Научная статья на тему 'Историческая и атрибутивная достоверность изображения врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне'

Историческая и атрибутивная достоверность изображения врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
681
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ / АТРИБУТИВНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ / ОБРАЗ ВРАГА / КИНО О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ / HISTORICAL RELIABILITY / ATTRIBUTIVE RELIABILITY / IMAGE OF ENEMY / CINEMA ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дронов Василий Александрович

В статье идет речь о проблеме исторической достоверности изображения образа врага, а также боевой техники в современных фильмах о Великой Отечественной войне. Рассматриваются основные штампы в кино о войне, даются ссылки на научную и справочную литературу, позволяющую избежать подобных искажений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of historical reliability of the enemy image and also of military equipment in modern movies about the Great Patriotic War is discussed in the article. Special attention is paid on the main standard views in the cinema about war; references to scientific and special books, allowing avoiding similar distortions are given.

Текст научной работы на тему «Историческая и атрибутивная достоверность изображения врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне»

Василий ДРОНОВ

ИСТОРИЧЕСКАЯ И АТРИБУТИВНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВРАГА В СОВРЕМЕННЫХ ФИЛЬМАХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

В статье идет речь о проблеме исторической достоверности изображения образа врага, а также боевой техники в современных фильмах о Великой Отечественной войне. Рассматриваются основные штампы в кино о войне, даются ссылки на научную и справочную литературу, позволяющую избежать подобных искажений.

The problem of historical reliability of the enemy image and also of military equipment in modern movies about the Great Patriotic War is discussed in the article. Special attention is paid to the main standard views in the cinema about war; references to scientific and special books, allowing avoiding similar distortions are given.

Ключевые слова:

историческая достоверность, атрибутивная достоверность, образ врага, кино о Великой Отечественной войне; historical reliabiiity, attributive reliability, image of enemy, cinema about the Great Patriotic War.

ДРОНОВ

Василий

Александрович — аспирант кафедры философии и культурологии УлГПУ

им. И.Н. Ульянова, verwolf_ [email protected]

Споры о необходимости соблюдения исторической достовер -ности в кинематографе ведутся давно. Главный аргумент кинематографистов: историческое кино основано на ав -торском видении событий, и собственно исторический контекст является фоном для развертывания задуманной сценаристом ин -триги. Вышедшие на экраны за последние 2 десятилетия фильмы о Великой Отечественной войне в подавляющем большинстве свидетельствуют, что против «железного аргумента» режиссера: «я так вижу!» не устоят никакие аргументы консультантов и специали -стов. Хочется задать вопрос: «А как может видеть человек, не будучи специалистом?» На чем основывается представление об отображае -мой в киноленте эпохе, историческом событии, персоналиях? На просмотренных ранее фильмах, прочитанных книгах, собственных фантазиях?

Предвидим, что сторонники «авторского видения» будут го -ворить о специфике съемочного процесса, при котором нельзя учесть все подробности, о допустимости «художественного вы мысла». Но главные ошибки киноленты закладываются уже в сценарии.

Безусловно, обращение современного кино к событиям ге -роической и тяжелой эпохи Великой Отечественной войны надо приветствовать. Более того, государственной идеологической цензуры в отношении кинематографа сейчас нет. Что мешает достоверно представить врага? Что препятствует достоверному изображению воина - защитника (со всеми достоинствами и не -достатками)?

Однако в современных фильмах о Великой Отечественной войне тиражируются штампы советского кино и советской идеологии. Попробуем разобраться в причинах этого явления.

Во - первых, в современном кинематографе (и не только военно -историческом) происходит освоение выделенных денежных средств. Появился даже термин «продюсерское кино»1 — диктат инвестора в творческих и кадровых вопросах. А главная цель продюсерского

1 Кравцов Ю. А. Основы киноэстетики. Теория и история кино. — СПб., 2006, с. 127.

проекта в российском кино — извлечение максимальной прибыли от кинопроката.

Таким образом, во многих современ -ных фильмах о войне историческая до стоверность вообще не подразумевается. Примером такого кино могут служить фильмы «Последний бронепоезд» (2006, режиссер Зиновий Ройзман, авторы сценария Леонид Порохня, Зиновий Ройзман, Глеб Шпригов), «В июне 41 - го» (2003, режиссер Михаил Пташук, ав -торы сценария Михаил Пташук, Вадим Соколовский, Крис Сиверстон), «На безымянной высоте» (2004, режиссер Вячеслав Никифоров, автор сценария Юрий Черняков), «Снайпер -2. Тунгус» (2011, режиссер Олег Фесенко, автор сце -нария Глеб Шпригов, Леонид Порохня).

