Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОДОВОГО ПРАЗДНИКА ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОДОВОГО ПРАЗДНИКА ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ / ОХОТСКАЯ ФЛОТИЛИЯ / СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ / ГОДОВОЙ ПРАЗДНИК / ПЛАВАНИЯ КОРАБЛЕЙ / PACIFIC FLEET / OKHOTSK FLOTILLA / SIBERIAN FLOTILLA / ANNUAL HOLIDAY / SAILING OF SHIPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дальневосточный Федеральный Университет, Семёнов Виктор Николаевич

До 1997 г. все тихоокеанцы отмечали Годовой праздник флота 21 апреля, но 15 июля 1996 г. Главнокомандующий ВМФ Российской Федерации (ГК ВМФ РФ) подписал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в котором приказал «1. Установить годовые праздники: … Тихоокеанского флота - 21 мая…». В соответствии с приказом ГК ВМФ РФ, дата формирования Тихоокеанского флота (ТОФ) на 52 г. раньше, чем дата формирования Черноморского флота (ЧФ), что вызывает массу вопросов и недоумений. Актуальность статьи заключается в том, что автор впервые всесторонне рассмотрел указы из Полного собрания законов Российской Империи и другие документальные источники, касающиеся истории Охотского порта и Охотской флотилии. Обоснован вывод о необоснованности принятия за основу Годового праздника Тихоокеанского флота дату издания указа Императрицы Анны Иоанновны - 10 (21) мая 1731 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дальневосточный Федеральный Университет, Семёнов Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL CONDITIONALITY OF THE ANNUAL HOLIDAY OF THE PACIFIC FLEET

Until 1997, all Pacific people celebrated the Annual Fleet Holiday on April 21, but on July 15, 1996, the Commander-in-Chief of the Russian Navy (CC RN) signed order No. 253 "On the introduction of annual holidays and professional days in the specialty", in which he ordered "1. Set annual holidays: ... of the Pacific Fleet - May 21 ... ". In accordance with the order of the Civil Code of the Russian Navy, the date of the formation of the Pacific Fleet (PF) is 52 years earlier than the date of the formation of the Black Sea Fleet (BSF), which causes a lot of questions and bewilderment. The relevance of the article lies in the fact that the author for the first time comprehensively considered the decrees reflected in the Complete Collection of Laws of the Russian Empire, and other documentary sources concerning the history of the Okhotsk port and the Okhotsk flotilla. It is concluded that the adoption of the date of publication of the decree of Empress Anna Ioannovna - May 10 (21), 1731 as the basis for the Annual Holiday of the Pacific Fleet is unreasonable.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОДОВОГО ПРАЗДНИКА ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА»

недосыпание, отсутствие крова при любых погодных условиях и физические нагрузки, солдат должен был быть в строю и оставаться боеспособным, поэтому начальство не приветствовало рискованных поступков при оказании помощи раненым. Противопоставив свою природу новым условиям, Дурова волевым усилием успешно справилась с солдатской муштрой и трудностями военного быта, сохранив при этом твердое желание остаться в армии.

Литература и источники

1. МасловаИ.В. Концептуальные вызовы в современных исторических исследованиях// Историческая этнология. - 2017. - Т.2. - № 1. - С.95-107.

2. Российский государственный Военно-исторический архив (РГВИА). Ф.26. Оп.1/152. Д.364.

3. Бегунова А.И. Надежда Дурова. - М.: Вече, 2011. - 432 с.

4. Его Императорского Величества Воинский Устав о полевой Гусарской службе. - СПб., 1797.

5. ДуроваН.А. Избранное. - М.: Советская Россия, 1984. - 440 с.

6. Леонов О., Попов С., Кибовский А. Русский военный костюм. Армия Александра I: кавалерия. - М.: Фонд «Русские витязи», 2014. - 544 с.

7. Розен А.Е. Записки декабриста. - Иркутск: Восточно-Сибирское издательство, 1984. - 480 с.

S. Безотосный В.М. Все сражения русской армии 1804-1814 гг. Россия против Наполеона. - М.: Яуза: Эксмо, 2012. - 672 с. 9. Михайловский-Данилевский А.И. Описание второй войны императора Александра с Наполеоном в 1806-1807 годах. - СПб., 1846. - 455 с.

References and Sources

1. Maslova I.V. Konceptual'nye vyzovy v sovremennyh istoricheskih issledovaniyah// Istoricheskaya etnologiya. - 2017. - T.2. - N° 1. - S.95-107.

2. Rossijskij gosudarstvennyj Voenno-istoricheskij arhiv (RGVIA). F.26. Op.1/152. D.364.

3. Begunova A.I. Nadezhda Durova. - M.: Veche, 2011. - 432 s.

4. Ego Imperatorskogo Velichestva Voinskij Ustav o polevoj Gusarskoj sluzhbe. - SPb., 1797.

5. Durova N.A. Izbrannoe. - M.: Sovetskaya Rossiya, 1984. - 440 s.

6. Leonov O., Popov S., Kibovskij A. Russkij voennyj kostyum. Armiya Aleksandra I: kavaleriya. - M.: Fond «Russkie vityazi», 2014. - 544 s.

