Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / история / развитие / ремесло / народные традиции / кустарные промыслы / художественные промыслы / decorative arts / history / crafts / folk traditions / handicrafts / artistic crafts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яренкова Е.Ю.

В работе рассмотрены этапы развития русского декоративно-прикладного искусство, начиная с языческой культуры славян и завершая влиянием промышленного прогресса. Отличительной чертой этого искусства является его тесная связь с ремеслом и сохранение народных традиций. Развитие ремесел и промыслов было обусловлено множеством факторов, включая культурное взаимодействие и обмен, а также природные условия и образ жизни. Со временем произошло разделение народной культуры и культуры правящих классов, что привело к формированию профессиональной сферы декоративно-прикладного искусства. В период индустриализации кустарные промыслы стали мостом между традиционным сельским образом жизни и новой индустриальной эрой, что способствовало социальным изменениям и экономическому росту. Однако, с увеличением доли художественных промыслов, произошло нарушение баланса между практичностью и эстетикой, что отразилось на значимости многих видов художественных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY DECORATIVE AND APPLIED ARTS AS CULTURAL TRADITION

The work examines the stages of development of Russian decorative and applied art, starting with the pagan culture of the Slavs and ending with the influence of industrial progress. A distinctive feature of this art is its close connection with the craft and the preservation of folk traditions. The development of crafts and crafts was driven by many factors, including cultural interaction and exchange, as well as natural conditions and lifestyle. Over time, there was a separation of folk culture and the culture of the ruling classes, which led to the formation of the professional sphere of decorative and applied arts. During the period of industrialization, handicrafts became a bridge between the traditional rural lifestyle and the new industrial era, which contributed to social change and economic growth. However, with the increase in the share of artistic crafts, there was a violation of the balance between practicality and aesthetics, which affected the importance of many types of artistic crafts.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

УДК 5527

Яренкова Е.Ю.

магистрант 2 курса

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема

(г. Биробиджан, Россия)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация: в работе рассмотрены этапы развития русского декоративно-прикладного искусство, начиная с языческой культуры славян и завершая влиянием промышленного прогресса. Отличительной чертой этого искусства является его тесная связь с ремеслом и сохранение народных традиций. Развитие ремесел и промыслов было обусловлено множеством факторов, включая культурное взаимодействие и обмен, а также природные условия и образ жизни. Со временем произошло разделение народной культуры и культуры правящих классов, что привело к формированию профессиональной сферы декоративно-прикладного искусства. В период индустриализации кустарные промыслы стали мостом между традиционным сельским образом жизни и новой индустриальной эрой, что способствовало социальным изменениям и экономическому росту. Однако, с увеличением доли художественных промыслов, произошло нарушение баланса между практичностью и эстетикой, что отразилось на значимости многих видов художественных промыслов.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, история, развитие, ремесло, народные традиции, кустарные промыслы, художественные промыслы.

Развитие русского декоративно-прикладного искусства прошло через несколько этапов, на каждом из которых сохранялась тесная связь между ремеслом и искусством. Первый этап связан с языческой культурой славян, характеризующейся богатым духовным и творческим потенциалом благодаря ассимиляции и влиянию различных этнокультурных групп, включая народы с восточнославянским этносом. По мнению академика Б. А. Рыбакова,

2111

длительный процесс миграции славян, продолжавшийся около двух тысячелетий, достиг своей кульминации в VI-VII веках с образованием первых славянских государственных образований. Он отмечает, что «Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной русской территории крайне неравномерно и эта неравномерность была обусловлена совокуп-ностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших на темп развития [6, с. 35].»

Различные этнические группы и регионы взаимодействовали и обменивались ремесленными изделиями, что способствовало распространению новых технологий и идей.

В целом, развитие русских ремесел было сложным и многогранным процессом, обусловленным различными факторами, включая образ жизни, природные условия, культурное взаимодействие и обмен.

До IX века у славянских племен уже сформировались различные ремесла, такие как кузнечное дело, литейно-ювелирное производство, гончарное ремесло, косторезное дело, а также ремесла, связанные с ткачеством и обработкой дерева.

Второй этап развития декоративно-прикладного искусства и ремесел, который начался в 80-х годах X века и завершился в период феодальной раздробленности в 30-40-е годы XIII века, тесно связан с историей Древнерусского государства. В это время произошло слияние языческого и христианского мировоззрения в контексте народной художественной культуры. Этот период также характеризуется интенсивным развитием как деревенских, так и городских ремесел, а также крестьянского и городского бытового и декоративно-прикладного искусства. В X-XШ века выделились отдельные ремесла, которые вели систему заказной работы. Среди них были кузнечное, литейное и гончарное дело, каждое из которых имело свои специфические особенности и вклад в формирование художественного облика того времени.

