Научная статья на тему 'Историческая перспектива России в человеческом измерении'

Историческая перспектива России в человеческом измерении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая перспектива России в человеческом измерении»

деятельности, удовольствие от которой покрывает все возможные земные блага, превратив культуру потребления в культуру творения.

Несмотря на существующие негативные тенденции, массовая культура представляет собой уникальную социокультурную среду, аккумулирующую необходимые условия, способные гармонизировать скорость современного информационного общества и способности человека к самоактуализации, сохраняя при этом свою духовную целостность. У человека имеется возможность противостоять любой информационной агрессии, самореализуя себя в творчестве, путей к которому в настоящее время огромное множество. Внутри массовой культуры существуют не просто возможности, но и механизмы развития творческих способностей, творческого отношения к жизни людей и прежде всего молодежи. Среди них заслуживает внимания медиавоспитание российской молодежи, так как основная возможность раскрытия и реализации творческих способностей молодых людей расположена именно здесь.

В. П. Горюнов

Историческая перспектива России в человеческом измерении

В ходе цивилизационного развития подготовительный предпроизводственный и завершающий послепроизводственный периоды человеческой жизни необходимо увеличиваются. Но хорошее образование и достаточное пенсионное обеспечение - привилегия богатых стран. Уравнительская система, обеспечившая советские достижения в этих областях, исторически быстро исчерпала свой ресурс. Пропасть между передовыми и отсталыми странами углубляется в том числе и за счет разницы поколенческой структуры населения. С одной стороны, в богатых странах увеличивается продолжительность проживаемой человеческой жизни, увеличивается масса социально зрелого населения, вырабатывающего и накапливающего основной объем всех видов необходимой информации. С другой стороны, в бедных странах основная масса населения не может дожить до зрелого возраста, поколения быстро сменяются без необходимой преемственности социального опыта, а неизбежное старение населения богатых стран при увеличении продолжительности жизни компенсируется иммиграцией наиболее способной и образованной молодежи из бедных стран. В итоге единый, как и природа, интеллектуальный ресурс распределяется неравномерно и все более концентрируется в отдельных общностях.

172

Таким образом, независимо от уровня материально-технического развития народонаселение остается главным ресурсом существования общества, и до сих пор этот ресурс оказывается в распоряжении технологически более развитых стран как нечто готовое, как данное самой природой.

С одной стороны, идет процесс нарастания социальной энтропии: свободное передвижение товаров, услуг, финансов, информации, рабочей силы и т. д. C другой стороны, все это имеет своим результатом концентрацию самого передового, лучшего в одних общностях и деградацию, опустошение - в других. Либерализация жизни на уровне индивидов обеспечивает концентрацию наиболее дееспособного населения в лидирующих общностях, составляющих центр глобального мира. Следовательно, глобальный мир, как система взаимодействующих и взаимозависимых общностей, глубоко дифференцирован и на этом структурном уровне не может быть демократическим.

Крайний вариант сырьевой ориентации производства предполагает численность населения, достаточную, во-первых, для осуществления самого процесса добычи и транспортировки сырья, во-вторых, для функционирования обслуживающего комплекса, куда входят необходимая инфраструктура, подготовка кадров, здравоохранение, развлечения, охрана и т. п. Промышленное производство, в том числе военное, сельское хозяйство, транспортное машиностроение и многое другое оказывается ненужным, продукты такого производства можно купить. Соответственно, при подобном способе жизни достаточно трети нынешнего населения России. О ее независимости в этом случае речи не идет.

Другой крайний вариант требует комплексного индустриального развития, обусловливающего экономическую и военную безопасность, возможность полного самостоятельного обеспечения. По такому варианту развивался Советский Союз, располагавший достаточными ресурсами для относительно замкнутого существования в определенный исторический период. Но для его реализации, тем более для инновационного развития России с ее природными масштабами имеющегося населения явно недостаточно. Более того, Россия характеризуется своеобразной демографической аномалией. Демографическое поведение населения такое же, как в передовой просвещенной высокоразвитой стране, а уровень жизни - как в отсталой, развивающейся. Россия унаследовала от умеренно обеспеченной жизни непомерно большую массу людей, успевших дожить до старости и сдерживающих ее социальную динамику. В развивающихся странах с их параллельно высокой рождаемостью

173

и смертностью население в основном молодое. В передовых странах коренное население намного более старое, но там высокий уровень молодежной иммиграции. Население России в значительной мере пополняется ветеранами, а убывает число молодых, высокообразованных специалистов.

Однако при неизменности существующего положения дел основная масса людей, оказавшихся лишними в производстве и не имеющих достаточной социальной поддержки, обречена на вымирание: индивидуально - в различной форме и в разные сроки, но в целом - в критически короткий интервал времени. Народонаселение, как элемент целостной общественной системы, закономерно придет в соответствие с материально-технической и социальной системами. Одновременно снижение рождаемости, усиливаемое сокращением продолжительности предстоящей жизни, приведет к очередному этапу старения населения и последующему снижению его численности. Нет нужды доказывать, что вместе с «уходом» людей «уйдут» и определенные проблемы социального характера. В этом смысле совершенно ясно, что реформы необратимы - их результатом будет совершенно другая страна. Возможно, кто-то попытается такую социальную нормализацию поставить себе в заслугу. Но системы общественных отношений не делятся чертой, где с одной стороны старое, а с другой - новое. Избыточное население воспроизводится в новых поколениях.

