Исторические аспекты развития информационной логистики Historical aspects of the logistics information
Гришин Дмитрий Сергеевич
аспирант кафедры «макроэкономического планирования
и прогнозирования» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ"
Шифр специальности:08.00.05 89093091187
dimon130589@ gmail .com
Аннотация. Статья содержит анализ содержательного понятия информационная логистика, историко-эволюционный анализ прикладного научного направления информационная логистика, в статье рассматривается прогноз дальнейшего развития информационной логистики.
Abstract. The article analyzes the notion of meaningful information logistics, historical and evolutionary analysis of applied research direction information logistics. The article considers the outlook for further development of information logistics.
Ключевые слова: информационная логистика, логистика,
электронная коммерция, логистические цепи, информационные системы, информационные технологии.
Keywords: information logistic, logistics, e-commerce, supply chain,
information system, information technologies.
Информация сегодня является одним из важных ресурсов. Значение актуальной, оперативной и достоверной информации для субъекта хозяйствования порой не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Эффективное использование материальных ресурсов в значительной степени зависит именно от эффективности использования информации. В отличие от материальных ресурсов, которые истощаются, информация накапливается, качественно совершенствуясь (закон перехода количества в новое качество)способствуя наиболее оптимальному и эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, их сбережению. Информация является одним из видов ресурсов, необходимых, как для процесса принятия решений, так и для определения стратегических, тактических и оперативных задач.
В силу того, что изложено выше, информационная логистика приобретает в современных условиях иное экономическое, социальное и политическое содержание, пройдя в своей эволюции путь от желательного инновационного инструмента до масштабного и системного внедрения на всех иерархических уровнях управления.
Содержательное наполнение термина информационная логистика достаточно многообразно и зависит от ученых и специалистов, которые так или иначе затрагивают в своих монографиях, научных работах, статьях данную область логистики. Вот некоторые определения информационной логистики:
Информационная логистика - это организация и использование систем информационного обеспечения производственно-хозяйственных процессов на предприятии. Она базируется на системном подходе, который охватывает все виды деятельности, связанные с планированием и управлением процессами, нацеленными на обеспечение предприятия релевантной информацией [1];
Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт [2, с. 70];
Информационная логистика представляет собой «системный комплекс мероприятий, направленных на управление производством информации, ее движением и сбытом с минимальными издержками», к тому же она является «метапространством для обычной вещной логистики - последняя входит в это пространство, адаптируясь к нему» [3, с. 181]
Это неполный перечень всех определений информационной логистики. Очевидно, что содержательное наполнение информационной логистики вариативно, но и есть нечто общее. Учитывая различные определения (пересечение и объединение содержаний) зарубежных и отечественных ученых, можно выделить следующие положения:
1. Объектом управления информационной логистики выступает информационные потоки и потоковые процессы субъекта хозяйствования;
2. Управление информационными потоками обеспечивается посредством управления комплекса аппаратных, программных и сетевых средств. Разработка, использование и оптимизация архитектуры данного комплекса, также является приоритетной областью теоретических и прикладных исследований информационной логистики;
3. Наконец цель информационной логистики - минимизация издержек, связанных с движением логистических информационных потоков, как прямо, так и косвенно сопряженных со всеми иными потоковыми процессами субъекта хозяйствования. Предоставление информации точно в срок, в нужном месте с заданным качеством
(отчеты, прогнозы для подразделений, выработка тактических, стратегических планов)
Историко-эволюционный анализ любого научного направления является исключительно важным. Информационная логистика является относительно новым направлением в общей теории логистики. Для прогнозирования дальнейшего развития информационной логистики необходимо исследовать предпосылки к зарождению данного направления логистики. К сожалению, нет однозначного и исчерпывающего источника описывающего генезис информационной логистики. Ниже рассмотрим воззрения некоторых отечественных специалистов в области общей теории логистики, таких как В.И. Сергеев, Б.А. Аникина, Т.А. Родкина, В.Е. Николайчука, которые хотя бы в определенной степени затрагивают аспекты становления и развития информационной логистики в качестве самостоятельной области научного знания.
