Научная статья на тему 'Историческая характеристика формирования Нескучного сада'

Историческая характеристика формирования Нескучного сада Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
731
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая характеристика формирования Нескучного сада»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ

НЕСКУЧНОГО САДА

Е.А. СЕМЕНОВА-ПРОЗОРОВСКАЯ, выпускница МЛТИ, руководитель мастерской ландшафтного проектирования МНИИП

Садово-парковое искусство, как и любой вид искусства, отражает культурные и социальные потребности общества.

Возникновение усадебных парков в Россия относится к 60-м гг. XVII в. До этого времени усадьба служила утилитарным целям, а художественным акцентом, удовлетворяющим эстетические потребности, служили церковные здания. Только в конце XVII в. в царских поместьях начинают возводиться дворцы с затейливым архитектурным убранством.

Утилитарная усадьба представляла собой, как правило, замкнутый огороженный двор, по периметру которого располагались необходимые службы. Композиция такой усадьбы носит средневековый, феодальный замкнутый характер - изоляция внутреннего

пространства с открывающимися внутрь помещениями.

Развитие связей с зарубежными странами и активизация светской жизни потребовали изменения характера использования и, соответственно, планировки усадьбы.

Приемы послов, светские потехи, т.е. развлекательные занятия - от охоты до театральных действий - обусловили появление Воробьевского дворца на бровке Воробьевых гор, а напротив него в Лужниках увеселительной усадьбы Б.П. Шереметьева, появление садов и птичьих вольеров в Измайлове, использовавшихся для прогулок.

Вслед за изменением царских усадеб начинают преобразовываться или заново строиться парки в усадьбах русской знати.

Усадьбы двух типов - старой формации затянутые, утилитарные (владельцы Сериков, Походяшин) и новой формации с регулярными геометрическими композициями парка и здания, расположенными в глубине участка (владельцы генерал-прокурор князь

Н.Ю. Трубецкой и князья Голицины), хорошо виден на плане 1768 г. Горихвостова.

Со времени возникновения этих усадеб и начинается история пока еще будущего Нескучного сада, который формировался в течение почти двух веков.

Высокий берег реки Москвы, разрезанный оврагами, поросший лесом, с рощами и лугами, великолепными видами, открывавшимися на город и окрестные монастыри, был идеальным местом для устройства загородных усадеб знати и богатого купечества. Они примыкали к Калужской дороге, древнему торговому и военному пути, близ которого на Воробьевских (Ленинских) горах располагалась царская вотчина село Воробьево.

Владельцем самой южной усадьбы был князь Никита Юрьевич Трубецкой (1700-1767 гг.). Создателем его усадьбы, называвшейся сначала «Нескучный загородный дом», был один из самых талантливых русских архитекторов Дмитрий Васильевич Ухтомский, возглавлявший школу Московских архитекторов.

Усадьба, решенная в стиле «регулярности порядка и симметрии», однако, как и большинство русских регулярных парков, не следовала абсолютному регулярному построению.

Ухтомский умело использовал характер рельефа, фон лесного массива Андреевского оврага, вписав в них парадную часть парка и объединив в одно целое.

Сохранившиеся чертежи усадьбы, ее зданий, скульптур, «перспективный вид усадьбы», выполненный П. Никитиным [I], дают полное представление об ее планировке. Соотнесенная с более поздних планами [II, III], а также натурными обследованиями планировка точно вписывается в современный геодезический план.

Барский дом, решенный в стиле елизаветинского барокко, был отнесен вглубь

территории. Ориентированная на него основная ось парка продолжалась за домом и «стреляла» на купола расположенного за рекой Новодевичьего монастыря.

