Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИМСКОЙ РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАРУБЕЖНОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ. Рецензия на монографию: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476 p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p.'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИМСКОЙ РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАРУБЕЖНОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ. Рецензия на монографию: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476 p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
638
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиоведение / развитие римской религии / Древний Рим / Саймон Прайс / Джон Норт / Мэри Бирд / древнеримская религия / история религии / христианство и язычество / Ф. Ф. Зелинский / римский культ гения / культ императора / Religious Studies / development of Roman religion / Ancient Rome / Simon Price / John North / Mary Beard / Ancient Roman religion / history of Religions / Christianity and paganism / F. Zelinsky / Roman cult of the genius / cult of the emperor

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ольга Александровна Джарман, Игорь Борисович Гаврилов

Статья представляет собой рецензию на двухтомную монографию Мэри Бирд, Джона Норта и Саймона Прайса «Религии Рима», в которой дается детальный анализ исторической эволюции римской языческой религии от периода архаики до эпохи торжества христианства. Рассматриваются новые тенденции в современном зарубежном религиоведении, связанные с осмыслением реалий политической и культурной жизни Древнего Рима. Особое внимание уделяется кардинальным переменам в Риме вследствие реформ императора Константина, прежде всего — смене статуса языческой религии, которая из государственной религии Рима превращается в личное дело граждан. Затрагивается вопрос о границах между христианством и язычеством в римском народном сознании и судьбах римского культурного наследия в реалиях новой христианской государственности. В статье отмечается, что вопросы, поставленные авторами монографии «Религии Рима», актуализируют некоторые положения концепции античной религии выдающегося российского историка и культуролога Ф. Ф. Зелинского, подчеркивавшего в развитии римской языческой религии те моменты, которые сближали ее с христианством, подготавливая римское сознание к принятию Христа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ольга Александровна Джарман, Игорь Борисович Гаврилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Transformation of Roman Religion in the Context of the Rise of Christianity: New Tendencies in Foreign Scholarship of Religion. A review of: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476 p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p.

The article is a review of a two-volume monograph by Mary Beard, John North and Simon Price, “The Religions of Rome”, which provides a detailed analysis of the historical evolution of Roman pagan religion from the period of archaism to the era of the triumph of Christianity. New trends in contemporary foreign religious studies are considered, connected with the comprehension of the realities of the political and cultural life of ancient Rome. Particular attention is paid to the cardinal changes in Rome as a result of the reforms of Emperor Constantine, first of all — the change in the status of pagan religion, which from the state religion of Rome turns into a private matter of citizens. The issue of the boundaries between Christianity and paganism in the Roman people’s consciousness and the fate of the Roman cultural heritage in the realities of the new Christian statehood is touched upon. The article notes that the questions posed by the authors “The Religions of Rome” actualize some of the formulations of the concept of the ancient religion by the outstanding Russian historian and culturologist F. Zelinsky, who emphasized those moments in the development of the Roman pagan religion that brought it closer to Christianity, preparing the Roman consciousness for the acceptance of Christ.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИМСКОЙ РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАРУБЕЖНОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ. Рецензия на монографию: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476 p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p.»

DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10023

Рецензии

О. А. Джарман, И. Б. Гаврилов

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИМСКОЙ РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАРУБЕЖНОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ

Рецензия на монографию: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476 p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p.

Статья представляет собой рецензию на двухтомную монографию Мэри Бирд, Джона Норта и Саймона Прайса «Религии Рима», в которой дается детальный анализ исторической эволюции римской языческой религии от периода архаики до эпохи торжества христианства. Рассматриваются новые тенденции в современном зарубежном религиоведении, связанные с осмыслением реалий политической и культурной жизни Древнего Рима. Особое внимание уделяется кардинальным переменам в Риме вследствие реформ императора Константина, прежде всего — смене статуса языческой религии, которая из государственной религии Рима превращается в личное дело граждан. Затрагивается вопрос о границах между христианством и язычеством в римском народном сознании и судьбах римского культурного наследия в реалиях новой христианской государственности. В статье отмечается, что вопросы, поставленные авторами монографии «Религии Рима», актуализируют некоторые положения концепции античной религии выдающегося российского историка и культуролога Ф. Ф. Зелинского, подчеркивавшего в развитии римской языческой религии те моменты, которые сближали ее с христианством, подготавливая римское сознание к принятию Христа.

