УДК 94(47).084
doi: 10.21685/2072-3024-2024-3-6
Исторические аспекты поиска путей эффективности управления и организации производства в период аграрной модернизации
1960-1970-х гг.
Е. Б. Дудникова1, И. А. Ножкина2, О. Н. Шмыгина3
1,2,3Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова, Саратов, Россия [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Решение современных задач развития аграрно-промышленного комплекса России в числе прочих ставит задачу повышения качества управления. От того, насколько профессионально и своевременно разрабатываются и принимаются управленческие решения, во многом зависит успех тех или иных аграрных преобразований. Эффективность управления определяется многими составляющими: естественно-биологическими, техническими, политическими, качественным составом управленческих кадров и т.д. Не менее важным фактором дальнейшей модернизации системы управления является творческое использование исторического опыта организации управления в периоды истории, включающие в себя как положительные, так и отрицательные стороны деятельности в данной сфере. В данной публикации предпринята попытка осветить некоторые наиболее значимые сюжеты, характеризующие опыт, особенности и противоречия процесса совершенствования организации управления сельскохозяйственного производства в СССР в один из наиболее успешных периодов аграрной модернизации по советскому образцу. Материалы и методы. Исследование базируется на документах и материалах, отражающих историю организации управления сельскохозяйственного производства в СССР периода аграрных реформ 1965-1970-х гг. и способствующих раскрытию сущности процесса. Основу методов исследования составляют базовые исторические методы: историзма, объективности, системности, позволившие осветить использованный материал и изложить результаты исследования с максимальной достоверностью. Результаты. В ходе исследования был изучен опыт организации управления и производства в аграрном секторе экономики в период его модернизации 1960-1970-х гг. Выводы. В рассматриваемый период руководство стремилось повысить эффективность управления сельскохозяйственным производством, внедрялись соответствующие времени передовые формы организации производств. Но в силу различных причин процесс модернизации управления замедляется: сохранялась ведомственная разобщенность, наряду с современными формами работы использовались и устаревшие, сохранялось отставание правовых норм от ушедших вперед производственных отношений на селе.
Ключевые слова: сельское хозяйство, управление, организация производства, сельскохозяйственные предприятия и организации, аграрные реформы
Для цитирования: Дудникова Е. Б., Ножкина И. А., Шмыгина О. Н. Исторические аспекты поиска путей эффективности управления и организации производства в период аграрной модернизации 1960-1970-х гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2024. № 3. С. 66-79. doi: 10.21685/20723024-2024-3-6
© Дудникова Е. Б., Ножкина И. А., Шмыгина О. Н., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
From the history of the organization of agricultural production management in the USSR during the agrarian reforms of the 1960-1970s
E.B. Dudnikova1, I.A. Nozhkina2, O.N. Shmygina3
1,2,3Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering
named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. Background. Solving modern problems of the development of the agricultural and industrial complex of Russia, among others, sets the task of improving the quality of its management. The success of certain agricultural transformations largely depends on how professionally and timely management decisions are developed and made. The effectiveness of management is determined by many components: natural biological, technical, political, qualitative composition of management personnel, etc. An equally important factor in the further modernization of the management system is the creative use of the historical experience of the management organization in the periods of history, which include both positive and negative aspects of activities in this area. This study attempts to highlight some of the most significant stories characterizing the experience, features and contradictions of the process of improving the organization of agricultural production management in the USSR during one of the most successful periods of agra. Materials and methods. The research is based on documents and materials reflecting the history of the organization of agricultural production management in the USSR during the agrarian reforms of the 1965-1970s and contributing to the disclosure of the essence of the process. The basis of the research methods are the basic historical methods: historicism, objectivity, consistency, which made it possible to highlight the material used and present the results of the study with maximum reliability. Results. The study examined the experience of organizing management and production in the agricultural sector of the economy during its modernization in the 1960-1970s. Conclusions. During the period under review, the management sought to improve the efficiency of agricultural production management, and advanced forms of production organization appropriate to the time were introduced. But for various reasons, the process of modernizing management was slowed down: departmental disunity persisted, along with modern forms of work, outdated ones were used, and legal norms lagged behind the advanced industrial relations in rural areas.