Сравнительно короткие перпендикулярные и параллельные главной аллее дорожки образовывали систему вытянутых прямоугольных боскетов, обрамленных стенами стриженных лип, на фоне которых располагались ряды деревьев с кронами, сформированными в виде шаров и сфер. Внутри боскетов были высажены ряды плодовых деревьев, дань традиционному утилитарному использованию усадьбы. Ближе к Андреевскому оврагу располагалась малая ось, на которую были нанизаны боскеты «лабиринты» и боскеты, пересеченные диагональными огибными аллеями-берсо, выходы из них завершались скульптурами, а короткие аллеи, кончавшиеся у соседней усадьбы, выходили на трельяжи и ниши-обманки с нарисованными на них пейзажами, зрительно продолжавшими вдаль перспективы парка. На ограниченных отрогами Андреевского оврага живописных участках располагались парковые и хозяйственные постройки - гостевой дом со своим партером и двором, птичник, дом уединения -Эрмитаж, за главным домом на склонах берега реки Москвы были построены галлерея и оранжерея, служившая, по-видимому, и зимним садом.

Регулярный парадный парк, украшенный скульптурами, вазами, декоративной оградой и панно, связывался великолепным деревянным мостом с живописными рощами на другом берегу Андреевского оврага. Мост высотой в пять сажен (10,66 метра) опирался на 6 деревянных устоев и как бы парил в воздухе, на его концах были деревянные беседки.

По дну оврага протекал ручей, впадавший в пруд, отделенный от Москвы-реки дамбой. В верховьях оврага располагался огороженный деревянной стеной зверинец.

Все усадебные строения, кроме круглой беседки у оврага, были деревянными. Беседка (Охотничий домик) сохранилась до настоящего времени.

Л

<

ч

в

а.

•ч

в

V

л

Ж

О!

I

Ч

О

В конце XVIII в. Трубецкие продали свое имение, в 1804 г. его владельцем был надворный советник Василий Николаевич Зубов.

Для содержания в порядке регулярного парка-шпалер, берсо, кронированных деревьев требуются огромные средства, парк, лишенный систематического ухода, разросся и одичал. Деревянные строения обветшали, часть их была снесена, часть перестроена. «Августа 8 в ночи в Нескучном саду находящаяся в аллее деревянная с колоннами беседка, под которой был каменный со сводами подвал, в коем от ветхости свод и поперечная стена упали, от чего в месте оном и беседка, которая была основана на оном своде и стенах также упала в ров; почему необходимо нужно от безобразия оную беседку разобрать».

Территория парка была открыта для посещений и стала любимым местом отдыха москвичей низших сословий, здесь устраивались гуляния, пикники. В 1804 г. отсюда поднимались воздушные шары.

Пожар 1812 г. не затронул усадеб, стоявших вдоль Калужского тракта.

В 20-х гг. XIX в. владельцем Нескучного становится князь Л.А. Шаховской, чье имение было и по другую сторону улицы. При нем «сад принял уже совершенно другой вид: дорожки были вычищены, знаменитый мост, соединяющий обе части сада... исправлен, укреплен и сделан безопасным». Теперь здесь гуляют и представители высшего общества.

В это время в Нескучном саду доктором Рейсом был открыт источник «минеральных целительных вод» и Шаховской пытался устроить у себя в саду лечебницу с ванными, открыть колодец с минеральной водой, но эта затея не получила популярности у московской публики (как впрочем и вторая попытка, предпринятая В.П. Хоботовым в 1887 г.).

В 1826 г. Шаховской продает Нескучный сад дворцовой управе для императора Николая I, пожелавшего иметь в Москве усадьбу для своей жены императрицы Александры.

В 1830 г. в Нескучном саду был построен сразу ставший очень популярным у москвичей зеленый театр. Театр вмещал 1500 зрителей, сценой его служила лужайка, кулисами - деревья и кустарники.

В описании «театру и вещам к оному принадлежащему» перечисляется: 1. Летний деревянный театр непокрытый, длиной на тридцати пяти саженях, шириною: в переднем на девятнадцати, в задних концах по двадцати одной саженях, обшитый узким тесом, выкрашенный белой и дикой красками на клею.