Ключевые слова: религиоведение, развитие римской религии, Древний Рим, Саймон Прайс, Джон Норт, Мэри Бирд, древнеримская религия, история религии, христианство и язычество, Ф. Ф. Зелинский, римский культ гения, культ императора.

За последние сорок лет в мировой науке произошли значительные изменения в подходах и понимании роли религии в Древнем Риме [см., например: Джарман, Гаврилов, 2009; Джарман, 2010; Джарман, Гаврилов, 2011; Джарман, 2012; Джарман, 2014; Джарман, Гаврилов, 2017a], результатом чего стало признание ее центрального места как в повседневной, так и в политической и культурной жизни Вечного города и его империи. Двухтомник «Религии Рима» [Beard etc., 1998] британских историков и специалистов по античной религии Mary Beard (Мэри Бирд) (М. Бирд уже известна отечественному читателю переводом ее капитальной книги по истории Древнего Рима [Бирд, 2017]), John North (Джона Норта) и Simon Price (Саймона Прайса [см.: Джарман, Гаврилов, 2017b]) является фундаментальным трудом, посвященным римской религии (или, точнее, религиям) во всем ее историческом и культурном

Ольга Александровна Джарман — кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета ([email protected]).

Игорь Борисович Гаврилов — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).

разнообразии от времен архаики до эпохи империи. Весьма ценным представляется то, что к «теоретическому» (и снабженному многочисленными ссылками на первоисточники) первому тому, имеющему подзаголовок «История», добавлен второй, являющийся хрестоматией текстов, релевантных для поднимаемых в монографии вопросов и богато иллюстрирующих обсуждаемые в ней феномены. Обе книги содержат перекрестные ссылки. Первый том имеет обширную библиографию, большое количество иллюстраций с подробными комментариями, а также указатель встречающихся имен и терминов. Особенно интересны тщательно составленные карты, где показаны культовые места Рима и Италии рассматриваемых периодов, среди которых отмечены и иноземные культы (Асклепия-Эскулапа, Исиды, Митры и др.), в том числе иудейские и христианские.

Римская религия в своих народных проявлениях показала себя долгоживу-щей — через две сотни лет после императора Константина, когда в Вечном городе уже были воздвигнуты огромные христианские храмы, римские папы продолжали активно бороться с общенародным обычаем праздновать Луперкалии (лат. Lupercalia от lupus — «волк»). Этот языческий праздник плодородия отмечался ежегодно с 13 по 15 февраля. Официально он был запрещен в 496 году папой Геласием I. Но жители Рима еще долго верили (как и их предки столетия назад), что празднество Луперкалий дает им процветание и долгоденствие. Изучение римской религии для исследователя является сложной задачей, особенно это касается ее раннего периода, так как до III века до Р. Х. литературные источники о ней отсутствуют, кроме упоминаний богов и городских ритуалов, хотя Рим и его религия уже существовали много столетий.

Римская религия, как пишут авторы, считая свой труд своеобразной «реконструкцией», не развивалась линейно — от примитивной простоты до сложнейших религиозно-философских построений позднего периода империи. Традиционное римское язычество было крайне сложным и многогранным как в своей системе жречества, так и в божественном пантеоне, а также в отношении к религиозным традициям соседей римлян.

Авторы сознают сложность предмета и намеренно отказываются от того, чтобы давать формулировку понятия «религия». По их мнению, такая формулировка во многом является результатом кросс-культурального прочтения, наших предубеждений, наших собственных впечатлений от доступных нам памятников римской религии, и несет на себе неизбежную печать презентизма.

Исследователи поднимают ряд интереснейших вопросов: насколько изменяема была консервативная римская религия и что могло вызывать ее изменения (переход от древней монархии к республике, а затем к принципату и доминату, гражданские войны, рост Вечного города, римский империализм с попаданием новых территорий и культур под власть римлян)? Также в монографии рассматривается встречный вопрос: как изменялись религии покоренных стран, соприкоснувшихся с римской религией и попавших под ее воздействие? Одна из основных тем этого фундаментального труда — соотношение религии и империи, как языческой, так и христианской, их взаимодействие и взаимовлияние.

