УДК 94:314 ББК 60.75
Историческая демография за рубежом на современном
*
этапе: методы, источники и основные направления
А.С. Щетинина
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Foreign Historical Demography at the Present Stage: Methods, Sources and Basic Directions
A.S. Shchetinina
Altai State University (Barnaul, Russia)
Статья посвящена основным изменениям, которые произошли в исторической демографии за рубежом с конца ХХ в. по настоящее время. В российских исследованиях встречается термин «новая историческая демография», однако пояснений его значения выявлено не было. Данный термин не был найден и в иностранных публикациях по исторической демографии, доступных и изученных автором на сегодняшний день. Тем не менее вызывает интерес, что означает это понятие, с какими направлениями исследований, методами, технологиями и источниками связана «новая» историческая демография. Данная статья — это часть общего исследования, посвященного «новой» исторической демографии в России и за рубежом, в которой рассматриваются тенденции именно зарубежной исторической демографии на современном этапе. Проанализированы изменения в источнико-вой базе, в методах и технологиях историко-демогра-фических исследований, а также их влияние на изменение исследовательского поля. В основном акцент был сделан на развитие исторической демографии в странах Западной Европы и США, так как именно там проводились и проводятся наиболее крупные исследовательские проекты в указанной сфере, созданы и функционируют масштабные общедоступные информационные ресурсы.
Ключевые слова историческая демография, методология, исторические источники, базы данных, информационные системы.
The given article is devoted to the major changes that have occurred in the historical demography abroad since the end of the XX century to the present. Russian researches found the term "new historical demography", but explanation of its meaning has not been revealed. Also, this term is not found in foreign publications on historical demography, available and examined by the author up to date. However, the meaning of the concept, the areas of its use as well as methods, technologies and sources associated with «new» historical demography present a certain interest.
This article is part of a general research on the "new" historical demography in Russia and abroad, which examines trends in foreign historical demography at present time. The changes in the source base, in the methods and techniques of historical and demographic studies, as well as their influence on the change in the research fields have been analyzed. Basically, the focus of the given research was made on the development of historical demography in Western Europe and the USA, as there were carried out and conducted the largest research projects in this field, set up and operate large-scale public information resources for historical demography.
Keywords: historical demography, methodology, historical
sources, databases, information systems.
DOI 10.14258/izvasu(2015)4.2-45
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. за рубежом произошел переход исторической демографии на новый этап развития. Она была «активизирована» появлением новых источников и методов исследования.
Если ранее акцент делался на реконструкцию тенденций и закономерностей демографического поведения в прошлом, то на новом этапе развития историко-де-мографические исследования вышли далеко за рам-
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 15-01-00207-а.
Историческая демография за рубежом на современном этапе.
ки классических тем. Историческая демография стала фокусироваться на измерении и объяснении различий в демографических показателях, освещая взаимосвязь между социальными, экономическими и демографическими процессами. Историко-демографические исследования вышли на междисциплинарный уровень, взаимодействуя прежде всего с такими дисциплинами, как социология, экономика, антропология и география [1, р. 5].
Переход на новый уровень развития исторической демографии напрямую был связан с введением в оборот новых источников. Первоначально закономерности и тенденции демографического поведения, организация домохозяйств прошлого изучались прежде всего по агрегированным данным, которыми были опубликованные статистические таблицы по результатам переписей населения. Еще одним классическим источником для историко-демографических исследований были и остаются метрические книги. Передовые позиции в Европе в исследованиях, базирующихся на данных церковного учета населения, занимает Кембриджская группа по изучению истории населения и социальной структуры (the Cambridge Group for the History of Population and Social Structure). Одним из итогов работы Кембриджской группы с материалами церковного учета стало исследование «English Population History from Family Reconstitution 1580-1837» [2]. Можно сказать, что эта работа положила начало новому этапу исторической демографии в Европе, так как исследование было основано не только на сложных демографических, количественных методах, но и на информационных технологиях. Кроме того, оно является междисциплинарным исследованием. Дальнейшие исследования Кембриджской группы были направлены на изучение профессионального состава населения по тем же источникам и по материалам переписей. На сегодняшний день разработки Кембриджской группы считаются базой не только для историко-демографических исследований, но и для социогуманитарных дисциплин в целом. На их разработках основываются проекты, выполненные не только в Великобритании, но и в других европейских странах.
На современном этапе данные переписей населения и церковного учета по-прежнему остаются опорой историко-демографических исследований, но что касается переписей, то используются не агрегированные данные, а первоисточники, т.е. индивидуальные анкетные листы. Их применение стало возможным с появлением новых методов, основанных на информационных технологиях. На основе анкетных листов переписей населения еще во второй половине 1980-х гг. в США и в Западной Европе стали создаваться крупные массивы данных. Первые исследования, основанные на индивидуальных источниках, были небольшими по масштабу и охватывали
конкретные города или небольшие местности. Это объяснялось значительными затратами (людскими, техническими, финансовыми) на обработку данных первоисточников.