Внутри сего театра, деревянных: 2. Лестниц девятнадцать. 3. Козлов семнадцать. 4. Кулисных кареток две. 5. Стремянок три. 6. Столов в уборных из теса три. 7. Скамеек в уборных тринадцать. 8. Пульпит-ров двенадцать. 9. Скамеек с номерами 16 рядов. 10. Бревен три. 11. Гора из волшебной флейты одна. 12. Площадка одна. 13. Маскарадных щитов из досок десять. 14. Щитов из тесу от штатного щита пятнадцать. 15. Накатнику три. 16. Щитов на сходах шесть. 17. Линейка живописная одна. 18. Скамеек в оркестре одиннадцать. 19. Скамеек вверху с номерами семь рядов. 20. Ушатов четыре. 21. Ведра два.

Из описания театра выступавшей в нем певицы и актрисы госпожи Зонтаг -«стоя на чрезвычайном возвышении пред изгибающейся Москвой рекой, за которой располагается прелестная долина с Девичьим монастырем, увенчанная Воробьевыми горами»... «немного видала подобных мест». А.Я. Булгаков - из письма к брату «местоположение прелестное, ... сцена обширная, сделана из натуральной зелени и деревьев, один ряд лож, партер, а над ложами раек». Спектакли давались два раза в неделю. Здесь играли М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, Д.Ж. Ленский и другие знаменитые русские актеры.

После спектаклей устраивались фейерверки и гуляния. Театр посещал весь литературный цвет Москвы. Театр просуществовал до 1835 г.

К усадьбе Трубецких примыкало родовое поместье князей Голициных. В опи-

сываемыи период оно принадлежало княгине Н.П. Голициной, урожденной Чернышовой.

К сожалению, пока не удалось обнаружить документы и описания, по которым можно было бы точно восстановить планировку и застройку участка; в известной нам литературе это владение не описано. Судить о нем мы можем только по имеющимся планам.

Можно сказать, что въезд во владение был расположен в центре усадьбы со стороны Калужской улицы и проходил по широкой аллее, обсаженной липами, параллельно ей справа и слева существовали еще четыре липовые аллеи - две справа и две слева. Пересекали их на равном друг от друга расстоянии три перпендикулярные аллеи; в результате образовывались прямоугольники, которые под углом пересекались липовыми аллеями. Главная аллея выходила к дому, который представлял собой два флигеля «_1» образной формы, В этом месте кончалась традиционно-регулярная планировка парка, за домом начинался спуск к реке, земляная извилистая тропинка; такой же спуск вел от второй южной аллеи. Площадь этой дачи составляла 26042 кв. сажени (примерно II га). Из ее истории известно, что она принадлежала Н.П. Голициной, княгине, которую Пушкин вывел в «Пиковой даме». Княгиня обладала крутым и своевольным нравом, благодаря чему воссоединение Нескучного сада задергалось почти на 20 лет. Я.П. Голицина никак не желала продавать свою дачу, даже царю и ни за какие деньги.

Связь между Нескучным и Александ-ринским садом, приобретенным дворцовым ведомством в 1832 г., осуществлялась по Калужской улице г «езжалой дороге» вдоль Москвы-реки, чо следует из переписки дворцовой конуры с Д.З. Голициным «... сего весною Д'Я соединения Нескучного сада с садом /лександринского летнего дворца устроит» через бичевник, идущий вдоль давдг Вашего Сиятельства, езжалую дорогу, к чему от Дворцовой конторы приступлено

будет без малейшего промедления времени ...так как ныне существующий бичевник при упомянутой даче Вашего Сиятельства не имеет узаконенной 10-ти саженной ширины, то позволить от берега Москвы-реки отмерить бичевник в 10 сажен и между сим пространством провести ту езжалую дорогу, ибо если проводить оную по теперешнему пространству, то придется устраивать ее на топком месте, что кроме неудобства вовлечет контору в излишние издержки. ... для устройства дороги дозволить брать от подошвы горы, находящейся в даче Вашего Сиятельства и прилегающей к реке Москве землю, с тем, что места, где будет брата земля, спланируются за счет Дворцовой конторы и приведется в благоприятный вид..., на тех местах, где будет брата земля как устройств, так и растений никаких не имеется».

В ответе князя Д.В. Голицина «... на предполагаемые Вами распоряжения в моей даче для устройства из Нескучного сада в сад Александринского летнего Дворца я согласен».

