнительно-анатомических, эмбриологических, палеонтологических, зоогеографических и других исследованиях. Начиналась специализация традиционной зоологии, зарождались генетика, экология, цитология и ряд других наук, расцвет которых наступит в ХХ веке.

Академия наук и в первой половине XIX века продолжала вести экспедиционные исследования. Члены академии участвовали как в кругосветных экспедициях (начиная с первой российской, 1803-1806 гг.), так и в многочисленных научных путешествиях в российских пределах. Особенно богатые естественнонаучные (в том числе и зоологические) сборы, кроме кругосветных плаваний, дали многолетние экспедиции Г.И. Лангсдорфа в Бразилию, И.Г. Вознесенского в Северную Америку и на Камчатку, А.Ф. Миддендорфа в Сибирь и на Дальний Восток, К.М. Бэра на Каспий, Г.И. Радде в Забайкалье и Амурский край.

Из зоологов начала и середины XIX столетия необходимо отметить Г.С. Карелина, внесшего значительный вклад в развитие зоологической науки в России. С 1828 года, будучи действительным членом Московского общества испытателей природы, он принимал участие в исследованиях киргизских степей и юго-восточных берегов Каспийского моря. Помимо Оренбургского края, низовьев р. Урал, Прикаспия и восточного берега Каспия, Г. С. Карелин в составе различных экспедиций подробно исследовал Западную Сибирь. Из 19 опубликованных этим ученым научных работ, особый интерес представляют материалы о млекопитающих из исследованных Г.С. Карелиным регионов Российской империи. Так, в «Путешествиях по Каспийскому морю» [1] им был приведен список млекопитающих (32 вида) с краткими указаниями географического распространения видов; в научном очерке под названием «Разбор статьи Рябинина «Естественные произведения земель Уральского казачьего войска» [2] Г. С. Карелиным тщательным образом проанализирован раздел «Животные млекопитающие», а также подверглись резкой научной критике труды А. Рябинина и Э.А. Эверсманна. Вклад Г.С. Карелина в развитие териологии на территории России несомненно высок вследствие наличия обширных коллекций млекопитающих и интереснейших сведений по распространению видов.

Заметное место в плеяде териологов XIX века занимает Э. А. Эверсманн, начавший свою научную деятельность в 1820 году, совершив в составе дипломатической экспедиции под началом Негри путешествие из Оренбурга в Бухару. После этого путешествия Эверсманн опубликовал книгу «Reise von Orenburg nach Bucha-ra» [3], в которой были изложены подробные сведения о позвоночных животных, встреченных во время путешествия, в том числе о 26 видах млекопитающих, 4 из

которых являлись новыми для зоологической науки. Именно после этой бухарской экспедиции Э.А. Эверсманн стал проводить планомерные исследования юго-восточной части Европейской России. По мнению С.И. Огнева [4] из многочисленных научных работ Эверсманна особого внимания заслуживают «Добавления к зоографии Палласа [5, 6, 7]; «Естественная история Оренбургского края» [8]; второй том «Естественной истории» [9], в которых приведены подробные описания млекопитающих, данные по их систематике, географическому распространению, особенностям образа жизни.

К числу выдающихся зоологов первой половины XIX века относится А. Ф. Миддендорф, совершивший в 1843-1844 гг. по поручению Академии наук путешествие по северу Сибири, в частности в низовья Енисея и на Таймыр [4]. Мидден-дорф опубликовал результаты своих научных исследований в 23 работах, из которых наибольшую известность приобрел труд «Reise in den ausserstem Norden und Ostsibirien ubersicht der Natur Nord und Ost-Sibirien» [10]. В этом капитальном труде автор дал подробное описание природы Северной Сибири, привел множество интересных сведений по экологии млекопитающих, данных относительно понятия вида в зоологии, ценных соображений об изменениях, которые наложила суровая природа Северной Сибири на обитающих там животных. Помимо перечисленных зоологических материалов, научный труд Миддендорфа изобилует многочисленными географическими сведениями, придающими ему особую научную ценность: это и географическое распространение млекопитающих, и особенности циркумполярной и горной фаун, и миграции, и передвижения кочевников на северных оленях, собаках, верблюдах, и охота в Сибири, и особенности жизни сибирских народностей. Для териологической науки в России и за рубежом также огромный интерес представлял том путешествия А.Ф. Миддендорфа «Saugethiere, Vogel und Amphibien» [11], в котором имеются подробные описания систематики и экологии млекопитающих. Примечательным в этой классической работе является то, что некоторые очерки (например, о медведе, копытном лемминге, обском лемминге и др.) были составлены Миддендорфом монографически.