Keywords: agriculture, management, organization of production, agricultural enterprises and organizations, agrarian reforms
For citation: Dudnikova E.B., Nozhkina I.A., Shmygina O.N. From the history of the organization of agricultural production management in the USSR during the agrarian reforms of the 1960-1970s. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2024;(3):66-79. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3024-2024-3-6
Введение
Особый интерес представляет изучение опыта организации управления и производства в аграрном секторе экономики в период его модернизации 1960-х гг., начатой Н. С. Хрущевым и продолженной Л. И. Брежневым. Приступая к анализу данной темы, прежде всего хотелось бы отметить, что ни в какой другой отрасли народного хозяйства СССР формы и методы управления не претерпевали столь частых изменений, как в области сельского хозяйства. Обусловлено это было и ярко выраженными элементами волюнтаризма
в руководстве им, и тем, что управление это осуществлялось применительно к быстро меняющимся условиям функционирования отраслей сельскохозяйственного производства, под влиянием проводимых экономических и социальных преобразований в деревне. На характере и особенностях эволюции системы управления сельским хозяйством сказывался и особый уровень соотношения экономики и политики в управлении аграрными преобразованиями советского периода. Он определялся беспрецедентно высоким уровнем концентрации власти в руках политической номенклатуры в лице руководства КПСС, которая оформилась задолго до изучаемого нами времени. Как отмечал специалист в области аграрной истории России профессор В. Я. Ро-манченко, «вся история советского государства свидетельствует, что периоды относительного благополучного экономического развития и роста наступали после реформаторских политических решений. В то же время и затухание сравнительно непродолжительного экономического роста также было обусловлено политикой, которая либо отказывалась от дальнейшего развития прежних радикальных политических установок, либо начинала скрыто или явно им противодействовать». И далее: «Государство и его органы управления были лишь исполнителями воли КПСС, которая являлась законом для любого ведомства, предприятия, хозяйства: и колхоза, и совхоза, и министерства сельского хозяйства, и Совета министров СССР, и Президиума Верховного Совета СССР» [1, с. 122-129]. Думается, нет необходимости доказывать, что принятие решений по совершенствованию системы управления сельским хозяйством и сами управленческие решения зачастую не имели достаточных экономических обоснований, а порой противоречили экономической целесообразности, вносили ненужную сумятицу в деятельность хозяйствующих субъектов.
Изучение документов, характеризующих проблему в рассматриваемый период, показывает, что практически ежегодно на разных этапах весьма громоздкого здания управленческого аппарата осуществлялись различного рода преобразования: организовывались, реформировались и вновь создавались министерства, управления, тресты, разукрупнялись, ликвидировались и вновь сливались в единые управленческие структуры различные ведомства, отделы и службы. Издавалась масса нормативных актов, регламентирующих эти процессы законодательно. Основополагающей базой для их разработки и принятия служили соответствующие совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЦК компартии и Совета Министров республик, указы и решения союзных и республиканских Президиумов Верховного Совета. Сказанное в полной мере касается и организации сельскохозяйственного производства. Для выявления опыта, тенденций и противоречий процесса развития системы управления и организации производства в сельском хозяйстве вряд ли нужен детальный анализ всех проводившихся нововведений, тем более что большинство из них носили непринципиальный характер.
Вопросы регулирования аграрного производства, содержания и направленности аграрных реформ в СССР волновали историков-аграрников и в предыдущие годы (например, работы В. В. Наухацкого [2] и В. Я. Романченко [3]), и на современном этапе истории (например, работы Л. Н. Мазур [4], Ч. Шици [5], А. П. Лебедева [6]). Работы ученых самого периода исследования в основном отражали официальную идеологию, и многие важные, принципиальные
вопросы не получили своего отражения. В данной публикации основное внимание будет сосредоточено лишь на некоторых наиболее крупных и значимых преобразованиях, оказавших заметное влияние на эволюцию производственно-управленческой системы и аграрной модернизации того периода в целом.
Материалы и методы
Проследить историю организации управления сельскохозяйственного производства в СССР исследуемого периода позволили опубликованные документы по аграрной политике, сборники статистических данных, отражающие развитие народного хозяйства СССР, а также архивные материалы. Базовые исторические методы, использованные в исследовании, помогли описать, обобщить и проанализировать процесс управления сельскохозяйственным производством и максимально достоверно представить результаты исследования.
Результаты и обсуждение
Приступая к непосредственному изложению темы, не лишним будет отметить, что ключевые подходы к организации управления социалистическим сельским хозяйством, механизмы функционирования системы, определяющей организацию производства, сложились задолго до начала послевоенной модернизации сельского хозяйства. Уже тогда, в 1930-1940-е гг., эта система отличалась высокой степенью централизации, господством методов командного администрирования и строительством по территориально-отраслевому принципу. На всех предшествующих этапах социалистического строительства реорганизация системы управления и организации сельскохозяйственного производства была подчинена решению главной задачи: расширению объемов и повышению эффективности сельского хозяйства. В русле общего курса аграрной политики проходила трансформация этой системы в исследуемый период.
Как известно, поворот в сторону модернизации аграрного сектора экономики и социальной инфраструктуры села был начат аграрными реформами Н. С. Хрущева. При всех недостатках их осуществления в целом мы можем утверждать, что они подготовили почву для принятия мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС курса на интенсификацию сельского хозяйства. Немаловажную роль в достижениях семилетки, предшествующей историческому Пленуму, сыграло создание соответствующих требованиям времени управленческих структур. Так, в соответствии с решениями январского 1961 г. Пленума ЦК КПСС в стране было организовано Всесоюзное объединение «Сельхозтехника». В системе Министерства сельского хозяйства СССР создавалось специальное управление, призванное координировать работу по электрификации колхозно-совхозного производства. В своей деятельности оно опиралось на региональные объединения «Сельхозэнерго», которые централизованно выполняли монтажные, пуско-наладочные и контрольно-измерительные работы, капитальный ремонт электроустановок. В свою очередь «Сельхозтехника» призвана была на основе хозяйственного расчета обеспечивать колхозы и совхозы всеми видами технических средств, организовывать их ремонт, поставку запчастей и т.д. Деятельность этих органов
управления позволила, в частности, уже к середине 1960-х гг. полностью вытеснить ручной труд при возделывании и уборке пропашных культур, повысить уровень механизации в слабо механизированных областях.
