Научная статья на тему 'Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности'

Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2429
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CRITICAL THINKING / CRITICAL PEDAGOGY / CRITICAL THINKING PERSON / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулина Ирина Васильевна

Современная проблема развития критического мышления в образовательной деятельности, приобретшая особую актуальность и остроту в настоящее время, не является чем-то новым. Своими корнями она уходит к деятельности Сократа. В статье рассматриваются исторические аспекты развития данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of the problem of critical thinking development in educational activity

The modern problem of development of critical thinking in the educational activity which has recently got a special actuality and urgency is not something new. It dates back to the Socrates activity. In the article historical aspects of development of the given problem are considered.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© И.В. Бакулина

Современная проблема развития критического мышления в образовательной деятельности, приобретшая особую актуальность и остроту в настоящее время, не является чем-то новым. Своими корнями она уходит к деятельности Сократа. В статье рассматриваются исторические аспекты развития данной проблемы.

Ключевые слова: критическое мышление; критическая педагогика; критически мыслящий человек; образовательная деятельность.

В настоящее время проблема критического мышления в образовательной деятельности вызывает большой интерес ученых. Этот интерес не случаен, наметившиеся прогрессивные изменения в социокультурном развитии современного общества неразрывно связаны с процессом совершенствования человеческой личности, ее критического мышления, становящегося одним из самых необходимых и перспективных видов мыслительной деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества.

Стремительное развитие информационных технологий, модернизация и динамичное развитие производства и бизнеса на базе этих технологий уже привело к постановке новых задач в обучении нового поколения. Современному производству и бизнесу необходимы специалисты, умеющие выполнять многоступенчатые операции, манипулировать абстрактными и сложными символами и идеями, быстро усваивать и эффективно использовать новую информацию, распознавать потребность в изменениях, быть достаточно гибким для новых парадигм и постоянного обучения.

Взрыв информационных технологий привел к тому, что посредством компьютера мы имеем неограниченный доступ к информации любого рода. Для того чтобы эффективно обрабатывать и использовать эту информацию необходимы навыки отбора, оценки, интерпретации, усвоения и примене-

ния этой информации. Для решения этой задачи необходимо пересмотреть направление обучения, учитывая смену акцентов с получения образования «на всю жизнь» на совершенствование образования «через всю жизнь», предполагающего особую динамичность и соответствие постоянно меняющимся реалиям действительности: самостоятель-

ность, способность анализировать, рациональный подход, творчество. Современная педагогика призвана научить студента как учить, а не только, что учить. Критическое мышление направлено на развитие перечисленных выше способностей.

В современной отечественной и зарубежной педагогике уделяется большое внимание проблеме развития критического мышления. Многие ученые [1-5] доказывают своими исследованиями важность и необходимость изучения данной проблемы в образовательной деятельности.

Однако необходимо отметить, что идея критического мышления не является новой. Элементы критического мышления, такие как правила логики, оценка событий и явлений, доказательство, существуют в образовании со времен Древней Греции. Как считают авторитетные исследователи проблем критического мышления Р. Пол и Л. Элдер, интеллектуальные корни критического мышления также древни, как и его этимология, и прослеживаются уже в период деятельности Сократа (469-399 гг. до н. э.) в его философии и учении. Он установил важность поис-

ка доказательства, тщательного рассмотрения причин и предположений, анализа базовых концепций, выяснения значения и смысла не только того что говорится, но и делается. Его способ обучения в форме вопросов и ответов известен теперь как «сократический метод» и является до сих пор одной из самых известных стратегий обучения критическому мышлению.

Обучение у Сократа основывалось на диалектическом споре учителя и ученика как двух равноправных участников диалога, подводящего к истине путем продуманных наставником вопросов. Сократ был убежден. что постоянная и систематическая практика постановки вопросов и вдумчивых ответов на них дает ученику возможность логического изучения идеи и возможность определения ее ценности.

Вот некоторые из вопросов Сократа, вносящих ясность в концепцию обсуждаемого вопроса:

- почему ты говоришь это?

- что точно это значит?

- как это относится к тому, о чем мы говорим?

- какова природа этого явления?

- что мы уже знаем об этом?

- можешь мне дать пример?

- можешь это перефразировать?

Традиции развития критического мышления были продолжены Платоном, который записывал мысли Сократа, и Аристотелем, который создал философскую систему классификации научных дисциплин. Основу этой системы составляет логика и метафизика. Логика, созданная Аристотелем и названная им «аналитикой» (название «логика» было введено стоиками), учение об основных логических законах, понятии, суждении, умозаключении, об определении, доказательстве, а также о методах доказательства или опровержения, было изложено в шести сочинениях, составляющих его «Органон».

В XVI в. английский философ Френсис Бэкон, являющийся родоначальником современного английского эмпиризма, считал важнейшей задачей науки целесообразное преобразование природы и культуры на основе познания природы. Для этого, считал Бэкон, необходимо отказаться от предрассудков и ложных представлений, как он их называет в своем труде «Улучшение образо-

вания» (“The Advancement of Learning” 1605), «идолов». Идолами школ Бэкон считает проблемы мышления, основывающиеся на «слепых правилах и убогих инструкциях». Единственно надежным источником познания является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания -индукция, которая ведет к познанию законов, от которых, как считает Бэкон, можно снова обратиться к опыту.