Во вторых, причиной тиражирования старых штампов является отсутствие четкой и внятной позиции государства в отношении исторического кино (в част ности, это касается фильмов о Великой Отечественной войне). То есть, неза висимо от источника финансирования кино, государственная власть должна проявлять, как минимум, интерес к со блюдению исторической достоверности (в отношении «продюсерского кино» — рекомендательный, в отношении бюд жетного — декларативный). Такая исто -рическая цензура должна осуществляться специалистами, административно ответ ственными за принятые решения и гото выми аргументированно доказать свою точку зрения. Исторический консультант должен стать равноправным партнером сценариста и режиссера, а не беспомощ ным наблюдателем съемочного процесса.

Третьей причиной является утрата офи -циальной исторической наукой влияния на общественное мнение. Большинство граждан России познают историю в лучшем случае из исторических ток шоу, а в худшем — из интернет -блогов. Исторические профанаторы, не встречая серьезной критики, заполняют инфор мационное пространство неподтверж денными гипотезами, придуманными теориями, вырванными из контекста фактами и суждениями. То есть, рисуют псевдодостоверную картинку, обычно со скандальным подтекстом. А офици -альная наука, утратив инициативу, часто оказывается в роли оправдывающейся стороны. Так, попытки историков раз венчать теорию А.Т. Фоменко или инси -

нуации В.Б. Резуна (В. Суворова) дали обратный эффект — создали скандальную рекламу и породили повышенный спрос на подобные «сенсации» и «разоблаче ния».

Поэтому желательно, чтобы историче -ским консультантам были предоставлены административные функции, позволяю щие влиять на отображение историче ской действительности в кинематографе, и, соответственно, к ним самим должны предъявляться высокие профессиональ ные требования. Нельзя забывать, что сами ученые, как и наша государственная власть, часто находятся под воздействием ложных представлений. Например, что ученый не должен «опускаться» до кри -тики исторической подделки, поскольку таковая для ученого слишком очевидна. А этим фальсификаторы и профаны очень хорошо научились пользоваться (а знания в области информационных технологий у них часто выше, чем у историков). Вот и появляются псевдоисторические кино -ленты, созданные под девизом: «Умный промолчит, а дурак не поймет!».

В четвертых, для повышения атрибу тивной достоверности исторического кино, и в частности фильмов о Великой Отечественной войне, необходимо госу дарственное финансирование для созда ния коллекций исторической техники и костюмов на киностудиях и широкая под держка государством движения военно исторической реконструкции. Ведь именно по инициативе его участников разыскиваются и восстанавливаются об разцы боевой техники как нашей армии, так и армии противника, изготавлива ются точные комплекты формы одежды (как военной, так и гражданской). При государственном контроле и финансиро вании обнаруженные и восстановленные образцы боевой и транспортной техники можно централизованно хранить и ис пользовать на съемках фильмов, исклю чив возможность их продажи частным коллекционерам за рубежом.

Анализ художественных фильмов о войне показывает, что тиражирование советских исторических ляпов и штам пов, с одной стороны, и порождение несообразностей и просто глупостей — с другой, вызвано незнанием элементар ных фактов.

Атрибутивная достоверность подразуме -вает ряд обязательных требований:

— использование образцов техники и вооружения, соответствующих отобра жаемому периоду и событию, применение которых подтверждено источниками;

— ношение соответствующей времени военной формы одежды и гражданского платья, соблюдение как уставных и обще принятых норм ее ношения, так и допу стимых вариантов (в отношении, разуме ется, военной формы);

— отображение тактических особенно -стей ведения боевых действий и примене ния тех или иных видов вооружения;

— поведение персонажей в соответствии с уставами того времени, обычаями и тра -дициями, соблюдением этикета и речевой культуры;

— достоверное воспроизведение быто -вой культуры;

— портретное сходство актеров с отобра -жаемыми историческими персонажами.

Из атрибутивных штампов советского времени современное российское кино унаследовало достаточно многое.

Например, все эсэсовцы в кино носят только черную форму. Форма черного цвета была введена в 1932 г. С 1935 г. лич -ный состав СС начал снабжаться обмун -дированием серого цвета (черная форма носилась при парадно выходном режиме несения службы). В 1938 г. для всех частей СС, несших постоянную службу, ввели форму серого цвета. То есть, на фронте эсэсовцы в черной форме — это нонсенс! Более того, следует учитывать традиции германской армии и СС после развязы вания Германией мировой войны — серая форма считалась атрибутом фронтовика, т.е. уважаемого в обществе человека. Территориальные формирования СС про должали носить старую черную форму. И со временем ее носитель становился объектом насмешек как уклоняющийся от благородной службы воина. В общем, население Германии с уважением относи лось к СС и Вермахту. В народе «черными СС» с оттенком презрения стали называть сотрудников тыловых служб СС, противо поставляя им «белые СС» — сражаю -щиеся на фронтах части и соединения, проливающие кровь за родину и фюрера. Черная форма, изымаемая из строевых ча стей, с 1942 г. передавалась полицейским коллаборационистским формированиям Прибалтики, Польши, Украины, оккупи рованных областей РСФСР. Отличиями такой формы были зеленая выпушка на

лацканах, обшлагах, воротниках и отсут ствие эсэсовских эмблем (знаков «мертвая голова» и воинских отличий)1.