Однако для осуществления решительного перелома в сторону интенсификации сельского хозяйства принятых в период хрущевской модернизации мер было недостаточно. Не случайно уже с конца 1950-х гг. наблюдалось замедление темпов развития сельского хозяйства. Курс на интенсификацию сельского хозяйства, намеченный мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, требовал комплексного подхода к его осуществлению, включающего и перестройку системы управления. Начало этому процессу было положено совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 марта 1965 г. «О повышении роли Министерства сельского хозяйства в руководстве колхозным и совхозным производством» [7, л. 210-228]. Данное постановление упразднило существовавшее ранее Министерство производства и заготовок сельскохозяйственной продукции и создало на его основе союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства СССР. Соответствующие министерства были созданы в союзных республиках. На них возлагалась ответственность за разработку и осуществление ежегодных и перспективных планов развития сельскохозяйственного производства и продажи сельхозпродукции государству, мероприятий по специализации и интенсификации сельскохозяйственного производства, повышение рентабельности работы колхозов и совхозов, обеспечение их техникой, кадрами, ремонтной базой и т.д. Этим же постановлением ликвидировались территориально-производственные управления сельского хозяйства и комитеты по сельскому хозяйству, которые зачастую выполняли дублирующие друг друга функции и вносили этим неразбериху в систему отчетности колхозов и совхозов. Роль и ответственность Министерства сельского хозяйства СССР повышалась и передачей ему выполнявшейся до этого Госпланом СССР функцией по анализу хозяйственной деятельности и финансового состояния сельскохозяйственных предприятий.
Реорганизация коснулась и структуры центрального аппарата этого министерства. В нем были образованы отраслевые органы управления, что позволяло сосредоточиться на работе по повышению эффективности производства в отдельных отраслях сельского хозяйства с большим учетом их специфики. Важную роль в модернизации системы управления сельским хозяйством сыграло создание во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. усилиями его отраслевой специализации всесоюзных объединений: «Сорто-семеноводческого» по техническим культурам, Объединения по производству, заготовкам и сбыту семян картофеля и овощных культур, объединения «Садвинчайпром» и некоторых других [8, л. 3-6]. Их организация наряду с объединениями, созданными в предшествующий период, замыкала цепочку управленческих структур, призванных организовать работу отдельных отраслей сельского хозяйства на местах. В целях повышения научного уровня управления и организации аграрного производства в каждом из объединений создавались научные учреждения, которые осуществляли научные исследования в соответствующих отраслях. Производственной базой для их проведения служили, как правило, передовые специализированные колхозы и совхозы.
Одним из направлений аграрного реформирования в период хрущевской оттепели было укрепление государственной собственности в сельском
хозяйстве путем расширения сети государственных сельских хозяйств, которое в 1950-е - начале 1960-х гг. осуществлялось преимущественно за счет массового преобразования колхозов в совхозы. О размахах этой широкомасштабной кампании и ускорении ее темпов свидетельствует уже тот факт, что если за период с 1940 по 1953 г. численность совхозов СССР выросла с 4159 до 4857, то с 1953 по 1965 г. - с 4857 до 11 681. Их посевная площадь за последний период увеличилась с 15,2 млн га до 89 млн га, или более чем в 5 раз [2, с. 16]. В данной публикации мы не будем углубляться в историю осуществления и оценки этой массовой кампании. Отметим лишь, что она продолжалась вплоть до начала 1980-х гг. Темпы ее постепенно замедлялись, в том числе ввиду становившейся все более очевидной малоэффективности. Здесь же отметим уместность создания в связи с быстрым ростом численности совхозов и их роли в развитии сельского хозяйства в марте 1965 г. в структуре Министерства сельского хозяйства СССР Главного управления совхозов. В Минсельхозе РФ подобный координирующий орган создан не был, что не поддается логическому объяснению, поскольку из всех союзных республик именно в РФ в совхозы было преобразовано наибольшее количество колхозов. Его организация произошла позже, что свидетельствует о затягивании процесса оформления системы управления государственными хозяйствами. Данный факт подтверждается также и тем, что структура Главного управления совхозов Министерства сельского хозяйства (МСХ) СССР окончательно сформировалась лишь к июлю 1967 г. В нее вошли: руководство управления, отдел по вопросам хозяйственного расчета в совхозах, отдел по вопросам оргпланов совхозов и использования капитальных вложений, управление специализации и организации совхозного производства. Спустя почти три года после создания Главного управления совхозов утверждается заместителем министра сельского хозяйства СССР «Временное положение о Главном управлении» - документ, регламентирующий его деятельность [9, л. 87; 10, л. 1-5]. Материалы, отражающие конкретную деятельность государственных сельских хозяйств, свидетельствуют о том, что в целом выделение управления ими в отдельное направление руководства Министерства сельского хозяйства сыграло свою положительную роль, способствуя широкому распространению процесса специализации производственных процессов, внедрению в экономику крупных общественных хозяйств хозяйственного расчета и улучшению организации совхозного производства.
