Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития социально-культурной деятельности на Южном Урале'

Исторические аспекты развития социально-культурной деятельности на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЮЖНОГО УРАЛА / ЗЕМСТВО / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / SCHOOL EDUCATION / INTELLECTUALS OF THE SOUTH URALS / DISTRICT COUNCIL / CULTURAL AND EDUCATIONAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Л. А.

На современном этапе важнейшим компонентом социально-культурного фактора формирования личности является развитие духовности, которое становится ключевой проблемой в обеспечении социального прогресса. В образовательной политике огромное значение отводится формированию духовной культуры, воспитанию инициативной личности, адаптированной к условиям рынка. Известно, что социально-культурная деятельность является своеобразным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, накапливая в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hysterical aspects of development social and cultural activity in the south Ural

At the present stage the most important component of socio-cultural factors of identity formation is the development of spirituality, which becomes a key issue in ensuring social progress. In educational policy, great importance is attached to the formation of spiritual culture, education initiative personality, adapted to market conditions. It is known that socio-cultural activity is a kind of guarantor of the preservation, development and exploration of cultural values​​, accumulating the experience and tradition, culture, education, education and leisure activities in Russia.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития социально-культурной деятельности на Южном Урале»

УДК 13.21.09

Л.А.Николаева

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

На современном этапе важнейшим компонентом социально-культурного фактора формирования личности является развитие духовности, которое становится ключевой проблемой в обеспечении социального прогресса. В образовательной политике огромное значение отводится формированию духовной культуры, воспитанию инициативной личности, адаптированной к условиям рынка. Известно, что социально-культурная деятельность является своеобразным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, накапливая в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, внешкольное образование, интеллигенция Южного Урала, земство, культурно-просветительные объединения.

L.A.Nikolaeva Hysterical aspects of development social and cultural activity in the south Ural.

At the present stage the most important component ofsocio-cultural factors of identityformation is the development of spirituality, which becomes a key issue in ensuring social progress. In educational policy, great importance is attached to the formation of spiritual culture, education initiative personality, adapted to market conditions. It is known that socio-cultural activity is a kind of guarantor of the preservation, development and exploration of cultural values, accumulating the experience and tradition, culture, education, education and leisure activities in Russia.

Key words: socio-cultural activities, school education, intellectuals of the South Urals, district council, cultural and

educational associations.

Социально-культурная деятельность на сегодняшний день определяется учеными-педагогами как интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой являются организация рации-онального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени [2, с.45]. На протяжении долгих лет понятие социально-культурной деятельности неоднократно меняло свое содержание, начиная с «внешкольного образования» в дореволюционный период, «политикопросветительной» и «культурно-просве-тительной работы» в советский период. Как самостоятельная и всеобъемлющая область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века, и сохраняя преемственность и опираясь на опыт и культурные традиции предшествующих поколений.

Острая необходимость в дополнительном образовании населения возникла на рубеже XIX - XX веков, когда наблюдался качественный перелом не только в политической, но и культурной жизни России. Это период, когда после отмены крепостного права почти 80% населения оставалось неграмотным, в стране распространялось пьянство и разгул, усугублялась и обездоленность в отношении культуры. Именно для искоренения этого обстоятельства правительство и прогрессивно мыслившая интеллигенция совместными усилиями открывали не только многочисленные школы для детей, но и учреждения самообразования для взрослых: библиотеки, читальни при фабриках и заводах для самообразования рабочих, народные дома как социокультурные центры. Творческая интеллигенция активно принимала участие в организации литературно-музыкальных вечеров, любительских спектаклей, устраивали публичные лекции, разнообразные благотворительные акции, концерты. Скорее интуитивно, нежели осознанно, они «нащупали полезность обращения к искусству, как мощному фактору эмоционального воздействия на умы и сердца людей, а к культурно-просветительной деятельности - как к средству пробуждения их сознания, способу сплочения и самоорганизации» [3, с.40].