7. Rozen A.E. Zapiski dekabrista. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe izdatel'stvo, 1984. - 4S0 s.

8. Bezotosnyj V.M. Vse srazheniya russkoj armii 1804-1814 gg. Rossiya protiv Napoleona. - M.: Yauza: Eksmo, 2012. - 672 s.

9. Mihajlovskij-Danilevskij A.I. Opisanie vtoroj vojny imperatora Aleksandra s Napoleonom v 1806-1807 godah. - SPb., 1846. - 455 s.

АЙКАШЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры всеобщей и Отечественной истории Елабужского института Казанского федерального университета, старший научный сотрудник Елабужского государственного музея-заповедника (Музей-усадьба Н.А. Дуровой) ([email protected]).

AIKASHEVA, OLGA A. - Ph.D. Student, World and National History Department, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Senior Researcher of the Yelabuga State Museum-Reserve (Museum-Estate of N.A. Durova).

УДК 94(571.6):355.486«17/20»

СЕМЁНОВ В.Н.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОДОВОГО ПРАЗДНИКА

ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА

Ключевые слова: Тихоокеанский флот, Охотская флотилия, Сибирская флотилия, годовой праздник, плавания кораблей.

До 1997 г. все тихоокеанцы отмечали Годовой праздник флота 21 апреля, но 15 июля 1996 г. Главнокомандующий ВМФ Российской Федерации (ГК ВМФ РФ) подписал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в котором приказал «1. Установить годовые праздники: ... Тихоокеанского флота - 21 мая...». В соответствии с приказом ГК ВМФ РФ, дата формирования Тихоокеанского флота (ТОФ) на 52 г. раньше, чем дата формирования Черноморского флота (ЧФ), что вызывает массу вопросов и недоумений. Актуальность статьи заключается в том, что автор впервые всесторонне рассмотрел указы из Полного собрания законов Российской Империи и другие документальные источники, касающиеся истории Охотского порта и Охотской флотилии. Обоснован вывод о необоснованности принятия за основу Годового праздника Тихоокеанского флота дату издания указа Императрицы Анны Иоанновны - 10 (21) мая 1731 г.

SEMYONOV, V.N.

HISTORICAL CONDITIONALLY OF THE ANNUAL HOLIDAY OF THE PACIFIC FLEET

Key words: Pacific Fleet, Okhotsk Flotilla, Siberian Flotilla, annual holiday, sailing of ships.

Until 1997, all Pacific people celebrated the Annual Fleet Holiday on April 21, but on July 15, 1996, the Commander-in-Chief of the Russian Navy (CC RN) signed order No. 253 "On the introduction of annual holidays and professional days in the specialty", in which he ordered "1. Set annual holidays: ... of the Pacific Fleet - May 21 ... ". In accordance with the order of the Civil Code of the Russian Navy, the date of the formation of the Pacific Fleet (PF) is 52 years earlier than the date of the formation of the Black Sea Fleet (BSF), which causes a lot of questions and bewilderment. The relevance of the article lies in the fact that the author for the first time comprehensively considered the decrees reflected in the Complete Collection of Laws of the Russian Empire, and other documentary sources concerning the history of the Okhotsk port and the Okhotsk flotilla. It is concluded that the adoption of the date of publication of the decree of Empress Anna Ioannovna - May 10 (21), 1731 as the basis for the Annual Holiday of the Pacific Fleet is unreasonable.

В Приложении 5 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации (утверждён Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140) дата проведения Годового праздника устанавливается главнокомандующим видом Вооружённых Сил в ознаменование одного из памятных дней в истории воинской части: дня формирования; дня подъёма Военно-морского флага при вступлении корабля в строй ...». Именно этот Устав действовал на момент издания приказа ГК ВМФ РФ от 15 июля 1996 года. При определении Годового праздника Тихоокеанского флота (ТОФ) ГК ВМФ РФ руководствовался обоснованиями историков, которые произвольно трактовали:

- указ об объявлении Охотска военным портом [1, с. 64];

- указ о создании Охотского порта - первой постоянно действующей структуры Российского флота на Тихом океане [2, с. 11];

- указ о создании на берегу Охотского моря военного порта Охотск, который и стал родоначальником современного ТОФ [3, с. 5];

- указ об объявлении Охотска военным портом - базой Охотской военной флотилии, которая стала первым постоянно действующим военно-морским подразделением России на Дальнем Востоке [4].

Таким образом, в основу приказа легли ссылки на день формирования Охотского военного порта и флотилии.

Действительно 10 (21) мая 1731 г. вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны (№ 5733) «О назначении сосланного в Сибирь Григория Писарева начальником Охотска; о населении ему сего места и учреждении при оном малой верфи и пристани и об отправлении туда на поселение неоплатных должников, вместо каторги». Указ, в частности, требовал построить несколько морских судов для перевозки казённых людей с товарами из Охотска на Камчатку и обратно [5, с. 461]. Однако ни о какой военной флотилии речи в нем не было.