Согласно мнению С.В. Рождественской, как и многих других искусствоведов и этнографов, с XI по конец XVIII века формировалась общая

2112

художественная культура, объединявшая народные массы и господствующие классы. Однако к концу XVП-XVШ веков произошло расхождение между народной культурой и культурой правящих классов [5]. Исследования в области декоративно-прикладного искусства, художественных ремесел и ремесленных производств показывают, что процесс разделения народной культуры и культуры правящих классов начался уже в XI-XШ веках. На этом этапе сформировалась профессиональная сфера декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Множество произведений декоративно-прикладного искусства, предназначенных для княжеских дворцов и домов знати, создавались городскими и вотчинными ремесленниками.

Народное декоративно-прикладное искусство проявляется через спонтанное творчество и сохраняет народные художественные традиции, связанные с повседневной жизнью народа, отражая его идеалы и предпочтения. Оно остается в постоянном контакте с профессиональным искусством, в то время же сохраняет свою уникальность и автономию. Народное искусство обогащается внешними влияниями, но не теряет своей целостности, оставаясь самостоятельным культурным феноменом.

Вместе с развитием ремесел и народного декоративно-прикладного искусства формировались промыслы. В предшествующих исследованиях понятие «художественные промыслы» стало актуальным лишь в конце XIX -начале XX века, ранее употреблялись термины «кустарные промыслы» или «народные промыслы».

Зарождение промыслов приходится на XI век на северо-востоке Руси. В это время появились промыслы овручских камнерезов, изготавливающих шиферные пряслицы. Произведения, созданные ремесленниками как в сельской, так и в городской среде, изготавливались не только для личного пользования, но и для продажи. Для исследователей народной культуры и искусствоведов они становятся предметом изучения в контексте декоративно-прикладного искусства. Однако, когда эти изделия начинают массово поступать на рынок, они обычно определяются как предметы народного промысла.

2113

Мастера народных промыслов ставились в противоположность профессиональным художникам и мастерам декоративно-прикладного искусства. М.А. Ильин подмечает следующее: «промыслы являлись в феодальную эпоху своего рода профессио-нальными объединениями одаренных лиц, работавших на широкий круг пот-ребителей» [1, с. 62].

На протяжении почти десяти столетий художественные принципы древнерусского декоративно-прикладного искусства оставались неизменными, отражая единое понимание формы, природы и назначения предметов, независимо от ремесленной среды их создания.

Возникновение художественных промыслов следует рассматривать в контексте вступления России на общеевропейский путь развития. Однако крестьянское и городское художественное ремесло сохранило верность традициям народного изобразительного искусства, сформировавшимся под влиянием условий жизни и классовой структуры общества. Период с XVII до начала XX века отмечался преобразованием крестьянской народной культуры, включая фольклор, обычаи и обряды, в условиях городской среды. Воздействие городских ремесел и промышленности, включая фабрично-заводское производство, оказывало влияние на творчество деревенских ремесленников. Мастера народного искусства, работавшие в домашних мастерских и занимавшиеся народными художественными промыслами, все чаще внедряли стилистические особенности, методы обработки и сюжеты, характерные для профессионального или образованного искусства.

Декоративно-прикладное искусство объединяло в себе как произведения с повышенной декоративно-эстетической функцией, так и бытовые предметы, созданные неизвестными мастерами, но отличавшиеся высоким мастерством, чувством материала и функциональностью. Параллельно с этим происходила специализация промыслов, выделяющихся из кустарной промышленности: одни ориентировались на производство предметов крестьянского быта из доступных природных материалов, другие - на заказы аристократии, используя

2114

драгоценные материалы. Несмотря на различия, оба направления народных промыслов тесно связаны с кустарным ремеслом.

Кустарное производство является многоаспектным явлением, включающим в себя духовные, культурные и экономические составляющие, которые имеют длительную историю в России. Этот вид деятельности, зародившийся в далёком прошлом, играл значительную роль в жизни русского народа. И хотя кустарные промыслы были предметом исследований в разные исторические периоды, в том числе и в годы после революции, до настоящего времени не существует полного и всестороннего анализа этой сферы. Важность такого исследования неоспорима, поскольку оно может раскрыть не только экономическую выгоду, но и культурное наследие, связанное с кустарными промыслами, а также их влияние на формирование социальной структуры и идентичности.

С середины 19-го века кустарные промыслы начали стремительно развиваться, охватывая не только городские, но и сельские территории. Этот период ознаменовался активным включением крестьян в процессы промышленного прогресса. Развитие кустарного дела в эту эпоху способствовало не только экономическому росту, но и социальным изменениям, поскольку крестьяне, ранее занимавшиеся исключительно сельским хозяйством, начали осваивать новые ремесла и технологии. Это, в свою очередь, привело к расширению рынков и укреплению местного производства, что имело долгосрочные последствия для социальной структуры и экономики России. Таким образом, кустарничество стало мостом между традиционным сельским образом жизни и новой индустриальной эрой, открывая перед крестьянством новые горизонты и возможности.

