Научная статья на тему 'Историческая элитология: начало системного исследования элит и элитности рецензия на монографию П.Л. Карабущенко «Очерки истории элитологии. Том 1: Древний мир (2022 г.)»'

Историческая элитология: начало системного исследования элит и элитности рецензия на монографию П.Л. Карабущенко «Очерки истории элитологии. Том 1: Древний мир (2022 г.)» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Элитология / элита и элитность / наука / история / совершенство / великая личность / традиции / достоинство / святость / Elitology / elite and elitism / science / history / excellence / great personality / tradition / dignity / sanctity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карнеев Рафаэль Камильевич

История элитологии как системы научного знания уходит своими корнями в седую древность. Длительное время эта «системность» существовала в разобранном виде, что, впрочем, не мешало ей быть некой относительной цельностью. Дело в том, что общее стремление человека к благу и к совершенству проявлялось во всех известных нам культурах и цивилизациях, что позволяет утверждать о существующих неких общих кодах понимания элитности в духовной истории человека. При этом это стремление проявлялось не только в политике, но и в особенности в культуре (науке и искусстве). Именно анализу проявления элитности в истории и посвящена рецензируемая нами работа. Столь подробное рассмотрение античной традиции элитологической мысли необходимо для того, чтобы выявить сами истоки этой научной дисциплины, установить ее приоритетные темы и доминирующие направления. Многое было уже известно, но не в контексте элитологической дисциплины. Поэтому расстановка акцентов является одной из важнейших задач в развитии современной исторической элитологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Elitology: the Beginning of a Systematic Study of Elites and Elitism Review of P.L. Karabushchenko's Monograph "Essays on the History of Elitology. Volume 1: The Ancient World (2022)"

The history of elitology as a system of scientific knowledge has its roots in antiquity. For a long time this "systematicity" existed disassembled, which, however, did not prevent it from being a certain relative wholeness. The fact is that the common human aspiration to the good and to perfection was manifested in all known cultures and civilizations, which allows us to assert the existence of certain common codes of understanding of the elite in the human spiritual history. At the same time, this aspiration was manifested not only in politics, but especially in culture (science and art). The work under review is devoted to an analysis of the manifestation of elitism in history. Such a detailed consideration of the ancient tradition of elitological thought is necessary in order to identify the very origins of this discipline, to establish its priority themes and dominant directions. Much was already known, but not in the context of the discipline of elitology. Therefore, setting the accents is one of the most important tasks in the development of modern historical elitology.

Текст научной работы на тему «Историческая элитология: начало системного исследования элит и элитности рецензия на монографию П.Л. Карабущенко «Очерки истории элитологии. Том 1: Древний мир (2022 г.)»»

KpHTHKa h pецензнн | doi: 10.46539/elit.v4i1.154

Bonpocbi э^нто^огнн. 2023. No 2 | ISSN: 2712-8415

Historical Elitology: the Beginning of' a Systematic Study of' Elites and Elitism - Review of P.E. Karabushchenko's Monograph "Essays on the History of Elitology. V olume E The Ancient World (2022)" '

Rafael K. Karneev

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk, Russia

The history of elitology as a system of scientific knowledge has its roots in antiquity. For a long time this "systematicity" existed disassembled, which, however, did not prevent it from being a certain relative wholeness. The fact is that the common human aspiration to the good and to perfection was manifested in all known cultures and civilizations, which allows us to assert the existence of certain common codes of understanding of the elite in the human spiritual history. At the same time, this aspiration was manifested not only in politics, but especially in culture (science and art). The work under review is devoted to an analysis of the manifestation of elitism in history. Such a detailed consideration of the ancient tradition of elitological thought is necessary in order to identify the very origins of this discipline, to establish its priority themes and dominant directions. Much was already known, but not in the context of the discipline of elitology. Therefore, setting the accents is one of the most important tasks in the development of modern historical elitology.

Keywords

Elitology; elite and elitism; science; history; excellence; great personality; tradition; dignity; sanctity.

E-mail: rkarneev[at]yandex.ru

Abstract

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Issues in Elitology. 2023. No 2 | ISSN: 2712-8415 Criticism and Reviews | doi: 10.46539/elit.v4i1.154

Историческая элитология: начало системного исследования элит и элитности - рецензия на монографию IL'I. Карабущенко «Очерки истории элитологии. Том 1: Древний мир (2022 г.)»