Затем, 30 июля 1731 г. по указу (№ 5813) императрицы была дана «Инструкция, данная начальнику Охотска, Григорию Писареву», в которой говорилось (п. 1 указа), что с прибытием в Охотск он должен взять его под своё руководство с задачей построить малую верфь с несколькими судами для перевозки на Камчатку и обратно в Охотск казённой малой рухляди (пушнина, пушной товар в России 15 - нач. 18 вв.) и купеческих людей с товарищами, а также для других надобностей. Охотск нужно было привести в порядок, чтобы служить для пользы и прибыли Государству [5, с. 520]. Известно, что Писарев прибыл в Якутск только в 1732 г., а строительство судна для экспедиции Беринга началось в ноябре 1737 г. [6, с. 216].

Таким образом, в указах императрицы от 10 (21) мая и 30 июля 1731 г. ничего не говорилось о создании военного порта, о военных судах, тем более о флотилии военных судов, о защите интересов государства на море. В этой связи, на наш взгляд, при определении даты Годового праздника Тихоокеанского флота, ссылки на указы 1731 г. являются надуманными, исторически не обоснованными.

В последующем, в течение XVIII века и до середины XIX века вышел целый ряд Именных, Сенатских указов, регламентировавших жизнь Охотска:

- 2 мая 1732 г. вышли два указа: (№ 6041) «Об отправке капитана командора Беринга в Камчатку и о правилах, каковыми он должен соблюдать в сей экспедиции» [5, с. 770-774] и (№ 6042) «Об отправке капитан - командора Беринга на морских судах для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Камчаткой» [5, с. 774-775], но в них нет упоминаний об Охотской военной флотилии;

- 21 мая 1767 г. вышел указ (№ 12.898), в котором определялся порядок выдачи двойного жалованья морским и адмиралтейским служителям, находящимся в Охотске [7, с. 131]. Следует отметить, что в таком важном вопросе, как повышение жалованья служащим, ничего не говорится о жаловании для служащих Охотской военной флотилии: поскольку просто забыть эту категорию людей не могли, следовательно, такой флотилии не существовало;

- 21 марта 1799 г. вышел указ, в котором император повелевал Адмиралтейств-коллегии для укомплектования штата судов в Охотске назначить 88 человек под командованием капитан-лейтенанта, приступить к разработке штата для постоянного содержания 3 фрегатов - от 44 до 36-пушечных, и 3 малых судов в Охотском море, а также выбрать удобный порт [8, с. 78]. Из этого

указа видно, что в 1799 г. была сделана попытка создания на Охотском море соединения военно-морских сил, но после смерти Павла I об этом указе просто забыли [3, с. 90];

- 11 августа 1803 г. вышел указ (№ 20.889), в котором объявлялось положение об устройстве Областного Правления на Камчатке и предварительного управления в Охотске [9, с. 823]. В данном указе упоминались «Охотский порт, казённые суда, постройка транспортных судов», но ничего не говорилось ни о флотилии, ни о военных судах, ни о военных задачах, стоящих перед ними. К указу прилагался штат областного правления Камчатки и предварительного управления в Охотске [10, с. 24], но и в нём нет такой структуры, как Охотская военная флотилия и Охотский военный порт.

Охотская флотилия в рассматриваемый период времени действительно существовала, но это была флотилия судов, предназначенных только для транспортных и пассажирских перевозок, и никаких военных задач она не решала. В подтверждение этому выводу служат указы разных лет, в которых определялся порядок сбора денег за перевоз пушных товаров на судах Охотской флотилии от 14 февраля 1849 г. (№ 23004) [11, с. 91] и от 1 января 1851 г. (№ 24782) [12, с. 1], а также высочайше утверждённое положение Сибирского Комитета от 18 февраля 1854 г. (№ 27939), в котором устанавливался порядок платы за перевозку груза и пассажиров на казённых судах между Петропавловском, Аяном и Нижне-Камчатском [13, с. 188]. В нем, в частности, говорилось, что в следствие основания порта Аян на Охотском море и перемещения в Петропавловский порт Охотской флотилии, открылись новые прибрежные сообщения. Но по мнению Государственного Совета, утверждённому 16 декабря 1846 г. (№ 20710) о сборе за перевозку пассажиров и клади в новые пункты, на судах бывшей Охотской флотилии), платы ещё не было определено [14, с. 677].

В 1777 г. иркутским губернатором Ф.Г. Немцовым был представлен на рассмотрение Сената штат Охотской команды и морских чинов. До этого морские и военные чины в Охотск и на Камчатку, в связи с неимением каких-либо штатов, назначались по мере необходимости и при наличии средств [8, с. 54]. Но никаких решений Сената по этому вопросу не было. О том, что Охотский порт и суда решали сугубо транспортные задачи, говорит и обращение командира Охотского порта Зубова в 1779 г. к иркутскому губернатору [8, с. 57]. В 1800 г. в Охотске не было ни одного лица, знакомого с морским делом, которому можно было бы поручить надзор за снаряжением и отправлением судов [8, с. 78].