Монография состоит из восьми глав: «Ранний Рим», «Триумф империи и религиозные перемены», «Религия в Поздней Республике», «Место религии в Риме времен Ранней Империи», «Границы римской религии», «Религия императорского Рима», «Римская религия и Римская империя», «Римская религия и христианские императоры».

Отдельная глава посвящена кардинальным переменам, произошедшим в Риме в IV веке и связанным с императором Константином и его религиозными реформами в пользу христианской Церкви. Самое значимое такое преобразование, подробно рассматриваемое в книге, — это не победа христианства над язычеством как таковым, не поражение язычества, а смена его статуса. Личные верования были частным делом римских граждан, тогда как древняя языческая государственная религия Рима и ее ритуалы являлись общепринятыми. С приходом и утверждением христианства как государственной религии ситуация изменилась коренным образом.

Авторы рассматривают реформу императора Константина и его преемников, считавших нехристианские культы и ереси неприемлемыми, рост христианских общин в пост-Константиновскую эпоху (несомненно, связанный с мощной поддержкой государства), начало и развитие собственной церковной иконографии и строительства крупных христианских храмов. Прослеживается и характер сосуществовавших культов и обрядов языческой традиционной религии, которую в Риме разделяли многие патриции, противопоставляя или не противопоставляя свои убеждения христианству (до 380 г. по Р. Х. и указов императора Феодосия Великого (379-395)). Эта религиозная группа не смогла пережить падение Рима под натиском готов в 410 году, и, собственно, здесь и заканчивается обзор истории римской религии как таковой: со смертью императора Гонория (393-423) новый император, чья резиденция уже находится в восточной части империи, в Новом Риме, назначает императора старого Рима, что словно символизирует соотношение сил и приоритетов новой эпохи христианской империи.

Монография завершается выводом о том, что «...граница между римским язычеством и христианством была в высшей степени размытой и не являлась прямой дихотомией...» Определение этой границы, по мнению авторов, поднимает ряд вопросов, связанных с самосознанием исторической культуры Рима: могло ли ее наследие, его священные места и ритуалы, перейти в христианский контекст? Могли ли Ромул, Нума и другие герои Рима с их законами и институциями быть просто исключены из культурного наследия тех, кто называл себя римлянами, независимо от принадлежности к христианству? Отчасти на этот вопрос отвечает тот факт, что 21 апреля (шумный и веселый праздник Парилии (Palilia) в честь древнеримской богини скотоводства Pales) до сих пор отмечен в официальном календаре современного Рима как День Рождения Рима (Dies Natalis urbis Romae).

В связи с этим заключением современных британских исследователей еще большую актуальность приобретает тезис нашего выдающегося соотечественника, филолога, историка и культуролога польского происхождения Ф. Ф. Зелинского (1859-1944) о том, что «античная религия — это и есть настоящий Ветхий Завет нашего христианства» [Зелинский, 2003: Религия эллинизма, 154]. Этот крупнейший российский эллинист, «в аттическом плаще Зевес» (по выражению Вяч. Иванова), еще в 1904 году написал очерк «Рим и его религия», где не только развеял многие стереотипы, согласно которым эта религия имела лишь политическое и правовое значение, но и новаторски приоткрыл ряд направлений изучения римской религии для будущих исследователей. Безусловно признавая, что «римская религия и нравственность носят юридический характер», а «Риму выпало на долю сильнее, чем какому бы то ни было народу в мире, развить правовой элемент человеческой души» [Зелинский, 1996: Рим и его религия, 13], Зелинский также выделяет в религиозных воззрениях римлян представление о покровительстве высшего из богов как один из элементов, определивших движение римской религии навстречу христианству; почитание высшего бога как богочеловека; чувство нравственной зависимости от божества, нравственного отношения к нему; влияние философии стоицизма («стоицизм довершал то, что в римской религии было приготовлено ее стремлением к интеграции») и др. В целом предмет его изучения — это эволюция римской религии, которую он видит в последовательном ряде наслоений, когда римляне в чужом узнавали близкое, родственное. Так, уже во втором веке до Р. Х. неизгладимой особенностью римского религиозного мышления стал антропоморфизм, причем, как отмечает Зелинский, «Рим даже превзошел свою всегдашнюю учительницу и вдохновительницу Грецию», так что «иконоборческое движение, грозившее уничтожить религиозное искусство на Востоке, было невозможно на Западе» [Там же, 60].