Что касается колхозов, то специализированный орган управления ими в виде управления по делам колхозов при МСХ СССР существовал и до середины 1960-х гг. Однако не все колхозы и совхозы страны находились в непосредственном подчинении колхозно-совхозных управлений. Часть колхозов и совхозов состояла в непосредственном подчинении других организуемых управленческих структур, таких как Главное управление животноводства, Главное управление коневодства и коннозаводства, Птицепрома СССР и некоторых других [11, л. 3-5]. Свое руководство хозяйствами они осуществляли через республиканские специализированные управления и тресты, а также областные и районные управления сельского хозяйства. Деятельность последних осуществлялась в отрыве от работы местных советских органов власти и нередко дублировалась ими. Видимо поэтому постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 ноября 1969 г. районные производственные
управления сельского хозяйства были преобразованы в управления сельского хозяйства райисполкомов, а также было признано целесообразным, чтобы начальник управления одновременно являлся заместителем председателя райисполкома. В целях повышения контроля над качеством производимой сельхозпродукции в структуре управления предусматривалось создание государственных инстанций по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов [12, с. 375].
Вполне оправданным и назревшим, на наш взгляд, было и создание региональных структурных подразделений, призванных осуществлять координацию научно-исследовательской деятельности в аграрной сфере. В этих целях в отдельных регионах стали создаваться научно-исследовательские комплексы. Такой комплекс по развитию сельского хозяйства Сибири и Дальнего Востока был создан, в частности, постановлением Совета Министров СССР 14 ноября 1969 г. В его составе было решено организовать восемь научно-исследовательских отраслевых институтов, государственные сельскохозяйственные опытные станции, проблемные лаборатории высших сельскохозяйственных учебных заведений и другие научно-исследовательские учреждения [12, с. 377-379]. Как свидетельствует опыт деятельности подобных организаций, их создание сыграло важную роль в совершенствовании и внедрении в производство научно-обоснованных систем ведения сельского хозяйства, развитии прогрессивных технологий производства продуктов земледелия и животноводства, рациональном размещении и специализации сельскохозяйственного производства.
Дальнейшая работа по реорганизации и совершенствованию системы управления сельским хозяйством, проводимая в 1970-е гг., как и в предыдущий период в целом была направлена на повышение эффективности ее функционирования. Реализации главной цели было подчинено решение таких задач, как осуществление деятельности по оптимизации управленческих функций, сокращению и удешевлению аппарата управления, создание новых управленческих структур и реорганизация существующих в целях более оперативного решения задач дальнейшей модернизации сельского хозяйства. К числу наиболее заметных преобразований в сфере управления сельским хозяйством в этот период можно отнести следующие: включение в структуру аппарата Министерства сельского хозяйства СССР новых отделов и преобразование существующих; разукрупнение территориальных производственных управлений, охватывающих своей деятельностью Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский экономические районы; внесение изменений во внутреннюю структуру союзных подразделений МСХ СССР; создание самостоятельной системы союзно-республиканских органов управления совхозами. Такие органы управления в виде Министерства совхозов были образованы в РСФСР, Украинской ССР, Узбекской ССР, Грузинской ССР и Азербайджанской ССР. Все они подчинялись как Министерству сельского хозяйства СССР, так и Совету Министров соответствующих союзных республик. Организация Минсовхозов аргументировалась наличием существенных различий в управлении сельским хозяйством с двумя формами собственности, углублениями процессов специализации и концентрации производств. Своевременность и оправданность этой меры подтверждается, в частности, тем, что в совхозах с 1960-х гг. процесс специализации и концентрации производства шел быстрее, чем
в колхозах. Не случайно, несмотря на то что общее руководство ими осуществлялось по территориальному принципу, численность отраслевых управленческих структур - трестов - быстро возрастала. Только за период с 1965 по 1969 г. количество трестов совхозов РСФСР, например, увеличилось с 87 до 273 [13, с. 42].