В течение 50 лет (1743-1793 гг.) 34 судна Охотской флотилии (от 3 до 5 судов ежегодно) находилось на промысле в районе Алеутских о-вов и северо-западного побережья Америки [15, Приложение 1].

Во второй половине XVIII века вышел ряд указов о морских силах государства, в которых определялось каким должен быть флот России: 13 февраля 1777 г. «Об устройстве Российского флота» (№ 14.580) [16, с. 499]; 28 июня 1782 г. «Об умножении Морских сил» (№ 15.453) [17, с. 617], 16 декабря 1790 г. (№ 16.931) «Об устройстве гребного флота» [18, с. 203]. Однако и эти указы каких-либо упоминаний об Охотской военной флотилии не содержат.

14 ноября 1803 г. были утверждены два доклада Комитета для образования флота (№ 21.038) [9, с. 1005-1015] и (№ 21.039), с определением величины и силы флота, мест строения кораблей, а также регламентацией того, где и каким образом сохранять наши морские силы [9, с. 1015-1019]. В докладах ничего не говорилось об Охотской военной флотилии, о портах в Восточном океане. Следовательно, в Морском ведомстве и тогда не планировалось создавать Охотскую военную флотилию.

О состоянии Охотского порта красноречиво говорят и факты, изложенные в материалах исследователей Охотского моря и историков того времени.

В историческом очерке А. Сбигнева «Охотский порт с 1649 по 1852 г.», написанном по большей части на основе дел сибирских архивов и изданном в Морском сборнике в 1869 г. № 11 (92 стр.) и № 12 (64 стр.), отражена 2-х вековая история Охотска. Примечательно, что при этом деятельность судов Охотской флотилии отражается в нем только, как транспортная и промысловая. В очерке представлена ведомость судов Сибирской флотилии за 1714-1853 гг. в количестве 81, из которой следует, что они не имели на вооружении пушек.

В «Рапорте В.М. Головнина И.И. де Траверсе о плавании шлюпа «Диана» к северозападным берегам Америки» от 16 сентября 1810 г. приведено мнение начальника Охотского порта флота капитана 2 ранга Миницкого о том, что шлюпу «Диане», даже почти пустому, никак

не позволит войти в порт имеющийся в Охотске фарватер. Этот вывод он сделал, основываясь на описях, проведённых капитаном Сарычевым. В рапорте приведена просьба ревизоров Российской Американской компании (РАК) о выделении в помощь РАК военного судна [19]. Из рапорта видно, что в порт Охотск (в названии отсутствует понятие «военный») фарватер не позволяет пройти шлюпу «Диана». Таким образом, Охотск не мог являться базой военной флотилии, что и было подтверждено дальнейшими решениями о судьбе Охотского порта. Об отсутствии военных кораблей в Охотске говорит и обращение РАК.

Как показывают имеющиеся данные, Охотская флотилия в 1815-1819 гг. состояла из 4 судов - 3 транспортных и бригантины, чего было вполне достаточно для снабжения Камчатки и обеспечения исследований Охотского моря. Новые суда закладывались только по мере выхода из строя старых. Необходимость большего числа судов отпала также в следствие того, что начались систематические кругосветные плавания судов РАК и военных судов [20, с. 166].

Н. Булычёв в 1850 г. описывая порт Охотск, отмечал, что Охотск, через который происходило снабжение Камчатского полуострова и Гижигинского края (ежегодно на судах перевозилось до 18.000 пудов казённого провианта и купеческих товаров), служивший средоточием торговых оборотов всего этого отдалённого края, имел большие недостатки [21, с. 118]. О назначении Охотской флотилии говорилось лишь то, что она предназначалась для ежегодного перевоза всякого рода запасов и хлебного продовольствия [21, с. 235].

То, что Охотская флотилия не могла решать военные задачи, подтверждается и тем фактом, что из 99 судов «Сибирских флотилий» (до 1856 г.) только 2 судна имели вооружение малого калибра: бриг «Александр» - 4 орудия (в 1825 г. спущен на воду, в 1826 г. разбился) и шхуна «Восток» - 4 орудия (куплена в 1852 г.) [22, с. 704-727].

Таким образом, Охотский порт уже в XVIII веке играл важную роль в освоении края, служил отправной точкой для исследовательских экспедиций. На судах, построенных в Охотске, были совершены экспедиция Беринга и Чирикова, плавания Шпанберга, Вальтона и Шельтинга. Но ни по каким параметрам Охотский порт назвать военным нельзя.