При строительстве дороги через насыпь потребовалось проложить чугунные трубы для регулирования стока воды. Для устройства дороги было отпущено 18 тыс. рублей. Из рапорта садовника Пельцеля о потребности в материалах и людях - 40 человек - 5 месяцев и 3 младших садовника для надзора. Щебень 160 куб. сажень, цементу 5 куб. сажень, мусору белого сеяного 10 куб. сажень. Дерну для стенки по обоим оторопел дороги и косогору у плотины по 8 вершков в квадрате и 1 вершок толщиною - 100 000 шт. Дерновой иловатой земли для подсыпки под дерн 20 куб. сажень.

Усадьба Голициных была приобретена Дворцовым ведомством в 1843 г., в описании участка значится:

«... на оной земле состоит:

В произрастании -липовых 2301 - посохших

дерев толщиною 35 дер.

в пне от - березовых 215 » 15 дер.

3-х до 12 - кленовых 60 » 25 дер.

вершков Итого 2576 » 75 дер.

План, составленный на основании тригонометрической сети по съемке и нивелировке города 1794-77 гг. межевыми инженерами Н.Н. Смирновым и Д.П. Рашковым

1-е - каменное одноэтажное в фигуре глаголя, крытое тесом имеющее длину 31 аршин, ширину 10 аршин.

2-е - деревянное одноэтажное крытое тесом длиною 17-ти, шириною на 8 1/2 аршинах...

Нежилые строения:

3-е - деревянный бревенчатый сарай с конюшнями.

4-е - погреб каменный крытый изредка на один скат.

К оной земле принадлежит один досчатый забор с лицевой стороны Калужской улицы, который находится в прочном виде, и при нем вороты на трех железных петлях...

Все описанные строения по совершенной ветхости своей к жительству не способны.»

Наиболее интересной по своей истории является третья составная часть Нескучного сада - владение Ф.Г. Орлова. Она сформировалась из трех соседних участков: дачи Походяшиных, владения фабриканта Серикова и участка А.П. Демидова. Два первых до приобретения их Ф. Орловым не представляли собой никакого интереса с точки зрения садово-паркового искусства. Усадьба же Прокофия Акинфьевича Демидова известна с 50-х гг. XVIII в.

Имение это сначала принадлежало княгине Куракиной, затем княгине Репниной, которая в 1754 г. продала землю жене Демидовой Матрене Антиповне. На участке был построен большой каменный дом, который датируется 1756 г. Примерно в это же

время на участке был заведен первый в России ботанический сад. Начав с фруктового сада и цветников, Демидов так пристрастился к коллекционированию растений, что через несколько лет вырастил у себя лучшие образцы русской и всемирной флоры. Об устройстве этого сада есть свидетельство очевидца - академика Палласа, внимательно изучившего сад Демидова и его растительность. Приводим это описание полностью.

«Сей сад заведен с преогромным домом около 1756 г. Берег реки был тогда совсем неудобен для заведения сада, но 700 человек 2 года разравнивали холм, относя землю к берегу, дабы сад получил правильную форму амфитеатра. После чего владетель определил его сперва для плодов, а потом для одной ботаники и построил в нем множество разных каменных оранжерей. Сей сад идет от двора к Москве-реке уступами разной ширины и высоты, но длинною везде в 35 сажень (207 метров); самая верхняя площадка отделяется от двора прекрасной железной решеткой, имеет около 10 сажень в ширину. С правой стороны находятся гряды для луковиц и как бы зверинец для кроликов, кои здесь и зиму сносят на открытом воздухе; а с левой стены каменные, к полудню обращенные для защищения пло-

