УДК 343.27 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10516
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Константин Николаевич ПЕТРОВ, профессор Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России E-mail: kostik_petrov_68@bk.ru
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. Автор обращается к историческим условиям формирования института принудительных мер медицинского характера в российском уголовном праве.
В статье последовательно анализируется процесс развития представлений об уголовно-правовом статусе душевнобольных. Рассматриваются правовые основы принудительного лечения невменяемых лиц, начиная с периода средневековья и заканчивая современным этапом развития отечественного законодательства. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования данного института.
Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера; лица, к которым могут быть применены принудительные меры; невменяемость; история отечественного уголовного права; условия применения принудительных мер.
Annotation. The author refers to the historical conditions of formation of the Institute of compulsory medical measures in the Russian criminal law. The article consistently analyzes the process of development of ideas about the criminal-legal status of the mentally ill, and the legal basis of their compulsory treatment, starting from the middle ages and ending with the modern stage of development of domestic legislation. It is concluded that the need for further improvement of the Institute.
Keywords: compulsory measures of a medical nature; the person, which may be subjected to coercive measures; the insanity; the history of domestic criminal law; conditions for the application of coercive measures.
Впервые душевнобольные упоминаются в отечественном законодательстве в XII в. В законодательстве эпохи Владимира Мономаха упоминались «бесные» свидетели. В XVII в. законы освобождали психически нездоровых людей от ответственности за преступления, но их принудительное лечение не предусматривалось. Часто такие лица принудительно направлялись в монастыри1.
Вместе с тем с такими людьми обращались как с преступниками, нередко помещая их в тюрьму, к ним применялись также различные телесные наказания.
Впервые гуманизировать отношение к душевнобольным вообще и совершившим преступные деяния, в частности, попыталась в 1776 г. Екатерина II2.
В дальнейшем правовое регулирование положения душевнобольных, совершивших преступления, становилось все более детальным.
В Своде законов 1832 г. впервые устанавливается норма о принудительном лечении лиц, совершивших убийство в состоянии безумия. Срок такого лечения составлял пять лет. При условии отсутствия у больного припадков и при поручительстве родственников министр внутренних дел мог своим распоряжением отпустить его из больницы. Законом от 18 февраля 1838 г. пятилетний срок был сокращен до двух лет.
Процесс систематизации отечественного законодательства, проведенный в эпоху Николая I, включал издание Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Данный правовой акт уже достаточно полно регламентировал ин-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
статут принудительного лечения, формулировалось понятие о невменяемости.
Лица, совершившие тяжкие преступления, принудительно заключались в специальные дома, вне зависимости от желания родных взять их под опеку. Нормативной регламентации подверглись порядок заключения в указанные дома, сроки содержания, порядок освидетельствования и условия освобождения3.
В советский период отечественной истории рассматриваемый нами уголовно-правовой институт продолжал совершенствоваться. Основные начала уголовного законодательства, как и уголовные кодексы союзных республик, впервые включают нормы о медицинских мерах социальной защиты наряду с уголовно-исправительными. Было уточнено понятие медицинского критерия невменяемости4.
В 60-х годах прошлого века советский законодатель впервые предпринял попытку выделить рассматриваемые нами меры в отдельную главу уголовного закона. Сами принудительные меры медицинского характера включали две разновидности: помещение в психиатрическую больницу общего типа и помещение в психиатрическую больницу специального типа, где режим содержания предусматривал особый усиленный надзор. Правом назначения, изменения и отмены принудительных мер медицинского характера наделялся исключительно суд.
Принятие Конституции РФ 1993 г. ознаменовало, в том числе, и изменение основ уголовной политики, воплотившееся в нормах Уголовного кодекса РФ 1996 г.
Исследуемый нами институт получил дальнейшее историческое развитие, а его нормы — более четкое и полное оформление.
УК РФ наделен отдельной главой (статьи 97—104), регламентирующей, в частности, основания, цели применения принудительных мер, их виды, порядок продления, изменения и прекращения.
В завершение исторического обзора следует кратко осветить современные тенденции развития рассматриваемого института.
Первоначальная редакция УК РФ предусматривала применение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании (п. «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ), что было заимствовано из советского уголовного законодательства и вызывало критику либеральных правозащитников.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в отношении указанных лиц данная мера была исключена.
В течение последующих восьми лет принудительные меры медицинского характера применялись к только лицам, так или иначе страдающим психическими расстройствами (пункты «а», «б», «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ).
Однако Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ ч. 1 ст. 97 УК РФ была дополнена пунктом «д», предусматривающим применение принудительных мер медицинского характера к лицам, «совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости».
Разъяснений относительно того, что является «расстройством сексуального предпочтения (педофилией)» (является ли оно психическим расстройством?) ни названный Закон, ни другие источники уголовного права не содержат.
Подводя итоги нашего ретроспективного исследования законодательных актов, регулирующих вопрос применения принудительного лечения на разных ступенях (культурного) развития общества, мы отмечаем, что история развития принудительных мер медицинского характера идет от первоначальной стадии к такому состоянию, при котором эти меры постепенно выделяются в отдельный институт уголовного права. Нельзя сказать, что на этом пути в законодательстве не просматривались отдельные недостатки. Именно поэтому институт применения принудительных мер медицинского характера по действующему ныне законодательству нуждается в тщательном рассмотрении с целью существенной доработки, что мы и попытались сделать в настоящем исследовании.
1 Жарко Н.В., Павлухин А.Н., Хухуа З.Д. Принудительные меры медицинского характера (уголовно-правовой аспект): Монография / Под ред. А.Н. Павлухина. М., 2007. С. 14.
2 Скрипченко Н.Ю. История развития уголовного законодательства, регулирующего применение принудительных мер медицинского характера в отношении несовершеннолетних // История гос-ва и права. 2012. № 7. С. 45.
3 Шарапатова А.Е. Принудительные меры медицинского характера: развитие отечественного законодательства // Вестник Сибирского юрид. ин-та МВД России. Науч.-практ. журнал. 2008. № 2. С. 150—151.
4 Голоднюк М.Н. Развитие российского законодательства о принудительных мерах медицинского характера // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2008. № 5. С. 47—48.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019