Кроме трестов Минсовхозам подчинялись специализированные объединения совхозов (промы), а также областные производственные объединения совхозов. Характерной чертой создания новых специализированных объединений являлось то, что входившие в их состав госхозы, помимо кооперации с перерабатывающими, торговыми, научными и другими предприятиями и организациями, все чаще объединялись для совместной деятельности с коллективными хозяйствами. Процесс этот начался в 1960-е гг. и в дальнейшем развивался ускоренными темпами. Только за период с 1971 по 1981 г. численность межхозяйственных предприятий и организаций с участием колхозов и совхозов, других государственных и кооперативных предприятий и организаций в РСФСР увеличилась с 1901 до 4034, или в два с лишним раза. Аналогичные формирования с определенными региональными особенностями создавались в большинстве других республик СССР. Следует отметить, что все они подчинялись Минсельхозу СССР, а в период существования в названных нами республиках Министерства совхозов на республиканском уровне находились в условиях двойного подчинения (Минсельхоз и Минсов-хоз). Вместе с тем управленческий приоритет в отношении межхозяйственных предприятий, безусловно, принадлежал республиканским Минсельхозам. Объясняется это тем, что изначально ведущая роль в колхозно-совхозной кооперации принадлежала колхозам. В 1971 г. в деятельности межхозяйственных предприятий и организаций РСФСР, например, участвовало 19,7 тыс. колхозов и только 2,7 тыс. совхозов [14, с. 166]. По мере их развития в межхозяйственную интеграцию стали все больше включаться и предприятия, обслуживающие сельскохозяйственное производство: строительные, по производству строительных материалов, комбикормовые, по переработке сельскохозяйственной продукции и некоторые другие. В их структуре функционировали организации, осуществлявшие управленческую деятельность в соответствующих отраслях производства: строительные и строительно-монтажные, управления лесного хозяйства, материально-технического снабжения и т.п., а также управления по руководству деятельностью межхозяйственных предприятий. Как показывал опыт, по сравнению с обычными хозяйствами, меж-хозы давали большую отдачу от материальных затрат и вложений труда, работали рентабельнее. В период с 1970 по 1980 г., когда в большинстве колхозов и совхозов вырастала доля убыточных хозяйств, в межхозах наблюдался рост рентабельности производства. Так, в 1970 г. в РСФСР они получили прибыль от хозяйственной деятельности в размере 59 млн руб., а в 1980 г. -130 млн руб. [14, с. 167]. Для рассматриваемой нами проблематики важно подчеркнуть, что управление новыми хозяйствующими субъектами в сельской местности осуществлялось на более демократической основе по сравнению с остальными входящими в них единицами. Если руководство колхозно-совхозной системой, строительными, перерабатывающими и прочими подобными организациями строилось на основе единоначалия в жестких рамках командно-административной системы, то руководство межхозами осуществлял
коллективный орган - совет объединения, состоящий из руководителей, входящих в объединение предприятий и организаций, а также представителей общественных организаций объединения. Решение Совета принималось простым большинством голосов и являлось обязательным для входящих в его состав предприятий и организаций. Последние сохраняли хозяйственную самостоятельность и право юридического лица, а руководитель объединения (председатель, генеральный директор) должен был обеспечивать выполнение решений коллективного органа руководства.
Продолжавшийся в 1970-е гг. процесс аграрной модернизации вызвал к жизни и другие формы организации сельскохозяйственного производства, получившие распространение как в РСФСР, так и в других союзных республиках. Так, в начале 1970-х гг. в ряде областей Российской Федерации стали создаваться специализированные хозрасчетные производственные объединения - сельскохозяйственные фирмы. Они объединяли в единое целое определенные отрасли сельскохозяйственного производства, производства строительных материалов, организации по ремонту и обслуживанию техники, грузоперевозкам и некоторые другие составляющие производственной инфраструктуры. Другой разновидностью межхозяйственных связей, возникших в 1970-е гг., были агропромышленные объединения, которые аккумулировали в себе весь цикл работ, связанных с производством, переработкой, заготовкой и продажей сельскохозяйственной продукции. Примером такого объединения может служить агропромышленное объединение «Жигули», созданное в 1978 г. на базе производственного объединения совхозов «Жигули», Тольяттинского горплодовощеторга, консервного цеха Тольяттинского горпищекомбината Минпищепрома РСФСР. Объединение занималось выращиванием, заготовкой, торговлей и промышленной переработкой овощей и картофеля. Данные формы организации производства и управления, в отличие от предыдущих, находившихся в двойном подчинении (Минсельхоз и облисполком), подчинялись только управлениям сельского хозяйства облисполкомов.
Опыт деятельности объединений свидетельствовал об их эффективности. В них по сравнению с обычными сельскохозяйственными предприятиями значительно ниже была себестоимость выпускаемой продукции, улучшились условия ее реализации, более рационально использовалась техника, капитальные вложения и трудовые ресурсы [15, с. 325-327].
На низовом уровне положительно зарекомендовало себя совершенствование организационных форм и техники управления путем внедрения цеховой структуры управления общественными хозяйствами, функционирующими на основе хозяйственного расчета. При такой системе главные специалисты хозяйства становились одновременно и начальниками производственных цехов, т.е. сочетали функции инженерно-технического, агротехнического и зоотехнического руководства с функциями административного управления трудовыми коллективами. В составе каждого цеха сохранились производственные подразделения (полеводческие бригады, животноводческие фермы и т.д.), возглавляемые руководителями и специалистами среднего звена. Одновременно с этим внедрение хозрасчетных отношений расширяло возможности привлечения сельских тружеников к управлению производством, расширяло материальную заинтересованность каждого работника в результатах своего труда [16, с. 246-248].