Но особенно интересны и актуальны в контексте рассматриваемой нами темы размышления российского ученого относительно развития в Древнем Риме представлений о личном гении (индивидуальном божестве, пребывавшем в каждом человеке). В понимании Зелинского, римская религия признавала гения выразителем волевого начала в индивидууме («Гений — это то, что в нас хочет; кто живет, как ему хочется,

тот „угождает своему гению (indulget genio)"»), живущей в каждом из людей частицей божества. В Древнем Риме были распространены почитание гения хозяина дома рабами и домочадцами, почитание гения рода, гения коллегии, гения римского народа и, наконец, гения императора как предмета поклонения для всех подданных. Важно понимать, что такое почитание не было обоготворением человека на восточный манер. Широкое распространение культа гения императора приучило все население империи представлять своего высшего бога богочеловеком [см.: Там же, 23, 67, 69].

В своем труде Ф. Ф. Зелинский намеренно подчеркивал в развитии римской языческой религии те моменты, которые сближали ее с христианством, не допуская при этом зависимости христианства от язычества, и сформулировал главный вопрос исследования следующим образом: «Какие элементы в языческой религии Древнего Рима шли навстречу христианству, подготовляя умы римлян к его восприятию?» [Там же, 75]. Многие тезисы выдающегося ученого, несомненно, предвосхитили выводы современных исследователей.

В завершение нашей рецензии на монографию «Религии Рима» отметим, что оба тома (обзор римской религии и хрестоматию по римской религии) можно использовать как вместе, так и по отдельности и порекомендовать историкам, религиоведам, философам, культурологам и другим специалистам, чья область научных интересов так или иначе связана с античной и раннехристианской культурой и религией.

Источники и литература

Beard etc. (1998) — Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476p. Volume 2: A Sourcebook. 430p.

Бирд (2017) — Бирд М. История Древнего Рима / Пер. с англ. Д. Поповой. М., 2017. 696 с.

Джарман, Гаврилов (2009) — Джарман О. А, Гаврилов И.Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. СПб., 2009. № 4. С. 76-84.

Джарман, Гаврилов (2011) — Джарман О. А, Гаврилов И.Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Общество. Среда. Развитие. СПб., 2011. №2. С. 109-112.

Джарман, Гаврилов (2017a) — Джарман О.А., Гаврилов И.Б. К характеристике древнеримского культа императора. Рецензию на монографию I. Gradel. Emperor Worship and Roman Religion (Oxford Classical Monographs). Oxford: University Press, 2004. 428 p. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 5. С. 256-259.

Джарман, Гаврилов (2017b) — Джарман О.А., Гаврилов И.Б. Религиозный мир Древней Греции. Рецензия на монографию Simon Price. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230 p. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 6. С. 251-254.

Джарман (2012) — Джарман О.А Культ императора в Древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху // Христианское чтение. СПб., 2012. № 2. С. 56-118.

Джарман (2014) — Джарман О.А. Чудо в культуре античности в период зарождения христианства: народные верования и личная религия // Христианское чтение. СПб., 2014. №5. С. 135-168.

Джарман (2010) — Джарман О.А Эллинистическая религия Асклепия в поздней греко-римской культуре в свете христианской духовной традиции // Христианское чтение. СПб., 2010. № 3. С. 113-143.

Зелинский (1996) — Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. М., 1996. 416 с.

Зелинский (2003) — Зелинский Ф. Ф. Эллинская религия. Минск, 2003. 330 с.

Olga Dzharman, Igor Gavrilov. Historical Transformation of Roman Religion in the Context of the Rise of Christianity: New Tendencies in Foreign Scholarship of Religion. A review of: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p.