В первой половине XIX века роль Охотска, как главной перевалочной базы товаров, изменилась, так как в истории русского мореплавания началась эпоха кругосветных плаваний судов, которые и решили проблему доставки грузов на Дальний Восток. Суда выходили из Кронштадта и при следовании в Русскую Америку совершали кругосветные и полукругосветные плавания. До этого времени материалы и вещи доставлялись в Америку через Охотск, с большим трудом и издержками [23, с.7]. Полукругосветные плавания отличались от кругосветных тем, что суда оставались на Дальнем Востоке или возвращались на Балтику с Дальнего Востока тем же путём, которым шли из Балтийского моря [24, с. 200].

Кругосветные (полукругосветные) плавания совершили целый ряд судов РАК. Так, в 18031806 гг. суда РАК «Надежда» и «Нева» доставили грузы на Дальний Восток, а также доставили посольства в Японию. Попутно они же производили географические открытия и исследования. В период 1807-1852 гг. совершили аналогичные плавания: 3 (два кругосветных и одно полукругосветное) - судно «Елена»; 2 (1 кругосветное и 1 полукругосветное) - суда «Суворов», «Кутузов»; 2 полукругосветных - судно «Николай»; 1 кругосветное - суда «Нева», «Бородино»; 1 полукругосветное - бриг «Рюрик» и судно «Наследник Александр». Кругосветные (полукругосветные) плавания совершались и другими судами, принадлежавшими РАК или зафрахтованными ею [23, с. 5-6].

Начиная с 1807 г. кругосветные (*полукругосветные) плавания совершали также военные корабли: шлюп «Диана»*; бриг «Рюрик» (графа Румянцева); шлюпы «Камчатка», «Восток», «Мирный», «Открытие», «Благонамеренный», «Аполлон»; фрегат «Крейсер»; шлюпы «Ладога», «Предприятие»; транспорт «Кроткий»; шлюпы «Сенявин», «Моллер»; транспорты «Кроткий», «Америка», «Або», «Иртыш»*, «Байкал»*; корвет «Оливуца» [25, с. 17-21]. Военные корабли при совершении кругосветных (полукругосветных) плаваний решали две главные задачи: исследовательские и доставки грузов.

К середине XIX века, в связи с посягательствами на российские владения на Тихом океане со стороны Англии и Франции, возникла необходимость усиления там российских морских сил, прежде всего именно военных. Поэтому 2 декабря 1849 г. вышел указ (№ 23692) об изменении порядка управления Охотским и Камчатским краем [26, с. 287]. В соответствии с п. 3 указа,

Охотский порт (в связи с его «неудобностью») был упразднён, а «Охотский флотский экипаж, Охотскую мастеровую роту и Петропавловскую флотскую роту соединили в один общий состав, под названием 46-й флотский экипаж» в соответствии с указом (№ 23937) от 22 февраля 1850 г. [27, с. 128].

Исходя из вышеизложенных доводов, следует, что Охотская флотилия длительное время решала задачи сугубо гражданские.

Для того, чтобы определить какую же дату можно отнести к Годовому празднику (дню формирования) ТОФ, рассмотрим несколько существенных моментов, связанных с эволюцией Российского военно-морского флота:

- в начале XVIII века флот подразделялся на военный и «гражданский» [28, с. 13];

- в Уставе Морском 1763 г. указано, что на корабле наименьшего ранга надлежит иметь экипаж 60 человек различного воинского звания [28, с. 15], а таких кораблей в составе Охотской флотилии не было;

- военный флот - это постоянная, регулярно организованная часть или лишь временно собранная, но безусловно вооружённая [29, с. 11].

На Дальнем Востоке в XVIII веке не было постоянных, регулярных или временно собранных военно-морских частей, а вот в XIX веке обстановка изменилась: с 1853 г. в дальневосточных водах находились временно собранные отряды (эскадры) кораблей Балтийского флота (БФ). А в 1856 г. была создана Сибирская военная флотилия - постоянная регулярная военно-морская часть.

С 1853 г. начинается усиленная посылка отрядов (эскадр) русских военных судов в заграничные плавания и, особенно, в Тихий океан. И первым таким отрядом стала эскадра военных кораблей БФ во главе с графом Е.В. Путятиным, который в 1853-1855 гг. находился в дальневосточных водах с целью установления дипломатических отношений с Японией.

Морское ведомство, понимая необходимость защиты интересов России в Тихоокеанском регионе, стало с этого времени постоянно отправлять в Тихий океан соединения кораблей Балтийского флота: с 1857 г. Амурские отряды (1-й -1857-1858 гг., 2-й - 1858-1860 гг., 3-й - 18601861 гг.; с 1862 г. 3 эскадры: 1862-1864 гг., 1864-1865 гг., 1865-1867 гг.).