довитых нежных дерев от погоды и парник для ананасов. С сего уступа ведет сход, состоящий из 17 ступеней железными плитами так как и во всем саду выложенных, ко второй площадке сада, имеющей в ширину более 10 сажень, на ней находятся гряды, насаженные кустарниками и растениями годовыми и переннисами в грунте или в горшочках сидящими; с левой стороны находятся гряды, стеною каменной обведенные, для плодовитых деревьев, а с правой стороны -две оранжереи, параллельно одна к другой, простирающиеся на 40 сажень каждая в длину, из кирпича построенные, из коих одна определена для винограду, а другая весною для ращения семян, а зимою для содержания растений переннисов. Второй сход ведет к третьей площадке сада пространнейший, нежели первый две, коей противоположную или дальнюю сторону занимают две оранжереи, шириною во весь сад, а на ближней стороне половину пространства занимает оранжерея, определенная для пальм сочных растений и дерев из теплых стран. За сею следует четвертая площадка, во всем предыдущим подобная и с обеих сторон оной находятся зимние оранжереи. Наконец, следует пятая площадка сада, самая пространнейшая и простирающаяся до самого берега Москвы-реки и составляет отчасти нижнюю самую площадь саду, оранжереями затыкающуюся, на ней находятся также большой пруд и птичник, деревьями обсаженными, где редкие иностранные птицы, из роду кур и уток содержаться, а прежде сего многие другие редкие животные находились из Англии и Голландии».

Академик Паллас оставил нам полное описание флоры ботанического сада Демидова и дикорастущей на всей территории владения. Будучи в восторге от сада, он оставил пожелание, чтобы сад «пребыл вечно в своем совершенстве и красоте... и послужил бы к распространению ботаники в России».

П.А. Демидов писал своим детям (6.03.1764 г.) «Да при сем посылаю семян вам три сорта - гераниум аррикана, да ирис кури-озный... понеже оного цветы хороши и кури-озны».

Проблемы проектирования и строительства во времена Демидова тоже были непросты. Из письма Демидова: «Я без шутки спятился. Поговори с Иваном Ивановичем дабы на место мое прислан какой архитектор. Здесь архитекторов очень мало; которые есть все у дел. Вот сколько сенат безрассудно учинил, что архитекторскую науку бросил; а государь с каким же прилежанием обучал и заводил. Бывало найдешь, а ныне негде взять. Бланк отолстел, да и одряхлел: найму получает 5000 руб. в год; Баженов амбициозен; хорош, да черта в нем: целуй, лижи, улашивай как в бане пар...».

После смерти Демидова его владение и соседнее владение фабриканта Серикова приобретает княгиня Елена Никитична Вяземская. При ней начали приходить в запустение оранжереи, были внесены некоторые изменения в архитектуру дома.

В том же 1786 г. соседнее владение Походяшиных покупает граф Ф.Г. Орлов. На этой территории им были построены сохранившиеся до нашего времени парковые постройки - Летний и Банный домики. Предположительно их можно датировать годами между 1786 и 1796. Это очень любопытные памятники, о них стоит сказать подробнее.

На высоком берегу Москвы-реки стоит небольшой Летний домик, одна из тех очаровательных игрушек, которыми украшались парки старых усадеб. Он построен в итальянском стиле с балконами и фронтонами на коринфских колоннах, во всем здании чувствуется стройность форм, воздушность и пропорциональность частей. Весь домик в стеклянных дверях и больших окнах; три стеклянные двери ведут на нижний балкон, к чугунным вазам, в которых цвели цветы.

В классическом стиле построен и второй павильон - Банный домик или Ванна. Расположен он на берегу пруда, искусственно вырытого и обложенного по дну и берегам камнем. В пруду была разведена рыба, которую кормили по звонку. Уютный павильон с белыми колоннами, с куполом и удивительно красивыми окнами очень изящно смотрелся на фоне темно-зеленых пихт и кедров, росших по склонам оврага.

- к.

ПА*Н Д*.ДИ*06СКОГО СЦ.К

А - ДОН госодскмй КЫЖМММ Б - Смм м «шоты* интиме Ь-ГОГОА№Л С «ОРОТИПЦ ЧЧГЧИНЫИЦ Г - ДЛО?

А- ЧСТЧШ ЧЧГ¥ЦКМЕ.

Е. - КОСОГОРЫ ЬЫЮХЕНИЫЕ. А^НОН А- 0РМ1К.Е.«ЕМ КАПЄ.НН»®.