Но ясно также и другое - вместе с уменьшением массы людей будет уменьшаться и их способность к удерживанию занимаемой территории, которая неизбежно сократится в соответствии с конфигурацией линий разлома, уже очерченных линиями национального и регионального сепаратизма и дополненных контурами внешних территориальных притязаний. Что окажется в остатке - нельзя предсказать, но можно разве что угадать.

Демографический кризис в России имеет ярко выраженные социальные основания: это социально-экономический, социальнополитический и социально-культурный кризис, это кризис семьи как первичного социального элемента (ячейки общества). В общечеловеческом плане причиной является атомизация общества, когда индивиду становится не нужна семья в качестве средства его существования, в первую очередь не нужно общее хозяйство. Остается брачный сексуальный союз, побочным продуктом которого оказываются дети - издержки любовных отношений (подчас выбрасываемые в буквальном и переносном смысле).

Материальное поощрение брачной рождаемости (финансовое и жилищное), с одной стороны, расширяет необходимую базу для

174

рождения детей, но, с другой стороны, провоцирует иждивенческие настроения, а также комбинаторские устремления падких на легкую наживу людей.

Мода на детей не увеличит рождаемость, ибо рождение и воспитание детей должно быть объективной потребностью. Наследование имущества перестало быть фактором рождаемости, как это было, например, в феодальном обществе. Здесь действуют два главных фактора:

1) социальная ответственность родителей за детей, их способность обеспечить детям тот же самый, что и для самих себя, или более высокий уровень существования, достигаемый, прежде всего, с помощью образования;

2) социальная престижность рождения детей, наличие высокого социального статуса родителей, предоставляющего больше возможностей получения общественного ресурса.

Такое соединение факторов возможно только в лидирующих общностях. Кроме того, оно усиливается способностью принимать молодое перспективное пополнение из отстающих общностей, за счет чего лидирующие общности получают дополнительный демографический и одновременно интеллектуальный ресурс наряду с сырьевыми ресурсами.

В социально-психологическом плане эта ситуация выражает качественное преобразование в сознании россиян, отражающее коренные изменения их бытия. Люди отказываются от будущего и сосредоточиваются на настоящем, их девизом стала жизнь сегодняшним днем, его маленькими и большими радостями. Освобождение от тоталитаризма обернулось освобождением от будущего. Соответственно всякая более или менее конструктивная постановка вопроса о будущем России, который в конечном счете сводится к вопросу о сохранении ее целостности, болезненно воспринимается как призыв к возврату тоталитаризма.

Сохранение социальной сферы это не просто гуманизм, содержание бедных и обездоленных, начиная с пенсионеров. Это необходимость авансирования на создание населения, способного занимать лидирующие позиции в мире. Это вложение средств с отдаленной отдачей. Другими словами, нужны свободные средства на образование, здравоохранение, науку и культуру наряду с ростом затрат на оборону. Конечно, сырьевые деньги самые легкодоступные, но сырьевое развитие не обеспечивает прорыва. Россия может соединить технологическую модернизацию и политику социального консерватизма за счет сырьевых ресурсов. Пока что это единственный благоприятный шанс. Здесь последнее слово за государством.

175

Допущение растраты ресурсной базы было бы не меньшим преступлением против народа, чем прямое насильственное распоряжение жизнями людей в недавнем прошлом.

Государство, добившись определенных успехов в реализации нескольких национальных проектов, направленных на наращивание человеческого капитала, подготовило почву для выбора стратегического направления развития - модернизации. Начать решено с создания беспрецедентного для России, но известного мировой практике научного центра, ориентированного на роль ядра кристаллизации, распространяющего инновационную структуру организации производства на всю территорию.

Стартовые условия модернизации чрезвычайно неблагоприятны:

Выращивание новой генерации ученых требует 15-20 лет и много средств для их подготовки и последующего удержания в России, поэтому не обойтись без привлечения в массовом порядке иностранных специалистов высокой квалификации с соответствующей высокой заработной платой и условиями проживания.

Собственная материально-техническая база современных научных исследований отсутствует, ее приобретение потребует огромных средств.

Государство не может быть самостоятельным инвестором такого проекта, но оно делает главное - обеспечивает для него необходимый правовой и экономический статус, создает благоприятный социально-политический климат. Следовательно, слово за бизнесом, российским и международным. Как известно, призывы к социальной ответственности бизнеса особых успехов не имели, значит -необходимо его заинтересовать даже при условии долгосрочной отдачи от инвестиций в науку. Решающим фактором привлечения частных денег в данную сферу является перспектива перехода от очень большого, но исчерпаемого источника получения прибыли в виде сырьевых ресурсов, к другому, неисчерпаемому источнику в виде интеллектуальных ресурсов.