За время управления великого князя Константина Николаевича морским ведомством в Тихом океане постоянно находилось от 10 до 24 судов. Исключением были лишь четыре года (1867-1869 и 1875) [30, с. 145]. В 1869 г. Александр II разработал план, согласно которому, для того, чтобы в водах Тихого океана постоянно развевался Российский флаг, необходимо было иметь 4 отряда кораблей: один отряд - находился в Тихом океане, другой - шел ему на смену, третий - возвращался в Россию, а четвёртый - готовился в Кронштадте к службе в океане [30, с. 138]. Начиная с 1869 г., в Тихом океане постоянно находилось соединение кораблей БФ: отряды, эскадры, объединённая эскадра, отряды судов Тихого океана, эскадра Тихого океана.

Итого с 1857 г. по 1900 г. в водах Тихого океана несли службу по защите интересов России 27 эскадр (отрядов) кораблей БФ. Однако проблема обороны Дальнего Востока этими силами полностью не могла быть решена, хотя во многом способствовала освоению тихоокеанского театра. Поэтому ещё 31 октября 1856 г. вышли два документа, определявших создание на Дальнем Востоке первого постоянного регулярного соединения Российского Императорского флота -Сибирской флотилии (СФ): указ № 31080 о Приморской области Восточной Сибири [31, с. 959965], а также проект управления Сибирской флотилией и портами Восточного океана (№ 31081) [31, с. 965], в п.1 которого говорилось о создании управления Сибирскою флотилией (СФ) и портами Восточного океана, а в п. 5 определялось местопребывание командира портов в Николаевском посту.

Во второй половине XIX века на Дальнем Востоке изменилась обстановка. Вместе с нею уточнялись и задачи, стоящие перед Сибирской флотилией. После продажи Аляски и ликвидации РАК, с 1867 г. для СФ была добавлена задача охраны промыслов в Охотском и Беринговом морях. Но только в феврале 1871 г. СФ становится собственно военной флотилией, так как именно тогда её перевели из подчинения сибирского генерал-губернатора в подчинение морского министра. А в 1872 г., с открытием навигации, во Владивосток был переведён Сибирский экипаж, а с ним и флотилия, в состав которой (по штату 1857 г.) входили 20 различных судов. С начала 80-х гг. на Дальнем Востоке появились частные компании, которые занялись транспортными перевозками,

поэтому с Сибирской военной флотилии (СВФ) стали постепенно снимать задачу по гражданским транспортным перевозкам. СВФ в основном стала участвовать в гидрографическом описании побережья Приморья, а также занималась военно-транспортными перевозками. При ординарном плавании, СВФ состояла под командою начальника эскадры Тихого океана, и некоторые из судов флотилии ежегодно назначались на морскую станцию в Китай, а 1 или 2 - к Командорским островам, для защиты котикового промысла.

После падения Российской империи, к решению о создании Морских сил на Дальнем Востоке руководство СССР пришло лишь в начале 1930-х гг., когда международная обстановка на Дальнем Востоке стала крайне напряжённой, и необходимо было принять срочные меры для укрепления морских границ.

25 февраля 1932 г., в связи со сложной международной обстановкой на Дальнем Востоке, был утверждён «План мероприятий по сформированию Морских сил Дальнего Востока (МСДВ). 21 апреля 1932 г. под руководством штаба началось формирование МСДВ - эту дату тихоокеанцы и отмечали до 1997 г., как День Тихоокеанского флота.

11 января 1935 г., в соответствии с приказом Народного комиссара обороны СССР, Морские силы Дальнего Востока стали именовать Тихоокеанским флотом.

С учетом изученных документов, полагаем, что, хотя Охотский порт и Охотская флотилия в истории освоения Дальнего Востока сыграли важную роль, дату издания указа 10 (21) мая 1731 г. Годовым праздников ТОФ считать нельзя. Очевидно, что те, кто готовил и обосновывал приказ ГК ВМФ РФ «О введении годовых праздников .» в отношении ТОФ, ввели ГК ВМФ РФ в заблуждение. Конечно будет трудно это признать и исправить ошибку, но историческая правда этого требует, так как Краснознамённый Тихоокеанский флот имеет славную героическую историю. Он внёс настолько большой, по существу, неоценимый вклад в обеспечение военной безопасности нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что, на наш взгляд, совершенно не нуждается в «надуманных страницах» своей истории.

Годовым праздником ТОФ можно было бы считать дату отправки в Тихий океан отряда военных кораблей Балтийского флота в 1853 г. - первого временного соединения кораблей в Тихом океане, с которого началась история отрядов (эскадр) кораблей Тихого океана, но при этом нужно заметить, что в официальных документах их никогда не числили эскадрами Тихоокеанского флота.

Исторически верно было бы считать Годовым праздником ТОФ 31 октября (11 ноября) 1856 г. - дату издания указов об утверждении «Положения Приморской области Восточной Сибири» и «Проекта об управлении Сибирской флотилией и портами Восточного океана», или 21 апреля 1932 г. - начало формирования МСДВ - Тихоокеанского флота. Но для этого необходимо дополнительно выслушать мнение непредвзятых экспертов, ветеранов флота и лишь после этого принять взвешенное решение.

Литература и источники

1. Амон Г.А. Морские памятные даты / Под редакцией В.Н. Алексеева. - М.: Воениздат, 1987. - 398 с.