В советском обществе черная форма стала символом предателя, т.е. самого пре -зираемого человека. В советских фильмах о войне этот образ был перенесен на во еннослужащих СС, которые в фильмах представлены как жестокие подонки, к которым неприязненно относятся даже военнослужащие Вермахта. Это, на -пример, можно увидеть в 5 серийном фильме «Вариант Омега» (1975, режиссер Антонис Воязос, по сценарию Н. Леонова и Ю. Кострова), в котором наш разведчик (персонаж Олега Даля) сыграл именно на неприязни контрразведки армии к ге стапо. В современных художественных фильмах о войне режиссеры по аналогии эксплуатируют аналогичный ассоциатив ный ряд.

Следующий штамп встречается в от ношении боевой техники и вооружения германской армии. Здесь сегодня наблю дается, с одной стороны, повышение до стоверности, а с другой — слепое следова -ние советским штампам. Так, в советском кино все (подавляющее большинство) германские солдаты вооружены автома тами МР 40 системы Фольмера, которые упорно до сих пор называют шмайсерами. Причем огонь ведется обычно не при цельно, хотя эффективная дистанция стрельбы составляла до 200 метров! Таким сценическим приемом подчеркивалась мощь германской армии. Так, многие со -временные историки до сих пор полагают, что главным условием успеха герман ских войск в начальный период Великой Отечественной войны было техническое превосходство над РККА2, которому про -тивостояла доблесть простого русского солдата. В действительности же автомати ческими пистолетами (по германской тер минологии) были вооружены командиры пехотных (гренадерских) отделений (обер -фельдфебели), взводов (унтер - офицеры), а также экипажи танков и подводных лодок3. Массовому появлению на экране германских автоматчиков способствовали

1 См.: Ламеден Р. Охранные отряды НСДАП. Общие СС. - М. : Астрель, 2003, с. 31-49.

2 См.: Гареев М.А. Сражения на военно -историческом фронте : сборник статей. — М. :

Инсан, 2008, с. 48.

3 Пехота вермахта. Справочник. — Рига : Торнадо, 1997, ч. 1.

штампы наших боевых донесений, в кото -рых иногда фигурировали «автоматчики»1. Что касается использования ходовых ма -кетов танков и боевой техники герман ской армии, то здесь ситуация меняется. В основном используется техника из фондов Мосфильма. Это изготовленные на шасси танков Т - 44 подобия германских Р? IV, а также копии Р? VI «Тигр», изготовлен -ные Львовским ремонтно - механическим заводом для участия в съемках киноэпо -пеи «Освобождение» в количестве 10 ед. на шасси танков Т - 54. Германские бро -нетранспортеры Sd. 250 в фильмах «играют» чешские бронетранспортеры ОТ- 810. В фильмах, снятых за последние 3 года, используются ходовые макеты, выполненные с большей достоверно стью. Так, в фильме «Днепровский рубеж» (2009, режиссер Денис Скворцов, автор сценария Алексей Дударев) ходовые ма -кеты Р? III выполнены на шасси БМП -1 с высокой степенью достоверности. Эти же ходовые макеты использовались на съемках «Брестской крепости» (2010, ре -жиссер Александр Котт, авторы сцена -рия Владимир Еремин, Алексей Дударев, Екатерина Тирдатова). В фильме «Свои» (2004, режиссер Дмитрий Месхиев, автор сценария В. Черных) впервые в россий ском кинематографе использованы не ходовые макеты, а реконструированные подлинные образцы германской броне техники. Это были восстановленные в танковом музее Кубинка при испытатель ном полигоне танки Р? IV и Pz 38(1).

Наряду с этим присутствует в совре -менном кино вопиющая безграмотность в изображении германской бронетехники. Так, в фильме «На безымянной высоте» (2004, режиссер Вячеслав Никифоров, автор сценария Юрий Черняков) для участия в съемках были изготовлены со вершенно фантастические танки на шасси современных Т - 72. Удивляет, почему при серьезном продюсировании (К. Эрнст и канал ОРТ) и значительном финансиро -вании тратили средства на этих «урод цев»? Дешевле и убедительней в плане достоверности было использовать танки с Мосфильма. Достоверных изображений авиатехники врага в виде реконструкций или натурных макетов в современном кинематографе нет. Выход из положения

1 См. журнал боевых действий 95 -й стрелковой дивизии // Центральный архив Министерства обороны РФ, ф. 95 гв. сд, оп. 1, д. 25, л. 107.