5 - (НОА-ОвИЕ. ЛЕРЕЪЬД 2> - ГРЯЦчЦ С РАСТЕНИЯМ

и - пруа аля ти^

к- РЕКА ,ЛОСЛСЬ,4 Л- куртинм

Ф.Г. Орлов, решив расширить свое владение, покупает землю у княгини Вяземской в 1793 г., объединив таким образом в одних руках владения Демидова, Серикова и Походяшина. Через три года после этого Ф.Г. Орлов умирает, наследницей становится его племянница, дочь А.Г. Орлова-Чесменского А.А. Орлова-Чесменская. Фактически же распоряжался владением А.Г. Орлов. Следуя своему буйному и безудержному нраву, склонному к веселью и развлечениям, А.Г. Орлов превратил свой участок в парк, снабженный различными затеями. Нечего и говорить, что его тоже не интересовала ботаника, и он не придавал большого значения постройкам П. А. Демидова. Орлов снес несколько оранжерей, часть из них использовал под служебные помещения. На участке Орловым был возведен ряд уютных павильонов, уединенных беседок, причудливых гротов, горбатых мостиков, обитых березовой корой, Китайский мост, Египетская беседка.

В парке устраивается искусственный овраг с перекинутыми через него тремя мостиками, обыгрывается и «долепли-вается» микрорельеф, насыпается холм над гротом, нормируются склоны оврагов,

приобретая плавные, скругленные очертания. Через «сухие овраги» перебрасываются мостики. Формируются куртины и поляны.

После смерти А.Г. Орлова его дочь, и ранее склонная к религиозности, совсем уходит в религию, почти не интересуется светом и потому ее владение, именуемое теперь Райским домом, снова приходит в упадок.

В ноябре 1831 г. усадьбу приобретает Дворцовое ведомство для императорской семьи и она получает название в честь императрицы Александринский дворец и Алек-сандринский сад.

В рапортах и материалах дворцовой конторы, несмотря на общую принадлежность, участки парка называются «Нескучным садом» и «Александринским садом».

В архиве дворцовой конторы сохранилось описание зданий и сооружений, приобретенных у графини Орловой за подписями архитекторов Мироновского, Томанско-го, Тюрина.

Далее имеется опись строений, принятых тит. советником Гурьяновым в августе 1832 г., где парковые строения описаны более детально.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мост каменный о трех арках, соединяющий двор через овраг длиной с откосами 24 сажен, шириной 5 сажен, 4 вершка по ним с каменными тумбами и железными решетками.

Мост малый каменный об одной арке, соединяющий сад, длиною 12 сажен 2 аршина 4 вершка, шириною 5 аршин, на оном турецкая беседка деревянная, крыта железом.

Домик у пруда каменный ветхий со сходом дикого камня к пруду.

Беседка деревянная ветхая бересча-тая, на каменном фундаменте, внутри оштукатурена, а снаружи обшита тесом, длиною и шириною на 12 аршин, крыта железом.

Беседка Египетская деревянная, ветхая на каменном фундаменте, длиною 10 сажен, шириною 6,5 аршин, внутри оштукатурена, а снаружи обшита тесом, покрыта железом.

Проходной грот с каменным сводом на длине 18 аршин, шириною 4 аршина 13 вершков, убранный снаружи ноздреватым камнем, а на оном деревянная беседка ветхая бересчатая, внутри оштукатурена, а снаружи обшита тесом, крыта железом.

Над колодцем в ограде английского сада выгород беседки с куполом деревянное ветхое строение на каменном фундаменте, обшито тесом, крыто железом, квадратное 7 аршин.»

Со времени покупки усадьбы Орлова

- 1831 г. и до 1862 г. за парком надзирал и руководил работами в нем инспектор садов и оранжерей Московской дворцовой конторы Пельцель и смотритель Гурьянов. В парке велись ремонтные работы, восстанавливались и ремонтировались парковые павильоны, разбирались ветхие, отслужившие строения.

«Купцом Никанором Матвеевым... произведена... около Александринского сада земляная насыпь около чугунной решетки со стороны Москвы реки с укладкою казенными осколками дикого камня во всю дистанцию берега от Гротескового моста до Ти-товского проулка» ... «из собственных его материалов сделана железная решетка около пруда в Александринском саду на сорока

трех погонных саженях по объявленному рисунку с должным укреплением».