В начале 1990-х гг. исследователи из США и Западной Европы, получив значительную финансовую поддержку, начали крупные проекты по обработке и вводу в широкий оборот информации из первичных источников (анкетных листов переписей, а также материалов церковно-приходского учета населения). На основе указанных источников ими были созданы информационные и геоинформационные системы, которые документируют и визуализируют историко-демографические (и не только) процессы этих стран за период около 200 лет [3, 4]. Лидерами в этой области являются на сегодняшний день США, Великобритания и Нидерланды. Таким образом, от небольших по масштабу и территориальному охвату баз данных исследователи смогли перейти к созданию проектов, охватывающих территорию всей страны, а позже и нескольких стран.
И метрические книги, и первичные источники переписей населения, благодаря информационным системам, используются в историко-демографиче-ских исследованиях одновременно, то есть информация из одного источника увязывается с информацией из другого, что позволяет получить не только единовременный срез информации о конкретном человеке, его семье, но и проследить изменения, с ними связанные, во времени и пространстве. Технические и финансовые возможности позволяют также связывать информацию об одном и том же человеке в рамках нескольких переписей. Такие методы и технологии вывели историко-демографические исследования на качественно иной уровень, существенно расширив исследовательское поле.
Помимо материалов церковно-приходского учета и анкет переписей, применяются источники и других видов учета (например, административного), а также генеалогические источники. Особенно актуально применение такого рода источников в тех странах, где традиции проведения всеобщих переписей населения не такие давние, как в Европе и США. Например, в Китае используются родословные, так как первичные переписные материалы и метрические данные отсутствуют или недоступны для исследователей. В некоторых странах Европы и Азии в качестве источника для историко-демографических исследований активно применяются регистры населения. Регистры населения имеют схожую структуру с материалами переписей, что и позволяет проводить сравнительные исследования с другими странами. По мере включения этих источников в оборот создаются возможности для сравнения моделей организации семьи и демографического поведения в разных странах Европы и Азии. Специалисты говорят о ближайшей перспек-
тиве «новой эры международных сопоставлений в исторической демографии» [1, р. 20-21]. Таким образом, одной из важнейших особенностей современной исторической демографии за рубежом является стремление к международному сотрудничеству, прежде всего в области создания информационных ресурсов на основе первоисточников. Важнейшим условием такого сотрудничества является открытость и общедоступность оцифрованных массивов данных. Предоставление данных в публичный доступ «взорвало» количество национальных историко-демографи-ческих исследований, базирующихся на источниках индивидуального уровня или уровня одного домохозяйства. Особенно активно такие исследования ведутся в США, Нидерландах, Швеции, Норвегии и др. В США, например, благодаря масштабному проекту по переписям населения «IPUMS (the Integrated Public Use Microdata Sample)» появились и активно изучаются такие аспекты, как миграции, профессии отдельных этнических или расовых групп, их социальные, бытовые особенности и т.п. [1, р. 18-19].
Еще одним интересным, популярным и актуальным направлением является изучение долгосрочных тенденций в семье и бытовой организации, состава населения и смежных с ними тем. Изучение подобной проблематики стало возможным благодаря так называемым продольным данным, полученным связыванием разных по времени переписей населения друг с другом или с другими источниками. Опять же можно утверждать, что подобные исследования невозможны были бы без информационных ресурсов, содержащих персональную информацию по переписям населения или другим упоминавшимся здесь источникам.
Изучение указанных направлений выводит историческую демографию на междисциплинарный уровень. Во взаимодействии исторической демографии
с другими дисциплинами можно выделить некоторые особенности, характерные для зарубежной практики (прежде всего, европейской) и отечественной. Европейская историческая демография развивается как часть социогуманитарных дисциплин, является составной частью междисциплинарного направления Social Science History и активно взаимодействует с экономикой, антропологией, географией и социологией. В России историческая демография более тесно взаимодействует с исторической информатикой, развиваясь в рамках деятельности ассоциации «История и компьютер».
Подобные изменения в исторической демографии первоначально отражались в западноевропейских и североамериканских исследованиях. К настоящему времени переход на новый этап развития характерен для исторической демографии не только большинства европейских и американских государств, но также и для стран Азии. Не является исключением и Россия, где в последнее время стал использоваться термин «новая историческая демография» относительно тех изменений, о которых шла речь выше. По сравнению с американской и западноевропейской, отечественная историческая демография пока менее ориентирована на изучение индивидуальных особенностей и их влияние на дальнейшую жизнь индивида, что обусловлено опять же особенностью источниковой базы.
В целом можно говорить, что в зарубежной исторической демографии на современном этапе произошла переориентация от таких классических тем, как, например, динамика населения в прошлом, на новые: влияние сообщества, семьи и отдельных характеристик в начале жизни на состояние здоровья в дальнейшей жизни, а также взаимосвязь политических, экономических, социальных и демографических процессов.
Библиографический список
1. Campbell C.. Historical Demography // California Center for Population Research. On-Line Working Paper Series. — 2012. — June.
2. English Population History from Family Reconstitution: 1580-1837. By E. A. Wrigley, R. S. Davies, J. E. Oeppen, and R. S. Schofield. — N. Y., 1997.
3. A Vision of Britain through Time [Электронный ресурс]. — URL: http://www.visionofbritain.org.uk/#.
4. The Minnesota Population Center (MPC) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ipums.org.