2. Москалёв Н.Г., Телицын Н.А. Страницы истории Тихоокеанского флота России: научно--популярный очерк. - Владивосток, 2003. - 124 с.

3. Митичкин Н.С., Муратов В.Н. Тихоокеанский флот России. История. Современность. Перспективы. - Владивосток: Русский остров, 2013. - 408 с.

4. Охотск объявлен военным портом - День Тихоокеанского флота // [Электронный ресурс] URL. https://www.prlib.ru/history/619256 (дата обращения 18.04.2020).

5. Полное собрание Законов Российской Империи (1649-1825). Т. VIII (1728-1732). - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1830. - 1014 с.

6. Экспедиция Беринга [Текст]: Сб. документов / Подготовил к печати А. Покровский. - М.: Гл. архив. упр. НКВД СССР, 1941. - 420 с.

7. ПСЗРИ. Т. XVIII (1767 - 1769). - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1830. - 1039 с.

8. Сбигнев А. Охотский порт с 1649 по 1852 гг. // Морской сборник. - СПб., 1869. - №11. Неофициальный отдел - 1-92 с.

9. ПСЗРИ. Т. XXVII (1802 - 1803). - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1830. - 1122 с.

10. ПСЗРИ. Т. XLIV: Книга штатов: Ч. 2: Штаты по гражданской части (1801 - 1808). СПб., 1830. - 104 с.

11. ПСЗРИ. Т. XXIV. Отделение 1. 1849 г. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1850. - 636 с.

12. ПСЗРИ. Т. XXVI. Отделение 1. 1851 г. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1852. - 753 с.

13. ПСЗРИ. (1825-1881 гг.): Т. XXIX. Отд. 1. 1854 г. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1855. - 912 с.

14. ПСЗРИ. (1825-1881 гг.): Т. XXI. Отд. 2. 1846 г. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1847. - 738 с.

15. История Русской Америки, 1732-1867 [Текст]: в 3 т. / РАН, Ин-т всеобщ. истории; под общ. ред. Н. Н. Болховитинова. -М.: Международные отношения, 1997. Т. 1: Основание Русской Америки. 1732-1799. М., 1997. - 478 с.

16. ПСЗРИ. (1649-1825): Т. XX (1775-1780). - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1830. - 1084 с.

17. ПСЗРИ. (1649-1825): Т. XXI (1781-1783). - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1830. - 1070 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. ПСЗРИ. Т. XXIII (1789 - 31 октября 1796). - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1830. - 969 с.

19. Рапорт В.М. Головнина И.И. де Траверсе о плавании шлюпа «Диана» к северо-западным берегам Америки // [Электронный ресурс] - URL. https://odynokiy.livejoumal.com/2069698.html (дата обращения 10.04.2020).

20. БолгурцевБ.Н. Исследователь Охотского моря князь А. Шаховской // Россия и АТР. - 2005. - № 3. - 167 с.

21. Путешествие по Восточной Сибири Н. Булычёва. - СПб.: Тип. императорской академии наук, 1856. - 299 с.

22. Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. - СПб.: Тип. Морского министерства, 1872. - XXX, 799, [4] с.

23. ИвашинцовН. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 251 с.

24. Зубков Н.Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. Paulsen, 2014. - 474 с.

25. СгибневА.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 - СПб.: Тип. Морского Министерства, 1871. С. 17-21.

26. ПСЗРИ. Т. XXIV. Отд. 2. 1849 г. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1850. - 699 с.

27. ПСЗРИ. Т. XXV. От. 1. 1850 г. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1851. - 763 с.

28. Устав Морской, о всём, что касается доброго управления в бытность флота на море. - СПб., 1763. - 215 с.

29. Белавинец П.И. Нужен - ли нам флот и значение его в истории России. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 318 с.

30. Русский биографический словарь. - СПб.: Тип. Главного управления уделов. 1903. - 708 с.

31. ПСЗРИ. (1825-1881 гг.): Т. XXXI. Отд. 1. 1856г. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1857. - 1111 с.

References and Sources

1. Amon G.A. Morskie pamyatnye daty / Pod redakciej V.N. Alekseeva. - M.: Voenizdat, 1987. - 398 s.

2. Moskalyov N.G., Telicyn N.A. Stranicy istorii Tihookeanskogo flota Rossii: nauchno-populyarnyj ocherk. - Vladivostok, 2003. - 124 s.

3. Mitichkin N.S., Muratov V.N. Tihookeanskij flot Rossii. Istoriya. Sovremennost'. Perspektivy. - Vladivostok: Russkij ostrov, 2013. - 408 s.

4. Ohotsk ob"yavlen voennym portom - Den' Tihookeanskogo flota // [Elektronnyj resurs] URL. https://www.prlib.ru/history/619256 (data obrashcheniya 18.04.2020).

5. Polnoe sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii (1649-1825). T. VIII (1728-1732). - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1830. -1014 s.