«... произведена... набивка крупных свай для укрепления остальной части прудовых берегов в Александринском саду» [XXV].

«...Владимирским купцом Никанором Матвеевым и Елизаром Николаевым устроена в Нескучном саду при существующей каменной беседке терраса со сходами, решетками, скамейками и прочим».

«...сего года (1835) августа 12 дня... разобрана вольными рабочими в Нескучном езду ветхая каменная небольшая кухня...»

Ремонтировались аллеи, формировались группы и куртины [XXVIII].

«Реестр матерьялов потребных для Александринских оранжерей и сада (1842 г.).

Разных дерев для посадки по крупности: Лип вышиною 5 аршин (3,57 м), толщиною вокруг 2 1/2 вершка (11,12 см); Рябин вышиною 5 аршин толщиной вокруг 2 1/2 вершка; Клену вышиною 5 аршин толщиною вокруг 2 1/2 вершка.

Кондиции на поставку разных ма-терьялов, дерну и дерев...

1. Потребное количество матерьялов как то: хрящеватый песок крупный, глину, мусор белый сеяный, цемент, песок красный и черную огородную землю...

2. Дерн по 8 вершков в квадрат и 1 вершок толщиною, свежий зеленый и без моху...

3. Деревья как то: липы, клен, рябины

- подрядившийся обязан доставить надлежащей меры с прямыми штамбами и здоровыми кореньями, поставку же оных кончить к 1 числу мая непременно».

«получено лип триста, рябин двести и клену сто».

«... для поддержания Нескучного сада и дорог дерну по восьми вершков в квадрат и одного вершка толщиною двенадцать тысяч шестьсот - каковой по приемке и записан...»

«лип вышиною 5 аршин, толщиною вокруг штамба 3 вершка для подсадки по куртинам.

рябины вышиною 5 аршин, толщиною 2 1/2 вершка вокруг штамба для того же.

клену таковой же меры для того же» (1844 г.).

«лип вышиною 5 аршин толщиною вокруг штамба 4 вершка для подсадки по проспекту» (1845 г.).

Ведется работа по выращиванию и посадочного материала (тополь сибирский для Петергофа) и оранжерейные растения в померанцевой и цветочной оранжереях.

«сим оной конторе честь имею донести, что для Александринских оранжерей необходимо нужны некоторые ботанические растения - а именно: камелий махровых штамбовых четыре, камелий махровых разных сортов сто, и Азалии индика разных сортов двадцать; на выписку каковых растений из города Дрездена от торгующего садовника Зайдель...».

Требуемые растения были получены, о чем свидетельствует реестр с перечислением всех сортов камелий и азалий.

Из переписки садовника Пельцеля следует, что в оранжереях росли лавры в кадках (которые вероятно летом выносились в парк), померанцы, миндаль (прунус лауро-церазус), «за ненадобностью и теснотою» продаются 190 крупных грушевых деревьев, пинус ланцефолия, рододендрон арборецеум разных сортов, бананы 4-х сортов и т.д., последний номер по описи - 344.

Сведений о прокладке новых дорог, перепланировке парка в архивах дворцовой конторы нет, как нет никаких указаний о выполнении «Плана соединения Александ-ринского и Нескучного садов, прожектиро-ванный садовником Финтельманом», сменившим ушедшего в 1862 г. в отставку Пельцеля.

По этому проекту уничтожался пруд с Ванным домиком, менялась на трехлучевую систему планировка бывшей усадьбы Голициных, воздвигалось множество беседок, устраивались «руины».

Однако, план конца XIX в. практически идентичен планам Тюрина и Мироновского (30-е гг. XIX в.).

В конце XIX в. Нескучное с Алексан-дринским дворцом стало летней резиденцией великого князя и московского генерал-губернатора С. А. Романова, парк был закрыт для публики и стал постепенно зарастать.

На плане этого времени часть дорожек закрашена зеленым цветом.