По мнению В.И. Сергеева [4, с. 17], 1980-е и начало 1990-х годов смело можно назвать эпохой персональных компьютеров. Малогабаритные и относительно дешевые ПК стали неотъемлемой принадлежностью любой организации бизнеса, устанавливались практически на каждом рабочем месте, где необходимо было осуществлять управление или контроль производственных, технологических, распределительных и других процессов, связанных с материальными потоками. Использование ПК, создание на их базе локальных вычислительных и телекоммуникационных сетей, автоматизированных рабочих мест (АРМ) открыло новые горизонты для логистики. Современное программное обеспечение позволило использовать ПК в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов через производство к распределению и продажам готовой продукции. Новые генерации более мощных и менее дорогих компонентов ПК в начале 1990-х годов в
комбинации с архитектурой открытых систем еще более стимулировали внедрение информационно-компьютерных инноваций в логистике.
В учебно-методической работе авторского коллектива под руководством Б.А. Аникина [2], отмечаются принципиальные изменения сущности и подходов к изучению логистической концепции на современном этапе. Так, с точки зрения специалистов, основные проблемы, которые стояли перед создателями логистических систем еще несколько лет назад - относились к области физических потоков товаров и сырья, а под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потребителю подразумевалась лишь сопроводительная информация. По мере распространения логистических систем на предприятиях во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику логистических информационных систем, которые позволили бы органически объединить в единое целое все логистические субсистемы (логистику снабжения, производственную логистику, логистику распределения и др.). Как и большинство специалистов, авторы указанной учебно-методической работы определяющую роль в создании объективных возможностей для развития логистики отводят техническому прогрессу в средствах связи и информатики, а также рассматривают информацию как самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм.
К началу 1970-х годов относит Т.А. Родкина [76] появление информационных потоков, а также внедрение автоматизированных систем управления, позволившее четко определять направление информационных потоков в логистических системах. Т.А. Родкина разделяет взгляды большинства отечественных специалистов в области логистики, считая, чтостимулом для внедрения информационно-компьютерных инноваций в
логистике послужила революция в информационных технологиях, проявившаяся в совокупности таких факторов как: создание нового поколения более мощных и менее дорогих персональных компьютеров, введение стандартов электронного обмена данными и быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций.
По мнению В.Е. Николайчука [6], непрерывно возрастающий массив информации в сфере производства, обращения и финансов, который требует соответствующей обработки, а также развитие средств коммуникации и компьютеризации хозяйственной деятельности обусловили формирование такого раздела логистической теории и практики, как информационная логистика. В.Е. Николайчука указывает на то,что появление информационной логистики в некоторой степени может быть связано с происходящей, начиная с 80-х годов, трансформацией уклада в мировом хозяйстве. Этообразование мощных финансовопромышленных групп (корпораций), как национальной, так и транснациональной ориентации. В интерпретации ученого образование корпораций по своей сути имеет информационную природу - то есть предполагает создание организаций, наиболее выгодных с позиций получения, обработки и использования информации. Важнейшее значение в так называемой информационной экономике, приобретает задача управления информационными ресурсами разного плана и на различных иерархических уровнях решение которой возлагается на информационную логистику.
В целом же, по мнению указанных специалистов, принципиальное значение информационная логистика приобрела в экономике корпораций
и, прежде всего, транснациональных корпораций, предприятия которых дислоцированы по всему миру, а логистическое управление осуществляется в основном на информационном уровне.
Таким образом, очевидно, что в отличие от многих других экономикотехнологических явлений информационная логистика достаточно трудно типологизируется по времени в течение которого происходило последовательное развитие и качественное видоизменение ее форм, прикладных методов и технологий.
Важность научного направления информационной логистики в общей теории логистики очевидна. В связи с этим, необходимо хотя бы гипотетически определить возможные перспективы дальнейшего развития информационной логистики с учетом повсеместного использования в предпринимательской деятельности сетевых технологий, все более ускоряющейся глобализации бизнеса и распространения разнообразных видов электронной коммерции, развития социальных сетей. Развитие направления информационной логистики, будет непосредственно напрямую зависеть от характера и масштаба дальнейшего развития электронной коммерции. Уже сейчас можно встретить в научных трудах и работах таких ученых, как Е. Дряхловым, И.Т. Балабанова принципиально новое понятие в логистической практике и теории, так называемой Интернет-логистика (e-logistics).