Заметный след в истории отечественной зоологии, и в частности териологии XIX века оставил Ф.Ф. Брандт. Он является автором 382 печатных работ по беспозвоночным и позвоночным животным, по зоогеографии, палеонтологии и археологии. Из этих научных материалов, многие из которых по праву являются классическими, 93 труда посвящены млекопитающим и носят систематический, сравнительно-анатомический и зоогеографический характер. Особым вкладом Брандта в развитие российской териологии по мнению С.И. Огнева [4] следует считать капитальные материалы коллекций Уральской экспедиции, сводку данных по распространению млекопитающих на севере Европейской России, в частности на Урале, монографические очерки о ряде видов млекопитающих, и несомненно, описание новых для науки видов млекопитающих.

Огромное значение в развитии русской зоологии XIX века имел известный русский ученый К.Ф. Рулье, которого по праву считают предшественником современной экологии. Главным образом его интересовали проблемы соотношения между организмом и средой, а также важность детального исследования закономерностей природы во всех ее проявлениях, результаты которых нашли свое отражение в многочисленных научных публикациях К.Ф. Рулье.

Из наиболее выдающихся зоологов XIX века необходимо упомянуть Н.А. Северцова, являвшегося учеником К.Ф. Рулье. Первой крупной зоологической работой Н. А. Северцова, по сути, являющейся первой в России обширной экологической работой, стала его магистерская диссертация «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» [12], в которой содержалось описание

большого количества непосредственных наблюдений автора, особенности жизнедеятельности организмов в естественных условиях природы. В последующем Н.А. Северцов совершил ряд крупных научных экспедиций в Туркестанскую и Памирскую области, результатом которых стали многочисленные наблюдения, составление и описание обширных зоологических коллекций и многочисленные научные труды. Так, в 1873 году вышла в свет сводка Н.А. Северцова по туркестанской фауне «Вертикальное и горизонтальное распространение туркестанских животных» [13], в которой большое внимание уделено видовому составу и образу жизни горных млекопитающих. Всего в течение жизни известным ученым было опубликовано 96 работ.

В России отмена крепостного права и некоторые другие социальные преобразования привели к демократизации многих форм общественной жизни, в том числе науки и образования. Этот период развития зоологии можно назвать «этапом научных обществ». В дополнение к немногим уже существовавшим естественнонаучным обществам (МОИП, Русское географическое общество и др.) возникают новые (например, 1859 г. - Русское энтомологическое общество, в 1863 г. - Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, при котором А.Н. Северцов начинает в 1916 г. издание Зоологического журнала).

На I съезде русских естествоиспытателей и врачей, организованном в 1867 г. во многом по инициативе К.Ф. Кесслера, зоолога и ихтиолога, принимается решение об учреждении при российских университетах научных обществ естествоиспытателей, аналогичных МОИПу, причем с государственным субсидированием. Такие общества возникли в Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринбурге, Астрахани. К небольшой группе профессиональных ученых (главным образом из академии) присоединяется отряд университетских преподавателей, а также натуралисты-любители из различных слоев общества: от высшего дворянства до купцов и разночинцев.

Вторая половина XIX столетия ознаменовалась в отечественной зоологии как эпоха крупных экспедиционных исследований.