После Октябрьской революции в 1923 г. на месте свалки, примыкавшей с севера к парку Голицинской больницы и Нескучному саду, была устроена первая Всероссийская сельскохозяйственная выставка, на основе которой в 1928 г. был создал первый в стране парк культуры и отдыха, в состав которого в качестве зоны отдыха, вошел Нескучный сад.

В 1935 г. на террасах бывшего ботанического сада Демидова за три месяца был построен Зеленый театр.

По территории Нескучного сада были проложены дорожки-связки, которые в 50-е гг. были обсажены рядовыми посадками лип.

В 1947 г. на месте, где были когда-то дома усадьбы Голициной, был воздвигнут памятник в честь 800-летия Москвы, с современным оформлением примыкающего к нему участка!

Список литературы и основных архивных материалов

1. Александров Л.П. Прошлое Нескучного сада. - М.: 1923.

2. Александров Л.П. Нескучный сад и его растительность. - М.: 1923.

3. Шамурин Ю. Подмосковные. Кн. 2. - М.: 1914.

4. Родионов С.К. Нескучное. - М.: - 1923.

5. Любецкий С.М. Окрестности Москвы. -М.: 1882.

6. Русский архив. 1873 г. - Т. 2. - № 12. -1901.

7. Голицын Н.Н. Род князей Голицыных (материалы родословной) - СПБ.: 1892.

8. Рабкина Н.А. Исторический прототип «Пиковой дамы» // Вопросы истории. -1968.-№ 1.

9. Забелин И. Опыты изучения русских Древностей и истории. Т. 2. - М.: 1873.

10. Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского. -М.: 1831.

11. Архитектура СССР. - Журнал № 6. -1936.

12. Картавцов А. Усадьбы Московской губернии. Опыт библиографического указателя-М.; 1984.

13. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы. - М.: 1969.

14. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. - М.: 1988.

15. Ильинская Н.И. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. - Л.: 1984.

16. Агальцова В.А. Сохранение мемориальных парков. - М.: 1980.

17. Агальцова В.А. Горки Ленинские. - М.: 1987.

18. Лихачев Д.С. Поэзия садов. - Л.: 1982.

19. Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. - Л.: 1963.

20. Курбатов В.Я. Сады и парки. - Л.: 1963.

21. Киприн В., Шляпынкова Г. Нескучный сад // Москва. -1989 - № 1.

Музей архитектуры им. Шусева

1. Альбом Ухтомского Р-1 178/5 - 178/35.

2. Кол. V негативы - 14737, 12243 (планы).

Архив Управления гос. контроля и использования памятников архитектуры г. Москвы

1. Фехнер М. Историческая справка по усадьбе «Нескучное». 1964., 1-17-1.

2. Усадьба «Нескучное». Генпланы 1945— 1967 гг. 1-17-3.

3. Апель Е.А. Заключение по обследованию усадьбы «Нескучное». 1953, 1-17-2.

ЦГАДА

1. Московская дворцовая контора фонд 1239 описи № 4, 5, 9, 10, 12, 18, 20, 21, 57, 60, 63, 74, 98, 112, 120 (выписано и проанализировано 48 дел).

2. Реестр описей фондов межевых учреждений. Фонд 1354. Московские дела.

3. Москва фонд 1294.

4. Московская губерния фонд 1320.

ЦГИА

1. Московская управа благочиния фонд 105.

2. Серпуховская часть фонд 1266.

3. Московское губернское управление фонд 54.

4. Московская межевая канцелярия фонд

18.

5. Московская губернская чертежная канцелярия фонд 210.

6. Фонд 105 опись 7 Именной указатель Голицыны (просмотрено 104 дела).

ЦГИА (Ленинград)

1. Фонд 485 оп. 4 ед. хр. 207 (планы конца XIX века).

2. Фонд 485 оп. 4 ед. хр. 88 (план Финтель-мана).

3. Фонды 218, 482, 472, 468, 515.

Всего просмотрено 8 описей 27 дел.

ВУА

1. Фонды 417, 418 (план Москвы)

ЦГАМО

1. Фонд 4557 оп. 8 ед. хр. 82, 83 (план Нескучного сада 1929 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.