режиссерам видится, в лучшем случае, в применении компьютерной графики. Так, впервые германские самолеты (Ю - 88) до -стоверно изображены в фильме «Конвой «PQ -17» (2004, режиссер Александр Котт, автор сценария Владимир Вардунас).

Что же касается отображения уставных отношений в германской армии, то об щим штампом как в советских, так и в со -временных российских фильмах является отдание всеми военнослужащими нацист ского приветствия. Причем отдание обыч ного воинского приветствия в виде под несения ладони правой руки к козырьку фуражки, кепи или каски используется совершенно бессистемно и часто вопреки уставу. В германской армии, как и в совет ской, военнослужащие при оружии при ветствуют старших по званию, встав по стойке «смирно». Нацистское приветствие в виде поднятия вперед - вверх правой руки под углом 45° осуществлялось только в СС или по отношению к военнослужащим войск СС, а также к руководителям НСДАП и рейхсканцлеру. В Вермахте ис -пользовалось традиционное воинское при -ветствие. Нацистское приветствие введено как обязательное в Вермахте, Люфтваффе и Кригсмарине 23 июля 1944 г.

Отображение тактики действия гер манских пехотных и танковых частей осталось на уровне советского кино. Во всех фильмах германские танки атакуют исключительно фронтально, без совер шения маневров, ведя огонь на ходу. При этом они действуют часто в отрыве от пехоты и практически всегда в один эше лон. Это объясняется традиционными художественными штампами, пришед шими из военных мемуаров: «германские танки рвались вперед», «шли напролом»2 и пр. Отсюда и в кино стремятся показать атакующую массу вражеских танков3. Хотя такая тактика была свойственна в большей степени нашим танковым частям. Германские танки не стреми лись ворваться на позиции пехоты, где становились легко уязвимыми. Огонь они вели обычно с коротких остановок. Координацию боя осуществлял командир

2 См. фонды Государственного военноисторического музея- заповедника «Прохоровское поле», а также воспоминания Н.Д. Михайлова, книгу воспоминаний ветеранов 9 й гвардейской воздушно-десантной дивизии, воспоминания О.М. Малюкова.

3 См.: Меллентин Ф. Бронированный кулак вермахта. — Смоленск: Русич, 1999, с. 344.

подразделения или части при взаимодей -ствии с артиллерией и авиацией. Следует напомнить, что все германские танки были радиофицированы, а специальные командирские машины были оснащены дополнительными радиостанциями для постоянной связи с командованием ди визии и даже корпуса, и у них была воз -можность самостоятельно, без доклада прямому начальству вызывать поддержку авиации и артиллерии приданных ча стей1. Для сравнения, на наших танках передающие радиостанции имелись только на машинах командиров рот, ба тальонов. На остальных танках или вовсе не было радиостанции, или стояли только приемники, без возможности обратной связи. Проблема оснащения всех танков приемо передающими радиостанциями была решена только к середине 1944 г.2

Поражение вражеских танков также представляется стереотипно: куда бы ни «попал» снаряд — за башней танка вспы -хивает заранее приготовленная ветошь,

1 Карель П. Восточный фронт. Кн. 2. Выжженная земля. — М., 2003, с. 167; Jentz T.L. Panzertruppen. The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force 1933—1942. - Atglen, PA : Schiffer Publishing Ltd., 1996, p. 154157.

2 Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937-1943. — М. : Яуза, 2006, с. 280.

а при подрыве гранатой танк гаранти -рованно выводится из строя. Смотрится эффектно, но — неправда! При этом не учитывается, что подбить танк из орудия или из противотанкового ружья очень не просто, а с первого выстрела — большая редкость.

Таким образом, несмотря на обилие справочной и мемуарной литературы, пу бликаций архивных документов, режис серы и сценаристы продолжают плодить мифологемы, штампы и стереотипы.

Несомненно, что одной из главных при -чин такого положения дел является не требовательность и безразличие зрителя к достоверному изображению на экране событий Великой Отечественной войны. При этом интерес к германской армии, ее истории и вооружению очень велик. Достаточно оценить ассортимент книж ных магазинов: книг по германской ар -мии достаточное число, даже более чем. Граждане, из налогов которых формиру ются бюджеты многих фильмов о минув шей войне, имеют серьезные основания требовать соблюдения исторической до стоверности в художественном кино. И одной из форм подобных требований яв ляется аргументированная критика исто рической достоверности художествен ных фильмов о Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.