УДК 378.147, 75.044 ББК 74.4
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ -ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАКОМСТВА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ С РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ИСТОРИЕЙ
I Ян Чуньлэй
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы использования исторической живописи на уроках русского языка в китайской аудитории с целью изучения китайскими студентами русской истории, культуры и обогащения словаря, развития устной и письменной речи, что способствует формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся. Автор статьи предлагает специальные критерии отбора картин исторического жанра для работы на уроках русского языка в китайской аудитории. Особое внимание уделяется работе с историзмами на примере нескольких исторических картин. Приводится подробная методическая разработка урока по картине «Крещение князя Владимира» кисти В.М. Васнецова, где представлена словарно-стилистическая работа на основе искусствоведческого текста, биографические сведения о художнике В.М. Васнецове, а также
анализ урока.
Ключевые слова: исторический жанр живописи, культура, история, источник информации, методическая разработка, кумулятивная функция, историзмы, обогащание словаря, отбор картин.
HISTORY PAINTINGS AS A POTENTIAL SOURCE FOR CHINESE STUDENTS TO KNOW RUSSIAN CULTURE AND HISTORY
■ Yang Chunlei
Abstract. The article discusses the problems of using history painting at the lessons of Russian language in Chinese audience so that Chinese students get to know Russian history, culture and enrich their vocabulary, develop spoken and written language that contributes to the formation of communicative and cultural competence of students. The author offers specific selection criteria of history genre paintings to work at Russian language lessons in Chinese audience. Special attention is paid to working with historicisms
on the example of several history paintings. The article provides a detailed methodological design of the lesson on the painting "Baptism of Prince Vladimir" by V. M. Vasnetsov, which presents vocabulary and stylistic work on the basis of the artistic text, biographical information about the artist Vasnetsov., and the analysis of the lesson as well.
Keywords: history genre of painting, culture, history, source of information, guidance paper development, cumulative function, historicisms, enrichment of vocabulary, selection of paintings.
Китайские студенты, изучающие русский язык, хотят знать культуру и историю России (страны изучаемого языка), поскольку язык и культура тесно взаимосвязаны: язык — часть культуры, а культура и история проявляются через язык.
В Китае есть учебные пособия и книги по русской культуре и истории, однако эти сведения воспринимаются китайскими студентами с трудом, так как без достаточного иллюстративного материала, помогающего зрительно представить описываемое, они не могут представить целостную картину истории и культуры России. Кроме того, имеющиеся учебники скучны и неинтересны для учащихся. Чтобы вызвать интерес у китайских студентов, необходимо найти более активный метод изучения русской речи, культуры и истории, и здесь может помочь живопись.
Живопись как отражение истории и культуры народа является важным средством приобретения знаний о культуре и истории. В то же время живопись как наглядный образ яркими красками и интересным сюжетом может вызвать и поддерживать интерес к приобретению этих знаний. По мнению психологов, интерес является одним из важных средств обучения, он вызывает поло-
жительные эмоции и способствует расширению и углублению знаний формированию культуроведческой компетенции.
При использовании произведений живописи для обучения китайских студентов прежде всего следует учитывать их отношение и интерес к русской живописи. Результат анкетирования (проведенное в Цин-данском техническом университете, 2012), показал, что более 95% китайских студентов интересует русская живопись.
Л.А. Ходякова в книге «Живопись на уроках русского языка» указывает: «Живопись — часть культуры на- . „.рода. И в этом плане использование 135 в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Искусство воспитывает культуру чувства, а живопись воздействует на чувства учащихся яркими образами и способствует формированию духовно-ориентированного мышления» [1, с. 3].
Как пишет Н.М. Квитинский, «Картина — надежный источник, формирующий представления и понятия о том, чего студенты никогда не видели. Словарное описание ни-
136
когда не заменит хорошую иллюстрацию» [2, с. 4]. Произведение живописи, особенно историческая живопись, является источником информации о событиях и культуре народа.