Карнеев Рафаэль Камильевич

Брянский государственный уннверснтет имени академика И.Г. Петровского, Брянск, Россия E-mail: rkarneev[at]yandex.ru

Аннотация

История элитологии как системы научного знания уходит своими корнями в седую древность. Длительное время эта «системность» существовала в разобранном виде, что, впрочем, не мешало ей быть некой относительной цельностью. Дело в том, что общее стремление человека к благу и к совершенству проявлялось во всех известных нам культурах и цивилизациях, что позволяет утверждать о существующих неких общих кодах понимания элитности в духовной истории человека. При этом это стремление проявлялось не только в политике, но и в особенности в культуре (науке и искусстве). Именно анализу проявления элитности в истории и посвящена рецензируемая нами работа. Столь подробное рассмотрение античной традиции элитологической мысли необходимо для того, чтобы выявить сами истоки этой научной дисциплины, установить ее приоритетные темы и доминирующие направления. Многое было уже известно, но не в контексте элитологической дисциплины. Поэтому расстановка акцентов является одной из важнейших задач в развитии современной исторической элитологии.

Ключевые слова

Элитология; элита и элитность; наука; история; совершенство; великая личность; традиции; достоинство; святость.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Вопросы элитологии. 2023. No 2 | ISSN: 2712-8415 Критика и рецензии | doi: 10.46539/elit.v4i1.154

Вышедшее в 2022 г. фундаментальное исследование по истории элитологии - «Очерки истории элитологии. Том 1: Древний мир» (Карабущенко, 2022) - стало первым столь масштабным проектом в этой области общественного научного знания. Перед нами фактически своего рода «энциклопедия» элитности человеческого духа, данная в развитии (по историческому времени оно охватывает почти полторы тысячи лет). И пусть это развитие не всегда выглядит диалектически последовательным, но такова особенность самого этого процесса.

Автором используется принцип энциклопедического подхода, позволяющий увидеть проблему в ее максимальном объеме. Учитываются такие «мелочи» и фрагменты, которые сами по себе не имеют никакой видимой ценности, но включенные в эту общую палитру, служат важным уточняющим акцентом.

Обращает на себя внимание то, что автор частично раскрывает свой творческий подход, раскрывая свои методологические предпочтения. На первое место он ставит такие методы, как диалектика, герменевтика и компаративистика. Но именно специальная работа с текстом становится основой для его элитологических исследований.

«С точки зрения исторической герменевтики, всю историю элитологии нужно разделить не только на историю элитных идей и элитных людей, но и на такие логические смысловые блоки, как контекст (дух конкретной исторической эпохи), текст (непосредственно сами идеи и теории) и подтекст (тайный смысл, влияющий на дальнейший ход истории)» (Карабущенко, 2022, стр.10). Именно в режиме этого алгоритмы и следует автор, разбирая тексты содержащие следы элитологических идей.

Бросается в глаза огромный массив поднятого автором исторического материала. В поле зрения оказываются как значительные фигуры античной политики и культуры, так и второстепенные лица, факты или явления. Но сумма всего этого свидетельствует о том, что в ту эпоху человек стремился решить проблему духовного совершенства и политического господства. Именно этот массив и придает работе фундаментальность, подчеркивает ее междисциплинарный характер, что делает ее интересной не только для историков и политологов, но и для философов, культурологов и психологов. Автор постоянно пытается донести до сознания своего читателя, что элитология не сводится только к одной лишь политической элите, что это весь спектр всех профессиональных элит, сумма которых и составляет элиту конкретного исторического времени.

Мы солидарны с автором в том, что во времена Античности элитологиче-ская мысль пыталась найти свое место между мифом и логосом. «Представление об элите в античную эпоху постоянно борется за то, чтобы выйти за рамки мифа в область более предметного научно-философского знания. Если Гомер и Гесиод полностью укладываются в рамки мифа и мыслят исключительно его категориями, то классика, особенно Платон, уже изредка его

Issues in Elitology. 2023. No 2 | ISSN: 2712-8415 Criticism and Reviews | doi: 10.46539/elit.v4i1.154

использует, видя в мифе иллюстрацию своих философских идей. В мифе и эпосе элита просто восхитительна. Но чем ближе элитологическая мысль подходит к реальности, тем больше возникает вопросов, ибо обнажались ранее скрытые проблемы элитарности самой элиты или ее элитного качества. Заслуга античной интеллектуальной элиты заключается в том, что она не закрывала глаза на эти проблемы, а пыталась их решить в меру своих еще во многом скромных возможностей» (Карабущенко, 2022, стр.9).