На Южном Урале в дореволюционный период в развитии общественно-культурной жизни активное участие принимали члены земских учреждений и различных культурно-просветительных объединений (попечительства о народной трезвости, общество попечения о начальном образовании, общественные собрания и др.).

Подъем культуры силами земских учреждений осуществлялся в двух направлениях: 1) развитие народного образования, что связано с введением всеобщего обучения не только на Южном Урале, но и на всей территории России; 2) становление и развитие внешкольного образования в крае, для чего они организовывали воскресные школы, библиотеки, лекции и чтения. Одной из первых форм внешкольного образования являлись библиотеки: коммерческие (частные), публичные и специальные библиотеки (библиотеки при учебных заведениях и промышленных предприятиях), народные, которые отличались

доступностью и бесплатным обслуживанием. С каждым годом количество земских библиотек постоянно увеличивается, в результате чего к 1913 г. на территории Уфимской губернии функционировало 114 библиотек, 1914 г. - 213 библиотек, 1915 г. - уже 304 библиотеки. А к 1917 году в губернии насчитывалось уже 6 центральных библиотек для земских служащих, 81 районная библиотека, 36 библиотек повышенного типа, 240 библиотек низшаго типа и 500 изб-читален [4, с.11]. В отличие от Уфимской губернии в Оренбургской к 1917 году силами земств организована 91 библиотека.

Еще одной из прогрессивных земских инициатив следует назвать устройство публичных чтений для народа. Заметим, что в 1902 году в Уфимской губернии народные чтения проводились в 797 пунктах - самый высокий показатель среди губерний России.

Совместно с земствами осуществляли свою деятельность по просвещению народных масс и культурно-просветительные объединения, учредителями и членами которых были представители интеллигенции. Одними из первых возникли попечительства о народной трезвости, целью которых было не только распространение среди населения понятия о вреде неумеренного употребления крепких напитков, но и предоставление ему возможности проводить свободное время вне питейных заведений. Для этого попечительства открывали чайные, библиотеки-читальни, народные дома, воскресные школы, где проводили народные чтения, театральные представления, распространяли антиалкогольную литературу. Только за первый год существования попечительствами в Уфимской губернии было открыто 16 чайных, в Оренбургской - 20. В начале XX века число чайных постепенно сокращается, т.к. начали открывать библиотеки и библиотеки-читальни. Причем число их в обеих южноуральских губерниях с 16 (1895 год) вырастает до 263 (1907 год). Аналогично растет и число организованных народных чтений, так, в Оренбургской губернии к 1908 году было проведено до 4 000 народных чтений.

Вершиной деятельности попечительств о народной трезвости в деле внешкольного образования можно считать строительство народных домов, как культурно-просветительных комплексов, включающих в себя такие структурные подразделения, как чайная, библиотека-читальня, залы для проведения народных чтений, концертов и спектаклей. По словам первых исследователей организации народных домов А.Д. Соколова и С.С.Сикорского, народный дом «должен утолять духовный голод всего окружающего населе-ния; это его ближайшая задача, которая может быть названа внешкольной просветительной деятельностью» [5, с.8]. На сценах народных домов проводились литературные и музыкальные вечера, ставились спектакли силами любителей и заезжими театральными труппами.

К 1906 году на Южном Урале народные дома были открыты не только в Оренбурге и Уфе, но и почти во всех уездных городах: Челябинск, Верхнеуральск, Орск, Златоуст, Бирск. Функционировали и сельские народные дома, например, заводовладельцами Балашовыми в 1897 году был построен народный дом в селе Сим Уфимского уезда. В дер. Бекетовой того же Уфимского уезда на постройку народного дома, который был открыт в 1901 году, часть средств в сумме 1100 руб. выделил князь В.А.Кугушев. Имелся сельский народный дом и в селе Куртамыш Оренбургской губернии, а также планировалось построить народный дом в ст. Звериноголовой на пожертвованные казаком Шарабакиным 5000 руб.