В Художественной энциклопедии историческая живопись характеризуется как один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далекого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают отношение к ним в соответствии с философскими, этическими и эстетическими принципами своей эпохи [3]. Живопись как особый наглядный образ, в первую очередь, имеет свой предмет изображения, способ преобразования, структуру и функции. В исторической живописи художник выражает языком кисти и красок самые важные исторические события и деятелей, социально значимые явления в истории человечества и общества. Таким образом, историческая картина обращена к прошлому и настоящему, поэтому можно сказать, что историческая картина — это мостик из прошлого в настоящее.
Произведения русской живописи исторической тематики отражают мифологические, библейские, евангельские сюжеты как реальных исторических событий, так и исторических мифов. Русская историческая живопись в процессе знакомства с произведением художника способствует усвоению истории, культуры народа (религия, национальные традиции, искусство, нравственно-этические ценности). Например, В.М. Васнецов на своем полотне
«Крещение князя Владимира» отразил крещение — важное событие в истории России; В.А. Серов создал холст «Въезд Александра Невского в Псков», где запечатлел победу Александра Невского на Чудском озере; на картине В.А. Серова «Петр I» царь изображен как строитель и реформатор России. Целью таких картин является рассказ или описание героического прошлого или прославление героев эпохи, они несут большое количество информации о культурном наследии России и других стран. Так, русские художники (В. Вихтинский, Б. Жуков, Е. Левин, Л. Чернов, Л. Шматько) на своем полотне «Подписание договора между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, 1950» отразили такое важное событие для России и Китая, как подписание договора о дружбе между СССР и КНР в 1950 г. Художник Налбандян показал дружескую беседу руководителей СССР и Китая И.В. Сталина и Мао Цзэдуна.
Исторический жанр сформировался в России в стенах Академии художеств России в ХШП—XIX веках, параллельно со становлением научного взгляда на историю. Его признавали наиглавнейшим, на него возлагали большие гражданственные и воспитательные задачи [4]. Таким образом, для более полного восприятия и понимания истории и культуры при изучении русского языка иностранным студентам целесообразно обращаться к произведениям исторической живописи.
При ознакомлении китайских студентов с культурой и историей России мы считаем необходимым в первую очередь отбирать:
1) полотна художников, которые известны во всем мире и особенно в Китае (например, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, П.Д. Корина, И.С. Глазунова);
2) исторические картины с сюжетом, который отражает важные исторические события в России (например, картины, отражающие борьбу русского народа с иноземцами; крещение Руси, реформы, труд, праздники, строительство нового города, полет первого космонавта);
3) полотна, отражающие важные сюжеты российской истории: эпоха Киевской Руси, Московского государства, Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II, Александра II, Октябрьской революр ции, Советского периода;
4) картины, доступные пониманию и вызывающие интерес китайских студентов.
Традиционно сильный интерес у студентов вызывает картина В.М. Васнецова «Крещение князя Владимира». Приведем пример урока, проведенного в Циндонском техническом университете.
Преподаватель рассказывает китайским студентам о князе Владимире и его крещении: Во время правления князя киевского Владимира (9781015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси, - принятие христианства. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в христианство». Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского на-
рода христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни [5].
Затем преподаватель предлагает студентам прочитать текст о крещении Руси, представленный на интерактивной доске. «В 987 г. киевский князь Владимир склонился к решению отказаться от язычества, принять православную веру и окрестить весь народ русский. С 988 г. православие становится государственной религией на Руси. В Киеве Владимир крестил сыновей, слуг, горожан. Он распустил свой гарем, оставив единственную жену - византийскую царевну Анну. В том же году были разрушены все языческие капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и сброшен в Днепр. Приняв христианство, Владимир стал милостивым, щедрым и справедливым правителем. Именно тогда великого князя киев- .„-. ского прозвали в народе Красным I3' Солнцем» [там же].
После чтения текста выясняются непонятные слова, объясняется их значение при помощи словаря [6].
Язычество — язычества, мн. нет, ср. Идолопоклонство, вообще -религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства.
Православие — православия, мн. нет, ср. Разновидность христианской религии, вероисповедание, перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией в царской России.