6. Ekspediciya Beringa [Tekst]: Sb. dokumentov / Podgotovil k pechati A. Pokrovskij. - M.: Gl. arhiv. upr. NKVD SSSR, 1941. - 420 s.

7. PSZRI. T. XVIII (1767 - 1769). - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1830. - 1039 s.

8. Sbignev A. Ohotskij port s 1649 po 1852 gg. // Morskoj sbornik. - SPb., 1869. - №11. Neoficial'nyj otdel - 1-92 c.

9. PSZRI. T. XXVII (1802 - 1803). - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1830. - 1122 s.

10. PSZRI. T. XLIV: Kniga shtatov: CH. 2: SHtaly po grazhdanskoj chasti (1801 - 1808). SPb., 1830. - 104 s.

11. PSZRI. T. XXIV. Otdelenie 1. 1849 g. - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1850. - 636 s.

12. PSZRI. T. XXVI. Otdelenie 1. 1851 g. - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1852. - 753 c.

13. PSZRI. (1825-1881 gg.): T. XXIX. Otd. 1. 1854 g. - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1855. - 912 s.

14. PSZRI. (1825-1881 gg.): T. XXI. Otd. 2. 1846 g. - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1847. - 738 s.

15. Istoriya Russkoj Ameriki, 1732-1867 [Tekst]: v 3 t. / RAN, In-t vseobshch. istorii; pod obshch. red. N. N. Bolhovitinova. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1997. T. 1: Osnovanie Russkoj Ameriki. 1732-1799. M., 1997. - 478 s.

16. PSZRI. (1649-1825): T. XX (1775-1780). - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1830. - 1084 s.

17. PSZRI. (1649-1825): T. XXI (1781-1783). - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1830. - 1070 s.

18. PSZRI. T. XXIII (1789 - 31 oktyabrya 1796). - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1830. - 969 s.

19. Raport V.M. Golovnina I.I. de Traverse o plavanii shlyupa «Diana» k severo-zapadnym beregam Ameriki // [Elektronnyj resurs] - URL. https://odynokiy.livejournal.com/2069698.h1ml (data obrashcheniya 10.04.2020).

20. Bolgurcev B.N. Issledovatel' Ohotskogo morya knyaz' A. SHahovskoj // Rossiya i ATR. - 2005. - № 3. - 167 s.

21. Puteshestvie po Vostochnoj Sibiri N. Bulychyova. - SPb.: Tip. imperatorskoj akademii nauk, 1856. - 299 s.

22. Veselago F.F. Spisok russkih voennyh sudov s 1668 po 1860 g. - SPb.: Tip. Morskogo ministerstva, 1872. - XXX, 799, [4] s.

23. Ivashincov N. Russkie krugosvetnye puteshestviya s 1803 po 1849 g. - M.: Kniga po Trebovaniyu, 2015. - 251 s.

24. Zubkov N.N. Otechestvennye moreplavateli - issledovateli morej i okeanov. Paulsen, 2014. - 474 s.

25. Sgibnev A.S. Obzor zagranichnyh plavanij sudov Russkogo voennogo flota s 1850 po 1868 g. t.1 - SPb.: Tip. Morskogo Ministerstva, 1871. S. 1721.

26. PSZRI. T. XXIV. Otd. 2. 1849 g. - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1850. - 699 s.

27. PSZRI. T. XXV. Ot. 1. 1850 g. - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1851. - 763 s.

28. Ustav Morskoj, o vsyom, chto kasaetsya dobrogo upravleniya v bytnost' flota na more. - SPb., 1763. - 215 s.

29. Belavinec P.I. Nuzhen - li nam flot i znachenie ego v istorii Rossii. - SPb.: Tovarishchestvo R. Golike i A. Vil'borg, 1910. - 318 s.

30. Russkij biograficheskij slovar'. - SPb.: Tip. Glavnogo upravleniya udelov. 1903. - 708 s.

31. PSZRI. (1825-1881 gg.): T. XXXI. Otd. 1. 1856g. - SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj E.I.V. kancelyarii, 1857. - 1111 s.

СЕМЁНОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ - кандидат технических наук, заведующий лабораторией Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) ([email protected]).

SEMENOV, VIKTOR N. - Ph.D. in Technical Sciences, Head of the Laboratory, Eastern Federal University (Vladivostok).

УДК 94(571.56).2:061:281.93

АРХИПОВА А.И.

ГУБЕРНАТОР В.Н. СКРЫПИЦЫН И ОТКРЫТИЕ ЯКУТСКОГО ОТДЕЛА ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: история Православия, Императорское Православное Палестинское общество, Якутская область, губернатор В.Н. Скрыпицын.

В статье представлена краткая характеристика губернатора В.Н. Скрыпицына, принимавшего активное участие в открытии якутского отдела ИППО. Освещается организация работы отдела, виды и суммы сборов на его деятельность. Рассмотрен социальный, сословный, профессиональный и количественный состав Якутского отдела ИППО. Выделены региональные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.