Кустарные изделия, тесно вплетенные в повседневную жизнь русской деревни, отличались от народного искусства, поскольку они создавались не для личного пользования, а для продажи. Со временем кустарное дело превратилось в профессиональное ремесло, зависимое от рыночных потребностей и посредников, которые выступали в роли основных покупателей

2115

и поставщиков материалов. Хотя художественное кустарничество сохраняло связь с народным искусством, из которого оно произошло, оно все же отличалось по своим целям и функциям.

Кустари потеряли независимость в выборе тем и начали игнорировать традиции крестьянского искусства, становясь зависимыми от рыночных требований и модных тенденций. Кустарное производство постепенно превратилось в специализированные промыслы, которые были распространены в определенных регионах и пользовались большим спросом как на внутреннем, так и на международном рынках.

К началу 20-го века кустарничество заняло важное место в экономике, но все больше отдалялось от своих народных корней. Несмотря на развитие промышленности перед Первой мировой войной, кустарные промыслы оставались конкурентоспособными благодаря своей доступности и эстетической привлекательности по сравнению с фабричными товарами. Расцвет кустарных промыслов, особенно в области декоративно-прикладного искусства, был поддержан возросшим интересом к народному искусству и моде на работы народных мастеров в конце 19-го - начале 20-го веков. Это было связано с активной пропагандой кустарных изделий на выставках разного уровня, как в России, так и за рубежом. В этот период началось всестороннее изучение кустарных промыслов историками, этнографами, искусствоведами и экономистами. Внимание исследователей привлекала не только деятельность кустарей, занимающихся декоративно-прикладным искусством, но и те, кто представлял кустарную промышленность, такую как печники, сапожники, валяльщики, портные, картузники и другие [2, 3, 4].

В процессе развития кустарного производства произошло слияние практического, функционального и художественного, что привело к возникновению уникального синтеза искусства и ремесла. Изделия, ставшие объектами коммерции, отражали тенденции к универсализации эстетики и потере своей первоначальной функциональности к началу 20-го века. Это явление можно рассматривать как отражение широкого социального и

2116

культурного процесса, в котором предметы повседневного использования преобразовывались в носители эстетической ценности, становясь выражением культурной идентичности и символами эпохи. Таким образом, кустарное производство не только отвечало на запросы рынка, но и вносило свой вклад в формирование визуального языка своего времени, становясь частью более широкого диалога между традицией и модернизацией.

Народное декоративное искусство является многоуровневым явлением, объединяющим элементы бытового производства и ремесленной деятельности. Эти произведения не просто вносят красоту в повседневную жизнь, но и отражают этническую идентичность народа. Однако, с увеличением доли художественных промыслов за счет уменьшения влияния традиционного народного искусства и ремесленности, произошло нарушение баланса между практичностью и эстетикой, что привело к снижению значимости многих видов художественных промыслов. Взаимодействие кустарного производства с художественно-промышленным сектором в создании предметов быта, ориентированных на массовый вкус, способствовало распространению декоративизма и украшательства, что в итоге отдалило предметы от их функционального назначения и превратило их в элементы сувенирной продукции. Это изменение подчеркивает трансформацию восприятия и ценности ремесленных изделий, которые из утилитарных предметов превратились в символы культурного самовыражения и предметы коллекционирования. Такое развитие событий отражает общую тенденцию к коммерциализации искусства и культуры, что влияет на сохранение традиционных форм ремесленного творчества и народного искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бобринский А.Ф. Народные русские деревянные изделия. Игрушки. Вып.1. М., 1911. 196 с.;

2117

2. Ильин М.И. Исследования и очерки: Избр. работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI - XX вв. М.: Совет. худож., 1976. 286 с.;

3. Кустарная промышленность России. т.1-2. С.-Пб., 1913. 602 с.;

4. Мещерский А.А., Модзалевский К.Н. Свод материалов по кустар-ной промышленности в России. С.-Пб., 1874. 629 с.;

5. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. М.: Наука, 1981. 182 с.;

6. Рыбаков Б.А. Ремесла Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948. 824

Iarenkova E.U.

Amur State University named after Sholom Aleichem (Birobidzhan, Russia)

HISTORY DECORATIVE AND APPLIED ARTS AS CULTURAL TRADITION

Abstract: the work examines the stages of development of Russian decorative and applied art, starting with the pagan culture of the Slavs and ending with the influence of industrial progress. A distinctive feature of this art is its close connection with the craft and the preservation of folk traditions. The development of crafts and crafts was driven by many factors, including cultural interaction and exchange, as well as natural conditions and lifestyle. Over time, there was a separation of folk culture and the culture of the ruling classes, which led to the formation of the professional sphere of decorative and applied arts. During the period of industrialization, handicrafts became a bridge between the traditional rural lifestyle and the new industrial era, which contributed to social change and economic growth. However, with the increase in the share of artistic crafts, there was a violation of the balance between practicality and aesthetics, which affected the importance of many types of artistic crafts.

Keywords: decorative arts, history, crafts, folk traditions, handicrafts, artistic crafts.

2118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.