В современной науке критического мышления высказывается мнение (Р. Пол, Л. Элдер), что произведение Бэкона «Улучшение образования» может считаться одним из первых трудов по критическому мышлению.

Вторым по счету произведением, которое было посвящено проблеме критического мышления, принято считать «Правила для руководства разумом», которые французский философ Дэкарт начинает писать в 1619 г. Дэкарт, являясь основателем современного рационализма, подчеркивал необходимость мышления для достижения ясности, точности и четкости и доказывал, что мышление должно основываться на вопросах, сомнениях и проверке сомнений опытным путем.

В XVI-XVII вв. происходит дальнейшее развитие критического мышления, но оно уже больше направлено на анализ и критику социальных систем общества, прокладывая тем самым дорогу для развития впоследствии демократии, свободы мысли, борьбы за права человека. Эта тенденция сохраняется в последующие века и усиливается с развитием капитализма в Европе.

Среди ученых, внесших значительный вклад в развитие критического мышления в период исторического развития, можно отметить мыслителей французского просвещения Бейля, Монтескье, Вольтера и Дидро, в XVIII в. - Адама Смита и Канта, в XIX в. -Спенсера, К. Маркса и мн. др.

В XX в. в теории развития критического мышления появились более четкие формулировки и прослеживается большее понимание природы и силы критического мышления. Началом критического мышления как научной проблемы, как считает американский исследователь проблем критического мышления Дж.Т. Страйб, можно считать работу Джона Дьюи, которую он вел с 1910 по 1939 г., и его использование термина «рефлективное мышление». C 1940 по 1961 гг. Э.М. Глазэр,

Д.Х. Рассел и Б.О. Смит, а затем, с 1980 г. и по настоящее время, Р.Х. Энис, Дж.Э. Мак-Пэк, Харвей Сигель и Ричард Пол, и многие другие исследователи проблемы критического мышления расширяли это понятие, включая в него такие новые элементы, как идентификация вопроса, формулировка гипотезы, а также аспект решения проблемы.

Несомненным вкладом в развитие современной теории и практики критического мышления в образовательной деятельности является критическая педагогика, идея которой, по мнению исследователей данной проблемы, таких как П. Фрейре, П. МакЛарен, Н. Бурбулис и многих других, начиналась с критики системы образования в капиталистическом обществе, которая была одним из механизмов обучения и воспитания послушного, легко управляемого члена общества, четко знающего «свое место» и обреченного остаться на этом месте пожизненно.

Пауло Фрейре, которого принято считать одним из основателей данного научного направления, а также общепризнанным авторитетом в области критической, или, как он ее сам называл, «освободительной», педагогики, автор известного труда «Педагогика угнетенных», считает важным аспектом критической педагогики развитие сознания путем критического мышления для отражения мира и сознательной его трансформации. Приведение в действие сознания является, по мнению П. Фрейре, необходимым первым практическим шагом к пониманию того, как надо действовать против угнетения и подавления. «Практика вовлекает индивидуума в цикл, который состоит из теории, применения этой теории, ее оценки, размышления и затем возвращения опять к теории. Социальная трансформация - это результат действия на коллективном уровне».

Указывая на то, что человек является частью окружающего нас мира и что наше сознание отражает диалектическое взаимодействие с этим миром, П. Фрейре говорит о том, что сознание является прежде всего социальным и мы, опираясь на него, в состоянии изменять существующий мир к лучшему. Процесс критического отражения мира и сознательной его трансформации П. Фрейре называет практической деятельностью. Но

для практической деятельности как отдельного человека, так и коллектива людей необходимо, чтобы они являлись субъектами, т. е. деятелями в противоположность объектам, которыми управляют.

В аспекте критической педагогики критически мыслящий человек не только способен найти и распознать несправедливость, но и готов изменить несправедливое положение вещей.

Критическое мышление и критическая педагогика являются двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми явлениями в образовательном процессе, при этом критическое мышление сфокусировано на самом индивидууме и внутри его идентичности, а критическая педагогика направлена на отношения между индивидуумом и преподавателем, а также между индивидуумами в рамках социальных условий, т. е. в окружающей его (индивидуума) среде.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что за последние 2,5 тысячи лет критическое мышление развивалось и изменялось, отражая в своей сущности развитие и изменения в научной мысли и социальной жизни человека.

1. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М., 1997.

2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2007.

3. Загашев И., Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003.

4. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. 2001. № 4. С. 32-33.

Поступила в редакцию 11.01.2010 г.

Bakulina I.V. Historical aspects of the problem of critical thinking development in educational activity.

The modern problem of development of critical thinking in the educational activity which has recently got a special actuality and urgency is not something new. It dates back to the Socrates activity. In the article historical aspects of development of the given problem are considered.

Key words: critical thinking; critical pedagogy; critical thinking person; educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.