Античность стало эпохой новаторских открытий. Многое делалось интуитивно, но делалось впервые. «Это была воистину творческая и новаторская эпоха. Многое делалось впервые и весьма основательно. Делалось с энтузиазмом и с трепетом, ибо уже тогда хватало своих и чужих критиков на головы пророков и подвижников элитного качества. Мир нуждался в учителях, и они каждый в свое в урочные времена приходили и вели за собой целые народы, морально и политически обогащая их духовное и социальное развитие. Наследники многократно повторяли и по-своему интерпретировали, то, что тогда было впервые сказано великими умами. Мы были бы другими, не будь этой седой древности» (Карабущенко, 2022, стр.701).

Энциклопедический характер настоящей работы указывает на то, что «мир идей античной элитологии обширен и разнообразен. От политики и морали до религии и эстетики идеи об элите и элитность, и, наконец, сами элитные (т.е. передовые и особо ценные) идеи - все это и еще многое другое и есть мир элитологических идей, учений и просто вольных размышлений о природе прекрасного, возвышенного и достойного, т.е. всего того важного, без чего человечество никак обойтись не может» (Карабущенко, 2022, стр.705).

Принципом научного обора материала тоже оказывается имеющий отношение к элитологии - это принцип аксиологической важности (ценности). В научной картине мира оказываются только проверенные и важные знания. Это тоже элитность, но только гносеологическая. Изучая элиту, мы должны в первую очередь анализировать природу элитности, как самого главного ее критерия. Некоторые Очерки этой работы имеют именно такое название «Элита и элитность». И здесь на первое место выходит элитология культуры, а не элитология политики.

Большое место уделяется анализу самого исторического процесса. Античные мыслители понимали историю, как процесс фиксации всего самого лучшего (великого и удивительного), что происходило в их жизни. «Главный принцип исторической элитности - достойное участие в достойном деле. Многие античные авторы именно так понимали историю, поэтому стремились фиксировать лишь только самые ценные события и лишь только самых известных (достойных) персон. Главное требование к исторической элитологии заключается в соблюдении объективной избирательности - выбираются только те события, явления и личности, которые представляют реальный интерес и имеют реальное значение для элитологии» (Карабущенко, 2022, стр.7). Поэтому именно элитность события и определяет его принадлежность к

Вопросы элитологии. 2023. No 2 | ISSN: 2712-8415 Критика и рецензии | doi: 10.46539/elit.v4i1.154

истории. Только самое важное и ценное заносилось на страницы исторических скрижалей. И П.Л. Карабущенко справедливо отмечает, что «прежде чем заниматься историей героических людей (Геродот), древние греки создали историю своих скандально известных богов (Гесиод). Опираясь на эту «небесную историю», им было легче описывать свои земные деяния. Их всегда интересовало самое уникальное, сверхъестественное, необычное, все то, что встречается крайне редко, или всего лишь раз. Обыденное и примитивное их не интересовало. Они понимали историю как коллекцию самых удивительных и важных случаев-происшествий. История для них была своего рода музеем («кунсткамерой»), полезной для приятного времяпрепровождения элиты и воспитания патриотических чувств в народе» (Карабущенко, 2022, стр.713).

Автором последовательно прослеживается развитие концепта великая личность и ее роль в истории. При этом величие конкретной личности измеряется оценкой ее качественных достижений. Особенно это важно в сфере культуры (религии и науки). Именно такие личности оказывают наивысшее влияние на портрет исторической эпохи, формируя ее интеллектуальный облик.

Особый интерес представляет собой анализ философского наследия таких выдающихся мыслителей того времени, как Платон (Карабущенко, 2022, стр.376-380), Аристотель (стр.334-337), Цицерон (стр.538-544), Сенека (стр.581590)... В их классических трудах обнаруживается немало интересных для современной элитологической науки идей, которые невозможно игнорировать.

Интерес представляет анализ творчества не совсем классических авторов античной элитологии, таких, например, как Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит, Каутилье, Плутарх. Однако, за рамками исследования остались многие китайские и индийские мыслители, которых тоже можно было бы сюда привлечь в качестве «элитологически мыслящих» авторов. Работа все-таки носит европоцентричный характер. Это одновременно и её «плюс» и её «минус». «Минус» потому, что для всей современной российской общественной науки характерен подобный однобокий подход, что ставит нас в определенную зависимость от западной научной традиции.