Заключение
Все эти и некоторые другие формы организации управления и производства получили дальнейшее развитие и в последующие годы. Одновременно продолжалась перестройка работы и центральных органов управления сельским хозяйством на всесоюзном и республиканском уровнях. В целом модернизация системы управления и организации производства в сельском хозяйстве в исследуемый период произвела положительный эффект. Она внесла свой вклад в общие результаты аграрной модернизации в СССР 19651970-х гг. Эти результаты по праву можно считать одними из лучших за весь период послевоенной аграрной истории. В исследуемые годы значительно ускорились темпы роста валовой продукции сельского хозяйства. С 1965 по 1970 г. ее прирост по всем категориям хозяйств в СССР составил 23 %, а в 1980-х гг. - 36 %. Средняя годовая урожайность зерновых культур в 19561965 гг. составляла 10,1 центнера с гектара, в 1961-1965 гг. - 10,2 центнера с гектара, в 1966-1970-х гг. - 13,7 центнера с гектара, в 1976-1980-х гг. -16,0 центнера с гектара. Если с 1940 по 1960 г. государственные закупки основных продуктов животноводства увеличились с 2,2 до 7,9 млн т, то только с 1965 по 1975 г. - с 9,3 до 16,8 млн т. Производительность труда в сельском хозяйстве в 1976-1980 гг. выросла в сравнении с 1961-1965 гг. на 80 % в расчете на одного среднегодового работника [17, с. 231; 18, с. 210].
Вместе с тем следует констатировать, что далеко не все задачи повышения эффективности организации управления и производства были решены. Вплоть до конца исследуемого периода сохранились факторы, препятствовавшие этому. В их числе следует назвать сохранение, наряду с передовыми, устаревших форм управления сельским хозяйством, отсталость многих правовых норм от ушедших вперед производственных отношений на селе. Как было уже отмечено, такие передовые формы организации производства, как межхозяйственные предприятия, начали создаваться уже в 1960-е гг., однако соответствующие нормативные документы, регламентирующие их деятельность, были утверждены значительно позже (1977-1980-е гг., после принятия 28 мая 1976 г. специального постановления ЦК КПСС, которым поручалось Совету Министров СССР организовать разработку и утверждение этих документов) [19, с. 481-495]. Не способствовала повышению эффективности управления сохранявшаяся ведомственная разобщенность управления хозяйствующими субъектами. К середине 1970-х гг. в стране действовало около шести тысяч различных организаций, объединений, трестов, осуществлявших управление совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями, а управление колхозами вследствие их менее развитой специализации осуществлялось преимущественно по территориальному принципу через областные и районные управления сельского хозяйства. Это усложняло и затрудняло общую координацию усилий по выполнению хозяйственных задач, тормозило развитие назревшей в то время тенденции к централизации функций управления сельским хозяйством. Несмотря на то что руководством отрасли периодически ставилась задача оптимизации аппарата управления и его удешевления, аппарат этот все больше разбухал и усложнялся, причем с завидным постоянством. В апреле 1972 г., например, при выделении из Минсельхоза РСФСР Минсовхоза общая численность министерского аппарата управления выросла на 900 человек. С 1972 по 1975 г. аппарат вырос
еще на две тысячи единиц, а в 1977 г. он составил 56,7 тыс. человек, или на 6,1 тыс. больше, чем было в начале 1972 г. Аналогичная активность наблюдалась и в бумаготворчестве. Ежегодно нарастало количество справок, отчетов, запрашиваемых «сверху» вышестоящими органами управления. Только за девять месяцев 1979 г. Минсельхозом РСФСР было получено 178,6 тыс. различных распоряжений. В свою очередь, в нижестоящие организации министерство отправило за этот период 182,3 тыс. директивных документов [20, л. 234]. Очевидно, что если бы эти и другие подобные им недостатки своевременно ликвидировались у руководителей, специалистов хозяйств и простых работников высвобождалось бы гораздо больше времени для творческого труда, а эффективность управления сельским хозяйством в целом была бы значительно выше. Однако в условиях господствовавшей в то время политики, основанной на методах мелочной опеки и административного диктата, реальная борьба с ними и их устранение вряд ли были бы осуществимы.
Список литературы
1. Романченко В. Я. Роль партийной номенклатуры в организации управления аграрными преобразованиями в Российской деревне (1965-1985 гг.) // Вестник Саратовской государственной академии права. 2005. № 2 (43). С. 122-129.
2. Наухацкий В. В. Аграрная политика в СССР в 1965-1990 годах: проблемы разработки и реализации. Азово-Черном. гос. агроинж. акад. Ростов-н/Д. : Гефест, 1996. 187 с.