The article is a review of a two-volume monograph by Mary Beard, John North and Simon Price, "The Religions of Rome", which provides a detailed analysis of the historical evolution of Roman pagan religion from the period of archaism to the era of the triumph of Christianity. New trends in contemporary foreign religious studies are considered, connected with the comprehension of the realities of the political and cultural life of ancient Rome. Particular attention is paid to the cardinal changes in Rome as a result of the reforms of Emperor Constantine, first of all — the change in the status of pagan religion, which from the state religion of Rome turns into a private matter of citizens. The issue of the boundaries between Christianity and paganism in the Roman people's consciousness and the fate of the Roman cultural heritage in the realities of the new Christian statehood is touched upon. The article notes that the questions posed by the authors "The Religions of Rome" actualize some of the formulations of the concept of the ancient religion by the outstanding Russian historian and culturologist F. Zelinsky, who emphasized those moments in the development of the Roman pagan religion that brought it closer to Christianity, preparing the Roman consciousness for the acceptance of Christ.

Keywords: Religious Studies, development of Roman religion, Ancient Rome, Simon Price, John North, Mary Beard, Ancient Roman religion, history of Religions, Christianity and paganism, F. Zelinsky, Roman cult of the genius, cult of the emperor.

Olga Aleksandrovna Jarman — Candidate of Medicine, Senior Lecturer of the Department of Humanities and Bioethics at St. Petersburg Pediatric Medical University (olwen2005@ gmail.com).

Igor Borisovich Gavrilov — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).

References

Beard etc. (1998) — Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476 p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p.

Beard (2017) — Mary Beard, Istoriya Drevnego Rima. [The History of Ancient Rome]. Moscow, 2017. 696 p. (Russian translation).

Dzharman, Gavrilov (2009) — Dzharman O. A., Gavrilov I. B. Christians Physicians as a Late Antique Mediterranean Cultural Phenomenon. In: Vestnik Inzhekona. Seriya: Gumanitarnyye nauki. [Herald of Engecon. Series: The humanities]. Saint-Petersburg, 2009, №4, pp. 76-84. (In Russian).

Dzharman (2010) — Dzharman O.A. The Hellenistic religion of Asclepius in the late Greco-Roman Culture in the Light of the Christian Spiritual Tradition. In: Christian reading, Saint-Petersburg, 2010, № 3, pp. 113-143. (In Russian).

Dzharman, Gavrilov (2011) — Dzharman O.A., GavrilovI.B. Christians Physicians as a Late Antique Mediterranean Cultural Phenomenon. In: Obshchestvo. Sreda. Razvitiye. [Society. Environment. Development]. Saint-Petersburg, 2011, № 2, pp. 109-112. (In Russian).

Dzharman (2012) — Dzharman O. A. The Emperor Cult in Ancient Rome and Italy in the Intertestamental Period and Early Christian Era. In: Christian reading, Saint-Petersburg, 2012. № 2, pp. 56-118. (In Russian).

Dzharman (2014) — Dzharman O. A. Miracle in the Culture of Antiquity during the Rise of Christianity: Popular Beliefs and Personal Religion. In: Christian reading, Saint-Petersburg, 2014, № 5, pp. 135-168. (In Russian).

248

XpucmuaHCKoe umeHue № 1, 2018

Dzharman, Gavrilov (2017a) — Dzharman O.A., GavrilovI.B. To the Characteristic of the Ancient Roman Cult of the Emperor. Review on the Monograph: I. Gradel. Emperor Worship and Roman Religion (Oxford Classical Monographs). Oxford: University Press, 2004. 428 p. In: In: Christian reading, Saint-Petersburg, 2017, № 5, pp. 256-259. (In Russian).

Dzharman, Gavrilov (2017b) — Dzharman O. A., Gavrilov I. B. The Religious World of Ancient Greece. A review of Simon Price. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230p. In: Christian reading, Saint-Petersburg, 2017, № 6, pp. 251-254. (In Russian).

Zelinsky (1996) — ZelinskyF.F. Soperniki khristianstva. [The Opponents of Christianity]. Moscow, 1996, 416 p. (In Russian).

Zelinsky (2003) — Zelinsky F.F. Ellinskaya religiya. [The Hellenistic Religion]. Minsk, 2003, 330 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.