Горожане — горожанин, горожанина, мн. горожане, горожан, муж. Житель города.
Гарем - гарема, муж. (араб. ha-гат, букв. запрещенный). 1. Женская половина дома у мусульман. 2. со-бир. Жены мусульманина, обитательницы гарема. 3. перен.
Языческие капища — капища, ср. (кни^юн. устар.). 1. Языческий храм. 2. перен. Место служения чему-нибудь вообще (ритор.).
Идол — идола, муж. (от греч. е1ёи1оп - изображение). 1. Статуя, истукан, которому поклоняются как божеству (рел., этнол.). Поклонение идолам. 2. Лицо или вещь, служащие предметами обожания и преклонения (устар.).
Перун — Перун м. 1. Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии). 2. Употребляется как поэтический символ грозы. «Толковый словарь Ефремовой. Т.Ф. Ефремова. 2000».
Милостивый — милосердый; милостивый «Словарь русских синони-
Шмов»
Щедрый — щедрая, щедрое; щедр, щедра, щедро. 1. Охотно оказывающий помощь деньгами, имуществом, не скупой. Щедрый человек. 2. Ценный, богатый. Щедрые подарки.
После понимания этих незнакомых слов задаются такие вопросы:
- Какое значение Владимир Киевский имел в истории России?
- Когда православие становится государственной религией на Руси?
- Что предшествовало крещению?
- Почему князя Владимира прозвали в народе Красным Солнышком?
Далее студенты под руководством преподавателя рассматривают
картину В.М. Васнецова «Крещение князя Владимира» (1885-1893) и слушают краткий рассказ о художнике.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868-1875). Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен [7]. Виктор Михайлович Васнецов большую часть свой жизни посвятил созданию монументальных произведений религиозного характера. Наиболее известные произведения этого жанра были сделаны для украшения Храма Святого князя Владимира, расписывать который художник сам выразил желание. Одним из таких творений стало «Крещение князя Владимира», работа над которым велась в период с 1885 по 1896 г. [8].
Беседа по картине
- Где происходит действие, изображенное на картине? (В храме, в церкви.)
- Что делают люди, собравшиеся в церкви? (Совершают обряд крещения князя).
- Кто и как изображен в центре картины на переднем плане? (Князь Владимир сидит в мраморном бассейне.)
- Преподаватель дополняет: такой бассейн с водой в церкви называется купель, в ней крестят людей. Опишите купель (Купель из камня, состоит из шести граней, на передней стенке изображен крест.)
- Какой деталью художник подчеркнул, что перед нами великий князь, как он выглядит? (Позади князя слуга держит символ власти — скипетр, справа боярин придерживает щит над головой князя светлый ореол в виде круга — символ святости. Лицо у князя Владимира волевое, решительное и вместе с тем умиротворенное, спокойное, рука поднята вверх как знак обращения к Богу.)
- Какие люди и какая обстановка окружают князя? (Прежде всего, священник, который держит руку над головой князя, благословляя на крещение, служение Богу, и читает молитву. На священнике светлая ряса и риза с крестами. Около купели слуги держат белую длинную сорочку и богатое шелковое платье, чтобы надеть на князя, когда он выйдет из купели после обряда крещения, сзади стоят приближенные, свита князя, бояре с бородой, воины в шлемах. С левой стороны мы видим двух монахов, которые держат длинные свечи и ладанку. В храме высокие круглые колонны с пилястрами, которые образуют полукруглую арку, висит красивая люстра со свечами. Рядом со священником находится молитвенник с Библией.)
- Какими средствами художник Васнецов изобразил Крещение князя? (Художник использовал краски разного цвета, однако преобладают светлые яркие тона, так как происходит радостное важное событие. Князь Владимир помещен в центре на переднем плане картины, чтобы показать, что именно он главный герой этого события. Помещение храма, купель, предметы религиозного ритуала, одежда людей свидетельствуют о том, что совершается обряд крещения.)