В отчете Орского комитета попечительства о народной трезвости за 1895 год отмечается, что народный дом в Орске был организован в чайной путем устроения постоянной сцены для народного театра. Театральная труппа состояла исключительно из членов попечительства. На сцене чайной уже в первый год работы было дано два бесплатных спектакля для учащихся, повторенные впоследствии для интеллигентной публики за плату. В последующие годы аналогичная практика бесплатных спектаклей-репетиций стала постоянной. В год проходило минимум два спектакля. Если проследить динамику посещения спектаклей в Орском народном доме, то получается следующая картина: 1895 год - около 600 зрителей, 1897 год - около 1200 зрителей, 1899 год - более 4000 зрителей [1, л.146]. Отсюда, любительские спектакли, устраиваемые попечительством о народной трезвости, имели большой интерес среди населения, став «орудием» умственного и нравственного развития и воспитания народа. В то же время, комитетами попечительства регулярно устраивались музыкальные и танцевальные вечера, для проведения которых члены-соревнователи комитетов организовывали хоры и оркестры.

Таким образом, Комитеты попечительства о народной трезвости, пропагандируя антиалкогольную программу среди населения, были инициаторами и учредителями первых культурно-просветительных учре-ждений, выполняющих важную социокультурную роль в воспитании и образовании общества. Наряду с дополнительным образованием на курсах, чтениях и самообразованием в библиотеках-читальнях, народ мог получить эстетическое удовольствие, посетив театральные представления, музыкальные и танцевальные вечера, проходившие на театральных сценах народных домов.

Активную театральную и концертную деятельность в начале XX века вели различные общественные собрания, членами которых были чиновники, торговцы, врачи и почетные граждане

городов. Известно, что в городе Челябинске, Оренбургской губернии, концертной деятельностью занималось Общественное собрание, при котором существовал симфонический оркестр под управлением Г.ДМоргулиса и музыкально-драматическое общество. Для этих целей был построен сад Городского общественного собрания с летним театром для спектаклей, концертов и раковиной -открытая сцена для музыкантов. Музыкально-драма-тическое общество занималось организацией музыкальных и литературных вечеров (субботников), спектаклей, концертов. Так, в 1911 году состоялись 20 музыкальных «субботников», инициатором и организатором которых был руководитель народного хора при обществе В.А.Михаловский, 6 «обычных» спектаклей и несколько «мусульманских».

В Уфе аналогичную деятельность развернуло Общество любителей пения, музыки и драматического искусства. За сезон общество устраивало от 13 до 20 вокально-музыкальных платных вечеров и спектаклей, одновременно проводились и репетиции, куда зрители допускались бесплатно. С уверенностью можно сказать, что Общество любителей стало первым в Уфе демократическим социально-культурным центром по организации работы в области искусства, что с его деятельностью связано зарождение и развитие профессионального музыкального и театрального искусства в Уфимской губернии.

С аналогичными культурно-просветительными целями на Южном Урале были учреждены Общество попечения о начальном образовании, музыкально-драматические и литературные кружки и общества, общественные и благородные собрания, которые существовали в каждом уездном городе. Главное их отличие от земских учреждений было в том, что они все свое внимание уделяли развитию художественной культуры, воспитанию эстетического вкуса среди населения, в то время как земства на первый план выдвигали развитие народного образования.

Литература

1. ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 95.

2. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

3. Новаторов, В.Е. Социально-культурная деятельность: поступление, обучение, карьера [Текст]: материалы для абитуриентов / автор-составитель В.Е.Новаторов. - Омск: ОмГУ, 2002. Учебно-методическое издание. - 130.

4. Обухов, М.И. Народное образование в Уфимской губернии к 1917 г. [Текст] : Краткий очерк состояния народного образования ко времени преобразования земства / М.И. Обухов. - Уфа, 1917. - 18 с.

5. Соколов, А.Д. Народный дом, его значение и устройство [Текст] / А.Д.Соколов, С.С.Сикорский. -Омск: «ЦентроСибирь», 1919. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.