3. Романченко В. Я. Государственные сельские хозяйства России: исторический опыт, проблемы, уроки развития. На материалах регионов Европейской части РФ (1965-1985 гг.). Саратов : Изд-во Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2000. 196 с.
4. Мазур Л. Н. Политика интенсификации сельскохозяйственного производства в СССР в 1960-1980-е гг.: специфика советского опыта // Динамика и темпы аграрного развития России: Инфраструктура и рынок : материалы XXIX сессии симп. по аг-рар. истории Восточной Европы. Орел : Орловская правда, 2006. С. 498-513.
5. Шици Ч. Система управления сельским хозяйством СССР в середине 1960-х -середине 1970-х гг. // Человеческий капитал. 2019. № 2 (122). С. 66-77.
6. Лебедев А. П. Содержание и направленность аграрной политики в СССР (19651985 гг.) // Вестник Мордовского университета. 2014. № 3. С. 64-74.
7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7484. Оп. 1. Д. 8977.
8. РГАЭ. Ф. 775. Оп. 1. Д. 2.
9. РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 2. Д. 474.
10. РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 2. Д. 494.
11. РГАЭ. Ф. 9481. Оп. 1. Д. 3.
12. Решения партии и правительства по сельскому хозяйству. 1965-1974 гг. : сб. док. М. : Колос, 1975. 927 с.
13. Размещение и специализация сельскохозяйственного производства РСФСР / под ред. Л. Я. Флорентьева. М. : Россельхозиздат, 1971. 466 с.
14. Центральное статистическое управление СССР. Народное хозяйство СССР в 1985 г. : стат. ежегод. М. : Финансы и статистика, 1986. 398 с.
15. Дзарасов С. С. О совершенствовании управления сельским хозяйством // Проблемы аграрной политики КПСС на современном этапе : материалы Всесоюз. науч.-теор. конф., посвящ. 10-летию Мартовского Пленума ЦК КПСС (24-26 марта 1975 г.) : в 2 т. М. : Политическая литература, 1975. Т. 2. 415 с.
16. Булатов А. Е. Совершенствование управления и его роль в развитии аграрных отношений зрелого специалиста // Проблемы аграрной политики КПСС на современном этапе : материалы Всесоюз. науч.-теор. конф., посвящ. 10-летию Мартовского Пленума ЦК КПСС (24-26 марта 1975 г.) : в 2 т. М. : Политическая литература, 1975. Т. 2. 415 с.
17. Народное хозяйство СССР, 1922-1982 : юбилей. стат. ежегод. / ЦСУ СССР. М. : Финансы и статистика, 1982. 623 с.
18. Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилей стат. ежегод. / Гос. ком. СССР по статистике. М. : Финансы и статистика, 1987. 765 с.
19. Ленинская аграрная политика КПСС : сб. важнейш. док. / под общ. ред. М. С. Смир-тюкова и К. М. Боголюбова. М. : Политиздат, 1978. 680 с.
20. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-616. Оп. 9. Д. 2782.
References
1. Romanchenko V.Ya. The role of the party nomenklatura in organizing the management of agrarian reforms in the Russian village (1965-1985). Vestnik Saratovskoy gosudar-stvennoy akademii prava = Bulletin of the Saratov State Academy of Law. 2005;(2):122-129. (In Russ.)
2. Naukhatskiy V.V. Agrarnaya politika v SSSR v 1965-1990 godakh: problemy raz-rabotki i realizatsii = Agrarian policy in the USSR in 1965-1990: issues of development and implementation. Azovo-Chernom. gos. agroinzh. akad. Rostov-on-Don: Gefest, 1996:187. (In Russ.)
3. Romanchenko V.Ya. Gosudarstvennye sel'skie khozyaystva Rossii: istoricheskiy opyt, problemy, uroki razvitiya. Na materialakh regionov Evropeyskoy chasti RF (1965-1985 gg.) = State agricultural farms of Russia: historical experience, problems, development lessons. By the materials from regions of the European part of the Russian Federation (1965-1985). Saratov: Izd-vo Sarat. gos. sots.-ekon. un-ta, 2000:196. (In Russ.)
4. Mazur L.N. The policy of intensification of agricultural production in the USSR in the 1960s-1980s: the specifics of the Soviet experience. Dinamika i tempy agrarnogo razvitiya Rossii: Infrastruktura i rynok: materialy XXIX sessii simp. po agrar. istorii Vostochnoy Evropy = Dynamics and rates of agricultural development in Russia: Infrastructure and market: proceedings of the 29th session of the symposium on agricultural history of Eastern Europe. Orel: Orlovskaya pravda, 2006:498-513. (In Russ.)
5. Shitsi Ch. The agricultural management system of the USSR in the mid-1960s - mid-1970s. Chelovecheskiy kapital = Human capital. 2019;(2):66-77. (In Russ.)
6. Lebedev A.P. The content and direction of agrarian policy in the USSR (1965-1985). Vestnik Mordovskogo universiteta = Bulletin of Mordovia University. 2014;(3):64-74. (In Russ.)
7. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv ekonomiki (RGAE). F. 7484. Op. 1. D. 8977 = Russian State Archive of Economics. Fund 7484. Item 1. File 8977. (In Russ.)
8. RGAE. F. 775. Op. 1. D. 2 = Russian State Archive of Economics. Fund 775. Item 1. File 2. (In Russ.)
9. RGAE. F. 7486. Op. 2. D. 474 = Russian State Archive of Economics. Fund 7486. Item 2. File 474. (In Russ.)
10. RGAE. F. 7486. Op. 2. D. 494 = Russian State Archive of Economics. Fund 7486. Item 2. File 494. (In Russ.)
11. RGAE. F. 9481. Op. 1. D. 3 = Russian State Archive of Economics. Fund 9481. Item 1. File 3. (In Russ.)
12. Resheniya partii i pravitel'stva po sel'skomu khozyaystvu. 1965-1974 gg.: sb. dok. = Decisions of the Party and Government on Agriculture. 1965-1974: collected reports. Moscow: Kolos, 1975:927. (In Russ.)
13. Florent'ev L.Ya. (ed.). Razmeshchenie i spetsializatsiya sel'skokhozyaystvennogo pro-izvodstva RSFSR = Placement and specialization of agricultural production in the RSFSR. Moscow: Rossel'khozizdat, 1971:466. (In Russ.)
14. Tsentral'noe statisticheskoe upravlenie SSSR. Narodnoe khozyaystvo SSSR v 1985 g.: stat. ezhegod. = Central Statistical Administration of the USSR. National Economy of the USSR in 1985: annual report. Moscow: Finansy i statistika, 1986:398. (In Russ.)
15. Dzarasov S.S. On improving agricultural management. Problemy agrarnoy politiki KPSS na sovremennom etape: materialy Vsesoyuz. nauch.-teor. konf., posvyashch. 10-letiyu Martovskogo Plenuma TsK KPSS (24-26 marta 1975 g.): v 2 t. = Problems of the agrarian policy of the CPSU at the present stage: proceedings of the All-Union scientific-theoretical conference dedicated to the 10th anniversary of the March Plenum of the Central Committee of the CPSU (March 24-26, 1975): in 2 volumes. Moscow: Politicheskaya literatura, 1975;2:415. (In Russ.)
16. Bulatov A.E. Improving management and its role in the development of agrarian relations of a mature specialist. Problemy agrarnoy politiki KPSS na sovremennom etape: materialy Vsesoyuz. nauch.-teor. konf., posvyashch. 10-letiyu Martovskogo Plenuma TsK KPSS (24-26 marta 1975 g.): v 2 t. = Issues of the agrarian policy of the CPSU at the present stage: proceedings of the All-Union scientific-theoretical conference dedicated to the 10th anniversary of the March Plenum of the Central Committee of the CPSU (March 24-26, 1975): in 2 volumes. Moscow: Politicheskaya literatura, 1975;2:415. (In Russ.)
17. Narodnoe khozyaystvo SSSR, 1922-1982: yubiley. stat. ezhegod. = National economy of the USSR, 1922-1982: anniversary statistical yearbook. Moscow: Finansy i statistika, 1982:623. (In Russ.)
18. Narodnoe khozyaystvo SSSR za 70 let: yubiley stat. ezhegod. = National economy of the USSR for 70 years: anniversary statistical yearbook. Moscow: Finansy i statistika, 1987:765. (In Russ.)
19. Smirtyukov M.S., Bogolyubov K.M. (eds.). Leninskaya agrarnaya politika KPSS: sb. vazhneysh. dok. = Lenin's agrarian policy of the CPSU: collected important reports. Moscow: Politizdat, 1978:680. (In Russ.)
20. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. A-616. Op. 9. D. 2782 = State Archive of the Russian Federation. Fund A-616. Item 9. Item 2782. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Елена Борисовна Дудникова доктор социологических наук, кандидат исторических наук, профессор, проректор по воспитательной работе и молодежной политике, Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова (Россия, г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, 4, стр. 3)
E-mail: [email protected]
Elena B. Dudnikova Doctor of sociological sciences, candidate of historical sciences, professor, vice-rector for educational work and youth policy, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov (building 3, 4 imeni Petra Stolypina avenue, Saratov, Russia)
Ирина Александровна Ножкина кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук, Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова (Россия, г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, 4, стр. 3)
E-mail: [email protected]
Irina A. Nozhkina Candidate of sociological sciences, associate professor, head of the subdepartment of social sciences and humanities, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov (building 3, 4 imeni Petra Stolypina avenue, Saratov, Russia)
Оксана Николаевна Шмыгина
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, заведующий музеем истории университета, Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова (Россия, г. Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, 4, стр. 3)
E-mail: [email protected]
Oksana N. Shmygina Candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of social sciences and humanities, head of the Museum of the history of the University, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov (building 3, 4 imeni Petra Stolypina avenue, Saratov, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 01.03.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 05.04.2024 Принята к публикации / Accepted 06.05.2024