- Что нового об истории России вы узнали после знакомства с картиной Васнецова? (Мы узнали о том, что в 987 г. (X век) князь Владимир Киевский принял православную веру, сначала сам крестился, а потом крестил весь русский народ. На картине Васнецова изображен момент крещения князя, показано, как это совершается. Мы узнали, что представляет собой русский храм, как происходит крещение православных, как одеты священнослужители и свита князя, увидели предметы церковного быта той эпохи.)
В процессе беседы по картине студенты путем наглядного образа и словаря семантизируют незнакомые слова: [6].
Купель — купели, жен. (церк). Большой сосуд, чан, в котором совершается культовый обряд крещения (погружения в воду
Скипетр — а, м. Жезл с драгоценными камнями и резьбой, один из символов царской власти.
Щит - щита, м. 1. Старинное ручное вооружение в виде круглой или прямоугольной деревянной или металлической доски для защиты от ударов.
139
Священник — священника, муж. (церк.). У православных христиан -служитель религиозного культа, имеющий т.н. вторую степень священства, между дьяконом и епископом, то же, что иерей.
Ряса — рясы, жен. Верхняя длинная одежда в талию с широкими рукавами у православного духовенства. Поповская ряса.
Риза — ризы, жен. (церк.-слав. -одежда). 1. Верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения. || Богатое, украшенное золотом, обычно царское, одеяние (ист.).
Боярин - боярина, мн. бояре, бояр, муж. (ист.). В Московской Руси -лицо, принадлежащее к высшему сословию.
Ладанка — (лй донка неправ.), лйданки, жен. 1. Сумочка, маленький мешочек с ладаном или каким-нибудь талисманом, который носили на груди и которому приписывали магическую силу
Молитвенник — молитвенника, 1ЛП муж. 1. Книга - сборник молитв 140 (церк.). 2. Тот, кто усердно молится богу за других, богомолец (книжн. устар.).
шлем — 1. ШЛЕМ1, шлема, муж. 1. Один из старинных воинских доспехов - металлический головной убор, защищавший от ударов холодным оружием. «Мимо дротики летали, шлема меч не рассекал» (Пушкин). <Я разрубил ему шлем с головою» (Языков).
люстра — люстры, жен. (франц. lustre). Подвесная арматура для нескольких свечей или электрических ламп. Люстра под потолком. Театральная люстра. Ослепительный свет люстры.
В качестве домашнего задания предлагается написать (на выбор) сочинение на одну из тем:
1) Мое отношение к картине В.М. Васнецова «Крещение князя Владимира».
2) О чем рассказала мне картина В.М. Васнецова «Крещение князя Владимира»?
3) Какие знания о России дала мне картина В.М. Васнецова «Крещение князя Владимира»?
Проведенный урок показал, что китайские студенты:
• проявляют интерес к русской исторической живописи;
• полнее и глубже понимают историческое событие, отраженное на полотне;
• дольше помнят тот исторический эпизод, который запечатлен на картине яркими красками;
• быстрее запоминают слова, обозначающие конкретные предметы и явления, изображенные на картине;
• расширяют свой словарный запас лексикой, связанной с темой и изобразительными средствами живописного полотна.
В ходе работы с произведениями исторической живописи китайские студенты встречаются с новыми словами или устойчивыми словосочетаниями, которые представляют названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни.
Так, при анализе исторической картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», отражающей атмосферу феодальных междоусобиц древнерусского государства, студенты знакомятся с такими историзмами, как
ратники, дружинники, шлем, сеча, половцы, поганый, червлёный щит. Эти же слова встретятся студентам при изучении памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Семантизация историзмов "капища", "горожан", "купель" и т.д. поможет студентам узнать новую информацию о культуре России: вооружении, деталях одежды, православной символике, христианстве, нравах периода Древней Руси, что обогатит студентов и интеллектуально и духовно.
Эти историзмы относятся у китайских студентов к пассивной лексике, но используются в научно-исторической литературе, где они служат названиями реалий прошлых эпох, а также в произведениях художественной литературы как изобразительное средство, способствующее воссозданию той или иной исторической эпохи. Например, в вузовскую программу по литературе включены такие исторические художественные произведения, как «Слово о полку Игореве», А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», А.Н. Толстого «Пётр I», М.А. Шолохова «Тихий Дон», Е.И. Замятина «Мы», А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и др., в которых повествуется об исторических событиях России.