Превалирование информационной составляющей в парадигме Интернет-логистики весьма четко прослеживается в определении И.Т. Балабанова с точки зрения которого, бизнес-логистика в режиме Интернета представляет собой логистику, построенную на совместных действиях бизнес-логистики в лице предпринимателя и компьютера или другого автоматизированного средства связи по обмену информацией [7, с. 248].
Более подробно Интернет-логистика определяется Е. Дряхловым [8], который отмечает, что электронная логистика позволяет заказчику размещать заказы, отслеживать их статус и получать необходимую информацию (расчетное время в пути, дату прибытия в контрольные
пункты и пункт назначения) за счет доступа на информационный Интернет-портал, причем такой портал, который может быть как единым ресурсом партнеров по бизнесу (http://www.absoluttrans.ru/ портал экспедиторской компании), так и собственным порталом, специализированной логистической компании (httpV/автодиспетчер.рф/ Информационно-поисковая система, поиск грузов и транспорта).
Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования рынка электронной коммерции в 2008-2017 гг. В этих исследования указано что за последние два года (2011 - 2013) рынок электронной коммерции вырос в США на 25%, в Еврозоне - почти на 30%. Среди стран-лидеров по степени развития рынка электронной торговли аналитики J’son & Partners Consulting выделяют Великобританию и США с долей электронной коммерции в общем объеме ритейла в 10% и более. Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 29% в 2008 - 2012 гг. В 2012 г., по оценке консультантов J’son & Partners Consulting, объем рынка электронной коммерции достиг почти 1,9 трлн руб. В дальнейшем специалисты компании ожидают стабильных темпов роста рынка на уровне 10-15% ежегодно [9].
Приведенный прогноз убедительно свидетельствует о масштабе перспектив логистических информационных технологий, которые заложены при переходе от традиционного бизнеса к электронному с использованием сети Интернет, что даст возможность оперативного перенаправления товарного потока от производителя непосредственно к потребителю, минуя промежуточное складирование на терминалах и распределительных центрах.
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Как самостоятельное направление информационная логистика зародилась недавно в конце 80-х.
2. Предпосылками к появлению этого направления в общей теории логистики стала революция начала 80-х в производстве микроэлектроники и появлению персональных компьютеров.
3. С увеличением количества обрабатываемых данных на предприятиях появилась необходимость научного подхода к организации и управлению информационными потоками.
4. Так же, к числу предпосылокможно отнести появление мощных финансово-промышленных групп (корпораций) как национальной, так и транснациональной ориентации.
Обобщение всего вышеизложенного дает возможность определить социальные, технические, общеэкономические и собственно, логистические предпосылки возникновения информационной логистики как, самостоятельной научно-прикладной области экономики, а также обозначить наиболее вероятные направления ее дальнейшего развития, такое, как интернет-логистика.
Литература
1. Хэссиг К., Арнольд М. Информационная логистика и менеджмент потока работ // Теория и практика управления. - 1997. - № 5.
2. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 368 с.
3. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В.
Щербакова. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.
4. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе: учебник / В.И. Сергеев. -М.: ИН- ФРА-М, 2005. - 601 с.
5. Родкина Т.А. Информационная логистика. — М.: «Экзамен», 2001. — 288 с.
6. Николайчук В.Е. Логистика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 160с.
7. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. - СПб: Питер, 2001. -
336 с.
8. Дряхлов Е. Тенденции развития и совершенствования логистики // Эксперт оборудование: рынок, предложение, цены. - 2002. -№2.-С.22-23.
9. Рынок электронной коммерции в России // J'son & Partners Consulting.
URL:http ://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/ente rprise/transport/ (дата обращения: 15.11.2013).
10. Сергеев В.И., Григорьев М.Н. Логистика: информационные системы и технологии: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. - 608 с.
11. Скоробогатова Т.Н. Логистика: Учебное пособие: 2-е изд.-Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2005. - 116 с.
12. Пронин А. А. Российская эмиграция разных волн и регионов рассеяния в авторефератах диссертаций, изданных в РСФСР-России в
1980-2003 гг. (на основе государственных библиографических указателей: Книжная летопись. Дополнительный выпуск. Авторефераты диссертаций.
1981-1992; Летопись авторефератов диссертаций. 1993-2003) [Текст]: библиографический указатель. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. -80 с.
13. Данилина Е.И. Оборотный капитал производственного предприятия. Производственная программа как основа воспроизводства оборотного капитала // Российское предпринимательство. - 2009. - № 4 выпуск 1.