Однако при этом нельзя уклониться от мысли о сроках и, следовательно, цене российских реформ, измеряемой человеческими жизнями. Сорок лет, складывающиеся из примерно равных периодов прошедшей трансформации и ожидаемого подъема, - большой срок не только в жизни отдельных людей, но и для страны в целом. В него укладывается много не дожитых и не начавшихся человеческих жизней, нереализованность которых означает самопроизвольное уменьшение остроты социальных проблем, автоматическое освобождение места в социальном пространстве. Об этом должны будут вспомнить и в тот момент, когда наступит, хочется в это

176

верить, время благополучия оставшихся живых, чтобы они не приписали заслугу достижения собственного благополучия только себе.

Формула всеобщего благополучия предполагает простую вещь: возможность каждому социально активному (участвующему в производстве) человеку полностью прожить хотя бы свою природой отпущенную жизнь. Для этого ему надо быть сытым, обутым, одетым, иметь нормальное жилье, возможность учиться, в меру работать и отдыхать, лечиться и т. п. Разумеется, если он сам хочет прожить свою жизнь полностью, не укорачивает ее какими-либо отклонениями или пристрастиями. Всего лишь.

Здесь могут быть две линии дискуссии. Одна путаноказуистическая о том, а каким содержанием должна быть наполнена жизнь, достойная и недостойная, уравненная или нет, и как сделать, чтобы все стремились к такой жизни. Такие дискуссии уже были в период строительства коммунизма. Что значит «по потребности», сколько человеку нужно костюмов, каждому ли нужен автомобиль и пр.? Как заставить человека работать «по способности»? Разумеется, роль субъективного (человеческого) фактора велика, и правы были коммунисты, когда говорили о необходимости коммунистического воспитания, без которого ничего не получится. Другая, реальная дискуссия сводится к вопросу «а возможно ли это вышеуказанное всего лишь?». Дело в том, что оно предполагает одно простое условие - чтобы общество было не то чтобы богатым, а очень богатым. Вот где подлинная проблема возможности благополучия.

Инновационная революция стала бы одновременно и социальной революцией, ибо без устранения позорного перепада уровней жизни, когда у одних людей не хватает средств для простого выживания, а другие, например, платят миллионы рублей за разовое посещение ночного клуба, выход на путь инновационного развития закрыт. Разумеется, речь не идет о том, чтобы всех посадить за столики наравне с элитой, имеется в виду простое всеобщее выживание, т. е. проживание каждым человеком своей заложенной природой (отпущенной Богом) жизни.

Социальное равенство, понимаемое арифметически, несправедливо по сути и невозможно по исполнению. Социальное равенство состоит в возможности выживания всех членов общности, независимо от их социальной роли, но при зависимости от нее способа проживания, его содержательного наполнения. Понимаемое так, равенство справедливо по сути и возможно при лидирующем положении общности, обеспечивающем получение от менее развитых общностей дополнительного ресурса жизни.

177

Общность не может существовать без идеологии, которая является ее необходимым духовным ресурсом. Идеология - это основная идея, совокупность определенных руководящих принципов. Суть идеологии в том, что она выражает безусловное, исключительное право какой-либо общности на существование вообще и занятие собственного места в социальном пространстве, в частности. Следовательно, идеология выражает определенный интерес и не может быть абсолютно объективной, как и социальная теория. В этом контексте идеология есть теория, ставшая средством социального целеполагания. Соответственно, без идеологии не может быть стратегии.

Таким образом, пора реабилитировать понятие идеологии, начиная с реабилитации понятия общества, главный смысл которой состоит в преодолении антагонизма между личностью и обществом. Общество не ниже и не выше личности, оно есть необходимое условие выживания всех, поэтому общество принципиально не может быть противопоставлено личности, а противопоставление личности обществу есть не что иное, как ее противопоставление другим личностям. Идеология России - это идеология общего развития, направленного на исключение отношения между ее гражданами, при котором жизнь одних превращается в средство жизни других, это государственная идеология, выносящая социальное отношение «цель - средство» за пределы внутриобщностной жизни.

В аспекте общественной самоидентификации простых людей образ прошлого вызывает одновременно и сожаление, и облегчение: сожаление об утрате принадлежности к великой стране, которая, как казалось, гарантирует абсолютную справедливость и никогда никого не оставит без помощи; облегчение от осознания беспросветной серости и непреходящей обыденности существования рядового человека. Все более явственно приходит понимание исчерпания возможностей социалистического способа жизни, иллюзорности надежд на идеальное будущее, обреченности казавшегося несокрушимым коммунистического социума на слом. В свете этого положения особенно болезненно переживается отсутствие позитивного, конструктивного образа современной, а тем более будущей России. Реформы, которые затягиваются, переходят в контрреформы.

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.