Знакомство с произведениями русской исторической живописи, представляющими культурные ценности, накопленные нацией в течение длительного периода времени, позволит умножить духовное богатство иностранного студента, который познает язык и культуру русского народа.
Современный период развития методики преподавания языков ха-
рактеризует особый интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. В этой связи Л.А. Ходякова пишет: «Мы рассматриваем живопись как потенциальный источник кумулятивной функции языка потому, что человек ищет в слове, прежде всего, образ и символ. А это в свою очередь способствует „фиксации и сохранению в языковых единицах информации о постигнутой человеком окружающей его действительности" (Л.С. Выготский) [9, с. 38], запечатленной на полотне, ограниченной рамками картины, позволяя тем самым сосредоточить внимание зрителя на данном объекте» [1, с. 17]. В процессе изучения русского языка как иностранного необходимо развивать у китайских студентов культуроведческую компетенцию, которая обеспечит формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка. Этим задачам соответствует использование исторической живописи в китайской аудитории.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ходякова, Л.А. Живопись на уроках русского языка [Текст] / Л.А. Ходякова. - М.: Флинта-Наука, 2000.
2. Квинтинский, Н.М. Картины на занятиях по русскому языку и литературе в нерусской школе [Текст] / Н.М. Квинтинский. - М., «Просвещение», 1969.
3. Художественная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.acade mic.ru/dic.nsf/enc_pictures/ (дата обращения: 15.10.2013.)
4. Историческая живопись в русской культуре [Электронный ресурс]. - URL: http:// do.gendocs.ru/docs/index-224881.html?pag e=5 (дата обращения: 16.10.2013).
141
ВЕК
5. Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии [Текст]. - М., 1988.
6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. [Текст] / под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1935-1940. - Т. 1-4.
7. Васнецов Виктор Михайлович: картины и биография [Электронный ресурс]. - URL: http://smallbay.ru/vasneztov.html (дата обращения: 27.03.2014).
8. Описание картины В.М. Васнецова «Крещение князя Владимира» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.detskiysad.ru/ art/kartina164.html (дата обращения: 27.03.2014).
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1987.
REFERENCES
1. Istoricheskaya zhivopis v russkoi kulture [Electronic recourse], available at: http:// do.gendocs.ru/docs/mdex-224881.html?pag e=5 (accessed:16.10.2013). (in Russian)
2. Khodyakova L.A., Zhivopis na urokakh russkogoyazyka, Moscow, 2000. (in Russian)
3. Khudozhestvennaya entsiklopediya [Electronic recourse], available at: http://dic.aca-demic.ru/dic.nsf/enc_pictures/ (accessed: 15.10.2013.) (in Russian)
4. Kvintinskij N.M., Kartiny na zanyatiyakhpo russkomu yazyku i literature v nerusskoi shkole, Moscow, 1969. (in Russian)
5. Opisanie kartiny V.M. Vasnetsova "Kresh-chenie knyazya Vladimira" [Electronic recourse], available at: http://www.detskiysad. ru/art/kartina164.html (accessed: 27.03. 2014). (in Russian)
6. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov 988-1988. Izdanie Moskovskoi Patriarkhii, Moscow, 1988. (in Russian)
7. Tolkovyi slovar russkogo yazyka: V 4 t., Moscow, 1935-1940, T. 1-4. (in Russian)
8. Vasnetsov ViktorMikhailovich: kartiny i bio-grafiya [Electronic recourse], available at: http://smallbay.ru/vasneztov.html (accessed: 27.03.2014). (in Russian)
9. Vygotskij L.S., Myshlenie i rech. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya, Moscow, 1987. (in Russian)
Ян Чуньлэй, аспирантка, кафедра методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Yang Chunlei, Post-graduate Student, Methods of Teaching Russian Language Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
142