Заметный след в истории русской науки, и в частности, в изучении млекопитающих оставил великий исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский. Началом его грандиозных исследований стало путешествие в Уссурийский край в 1867 году, а затем последующие четыре экспедиции, охватившие Джунгарию, Монголию, Восточную Гоби, Цайдам, Тибет, Нань-Шань, Ала-Шань. Описания этих экспедиций, изданные Географическим обществом, представляли собой полные фактических данных издания, в которых обширную часть сведений составляли материалы по биологии крупных млекопитающих (хищных и копытных), а бесценные коллекции животных насчитывали до 700 черепов, тушек и шкур различных видов млекопитающих. Позже эти териологические коллекции были обработаны академиком В. Заленским и старшим зоологом Зоологического музея Академии наук Е.А. Бихнером [4].

Из славной плеяды русских зоологов второй половины и конца XIX - начала ХХ веков, значительную часть своих исследований посвятивших изучению млекопитающих, необходимо упомянуть П.К. Козлова, М.Н. Богданова, Н.Я. Динника, К.А. Сатунина, А.А. Браунера, Н.Ф. Кащенко, Б.М. Житкова, Н.А. Смирнова.

П.К. Козлов в 1893-1895 гг. совершил ряд выдающихся экспедиций на средний Тянь-Шань, Лоб-Нор и Нань-Шань, материалы которых изобилуют зоологическими наблюдениями над млекопитающими (яками, куланами, антилопами, горными баранами, медведями и др.). Позднее ученый совершил путешествия в Монголию и Тибет (1899-1901; 1907-1909). Особым вкладом П.К. Козлова в российскую териологию является факт добычи впервые в мире редких экземпляров трубкоухих тушканчиков.

М.Н. Богданов в начале своей ученой карьеры начал изучать млекопитающих Поволжья, результаты этих исследований были изложены им в 1871 году в магистерской диссертации «Птицы и звери черноземной полосы Поволжья и долины средней и нижней Волги» [14]. В этом научном труде содержались сведения о 56 видах млекопитающих, их группировках, отмеченных в Поволжье, были описаны природные стации, характерные для разных видов млекопитающих, а также проведен анализ следов прошлого в жизни зверей Поволжья, начиная с доледниковой эпохи и оканчивая послеледниковой. В 1873 году М.Н. Богданов посетил в то время практически не изученные в научном плане пустыни Средней Азии и Хивинский оазис. Результатом этих исследований стал научный труд ученого «Очерки природы Хивинского оазиса и пустыни Кизыл-Кум» [15].

По млекопитающим Кавказа много ценных сведений оставил зоолог Н.Я. Динник, живший и работавший в Ставрополе. Долгие годы изучавший природу Кавказа и совершивший путешествия в верховья Кубани, Лабы, в Дигорию и горную Балка-рию, Н.Я. Динник написал и опубликовал 63 научные работы, содержащие ценные материалы по разным видам животных, в том числе и кавказским млекопитающим [4].

К.А. Сатунин стал первым русским зоологом, начавшим изучение млекопитающих Московской губернии. Материалы этих исследований были опубликованы им в научной сводке «Позвоночные Московской губернии. Млекопитающие» в 1895 году [4]. Неисследованный в зоологическом отношении в конце XIX - начале ХХ века Кавказ дал Сатунину богатый научный материал. Своеобразное положение Кавказа и смешанный характер его фауны натолкнули К. А. Сатунина на мысль заняться детальным анализом кавказской фауны и разработать деление этого края на зоогеографиче-ские участки. В конце XIX - начале ХХ века К.А. Сатунин был одним из немногих териологов в России и поистине создал эпоху в деле изучения фауны Кавказа.

Практически в одно время с К. А. Сатуниным занимались научными исследованиями другие выдающиеся зоологи конца XIX - начала ХХ века.

А.А. Браунер изучал степных млекопитающих, а также фауну Крыма, опубликовав ряд ценных исследований по зоогеографии и фаунистике млекопитающих. Тогда же в Сибири работал другой исследователь, Н.Ф. Кащенко, опубликовавший около 120 научных работ, из которых большую часть составляют трактаты о млекопитающих Томского края, Западной Сибири и Туркестана [4].