Отметим еще одну черту этой работы. Она посвящена великому русскому философу и исследователю античной культуры Алексею Федоровичу Лосеву. Он самый цитируемый из современных исследователей. Особое внимание вызывает его многотомный труд по «Истории античной эстетики» (Лосев, 2000). Автор неоднократно подчеркивает, что именно в ней А.Ф. Лосев уже затрагивает целый ряд элитологических проблем, разбросанных по всей «площади» истории античной культуры (Карабущенко, 2022, стр.240; 443-448). Ту оценку, которую автор дает этому философскому наследию, можно назвать, как восторг элитолога перед творчеством элитной личности: «А.Ф. Лосев стал своего рода реинкарнацией Платона в ХХ в. В нашей работе - признает сам автор этого труда, - слишком много А.Ф. Лосева. Он, действительно, повсюду.

Issues in Elitology. 2023. No 2 | ISSN: 2712-8415 Criticism and Reviews | doi: 10.46539/elit.v4i1.154

Он столь универсален, что невозможно без него обойтись при рассмотрении практически любых проблем, связанных с Античностью. Для русского антич-никоведения Алексей Федорович есть «наше все». И это не метафора и не комплимент. Это констатация самого объективного научного факта. А.Ф. Лосев является нашим проводником в мир античной культуры и философии. Он «Харон» (греч. «яркий») элитологии перевозящий нас через реку Стикс (исторического забвения) в мир ушедших духовных ценностей. Образ может не самый яркий, но, по сути, точный» (Карабущенко, 2022, стр.707).

Именно поэтому элитология культуры выходит на первый план и отодвигает на вторые позиции темы, связанные с политикой. «Культурная элита -самая яркая из всего сообщества элит того времени. Созданные ею культурные ценности (философия, наука, литература, архитектура, скульптура и т.д.) являются базовыми и по сей день. Это были на самом деле лучшие из лучших, ибо критерием оценки их профессиональной деятельности были непосредственно сами плоды их творчества. Культурная элита есть высшее постижение совершенства духа, смысл которого был ими раскрыт в акте творчества» (Карабущенко, 2022, стр.714). И тема культурной элиты становится тем самым мостиком, который соединяет культуру и религию. Современная элитология дальше этих «геркулесовых столбов» никогда еще не ходила. И новаторство рецензируемой работы как раз и состоит в том, что такие мостки были наведены.

Несколько неожиданной темой выглядит завершающая глава этой работы «Элитология патристики: IV век нашей эры» (Карабущенко, 2022, стр.672 -700). Проблема религиозной святости (как наивысшего проявления мистической элитности в человеке) редко когда рассматривается на страницах элитологи-ческой литературы. Автором весьма основательно рассматривается агиографическая традиция отцов восточной церкви (Анатолий Великий, Афанасий Великий, Василий Великий и др.), дается элитологический анализ их трудов по догматическому богословию. Религиозная элита это еще одна площадка исследования элитности в элите. «В основе любого религиозного культа всегда стоит культ личности ее создателя. Создатели новой морали стали основоположниками религиозно-нравственных систем (Заратустра, Будда, Конфуций, Сократ, Христос), оказавших колоссальное влияние на весь ход человеческой истории. Они изменили весь мир. Поэтому мы с полным основанием можем назвать их творчество сверхчеловеческим. Сверхчеловек - это тот, кто достиг вершины совершенства, кто овладел секретом Абсолюта и показал всем остальным Его Истину и путь к Нему. Вершиной развития религиозной мысли Античности стало христианство» (Карабущенко, 2022, стр.713).

В целом, работа профессора П.Л. Карабущенко - это последняя на данный момент попытка определить некие «ключи» в поиске «кода» духовной элитности человека, на примере античной истории. Поднятые им проблемы, остаются открытыми для широкой научной дискуссии. Вместе с тем, указанный в работе ее порядковый номер («Том первый»), заставляет предполагать продол-

Вопросы элитологии. 2023. No 2 | ISSN: 2712-8415 Критика и рецензии | doi: 10.46539/elit.v4i1.154

жения его исследования и анализ истории элитологической мысли последующих исторических эпох...

Список литературы

Карабущенко, П.Л. (2022) Очерки истории элитологии. Т. 1: Древний мир. «КДУ», «Добросвет» 725 с. doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1258-7-2022-725

Лосев, А.Ф. (2000) История античной эстетики. ООО «Издательство ACT»; «Фолио».

References

Karabushchenko, P.L. (2022) Sketches of the history of elitology. Т. 1: Ancient world. "KDU", "Dobrosvet" 725 p. doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1258-7-2022-725 (in Russian).

Losev, A.F. (2000) History of antique aesthetics. ACT Publishers Ltd; Folio (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.