В этот же временной период активно занимался изучением териофауны различных регионов России Б.М. Житков, внесший неоценимый вклад в изучение пушных и промысловых млекопитающих. Важные сведения о видовом составе, образе жизни, систематическом статусе млекопитающих имеются в результатах научных экспедиций Б.М. Житкова в Симбирскую губернию, Колгуев, Новую Землю, Канин, полуостров Ямал [4].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карелин Г. С. Путешествия по Каспийскому морю // Записки Императорского Географического Общества. 1883. ^X.

2. Карелин Г. С. Разбор статьи Рябинина «Естественные произведения земель Уральского казачьего войска». 1875.

3. Ewersmann E.A. Reise von Orenburg nach Buchara. 1823.

4. Огнев С.И. Роль русских ученых в исследовании млекопитающих // Ученые записки Московского городского педагогического института имени В.П. Потемкина. - М., 1951. Т. XVIII.

5. Эверсманн Э.А. Добавления к зоографии Палласа. - СПб., 1835.

6. Эверсманн Э.А. Добавления к зоографии Палласа. - СПб., 1841.

7. Эверсманн Э.А. Добавления к зоографии Палласа. - СПб., 1842.

8. Эверсманн Э.А. Естественная история Оренбургского края. - СПб., 18401866. Т1-Ш.

9. Эверсманн Э.А. Естественная история. - СПб., 1850. - Т.П.

10. Middendorf A.F. Reise in den ausserstem Norden und Ostsibirien ubersicht der Natur Nord und Ost-Sibirien. 1860-1875.

11. Middendorf A.F. Saugethiere, Vogel und Amphibien. 1867.

12. Северцов Н.А. Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии. - М., 1855.

13. Северцов Н.А. Вертикальное и горизонтальное распространение туркестанских животных // Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1873. Т.'УШ.

14. Богданов М.Н. Птицы и звери черноземной полосы Поволжья и долины средней и нижней Волги // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. 1871. Т.1.

15. Богданов М.Н. Очерки природы Хивинского оазиса и пустыни Кизыл-Кум. 1882.

Г.П. Бурова

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНЫХ ФЕНОМЕНОВ «ЗДОРОВЬЕ», «БОЛЕЗНЬ», «ФАРМАЦИЯ»

Как известно, когнитивная лингвистика возникла в результате осмысления языковой структурации когнитивных процессов, которые связаны с познанием мира человеком, приобретением и накоплением знаний о нем и их «оязыковлением» (Е.С. Кубрякова). Формируясь на базе антропоцентрической парадигмы, когнитивное языкознание рассматривает ту часть получаемой человеком в процессе предметнопознавательной деятельности информации, которая «приобретает свое отражение и фиксацию в языковых формах» [13, с.9]. В центре внимания данного лингвистического направления «находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент - система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформирования информации» [11, с.53].

Концептосфера как совокупность «квантов знаний», отражающих языковой опыт человека и формирующих как личную, так и социальную языковую картину мира, формируется в основном на двух уровнях - когнитивно-обыденном (бытовом) и когнитивно-научном. Именно последний представляется нам важным, поскольку связан с формированием терминосистемы языка. Научные формы концептуализации связаны с областью сигнификации - понятийной сферой, в которой знание структурируется в наиболее «чистом» виде, не будучи «отягощенным» связями денотативно-предметного уровня.

Когнитивные феномены «здоровье», «болезнь» и «фармация», рассматриваемые на научно-терминологическом уровне, представляют определенный интерес для специалистов медико-фармацевтического профиля, а также для лингвистов, исследующих проблемы, которые связаны с динамикой терминосистемы. И те, и другие рассматривают научно-когнитивные аспекты терминологии в качестве поля презентации когнитивных феноменов - тех структур знания о мире, которые формируют метаязык науки, в нашем случае - фармации.

Рассматриваемые концепты феноменальны прежде всего с ментальной точки зрения, весьма показательной именно для носителей русского языка и закреп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.